Экономические науки Economic sciences
УДК 336.71
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ТИПОЛОГИИ
Е.А. Абрамова
Ивановский государственный химико-технологический университет
В статье рассмотрена необходимость применения типологизации с целью определения стратегических направлений регионального саморазвития; предложена авторская типология российских регионов на основе оценки уровня социально-экономического развития.
Ключевые слова: саморазвитие регионов, типологизация регионов РФ, классификация регионов РФ, региональная стратегия.
Согласно Стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 г., одной из острых проблем в настоящее время является определение стратегических направлений социально-экономического развития
регионов РФ [4]. В соответствии с этим, актуально формирование экономического механизма развития и саморазвития регионов [2]. В рамках данного исследования само-развитие определено как компенсацион-ный механизм обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов в кризисные и посткризисные периоды, в частности, за счет улучшения производственной, экономической,
социальной сферы, посредством активной (проведение региональными властями целена-правленной хозяйственной
политики) и пассивной компетенции (реакция населения на имеющиеся условия - самозанятость), подразумевающей процесс аккумулирования и эффективного использования внутренних и внешних источников развития с целью повышения конкурентоспособности территорий.
При внедрении механизма саморазвития региональные власти не
отказываются от федеральной бюджетной поддержки, от других видов помощи. Регион стремится сделать все от него зависящее для снижения дотационности федеральной поддержки до потенциально достижимого в данных условиях уровня, который должен быть четко просчитан, а покрытие остальных расходов принимает на себя. Саморазвитие позволит повысить региону социальный статус, приумножить его научно-интеллектуальный,
образовательный, духовный потенциал, обеспечить экологическую безопасность и здоровье населения. В целом, по мнению автора, приоритетное направление развития субъекта РФ - это построение механизма антикризисного регионального управления, основанного на постоянном мониторинге социально-экономического и финансового состояния для предвидения кризиса, минимизации его последствий, своевременного принятия адекватных мер, выявление факторов дальнейшего развития региона. В связи с этим, встает проблема диагностики степени развития и саморазвития регионов с целью дальнейшего контроля выполнения реализуемой региональной политики.
Вопросы региональной диагностики всегда занимали должное внимание в системе экономических исследований. Однако, в настоящее время, в силу постоянно меняющейся ситуации необходимо корректировать методологию исследования. Автор считает, что настоятельная необходимость в экономической диагностике развития и саморазвития регионов обусловлена следующими аспектами:
1. переход к саморазвитию территории требует проведения исчерпывающего анализа кризисного состояния социально-экономических, финансовых и экологических процессов, без чего невозможно выработать направления региональной политики;
2. для выхода из экономического кризиса каждый регион должен проинвентаризировать возможности своего социально-экономического потенциала;
3. для прогнозирования направлений развития и саморазвития региона необходима информация о ресурсном, демографическом, производственно-технологическом, научно-образовательном потенциале.
По мнению автора, исследование процессов экономического развития и саморазвития регионов является комплексной проблемой, для изучения которой еще не выработана общепринятая методология. Для исследования процессов развития и саморазвития регионов автором, в рамках комплексного исследования региональных систем, сформирован методологический базис (табл. 1).
Выбранный аналитический
инструментарий позволит провести диагностирование уровня социально-экономического развития и саморазвития регионов. Результаты диагностики помогут построить механизм (стратегию) антикризисного регионального управления и своевременно применять адекватные меры для дальнейшего саморазвития территорий.
В методологической системе исследования регионального развития
особую роль играет типология -важнейший метод обобщения и целеустремленного использования
обширного, разнообразного и
разнокачественного информационного материала. В рамках настоящей статьи рассмотрим использование метода типологии для определения стратегических направлений социально-экономического саморазвития регионов России.
Типология - разделение различных регионов страны на несколько однородных групп, выделенных на основе одного или нескольких наиболее существенных критериев, признаков, отношений и уровней организации как количественного, так и качественного характера с целью их идентификации, упорядоченного описания и сопоставления [2].
Построение типологий регионов является процедурой, требующей методического обеспечения. Любая типология основывается на методических предпосылках и оценочных процедурах. В государственном управлении типологи-зация необходима для системного описания, для диагностики социально-экономического и финансового положения регионов, а также для осуществления задач государственной региональной политики.
В экономической литературе представлено множество типологий регионов России, которые можно разделить на две группы: теоретические и прикладные, которые основаны на обработке статистических данных. В свою очередь, прикладные подразделяются на комплексные и специализированные. Комплексные типологии отличаются выявлением многообразных типов связей и отношений сложного объекта и сведение их в единую систему при выделении нескольких критериев типологии (проект ТАСИС «Анализ развития регионов России»). В специализированных типологиях выделяется основной критерий, целеопределяющий характеристику той или иной типологии («Предпринимательский климат России» рейтингового агентства «Эксперт РА») [1].
