УДК 349.6
А. К. Соколова,
канд. юрид. наук, доцент Национальный университет “Юридическая академия Украины имени Ярослава
Мудрого ”, г. Харьков
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ФЛОРИСТИЧЕСКОГО ПРАВА
В данной публикации исследуются группы и виды принципов флористического права, определяется их система. Сформулированы предложения по усовершенствованию экологического законодательства, в том числе флористического.
Ключевые слова: принципы права экологического, флористического, система принципов
флористического права.
В правовой литературе отмечается, что принципы права по своей сущности являются обобщенным отражением объективных закономерностей развития общества и человечества в целом. Присущее принципам права свойство универсального и абстрактного усвоения социальной действительности, как подчеркивают ученые, предопределяет их особенную роль в структуре правовой системы, механизме правового регулирования, правосознания и др. [13, с. 134].
Принимая во внимание сказанное и острую потребность научного обоснования функционирования принципов экологического права вообще и флористического, в частности, цель исследования заключается в комплексном изучении научной литературы, а также экологического законодательства относительно этой проблемы. С учетом обозначенной цели задачей настоящей работы является выяснение отмеченных принципов, их системы и классификации.
Актуальность статьи подтверждается тем, что указанные вопросы относительно определения системы принципов флористического права еще не были предметом научных поисков. Между тем в общетеоретическом аспекте принципам права уделялось внимание такими правоведами, как М. И. Байтин, В. В. Копейчиков, М. Н. Марченко, С. П. Погребняк [См.: 1; 13; 10; 11]; отраслевые принципы тоже в определенной степени исследовались [См.: 3; 12; 14].
Принципы права, как правило, могут быть прямо сформулированы в законодательстве или же выплывать из его общего содержания.
В научных правовых источниках подчеркивается, что существует разветвленная система принципов экологического права, которые могут реализовываться на международном, региональном и национальном уровнях. Их соблюдение в процессе законотворчества позволит: (а) создать стройную, сбалансированную систему норм, регулирующую экологически значимое поведение людей, которое не может нарушать постоянства, общеправового порядка и структуры права в целом, и (б) рассчитывать на эффективную реализацию правовых предписаний об охране окружающей природной среды [4, с. 26].
В последнее время экологическое законодательство, в том числе и отечественное, предусматривают включение отдельных статей, посвященных определению соответствующих положений, в содержание законов и кодексов. Например, ст. 3 Закона Украины “Об охране окружающей природной среды” называет 13 основных предписаний его охраны [2; 1991. - № 41. - Ст. 546], а ст. 5 Земельного кодекса Украины [2; 2002. - № 3, 4. - Ст. 27] закрепляет принципы земельного законодательства, в частности: (а) обеспечение равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства; (б) невмешательство государства в реализацию гражданами, юридическими лицами и территориальными громадами своих прав относительно владения, пользования и распоряжения землей, кроме случаев, закрепленных в законодательстве; (в) обеспечение рационального использования и охраны земель; (г) гарантирование прав на землю; (д) приоритет требований экологической безопасности.
Статья 9 Закона Украины “О животом мире” [2; 2002. - № 14. -
Ст. 97] предусматривает необходимость соблюдения во время проведения мероприятий по охране, рациональному использованию и воспроизводству животного мира ряда соответствующих принципов, к которым относит:
(а) сохранение условий существования видового и популяционного многообразия животного мира в
состоянии естественной воли;
(б) недопустимость ухудшения среды существования, путей миграции и условий размножения диких животных; (в) сохранение целостности естественных группировок диких животных; (г) соблюдение научно обоснованных нормативов и лимитов эксплуатации объектов животного мира, обеспечения
неизнурительного их использования, а также воспроизводства; (д) рациональное использование полезных свойств и продуктов жизнедеятельности диких животных; (е) платность за специальное использование объектов животного мира.
