Научная статья на тему 'Исследование особенностей проявления тревожности у студентов - лингвистов в период экзаменационной сессии'

Исследование особенностей проявления тревожности у студентов - лингвистов в период экзаменационной сессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1688
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / САМООЦЕНКА / СТУДЕНТЫ / СЕССИЯ / ЭКЗАМЕНЫ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яшина М. Е.

Статья посвящена ситуативной тревожности студентов лингвистов в период экзаменационной сессии. В статье представлены различные подходы к трактовке понятий. Также проанализированы результаты диагностических данных уровня ситуативной тревожности студентов лингвистов. Качественный анализ результатов исследования тревожности студентов лингвистов в период экзаменационной сессии показал, что ситуативная тревожность проявляется у большинства испытуемых студентов лингвистов и нуждается в последующей коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей проявления тревожности у студентов - лингвистов в период экзаменационной сессии»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

УДК-1

М.Е. Яшина

Студентка группы ЗФ-310-127-2-1

ЮУрГГПУ Г. Челябинск, РФ E-mail: yashina.marina@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ - ЛИНГВИСТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

Аннотация

Статья посвящена ситуативной тревожности студентов лингвистов в период экзаменационной сессии. В статье представлены различные подходы к трактовке понятий. Также проанализированы результаты диагностических данных уровня ситуативной тревожности студентов лингвистов. Качественный анализ результатов исследования тревожности студентов лингвистов в период экзаменационной сессии показал, что ситуативная тревожность проявляется у большинства испытуемых студентов лингвистов и нуждается в последующей коррекции.

Ключевые слова:

тревожность, самооценка, студенты, сессия, экзамены, личностная тревожность,

ситуативная тревожность.

Проблема изучения ситуативной тревожности студентов-лингвистов в период сессии вызвана его социальной значимостью, с одной стороны, и отсутствием единой теории, объясняющей проявление тревоги, с другой.

Цель статьи - представить и проанализировать результаты теоретического исследования и организовать исследование тревожности у студентов-лингвистов с различной эмоциональной устойчивостью. Интерпретировать анализ результатов исследования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть коррекцию тревожности как психолого - педагогическую проблему

2. Организовать исследование тревожности у студентов-лингвистов

3. Интерпретировать анализ результатов исследования

Методологию исследования тревожности составляет модификация методики опросника Ж.Тейлор[1].

Результаты анализа тревожности студентов-лингвистов в период сессии свидетельствует о наличии тревожности у студентов, так же результаты указывают на связь уровня самооценки и уровня тревожности, как личной, так и ситуативной. Анализ подтвердил необходимость в коррекции ситуативной тревожности студентов-лингвистов в период сессии.

Заключение. Предпринятое теоретическое исследование позволило выявить особенности проявления тревожности у студентов лингвистов в период сессии. Тревога не только одна из центральных проблем психологии, но и педагогики. Одним из основных условий преодолении тревожности является знание педагогов о данной проблеме, и их готовность к осознанной и кропотливой работе по оказанию помощи студентам посредством проведения групповых консультаций, тестовых обследований с целью выявления уже имеющихся и только намечающихся трудностей в осуществлении учебной деятельности.

Постановка проблемы

Проблема тревог как эмоциональных состояний, а также такой психологической характеристики личности как эмоциональная устойчивость, от которой зависит сила их проявления, в последние годы становится одним из самых актуальных вопросов в мировой психологической науке и практике. Резкие политические и экономические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня психоэмоционального напряжения у населения[2].

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

Проблема снижения ситуативной тревожности и оптимизации функционирования эмоциональной сферы особенно актуальна для современных студентов. Это обусловлено тем, что сегодня происходят изменения в системе высшего образования, вводится новая система оценивания. Студенческий возраст полон тревог, связанных с зачётами, экзаменами, непредсказуемостью преподавателей и нерациональным использованием времени студентами в течение года. Студент с выраженной тревожностью склонен воспринимать окружающий мир, как заключающий в себе угрозу и опасность, в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности, и поэтому многие студенты выходят из университета не только с приобретёнными знаниями, но также с приобретёнными нервно-психическими, вегетативными и соматическими нарушениями[2].

