Научная статья на тему 'Анализ правовых проблем применения медицинских средств индивидуальной защиты при оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях'

Анализ правовых проблем применения медицинских средств индивидуальной защиты при оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
149
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ / МЕДИЦИНСКИЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОРАЖЕННЫМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / FIRST AID IN EMERGENCY SITUATIONS / MEDICAL PERSONAL PROTECTIVE EQUIPMENT / LEGAL PROBLEMS OF PROVIDING FIRST AID TO THOSE AFFECTED IN EMERGENCY SITUATIONS / RISK-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Лобанов Алексей Иванович, Золотухин Андрей Владимирович

В статье на основе системного анализа исследованы и ранжированы правовые проблемы применения медицинских средств индивидуальной защиты при оказании первой помощи пораженным в условиях чрезвычайной ситуации. Предложены направления преодоления проблем в определении прав лиц, не имеющих медицинского образования, на проведение мероприятий первой помощи в фазе изоляции и спасения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Лобанов Алексей Иванович, Золотухин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF LEGAL PROBLEMS OF APPLICATION OF MEDICAL MEANS OF INDIVIDUAL PROTECTION AT FIRST AID TO THE STRUCK IN EMERGENCY SITUATIONS

In the article on the basis of the system analysis legal problems of application of medical means of individual protection at rendering the first aid to the struck in the conditions of emergency are investigated and ranked. The directions of overcoming the problems in determining the rights of persons without medical education to carry out first aid measures in the phase of isolation and rescue are proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ правовых проблем применения медицинских средств индивидуальной защиты при оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях»

УДК 614.8:351.86+519.8

АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОРАЖЕННЫМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

А.И. Лобанов

доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры медико-биологической защиты, и экологической защиты

Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: ai.lobanovQamchs.ru

A.B. Золотухин

кандидат медицинских наук,

доцент кафедры медико-биологической защиты, и экологической защиты

Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: а.zolotukhinQamchs.ru

Аннотация. В статье на основе системного анализа исследованы и ранжированы правовые проблемы применения медицинских средств индивидуальной защиты при оказании первой помощи пораженным в условиях чрезвычайной ситуации. Предложены направления преодоления проблем в определении прав лиц, не имеющих медицинского образования, на проведение мероприятий первой помощи в фазе изоляции и спасения.

Ключевые слова: первая помощь в чрезвычайной ситуации, медицинские средства индивидуальной защиты, правовые проблемы оказания первой помощи пораженным в чрезвычайной ситуации, риск-ориентированный подход.

Цитирование: Лобанов А.И., Золотухин A.B. Анализ правовых проблем применения медицинских средств индивидуальной защиты при оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. № 4 (43). С. 16-24.

Опыт организации обучения населения и подготовки личного состава спасательных формирований гражданской обороны к оказанию первой помощи, а также имеющаяся тенденция к росту числа и тяжести медико-санитарных последствий (далее — ЧС) на территории Российской Федерации, свидетельствуют о наличии ряда правовых проблем, препятствующих использованию табельных медицинских средств индивидуальной защиты (далее — МСИЗ) [1] при оказании первой помощи пострадавшим в ЧС мирного и военного времени и потому требующих безотлагательного решения.

В настоящей статье приведены результаты всестороннего анализа состояния правового обеспечения мероприятий по оказанию первой помощи пострадавшим при ЧС природного и техногенного характера, терактах и военных конфликтах, на основе которых разработаны предложения по преодолению существующих проблем и противоречий в нормативной правовой базе в данном направлении деятельности гражданской обороны (далее — ГО) и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее — РСЧС).

В ходе исследования были использованы

методы системного анализа, анкетирования, экспертных оценок, статистический и исторический методы.

В качестве первичных материалов исследования были использованы нормативные правовые документы и методические материалы, регулирующие вопросы оказания первой помощи, статистические данные, приведенные в Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера в 2018 году» [2], а также результаты анкетирования слушателей Института развития МЧС России (далее — ИР МЧС России), созданного на базе Академии гражданской защиты МЧС России.

