УДК 378.046.4
О. В. Кашина
Понятие и сущность профессионального развития педагогических кадров
В статье подчеркивается актуальность обращения к теме персонифицированного профессионального развития педагогических кадров, степень ее разработанности в отечественном педагогическом сообществе и приоритеты государственной образовательной политики в данном направлении. Предлагаются результаты источниковедческого анализа, касающиеся «природы» персонификации: рассматривается изложение идеи персонификации в литературных, философских и религиозных трудах Античности и Древнего Востока и ее развитие в образовательных событиях XX века; объясняется этимология слов «персонификация» и «persona»; раскрывается многозначность толкования понятия «персонификация» в науке (философии, социологии, психологии, педагогике, андрогогике и культурологии), в областях профессиональной деятельности (медицине, психиатрии, менеджменте, юриспруденции, криминологии, образовании) и областях мировоззрения (мифологии, религии); анализируется время возникновения данного понятия в науке, сфера его первоначального использования; приводятся имена ученых, занимающихся изучением персонификации в психологии; объясняется необходимость перенесения понятия «персонификация» в сферу образования. Предлагаются и рассматриваются сопряженные понятия: «персонификация обучения», «персонификация образования», «персонификация в сфере дополнительного профессионального образования», «персонифицированное профессиональное развитие»; раскрываются отличия персонификации профессионального развития педагогических кадров от персонификации в сфере дополнительного профессионального образования педагогических кадров.
Ключевые слова: персонифицированное профессиональное развитие педагогических кадров, персонифицированный подход, персонификация в сфере дополнительного профессионального образования.
O. V. Kashina
The Concept and Essence of Teachers' Professional Development
The article reveals the relevance of teachers' personalized professional development, the degree of readiness in the national educational community and the educational priorities of the state policy in this direction. The results of the source analysis concerning the «nature» of personification: the presentation of the idea of personification in literary, philosophical and religious writings of Antiquity and the Ancient East and its development in the educational events of the XX century; here is explained the etymology of the word «personification» and «persona»; here is revealed the ambiguity of the interpretation of the concept of «personification» in science (philosophy, sociology, psychology, pedagogy, andragogic and cultural studies) in the fields of the professional activity (medicine, psychiatry, management, law, criminology, education) and fields of the world (mythology, religion); here is analyzed the time of the emergence of this concept in science, the scope of its initial use, are presented the names of the scientists involved in the study of personification in psychology; is explained the necessity of transferring the concept of «personalization» into education. Here are proposed and discussed related concepts: «personification of training», «personification of education», «personification in the sphere of further professional education», «personalized professional development»; differences of personification professional development of teachers from personification in the sphere of further professional education of pedagogical staff are revealed.
Keywords: personalized professional development of pedagogical staff, personification, personification in the sphere of further professional education.
В настоящее время в системе дополнительного профессионального образования наблюдается повышенный интерес к теме персонифицированного профессионального развития педагогических кадров. Такой интерес обусловлен сменой парадигмы от «образования, предписанного сверху», к «обучению, привязанному к потребностям в знаниях» [26]. Именно потребность в педагогических, методических, правовых, философских и других знаниях, востребованных в профессиональной деятельности в сфере образо-
вания, указывает на необходимость разработки и реализации персонифицированного подхода к профессиональному развитию педагогических кадров.
Источниковедческий анализ позволяет констатировать, что теоретические основы персонифицированного подхода в системе дополнительного профессионального образования впервые были представлены в исследованиях Т. Э. Галкиной [4].
© Кашина О. В., 2016
Впоследствии были разработаны:
— персонифицированный подход к обучающимся в дистанционном профессиональном образовании (О. В. Попова) [23];
— персонифицированный подход к педагогическим работникам в процессе повышения квалификации (Е. Н. Жаркова, Н. Г. Калашникова) [8];
— персонифицированно-индивидуализирован-ный подход к повышению квалификации работников образования (В. В. Обухов) [18];
— персонифицированный подход подготовки управленческих кадров для сферы образования (Н. В. Кирий) [13] и др.
Актуализация темы персонифицированного профессионального развития педагогических кадров, безусловно, связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества и затрагивающими процессы в сфере образования. Так, например, государственная образовательная политика акцентирует внимание на необходимости «...перехода на персонифицированную модель финансового обеспечения программ повышения квалификации при формировании эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов» [5]. И в то же время, говоря о приоритетах государственной образовательной политики, следует отметить, что персонифицированное профессиональное развитие кадров в нашей стране является инновацией, ломающей устоявшиеся стереотипы в сфере образования [3].
