Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНА У КУРСАНТОВ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНА У КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / РЕАКЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бунтов А.Е., Волобуев С.О., Бачурин О.М.

В работе рассмотрена проблематика тревожности курсантов шестой специальности в предсессионный период и при сдаче экзаменационной сессии. Нами была выявлена зависимость тревожности от успеха в учебной деятельности. Проанализировав сравнительную таблицу процентных показателей уровня качества учебной деятельности, нами был получен следующий результат: чем ближе общее состояние курсанта к оптимальному уровню тревожности, тем выше результат успешной сдачи экзаменационной сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бунтов А.Е., Волобуев С.О., Бачурин О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНА У КУРСАНТОВ»

УДК 159.9.072

Бунтов А.Е.

кандидат физико-математических наук преподаватель ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ Волобуев С.О. курсант ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ Бачурин О.М. курсант ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНА У КУРСАНТОВ

Аннотация

В работе рассмотрена проблематика тревожности курсантов шестой специальности в предсессионный период и при сдаче экзаменационной сессии. Нами была выявлена зависимость тревожности от успеха в учебной деятельности. Проанализировав сравнительную таблицу процентных показателей уровня качества учебной деятельности, нами был получен следующий результат: чем ближе общее состояние курсанта к оптимальному уровню тревожности, тем выше результат успешной сдачи экзаменационной сессии.

Ключевые слова:

Тревожность, реакция, показатель, эффективность, состояние.

Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, сопровождает учебную деятельность курсанта высшего военно-учебного заведения. При этом активная познавательная деятельность курсантов не может не сопровождаться тревогой. Экзамен, когда нужно приложить усилия, всегда содержит в себе неопределённость, которая создаёт повод для тревоги. Учение, развитие и совершенствование личности курсанта наилучшим образом протекают не тогда, когда тревога снижена (то есть близка к нулю), а когда она находится на оптимальном уровне, и когда курсант обучен адекватным способам борьбы со стрессовыми ситуациями и тревожностью. Повышение самооценки - наиболее эффективный способ борьбы с чувством тревоги в процессе учебной деятельности.

В нашей работе в ходе эксперимента мы ставили перед собой цель - выявить уровень самооценки личностной тревожности курсантов и проследить зависимость тревожности от успеха в учебной деятельности.

Наше предположение состоит в том, что высокий уровень тревоги, зафиксированный в самооценке личности опрошенных напрямую связан с общей успеваемостью: чем ближе общее состояние курсанта к оптимальному уровню тревоги, тем выше результат успеваемости во время экзаменационной сессии.

Нами были опрошены методом анонимного анкетирования 53 курсантов. Анкета содержала 12 вопросов. Первый вопрос помогал разбить курсантов на три группы по качеству их учебной деятельности (слабой успеваемости, хорошей и очень хорошей успеваемости) и в последующем при анализе результатов анкетирования сравнить процентное соотношение качества учебной деятельности курсантов с процентным показателем выявленного уровня тревожности. Вопрос был сформулирован так:

1.Ваша средняя оценка в прошлом и этом семестре (3,4,5).

Благодаря второму и третьему вопросам мы смогли определить три группы курсантов по уровню

тревожности, так как мы предположили, что отвечающие во втором вопросе п.«А», начинающие волноваться «до экзамена» явно обнаруживают высокий уровень тревожности, в отличие от тех, кто выбрал для ответов пп. «Б» или «В». Вопросы были сформулированы следующим образом:

2. Когда вы начали испытывать нервное состояние:

A. До экзамена;

Б. Перед экзаменом;

B. Во время экзамена.

3. Когда вы чувствуете уверенность в себе:

A. До экзамена;

Б. Перед экзаменом;

B. Во время экзамена.

Общее состояние во время экзамена:

4. Каким вы оцениваете ваше настроение во время проведения экзамена:

A. Обычным;

Б. Повышенным;

B. Пониженным.

5. Интеллектуальная работоспособность в ходе экзамена:

A. Обычная интеллектуальная работоспособность; Б. Снижение интеллектуальной работоспособности;

B. Повышенная интеллектуальная работоспособность.

6. Ваше физическое состояние при ответе на экзаменационный билет:

