УДК 614.21:35.07
ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.И. Лобанов
доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры (медико-биологической и экологической защиты)
Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: ai.lobanovQamchs.ru
А.Х. Дзуцев
старший преподаватель кафедры (медико-биологической и экологической защиты) Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: а.dzucevQamchs.ru
К.А. Чернов
преподаватель кафедры (медико-биологической и экологической защиты)
Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: к.chernovQamchs.ru
Аннотация. В статье освещена проблема совершенствования системы управления медицинским обеспечением населения в чрезвычайных ситуациях. На основе анализа результатов комплексной оценки состояния готовности системы медицинского обеспечения населения Российской Федерации к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время обоснована целесообразность интеграции Всероссийской службы медицины катастроф и Медицинской спасательной службы гражданской обороны в единую медицинскую службу гражданской защиты. В статье сформулированы и ранжированы основные проблемы интеграции данных служб. С использованием методики риск-ориентированного подхода и системного анализа проблем разработаны и предложены практические рекомендации по созданию медицинской службы гражданской защиты.
Ключевые слова: система медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях, Всероссийская служба медицины катастроф, медицинская спасательная служба гражданской обороны, системный анализ, риск-ориентированный подход, интеграция, медицинская служба гражданской защиты.
Цитирование: Лобанов А.И., Дзуцев А.Х., Чернов К.А. Интеграция медицинских сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как инструмент укрепления национальной безопасности Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2021. № 3 (50). С. 36-48.
Введение
Отмеченный в последние годы рост военных угроз безопасности Российской Федерации (далее - РФ), возникновение масштабных чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного, техногенного и биолого-социального характера, а также продолжающаяся административная реформа здравоохранения настоятельно требуют постоянного совершенствования действующей в стране системы защиты населения.
Накопленный опыт функционирования системы медицинского обеспечения населения
(далее - ('МОП) РФ при ликвидации ЧС свидетельствует о наличии ряда проблем, требующих незамедлительного решения. Исследование этих проблем выполнено на кафедре медико-биологической и экологической защиты Академии гражданской защиты МЧС России (далее - Академия).
Цель исследования - разработка научно обоснованных практических рекомендаций по оптимизации структуры существующей системы медицинского обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени.
Основные задачи исследования:
1. Провести системный анализ состояния готовности ('МОП к решению задач в условиях ЧС и в особый период.
2. Изучить возможные медико-санитарные последствия применения современных средств поражения вероятным противником по территории РФ.
3. Разработать организационно-функциональную модель единой медицинской службы гражданской защиты (далее - МС ГЗ), способной эффективно выполнять поставленные задачи в условиях ЧС мирного времени и в военное время.
4. Установить и проанализировать существующие проблемы деятельности ('МОП в ЧС мирного времени и в особый период.
5. Разработать научно обоснованные практические рекомендации по интеграции Всероссийской службы медицины катастроф (далее -ВСМК) и медицинской спасательной службы гражданской обороны (далее - МСС ГО).
Основные методы исследования: системный анализ, исторический, статистический, риск-ориентированный подход, анкетирование, а также метод экспертных оценок.
В качестве материалов исследования были использованы данные социологического опроса, проведенного способом анкетирования слушателей Института развития МЧС России (на базе Академии) из числа руководящего состава гражданской обороны (далее - ГО) и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а также преподавателей образовательных организаций, готовящих
кадры для МЧС России, а также научные работы и другие публикации по изучаемой проблеме, личный опыт авторов статьи по организации медицинского обеспечения в ЧС, нормативные, правовые и методические документы, ведомственные доклады и отчеты [8].
В результате исследования установлено, что основу в СМОН при ЧС мирного времени и в военное время в настоящее время составляют медицинские силы ГО и РСЧС, представленные МСС ГО и ВСМК, базой создания которых являются кадровые и материальные ресурсы системы здравоохранения.