Кроме того, в ст. 4 Закона “Про екологічну мережу України” [2; 2004. - № 45. - С. 520] отмечается, что формирование, сохранение и использование экосети осуществляется в соответствии с перечисленными в данном Законе принципами, например: (1) обеспечение целостности экосистемних функций составных элементов экосети; (2) сохранение и экологически сбалансированная эксплуатация природных ресурсов на территории экосети; (3) приостановка потерь естественных и полуприродных территорий, занятых растительными группировками естественного происхождения и комплексами, измененными в процессе человеческой деятельности; (4) расширение площадей территорий экосети; (5) обеспечение государственной поддержки, стимулирования субъектов ведения хозяйства при создании на их землях территорий и субъектов естественно-заповедного фонда, иных территорий, подлежащих особенной охране, развитие экосети; (6) обеспечение участия граждан и их объединений в разработке предложений и принятии решений по формированию, сохранению и использованию экосети; (7) сочетание экосетей национальной и смежных стран, входящих в Общеевропейскую экосистему, всестороннее развитие международного сотрудничества в этих сферах и др.
Изложенный анализ позволяет прийти к заключению о вторичном характере подотраслевых принципов экологического права относительно отраслевых. Так, к основным отраслевым принципам экологического права Законом Украины “Об охране окружающей природной среды” отнесено:
- приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов эксплуатации природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности;
- гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;
- предупредительный характер мероприятий по охране окружающей природной среды;
- экологизацию материального производства на основании комплексности решений в вопросах охраны окружающей природной среды, использования и воссоздания восстанавливаемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;
- сохранение пространственного и видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов;
- научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основании сочетания междисциплинарных знаний экологических, социальных, естественных и технических наук и прогнозирования состояния окружающей природной среды;
- обязательность экологической экспертизы;
- гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей природной среды и формирование у населения экологического мировоззрения;
- научно обоснованное нормирование влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
- безоплатность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности;
- взыскание сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов, компенсацию вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды;
- решение вопросов охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов с учетом степени антропогенной изменяемости территорий, совокупного действия факторов, негативно влияющих на экологическую обстановку;
- сочетание мероприятий стимулирования и ответственности в деле охраны окружающей естественной среды;
- разрешение проблем охраны окружающей естественной среды на принципах широкого межгосударственного сотрудничества.
Как отмечается в научной правовой литературе, существует постоянная потребность четкого определения уровня закрепления принципов права в законодательстве. Исследуя систему принципов экологического права русские правоведы исходя из анализа нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ утверждают, что нередко такие принципы содержатся именно в этих актах. Они делают вывод: если теоретически и практически не исключается формулирование принципа в любой норме права, то наиболее юридически обоснованным было бы его закрепление именно на уровне закона [9, с. 36, 37].
С последней точкой зрения относительно необходимости закрепления нормативными актами на уровне законов основных принципов в регулировании соответствующих правовых отношений, считаем, следует согласиться.
Констатируя указанное закрепление принципов в экологическом законодательстве как позитивное, отметим, что специалисты не достигли единодушия в позициях относительно окончательного определения этих принципов, их системы и классификации.
Анализируя действующее украинское экологическое право и законодательство в рассматриваемой сфере, исследователи называют важнейшими для этой отрасли такие принципы: (1) системности и комплексности в регулировании экологических отношений; (2) приоритетность права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду; (3) устойчивого развития как основания гармоничного разрешения социальных, экономических и экологических проблем; (4) предотвращение экологического вреда; (5) рационального использования природных ресурсов; (6) особенной охраны природных территорий и объектов, имеющих повышенную экологическую ценность; (7) платности специального природопользования; (8) сочетания прав и обязанностей субъектов; (9) стимулирования и ответственности в сфере действия экологического права и др. [5, с. 19-21].
Углублено изучив названный перечень принципов экологического права, отметим, что подавляющее их большинство зафиксировано непосредственно в ст. 3 Закона Украины “Об охране окружающей природной среды”, положения которой служат почвой для определения принципов правового регламентирования в исследуемой области.
Ю. С. Шемшученко, автор приведенной систематизации принципов экологического права, особенно выделил как определяющий принцип системности и комплексности в регулировании экологических отношений. По убеждению ученого, его определенность играет основную роль в научном обосновании формирования отрасли экологического права и обусловлена закономерностями связей в системе «человек -окружающая природная среда». Также с этим принципом связываются полнота, всесторонность и качество правового упорядочения экологических отношений [5, с. 19].
