Научная статья на тему 'Определение спортивных способностей юных борцов на этапе начальной подготовки'

Определение спортивных способностей юных борцов на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
451
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цыбиков Д. В., Калмыков С. В., Сагалеев А. С., Тапхаров М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение спортивных способностей юных борцов на этапе начальной подготовки»

го базового навыка в спортивной гимнастике. Прежде всего, это - приземление одновременно на две ноги, согласно правилам соревнований, после опорных, акробатических и гимнастических прыжков, а также соскоков со снарядов, затем, приземления на одну ногу. При этом другая нога может находиться впереди, сзади или в сторону. Кроме этого встречаются приземления в низкие конечные положения - в упоры лежа на согнутых руках (ноги вместе - в вольных упражнениях; ноги врозь - в упражнениях на бревне) и в шпагаты (продольный или поперечный).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БОРЦОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Д.В. Цыбиков, С.В.Калмыков, А.С. Сагалеев, М.В. Тапхаров

Способность дифференцировать силовые и пространственные характеристики движений. Для определения этого параметра был проведен педагогический эксперимент, в котором были обследованы 100 юношей в возрасте 11-13 лет (50 человек, занимающихся вольной борьбой в течение 2-3 лет, и 50 человек, не занимающихся спортом).

В эксперименте использовались следующие контрольные упражнения:

1) три прыжка в длину на расстояние в 50% от максимального со зрительным контролем и без него; 2) воспроизведение 50% величины от максимального результата без зрительного контроля (кистевая динамометрия; три попытки); 3) воспроизведение угла 120 градусов (три раза) в локтевом суставе без зрительного контроля; 4) воспроизведение угла 120 градусов в тазобедренном суставе без зрительного контроля (три попытки). Упражнения 2 и 3 выполнялись ведущей рукой.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что юные борцы по всем показателям превосходят своих ровесников, не занимающихся спортом (Р<0,05-0,01). Следовательно, спортсмены обладают более высоким уровнем мышечно-суставной чувствительности, что обусловливает более точное запоминание силовых и пространственных характеристик движений. Таким образом, систематические занятия вольной борьбой ведут к значительному развитию способности мальчиков дифференцировать мышечные усилия и различать пространственные характеристики движений. Поэтому их определение является важной предпосылкой выявления спортивных способностей применительно к вольной борьбе.

Способность к ведению единоборства. Спортивные способности борцов проявляются в умении эффективно вести единоборство в реальных условиях соревновательной схватки. Прогнозирование успешности спортивной деятельности детей предполагает изучение задатков как предпосылок их способностей. Главным требованием при этом должно быть отсутствие специальной предварительной подготовки. Следовательно, одним из наиболее перспективных путей реализации задач начального отбора является применение специализированных игровых комплексов с элементами единоборств, с помощью которых в наибольшей степени возможна оценка моторных задатков в условиях соревновательного поединка. Исходя из вышесказанного, разработан специализированный игровой комплекс, состоящий из следующих игр-единоборств: 1) осаливание голеностопа соперника; 2) забегания за спину со-

перника в партере; 3) теснения из круга; 4) борьба в стойке до касания ковра любой частью тела.

Предварительная апробация показала, что описанный комплекс доступен детям различного возраста, уровня физического развития и подготовленности, обеспечивает возможность получения интегрального результата (в виде победы или поражения), а также экспертной оценки способностей и качеств претендентов; имеет простые правила и условия проведения соревнований; дает возможность интерпретации и математико-статистической обработки результатов соревнований.

Соревнования по играм-единоборствам проводятся по круговой системе. При большом количестве претендентов возможно использование системы с выбыванием после 2-3 поражений. Для перевода результатов соревнований в баллы применена следующая градация оценки: «отлично» (5 баллов) получает 15% испытуемых, «хорошо» (4 балла) - 35%, «удовлетворительно» (3 балла) -35%, «неудовлетворительно» - 15%.

Как показали исследования, дети, получившие оценки «5» и «4», быстрее и качественнее осваивают технику вольной борьбы, успешнее выступают на соревнованиях, демонстрируя большое разнообразие технико-тактических действий. Так, корреляционный анализ выявил высокую взаимосвязь между местами, занятыми ими в соревнованиях по играм-единоборствам, и результатами, показанными на квалификационных соревнованиях (г=0,70 при Р<0,01; п=52) по истечении двух лет занятий.

Таким образом, оценка моторных задатков на основе игр-единоборств является одним из наиболее перспективных путей прогнозирования успешности спортивной деятельности юных борцов на этапе начальной подготовки.

Способность к обучению. Особую актуальность имеет проблема оценки способностей детей осваивать обучающую информацию, поскольку она является одним из главных показателей пригодности детей к занятиям спортом. В данной части работы была поставлена задача, заключающаяся в оценке прочности и темпов освоения обучающей информации школьниками в процессе занятий вольной борьбой.

