Научная статья на тему 'Определение результативности методики формирования навыка создания письменных средств PR-коммуникации у студентов специальности «Связи с общественностью» и бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью»'

Определение результативности методики формирования навыка создания письменных средств PR-коммуникации у студентов специальности «Связи с общественностью» и бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
591
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / НАВЫК / ПИСЬМЕННЫЕ СРЕДСТВА PR-КОММУНИКАЦИИ / КРИТЕРИИ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ" / БАКАЛАВРЫ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» / STUDENTS OF THE SPECIALTY "PUBLIC RELATIONS" / EXPERIMENT / SKILL / WRITTEN MEANS OF PR COMMUNICATION / CRITERIA / BACHELORS IN THE FIELD OF THE ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васечкина Марина Салмановна

В статье описываются результаты опытно-экспериментального исследования результативности методики формирования навыка создания письменных средств PR-коммуникации у студентов специальности «Связи с общественностью» и бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» в контрольных и экспериментальных группах на основе разработанных критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васечкина Марина Салмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF PRODUCTIVITY OF THE TECHNIQUE TO FORM SKILL OF CREATING WRITTEN MEANS OF PR COMMUNICATION AT STUDENTS OF THE SPECIALTY "PUBLIC RELATIONS" AND BACHELORS IN THE FIELD OF THE ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS

The paper describes the results of a skilled pilot study of productivity of a technique focused on formation of skill of creating written means of PR communication at students of the specialty "Public Relations" and bachelors in the field of the advertising and public relations in control and experimental groups on the basis of the developed criteria.

Текст научной работы на тему «Определение результативности методики формирования навыка создания письменных средств PR-коммуникации у студентов специальности «Связи с общественностью» и бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью»»

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

ОБУЧЕНИЯ

SPECIFIC TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION

УДК 378:659 ББК 74.580 В 19

M.C. Васечкина

Преподаватель кафедры философии, истории и социальных коммуникаций Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: ledimarufa@yandex.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СОЗДАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ СРЕДСТВ PR-КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» И БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

( Рецензирована )

Аннотация. В статье описываются результаты опытно-экспериментального исследования результативности методики формирования навыка создания письменных средств PR-коммуникации у студентов специальности «Связи с общественностью» и бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» в контрольных и экспериментальных группах на основе разработанных критериев.

Ключевые слова: эксперимент, навык, письменные средства PR-коммуни-кации, критерии, студенты специальности «Связи с общественностью», бакалавры направления «Реклама и связи с общественностью».

M.S. Vasechkina

Lecturer of Department of Philosophy, History and Social Communications, the Kuban State University of Physical Training, Sport and Tourism; E-mail: ledimarufa@yandex.ru

DETERMINATION OF PRODUCTIVITY OF THE TECHNIQUE TO FORM SKILL OF CREATING WRITTEN MEANS OF PR COMMUNICATION AT STUDENTS OF THE SPECIALTY "PUBLIC RELATIONS" AND BACHELORS IN THE FIELD OF THE ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS

Abstract. The paper describes the results of a skilled pilot study of productivity of a technique focused on formation of skill of creating written means of PR

communication at students of the specialty "Public Relations" and bachelors in the field of the advertising and public relations in control and experimental groups on the basis of the developed criteria.

Keywords: experiment, skill, written means of PR communication, criteria, students of the specialty "Public Relations", bachelors in the field of the advertising and public relations.

В процессе формирования навыка создания письменных средств Р11-коммуникации у студентов специальности «Связи с общественностью» и бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» на основе разработанной методики был проведен педагогический эксперимент.

«Эксперимент» - это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом, которого является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности [1].

В опытно-экспериментальной работе мы учитывали следующие характерные особенности педагогического эксперимента:

а) преднамеренное внесение в процесс принципиально важных изменений в соответствии с задачей исследования и гипотезой;

б) организация педагогического процесса, позволяющая видеть связи между изучаемыми явлениями без нарушения его целостного характера;

в) глубокий качественный анализ и более точное количественное измерение как введенных в педагогически процесс новых или видоизмененных компонентов, так и результатов всего процесса [2], [3].