В научных исследованиях, посвященных выяснению вопросов, связанных со спецификой основополагающих эколого-правовых принципов, их формированием и содержанием, правоведы предлагают их перечень. Это принципы правового обеспечения (а) гармоничного взаимодействия общества и природы, (б) экологической безопасности, (в) принадлежности природных объектов многочисленным субъектам для их использования с целью удовлетворения интересов последних [14, с. 9, 10]. Например, А.
В. Анисимова среди перечисленных принципов основным называет первый, который определяет, по сути, главную направленность развития экологического права. К такой трактовке иерархии указанных принципов приобщаются и другие специалисты в отрасли экологического права [6, с. 15]. Выходя из влияния, которое производит отмеченный принцип на всю систему экологического права, выделения его как ведущего является полностью оправданным и обоснованным.
Большинство специалистов в общей теории права выделяют основания, по которым можно классифицировать действующие в праве принципы: по форме нормативного выражения и сфере действия, по содержанию и сфере общественных отношений, на которые распространяются принципы, по характеру отражаемых в нем общественных закономерностей. По последнему признаку М. А. Воронина выделяет общечеловеческие, общие принципы права, межотраслевые, отраслевые и отдельных институтов права [8, с. 198, 199].
Подчеркнем, что в приведенной классификации отсутствуют принципы подотраслевые. Но некоторые ученые называют и этот их вид [14, с. 8]. По их убеждению, подотраслевыми считаются принципы, свойственные определенным подотраслям (в данном случае экологического права), находящиеся в подчиненном положении относительно принципов отраслевых. Последние же подчеркивают особенности конкретной отрасли права и наравне с предметом и методом способствуют ее индивидуализации как самостоятельной в общей системе права [8, с. 204].
При определении принципов основных подотраслей экологического права (земельного, водного, недрового, атмосферовоздушного, фаунистического, флористического (в том числе и лесного) и др.) учитываются прежде всего природные характеристики соответствующих природных объектов и их экологическое и экономическое значение для общества.
Рассмотрим систему принципов одной из подотраслей экологического права. Принципы флористического права представляют собой основополагающие идеи, которые или выражены в законе, или выплывают из него и в соответствии с которыми регулируются флористические отношения. Отмеченные принципы имеют свою систему. В юридических источниках приведен их перечень, содержащий такие принципы: а) правового обеспечения сохранения биомногообразия; б) учет определения растительного мира как природного объекта, природного ресурса и одновременно недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав; в) правового закрепления комплексного использования объектов растительного мира; г) правового обеспечения стимулирования собственников и пользователей последних относительно
надлежащей их эксплуатации; д) правового обеспечения неизнурительного пользования этими объектами; е) правовое обеспечение воспроизводства объектов растительного мира; є) законодательного закрепления сохранения экологических функций растительного мира по охране жизни и здоровья человека, улучшение состояния окружающей среды и развития экономики; ж) учет особенностей названных объектов при установлении специальных видов пользования этими объектами; з) законодательного закрепления охраны объектов растительного мира [12, с. 67, 68].
Таким образом, фундамент системы подотраслевых принципов флористического права составляют вышеуказанные основные принципы, которые, в свою очередь, по отношению к общеотраслевым принципам права экологического находятся в подчиненном положении.
Кроме основных подотраслевых принципов к системе принципов флористического права относятся также принципы его правовых институтов. Специфика этих принципов отличается особенностями соответствующих правоотношений, отражающих характеристику такого объекта правового регламентирования, как растительный мир. При определении системы указанных принципов также следует учитывать наличие в составе последнего определенных составных элементов, категорий и видов, которые, в свою очередь, будут определять те или иные виды их правовых режимов.
Флористическое право претерпевает влияние качеств, присущих всей правовой системе, в том числе и системе экологического права. К принципам же флористического права относятся лишь те, которые характеризуют исключительно флористические правоотношения с учетом их специфики и признаков.
Среди всех принципов флористического права следует выделять те, которые выступают как превалирующие. К этому заключению можно прийти, учитывая научные разработки специалистов различных отраслей права.