Учитывая наличие прямой зависимости между состоянием здравоохранения и готовностью СМОН к решению поставленных задач в особый период, стратегия национальной безопасности Российской Федерации рассматривает необходимость развития системы здравоохранения и укрепление здоровья населения РФ как «важнейшее направление обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан» [1].
Перечень специальных служб гражданского и военного здравоохранения, создаваемых на базе организаций и учреждений в качестве составного элемента системы национальной безопасности РФ, представлен на рисунке 1, где МСС ГО - медицинская спасательная служба ГО, ВСМК - Всероссийская служба медицины катастроф, МС ВС - медицинская служба Вооруженных Сил.
Э кономичес кая. инф ормацио иная, продовольственная. сфера охраны здоровья граждан и др.
Рисунок 1 Специальные службы здравоохранения в системе национальной безопасности РФ
Основные сферы национальной безопасности
Таким образом, оценка состояния готовности органов управления, сил и средств МСС ГО и ВСМК должна проводиться в неразрывной связи с учетом реального состояния системы здравоохранения и факторов, негативно влияющих на национальную безопасность в сфере охраны здоровья граждан. К таким факторам были отнесены «недостатки в реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в части, касающейся обеспечения доступности медицинской помощи и реализации гарантий ее оказания населению, несовершенство действующей системы медицинского страхования, недостаточное финансирование системы высокотехнологичной медицинской помощи и низкий уровень квалификации медицинских работников, не полностью сформированная нормативно-правовая база в указанной сфере» [1].
Анализ результатов проведенной сотрудниками кафедры медико-биологи ческой и экологической защиты Академии научно-исследовательской работы (далее НИР) [13] подтвердил тот факт, что перечисленные выше негативные факторы в полной мере устра-
нены не были и продолжают оказывать свое деструктивное действие, в том числе, на построенную на базе гражданского здравоохранения систему медицинского обеспечения населения в '1С.
В частности, было установлено [9], что проводимая в последние годы несистемная реорганизация здравоохранения РФ, не учитывающая роль и значение данной отрасли в системе национальной безопасности страны, привела к снижению готовности СМОН к решению поставленных задач в условиях ЧС мирного и военного времени.
Так, сокращение численности амбулаторных и стационарных лечебных медицинских организаций и увольнение медицинских работников на территории РФ, в ходе которого, по данным Счетной палаты РФ в 2015 г. было ликвидировано 33 757 больничных коек, сокращено 12 844 человек медработников с высшим образованием и 40 498 человек из числа среднего медперсонала привело к снижению доступности медицинской помощи населению [9], росту смертности и социальной напряженности в обществе и тем самым значительно
ослабило оборонный потенциал здравоохранения.
Децентрализация системы управления здравоохранением, передавшей свои полномочия от федерального центра субъектам РФ, привела к потере управляемости медицинскими силами и средствами на федеральном уровне и разрушила многоуровневую иерархическую систему государственного здравоохранения, способную организовать медицинское обеспечение населения в мирное время и мобилизовать кадровые и материальные ресурсы здравоохранения для решения задач в крупномасштабных ЧС мирного и военного времени.
В частности, выведение структур Федерального медико-биологического агентства (далее - ФМБА) и Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» из состава Минздрава России привело к демонтажу единой централизованной системы управления силами и средствами различных ветвей здравоохранения, объединенных во Всероссийскую службу медицины катастроф, предназначенную для осуществления всего комплекса профилактических, лечебных и санитарно-противоэпидемических мероприятий в условиях ЧС, что в определенной степени послужило причиной возникновения ряда организационных проблем лечебно-эвакуационного обеспечения инфекционных больных в ходе ликвидации медико-санитарных последствий пандемии СОУШ-19.
Исследование состояния ВСМК показало, что наряду с высокой готовностью федеральных сил и средств службы, отмечается недостаточный уровень готовности ее территориального звена [13]. Было также подтверждено, что в настоящее время структуры ВСМК к решению задач военного времени не адаптированы. Механизм перевода службы медицины катастроф Минздрава России на военное положение не отработан и официально не утвержден.
