Научная статья на тему 'Определение тематического минимума на иностранном языке, использующегося выпускниками нелингвистических вузов в процессе профессиональной деятельности'

Определение тематического минимума на иностранном языке, использующегося выпускниками нелингвистических вузов в процессе профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО МИНИМУМА / ВЫПУСКНИКИ НЕЯЗЫКОВЫХ/НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ВУЗОВ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОВОРЕНИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коплякова Екатерина Степановна

В статье даны результаты анализа анкетирования выпускников неязыковых вузов с целью определения тематического минимума на иностранном языке, необходимого в профессиональной деятельности современных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение тематического минимума на иностранном языке, использующегося выпускниками нелингвистических вузов в процессе профессиональной деятельности»



SCIENCE TIME

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО МИНИМУМА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕГОСЯ ВЫПУСКНИКАМИ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коплякова Екатерина Степановна, Московский государственный машиностроительный университет, г. Москва

E-mail: kopliakova@mami.ru

Аннотация. В статье даны результаты анализа анкетирования выпускников неязыковых вузов с целью определения тематического минимума на иностранном языке, необходимого в профессиональной деятельности современных специалистов.

Ключевые слова: определение тематического минимума, выпускники неязыковых/нелингвистических вузов, анкетирование, профессиональная деятельность, говорение на иностранном языке.

Процесс обмена информацией в последние годы постоянно вносит изменения и коррективы. Авторы учебников не всегда успевают дополнять в свои работы необходимую новую информацию. Преподаватель-практик иностранного языка должен точно знать, о чем беседуют выпускники конкретного вуза на иностранном языке в процессе своей профессиональной деятельности. Получив актуальный тематический минимум, обучающий сможет своевременно и методически грамотно организовать обучение студента уже в процессе подготовки будущего выпускника к его профессиональной деятельности. Это и повлияло на проведение ниже следующего исследования

Цель данной статьи - сообщение результатов анкетирования выпускников неязыковых вузов (НЯ) для уточнения тематического минимума на иностранном языке (ИЯ), которому необходимо обучать студентов в нелингвистических вузах.

Для достижения указанной цели автор ставил перед собою следующие задачи:

- учет наличия/отсутствия преемственности в системе образования между средней и высшей школой при обучении говорению на иностранном языке (ИЯ) как виду речевой деятельности (РД) в результате анкетирования выпускников

средней школы, поступивших в Московский машиностроительный университет ( МАМИ);

- уточнение тем, встречавшихся учащимся средних школ при обучении их говорению, поступивших и обучающихся в указанном выше вузе;

- анкетирование студентов I и IV семестров названного университета для уточнения перечня типичных тем на ИЯ, включенных в календарные планы кафедры ИЯ и в учебный процесс;

- опрос выпускников указанного университета, работающих в автомобиле -и машиностроении, говорящих на конкретные темы на ИЯ в процессе своей профессиональной деятельности, для конкретизации тематического минимума, который должен подлежать обязательному включению в календарные планы при подготовке высококвалифицированных специалистов в вузе.

Для выполнения первой задачи в сентябре-ноябре 2014 г было проведено анкетирование 50 выпускников средних школ, поступивших в указанный выше университет, в результате чего получены данные.

Таблица 1

Результаты опроса выпускников средних школ о говорении на ИЯ

на конкретные темы

Количество выпускников средних

Темы школ, которые изучали в школе темы в процессе говорения на ИЯ

Школа 21 из 50

Семья 10 из 50

Город 4

Россия и страна изучаемого языка 32

Моя будущая профессия 8

Мой любимый писатель 5

Проанализировав полученную информацию, следует подчеркнуть нижеследующее.

1. Не все средние школы «обучали» полному тематическому минимуму, предусмотренному «школьной» программой, если они готовили учащихся в неязыковые вузы. Учителя школ не уделяли должного внимания говорению как виду РД на ИЯ, так как ИЯ не являлся тогда обязательной дисциплиной в составе ЕГЭ. В школьных учебниках по ИЯ присутствуют такие темы, как Россия, страна изучаемого языка, город и др.. Но так как школьники, которые планируют поступать в нелингвистические вузы, не изучали ИЯ как

обязательный предмет в составе ЕГЭ, то они не получали даже запланированного школьной программой минимума знаний и умений в области говорения.