В правовых источниках иногда подчеркивается, что среди принципов, например, земельного права существует определенная иерархия, где одни принципы превалируют над другими. Так, принцип обеспечения благоприятной экологической среды является более приоритетным относительно принципа рационального использования земель [7, с. 44, 45].
Другие указанные принципы флористического права логично выплывают из первого и второго принципов - правового закрепления сохранения биомногообразия и учета определения растительного мира как природного объекта, природного ресурса и одновременно недвижимого имущества, то есть объекта права собственности и иных прав.
Таким образом, все изложенное в данной статье свидетельствует, что в данное время можно утверждать, что (1) принципы флористического права представляют определенную систему, (2) среди них выделяются основные, институционные и преимущественные с учетом их важности и сущности. Принимая во внимание то, что, конечно, не все вопросы, возникающие на практике относительно поднятых проблем, нашли свое отражение в работе, необходимость дальнейших научных поисков остается актуальной.
Список литературы: 1. Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты / М. И. Байтин // Известия вузов: Правоведение. - 2000. - N° 3. - С. 4-16. 2. Відомості Верховної Ради України. 3. Волков Г. А. Принципы земельного права России: моногр. / Г. А. Волков. - М.: Городец, 2005. - 336 с. 4. Дубовик О. Л. Экологическое право: элементарный курс [2-е изд., перераб. и доп.] / О. Л. Дубовик. - М.: Юристъ, 2004. - 301 с. 5. Екологічне право України: акад. курс: [підруч.] / за заг. ред. Ю. С. Шемшученка. -2-ге вид. - К.: Юрид. думка, 2008. - 720 с. 6. Екологічне право України: підруч. [для студ. юрид. спец. вищ. навч. закл.] / за ред. А. П. Гетьмана, М. В. Шульги. - Х.: Право, 2009. 7. Ерофеев Б. В. Земельное право России: учебник [для юрид. вузов] / Б. В. Ерофеев. - М.: Профобразование, 2002. - 656 с. 8. Загальна теорія держави і права: підруч. [для студ. юрид. вищ. навч. закл.] / за ред. М. В. Цвіка, О. В. Петришина. - Х.: Право, 2009. - 584 с. 9. Игнатьева И. А. Значение Земельного кодекса в законотворческой деятельности по регулированию экологических отношений / И. А. Игнатьева // Эколог. право. - 2003. - № 1. 10. Общая теория государства и права: акад. курс [в 2-х т.] / под. ред. М. Н. Марченко. - Т. 2: Теория права. - М.: Зерцало, 1998. - 640 с. 11. Погребняк С. П. Основоположні принципи права (змістовна характеристика): моногр. - Х.: Право, 2008. - 240 с. 12. Соколова А. К. Флористичне право України: проблеми формування та розвитку: моногр. - Х.: Право, 2009. - 288 с. 13. Теорія держави і права: навч. посіб. / за заг. ред. С. Л. Лисенкова, В. В. Копєйчикова. - К.: Юрінком Інтер, 2002. - 368 с. 14. Чаусова Л. Л. Принципи екологічного права: автореф. дис. на здоб. наук. ступ. канд. юрид. наук: 12.00.06 / Л. Л. Чаусова. - Х., 1998. - 14 с.
ВИЗНАЧЕННЯ СИСТЕМИ ПРИНЦИПІВ ФЛОРИСТИЧНОГО ПРАВА
Соколова А. К.
У даній публікації досліджуються групи й види принципів флористичного права, визначається їх система. Сформульовані пропозиції з удосконалення екологічного законодавства, в тому числі флористичного.
Ключові слова: принципи права екологічного, флористичного, система принципів флористичного
права.
DEFINITION OF SYSTEM PRINCIPLES FLORISTICHNOGO RIGHTS
Sokolova A. K.
This publication explores the Group and of the principles of the floristichnogo right is determined by their system. Formulated proposals for improvement of the environmental legislation, including the floristichnogo.
Key words: principles of environmental law, floristichnogo, floristichnogo principles of law.
nocmynum e peda^um 28.10.2011 г.