Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ СИЛ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ СИЛ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
морально-психологическое обеспечение / защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / обеспечение действий / чрезвычайные ситуации / moral and psychological support / protection of the population and territories from emergency situations / Unified state system of prevention and liquidation of emergency situations / provision of actions / emergency situations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.О. Багдасарян, В.А. Поляков

В статье представлено обоснование основных мероприятий морально-психологического обеспечения деятельности сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Раскрыто содержание мероприятий морально-психологического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — А.О. Багдасарян, В.А. Поляков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE CONTENT OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE ACTIONS OF THE FORCES OF THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR THE PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS

The article presents the rationale for the main measures of moral and psychological support for the activities of the forces of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations. The content of moral and psychological support measures is disclosed.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ СИЛ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

УДК 355.58:159.9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ СИЛ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

А.О. Вагдасарян

доктор исторических наук,

заместитель начальника кафедры (организации управления повседневной деятельности МЧС России) Академия гражданской защиты МЧС России имени Д.И. Михайлика

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: minikorobka2000Qmail.ru

В.А. Поляков

старший преподаватель кафедры (организации управления повседневной деятельности МЧС России) Академия гражданской защиты МЧС России имени Д.И. Михайлика

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: v.poliakovQamchs.ru

Аннотация. В статье представлено обоснование основных мероприятий морально-психологического обеспечения деятельности сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Раскрыто содержание мероприятий морально-психологического обеспечения.

Ключевые слова: морально-психологическое обеспечение, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечение действий, чрезвычайные ситуации.

Цитирование: Вагдасарян А.О., Поляков В.А. Определение содержания морально-психологического обеспечения действий сил единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2023. № 3 (58). С. 36 - 41.

Успешное действие сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) по ликвидации последствий различных природных бедствий и техногенных катастроф зависит от качественного их обеспечения. На законодательном уровне установлено, что в ходе введения режима функционирования «чрезвычайная ситуация» осуществляется всестороннее обеспечение действий сил РСЧС [1]. Однако содержание этого обеспечения не определено, хотя отмечается схожесть задач, структуры и условий функционирования РСЧС и гражданской обороны [2]. Кроме того, в современных условиях силы РСЧС привлекаются не только в мирное время, но и при военных конфликтах. Таким образом, они фактически решают задачи гражданской обороны.

В связи с тем, что гражданская оборона входит в организацию обороны страны, то для нее предусмотрены мероприятия по обеспечению ее ведения. Одним из видов обеспечения действия сил гражданской обороны является морально-психологическое обеспечение [3].

Так как работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций в различных условиях мирно-

го и военного времени сопряжены с высокими психологическими нагрузками, то целесообразно считать, что морально-психологическое обеспечение действий сил РСЧС также является одним из основных видов их всестороннего обеспечения.

РСЧС, как государственная система, формируется различными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями. К решению ее задач привлекаются подразделения и формирования разных форм собственности и ведомственной принадлежности. Такая структура РСЧС продиктована особенностями организации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые проводятся в виде аварийно-спасательных и других неотложных работ. Данный комплекс работ включает в себя действия по спасению в чрезвычайных ситуациях, их локализации или минимизации, оказанию пострадавшему населению медицинской и других видов помощи, созданию условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности и др.

Таким образом, для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются спасательные формирования, воинские подразделения, правоохранительные органы, организации здравоохранения, коммунальные службы, различные общественные организации и т.п.

Для некоторых категорий сил РСЧС установлены требования к морально-психологическому обеспечению их действий. Так эти вопросы регламентированы в Вооруженных Силах Российской Федерации, спасательных воинских формированиях МЧС России, войсках национальной гвардии Российской Федерации, подразделениях МВД России. При этом содержание данного вида обеспечения для них имеет существенные различия, исходя из их основного предназначения и специфики применения.

Для формирований, создаваемых другими ведомствами или органами власти, вопросы морально-психологического обеспечения не определены.

Существует необходимость определения содержания морально-психологического обеспечения действий сил РСЧС при реагировании на чрезвычайные ситуации.

Под морально-психологическим обеспечением действий сил РСЧС, как правило, понимается комплекс мер, согласованных по целям, задачам, направлениям, месту, времени, последовательности, привлекаемым силам и средствам действий, осуществляемыми руководителями, органами управления и другими должностными лицами по формированию, поддержанию и восстановлению у личного состава, участвующего в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, высокого морально-психологического состояния и качеств, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки [3].