В ходе исследования было установлено, что в нормативных правовых актах и руководящих документах по вопросам национальной безопасности РФ [3, 4, 5] подтверждается возрастание на современном этапе уровня угроз и рисков для жизни и здоровья гражданского населения РФ вследствие возникновения ЧС природного, техногенного, биолого-социального и военного характера, а также террористических актов, в т.ч. с применением оружия массового поражения.

В Постановлении Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 [6], сформулирована основная задача подготовки населения в области гражданской обороны, как «изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний».

В то же время, в ходе исследования, проведенного путем анкетирования слушателей ИР МЧС России, обучающихся по профилю «Гражданская оборона, защита в ЧС», был выявлен ряд проблем, препятствующих выполнению требований указанных руководящих документов. В частности, было установлено, что наиболее остро стоит вопрос о законности использования лицами без медицинского образования при оказании первой помощи лекарственных средств (антидотов, антибиотиков, радиопротекторов), включенных в комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты (далее — КИМГЗ) в условиях отсутствия медицинских работников или их недоступности (при крушении поезда в труднодоступной местности, в заваленной шахте, в очагах поражения военного времени и т.п.).

Причина этого явления — отсутствие в Перечне мероприятий первой помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразви-тия РФ № 477н (далее по тексту — Приказ МЗСР РФ № 477н) [7], разрешения на использование при оказании первой помощи лекарственных препаратов, в т.ч. включенных в табельный КИМГЗ.

Внешний анализ исторического контента и обстоятельств появления этого документа позволил установить, что он был разработан во исполнение Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Соответственно, содержание этого приказа было ориентировано исключительно на регламентацию мероприятий первой помощи в режиме повседневной деятельности — при ДТП и бытовых несчастных

случаях, когда первая помощь пострадавшим, в результате механической или термической травмы, как правило, оказывается в мирное время, в городских условиях, при наличии доступной медицинской помощи.

Поэтому поражения, обусловленные воздействием на население радиационного, химического и биологического факторов в зонах ЧС, терактах и военных конфликтах, в Перечне состояний, при которых оказывается первая помощь по Приказу МЗСР РФ № 477н, не упоминаются, т.к. не входят в рамки прямого служебного предназначения данного приказа.

По этой же причине не указана в данном Перечне также возможность использования при оказании первой помощи лекарственных препаратов табельных МСИЗ, конкретные правила самостоятельного использования которых населением и личным составом формирований ГО были регламентированы приказом Минздрава России от 15 февраля 2013 г. № 70н и Памяткой Минздрава России по использованию лекарственных препаратов и медицинских изделий КИМГЗ от 11 августа 2014 №14-3/10/2-5985 [8, 9].

При исследовании документооборота в данной области было установлено, что в письме Управления медико-психологического обеспечения МЧС России от 8 сентября 2012 г., [10], которое было разослано в региональные органы управления, а также в научные и образовательные учреждения МЧС России, сообщалось, что в рамках выполнения решений руководства о развитии и совершенствовании гражданской обороны, при разработке учебных и методических материалов по первой помощи в качестве нормативной базы необходимо руководствоваться в т.ч. требованиями Приказа МЗСР РФ № 477н.

Исполнителями на местах, в т.ч. в центрах, осуществляющих обучение населения в области гражданской обороны, эта информация была воспринята как указание о том, что данный приказ распространяет правовую сферу своего действия не только на несчастные случаи и травмы бытового характера, но и на все возможные варианты поражения людей при ЧС, терактах и военных конфликтах.

Вследствие такого понимания информации, все положения вышеуказанного приказа исполнителями стали трактоваться в ограничительном и запретительном смысле. При этом из программ и учебно-методической литературы были исключены мероприятия первой помощи с применением лекарственных препаратов КИМГЗ, необходимые для спасения жизни людей в зонах радиационных и химических аварий, в очагах биологического заражения, при терактах и военных конфликтах с применением оружия массового поражения. В том числе, под запретом оказались табельные МСИЗ, предусмотренные соответствующими приказами Минздрава и МЧС России [8, 9, 12, 13, 14].