Таким образом, как показало исследование, в последние годы значительно снизилась готовность к выполнению поставленных задач МСС ГО как составного элемента системы радиационной, химической и биологической защиты населения в ЧС мирного и во-
енного времени [5]. В результате ликвидации автономной системы здравоохранения в муниципальном звене и передачи лечебных медицинских организаций в ведение субъектов РФ была ликвидирована база создания МСС ГО, которая, в соответствии с приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 [2], создавалась именно на муниципальном уровне.
Оценка готовности СМОН к работе в условиях военного времени в силу различных возможных сценариев военного конфликта является весьма сложной задачей. На наш взгляд, основным показателем готовности может служить наличие подготовленных кадровых и материальных ресурсов здравоохранения, способных в конкретных условиях оперативной и медицинской обстановки военного времени осуществить мероприятия по медико-биологической защите населения от поражающих факторов примененного оружия и проведению лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах поражения.
Использование риск-ориентированного подхода в данном исследовании показало [3], что вследствие ликвидации массовых нештатных медицинских, а также санитарно-транспортных формирований ГО (мобильных медицинских отрядов, хирургических, инфекционных подвижных госпиталей, автосанитарных отрядов и др.) возникло резкое ослабление группировки медицинских сил ГО, что в свою очередь повлекло за собой резкое несоответствие количества имеющихся медицинских формирований и учреждений ГО прогнозируемой численности массовых санитарных потерь после нанесения вероятным противником глобального молниеносного удара по критически важным объектам (далее - КВО) на территории РФ, или при применении оружия массового поражения, когда численность санитарных потерь среди населения может составить многие сотни тысяч человек [10].
Примером тяжелых медико-санитарных последствий разрушения КВО, находящегося в черте крупного города, может служить взрыв на складе нитрата аммония в порту Бейрута 4 августа 2020 г., в результате которого значительная часть города была разрушена, погибли около 200 чел., более 7000 чел. ранены.
Немногие уцелевшие городские больницы были переполнены, пострадавших направляли в клиники загородной зоны, запрашивалась помощь международных организаций. Данная техногенная катастрофа может служить прообразом ситуации в крупном городе в случае нанесения удара высокоточным оружием по КВО в условиях войны. Как правило, подобных КВО в современных городах РФ имеется десятки и все они, при их массовом преднамеренном разрушении, представляют реальную угрозу жизни и здоровья для жителей мегаполисов.
Следует отметить, что на территории РФ численность КВО, в перечень которых, помимо взрывопожароопасных объектов и гидротехнических сооружений, включены радиаци-онно, химически и биологически опасные объ-
екты, составляет более четырех тысяч [11].
С целью уточнения исходных данных, необходимых для планирования мероприятий медицинского обеспечения ГО в военное время на территории субъектов РФ, A.B. Шевченко предлагает взамен детерминированного использовать вероятностно-статистический метод прогнозирования возможной обстановки в очагах поражения военного времени, который «позволяет рассчитать доверительные интервалы, в пределах которых можно с определенной достоверностью получить истинные значения характеристик генеральной совокупности» [3]. Результаты прогнозирования возможных медико-санитарных последствий нанесения «быстрого глобального удара» по территории РФ, полученные вышеуказанным автором, показаны в таблице 1.
Таблица 1 - Пример показателей возможной обстановки при «быстром глобальном ударе» по сценарию без противодействия, которые с вероятностью 95% не превысят указанных числовых значений [3]
№ Показатель Количество потерь
Медицинская обстановка
1 Потери общие, тыс. чел. 320
2 Потери санитарные, тыс. чел. 245
3 Потери безвозвратные, тыс. чел. 75
4 Пострадавшие, требующие оказания медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения, тыс. чел. 120
Следует отметить, что к последствиям нанесения ракетно-бомбовых ударов (далее -РБУ), по КВО, находящимся в городах с плотной жилой застройкой, следует отнести не только высокую вероятность возникновения массовых санитарных потерь среди населения, но и реальную опасность разрушения или полного уничтожения расположенных там клинических центров и больниц, являющихся конечным этапом маршрутизации пораженных в особый период. Этот прогноз подтверждается отечественным и зарубежным опытом минувших войн и вооруженных конфликтов, который свидетельствует о значительных потерях кадровых и материальных ресурсов здравоохранения в районах военных
конфликтов [14].
