Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
продукции. В России действуют специальные фирмы, занимающиеся промышленным шпионажем, конкурентной разведкой и т. п. Как было сказано в докладе, подготовленном Международным альянсом производителей интеллектуальной собственности (МАПИС), наша страна является мировым лидером по объему контрафактной продукции в сфере интеллектуальной собственности, доля поддельной продукции на различных сегментах рынка составляет 78-80 %.
Отсутствие реальных результатов в борьбе с правонарушителями, прежде всего, является следствием коррупции в органах МВД, что приводит к существованию «неадекватной» системы законодательных мер наказания правонарушений. По оценкам экспертов, доходы от реализации в России контрафактной продукции составляют десятки миллиардов долларов в год. Уголовная ответственность наступает, если в суде доказано, что сумма нанесенного ущерба превышает 250 тыс. рублей [1]. Поэтому административное законодательство о мерах ответственности за право-
нарушения в сфере использования интеллектуальной собственности требует совершенствования.
Несмотря на действующие в России ГК РФ и пакет законов в области охраны объектов интеллектуальной собственности, в данной сфере по-прежнему существует множество проблем: недостаточная правовая защита против недобросовестной конкуренции; недостаточно отработан и законодательно урегулирован механизм защиты коммерческой тайны и пр. Таким образом, не подлежит сомнению, что обеспечение защиты интеллектуальной собственности должно быть важнейшим направлением государственной правовой и экономической политики России.
Библиографическая ссылка
1. Трахтенгерц Л. А. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части четвертой (постатейный) : учеб. пособие. М. : Инфра-М, 2009.
© Музыкантова М. В., 2013
УДК 658
О. А. Остапенко Научный руководитель - К. Ю. Лобков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН, ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Описано состояние красноярской железной дороги на сегодняшний день, рассмотрены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития пригородного железнодорожного транспорта на территории Красноярского края.
Красноярская железная дорога - главное звено транспортной инфраструктуры Восточной Сибири. Магистраль проходит через четыре крупных региона -Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край. Связывает Транссибирскую и Южносибирскую магистрали. Образно говоря - это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией.
В среднем, железнодорожным транспортом здесь перевозится до 80 % грузов и пассажиров. Услугами КрасЖД ежегодно пользуется более 17 млн пассажиров, в том числе 15 млн - в пригородном сообщении.
Для Красноярского края и Хакасии дорога - самый крупный работодатель: на железнодорожных предприятиях работает более 40 тыс. человек. Эксплуатационная длина Красноярской дороги составляет 3 159,8 км. Общая протяженность - 4 544 км. Она относится к числу погрузочных дорог России: в больших объемах отгружает лес, уголь, нефть [1].
В настоящий момент на указанных территориях созданы свои пригородные пассажирский компании. В г. Красноярске за пригородные пассажирские перевозки отвечает ОАО «КрасПригород», которое выделилось из ОАО «РЖД» и является его частью. У предприятия нет прямых конкурентов, поэтому можно с уверенностью сказать, что ОАО «КрасПригород» является лидером рынка пассажирских перевозок.
Определим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития железнодорожного транспорта пригородных пассажирских перевозок в г. Красноярске.
Сильной стороной является и то, что красноярская железная дорога по сравнению с автомобильным транспортом, который является ее основным конкурентом, имеет большую зону покрытия, большую перевозочную способность, является более быстрым, имеет доступную стоимость, установленный график движения электропоездов, не зависит от погодных условий и является наиболее безопасным. Пассажирам, относящимся к реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда и труженики тыла, лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ, студентам, пенсионерам и инвалидам предоставляется льготный проезд со скидкой до 50 %.
Несмотря на все преимущества, у красноярской железной дороги есть и слабые стороны. Одной из них является недостаточное количество собственных средств из-за сдерживания цен государственным регулированием тарифов и монополизма поставщика. Убытки, возникающие от госрегулирования, компенсируются за счет средств федерального бюджета, однако в 2013 году Минфин сократил субсидии, выде-
Секция «Экономика и бизнес»
ляемые на эти цели, более чем в 2 раза. Из-за нехватки ресурсов, предприятие не может обновить свой подвижной состав, и в результате чего падает качество обслуживания и перевозок пассажиров, а качество жизни растет, и потребители начинают предъявлять все более высокие требования к качеству перевозок.