Для определения содержания морально-психологического обеспечения действий сил РСЧС необходимо установить идентификационные признаки основных его видов. Исходя из определения понятия «морально-психологическое обеспечение», под ним понимается комплекс мер. Меры, направленные на формирование, поддержание и восстанов-

ление у личного состава сил РСЧС соответствующего морально-психологического состояния и качеств имеют отличительные признаки по содержанию и формам реализации. Для определения классификации мер морально-психологического обеспечения целесообразно использовать иерархический метод классификации, который устанавливает отношение подчинения между различными группировками.

Анализ нормативных документов Минобороны России, МЧС России, МВД России и Росгвардии показывает, что основными направлениями морально-психологического обеспечения можно считать воспитательную, психологическую, социальную и культурно-досуговую работы [4, 5, 6, 7].

Содержание воспитательной работы продиктовано её целью, которая заключается в обеспечении понимания и поддержки личным составом сил РСЧС государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также принимаемых решений соответствующими должностными лицами и органами управления РСЧС, формировании патриотических убеждений, повышении уровня политической и правовой грамотности, личной ответственности за выполнение задач по предупреждению возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Как правило, воспитательная работа включает в себя информационную работу, агитацию и пропаганду, патриотическую работу, поддержание порядка и дисциплины среди личного состава подразделений РСЧС.

Психологическая работа включает в себя психологическую подготовку, психологическое сопровождение, психологическую помощь, психологическую реабилитацию и психологическую коррекцию [3].

Социальная работа заключается в реализации мер социального обеспечения, социальной поддержки и социальной защиты участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Например, для спасателей на законодательном уровне определен их статус, права, социальные и правовые гарантии. Помимо этого, на практике имелись случаи, когда негативные факторы чрезвычайной ситуации оказывали такое сильное воздействие на состо-

яние здоровья личного состава, принимавшего участие в их ликвидации, что требовалось принятие дополнительных мер по их социальной поддержке. Так, для ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции предусмотрены дополнительные меры социальной защиты. Личный состав спасательных центров МЧС России, задействованный в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне военных конфликтов, имеет статус ветерана боевых действий.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуация сопряжена с высокими физическими и моральными нагрузками. Кроме того, по срокам проведения данные работы могут проводиться в течение длительного периода времени. Для восстановления духовных и физических сил личного состава необходима организация его досуга и отдыха.

Исходя из этого требования, другим направлением морально-психологического обеспечения можно определить культурно-досуговую работу. Она представляет собой систему мероприятий по организации отдыха и воспитания личного состава средствами культуры, искусства и массовой информации и проводится с целью формирования у личного состава высоких морально-психологических качеств, поддержания на должном уровне позитивного духовно-эмоционального состояния, мобилизации на успешное решение задач по борьбе с чрезвычайными ситуациями [3].

Необходимость организации культурно-досуговой работы продиктована тем обстоятельством, что ликвидация последствий некоторых чрезвычайных ситуаций может осуществляться в течение длительного периода. Так, ликвидация последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции длилась с 1986 по 1991 гг. За весь этот период к ликвидации было привлечено более полумиллиона человек [8]. Причем командировка в зону чрезвычайной ситуации иногда могла составлять более нескольких месяцев. В условиях постоянных физических и эмоциональных нагрузок, удаленности от дома, воздействия негативных факторов аварии организация досуга и отдыха личного состава способствовала поддержанию его морально-психологического состояния. Известно, что в рамках культурно-

досуговой работы в зоне аварии в Чернобыле для ликвидаторов проводились концерты с участием популярных звезд эстрады [9].

Вместе с тем, данные направления морально-психологического обеспечения не полностью отражают содержание данного вида обеспечения, способствующего поддержанию высокого морально-психологического состояния личного состава, задействованного в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Анализ тенденций изменений условий борьбы между государствами и различными политическими силами показывает, что информационная сфера становится одной из основных составляющих в противоборстве. В последнее время информационно-психологическое противостояние можно наблюдать в области реализации государственных функций по организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Например, во время трагедии, связанной с пожаром в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово 25 марта 2018 года, стали распространяться слухи и ложные сообщения о причинах пожара и количестве пострадавших. В сети «Интернет» были опубликованы снимки с большим количеством пострадавших в результате пожара в клубе «Хромая лошадь» в 2009 году, выданные за снимки пострадавших в торговом центре «Зимняя вишня». Распространялась информация о большом числе погибших и о сокрытии властями реального количества погибших на пожаре, что привело к стихийному митингу в Кемерово [10; 11].