Безусловно, такие ограничения препятствуют выполнению требований совершенствования подготовки населения к оказанию первой помощи по планам гражданской обороны в условиях крупномасштабных ЧС природного, техногенного характера и в очагах поражения военного времени, для которых характерно появление массовых санитарных потерь и острый дефицит медицинских кадров.

При этом, следует отметить, что в ст. 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ [15] установлено, что первую помощь оказывают до медицинской помощи и ее вправе оказывать все граждане при наличии соответствующих навыков.

Актуальность повышения эффективности оказания первой помощи в ЧС подтверждается данными, приведенными в Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера в 2018 году», в соответствии с которыми в РФ в 2018 году произошло на 3,5% больше ЧС, чем в 2017 году, а рост числа пострадавших при ЧС составил 57,9%. Отмечено, что в 2018 году при ЧС погибло на 28,9% больше людей, чем в 2017 году, а число погибших при ЧС техногенного характера возросло на 40%. При этом, общий объем обеспеченности МСИЗ населения по Российской Федерации составил 72% от нормативных требований. Наличие в запасах медицинского имущества КИМГЗ и их укомплектованность лекарственными препаратами в указанном Государственном докладе отдельно не анализируются. Приведен только показатель обеспеченности

КИМГЗ населения Ивановской области, который составил всего 3% от требуемого.

Вместе с тем, опыт ликвидации ЧС на территории Российской Федерации свидетельствует, что рост числа смертельных исходов на догоспитальном этапе при ЧС в значительной степени связан именно с недостаточной эффективностью оказания первой помощи пострадавшим, в том числе по причине отсутствия у спасателей обезболивающих средств, антидотов, радиопротекторов и антибиотиков, включенных в табельные КИМГЗ.

В целях исследования всего спектра негативных последствий многолетнего «замораживания» существующего административно-правового тупика, который привел к нелегитимному сокращению мероприятий первой помощи, был проведен системный анализ проблем, препятствующих подготовке населения и спасателей способам оказания первой помощи с использованием табельных КИМГЗ в условиях ЧС, при терактах и военных конфликтах.

В целях уточнения характера и весомости выявленных проблем оказания первой помощи с применением КИМГЗ при ЧС и организации обучения населения способам их применения было проведено анкетирование специалистов в этой области. В качестве опрашиваемых были привлечены слушатели Института развития МЧС России - руководители и сотрудники структурных подразделений ГОЧС федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций РФ, преподаватели ОБЖ и БЖД, преподаватели учебно-методических центров ГОЧС субъектов РФ, имеющие опыт практической организаторской и преподавательской деятельности в области ГО и защиты от ЧС.

Для решения этой задачи были разработаны специальные анкеты, подвергнутые затем статистической обработке. Вероятностный характер выборки обеспечивался гнездовым (кластерным) методом, при котором из генеральной совокупности были случайно отобраны объекты, представляющие собой группы (гнезда) более мелких единиц и внутри групп проводился сплошной опрос. Достоверность исследования определялась значительной выборочной совокупностью, составившей 300 респондентов.

В результате анализа данных анкетирования было установлено, что в исследованных организациях обеспечены К ИМ 13 согласно нормативным требованиям — 36%, не соответствовало нормативным требованиям — 44%,

полностью отсутствует К ИМ 13 — у 20% респондентов (таблица 1).

При этом, о наличии лекарственных средств (вложений) в имеющихся комплектах КИМГЗ заявили только 5% респондентов.

Таблица 1 - Обеспеченность КИМГЗ установленных контингентов

Обеспеченность КИМГЗ в % к числу ответов

Обеспечены согласно нормативным требованиям 36

Обеспеченность КИМГЗ не соответствует нормативным требованиям 44

КИМГЗ в запасах медицинского имущества отсутствует 20

Анализ анкет показал, что на занятиях по вопросам гражданской обороны обучают способам применения лекарственных средств из КИМГЗ (антидотов, радиопротекторов,

антибиотиков, обезболивающих препаратов) в целях оказания первой помощи только в 11% исследованных организаций (таблица 2).