Акцент на персонификацию процесса профессионального развития позволяет рассматривать развитие личности педагога за счет стремления к самоусовершенствованию и самоактуализации, изначально присущего любой личности [19]. Поэтому отличие персонифицированного развития от личностно-ориентированного заключается в структурировании процесса развития таким образом, чтобы наглядно видеть результаты личной траектории развития педагога, где системообразующей ориентационной основой персонификации процесса профессионального развития является его субъектность [12].
Таким образом, рассматривая персонифицированное профессиональное развитие педагогических кадров как одно из направлений модернизации системы дополнительного профессионального образования, неподдельный интерес вызывает вопрос, касающийся «природы» персонификации, а именно происхождения и развития данного понятия в науке и его толкования.
Изложение идеи персонификации обучения можно обнаружить в литературных, философских и религиозных трудах Античности и Древнего Востока:
— древнеримский писатель Петроний Арбитр утверждал: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя» [22];
— римский император Марк Аврелий направлял: «Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя» [1];
— священная книга мусульман Коран учит: «Каждый получит лишь то, к чему стремится сам».
Развитие идеи персонификации обучения прослеживается в событиях 50-60-е гг. XX в., когда американским профессором Ллойдом Трампом был разработан «план Трампа». Обучение по плану Трампа получило широкое распространение в Оксфорде. Трамп развивал на практике теорию крайней индивидуализации, выражающуюся в предоставлении учащемуся полной свободы в выборе содержания образования и методов его освоения, что привело к отказу от руководящей роли педагога и было направлено на персонификацию образования [6]. В нашей стране идея персонификации обучения во многом спровоцирована методологией полипарадиг-мального (мультипарадигмального) подхода и опытом развивающего обучения [3].
Этимология слова «персонификация» исторически указывает на связь с латинским словом «persona» (лицо, личина). В Древнем Риме слово «persona» первоначально служило для обозначения специальной маски, использовавшейся актером античного театра. С одной стороны, эта маска помогала актеру: оборудованная специальным раструбом, она усиливала звук его голоса и доносила его до аудитории. С другой стороны, она скрывала лицо актера под личиной персонажа. Интересно, что этимология слова «persona» (лат. «per» - 'через', «sonus» - 'звук': «то, через что проходит звук») еще отчетливее указывает и на атрибутивную, и на двойственную (способство-вание-препятствование) природу личности [20].
Многозначность толкования понятия «персонификация» (от лат. «persona» - 'лицо, личина, маска' и «facere» - 'делать') во многом объясняется широким диапазоном его применения. Как сложный многоплановый феномен персонификация рассматривается в науке (философии, социологии, психологии, педагогике, андрогогике и культурологии), в областях профессиональной деятельности (медицине, психиатрии, менедж-
менте, юриспруденции, криминологии, образовании) и областях мировоззрения (мифологии, религии):
— в философии это наделение каких-либо природных, абстрактных объектов или явлений личностными свойствами (личностным статусом, именем и образом) [25];
— в психологии это стремление психических содержаний (комплексов) обрести отличную от себя личность [9];
— в социологии это представление определенной идеи и нравственного явления в виде образа конкретного человека [2];
— в юриспруденции: это основа сведения проблемы преступности к личности преступника (персонификация наказания и персонификация ответственности) [10];
— в менеджменте это отождествление стратегии, стиля и ответственности с персоной менеджера [28];
— в медицине это наделение сложных (зрительных и слуховых одновременно) галлюцинаторных образов свойствами конкретных лиц [16];
— в психиатрии это индивидуальный образ самого себя или другого человека, представляющий комплекс чувств, отношений, представлений [28];
— в литературе это художественный прием, троп, использующийся для усиления образности и выразительности за счет приемов олицетворения, особенно в поэзии, сказках, баснях, былинах и песнях [25];
— в мифологии это проецирование на окружающий мир свойства человека, выступающее важным средством конкретизации мифологического образа [25];
— в религии это операция религиозного сознания, сопутствующая становлению божественного пантеона и появлению личных богов [25];
— в этике это имидж человека, представляющий собой набор определенных качеств, включающий не только естественный, но и специально наработанный образ [14];
— в культурологии это формирование образов при помощи переноса на явления природы и культурные феномены черт человеческой личности [25].
Таким образом, формируется обобщенное представление о сущности персонификации в различных областях знаний и профессиональной деятельности, рассматриваемое как олицетворение и одушевление изучаемых процессов, явле-
ний, объектов, наделение их личностным статусом и свойствами личности.