В 2022 году в ходе ухудшения международной военно-политической обстановки в средствах массовой информации стали распространяться материалы о росте угрозы ядерной войны. На этом фоне был взломан один из основных информационных ресурсов МЧС России, где были размещены рекомендации на случай ядерного удара.

Основными целями информационно-психологического противоборства при реагировании на чрезвычайные ситуации являются подрыв доверия со стороны населения к деятельности государственных органов по обеспечению их безопасности и распространение

панических и ложных слухов. Все это может негативно сказаться на работе личного состава, задействованного в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

В этих условиях противодействие негативному информационно-психологическому воздействию можно считать одним из основных направлений морально-психологического обеспечения действий сил РСЧС.

При ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени большое значение имеет взаимодействие с местным населением, органами власти, общественными или волонтерскими организациями, а также с членами семей личного состава. При работе в районах чрезвычайных ситуаций необходимо учитывать морально-психологическое состояние, культурные особенности региона. Организация взаимодействия позволяет избегать конфликтных ситуаций, будет способствовать поддержке действий сил РСЧС. В зоне военных конфликтов необходимо учитывать настроения среди местного населения, а также их восприятие подразделений, участвующих в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Невыполнение названных требований отрицательно сказывается на ходе спасательных операций. Приведем несколько примеров. Так, в 2018 году в ходе проведения поисково-спасательных работ конфликт между волонтерами отряда «Лиза Алерт Ямал» и сотрудниками ГКУ «Ямалспас» негативно влиял на организацию поисково-спасательных работ [12]. В ходе контртеррористической операции в Чеченской Республике спасательные подразделения периодически подвергались обстрелам, что влияло на технологию проведения работ. При этом на успех проведения гуманитарных операций влияла грамотная организация взаимодействия с местными органами власти, что позволяло избегать подобных происшествий. В качестве другого примера можно привести имеющие место в июле 1986 г. недовольства со стороны членов семей ликвидаторов аварии на

Чернобыльской АЭС из Полтавской области условиями и порядком привлечения к работам их родственников в условиях чрезвычайной ситуации [13].

Таким образом, организация взаимодействия с населением, местными органами власти и общественными организациями в зоне чрезвычайной ситуации, а также членами семей личного состава сил РСЧС можно считать одним из видов морально-психологического обеспечения.

Исходя из определения понятия «морально-психологического обеспечения» видно, что его мероприятия направлены на формирование у личного состава сил РСЧС соответствующих морально-психологических качеств. Эти качества, как правило, формируются в ходе морально-психологической подготовки сотрудников, которая осуществляется в повседневной деятельности, во время их обучения, непосредственно перед убытием в зону чрезвычайной ситуации, а также в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Таким образом, исходя из опыта ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций в различных условиях были выявлены основные признаки, позволяющие квалифицировать мероприятия морально-психологического обеспечения.

Накопленный практический опыт показывает, что основными направлениями морально-психологического обеспечения действий сил РСЧС при реагировании на чрезвычайные ситуации можно считать: воспитательную работу; психологическую работу; социальную работу;

защиту от негативного информационно-психологического воздействия; культурно-досуговую работу; взаимодействие с населением, местными органами власти и общественными организациями в зоне чрезвычайной ситуации, а также членами семей личного состава сил РСЧС;

морально-психологическую подготовку личного состава РСЧС.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». / СПС Консуль-тантПлюс.

2. Чириков А. Интеграция РСЧС и ГО. // Гражданская защита. 2019. № 12. С. 21 - 23.

3. Гражданская оборона / Под общ. ред. В.А. Пучкова; МЧС России. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2016. 377 с.

4. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». / СПС Консультант-Плюс.

5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». / СПС КонсультантПлюс.

6. Приказ МЧС России от 28 октября 2019 г. № 614 «Об утверждении положения об организации воспитательной и культурно-досуговой работы в учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России». / СПС КонсультантПлюс.

7. Приказ Росгвардии от 21 апреля 2021 г. № 132 «Об утверждении Наставления по организации в войсках национальной гвардии Российской Федерации военно-политической (политической) работы».

8. Дьяченко A.A. Опыт ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Деятельность государственных органов СССР, 1986-1991 гг.). Дис. ... докт. ист. наук. - М.: 2002. 689 с.

9. Федоткина Т. Отравленные звезды Чернобыля. / Московский комсомолец. 2021. 26 апреля. № 73. 6 с.

10. Михайлов Б.П., Тузов Л.Л., Чварков М.А. Некоторые особенности деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных ситуациях. // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 1. С. 195 - 200.