Таблица 2 - Организация обучения населения в области ГО

Данные исследования организации обучения в % к числу ответов

Обучают способам использования лекарственных препаратов КИМГЗ 11

Считают незаконным использование лекарственных препаратов лицами без медицинского образования 78

Признают целесообразность обучения населения и личного состава формирований ГО способам использования лекарственных препаратов МСИЗ 98

Знают устройство и способ применения шприц-тюбика из КИМГЗ 8

По мнению большинства респондентов (78%), в соответствии с Приказом МЗСР РФ № 477н, использование лекарственных средств в целях оказания первой помощи в ЧС пострадавшим лицами без медицинского образования (в т.ч. спасателями) в принципе незаконно.

Вместе с тем, следует указать на тот факт, что 98% опрошенных считают необходимым обучение личного состава формирований ГО и установленных контингентов населения способам использования табельных МСИЗ в усло-

виях ЧС и в военное время.

Путем ранжирования выявленных проблем в области оказания первой помощи методом экспертных оценок (для этой цели было привлечено 30 экспертов со стажем работы в структурах ГОЧС более 5 лет, в т.ч. лица с ученой степенью), было установлено, что наибольшую значимость по мнению экспертов занимает проблема неопределенности и противоречивости нормативной правовой базы системы оказания первой помощи пострадавшим (таблица 3).

Таблица 3 Ранжирование проблем оказания первой помощи в ЧС с использованием табельных лекарственных препаратов КИМГЗ

Наименование проблемы Ранг проблемы

Неопределенность и противоречивость нормативной правовой базы 0,5

Недоетато чное целевое финансирование 0,3

Децентрализация системы медицинского обеспечения мероприятий ГО 0,2

ИТОГО 1,0

В результате анализа причинно-следственных связей возникновения правовых проблем оказания первой помощи пострадавшим в ЧС (далее ОППП) было построено иерархическое древо генезиса правовых проблем, часть которых носит внесистемный ха-

рактер (демонтаж оборонных инициатив в стране, децентрализация системы государственного управления и др.). Также показаны негативные последствия замораживания указанных правовых проблем ОППП в РФ (рисунок 1).

Причинно-следственные связи возникновения и иерархия правовых проблем системы оказания первой помощи пораженным в ЧС

Внесистемные причины возникновения правовых проблем оказания первой помощи

Демонтаж оборонных инициатив, неудовлетво-рительн о е ц елево е финан -сирование ГО и РСЧС

Децентрализация системы управления медицин скими мероприятиями ГО и РСЧС

Ж

Дублирование функций, межведомственная разобщенность е ГО и РСЧС

ж:

Недостаточная проработка вопросов научного и методического сопровождения мероприятий оказания первой помощи в ЧС

Пра

ь пробл

лемы системы оказания первой помощи пораженным

Неопределенность и противоречивость нормативной правовой базы первой помощи при ЧС мирн ог о и в оенн ог о времени

Смешение понятий «первая помощь при несчастных случаях и заболеваниях» и «первая помощь пораженным в ЧС»

Некорректное распространение ограничительного действия положении приказа МЗСР № 477-н на всю систему оказания первой помощи пораженным в ЧС н подготовку населения в области гражданской обороны

Фактический запрет на использование спасателями лекарств ен -ных средств табельных МСИЗ при ЧС

Прекращение обучения спасателей и населения способам использования лекарственных средств табельных МСИЗ при ЧС.

