Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ПЕРСОНИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ПЕРСОНИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феттер И.В.

Представлены задачи и результаты поискового этапа исследования в рамках деятельности научной Лаборатории персонификации образования Омского государственного педагогического университета. В соответствии с заявленными методологическими подходами и теоретическими основаниями определены и обоснованы стратегии персонификации образования: самоопределение, событийность и сопровождение. Показана взаимосвязь обозначенных образовательных стратегий и компонентов образовательной среды в контексте персонификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF PERSONIFICATION STRATEGIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SECONDARY SCHOOL

The article presents the objectives and results of the exploratory phase of the research within the framework of the activities of the Scientific Laboratory for Personification of Education of the Omsk State Pedagogical University. In accordance with the stated methodological approaches and theoretical foundations, the strategies of personification of education were identified and justified: self-determination, eventivity, and accompaniment . The article shows the relationship of the indicated educational strategies and components of the educational environment in the context of personification.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ПЕРСОНИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ»

УДК 37.013

Инна Витальевна Феттер

Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, jhna08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3129-629X

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ПЕРСОНИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Аннотация. Представлены задачи и результаты поискового этапа исследования в рамках деятельности научной Лаборатории персонификации образования Омского государственного педагогического университета. В соответствии с заявленными методологическими подходами и теоретическими основаниями определены и обоснованы стратегии персонификации образования: самоопределение, событийность и сопровождение. Показана взаимосвязь обозначенных образовательных стратегий и компонентов образовательной среды в контексте персонификации.

Ключевые слова: образовательная среда, персонификация образования, стратегии персонификации

Inna V. Fetter

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation, jhna08@mail.ru

IDENTIFICATION OF PERSONIFICATION STRATEGIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SECONDARY SCHOOL

Abstract. The article presents the objectives and results of the exploratory phase of the research within the framework of the activities of the Scientific Laboratory for Personification of Education of the Omsk State Pedagogical University. In accordance with the stated methodological approaches and theoretical foundations, the strategies of personification of education were identified and justified: self-determination, eventivity, and accompaniment. The article shows the relationship of the indicated educational strategies and components of the educational environment in the context of personification.

Key words: educational environment, personification of education, strategies of personification

В условиях полипарадигмальности современной педагогической науки педагогам-исследователям предоставляется широкий выбор методологических оснований для определения научных подходов к решению проблем современного образования. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, актуальными направлениями исследований на теоретическом и эмпирическом уровнях является проблема персонификации образования [6; 10] и изучение влияния образовательной среды на становление личности и качество образовательного результата обучающихся [4; 12]. При этом на практике обнаруживается, что именно недостаточное качество образовательной среды является одним из факторов, оказывающих негативное влияние на уровень образования обучающихся в школах с низкими образовательными результатами.

В связи с актуальностью этой проблемы в рамках конкурса заявок на открытие научных лабораторий Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) была организована Лаборатория персонификации образования и сформулирована тема исследования «Персонификация образовательной среды школы как условие качества образования». В соответствии с планом деятельности научного коллектива исследование будет проводиться в период с 2022 по 2024 годы. Целью деятельности лаборатории

является теоретическое обоснование и практическая реализация стратегий персонификации образовательной среды школы как условия повышения качества образования. В качестве основных задач первого поискового этапа работы в течение 2022 года предполагался выбор методологических оснований и формулировка ведущих идей исследования.

Обозначенная в рамках деятельности Лаборатории персонификации образования методология исследования, в соответствии с уровнями методологического знания, была определена на философском уровне положениями экзистенциальной педагогики, на общенаучном уровне - идеями системно-синергетического подхода, на конкретно-научном уровне положениями средового, личностно-деятельностного, культурологического и системно-квалитативного подходов. Технологический уровень методологии исследования, по замыслу участников лаборатории, должен обеспечиваться теоретическими (терминологический анализ, социокультурный анализ, моделирование) и эмпирическими (метод монографических характеристик, биографический метод, метод экспертных оценок) методами [8, с. 586].

Определяющими на этом этапе работы стали идеи средового подхода и представленные в педагогической литературе теоретические основания моделирования образовательной среды школы. На основе терминологического анализа понятия «образовательная среда» в качестве рабочего определения нами принято определение В.А. Ясвина, который понимает образовательную среду школы как «пространственно и/или событийно ограниченную совокупность возможностей для развития личности, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия членов школьного сообщества» [12]. В соответствии с этим определением компонентами базовой для предпринимаемого исследования модели образовательной среды являются социальный, пространственно-предметный и технологический (психо-дидактический) компоненты.