Эксперимент, проводившийся в течение пяти лет (2010-2014), охватил 60 студентов специальности «Связи с общественностью» и 60 бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью», обучающихся в Кубанском государ-

ственном университете физической культуры, спорта и туризма. Из данного числа студентов были выделены две контрольные группы по 30 человек (КГ-1, КГ-2) и экспериментальные группы по 30 человек (ЭГ-1, ЭГ-2).

Критериями выявления уровня сформированности исследуемого навыка были выделены следующие:

1. «Знаниевый» - уровень знаний письменных средств Р11-ком-муникаций у студентов специальности «Связи с общественностью», бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью».

2. «Информационный» - уровень умений студентов работать в тех компьютерных программах, которые им необходимо знать для создания письменных средств РИ-коммуникации.

3. «Практический» отражает умение студентов создавать письменные средства Р11-коммуникации на практике.

Для выявления развития «зна-ниевого» критерия были составлены вопросы устного контроля знаний. Отношение количества правильных ответов к числу заданных вопросов определяло уровень сформированности знаний основных средств письменных Р11-коммуникаций у студентов специальности «Связи с общественностью», бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью». Выделенные уровни и их описание представлены в таблице 1.

Количественные данные распределения студентов экспериментальных и контрольных групп, отражающие сформированность данного критерия на этапе констатирующего эксперимента, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень сформированное™ «знаниевого» критерия у контрольных и экспериментальных групп на этапе констатирующего эксперимента

Таблица 1

Описание уровней знаниевого критерия для студентов специальности «Связи с общественностью», бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью»

Уровни Низкий, % Базовый, % Продвинутый, % Компетент-ностный, %

Показатели 0-25 25-50 50-75 75-100

Знания содержания письменных PR-коммуникаций Отсутствие знаний о содержании письменных средств РЫ-ком-муникаций Уровень обязательного минимума — знания некоторых особенностей создания письменных РЫ-ком-муникаций Углубленные знания отдельных аспектов содержания письменных PR-ком-муникаций Целостные представления об особенностях структуры различных средств письменных коммуникаций

Группа Количество Низкий уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Компетент-ностный уровень

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

ЭГ-1 30 4 13,33 21 70,00 5 16,66 0 0,00

ЭГ-2 30 4 13,33 20 66,67 6 20,00 0 0,00

КГ-1 30 3 10,00 21 70,00 6 20,00 0 0,00

КГ-2 30 5 16,67 22 73,33 3 10,00 0 0,00

Из таблицы 2 видно, что уровень знаний студентов контрольных и экспериментальных групп примерно одинаковый. Большинство обладает базовым уровнем подготовки, т.е. некоторые аспекты создания письменных средств РИ-коммуникаций, их виды и жанры студентам обеих групп известны. При этом в группах есть студенты, обладающие как низким, практически нулевым уровнем знаний в данной области, так и продвинутым расширенным уровнем знаний некоторых средств письменной РИ-коммуникации.

Последнее, на наш взгляд, объясняется тем, что данные студенты в течение обучения на младшем курсе постоянно готовились к дисциплинам профессионального цик-

ла, а также самостоятельно изучали данный материал.

Следующая таблица демонстрирует показатели распределения студентов экспериментальной и контрольной групп, отражающие сформированность «знаниевого» критерия на контрольном этапе эксперимента (таблица 3).

Анализируя данные таблицы, отметим, что половина студентов первой экспериментальной группы (ЭГ-1) продемонстрировала на контрольном этапе эксперимента компе-тентностный уровень знания письменных средств Р11-коммуникаций, 40% - продвинутый уровень знания данных средств.