Таблица 1
Методологический базис экономического анализа и управления _саморазвитием территорий*_
Теория или подход Методический инструментарий Результат применения
Системный подход Метод систематизации (группировка, ранжирование, рейтинг, типология, классификация) Систематизация позволяет проследить в исследуемых социально-экономических процессах и явлениях во времени и в пространстве определенный порядок, подытожить знания об их сходстве и различиях, облегчает изучение сложных территориальных социально-экономических систем, дает возможность выявить их внутренние тенденции и провести адекватные регулирующие действия.
Системный метод Системный анализ - метод научного исследования, при котором комплексное изучение региональных проблем дополняется изучением взаимосвязи и взаимодействия подсистем социально-экономической системы территории.
Теория региональной экономики Методы территориально-экономических исследований К методам территориально-экономических исследований относят анализ путей формирования и развития территорий, изучения развития и размещения производительных сил, исследование региональных и территориальных аспектов развития отдельных отраслей экономики и межотраслевых кластерных образований, исследование производственных функций отдельных поселений, городов.
Статистический метод (метод сравнения, индексный метод, корреляционный анализ) Основное назначение статистического метода - оценка и сопоставление различных хозяйственных процессов с использованием, наряду с абсолютными величинами, относительных и удельных показателей.
Мониторинг региональной ситуации и территориальных проблем Мониторинг экономической системы включает в себя: мониторинг макросреды (рынок товаров и услуг, рынок труда, финансовый рынок и т.д.), мониторинг микросреды (машиностроение, металлургия, АПК, строительство, транспорт, связь, химическая, легкая, пищевая промышленность, малое предпринимательство). Результативными показателями мониторинга являются темпы роста, отражающие динамику социально-экономических процессов в регионах. К факторным относятся показатели, характеризующие уровень использования природных, демографических, технико-экономических, инвестиционных, инновационных, инфраструктурных составляющих социально-экономического потенциала региона.
Институцио-нализм Социологические исследования (анкетирование, интервьюирование) Социологические исследования позволяют выявить существующие социальные группы и общественные институты, обобщить и структурировать информацию о присущих им интересах, выявить основные тенденции в динамике общественного мнения относительно принимаемых управленческих решений.
*Источник: составлено автором.
Комплексные типологии способны представить наиболее адекватную картину социально-экономической ситуации в регионе, которая, в известной мере, может служить основой для формирования эффективной региональной политики. Специализированные типологии могут найти применение для разработки определенных механизмов региональной политики (например, при формировании инвестиционной политики региона).
Следует отметить, что в настоящее время в экономической литературе отсутствует общепринятая типология регионов, так как процедура типологизации сопряжена с известными трудностями и требует ее усовершенствования. К основным трудностям разработки типологии относят:
-проблему оптимального выбора системы исходных показателей;
-несопоставимость показателей, используемых для описания какого-либо признака на различных территориях, что связано как с несовершенством имеющихся данных, так и с отсутствием объективных методов их определения;
-потеря актуальности типологий при изменении временного периода, появляется необходимость их пересмотра на сегодняшний момент.
Одной из целей настоящего исследования является предложение современной типологии регионов Российской Федерации, основанной на оценке уровня развития регионов, отличающейся ясностью в разграничении типов регионов, прогнозом регионального развития, доступностью используемых статистических данных, простотой расчетов. Одновременно с этим, при разработке типологии автор опирался на сложившийся опыт отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы, учитывать преимущества и недостатки существующих типологий. Отличительной особенностью авторской типологии является наличие для каждого типа территорий направлений региональной политики, осуществление которых будет способствовать повышению уровня развития региона.
Разработка авторской типологии регионов осуществлялась на основе отобранных показателей, характеризующих уровень социально-экономичесого развития регионов. Реализация типологии включает в себя следующие этапы:
Этап 1. Выбор показателей, на основе которых будут рассчитаны сводные индексы развития регионов. В рамках данного исследования использовались: объем инвестиций в основной капитал на душу населения (Х1); среднедушевые доходы населения (Х2); потребительские расходы в среднем на душу населения (Х3); валовой региональный продукт на душу населения (Х4); оборот розничной торговли на душу населения (Х5); средняя заработная плата на душу населения (Хб). При анализе использовались
статистические данные за 2001-2011 г.г.
Этап 2. Нормирование индикаторов к среднероссийскому уровню с помощью коэффициента К:
К = Х, . (1)
Х1, РФ
Этап 3. Расчет сводных индексов регионов I реграз. :
п
IК _ ■=1 ■
I
рег. раз.
(2)
п
где п=б.
Этап 4. Выделение пяти групп значений I рег раз.