Актуальность исследования эмоционального состояния студентов-лингвистов в период экзаменационной сессии обусловлена особенностями психического напряжения, превышение пороговой величины которого, оказывает деструктивное влияние на психику, обуславливает беспокойство, утомляемость, повышенную чувствительность и раздражительность, внутреннюю неудовлетворенность и негативные самооценки. Увеличение количества тревожных студентов, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством, определило выбор исследования. Сравнительно недавно в зарубежной литературе появился термин «иноязычная тревожность», под которой подразумевается форма ситуативной тревожности, проявляющаяся исключительно в процессе изучения иностранного языка и в связи с необходимостью общаться на нем[3].

По мнению ученых (Н.А. Аминов, В.М. Астапов, М.М. Безруких, И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин и др.) тревожность (завышенная или ее отсутствие) негативно сказывается на учебной деятельности, более того разрушает личностные структуры. Тревожность студентов определяется как неконструктивная, вызывающая состояние паники, сомнение в своих силах и способностях, трудности в решении определенных жизненных ситуаций, а именно, в ситуации сдачи экзаменов в период сессии. Тревожность студентов-лингвистов влияет на его самооценку, поведение в состоянии стресса и на формирование его личности в целом. Поэтому особую значимость приобретают те направления деятельности педагога-психолога, которые целенаправленно воздействуют на эмоционально-волевую сферу студентов-лингвистов , с целью изменения уровня тревожности на этапе прохождения периода сессии[4].

В психологической науке накоплен достаточный опыт по изучению тревожности младших школьников и подростков, однако аспект психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у студентов в период сессии остается наименее исследованным.

В исследованиях тревожности выделяются физиологическое, клинико-психологическое, философско-психологическое, собственно психологическое направления. Различные аспекты тревожности подробно рассмотрены в исследованиях отечественных психологов и философов. Несмотря на достаточную представленность в научной литературе описаний тревожности, сохраняется много неясностей в понимании этого явления[2].

Тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Данное понятие рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то, и другое одновременно^].

Рассмотрим понятие тревожности в целом. В него входят такие понятия, как: «тревога», «страх», «беспокойство». Разберем каждое из них. Страх - это аффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха - не всегда воспринимается отрицательно, так как иногда представляет собой радостное предчувствие, волнующие ожидания. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности [6].

Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную[6].

Тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной. Например, перед экзаменом у человека может быть понос, и он может полностью осознавать наличие тревоги. Но сердцебиение или частые позывы к мочеиспусканию могут возникать и без какого-либо осознания тревоги, и лишь позднее человек начинает понимать, что испытывал тревогу. Хотя физические проявления эмоций особенно заметно выражены в тревоге, они характерны не только для нее. При депрессии замедляются физические и психические процессы; бурная радость изменяет напряженность тканей или делает походку легче; сильная ярость вызывает дрожь или приток крови к голове [8].

Из определения понятия следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.

В стрессовых ситуациях, к которым без сомнения относится ситуация экзаменационной сессии, негативные психологические состояния у студентов наблюдаются задолго до начала самих экзаменов и постепенно прогрессируют, достигая максимума к моменту получения экзаменационного билета. По мнению исследователей, тревожности соответствуют такие личностные проявления, как беспокойство, напряженность, чувство страха перед предстоящими экзаменами, мнительность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности [5].

В нашей статье, мы рассматриваем тревогу, как ситуативное состояние повышенного беспокойства, т.к. нас интересует тревожность, вызванная напряженностью периода экзаменационной сессии. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция тревожности современного подростка.