Вторая экспериментальная группа (ЭГ-2), так же как и первая, продемонстрировала более высо-

Таблица 3

Уровень сформированное™ «знаниевого» критерия у контрольных и экспериментальных групп на контрольном этапе эксперимента

Группа Количество Низкий уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Компетент-ностный уровень

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

ЭГ-1 30 0 0,00 3 10,00 12 40,00 15 50,00

ЭГ-2 30 0 0,00 3 10,00 13 43,33 14 46,67

КГ-1 30 1 3,33 18 60,00 11 36,67 0 0,00

КГ-2 30 2 6,67 22 73,33 6 20,00 0 0,00

кий уровень знаний письменных средств РИ-коммуникаций (46,67% на компетентностном уровне), чем контрольные группы. В ЭГ-2 также возросло количество студентов, знающих письменные средства РИ-коммуникации на продвинутом уровне (43,33%). Количество обучающихся, знающих письменные средства РИ-коммуникаций на базовом уровне, в обеих экспериментальных группах одинаковое -3 человека (10,00%). Также в обеих группах нет студентов с низким уровнем знаниевого критерия.

Данные показатели, по нашему мнению, отражают сформированную способность будущих практиков в области рекламы и связей с общественностью работать самостоятельно, решать профессиональные задачи, получать и систематизиро-

вать знания в области письменных средств PR-коммуникаций.

Следующий критерий - «Информационный» состоял из трех показателей:

- знание и умение пользоваться компьютерной программой Microsoft Office Word;

- знание и умение пользоваться компьютерной программой Microsoft Office Power Point;

- знание и умение пользоваться компьютерной программой Microsoft Office Publisher.

Здесь уровень сформированное™ критерия определялся качеством выполнения определенного алгоритма действий в рамках работы с программой. Отметим также, что в данном критерии уровни сформированное™ нами были выбраны такие же, как и в предыдущем (таблица 4).

Уровни Низкий, % Базовый, % Продвинутый, % Компетентностный, %

Показатели 0-25 25-50 50-75 75-100

Умение работать с программой Отсутствие умения работать в программе, знаний о программе Уровень обязательного минимума - знает азы и основные алгоритмы работы с программой Углубленные знания отдельных алгоритмов и действий в рамках работы с программой Целостные представления об особенностях и структуре программы, понимание ее назначения в профессиональной области, умение ее использовать

Таблица 4

Описание уровнений информационного критерия для студентов специальности «Связи с общественностью», бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью»

Количественные данные распределения студентов экспериментальной и контрольной групп, отражающие сформированность умения создавать письменные средства Р11-коммуникации студентами спе-

циальности «Связи с общественностью», бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» в программе Microsoft Office Word, на этапе констатирующего эксперимента представлены в таблице 5.

Таблица 5

Уровень сформированное™ умения работать в программе Microsoft Office Word у контрольных и экспериментальных групп на этапе констатирующего эксперимента

Группа Количество Низкий уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Компетент-ностный уровень

Ко-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

ЭГ -1 30 19 63,33 8 26,67 3 10,00 0 0,00

ЭГ-2 30 20 66,67 6 20,00 4 13,33 0 0,00

КГ-1 30 20 66,67 6 20,00 4 13,33 0 0,00

КГ-2 30 19 63,33 7 23,33 4 13,33 0 0,00

Данные в таблице показывают, что знание алгоритмов создания письменных средств PR-коммуникаций в программе Microsoft Office Word у студентов четырех групп в основном низкое - свыше 60%. Однако и в той и в другой группах есть студенты с базовым и продвинутым уровнем умений работать в данной программе.

Количественные данные распределения студентов экспери-

ментальной и контрольной групп, отражающие сформированность умения создавать письменные средства PR-коммуникации студентами специальности «Связи с общественностью», бакалаврами направления «Реклама и связи с общественностью» в программе Microsoft Office Word, на контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 6.

Таблица 6

Уровень сформированности умения работать в программе Microsoft Office Word у контрольных и экспериментальных групп на контрольном этапе эксперимента

Группа Количество Низкий уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Компетент-ностный уровень

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

ЭГ-1 30 2 6,67 8 26,67 10 33,33 10 33,33

ЭГ-2 30 1 3,33 9 30,00 9 30,00 11 36,67

КГ-1 30 12 40,00 12 40,00 5 16,67 1 3,33

КГ-2 30 10 33,33 12 40,00 6 20,00 2 6,67

Полученные результаты свиде- ботать в программе Microsoft Office тельствуют о развитии умения pa- Word у студентов эксперименталь-

ных групп, так как свыше 60% студентов ЭГ-1 и ЭГ-2 показали либо продвинутый, либо компетентност-ный уровни данного умения.