В педагогике и андрогогике персонификация -это «олицетворение» образовательного процесса, предоставление ему личностной направленности, то есть поиск и актуализация внутренних личностных ресурсов каждого субъекта образовательного процесса [11]. Основой понимания сущности процесса персонификации является выявление в нем в качестве главного признака осознанной, постоянно стимулируемой саморегуляции поведения обучающегося в образовательных процессах [6].
История введения понятия «персонификация» в педагогику, по мнению многих исследователей (Т. Э. Галкина, М. Б. Есаулова, В. В. Обухов и др.), берет свое начало в психологии и психиатрии, где термин «персонификация» используется в трактовке явления подсознания. Сущность персонификации в психологии раскрывается в работах К. Г. Юнга, Г. С. Салливана и Д. Хиллмана.
Если анализировать персонификацию через призму теории архетипов швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875-1961), то временем появления данного понятия можно условно считать 1919 г. Именно в это время К. Г. Юнг в своих работах использовал понятие «персонификации» для описания архетипов коллективного бессознательного [29].
В 1947 г. американский психолог Гарри Стек Салливан (1892-1949) разработал и описал систему персонификаций - сформировавшихся образов себя и окружающих, стереотипно определяющих отношение к себе и другим. Ученый подчеркивал, что для личности значимым является то, как она вписывается в реалии социума и воспринимается окружающими (персонифицируется) [4].
Продолжение развития метода персонификации в психологии можно найти в работах американского психолога Джеймса Хиллмана (19262011), который являлся основателем движения архетипичной психологии [15].
Таким образом, использование понятия «персонификация» в психологии было связано с природой человека как индивидуальности в аспекте самобытности, индивидуальной неповторимости на уровне поведенческих актов и психосвойств [21].
Перенесение понятия «персонификация» в сферу образования пока лишь очерчивает область значимых психологических образований (преимущественно в аспекте углубления процессов
индивидуализации) с учетом самобытности и уникальности личности, а также развития различных проявлений ее «самости» в регуляции образовательных процессов [6]. Важно отметить, что в педагогической литературе понятия «персонификация» и «персонификация обучения» синонимичны.
Персонификация - это:
— форма обучения, позволяющая видеть в стратегии обучения новые резервы, направленная на активное включение личности обучающегося не только в процессы самообучения, но и в процессы самосозидания [3];
— способ обучения, который ведет к целенаправленному формированию механизма осознанного самостоятельного принятия решения, фиксации и оценивания его результатов [7].
Персонификация обучения - это:
— личностно-ориентированный процесс обучения, позволяющий постоянно контролировать текущие изменения обучающихся и направленный на максимальное усвоение знаний, формирование компетенций и развитие личности, которое базируется на стремлении к самоактуализации и саморазвитию [12];
— постепенный перевод обучающегося в позицию самообучающегося на основе потребности в саморегуляции, развиваемой в обучении, познании себя в образовательных процессах, в результате чего сам обучающийся осознанно (в соответствии с глубиной познания себя) адаптирует к себе содержание обучения [6].
Проведенный сравнительно-
сопоставительный анализ научно-педагогической литературы указывает на то, что интерпретация понятия «персонификация образования» в большей степени подчеркивает смысл выделения человека как индивидуальности, обладающей рефлексивным самосознанием и способной к самоидентификации в социуме. При этом делается акцент на социальную обусловленность индивидуальных проявлений личности [21]. Раскрытию сущности персонификации образования как общедидактического принципа посвящены исследования отечественных (Е. И. Огарев, В. Г. Онушкин, В. И. Слободчиков, И. Э. Унт и др.) и зарубежных (А. Норт, К. Роджерс, Г. Шаррельман, В. Штерн и др.) исследователей [17].
Важно отметить, что персонификация в сфере дополнительного профессионального образования принципиально отличается от персонификации обучения и персонификации образования. И
данное отличие раскрывается в социальном аспекте - праве специалиста (в нашем случае, педагогического работника) удовлетворить в процессе повышения квалификации свои запросы с учетом индивидуальных способностей, профессиональных затруднений и перспектив своего личностно-профессионального развития. Данное право педагогические кадры реализуют через выбор программ дополнительного профессионального образования (краткосрочных, долгосрочных, различной тематики), форм (дистанционно, очно, заочно) и способов (стажировка, непрерывно, модульно) их освоения.