Последствия замораживания правовых проблем первой помощи ЧС

Отказ спасателей от самостоятельного использования лекарственных средств табельных МСИЗ при ЧС

Разрушение системы медицинской защиты населения при ЧС мирного и военного времени

Оставление без первой помощи пораженных е условиях ЧС мирного и еоенн ого времени

ж

Рост показателей смертности и легальности среди пораженных в зонах ЧС и очагах поражения

ж:

Превращение разработки новых и выпуска апробированных лекарственных средств медицинской защиты производителями

Ж

Снижение эффективности оказания первой помощи пораженным в ЧС

Ослабление оборонного потенциала РФ в военное время

Рисунок 1 Причины возникновения и иерархия правовых проблем системы оказания первой

помощи пораженным в ЧС

Исследование показало, что помимо указанных причин, в возникновении и «замораживании» правовых проблем оказания первой помощи в ЧС, важную роль сыграли некомпетентность и неисполнительность, а также отсутствие полномочий у ряда руководителей и исполнителей, ответственных за создание и функционирование в подведомственных структурах системы оказания первой помощи пораженным в ЧС.

Следует отметить, что с целью разрешить данную проблемную ситуацию в 2013 году в журнале «Гражданская защита» [11] нами была опубликована статья «О медицинской подготовке спасателей», указывающая на имеющуюся правовую проблему и предлагающая пути ее решения. Положительной реакции на эту публикацию не последовало.

В результате, рассматриваемая правовая проблема не решается уже более 8 лет, так как единоличное право решающего голоса по данному вопросу в настоящее время монопольно сосредоточено у специалистов Минздрава России, нередко далеких от решения задач ГО и не учитывающих угроз и рисков для жизни и здоровья населения РФ, указанных в Военной доктрине РФ и Указе Президента РФ от 20 декабря 2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области гражданской обороны на период до 2030 года».

В силу различных объективных и субъективных причин от решения юридических проблем оказания первой помощи были отстранены специалисты Министерства обороны и МЧС России, напрямую ответственные за решение задач планирования и проведения мероприятий первой помощи, медицинской защиты личного состава и населения от поражающих факторов ЧС и современных средств поражения вероятного противника.

Как результат, из учебных программ по обучению населения и спасателей в области гражданской обороны в ведомственных образовательных учреждениях повсеместно были исключены вопросы использования лекарственных препаратов, входящих в табельные КИМГЗ, которые, в соответствии с приказами МЧС России № 331 и № 543 [12, 13] были включены в перечень медицинского имущества нештатных аварийно-спасательных фор-

мирований гражданской обороны и заложены в резервы для защиты населения, проживающего в зонах возможного химического заражения, а также радиоактивного загрязнения.

Таким образом, исследование подтвердило гипотезу о негативном действии, которое оказали незавершенность и противоречивость нормативной и правовой базы на оказание первой помощи пораженным в условиях ЧС мирного и военного времени, а также на организацию обучения населения в области гражданской обороны.

Основная причина этого явления — многолетнее действие практически узаконенного в стране нелегитимного запрета на использование медицинских средств индивидуальной защиты при оказании первой помощи пострадавшим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, произошла подмена понятий «первая помощь пострадавшему населению и личному составу спасательных формирований и силовых ведомств в условиях ЧС и военных конфликтов» при остром дефиците медицинских кадров и «первая помощь при бытовых травмах и несчастных случаях с отдельными гражданами в крупных городах», когда к месту происшествия почти одновременно в течение 15-20 мин прибывают спасатели и бригады скорой помощи, доставляющие в кратчайшие сроки пострадавших в медицинские специализированные центры.

На междисциплинарный и межведомственный характер терминологических и правовых проблем системы оказания первой помощи и на необходимость легализации использования лекарственных препаратов при оказании первой помощи лицами опасных профессий, не имеющими медицинского образования, указывали представители медицинской службы Вооруженных сил России, Росгвардии, МВД, МЧС России и других силовых ведомств на первой Всероссийской конференции по первой помощи, состоявшейся 10-11 октября 2019 г на базе мединститута Российского университета дружбы народов в г. Москве.

С учетом этих замечаний, на заседании профильной комиссии по первой помощи при Минздраве России были приняты рекомендации о необходимости продолжения научных исследований в данной области, а

также предложено решение имеющейся правовой коллизии посредством инициирования законодательной инициативы о разделении мероприятий первой помощи на базовую и расширенную части.