A.Спокойное состояние;

Б. Головокружение, дискомфорт;

B. Иные отклонения от нормы.

7.Состояние температуры тела:

A. Обычная температура;

Б. Пониженная температура;

B. Повышенная температура.

8.Состояние координации при ответе:

A.Спокойное состояние;

Б. Медлительность при ответе;

B. Повышенное при ответе.

9. Состояние сердечно-сосудистой системы:

A.Спокойное состояние; Б. Пониженный пульс;

B. Повышенный пульс.

10.Потоотделение во время экзамена:

A.Спокойное состояние; Б. Пониженное;

B. Повышенное.

11.Реакция на внешнее раздражение:

A. Спокойная; Б. Повышенная;

B. Пониженная.

12. Общее состояние памяти: А. Обычное;

Б. Повышенное;

В. Пониженное.

Нами было сформулировано предположение, что при среднем уровне тревоги, являющейся нормальной для обычного человека, некоторым из курсантов их реакция на происходящее воспринимается настолько привычно, что опрашиваемые будут определять ее как «отсутствие» различной реакции: отсюда и объединение в п. «А» двух вариантов ответа, о которых мы говорили в анкете. В каждом пункте имеются 3 варианта ответа, из которых необходимо было выбрать один, более подходящий по состоянию опрашиваемого вариант: А) Спокойная реакция; Б) Пониженная реакция; В) Повышенная реакция. Анализируя результаты мы выяснили, что из 53 опрошенных 14 курсанта (26% к числу опрошенных) обнаружили низкие показатели уровня тревоги, 22 человек (42 %) - средний показатель уровня тревоги, 17 человек (32 %) - обнаружили высокий уровень тревоги.

Полученные в данном исследовании количественные результаты обобщены в сравнительной таблице и позволяют сделать следующие выводы:

1.У спокойных, уверенных в своих силах курсантов, проявляется значительно низкий уровень тревоги до экзамена (68% в сумме пп. А и Б), чем у курсантов, проявляющих неуверенность в себеза долго до сдачи экзамена (32%). Следовательно, низкий уровень тревоги можно считать одним из успешных показателей психической готовности к сдаче экзамена.

2. Составленные нами сравнительные таблицы (см. табл. №1-3) процентных показателей уровня качества учебной деятельности тревоги показывает зависимость качества учебы и уровня тревоги, также мы установили, что с повышением качества учебы, ослабевает показатель тревоги. Это объяснимо тем, что учеба является основной деятельностью курсантов.

3. Вопросы, связанные с выявлением общего состояния опрошенных во время подготовки и сдачи экзамена, а также проведенный анализ ответов показал, что «обычным» определили свое состояние на экзамене 34 человека (64%) и 19 человека (36%) посчитали его «повышенным» или «пониженным», что можно сравнить с выявленным нами уровнем тревоги (22%) для группы курсантов, имеющих «удовлетворительную» успеваемость, т.е. можно сделать вывод, что качества учебы зависит от уровня тревоги: с повышением уровня тревоги понижается качество учебы.

4. По всем показателям, по которым мы опросили курсантов можно выявить их прямую зависимость от уровня тревоги.

5. Показатель умственной работоспособности во время экзамена повышен у - 45%.

6. Физический дискомфорт присутствует у - 17% .

7. Отклонение температурных показателей от нормы у - 15%

8. Нарушение координации у - 32%

9. Нарушение состояния сердечно-сосудистой системы у - 36%

10. Нарушение состояния потоотделения у - 7%

11. Реакция на внешние раздражители у - 24 %

12. Отклонение в памяти во время экзамена у - 47%

Из проводимых исследований видно, что для эффективной работы необходим определённый уровень тревоги. Такую тревогу называют конструктивной, именно она присуща целеустремленным курсантам. Главным качеством, придающем тревоге конструктивность - умение без паники, спокойно анализировать тревожную ситуацию. С этим качеством непосредственно связано умение анализировать и планировать собственные поступки. Конструктивная тревога, в отличие отдеструктивной, то есть ухудшающей деятельность, всегда направлена на преодоление чётко обозначенного препятствия. Факты доказывают, что обучающиеся, которые обладают хорошо развитыми навыками саморегулирования, при наличии тревоги решают сложные экзаменационные задания лучше, чем когда определённый показатель тревожности отсутствует. Чувство тревоги из препятствия может превратиться в источник успеха. Однако

это возможно, только при наличии прочной, надёжной основы - полной уверенности в себе, а также при овладении определёнными знаниями, навыками и умениями в саморегулировании. Критерием конструктивности тревоги служат не экзаменационные отметки, а умение предоставить себе отчёт в её причинах, не растеряться в сложной ситуации, а найти разумные пути к выходу из положения.