Кроме того, не следует отождествлять персонификацию в сфере дополнительного профессионального образования с персонифицированным профессиональным развитием, так как последнее понятие рассматривается значительно шире. И причиной тому является толкование понятия «развитие».
Согласно исследованиям В. И. Слободчикова, категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса [24]:
— становление: переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного;
— формирование: оформление («обретение формы») и совершенствование;
— преобразование: саморазвитие, смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение.
Если придерживаться данной научной точки зрения, то в период профессионального становления педагогических кадров необходимо создать условия для персонификации обучения и персонификации образования; в период профессионального формирования и преобразования - для персонификации повышения квалификации и самообразования.
В заключение можно констатировать, что персонифицированное профессиональное развитие педагогических кадров является достаточно емким и многоаспектным понятием, затрагивающим несколько этапов персонификации: от персонификации обучения до персонификации повышения квалификации. Персонифицированное профессиональное развитие базируется на потенциальных возможностях педагогических кадров, удовлетворяя их запросы, и нацелено на их разностороннее развитие: волевое, духовное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое. Персонифицированное профессиональное разви-
тие актуализирует профессионально-личностное «Я» свободного сознательного выбора педагогическими кадрами образовательных траекторий и путей решения задач профессионального становления, осознания своей уникальности и самоценности.
Библиографический список
1. Аврелий, Марк Наедине с собой. Размышления [Текст] / Марк Аврелий ; перевод с древнегреческого ; под общей редакцией А. В. Добровольского, с примечаниями Б. Б. Лобановского. - Черкассы : РИЦ «Реал», 1993. - 448 с.
2. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А. С. Воронин. -Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
3. Габдулхаков, В. Ф. Персонификация профессиональной подготовки в вузе: компоненты педагогической технологии [Текст] : монография /
B. Ф. Габдулхаков. - М. : Московский психолого-социальный ун-т (изд-во НПО «МОДЭК»), 2013. -293 с.
4. Галкина, Т. Э. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Т. Э. Галкина. - М., 2011. - Режим доступа: http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/1/a64 .php
5. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 года № 295 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru (официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации)
6. Есаулова, М. Б. Персонификация высшего профессионального образования: на пути к самоуправляемому обучению [Электронный ресурс] / М. Б. Есаулова, Г. С. Сухобская, Т. В. Шадрина. -Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/108-custom-personalization-edu/788-2011-10-30-22-00-35.html
7. Есаулова, М. Б. Развитие высшего профессионально-педагогического образования: аспект персонификации [Текст] / М. Б. Есаулова // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. - 2012. - № 4. - С. 25-29.
8. Жаркова, Е. Н. Модель персонифицированного повышения квалификации работников образования: типовое региональное решение [Текст] / Е. Н. Жаркова, Н. Г. Калашникова // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - № 3. -
C. 135-144.
9. Зеленский, В. В. Словарь по аналитической психологии [Текст] / В. В. Зеленский. - М. : Б&К, 2002. - 120 с.
10. Иванов, А. А. Индивидуализация в системе принципов юридической ответственности [Текст] /
A. А. Иванов // Журнал российского права. - 2008. -№ 8. - С. 72-77.
11. Казаков, И. С. О проблеме исследования феномена персонификации обучения в отечественной науке [Текст] / И. С. Казаков // Вестник Сочинского государственного университета. - 2011. - № 3. -С. 127-129.
12. Казаков, И. С. Проектирование персонифицированной модели обучения в вузе [Текст] / И. С. Казаков // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 3 - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 128-133.
13. Кирий, Н. В. Персонифицированная подготовка управленческих кадров образования на базе университета: теоретические подходы, моделирование [Электронный ресурс] / Н. В. Кирий, Н. М. Савина // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. - 2012. -№ 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7352. - Дата публикации: 09.12.2012.
14. Колесник, В. Н. Роль этики в современной жизни [Электронный ресурс] / В. Н. Колесник. -Режим доступа: http://lektsii.net/1-59090.html
15. Коуп, Т. Страх Юнга [Электронный ресурс] / Т. Коуп, перевод с англ. Л. А. Хегай. - Режим доступа: http://jungterra.ru/koup
16. Медицинский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovar.cc/med/term/2180571 .Ыт1
17. Обухов, В. В. Модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования: постановка задач исследования [Текст] / В. В. Обухов, М. П. Войтеховская, Е. Е. Сартакова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 13. - С. 76-81.