С учетом перечисленных факторов, следует признать некорректным планирование развертывания дополнительных больничных коек на военное время в крупных городских больницах по месту их постоянной дислокации в рамках численности коечного фонда больниц, созданного из расчета потребностей здравоохранения мирного времени только за счет перепрофилирования терапевтических коек в хирургические.
Как показали результаты анкетирования, проведенного среди слушателей Института развития МЧС России [8], создание и поддержание в готовности медицинских и санитарно-транспортных формирований МСС ГО дли-
тельное время не финансировалось вообще. А после того, как они были исключены из Перечней нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) и Нештатных формирований гражданской обороны (далее - НФГО), согласно приказам МЧС России [4], практически на всей территории РФ указанные формирования были или сокращены до минимума, или почти полностью ликвидированы решениями администраций субъектов РФ как избыточные и обременительные для бюджета структуры. Соответственно, возможное уничтожение противником в военное время больниц в крупных городах и отсутствие или острая нехватка мобильных медицинских и санитарно-транспортных формирований ГО не позволят осуществить быструю и щадящую медицинскую эвакуацию пораженных из очагов поражения в лечебные учреждения, находящиеся в безопасных районах, что неминуемо приведет к гибели большого числа пораженных из-за несвоевременного оказания им медицинской помощи.
В последние годы резко актуализирова-
лась проблема обеспечения личного состава спасательных формирований ГО и населения средствами медицинской защиты. По данным Государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий РФ в 2019 году [5] средняя укомплектованность территориальных центров медицины катастроф и региональных центров скорой медицинской помощи и медицины катастроф составила 68,4%. В лечебных медицинских организациях регионов средняя укомплектованность неснижае-мых запасов на случай ЧС составляет 66,6%, что на 3% меньше, чем в 2018 году. Резервы средств медицинской защиты не созданы в Республике Башкортостане, Республике Крым, в Забайкальском крае, Белгородской области, Ненецком и Чукотском АО [5].
Выводы о недостаточной обеспеченности личного состава ГО и населения современными средствами медицинской защиты подтверждаются данными анкетирования слушателей АГЗ МЧС России, представленными в таблице 2.
Таблица 2 - Обеспеченность установленных контингентов комплектами индивидуальными медицинскими гражданской защиты (далее - КИМГЗ) по данным анкетирования слушателей АГЗ МЧС России (п=300) [8] (в % к числу ответов)
№ Обеспеченность КИМГЗ В целом по выборке
1 Обеспечены согласно нормативным требованиям 36
2 Обеспеченность КИМГЗ не соответствует нормативным требованиям 44
3 КИМГЗ в запасах медицинского имущества отсутствует 20
Исследованием было установлено, что на занятиях по вопросам гражданской обороны в большинстве образовательных организаций (в т.ч. и МЧС России), из-за противоречивости и незавершенности нормативной правовой базы в этой области, в разрез указов Президента Российской Федерации, руководящих документов профильных министерств [6] было прекращено обучение установленных контингентов способам применения лекарственных средств из КИМГЗ (антидотов, радиопротекторов, антибиотиков, обезболивающих препаратов) в целях оказания
первой помощи (таблица 3).