Количество жителей растет, город нуждается в увеличении зоны покрытия: развитии внутригородских пассажирских перевозок и расширении пригородного движения в различных направлениях (например, г. Сосновоборск, г. Железногорск). Очень остро в Красноярске стоит проблема передвижения в пиковый период. Решению вопроса снижения загруженности автомобильных магистралей может способствовать наземное метро - электропоезда ОАО «Краспри-город». Население требует упрощения системы оплаты - для этого можно внедрить единую транспортную пластиковую карту как единый билет внутри города.
Ещё одной, и, пожалуй, самой важной проблемой, является то, что железная дорога на данный момент настолько загружена, что у нее нет времени даже для смены уже устаревшего полотна.
В связи с недостаточным уровнем состояния железных дорог в г. Красноярске и Красноярском крае в целом, возникает острая необходимость технического и технологического «прорыва» в их развитии. Необходимо обновить имеющийся подвижной состав на новые скоростные электропоезда нового поколения, внедрить современные информационные технологий и повысить качество транспортных услуг за счет использования передовых отечественных и локализации перспективных зарубежных разработок в области железнодорожного транспорта [2].
Библиографические ссылки
1. Красноярская железная дорога [Электронный ресурс]. URL: http://gorod-moskva.ru/transport/zd/kras-noyarskaya.php.
2. Основные направления инвестиционной стратегии развития железнодорожного транспорта [Электронный ресурс]. URL: http://edu.dvgups.ru/ METDOC/EKMEN/ETR/EK_TR/METOD/GUSAROVA/fr ame/3.htm.
© Остапенко О. А., 2013
УДК 336.64
Е. В. Прохорова Научный руководитель - В. В. Прохоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА
Рассмотрены проблемы связанные с методами оценки на предприятии показателей публичного корпоративного облигационного займа. Выявлены ключевые показатели публичного корпоративного облигационного займа, которым необходимо на предприятии уделять особое внимание при их прогнозировании. Проведен обзор основных методов оценки показателей публичного корпоративного облигационного займа.
Корпоративные облигационные займы за последнее время приобрели определенную популярность. В период 2005-2010 гг. такие заимствования сделали более 400 российских предприятий [3]. Необходимо отметить, что в период 2008-2011 гг. наблюдался определенный спад, который был связан с экономическим кризисом в Российской Федерации.
При массовом использовании на предприятиях облигационного заимствования возникает проблема, связанная с оценкой того, на каких условиях он может быть привлечен. В первую очередь это касается оценки четырех основных показателей, а именно возможного объема, стоимости, периода выплаты дохода и того срока, на какой он может быть привлечен.
При оценки одного из четырех важных показателей облигационного займа, а именно объема, могут использоваться несколько групп методов, каждая из которых имеет свои определенные особенности. Первая группа является фактически нормативной. Согласно требованиям российского законодательства, объем выпуска облигационного займа предприятия существующего менее трех лет регулируются или размером уставного капитала или величиной обеспе-
чения, предоставленного в этих целях обществу третьими лицами (залогом, гарантиями, поручительством). Вторая группа определяет объем заимствования на основе учета совокупного имущества хозяйствующего субъекта. Четвертая группа представлена аналоговыми методами, которые используют мультипликаторы учитывающих имущественное положение и денежные потоки двух предприятия. При этом одно из них является предприятием, которое планирует привлечь заемный капитал, а другое выступает предприятием-аналогом, которое уже такой заемный капитал привлекало. Пятая группа обосновывает объем облигационного займа на основании стоимости инвестиционного проекта, который планируется реализовать в рамках конкретного предприятия.
При анализе методов оценки объема облигационного займа выяснилось, что российские промышленные предприятия используются три группы методов: методы учитывающие совокупное имущество предприятия, методы учитывающие денежные потоки предприятия и нормативные методы. При этом необходимо отметить то, что наиболее популярными являются методы, учитывающие имущество и денежные