Для ее решения был проведен педагогический эксперимент, в котором приняла участие в качестве испытуемой группа начальной подготовки в составе 30 мальчиков 10-11-летнего возраста.

В начале эксперимента было разработано упражнение, сочетающее разнообразные движения, выполняемые в различных режимах и требующие от исполнителя адекватно оценивать их пространственные, временные и силовые характеристики. Это упражнение состоит из следующих этапов: 1) старт из положения «упор сидя сзади» спиной к дистанции (оценивается быстрота реагирования и способность выполнять сложное движение в минимальное время); 2) передвижение на коленях - 4 м (имитация проходов в ноги), оценивается точность и согласованность движений; 3) кувырки вперед с последующим поворотом на 180 градусов - 5 раз (оценивается способность к пространственному ориентированию и дифференцированию мышечных усилий); 4) прыжки в различных направлениях по отметкам на расстоянии 1 м (6 раз) - оценивается способность к пространственной ориентации на фоне раздражения вестибулярного аппарата, а также умение дифференцировать мышечные усилия; 5) передвижение на руках в упоре лежа к финишу (3 м) (оценивается способность

к проявлению силы в сложном движении).

С целью обучения упражнению была составлена двухмесячная программа, представляющая собой модель тренировочного процесса. Данная программа разрабатывалась в соответствии со следующими требованиями: доступности (обеспечение возможности использовать ее для детей различного возраста, уровня физического развития и физической подготовленности), создания стандартных условий выполнения (одинаковое количество подходов, повторений упражнения). Программа рассчитана на обучение упражнению по 25-30 мин. в одном занятии. По окончании занятий обучаемые выполняли модельное упражнение в целом на результат после двух пробных попыток. При этом фиксировалось время его выполнения. Обобщение данных проведенного исследования позволило констатировать, что в зависимости от качества и темпов освоения обучающей информации среди испытуемых можно выделить.

1. Детей, быстро осваивающих новый материал, однако, их навыки остаются неустойчивыми.

2. Детей, медленно воспринимающих обучающую информацию, кроме этого их навыки быстро утрачиваются.

3. Детей, быстро осваивавших упражнение, при этом навык отличается достаточно высокой стабильностью.

В целом, можно отметить, что потенциальные возможности формирования спортивно-технической подготовленности у разных детей выглядят по-разному. Однако выяснилось, что для освоения предложенного модельного упражнения достаточно восьми тренировочных уроков, о чем свидетельствует стабилизация результатов выполнения теста после восьмого занятия.

Организационно-педагогические мероприятия по определению спортивных способностей юных борцов. На основе проведенных исследований разработаны организационно-педагогические мероприятия по определению спортивных способностей детей на этапе начальной подготовки.

Первым этапом является формирование интереса и выявление желающих заняться борьбой.

Задача второго этапа состоит в оценке способности к обучению движениям и определении уровня физической подготовленности. Данный этап проводится на основе стандартной (типовой или унифицированной) тренировочной программы, состоящей из восьми занятий. В качестве модельного предлагается упражнение, включающее в себя следующие элементы: 1) принятие упора лежа прогнувшись (откидывание ног) из положения борцовской стойки;

2) возвращение в исходное положение с поворотом на 180 градусов; 3) выполнение трех кувырков с поворотом на 180 градусов; 4) имитация переходов в ноги с передвижением на коленях на расстояние 4 м; 5) принятие положения «борцовский мост» из упора головой о ковер толчком ног; 6) передвижение на руках в упоре лежа без помощи ног.

Упражнение разработано таким образом, чтобы время его выполнения определялось качеством освоения составляющих его элементов. По окончании занятий дети выполняют это модельное упражнение на результат, при этом вычисляется его абсолютное улучшение в секундах, а также темпы прироста в процентах, характеризующие интенсивность восприятия обучающей информации. Продолжительность одного тренировочного занятия составляет 60 минут. Далее испытуемые проходят тестирование для оценки кондиционных

способностей с помощью следующих контрольных упражнений: 1) прыжок в длину с места с замахом и без замаха руками; 2) сгибание и разгибание рук в упоре лежа (максимальное количество раз); 3) кистевая и становая динамометрия; 4) бег 400 м.

Также определяется уровень развития координационных способностей посредством следующих тестов: 1) прыжок в длину с места на расстояние 3/4 от максимального со зрительным и без зрительного контроля; 2) дифференцирование мышечных усилий (кистевая и становая динамометрия); 3) воспроизведение угла 60 градусов в локтевом суставе ведущей руки; 4) прохождение по линии длиной 5 м после трех кувырков; 5) прыжковая координация (определяется по разнице прыжков в длину с места с замахом и без замаха руками).

Кроме того, проводятся соревнования по следующим играм-единоборствам: 1) осаливание голеностопа соперника; 2) забегания за спину соперника до выигрыша балла; 3) теснение соперника из круга; 4) борьба в стойке до касания соперником ковра любой частью тела.