Автором предложена интегральная оценка уровня развития и саморазвития регионов, числовые значения границ интервалов получены по результатам обработок экспертных оценок (табл. 2).
Этап 5. На данном этапе проводится ранжирование регионов России по полученным результатам расчета сводных индексов регионов. Этот этап позволяет построить типологию по уровню социально-экономического развития, построить прогноз развития регионов на будущее, определить основные направления региональной стратегии для каждого типа регионов.
Таблица 2
Группировка регионов РФ по величине I рег раз_
№ Группа Регионы
1 Высокоразвитые регионы 1 рег раз > 1,4 К данной группе относятся регионы с устойчивым сбалансированным типом социально-экономического развития. Регионы отличаются высокими значениями уровня социально-экономического развития, наличием высокоразвитой инфраструктуры.
2 Развитые регионы 1,0 < 1 рег раз. — 1,4 К данной группе относятся регионы с относительно сбалансированным типом социально-экономического развития. Регионы отличаются достаточно высокими значениями уровня социально-экономического развития.
3 Среднеразвитые регионы 0,7 < I рег раз. — 1,0 Группа включает в себя регионы с инерционным типом развития. Это субъекты, которые имеют потенциал роста, однако, слабо используют имеющиеся возможности вследствие недополучения средств, неэффективного перераспределения экономических благ и ресурсов среди регионов. Однако, при грамотном и эффективном управлении данные субъекты способны мобилизовать свой потенциал.
4 Менее развитые регионы 0,5 < I рег раз. — 0,7 Группа включает в себя регионы с низким уровнем социально-экономического развития. Выделенный тип объединяет территории, бурно развивающиеся в советский период, но оказавшиеся в кризисе после перехода к рыночной экономике. Они обладают достаточно высоким экономическим потенциалом, значительной долей промышленного производства в структуре хозяйства, высокой квалификацией местных трудовых ресурсов, но не способны реализовывать свой потенциал роста.
5 Слаборазвитые регионы 0,0 < I рег раз. — 0,5 Слаборазвитые регионы имеют традиционно низкий уровень развития экономики и жизни населения. Значительная часть их пребывает в состоянии застоя или стагнации. В этих регионах низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, существенное отставание от большинства регионов страны по производственно-техническому потенциалу и развитию социальной сферы.
Анализ динамики рассчитанных сводных индексов российских регионов показал, что за одиннадцатилетний период произошло значительное их изменение, что связано с изменением уровня социально-экономического положения регионов. Так, значительное повышение социально-экономических показателей
произошло у Сахалинской области (на 0,920), Еврейской автономной области (на 0,395), Чеченской Республики (0,334), Республики Дагестан (на 0,363). Это объясняется значительными объемами дотаций, вкладываемых в развитие данных регионов. Значительное снижение социально-экономических показателей про-
изошло у г. Москва (на 0,871), Тюменской области (на 1,036), Республики Саха (на 0,263). В нулевые годы в высокоразвитых регионах преобладал процесс саморазвития, что практически исключает зависимость региона от бюджетных средств.
За период с 2001 по 2011 гг. произошло увеличение доли развитых регионов на 6,25 %, среднеразвитых на 6,25 %; сократилась доля менее развитых регионов на 2,5 %; слаборазвитых на 10 %, что является позитивной тенденцией за последние одиннадцать лет. Результаты анализа развития Федеральных округов показали, что одними из наиболее благополучных являются регионы Дальневосточного федерального округа, наиболее слаборазвитым оказался СевероКавказский федеральный округ.
На основе авторской типологии, предложена классификация регионов РФ, позволяющая выявить группы типичных регионов, отличительной особенностью
которой от уже существующих является раскрытие потенциальных возможностей территорий.
На основе авторской типологии предложена классификация регионов РФ по уровню социально-экономического развития потенциала территорий.
Выделенные группы типичных регионов (высокоразвитые, развитые, среднеразвитые, менее развитые и слаборазвитые) подразделяются на подгруппы, по критерию развития потенциалов (рис. 1).
Группы регионов, входящие в авторскую классификацию представлены в таблице 3.
Этап 6. Разрабатывается матрица выбора основных направлений региональной стратегии и механизмы ее реализации для каждой конкретной региональной зоны РФ, с целью определения приоритетных направлений и областей деятельности территорий в среднесрочной и долгосрочной перспективе (табл.4).
Рис.1. Схема авторской классификации регионов по социально-экономическому уровню
развития (2011 г.)
Таблица 3
Группы регионов в авторской классификации по уровню социально-экономического развития (2011г.)
Высокоразвитые регионы
Федеральная столица (1) г. Москва
Лидеры - сырьевые, экспортоори-ентированные (5) Тюменская обл., Сахалинская обл., Чукотский АО, Республика Саха (Якутия), Республика Коми
Развитые регионы
Финансово-экономические центры (3) г. Санкт - Петербург, Ленинградская обл., Московская обл.