В соответствии с новым приказом Минздрава России от 28.10.2020 г. № 1164Н «О комплектации КИМГЗ лекарственными препаратами и медицинскими изделиями» в порядок их использования были внесены изменения, которые предусматривают применение лекарственных средств КИМГЗ только в рамках первичной медико-санитарной помощи, которую имеют право оказывать только медицинские работники. Таким образом, данный приказ по существу полностью блокирует возможность применения ле-
карственных средств КИМГЗ при оказании без медицинского образования, первой помощи пораженным в ЧС лицами
Таблица 3 - Данные исследования организации обучения населения в области гражданской обороны (п=300, в % к числу ответов) [8]
№ Проблемы обучения способам использования табельных лекарственных препаратов при оказании первой помощи В целом по выборке
1 Не обучают способам использования лекарственных препаратов КИМГЗ 89
2 Не знают устройство и способы применения шприц-тюбика, содержащего антидоты (противоболевое средство) из КИМГЗ 92
Не вызывает сомнений, что именно проблемы с обеспечением средствами индивидуальной защиты и отсутствие навыков использования индивидуальных средств медицинской защиты во время ликвидации коронавирус-ной пандемии СОУШ-19 в РФ, явились первопричиной возникновения вспышек данного инфекционного заболевания в организованных коллективах. Эту проблему можно вполне обоснованно отнести на счет упущений в области обучения всех категорий населения и медицинского персонала в области ГО.
Результаты анализа организации медицинского обеспечения населения РФ и практика ликвидации ЧС различного характера показали, что одной из причин возникновения ряда проблем и недостатков системы медицинского обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени явилось существование в РФ двух специальных медицинских служб (ВСМК и МСС ГО), выполняющих аналогичные задачи в условиях ЧС.
Такое положение фактического двоевластия в одной сфере деятельности привело к дублированию функций, распылению сил и средств здравоохранения, межведомственной и внутриведомственной разобщенности, а иногда и к соперничеству названных служб, что объективно затрудняло комплексное и согласованное применение их сил и средств в районах ЧС мирного времени и в очагах поражения военного времени.
Для решения указанной проблемы, послужившей причиной возникновения системного кризиса в организации медицинского обес-
печения населения в ЧС, нами предлагается осуществить интеграцию медицинской службы ГО и ВСМК в единую медицинскую службу гражданской защиты (далее - МС ГЗ), способную решать задачи по медицинскому обеспечению населения как в ЧС мирного характера, так и в военное время.
В подтверждение целесообразности такой интеграции могут быть приведены следующие аргументы:
1. Единство физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов стихийных бедствий, техногенных катастроф и современных видов оружия, сходство их воздействия на человека и окружающую среду.
2. Сходство целевых функций ВСМК и МСС ГО.
3. Возможность создания единого нормативного, организационного и методического поля по вопросам медицинского обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени.
4. Оперативная и экономическая целесообразность унификации органов управления, сил и средств на мирное и военное время, обеспечивающая плавный переход системы с мирного на военное положение.
5. Возможность объединения научного потенциала, финансовых и материально-технических средств в целях решения задач по медицинскому обеспечению.
6. Обеспечение осуществления комплексной, универсальной подготовки медицинских кадров и населения к действиям в ЧС мирного времени и в военное время.
История подготовки теоретической основы
создания единой системы защиты населения от опасностей мирного и военного времени в нашей стране насчитывает несколько десятилетий. Теоретический фундамент создания системы гражданской защиты РФ был заложен в трудах В.А. Владимирова и В.И. Измалкова (2001) [7]. Однако, несмотря на то, что понятие «гражданская защита» стало широко использоваться в структурах МЧС России (Академия гражданской защиты, журнал «Гражданская защита» и др.), вместе с тем, реально действующей системы гражданской защиты РФ (ГЗ РФ), с сохранением в ней военной компоненты, создано не было.
К актуализированному проекту создания гражданской защиты РФ, учитывающему интересы гражданской обороны, продиктованному сложной военно-политической и экономической обстановкой в стране и мире, вернулись только в 2020 году, когда специалисты и ученые МЧС России приступили к разработке различных вариантов интеграции ГО и РСЧС.