В качестве теоретических оснований для формулировки ведущих идей в соответствии с темой исследования были определены концепции индивидуализации и персонификации образования [6; 10], труды по проблеме самоопределения обучающихся [11], теория педагогического сопровождения [1], идеи педагогики событийности [7].

В работе научного коллектива важным для построения теоретической основы исследования стало обоснование процесса персонификации образования в соответствии с моделью образовательной среды по В.А. Ясвину и определение соответствующих образовательных стратегий. Согласно принятого определения, персонификация образования в логике средового подхода рассматривается как ориентация образовательного процесса на качество условий и возможностей, содержащихся в социальном, пространственно-предметном окружении обучающегося, и технологическое обеспечении образовательного процесса, способствующее определению индивидуального образовательного запроса, поддержку мотивации и осознанного образовательного выбора, а также сопровождение реализации индивидуального образовательного маршрута и принятие обучающимся ответственности за образовательные результаты.

В определении образовательных стратегий, адекватных процессам средового проектирования и персонификации образования, мы обратились к трактовке термина «стратегия» по И.А. Зимней - это «предваряющая деятельность и текущее исследование закономерностей объекта стратегии» [5, с.468], которые имеют долгосрочный и комплексный характер, предполагающий в качестве составляющих целевые ориентиры, содержание, субъектов, методы, формы, средства реализации и т.д.

В качестве исходных для определения стратегий персонификации образования были сформулированы следующие теоретические положения:

- образовательная среда представляет возможности для самоопределения, самоорганизации и самореализации обучающихся;

- обучающийся осознает и принимает ответственность за результаты обучения;

- определяющей характеристикой содержания образования становится эмоционально-ценностный компонент и личностная значимость событий образовательного процесса и индивидуального образовательного маршрута;

- ответственность обучающегося за образовательный выбор в построении индивидуального образовательного маршрута предполагает применение технологии педагогического сопровождения [9, с.130].

В результате анализа содержания компонентов образовательной среды, принципов ее проектирования и технологических подходов к процессу персонификации была определена триада образовательных стратегий, способствующих персонификации образовательного процесса: самоопределение, событийность и сопровождение.

Стратегия самоопределения обучающегося предполагает создание условий для реализации субъектной позиции учащегося в процессе выбора траектории в формате нелинейного образования с учетом индивидуального образовательного запроса, интересов и способностей, а также формирование готовности нести ответственность за результаты образования.

Обоснование выбора стратегии событийности базируется на принципах постнеклассической дидактики, рассматривающей формирование субъектности в связи с нарративной природой образовательных событий, имеющих для обучающегося личностно значимый и эмоционально-ценностный характер.

Определение в триаде стратегий персонификации образования роли стратегии педагогического сопровождения обусловлено, на наш взгляд, индивидуальным характером ситуаций и затруднений учащегося, нуждающегося в педагогической поддержке, и тем опытом самостоятельного решения учебных и жизненных проблем, который приобретает обучающийся в результате педагогического сопровождения.

Представляется, что выбор указанных стратегий определяется сквозным характером их содержания и технологий реализации по отношению к социальному, пространственно-предметному и психо-дидактическому (технологическому) компонентам модели образовательной среды. Согласно первой стратегии персонификации предполагается самоопределение обучающегося как в социальном и предметном пространстве школы, так и в достижении субъектности на целевом, содержательном, деятельностном и результативном этапах образования и взаимодействия с другими участниками образовательного процесса на уровне применения педагогом личностно-ориентированных образовательных технологий. Взаимообусловленность стратегии событийности персонификации образования и компонентов модели образовательной среды определяется социальным контекстом образовательных событий, необходимым для этого пространственно-предметным и технологическим обеспечением. И, наконец, стратегия педагогического сопровождения, которая строится на соответствующей педагогической технологии, предполагает педагогическую поддержку субъектности обучающегося в ситуациях реального школьного физического и социального пространства.

Таким образом, определение совокупности стратегий самоопределения, событийности и сопровождения как условий персонификации образовательной среды представляется адекватным поставленной на поисковом этапе работы лаборатории задачи выбора методологических оснований и определение ведущих теоретических идей исследования. Основные теоретические положения, отражающие результаты исследования научной Лаборатории персонификации образования на обозначенном этапе, представлены рядом публикаций [3; 8; 9].

Перспективы деятельности лаборатории по теме «Персонификация образовательной среды школы как условие качества образования» на следующем диагностическом этапе

исследования в 2023 году заключаются:

- в определении модели мониторинга условий персонификации образовательной среды;

- в проведении диагностических процедур по определению качества персонифицированной образовательной среды образовательных организаций общего образования с различными уровнями образовательных результатов;

- в выявлении основных проблем качества школьного образования в связи с возможностями персонификации социального, пространственно-предметного и технологического компонентов образовательной среды школы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 108-111.