Следующий кластер - умение работать в программе Microsoft

Office Power Point. Количественные данные распределения студентов экспериментальной и контрольной групп, отражающие его сформированность, представлены в таблице 7.

Таблица 7

Уровень сформированное™ умения работать в программе Microsoft Office Power Point у контрольных и экспериментальных групп на этапе констатирующего эксперимента

Группа Количество Низкий уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Компетент-ностный уровень

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

ЭГ-1 30 20 66,67 6 20,00 4 13,33 0 0,00

ЭГ-2 30 19 63,33 7 23,33 4 13,33 0 0,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КГ-1 30 19 63,33 7 23,33 4 13,33 0 0,00

КГ-2 30 18 60,00 7 23,33 5 16,67 0 0,00

Анализируя данный этой таблицы, отметим, что, несмотря на то, что в каждой группах есть определенный процент студентов, умеющих работать в данной программе, обладая базовым (ЭГ-1 - 20%, ЭГ-2 - 23,33%, КГ-1 - 23,33 %, КГ-2 -23,33%) и продвинутым уровнем (13,33% в ЭГ-1, ЭГ-2, КГ-1, а также

16,67 в КГ-2), абсолютное большинство на данном этапе эксперимента продемонстрировало низкий или даже нулевой уровень умений.

Количественные данные распределения студентов экспериментальных и контрольных групп на контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 8.

Таблица 8

Уровень сформированности умения работать в программе Microsoft Office Power Point у контрольных и экспериментальных групп на контрольном этапе эксперимента

Группа Количество Низкий уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Компетент-ностный уровень

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

ЭГ-1 30 2 6,67 1 3,33 13 43,33 13 43,33

ЭГ-2 30 1 3,33 3 10,00 12 40,00 14 46,67

КГ-1 30 12 40,00 10 33,33 6 20,00 1 3,33

КГ-2 30 14 46,67 11 36,67 5 16,67 0 0,00

Анализируя данные, мы можем отметить, что изменения произошли во всех группах, однако контрольных групп они коснулись менее всего. Экспериментальные группы показали

устойчивую положительную динамику сформированности данного критерия. Данный анализ отражает устойчивую положительную динамику формирования умения создавать пись-

менные средства РИ-коммуникаций в экспериментальных группах.

Количественные данные анализа умения работать в программе

Microsoft Office Publisher, отражающие его сформированность на этапе констатирующего эксперимента, представлены в таблице 9.

Таблица 9

Уровень сформированности умения работать в программе Microsoft Office Publisher у контрольных и экспериментальных групп на этапе констатирующего эксперимента

Группа Количество Низкий уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Компетент-ностный уровень

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

ЭГ-1 30 24 80,00 3 10,00 2 6,67 1 3,33

ЭГ-2 30 23 76,67 4 13,33 2 6,67 1 3,33

КГ-1 30 25 83,33 2 6,67 2 6,67 1 3,33

ЭГ-2 30 26 86,67 4 13,33 0 0,00 0 0,00

Данные в таблице показывают, что только 6 студентов в ЭК-1 (20,00%), 7 студентов в ЭГ-2 (23,33%), 5 студентов в КГ-1 (16,67%), 4 студента в КГ-2 (13,33%) знают программу Microsoft Office Publisher, когда-либо работали в ней. Остальные студенты с ней не знакомы, и, как следствие, создавать профессио-

Уровень сформированности умения Publisher у контрольных : на этапе констатир

нальные документы на ее базе они изначально не могли.

Количественные данные распределения студентов экспериментальных и контрольных групп, отражающие сформированность умения работать в программе Microsoft Office Publisher на контрольном этапе эксперимента, представлены в таблице 10.