Следует отметить, что именно в системе здравоохранения имеются несколько удачных примеров интеграции мер медицинской защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного времени и современных средств вооруженной борьбы. Так, разработанный учеными ФМБА Комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты (далее -КИМГЗ), предназначенный для использования населением и личным составом формирований ГО при ЧС мирного времени и в военное время, был введен в табели оснащения штатных и нештатных спасательных формирований ГО и РСЧС [12].
Успешным вариантом интеграции сил ГО и РСЧС следует признать также опыт создания в структурах Роспотребнадзора специальных формирований повышенной го-
товности двойного предназначения (специализированные противоэпидемические бригады, группы санэпидразведки, санитарно-противоэпидемические отряды), которые, числясь одновременно в составе ГО и РСЧС, способны выполнять задачи по санитарно-противоэпидемическому обеспечению спасательных операций как в зонах ЧС мирного времени, так и в районах военных конфликтов.
На основе результатов оценки готовности СМОН к решению поставленных задач необходимо подчеркнуть, что при осуществлении мероприятий по интеграции ВСМК и МСС ГО важно не только стремиться устранить все проблемы и недостатки, присущие каждой из указанных служб в отдельности, но и добиться решения ключевого вопроса совершенствования организации управления открытой, многоуровневой системой, которой является создаваемая единая МС ГЗ.
При этом следует учесть, что построение системы управления единой МС ГЗ, способной эффективно решать поставленные задачи в правовом поле ЧС мирного и военного времени, потребует соответствующей перестройки системы управления здравоохранением РФ с созданием штатных и нештатных органов управления МС ГЗ на всех уровнях деятельности - от федерального до объектового. Подобную задачу предстоит решать и МЧС России, координирующая роль и значение органов управления которого в процессе интеграции ВСМК и МСС ГО должна быть значительно усилена в рамках установленных полномочий.
Предлагаемый вариант построения системы управления медицинской службой гражданской защиты в военное время представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 Вариант построения системы управления медицинской службой гражданской защиты в военное время (пунктирной линией обозначены предлагаемые к созданию структуры)
Поэтапный путь реализации на практике предлагаемой модели создания единой медицинской службы гражданской защиты
представлен в виде схемы, изображенной на рисунке 3.
Определение конечной цели н задач создаваемой единой \1С ГЗ и условий ее деятельности с учётом прогнозирования ЧС природного, техногенного, биолого-соцнального. военного характера и их медико-санитарных последствий
о
Обоснование количественных и качественных требований к группировке сил и средств МС Г3: а также определение номенклатуры средств медико-биологической защиты с учетом минимальных затрат и максимальной эффективности при ликвидации ЧС мирного времени и в военное время
о
Разработка и согласование на межведомственном уровне нормативной правовой базы создания и функционирования МС ГЗ с учётом функционирования в условиях мирного и военного времени
Рисунок 3 Поэтапный путь реализации интеграции ВСМК и МСС ГО
По мнению авторов, реализация данного пути позволит решить ряд актуальных практических задач но интеграции медицинских сил РСЧС и ГО в единую медицинскую службу гражданской защиты:
1. Разработать научно обоснованную и согласованную на межведомственном уровне Концепцию интеграции ВСМК и МСС ГО в целях создания единой медицинской службы гражданской защиты в составе системы Гражданской защиты РФ.
2. В целях обеспечения эффективного управления созданием МС ГЗ и управления ее деятельностью обосновать необходимость создания в органах управления Минздрава и МЧС России на федеральном и региональном уровнях подразделений, ответственных за организацию медицинского обеспечения наееле-
Заключение
1. Недостаточное целевое финансирование и необоснованное сокращение кадровых и материальных ресурсов здравоохранения в ходе «оптимизации» резко ослабляют возможности системы медицинского обеспечения пострадавшего населения при крупномасштабных ЧС и военных конфликтах.