База исследования: Наше исследование проводилось на базе «Южно-Уральского Государственного Университета» (ЮУрГУ). Выбор студенчества, в качестве объекта исследования, объясняется тем, что студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, вызывающих развитие страхов, тревожности и эмоционального напряжения. В основном у студентов тревожность развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, в период сессии начинается их обострение. Особенно это касается студентов лингвистов, так как объём, который им предстоит выучить - огромен. Исследование проводилось среди студентов I курса факультета лингвистики, группа ЛМ-131. Объем выборки составил 20 человек. Дата проведения 01.12.2017

Методика взята из книги «Прикладная психология в высшей школе». Она является модификацией опросника Ж. Тейлор.

Инструкция. Вам предлагается согласиться с рядом положений опросника или отвергнуть, их поставив рядом с соответствующим номером протокола знак «+» или

Текст опросника

1. Мне с трудом удается сосредоточить внимание на лекции.

2. Отступление преподавателя от основной темы лекции сильно отвлекает меня.

3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.

4. Временами мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.

5. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки».

6. Я не успеваю усваивать материал лекций, и это вызывает чувство неуверенности в себе.

7. Я очень болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.

8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.

9. Положение в нашей учебной группе сильно беспокоит меня.

10. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

11. Я с трудом сосредоточиваюсь на выполнении какого-либо задания, и это раздражает меня.

12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом и экзаменом.

13. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала, и меня пугает возможность «отсева».

14. Во время ответа на семинарах, зачетах, экзаменах меня смущает необходимость выступать перед аудиторией.

15. Возможность неудачи на сессии очень тревожит меня.

16. Во время выступления на семинарах или ответах на экзаменах я от волнения начинаю заикаться.

17.Мое настроение во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.

18. Я часто ссорюсь с товарищами по группе из-за пустяков и потом об этом жалею.

19. «Микроклимат» в группе очень влияет на мое настроение.

20. После горячего спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

21. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной умственной деятельности.

22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.

23. Неудачи в учебе не очень волнуют меня.

24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если уверен в своих знаниях.

25. Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.

26. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса.

27. Насмешки однокурсников не портят мне настроения.

28. Я спокойно сплю в период сессии, и мне не снятся экзамены.

29. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.

30. Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что запланировал. Обработка результатов. Утверждения 1-20 - учитываются ответы «да», 2 1 -30 - учитываются ответы

«нет». Ответы «не знаю» не учитываются. За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Постановка диагноза. Чем больше набранная сумма баллов, тем больше эмоциональная неустойчивость у обследованного студента. Наиболее информативны положения 3,12,13,15,24 (тревога, боязнь), 6,10,14 (неуверенность в себе), 7, 20,27 (болезненная раздражительность).

Номер испытуемого, пол Уровень эмоциональной неустойчивости Уровень тревоги, боязни Уровень неуверенности в себе Уровень болезненной раздражительности

1(ж) 14(средний) 4(высокий) 1(средний) 0(низкий)

2(ж) 13(средний) 3(высокий) 0(низкий) 2(высокий)

3(ж) 18(высокий) 4(высокий) 1(средний) 1(средний)

4(м) 15(высокий) 3(высокий) 2(высокий) 1(средний)

5(м) 10(средний) 4(высокий) 1(средний) 0(низкий)

6(м) 7(низкий) 0(низкий) 0(низкий) 0(низкий)

7(ж) 12(средний) 4(высокий) 0(низкий) 2(высокий)

8(ж) 21(высокий) 3(высокий) 3(высокий) 3(высокий)

9(ж) 21(высокий) 4(высокий) 2(высокий) 2(высокий)

10(ж) 13(средний) 5(высокий) 1(средний) 0(низкий)

11(ж) 9(средний) 3(высокий) 0(низкий) 0(низкий)

12(ж) 13(средний) 4(высокий) 1(средний) 1(средний)

13(ж) 6(низкий) 1(низкий) 0(низкий) 1(средний)

14(ж) 10(средний) 2(средний) 0(низкий) 1(средний)

15(ж) 18(высокий) 5(высокий) 2(высокий) 2(высокий)

16(ж) 18(высокий) 5(высокий) 1(средний) 1(средний)

17(ж) 12(средний) 5(высокий) 0(низкий) 3(высокий)

18(ж) 13(средний) 5(высокий) 1(средний) 0(низкий)

19(ж) 17(высокий) 5(высокий) 2(высокий) 1(средний)

20(м) 8(низкий) 4(высокий) 0(низкий) 1(средний)

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

У 35% опрошенных студентов-лингвистов выявлен высокий уровень эмоциональной неустойчивости, у 50% опрошенных студентов - средний уровень эмоциональной неустойчивости, у 15% испытуемых выявлен низкий уровень эмоциональной неустойчивости.