Таким образом, выявив уровень самооценки личностной тревожности курсанта, мы проследили зависимость тревожности от успеха в учебной деятельности. Проанализировав сравнительную таблицу процентных показателей уровня качества учебной деятельности, нами был получен следующий результат: чем ближе общее состояние курсанта к оптимальному уровню тревожности, тем выше результат успешной сдачи экзаменационной сессии.

Таблица 1

Разбитие респондентов на группы по качеству их учебной деятельности.

Отметка 3 4 5

Кол-во человек 11 24 18

Таблица 2

Разбитие респондентов на группы по уровню тревожности.

Кол-во ответов До экзамена Перед экзаменом Во время экзамена

3 4 4 4

Вопрос 2. 4 - 18 5

5 - 4 14

Итого 2 26 23

3 6 4 2

Вопрос 3. 4 12 3 8

5 4 10 4

Итого 22 17 14

Таблица 3

Общее состояние во время экзамена

Кол-во ответов Обычным Повышенным Пониженным

3 4 5 -

Вопрос 4. 4 20 6 -

5 10 2 6

Итого 34 13 6

Кол-во ответов Обычная интеллектуальная работоспособность Снижение интеллектуальной работоспособности Повышенная и нтелл е ктуал ьная работоспособность

Вопрос 5. 3 8 - -

4 10 - 14

5 11 - 10

Итого 29 0 24

Кол-во ответов Спокойное состояние Головокружение, дискомфорт Иные отклонения от нормы

Вопрос 6. 3 8 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 22 - 4

5 12 - 5

Итого 44 0 9

Кол-во ответов Обычная температура Пониженная температура Повышенная температура

3 8 - -

Вопрос 7. 4 22 - 4

5 10 5 4

Итого 40 5 8

Кол-во ответов Спокойное состояние Медлительность при ответе Повышенное при ответе

3 8 - -

Вопрос 8. 4 18 2 6

5 10 4 5

Итого 36 6 11

Кол-во ответов Спокойное состояние Пониженный пульс Повышенный пульс

3 8 - -

Вопрос 9. 4 18 - 8

5 8 5 6

Итого 34 5 14

Кол-во ответов Спокойное состояние Пониженное Повышенное

3 8 - -

Вопрос 10. 4 24 - -

5 17 - 4

Итого 49 0 4

Кол-во ответов Спокойная Повышенная Пониженная

3 8 - -

Вопрос 11. 4 20 5 -

5 12 4 4

Итого 40 9 4

Кол-во ответов Обычное Повышенное Пониженное

3 6 3 -

Вопрос 12. 4 14 8 7

5 8 7 -

Итого 28 18 7

Список использованной литературы:

1. Айзенк Х. Психологические теории тревожности. Учебник для вузов/ под ред. В.М. Астапова.- СПб.: Питер, 2001. 247 с.

2. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний /Вопросы психологии, 1993. №1. С.104 - 113.

3. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена // Психологические исследования. М. 1985. № 4. С.112-119.

4. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань, 1991.

5. Шарай В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М..1999.

© Бунтов А.Е., Волобуев С.О., Бачурин О.М., 2022

УДК 159.9

Шамсутдинова Я.Р.

студентка 3 курса

Елабужский институт Казанского Федерального Университета

г. Елабуга, РФ

Научный руководитель: Шагивалеева Г.Р.

Канд. психол.наук, доцент Елабужский институт Казанского федерального университета

г. Елабуга, РФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В данной статье представлено рассмотрение видов психологических барьеров в процессе изучения иностранного языка. Обозначены факторы возникновения данного явления, а также описаны возможные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.