2. В связи с тем, что структуры ВСМК к военному времени не адаптированы, а кадровые и материальные ресурсы сил и средств
ния в зонах ЧС и в очагах поражения военного времени.
3. Уточнить численность и профиль нештатных медицинских и санитарно-транснортных формирований ГО на военное время в соответствии с прогнозом возможных медико-санитарных последствий нападения противника и включить их в утвержденный Примерный перечень НФ ГО.
4. Актуализировать нормативные и правовые документы о порядке развертывания дополнительных специализированных больни ч-ных коек в военное время с учетом прогноза численности и структуры санитарных потерь в очагах поражения.
5. Определить роль и место органов управления и сил ВСМК в группировке сил ГО на военное время.
МСС ГО не в полной мере соответствуют поставленным задачам в военное время, следует признать, что современная система медицинского обеспечения населения в особый период не в полной мере учитывает положения военной доктрины РФ, предусматривающие возможность возникновения массовых потерь населения вследствие применения противником современных средств поражения но территории РФ.
3. Снижение готовности здравоохранения к решению поставленных задач в условиях ЧС мирного и военного времени в значительной степени обусловлено разрушением системы централизованного управления и потерей управляемости силами и средствами вследствие одновременного существования двух специальных медицинских служб МСС ГО и ВСМК, дублирующих функции друг друга.
4. В условиях возрастания военных угроз безопасности РФ и сохраняющейся опасности возникновения крупномасштабных ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера интеграция ВСМК и МСС ГО в единую МС ГЗ является вариантом построения эффективной системы медицинского обеспечения пострадавшего населения при ЧС в мирное и военное время.
Литература
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
3. Шевченко A.B. Внедрение вероятно-статистического метода и риск-ориентированного подхода в практику планирования гражданской обороны // Управление рисками. Проблемы анализа риска. Том 15. 2018. №2. С. 34-49.
4. Приказ МЧС России № 701 от 18.12.2014г. «Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне»
5. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году» // М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2020. 239 с.
6. Указ Президента РФ от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении Основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года».
7. Владимиров В.А., Измалков В.И. Вопросы теории гражданской защиты: предметная область гражданской защиты и ее моделирование // Информационный сборник центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России. 2001. №9. С. 50-68.
8. Лобанов А.И., Золотухин A.B. Анализ правовых проблем применения медицинских средств индивидуальной защиты при оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. № 4 (43). С. 16-24.
9. Счетная палата проверила оптимизацию в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ru/news/schetnaya-palata-proverila-optimizaciyu-v-sfere-zdravoohraneniya-kultury-obrazovaniya-i-socialnogo-o-21297 (дата обращения: 16.06.2021).
10. Лобанов А.И. Обоснование методического подхода к определению потребности сил и средств медицинской спасательной службы гражданской обороны // Сборник трудов XXVIII Международной научно-практической конференции. Академия гражданской защиты МЧС России. 2018. С. 34-41.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.2020 № 1225 "Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам".
12. Приказ МЧС России от 01 ноября 2006 г. № 633 «О принятии на снабжение МЧС России КИМГЗ».
13. Лобанов А.И., Авитисов П.В. Отчет о НИР: «Комплексная оценка и состояния и направлений развития системы медицинской защиты населения РФ в условиях современной войны». АГЗ МЧС России. 2015. 112 с.
14. Евдокимов В.И., Чернов К.А. Медико-биологические последствия терроризма в России и мире (2005-2018 гг.) // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2020. № 1. С. 85-118.