Таблица 10

работать в программе Microsoft Office и экспериментальных групп ующего эксперимента

Группа Кол-во Низкий уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Компетент-ностный уровень

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

ЭГ-1 30 10 33,33 3 10,00 8 26,67 9 30,00

ЭГ-2 30 7 23,33 5 16,67 8 26,67 10 33,33

КГ-1 30 22 73,33 4 13,33 3 10,00 1 3,33

КГ-2 30 25 83,33 4 13,33 1 3,33 0 0,00

Сравнительные данные результатов экспериментальной работы показывают, что 30% студентов экспериментальных групп владеют программой на компетентностном уровне, 26,67% на продвинутом и 10% на базовом уровнях соответственно. При этом контрольная

группа после эксперимента осталась примерно на том же уровне.

В ходе диагностического исследования для подтверждения экспериментальной гипотезы была проведена проверка результатов на статистическую значимость с помощью методов непараметри-

ческой статистики: тест для двух независимых выборок методом Манна-Уитни, тест для двух зависимых выборок - Вилкоксона. При

обработке и интерпретации эмпирических данных были получены результаты, представленные в таблице 11.

Таблица 11

Результаты статистической достоверности эксперимента

Выборка ЭГ-1 (n=30) ЭГ-2 (п=30) КГ-1 (п=30) КГ-2 (п=30)

Параметры Полученные значения Уровни значимости, р < 0,01 Полученные значения Уровни значимости, р < 0,01 Полученные значения Уровни значимости, р < 0,01 Полученные значения Уровни значимости, р < 0,01

Word 13,5* 0,000 13,4* 0,000 99* 0,000 98* 0,000

Power point 9* 0,000 8* 0,000 59,5* 0,000 61* 0,000

Publisher 39* 0,000 38* 0,000 47 0,165 46 0,151

* - обозначены статистически значимые различия

В экспериментальных группах (ЭГ-1 и ЭГ-2) наблюдается рост по всем указанным параметрам - программы Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher на достоверно значимом уровне. Это свидетельствует о положительной динамике в освоении информационного навыка, как следствие умения создавать письменные средства PR-коммуникации.

В контрольных группах (КГ-1, КГ-2) значимые позитивные изменения произошли только по параметрам - программы Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point. Это может носить случайный характер, а также может объясняться необходимостью готовить различные сообщения, доклады и рефераты в программе Microsoft Office Word, а также презентаций в программе Microsoft Office Power Point для других предметов студентами контрольной группы.

Полученные значения по U-кри-терию Манна-Уитни показали, что на оценочном этапе в ЭГ-1 и ЭГ-2 исследуемые параметры сформиро-ванности информационного навыка выше, чем в КГ-1 и КГ-2 на ста-

тистически значимом уровне при р < 0,001.

Последний, анализируемый нами критерий, - практический - определялся как умение создавать письменные средства РИ-коммуникации. Это пресс-релиз, презентация и буклет соответственно. Умение их создавать оценивалось следующим образом:

Пресс-релиз является информационным средством письменных Р11-коммуникаций [4]. Для определения уровня грамотности подготовки пресс-релиза мы использовали формулу, предложенную Ю.М. Деминым [5].

где

«Киз» — коэффициент информационной значимости пресс-релиза. Зип — значимость информационного повода.

К — качество исполнения пресс-

исп с

релиза.

Обе величины оцениваются в условных баллах от одного до пяти. Чем выше коэффициент информационной значимости пресс-релиза, тем больше вероятности воплощения его содержания в

конкретном информационном сообщении или публикации.

Для анализа качества выполнения такого имиджевого средства Р11-коммуникации, как презентация, мы руководствовались критериями С.Б. Ребрика, кандидата психологических наук, бизнес-консультанта с 25-летним стажем. Им было предложено пять основных критериев, которые отмечают качественно и грамотно составленную презентацию [6]. За каждый пункт, имеющийся в презентации, студент получал балл. За данную

Анализируя данные из таблицы, мы можем отметить, что студенты как контрольных, так и экспериментальных групп имели примерно одинаковые показатели по качеству составления и создания основных для своей профессии письменных средств Р11-коммуникации. При этом средний бал за три задания показывает нам, что данные умения равны примерно трем баллам, причем умение создавать пресс-релиз

работу студент мог получить от одного до пяти баллов.