2. Гребенюк Т. Б., Любишина С. А. Педагогика индивидуальности. М.: Изд-во РАЕ, 2014. 103 с.

3. Диких Э.Р Самоопределение как стратегия персонификации образовательной среды школы // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2022. № 8. С. 3101.

4. Дрозд К. В., Плаксина И. В. Проектирование образовательной среды школы как педагогическая инновация: научно-методическое сопровождение: учебно-методическое пособие. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017.

5. Зимняя И.А. Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания// Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. C. 465-474.

6. Кочергина Г.Д. Персонификация в образовании - вектор развития школы и ребенка // Моделирование персонифицированной системы воспитания в условиях общего и дополнительного образования: сборник материалов участников региональной инновационной площадки. Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. С. 14-18.

7. Крылова Н.Б., Жилина М.Ю. Событийность в образовательной и педагогической деятельности // Научно-методическая серия «Новые ценности в образовании». №1(43). 2010. 157 с.

8. Макарова Н.С., Феттер И.В. Методологические основания персонификации образовательной среды школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 6. С. 580-587.

9. Макарова Н.С., Феттер И.В. Персонификация общего образования в контексте средового подхода // Горизонты образования. материалы III Международной научно-практической конференции. Омск, 2022. С. 128-131.

10. Розин В. М., Ковалева Т. М. Персонализация или индивидуализация: психолого-антропологический или культурно-средовой подходы // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 18-28.

11. Тубельский А. Н., Кукушкин М. Е., Старостенкова М. В. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания / ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2001.

12. Ясвин В. А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6). С. 74-93.

REFERENCES

1. Gazman O.S. Vospitanie i pedagogicheskaja podderzhka detej // Narodnoe obrazovanie. 1998. № 6. S. 108-111. (In Russian).

2. Grebenjuk T.B., Ljubishina S. A. Pedagogika individual'nosti. M.: Izd-vo RAE, 2014. 103 s.

3. Dikih Je.R Samoopredelenie kak strategija personifikacii obrazovatel'noj sredy shkoly // Pis'ma v Jemissija.Offlajn. 2022. № 8. S. 3101. (In Russian).

4. Drozd K. V., Plaksina I. V. Proektirovanie obrazovatel'noj sredy shkoly kak pedagogicheskaja innovacija: nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie: uchebno-metodicheskoe posobie. Vladimir: Izd-vo VlGU, 2017. (In Russian).

5. Zimnjaja I.A. Psihologo-pedagogicheskaja harakteristika strategial'nogo podhoda i obshhej strategii vospitanija// Strategija vospitanija v obrazovatel'noj sisteme Rossii: podhody i problemy / Pod red. prof. I.A. Zimnej. Izd. 2-e, dop. i pererab. M.: Agentstvo «Izdatel'skij servis», 2004. C. 465-474. (In Russian).

6. Kochergina G.D. Personifikacija v obrazovanii - vektor razvitija shkoly i rebenka // Modelirovanie personificirovannoj sistemy vospitanija v uslovijah obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija: sbornik materialov uchastnikov regional'noj innovacionnoj ploshhadki. Smolensk: GAU DPO SOIRO, 2019. S. 14-18. (In Russian).

7. Krylova N.B., Zhilina M.Ju. Sobytijnost' v obrazovatel'noj i pedagogicheskoj dejatel'nosti // Nauchno-metodicheskaja serija «Novye cennosti v obrazovanii». №1(43). 2010. 157 s. (In Russian).

8. Makarova N.S., Fetter I.V. Metodologicheskie osnovanija personifikacii obrazovatel'noj sredy shkoly // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2022. T. 7. № 6. S. 580587. (In Russian).

9. Makarova N.S., Fetter I.V. Personifikacija obshhego obrazovanija v kontekste sredovogo podhoda // Gorizonty obrazovanija. materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk, 2022. S. 128-131. (In Russian).

10. Rozin V. M., Kovaleva T. M. Personalizacija ili individualizacija: psihologo-antropologicheskij ili kul'turno-sredovojpodhody // Pedagogika. 2020. T. 84. № 9. S. 18-28. (In Russian).

11. Tubel'skij A. N., Kukushkin M. E., Starostenkova M. V. Novaja model' obrazovanija starsheklassnikov: opyt sozdanija / red. M. A. Ushakova. M.: Sentjabr', 2001. (In Russian).

12. Jasvin V. A. Tehnologija sredovogo proektirovanija v obrazovanii // Social'no-politicheskie issledovanija. 2020. № 1 (б). S. 74-93. (In Russian).

Информация об авторе И. В. Феттер — кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author I. V. Fetter - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.