Научная статья на тему 'Определение стратегии развития мунииципальной системы образования в современых социально -экономических условиях'

Определение стратегии развития мунииципальной системы образования в современых социально -экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / КЛИЕНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / НОРМАТИВНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ / ОСНОВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Основина В. А., Елисеев В. В., Ермакова Л. Н., Тюгашева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение стратегии развития мунииципальной системы образования в современых социально -экономических условиях»

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ

Основина В.А., Елисеев В.В., Ермакова Л.Н., Тюгашева Н.А.,

УИПКПРО

Ульяновск

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

социально-экономических условиях

Что нужно учитывать при определении стратегии развития муниципальной системы образования?

Методические структуры; клиентские организации; новые формы управления методической работой; инновационные процессы; сетевое взаимодействие, муниципальные инновационные площадки; нормативное бюджетное финансирование; программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений; экономическая неэффективность сельской школы; основы реструктуризации

В условиях глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, приведение муниципальной образовательной системы в соответствие с новыми общественными потребностями является приоритетной государственной и социальной целью. Новая парадигма образования становится стратегией развития всего общества, требующей усиления его интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

В связи с этим встает проблема: как готовить руководителя школы, педагогов к достижению новых целей и решению задач образования? Старая методическая служба в муниципальных образованиях не в состоянии решать новые проблемы, требующие иного подхода к управлению инновационными процессами на муниципальном уровне. Наиболее востребованными услугами со стороны образовательных учреждений являются следующие: консультации и тренинги по обновлению содержания и технологий обучения в условиях перехода на новый государственный стандарт общего образования, экспертиза инноваций, разработка соответствующего инструментария, проектирование Программ развития и Образовательных программ, систем внутришкольного мониторинга и оценки качества образования, консультирование по проектной деятельности и другие.

Как видим, в новых социально-экономических условиях методические структуры востребованы как клиентские организации, предоставляющие предметнометодический сервис: предоставление пакета продуктивных образовательных технологий и организацию практикумов по их освоению, мониторинговый сервис

(проведение мониторинговых исследований и организация экспертной оценки результатов), маркетинговый сервис (изучение образовательных запросов и обеспечение нового разнообразия образовательных услуг), консалтинговый сервис (консультирование организации образовательного процесса и его результатов) и др.

Внутри муниципальных систем образования зарождаются принципиально новые формы управления методической работой и инновационными процессами: сетевое взаимодействие, муниципальные инновационные площадки.

Нами предпринята попытка, с позиций имеющихся теоретических и методологических основ, обобщить и представить формируемый в муниципальных образованиях опыт по обновлению содержания и форм методической работы с общеобразовательными учреждениями и педагогами по управлению инновационными процессами на муниципальном уровне.

Это важнейший стратегический документ, позволяющий на основе глубокого анализа сегодняшнего состояния муниципальной образовательной сети и перспектив социально-экономического развития территории, спроектировать оптимальную образовательную сеть, позволяющую обеспечить доступность качественного образования при эффективном использовании имеющихся материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов.

Работа по научно-методическому обеспечению деятельности муниципальных органов образования по разработке вышеуказанного программного документа, анализ первого опыта по их разработке и реализации позволили выявить определенные недостатки этого вида управленческой деятельности.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008

31

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ

При разработке Программ реструктуризации руководители испытывают серьезные затруднения, суть которых сводится к овладению управленческими умениями:

- качественно провести анализ образовательной ситуации в муниципальной образовательной сети;

- вскрыть главные противоречия в развитии муниципальной системы образования;

-сформулировать основную идею развития муниципальной образовательной сети;

- разработать основные концептуальные подходы по созданию оптимальной сети образовательных учреждений;

- определить конечные ожидаемые результаты реализации программных мероприятий.

Использование Программы реструктуризации дает свои положительные результаты в управлении муниципальной системой образования благодаря тому, что, во-первых, моделируется оптимальная муниципальная сеть ОУ; во-вторых, четко разрабатываются мероприятия по реализации программы; в-третьих, конкретизируются усилия всех образовательных учреждений муниципальной системы образования на достижение запланированных целей, усиливаются связи с родителями и учреждениями социума; в-четвертых, целенаправленно осуществляется управление деятельностью аппарата по достижению запланированных результатов.

Реструктуризация сети ОУ, расположенных в сельской местности, является необходимым условием эффективного внедрения нормативного бюджетного финансирования и комплексного реформирования, и организационно-экономических основ функционирования и развития муниципальной образовательной системы.

На состояние сельской школы, организацию в ней образовательного процесса значительное влияние оказывает специфика условий жизни села: экономические условия, многоукладность, тесный контакт жителей села между собой.

Школа на селе продолжает оставаться единственной стабильно функционирующей организацией, хранительницей национальных обычаев и традиций.

В то же время, отсутствие перспектив улучшения социально-экономического развития в ближайшем будущем, неблагоприятная демографическая ситуация, отсутствие необходимых ресурсов к переходу на профильное обучение препятствуют улучшению качества работы сельской школы.

Удаленность от культурных, научных центров, сравнительно низкий образовательный уровень сельского населения, низкий охват сельских детей дошкольным образованием, отсутствие учреждений дополнительного образования также негативно сказывается на конкурентоспособности выпускника сельской школы на рынке образовательных услуг.