Таким образом, в ходе проведенного исследования установлено, что выявленная правовая проблема в функционировании системы оказания первой помощи пораженным в ЧС, безусловно, нуждается в немедленном решении, так как препятствует качественному обучению населения и подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований к оказанию первой помощи пострадавшим в ЧС, при терактах и военных конфликтах.

Для решения поставленной задачи, по нашему мнению, необходимо усовершенствовать правовую регламентацию оказания первой помощи, включив в Приказ МЗСР РФ № 477н следующие дополнения, соответствующие требованиям ст. 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № ФЭ-323 и приказов Минздрава России и МЧС России [12, 13, 14, 15], а именно:

перечень состояний, при которых оказывается первая помощь дополнить п. 9. в следующей редакции: «Состояния и заболевания, угрожающие жизни и здоровью пораженных в условиях ЧС мирного времени и в военное время»;

пункт 9 перечня мероприятий по оказанию первой помощи изложить в следующей редакции: «Мероприятия по оказанию первой помощи пораженным при ЧС мирного и военного времени в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом:

1) применение обезболивающих средств;

2) применение антидотов;

3) применение радиозащитных средств;

4) применение антибиотиков;

5) применение препаратов, обеспечивающих антиэметический и анксиолитический эффект.

В соответствии с утвержденными требованиями к комплектации лекарственными препаратами аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи». Считаем также необходимым: на правительственном уровне решить актуальную проблему перераспределения сфер ответственности гражданского и военного здравоохранения, разделив вопросы правового регулирования оказания первой помощи пострадавшим в режиме повседневной деятельности, в ЧС природного и техногенного характера и в военное время;

усилить роль органов управления МЧС России при разработке и реализации государственной политики в области ГО и защиты от ЧС при решении нормативных и правовых вопросов оказания первой помощи пострадавшим при ЧС, террористических актах и военных конфликтах;

разработать научно обоснованные и согласованные с Минздравом России специальные правила оказания первой помощи пострадавшим при ведении гражданской обороны и проведении мероприятий защиты населения в мирное и военное время с использованием медицинских средств индивидуальной защиты;

обеспечить пересмотр учебных программ и учебно-методических материалов образовательных учреждений, готовящих кадры для ГО и РСЧС, с обязательным включением в них вопросов обучения навыкам использования табельных лекарственных препаратов (антидотов, радиопротекторов антибиотиков и обезболивающих средств), включенных в КИМГЗ и другие комплекты первой помощи;

разработать согласованный с Минздравом России перечень медицинских изделий и препаратов, соответствующий служебному предназначению подразделений и формирований МЧС России, предназначенный для закладки в комплекты для оказания первой помощи.

Литература

1. ГОСТ Р 22.3.11 — 2016. Безопасность в чрезвычайных ситуаций. Средства защиты медицинские. Классификация. Москва. Стандартинформ. 2019.

2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера в 2018 году» / М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2019. С. 201.

3. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Ир -2976.

4. Указ Президента РФ 11 марта 2019 года. № 97 «Об основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую пер-

5. Указ Президента РФ от 20 декабря 2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области гражданской обороны на период до 2030 года».

6. Постановление Правительства РФ от 2.11.2000 № 841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны» (ред.19.04.2017г.).

7. Приказ МЗ и СР РФ от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

8. Приказ МЗ РФ от 15 февраля 2013 № 70н. Требования к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (КИМГЗ).

9. Письмо Министерство здравоохранения РФ 11 августа 2014 №14-3/10/2-5985. «О направлении памятки по использованию лекарственных препаратов и медицинских изделий КИМГЗ».

10. Лобанов А.И. О медицинской подготовке спасателей // Гражданская защита, 2013. № 1. С. 51-58.

И. Информационное письмо УМПО МЧС России № 30-1-1288 от 09.10.2012г.

12. Приказ МЧС России № 331 от 30 июня 2014 г. № 331 «О внесении изменений в Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999».