Успешные промышленно развитые (4) Свердловская обл., Татарстан, Красноярский край. Мурманская обл.
Успешные промышленно аграрные (5) Приморский, Хабаровский, Камчатский, Краснодарский края, Архангельская обл.
Успешные сырьевые (2) Амурская обл., Магаданская обл.
Среднеразвитые регионы
Индустриально развитые (16) Ярославская, Вологодская, Липецкая, Самарская, Челябинская, Оренбургская, Кемеровская, Баш-корстан, Калужская, Воронежская, Нижегородская, Томская, Новосибирская, Омская, Калининградская области, Пермский край
Аграрно - индустриальные (14) Белгородская, Курская, Тамбовская, Ростовская, Астраханская, Тверская, Тульская, Новгородская, Смоленская области, Республика Карелия, Республика Хакасия, Иркутская обл., Забайкальский край, Еврейская АО
Менее развитые регионы
Депрессивные аграрные (11) Рязанская обл., Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Республика Мордовия, Орловская обл., Брянская обл., Ульяновская обл., Саратовская обл., Волгоградская обл., Ставропольский край, Марий Эл
Депрессивные - старопромышленные (6) Владимирская, Ивановская, Пензенская, Кировская, Псковская, Костромская области
Отсталые аграрные (7) Республика Дагестан, Курганская обл., Алтайский край, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Адыгея
Слаборазвитые регионы
С нереализованным потенциалом (4) Карачаево - Черкесская Республика, Чеченская республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика
С недостаточно развитым потенциалом, изолированные от экономических центров(2) Республика Калмыкия, Республика Тыва
Таблица 4
Основные направления региональной стратегии и механизм ее реализации
Группа регионов Предлагаемая стратегия Механизм реализации стратегии
Высокоразвитые (6) Стратегия активного расширения деятельности как на национальном, так и на внешнеэкономическом уровне (наступательная). Целесообразно реализовать поддерживающий механизм контроля, осуществлять развивающее финансирование, отходить от моноспециализации.
Развитые (14) Стратегия диверсифицированного роста (диверсификация и инновация в производстве) Целесообразно реализовать стимулирующий контроль со стороны государства, поиск резервов для повышения бюджетной эффективности, увеличения бюджетной «емкости», развивать новые производства.
Среднеразвитые (30) Стратегия активной обороны деятельности региона (оборонительная) В данном сегменте расположены регионы со значительной ролью крупного бизнеса, поэтому необходима его правовая поддержка со стороны государства. Необходимо осуществлять поддерживающее финансирование путем оказания налоговых льгот.
Менее развитые регионы (24) Антикризисная стратегия на основе вертикальной интеграции (кластеризация) В данном сегменте расположены регионы со значительной ролью малого бизнеса, поэтому необходима его правовая поддержка со стороны государства. Необходимо осуществлять поддерживающее финансирование путем оказания налоговых льгот, стимулировать самозанятость населения.
Слаборазвитые (6) Антикризисная стратегия на основе горизонтальной интеграции (реструктуризация бизнеса) Целесообразно выявлять внутренние резервы развития, привлекать специалистов и инвестиции, создавать инновационные зоны.
Следует отметить, что предложенную типологизацию регионов РФ можно использовать не только для исследования возможных направлений региональной политики, но и для проведения мониторинга социально-экономического развития регионов, а также для выявления места каждой территории в уровне развития страны.
ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова, Е.А. Разработка типологии российских регионов на основе оценки уровня их социально-экономического развития / Е.А. Абрамова, А.Н. Ильченко // Материалы 1-й международной научной конференции: «Формирование основных
направлений развития современной статистики и эконометрики», 2013.
2. Абрамова, Е.А. Механизм антикризисного управления саморазвитием региональной системы // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2013.-№3.- С.5-13.
3. Анимица, П.Е. Типология как метод исследования социально-экономического развития регионов / П.Е. Анимица, Н.В. Новикова, В.В. Ходус // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2009. - Т. 23. - № 1.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р // СПС «Консультант Плюс».
Рукопись поступила в редакцию 21.02.14.
DEFINITION OF STRATEGICAL DIRECTIONS OF RUSSIAN FEDERATION REGIONS' SOCIAL AND ECONOMIC SELF-DEVELOPMENT ON THE BASIS OF TYPOLOGY METHOD
E. Abramova
In the article the necessity of typologization application with the aim of regional development strategical areas estimation is carried out; the author's typology of Russian regions on the basis of social and economic development level evaluation is offered.
Key words: Russian Federation regions' typologization, Russian Federation regions' classification, regional strategy.