18. Обухов, В. В. Современные вариативные модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, ориентированных на новые модели аттестации [Текст] / В. В. Обухов, М. П. Войтеховская, И. В. Осипова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 13. - С. 93-98.
19. Обухов, В. В. Теоретические аспекты формирования вариативных моделей повышения квалификации работников образования [Текст] /
B. В. Обухов, Е. Е. Сартакова, Г. П. Матюкевич // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 13. - С. 115-119.
20. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст] : учебное пособие для студентов психологических факультетов вузов / А. Б. Орлов. -М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
21. Персонификация высшего профессионально-педагогического образования: на пути к самоуправляемому обучению [Текст] : монография / под ред. М. Б. Есауловой. - СПб. : СПГУТД, 2010. -160 с.
22. Петроний, (Арбитр) Гай Сатирикон [Текст] / Петроний Гай Арбитр, перевод с латинского Б. Ярхо. - М. : Художественная литература, 1969. -256 с.
23. Попова, О. В. Проектирование адаптивных технологий профессионального образования: монография [Текст] / О. В. Попова. - Барнаул : Изд-во Барнаульского государственного педагогического университета, 2001. - 130 с.
24. Слободчиков, В. И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема [Текст] /
B. И. Слободчиков // Инновации в образовании. -2003. - № 5. - С. 5-11.
25. Словарь философских терминов [Текст] / научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. - М. : Инфа-М, 2007. - 731 с.
26. Харланова, Е. М. Неформальное образование в вузе как фактор развития социальной активности будущих специалистов [Текст] / Е. М. Харланова // Развитие непрерывного образования : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Красноярск, 2010. -
C. 201-203.
27. Хиллман, Дж. Архетипическая психология [Электронный ресурс] / Дж. Хиллман. - Режим доступа: http://www.jungdream.ru/library/other-articles/novyij -resurs.html
28. Энциклопедия трудового права [Текст] / под ред. Е. А. Исайчева. - М. : Юристъ, 2000. - 312 с.
29. Юнг, К. Г. Психологические типы [Текст] / К. Г. Юнг. - М. : Университетская книга, АСТ, 1996. -714 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Avrelij, Mark Naedine s soboj. Razmyshlenija [Tekst] / Mark Avrelij ; perevod s drevnegrecheskogo ; pod obshhej redakciej A. V. Dobrovol'skogo, s primechanijami B. B. Lobanovskogo. - Cherkassy : RIC «Real», 1993. - 448 s.
2. Voronin, A. S. Slovar' terminov po obshhej i social'noj pedagogike [Tekst] / A. S. Voronin. -Ekaterinburg : GOU VPO UGTU-UPI, 2006. - 135 s.
3. Gabdulhakov, V. F. Personifikacija professional'noj podgotovki v vuze: komponenty pedagogicheskoj tehnologii [Tekst] : monografija / V. F. Gabdulhakov. -M. : Moskovskij psihologo-social'nyj un-t (izd-vo NPO «MODJeK»), 2013. - 293 s.
4. Galkina, T. Je. Personificirovannyj podhod v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija specialistov social'noj sfery [Jelektronnyj resurs] : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08 / T. Je. Galkina. - M., 2011. - Rezhim dostupa: http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/1/a64 .php
5. Gosudarstvennaja programma RF «Razvitie obrazovanija na 2013-2020 gody», utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 goda № 295 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mon.gov.ru (oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii)
6. Esaulova, M. B. Personifikacija vysshego professional'nogo obrazovanija: na puti k samoupravljaemomu obucheniju [Jelektronnyj resurs] / M. B. Esaulova, G. S. Suhobskaja, T. V Shadrina. -Rezhim dostupa: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/108-custom-personalization-edu/788-2011-10-30-22-00-35.html
7. Esaulova, M. B. Razvitie vysshego professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija: aspekt personifikacii [Tekst] / M. B. Esaulova // Chelovek i obrazovanie. Akademicheskij vestnik Instituta pedagogicheskogo obrazovanija i obrazovanija vzroslyh RAO. - 2012. -№ 4. - S. 25-29.
8. Zharkova, E. N. Model' personificirovannogo povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija: tipovoe regional'noe reshenie [Tekst] / E. N. Zharkova, N. G. Kalashnikova // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. - 2013. - № 3. - S. 135-144.
9. Zelenskij, V. V. Slovar' po analiticheskoj psihologii [Tekst] / V. V. Zelenskij. - M. : B&K, 2002. - 120 s.
10. Ivanov, A. A. Individualizacija v sisteme principov juridicheskoj otvetstvennosti [Tekst] / A. A. Ivanov // Zhurnal rossijskogo prava. - 2008. -№ 8. - S. 72-77.