Переход системы общего образования на нормативное бюджетное финансирование выявил экономическую неэффективность сельской школы.

В настоящее время сложились объективные предпосылки для влияния на муниципальные ОУ в деле оптимизации сети ОУ программным методом:

1. На уровне муниципалитета появился «экономический рычаг» управления оптимизацией сети - нормативное подушевое финансирование.

2. Руководители муниципальных органов управления образованием приобрели опыт проектирования образовательных сетей, благодаря реализации проекта НФПК «Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Ульяновской области, в условиях нормативного подушевого финансирования».

3. Формируется успешный опыт оптимизации муниципальных образовательных сетей в Мелекесском районе и г. Барыше, который может быть использован при разработке и запуске муниципальных программ реструктуризации.

При разработке муниципальной программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Ульяновской области, рекомендуем:

o Использовать методологию реструктуризации сетей общеобразовательных учреждений, наработанную в рамках команды, работавшей по реализации Проекта НФПК «Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Ульяновской области, в условиях нормативного бюджетного финансирования».

o Приобретенный командой опыт по проектированию муниципальных образовательных сетей.

о Разработанные в ходе реализации проекта программы реструктуризации муниципальных образовательных сетей.

о Первый опыт запуска программ реструктуризации в Мелекесском районе и г. Барыше.

Исходными предпосылками для разработки муниципальной программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений являются:

- изменение демографической ситуации - сокращение детского населения. Миграция населения;

- нерациональное использование образовательных ресурсов (зданий, сооружений);

- несоответствие образовательных потребностей населения структуре сети общеобразовательных учреждений;

- недостаток современных образовательных ресурсов (компьютерных классов, предметных кабинетов, спортивных залов);

- несоответствие требований государства и ожиданий общества существующей структуре сети и т.д. При разработке программы реструктуризации муниципальной системы образования, необходимо использовать следующие методологические подходы:

1. В основу реструктуризации заложены идеи модернизации российского образования: доступность, качество, эффективность, выраженные формулой «Доступность качественного образования при эффективном использовании ресурсов».

2. Реструктуризация сетей должна осуществляться в комплексе с такими процессами модернизации, как:

• изменение финансово-хозяйственных механизмов;

• изменение механизмов работы с кадрами;

32

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТОМ

• создание системы мониторинга качества образования.

3. Изменение финансово-хозяйственных механизмов на основе нормативного подушевого финансирования должно обеспечить решение следующих проблем, влияющих на качество образования:

- финансирование решения задачи обеспечения доступного качественного образования, а не затрат ОУ;

- введение разных нормативов для разных ступеней образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование);

- использование региональных нормативов (коэффициентов) за образовательные услуги, предоставляемые в рамках реализации нового базисного учебного плана (предпрофильная подготовка, профильное обучение);

- использование региональных нормативов (коэффициентов) за образовательные услуги, предоставляемые образовательным учреждением сверх учебного плана (предшкольное образование, дополнительное образование).

4. Реструктуризация сетей общеобразовательных учреждений - не разовая кампания, а постоянный процесс приведения структуры сети в соответствие с решаемыми задачами.

5. Программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений является прежде всего управленческим документом. Управление процессом реструктуризации должно рассматриваться как система управленческих действий по мотивированию, планированию, организации, исполнению, контролю и регулированию в решении задач реструктуризации.

Белозёрова Ольга Владимировна,

заместитель директора школы-интерната №19 ОАО «РЖД» станция Новокузнецк

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ТЕМЕ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СИТУАцИИ УСПЕХА УЧЕНИКА»

Как провести педагогический совет так, чтобы коллективная работа принесла радость и удовлетворение?

Функции педагогического совета; приёмы и методы организации ситуации успеха ученика на уроке и вне его; подготовка педсовета; сценарий проведения

«Все, что зовет вверх - учитель» (восточная мудрость)

Большая роль в методической работе любого образовательного учреждения отводится педагогическому совету. Как провести его заседание так, чтобы педагоги не просто заседали, молча отсиживая время, а действительно работали: думали, обсуждали, советовались, чтобы коллективная работа принесла радость и удовлетворение, уверенность и вдохновение, давала импульс к дальнейшей плодотворной деятельности?

Педагогический совет в школе-интернате - это орган, который объединяет всех общей заботой о сегодняшнем и завтрашнем дне школы, побуждает к поиску, творчеству, создает в коллективе атмосферу доверия, взаимопонимания и уважения. Это - лаборатория педагогического мастерства, одно из условий развития э кспериментально-исследовательской работы в школе. Мы определили для себя, что педагогический совет должен быть генератором интересных идей, поэтому к его подготовке привлекаем как можно больше людей, стремимся к тому, чтобы каждое новое заседание пе-

дагогического совета не повторяло предыдущее ни по содержанию, ни по форме проведения, чтобы на заседании совета царил дух дружбы, сотрудничества, коллективного творчества.

Педагогический совет в нашем образовательном учреждении выполняет следующие методические функции: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.

Предлагаю в качестве примера разработку педагогического совета по теме: «Каковы приёмы и методы организации ситуации успеха ученика на уроке и внеклассных мероприятиях?

Цели педсовета:

• Анализ влияния успеха на различные аспекты деятельности учащихся.

• Систематизация приемов и методов конструирования на уроке ситуации успеха.

• Создание школьного «Банка ситуаций успеха».

Идея педсовета: За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.