INTEGRATION OF THE MEDICAL FORCES OF CIVIL DEFENSE AND THE UNIFIED STATE SYSTEM OF PREVENTION AND LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS AS A TOOL FOR STRENGTHENING THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Alexey LOBANOV
Doctor of medical Sciences, professor, professor of the Department
(medical-biological and environmental protection) Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: ai.lobanovQamchs.ru
Alik DZUCEV
Senior lecturer of the Department (medical-biological and environmental protection) Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: a.dzucevQamchs.ru
Kirill CHERNOV
Lecturer of the Department
(medical-biological and environmental protection) Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: k.chernovQamchs.ru
Abstract. The article is devoted to the study of the problem of improving the health care management system for the population in emergency situations. Based on the analysis of the results of a comprehensive assessment of the state of readiness of the medical support system of the population of the Russian Federation for action in peacetime and wartime emergencies, the expediency of integrating the All-Russian Disaster Medicine Service and the Civil Defense Medical Rescue Service to Civil protection medical service. Integration problems are identified and ranked. Using the methodology of a risk-oriented approach and a systematic analysis of problems, practical recommendations have been developed and proposed for the creation of Civil protection medical service.
Keywords: The system of medical support in emergencies, urgent problems, the All-Russian service of disaster medicine, medical rescue service of the civil defense, system analysis, risk-based approach, integration, medical civil protection service.
Citation: Lobanov A.I., Dzutsev A.Kh., Chernov K.A. Integration of medical forces of civil defense and the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations as a tool for strengthening national security of the Russian Federation // Scientific and educational problems of civil protection. 2021. № 3 (50). S. 36-48.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation № 683 of 31.12.2015 "On the National Security Strategy of the Russian Federation".
2. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia № 687 dated 14.11.2008 "On approval of the Regulations on the organization and conduct of Civil Defense in Municipalities and organizations".
3. Shevchenko A.V. Introduction of the probability-statistical method and risk-oriented approach to the practice of civil defense planning // Risk management. Problems of risk analysis. Volume 15. 2018. № 2. S. 34-49.
4. Order of the EMERCOM of Russia № 701 of 18.12.2014 "On approval of the standard procedure for creating non-standard formations to ensure the implementation of civil defense measures"
5. State report "On the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2019"// - Moscow: EMERCOM of Russia. FSBI VNII GOChS (FC). 2020. 239 s.
6. Decree of the President of the Russian Federation № 696 dated 20.12.2016 "On approval of the Fundamentals of state Policy in the field of civil defense for the period up to 2030".
7. Vladimirov V.A., Izmalkov V.I. Questions of the theory of civil protection: the subject area of civil protection and its modeling // Information collection of the Center for Strategic Studies of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 2001. № 9. S. 50-68.
8. Lobanov A.I., Zolotukhin A.V. Analysis of legal problems of the use of medical personal protective equipment in providing first aid to the affected in emergency situations // Scientific and educational problems of civil protection. 2019. № 4 (43). S. 16 - 24.
9. The chamber checked optimization in healthcare, culture, education and social services [Electronic resource] - Access Mode: https://ach.gov.ru/news/schetnaya-palata-proverila-optimizaciyu-v-sfere-zdravoohraneniya-kultury-obrazovaniya-i-socialnogo-o-21297 (date of access: 16.06.2021).
10. Lobanov A.I. justification of the methodological approach to the determination of the needs of forces and means of the medical rescue service of civil defense / / Proceedings of the XXVIII International scientific-practical conference. Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 2018. S. 34-41.
11. Resolution of the Government of the Russian Federation № 1225 of 14.08.2020 "On approval of the Rules for developing criteria for classifying objects of all forms of ownership as critically important objects".
12. Order of the EMERCOM of Russia № 633 dated November 01, 2006 "On the acceptance of KIMGZ for the supply of the EMERCOM of Russia".
13. Lobanov A.I., Avitisov P.V. Research report: "Comprehensive assessment of the state and directions of development of the medical protection system of the population of the Russian Federation in the conditions of modern war". AGZ of the EMERCOM of Russia. 2015. 112 s.
14. Evdokimov V.I., Chernov K.A. Medico-biological consequences of terrorism in Russia and the world (2005 - 2018) // Medico-biological and socio-psychological problems of security in emergency situations. 2020. № 1. S. 85-118.