11. Kazakov, I. S. O probleme issledovanija fenomena personifikacii obuchenija v otechestvennoj nauke [Tekst] / I. S. Kazakov // Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 3. - S. 127129.
12. Kazakov, I. S. Proektirovanie personificirovannoj modeli obuchenija v vuze [Tekst] / I. S. Kazakov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2011. - № 3 -Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 128-133.
13. Kirij, N. V Personificirovannaja podgotovka upravlencheskih kadrov obrazovanija na baze universiteta: teoreticheskie podhody, modelirovanie [Jelektronnyj resurs] / N. V Kirij, N. M. Savina // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2012. - № 6. - Rezhim dostupa: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=7352. - Data publikacii: 09.12.2012.
14. Kolesnik, V N. Rol' jetiki v sovremennoj zhizni [Jelektronnyj resurs] / V N. Kolesnik. - Rezhim dostupa: http://lektsii.net/1-59090.html
15. Koup, T. Strah Junga [Jelektronnyj resurs] / T. Koup, perevod s angl. L. A. Hegaj. - Rezhim dostupa: http://jungterra.ru/koup
16. Medicinskij slovar' [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://slovar.cc/med/term/2180571.html
17. Obuhov, V. V. Modeli personificirovannogo i individualizirovannogo povyshenija kvalifikacii
flpoc^aBCKHH negarorH^ecKHH BecTHHK - 2016 - № 1
rabotnikov obrazovanija: postanovka zadach issledovanija [Tekst] / V V. Obuhov, M. P. Vojtehovskaja, E. E. Sartakova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2013. - № 13. - S. 7681.
18. Obuhov, V V. Sovremennye variativnye modeli personificirovannogo i individualizirovannogo povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija, orientirovannyh na novye modeli attestacii [Tekst] / V. V Obuhov, M. P. Vojtehovskaja, I. V Osipova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2013. - № 13. - S. 93-98.
19. Obuhov, V V Teoreticheskie aspekty formirovanija variativnyh modelej povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija [Tekst] / V. V Obuhov, E. E. Sartakova, G. P. Matjukevich // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2013. - № 13. - S. 115-119.
20. Orlov, A. B. Psihologija lichnosti i sushhnosti cheloveka: paradigmy, proekcii, praktiki [Tekst] : uchebnoe posobie dlja studentov psihologicheskih fakul'tetov vuzov / A. B. Orlov. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 272 s.
21. Personifikacija vysshego professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija: na puti k samoupravljaemomu obucheniju [Tekst] : monografija / pod red. M. B. Esaulovoj. - SPb. : SPGUTD, 2010. -160 s.
22. Petronij, (Arbitr) Gaj Satirikon [Tekst] / Petronij Gaj Arbitr, perevod s latinskogo B. Jarho. - M. : Hudozhestvennaja literatura, 1969. - 256 s.
23. Popova, O. V Proektirovanie adaptivnyh tehnologij professional'nogo obrazovanija: monografija [Tekst] / O. V Popova. - Barnaul : Izd-vo Barnaul'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2001. -130 s.
24. Slobodchikov, V I. Professional'noe razvitie pedagoga kak nauchnaja problema [Tekst] / V. I. Slobodchikov // Innovacii v obrazovanii. - 2003. -№ 5. - S. 5-11.
25. Slovar' filosofskih terminov [Tekst] / nauchnaja redakcija professora V. G. Kuznecova. - M. : Infa-M, 2007. - 731 s.
26. Harlanova, E. M. Neformal'noe obrazovanie v vuze kak faktor razvitija social'noj aktivnosti budushhih specialistov [Tekst] / E. M. Harlanova // Razvitie nepreryvnogo obrazovanija : materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Krasnojarsk, 2010. - S. 201-203.
27. Hillman, Dzh. Arhetipicheskaja psihologija [Jelektronnyj resurs] / Dzh. Hillman. - Rezhim dostupa: http://www.jungdream.ru/library/other-articles/novyij-resurs.html
28. Jenciklopedija trudovogo prava [Tekst] / pod red. E. A. Isajcheva. - M. : Jurist#, 2000. - 312 s.
29. Jung, K. G. Psihologicheskie tipy [Tekst] / K. G. Jung. - M. : Universitetskaja kniga, AST, 1996. -714 s.