11. Фото из «Хромой лошади» и 400 тел - в Сети обсуждают фейки о трагедии в Кемерово. [Электронный ресурс]. / Metro Санкт-Петербург. Режим доступа: URL: https: / / www.metronews.ru / novosti / russia/ reviews / foto-iz-hromoy-loshadi-i-400-tel-v-seti-obsuzhdayut-feyki-o-tragedii-v-kemerovo-1389226/ (дата обращения: 28.03.2023).

12. На Ямале конфликт между профессиональными спасателями и волонтерами. Могут пострадать люди [Электронный ресурс]. / Информационное агентство URA.RIJ. Режим доступа: URL: https:// https://ura.news/news/1052351520?ysclid=llce405wwa277300415 (дата обращения: 21.08.2023).

13. Чорнобильська трагедш. Документа i матер1али / головний упорядник: Н.П. Барановська. - Кшв: «Наукова думка». 1996. 718 с.

DETERMINATION OF THE CONTENT OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE ACTIONS OF THE FORCES OF THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR THE PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY

SITUATIONS

Artem BAGDASARYAN

doctor of historical sciences,

deputy head of the department (organization of

management of daily activities of EMERCOM of Russia)

The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia

named after D.I. Mikhailika

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A

E-mail: minikorobka2000@mail.ru

Viktor POLYAKOV

senior lecturer of the department (organization of management of daily activities of EMERCOM of Russia) The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia named after D.I. Mikhailika Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A E-mail: v.poliakovQamchs.ru

Abstract. The article presents the rationale for the main measures of moral and psychological support for the activities of the forces of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations. The content of moral and psychological support measures is disclosed. Keywords: moral and psychological support, protection of the population and territories from emergency situations, Unified state system of prevention and liquidation of emergency situations, provision of actions, emergency situations.

Citation: Bagdasaryan A.O., Polyakov V.A. Determination of the content of moral and psychological support for the actions of the forces of the unified state system for the prevention and liquidation of emergency situations // Scientific and educational problems of civil protection. 2023. № 3 (58). S. 36 - 41.

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2003 No. 794 "On the unified state system for preventing and eliminating emergency situations."/ SPS ConsultantPlus.

2. Chirikov A. Integration of RSChS and Civil Defense. // Civil protection. 2019. No. 12. S. 21 - 23.

3. Civil defense / Under general, ed. V.A. Puchkova; Russian Emergency Situations Ministry. - M.: FGBU VNII GOChS (FC). 2016. 377 s.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated December 25, 2020 No. 900 "Issues of organizing moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies of the Russian Federation."/ SPS ConsultantPlus.

5. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated December 28, 2021 No. 803 "On approval of the Guidelines for organizing military-political work in the Armed Forces of the Russian Federation."/ SPS ConsultantPlus.

6. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia dated October 28, 2019 No. 614 "On approval of the regulations on the organization of educational, cultural and leisure work in institutions and organizations under the jurisdiction of the Ministry of Emergency Situations of Russia."/ SPS ConsultantPlus.

7. Order of the Russian Guard dated April 21, 2021 No. 132 "On approval of the Manual on the organization of military-political (political) work in the troops of the National Guard of the Russian Federation."

8. Dyachenko A.A. Experience in eliminating the consequences of the disaster at the Chernobyl nuclear power plant (Activities of government bodies of the USSR, 1986-1991). dis. ... doc. ist. Sci. - M.: 2002. 689 s.

9. Fedotkina T. Poisoned stars of Chernobyl. / Moscow's comsomolets. 2021. April 26. No. 73. 6 s.

10. Mikhailov B.P., Tuzov L.L., Chvarkov M.A. Some features of the activities of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in emergency situations. // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 1. S. 195 - 200.

11. Photos from "The Lame Horse"and 400 bodies - fakes about the tragedy in Kemerovo are being discussed on the Internet. [Electronic resource]. / Metro St. Petersburg. Access mode: URL: https://www.metronews.ru/novosti/russia/reviews/foto-iz-hromoy-loshadi-i-400-tel-v-seti-obsuzhdayut-feyki-o-tragedii-v-kemerovo -1389226/ (date of access: 28.03.2023).

12. In Yamal there is a conflict between professional rescuers and volunteers. People may-suffer [Electronic resource]. / Information agency URA.RU. Access mode: URL: https:// https://ura.news/news/1052351520?ysclid=llce405wwa277300415 (date of access: 21.08.2023).

13. Chernobyl tragedy. Documents and materials / main compiler: N.P. Baranovska - Kyiv: "Scientific Thought". 1996. 718 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.