2. В результате анкетирования и бесед с опрашиваемыми выяснено: Как правило, учащимся средних школ предлагается пересказать в виде монолога содержание прочитанного текста. Выполняя такое упражнение, школьник излагает точку зрения автора текста и не высказывает свое мнение о теме. Данное упражнение не является речевым и не учит говорению как виду РД. Лишь семь из опрошенных студентов сообщили, что их учитель школы практиковал организацию ролевых игр, при которых одни учащиеся высказывали свое мнение о теме (например, поездке в Дрезден), рассказывали о своих путешествиях в страны изучаемого языка, а другие задавали им вопросы, интересуясь деталями описываемых событий. Значит, обучение диалогической речи проводилось в ряде школ, хотя и не являлось типичным явлением.

3. Дидактическая преемственность между средней и высшей школой при обучении говорению на ИЯ как виду РД получает, к сожалению, еще недостаточное распространение.

4. Преподаватели вузов должны учитывать подготовку поступивших к ним обучающихся, создавать учебные пособия, лабораторные работы или необходимые материалы.

При анализе результатов анкетирования для уточнения вузовского тематического минимума, проведенного в данном университете, получены сведения.

Таблица 2

Результаты опроса студентов дневного отделения

Темы Количество студентов, изучающих данную тему

Система высшего образования в России и стране изучаемого языка, учеба в вузе 45 (из 50)

Трудоустройство (участие в конкурсе, собеседование в отделе кадров), будущая работа собеседников 30

Обсуждение пунктов договора о сотрудничестве, ведение переговоров 45

Презентация вуза/ организации/ лаборатории 46

Инновации в соответствующей отрасли 30

Профессионально ориентированная тематика 50

Таблица 3

Результаты опроса 50 выпускников упомянутого выше вуза об использовании ими тем при говорении на ИЯ в их профессиональной деятельности

выпускники неязыковых вузов, работающие в

темы на ИЯ вузах НИИ фирмах США, Англии, ФРГ и др.стран на заводах и предприятиях министерствах и др. руководящих организациях

Обучение в вузе, аспи-

рантуре, докторантуре (о себе и собеседнике) 35 30 5 1

Моя должность, работа, мои обязанности,

трудности и т.д., выяс- 30 29 20 8 10

нение этих же данных

у собеседника

Беседа на профессио-

нально ориентирован- 50 45 46 3 10

ные темы

Сообщение о своей

семье и вопросы о семье собеседника 5 4 6 4

Обсуждение каких-то

актуальных вопросов 7 8 2 15

политического харак-

тера

Обсуждение договора о сотрудничестве 35 15 35 20

Презентации изделия, кафедры, лаборатории, 45 35 40 2 3

вуза, отдела, завода

Инновации в отрасли 47 45 45 12 19

Беседа в таможне 4 3 2 5

Разговор в гостинице/ общежитии 4 3 2 6

Посещение кафе, ре- 4 3 2 7

сторана, столовой

Визит в магазин, музей 4 2 1 3

Сравнивая изучаемые обучающимися в названном выше вузе темы и тематический минимум, встречающийся в актуальной профессиональной

SCIENCE TIME

деятельности выпускников, необходимо отметить нижеследующее.

Наиболее востребованными оказываются в наше время профессионально ориентированная тематика и темы, связанные с презентацией результатов работы и инновациями в соответствующей отрасли. Эти же темы являются основными в практической вузовской подготовке студентов университета машиностроения (МАМИ) к их дальнейшей послевузовской работе. Несколько большего внимания необходимо уделять проблемам инноваций уже в течение вузовского курса обучения. Над незначительным количеством «второстепенных» тем желательна дополнительная (хотя бы самостоятельная) работа.

Цель автора данной работы достигнута, так как получен конкретный минимальный перечень тем, которые обсуждают выпускники вуза. Указанный университет готовит обучающихся к их будущей профессиональной деятельности. Высшие учебные заведения в других регионах страны, видимо, также проводят аналогичные необходимые исследования и уточняют в отдельных случаях свои актуальные задачи, а также вносят коррекцию в учебный процесс.

Литература:

1. Марковина И.Ю., Ширинян М. В., «Иностранный язык в неязыковом вузе на постдипломном этапе обучения: потребности и перспективы» в Вестнике Московского государственного лингвистического университета, М., выпуск 12 (645), Педагогические науки. 2012

2. Тетерюкова О.М., Казначеева Н.Л., «Основные тенденции развития высшего образования с позиций его инновационности» в М., Образование. Наука. Научные кадры» № 8, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.