Не смотря на то, что уровень эмоциональной устойчивости находится в норме у 65% опрошенных, высокий уровень тревожности и боязни наблюдается у 85 % опрошенных студентов-лингвистов. У 25% из них выявлен высоких уровень неуверенности в себе, что может непосредственно сказываться на уровне ситуативной и личной тревожности. У 35 % опрошенных выявлен средний уровень неуверенности в себе и только 40% опрошенных студентов не имеют проблем с самооценкой. Интересен тот факт, что только у одного студента мужского пола низкий уровень неуверенности в себе соответствует низкому уровню тревожности. Также интересно то, что студенты, уверенные в себе, все равно испытывают тревожность и ее уровень достаточно высокий. В результате диагностики мы получили, что у 30% опрошенных студентов проявляется болезненная раздражительность, Можно предположить причины проявления раздражительности: неумение студентов правильно распределять свое время и силы, неготовность работать с большой информацией, выполнять просьбы преподавателей, неготовность к обучению, основанному на самостоятельности.

Заключение

В нашей статье мы рассмотрели коррекцию тревожности как психолого- педагогическую проблему. Студенческий возраст полон тревог, связанных с зачётами, экзаменами, непредсказуемостью преподавателей и нерациональным использованием времени студентами в течение года. Проблема снижения ситуативной тревожности и оптимизации функционирования эмоциональной сферы особенно актуальна для современных студентов. Проблема тревожности и эмоциональной устойчивости для студентов-лингвистов является одной из самых актуальных. И именно поэтому исследование было проведено на представленной выборке.

Организовали исследование тревожности у студентов-лингвистов. В настоящее время достаточно актуальным является поиск оптимальных методов психологической коррекции тревожности у студентов-лингвистов в период сессии. Существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы коррекции тревожности, которые оказывают позитивное влияние на личность студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерпретировали анализ результатов исследования. Со студентами, у которых был выявлен повышенный страх экзаменов, можно проводить специальные занятия, включающие в себя элементы аутогенной тренировки, которые помогают снизить тонус симпатической системы и чувство неуверенности. Однако этого не хватает для того, чтобы полностью избавиться от страха перед экзаменами. Поэтому, чтобы придать студентам чувство уверенности, спокойствия и другие положительные качества вместе с элементами аутогенной тренировки можно применить метод условно-рефлекторной регуляции. В результате комбинированного применения этих методик у студентов произойдет снижение уровня тревожности.

Список использованной литературы

1. Пейсахов И. М. Прикладная психология в высшей школе.//Казань: Изд-во Казанского университета, 1979.

2. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов- психологов: научно-методические рекомендации. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 100 с.

3. Седова Е. А. Исследование тревожности студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка//Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 226-230.

4. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Купцов М.В. Моделирование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации.// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 272-278.

5. .Горшков Е. А., Коротина Л. Д. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе // Молодой ученый. - 2015. - №23.2. - С. 46-51.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

6. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Зыкова Н.А. Влияние детско-родительских отношений на проявления агрессивности у старших подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 51-55.

7. Яковлева О.В. Коррекция ситуативной и личностной тревожности у подростков.// Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 11. - С. 133 - 135

8. Мамадалиева Г.А.. - диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук // Нижегородский государственный архитектурно - строительный университет // Нижний Новгород, 2011. -С. 15.)Долгова В.И., Барышникова Е.В., Саркисян М.С. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. т. 31. с. 101-105.

© Яшина М.Е., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.