Результаты тестирования и соревнований ранжируются по убывающей и переводятся в баллы, при этом претенденты, набравшие наибольшее их количество, зачисляются в основную группу, остальные - в группу с менее выраженной спортивной направленностью.

Третий этап составляет по продолжительности от одного года до двух лет. Его основная задача состоит в накоплении как можно большего объема информации о моторных способностях юных борцов. На этом этапе систематически осуществляется контроль за динамикой их физической и технической подготовленности, проводятся соревнования по общей физической подготовке, играм-единоборствам. Борцы принимают участие в классификационных соревнованиях на первенство ДЮСШ, района и города. По окончании третьего этапа дети, демонстрирующие низкий уровень обучаемости технике борьбы и медленные темпы развития физических качеств, из специализированной группы переводятся в группу с менее выраженной спортивной направленностью. И, наоборот, школьники, продемонстрировавшие достаточно высокий уровень обучаемости и физических качеств, переводятся в основную группу.

Как показали наблюдения, предлагаемые мероприятия физкультурноспортивной ориентации на начальном этапе тренировки обеспечивают объективную оценку спортивных способностей юных борцов в течение длительного времени.

Эффективность методики определения спортивных способностей юных борцов. Для обоснования эффективности разработанной методики была определена ее прогностическая значимость после 2-х лет занятий, была определена взаимосвязь между данными, характеризующими: 1) физическую подготовленность (бег 30 м с высокого старта; прыжок в длину с места; подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; бег 400 м); 2) способность к ведению единоборства; 3) результаты соревнований.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что четкой взаимосвязи между результатами тестов - единоборств (способность к ведению единоборства) и результатов по оценке физических качеств не обнаружено (г =0,51 при Р<0,0 1). Это говорит о том, что юноши, обладающие более высоким уровнем развития физических качеств, не всегда могут одерживать победы в борцовских поединках. Это подтвердилось результатами соревнований на первенство спор-

тивной школы и города. Так, коэффициенты ранговой корреляции составили всего лишь г=0,54 при Р<0,01 и г=0,53 при Р<0,01.

В то же время коэффициенты ранговой корреляции между результатами тестирования спортивных способностей и результатами соревновательной деятельности на первенство ДЮСШ и города составили г=0,93 и г=0,86 при Р<0,01, соответственно.

Таким образом, можно заключить следующее: реализация системного подхода в тренировке спортсменов, в частности, использование комплекса разработанных методик, дает возможность наиболее адекватно определять спортивные способности борцов для решения задач подготовки квалифицированных спортсменов, а также спортсменов массовых разрядов.

ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНОВ У СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ

М.И. Чурносов, Ф.И. Собянин, В.В. Сокорев, И.Н. Лепендина, Н.А. Рудых,

А.С Кривцов

Введение. Проблема эффективного отбора будущих спортсменов является актуальной и носит междисциплинарный характер. Над ее решением работают спортивные тренеры, психологи, физиологи, педагоги, врачи и многие другие специалисты. Как показывают результаты ряда научных исследований последних лет [4,9], большое значение в оценке предрасположенности людей различного пола, возраста к выполнению тех или иных физических нагрузок и выборе занятий различными видами спорта имеет генетическое тестирование. В России интересные исследования по этой проблеме выполнены в Санкт-Петербургском НИИ физической культуры и НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН [4,9]. В этих и некоторых других работах авторы на основе анализа инсерционно-делеционного полиморфизма гена ангиотензин -конвертирующего фермента (ACE) показали, что индивидуумы с генотипом I/I отличаются выносливостью, поэтому высокий уровень спортивных достижений они могут показать, например, в лыжных гонках, беге на средние и длинные дистанции, триатлоне, велосипедном спорте и других дисциплинах. Причем их способность к занятиям в 7-8 раз выше, чем у тех, кто принадлежит к генотипу D/D. Спортсмены же, имеющие генотип D/D, проявляют себя в скоростно-силовых видах спорта: тяжелой атлетике, боксе, борьбе [9]. Таким образом, используя современные ДНК-технологии, можно выявить генетическую предрасположенность человека к занятиям определенными видами спорта, что значительно повысит эффективность отбора будущих спортсменов.

Целью данной работы являлось изучение генетического полиморфизма у спортсменов-стрелков для выявления генетических маркеров, ассоциированных с высокими спортивными результатами.

Методы и организация исследования. Исследуемую выборку составили 30 спортсменов-стрелков, из них: 12 спортсменов 1-2 разряда, 10 - кандидатов в мастера спорта, 7 - мастера спорта, 1 - мастер спорта международного класса. Материалом для исследования послужила венозная кровь в объеме 8-9 мл, взятая из локтевой вены индивида. Забор венозной крови производили в пробирки с консервантом, содержащим 0,5М раствор ЭДТА (pH=8.0), тщательно перемешивали и хранили при температуре 4°C не более одной недели. ДНК выделяли из периферической крови методом фенольно-хлороформной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.