13. Приказ МЧС России от 1 октября 2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения СИЗ».

14. Приказ МЧС России от 1 ноября 2006 года № 633 «О принятии на снабжение МЧС России КИМГЗ» (с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 23 января 2014 года №23).

15. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

THE ANALYSIS OF LEGAL PROBLEMS OF APPLICATION OF MEDICAL MEANS OF INDIVIDUAL PROTECTION AT FIRST AID TO THE STRUCK IN

EMERGENCY SITUATIONS

Abstract. In the article on the basis of the system analysis legal problems of application of medical means of individual protection at rendering the first aid to the struck in the conditions of emergency are investigated and ranked. The directions of overcoming the problems in determining the rights of persons without medical education to carry out first aid measures in the phase of isolation and rescue are proposed.

Keywords: first aid in emergency situations, medical personal protective equipment, legal problems of providing first aid to those affected in emergency situations, risk-based approach. Citation: Lobanov A.I., Zolotukhin A.V. The analysis of legal problems of application of medical means of individual protection at first aid to the struck in emergency situations // Scientific and educational problems of civil protection. 2019. No. 4 (43). pp. 16-24.

1. GOST R 22.3.11 - 2016. Safety in emergency situations. Medical protective equipment. Classification. Moscow. Standartinform. 2019.

2. State report "On the State of the Protection of the Population and Territories of the Russian Federation from Emergencies of Natural and Technogenic Character in 2018" / M.: EMERCOM of Russia FSBI VNII

спективу».

Alexey LOBANOV

Doctor of medical sciences, professor,

Professor of the Department biomedical

and environmental protection

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow Region, Khimki,

md.Novogorsk

E-mail: ai.lobanovQamchs.ru

Andrey ZOLOTUKHIN

Candidate of Medical Sciences Associate Professor of the Department Biomedical and Environmental Protection Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md.Novogorsk

E-mail: a.zolotukhinQamchs.ru

References

GOCHS (FC), 2019.S. 201.

3. Military doctrine of the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation on December 25, 2014 No. Pr - 2976.

4. Decree of the President of the Russian Federation on March 11, 2019. No. 97 "On the basis of state policy in the field of ensuring chemical and biological safety for the period up to 2025 and the future perspective".

5. Decree of the President of the Russian Federation dated December 20, 2016 No. 696 "On approval of the Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of civil defense for the period until 2030".

6. Decree of the Government of the Russian Federation of November 2, 2000 No. 841 "On approval of the provision on the preparation of the population in the field of civil defense" (rev.19.04.2017).

7. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated May 4, 2012 No. 477n "On approval of the list of conditions in which first aid is provided and the list of first aid measures".

8. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of February 15, 2013 No. 70h. Requirements for a complete set of medicines and medical devices (KIMGZ).

9. Letter of the Ministry of Health of the Russian Federation on August 11, 2014 No. 14-3 / 10 / 2-5985. «About the direction of the leaflet on the use of medicines and medical products KIMGZ».

10. Lobanov A.I. On the medical training of rescuers // Civil Protection, 2013. No. 1. P. 51-58.

11. Information letter UMPO EMERCOM of Russia No. 30-1-1288 of 09.10.2012.

12. Order of the Ministry of Emergencies of Russia No. 331 dated June 30, 2014 No. 331 "On Amendments to the Procedure for the Creation of Emergency Rescue Units, approved by Order of the Ministry of Emergencies of Russia dated December 23, 2005 No. 999 ».

13. The order of the Ministry of Emergencies of Russia of October 1, 2014 No. 543 "On approval of the Regulation on the organization of public support for PPE".

14. Order of the Ministry of Emergencies of Russia of November 1, 2006 No. 633 "On Acceptance of KIMGZ for Supply of EMERCOM of Russia" (as amended by Order No. 23 of the Ministry of Emergencies of Russia of January 23, 2014).

15. Federal Law of the Russian Federation of November 21, 2011 No. 323-<I>3 "On the Basics of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.