Критериями оценивания качества выполнения буклета были требования, выдвинутые теоретиком и практиком связей с общественностью A.A. Мамонтовым [7]. Баллы за данный документ студенту присваивались так же, как и за предыдущий: за каждый выполненный пункт - балл.

Баллы за данные задания, полученные контрольными и экспе-риме нтальными группами на этапе констатирующего эксперимента, представлены в таблице 12.

немного выше, менее грамотно с профессиональной точки зрения студенты создают презентации.

Баллы за данные задания, представленные в таблице 13, демонстрируют нам значительный рост практических умений как контрольной, так и экспериментальной групп. Этот вывод можно сделать, проанализировав средние баллы групп по сравнению с предыдущими данными.

Группы Пресс-релиз Презентация Буклет Средний балл по трем документам

ЭГ-1 21,06 4,75 4,8 10,20

ЭГ-2 21,10 4,85 5,01 10,32

КГ-1 14,6 3,90 4,2 7,57

КГ-2 13,9 3,92 3,9 7,24

Таблица 12

Результаты практического критерия, полученные студентами контрольных и экспериментальных групп на этапе констатирующего эксперимента

Группы Пресс-релиз Презентация Буклет Средний балл по трем документам

ЭГ-1 9,3 2,8 3,01 5,04

ЭГ-2 9Д 2,9 2,99 4,90

КГ-1 9,5 2,9 3,10 5,17

КГ-2 9,2 3 3,00 5,01

Таблица 13

Результаты практического критерия, полученные студентами контрольных и экспериментальных групп на контрольном этапе эксперимента

Баллы контрольных групп значительно ниже баллов экспериментальных, что объясняется отсутствием регулярной практики создания подобных документов.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

В ходе опытно-экспериментальной работы был выявлен переход студентов от низкого уровня сформи-рованности навыка создания письменных средств Р11-коммуникации к последующему с учетом выявленных критериев: знаниевого, информационного и практического.

Диагностика уровней сформи-рованности навыка создания письменных средств Р11-коммуникации у студентов специальности «Связи с общественностью» и бакалавров «Рекламы и связей с общественностью» осуществлялась на основе анализа результатов устного опроса, качества выполнения определенного алгоритма действий в рамках

работы с тремя компьютерными программами (Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher), а также практического выполнения основных профессиональных средств PR-коммуникации (пресс-релиза с бэкграундером, презентации, а также брошюры).

Результаты формирующего эксперимента показали, что в экспериментальной группе произошли наиболее значимые изменения, чем в контрольной, по каждому заявленному критерию.

Положительные изменения в ходе формирующего эксперимента позволяют признать проведение экспериментальной работы достаточно успешным, а комплекс педагогических методов, обеспечивающий эффективность формирования навыка создания письменных средств PR-коммуникации, необходимым и достаточным.

Примечания:

1. Наян А.Я., Уметбаев З.М. Педагогический эксперимент: методика и его организация: учеб. пособие. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2002. 127 с.

2. Семенова JI.M. Формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов по связям с общественностью: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2006. 194 с.

3. Деккушева А.У., Макарова Е.А. Межкультурная коммуникативная компетентность как основа изучения иностранных языков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. № 1(132). С. 66-72.

4. Seitel Fraiser P. The Practice of Public Relations. Oxford: butter worth/ Heinman, 1995. 143 p.

5. Демин Ю.М. Бизнес-PR. M.: Бератор-Пресс, 2003. 336 с.

6. Ребрик С.Б. Бизнес-презентация и переговоры: подготовка и проведение. 200 рекомендаций. М.: Эксмо, 2010. 240 с.

7. Мамонтов А.А. Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером. Версия 3.0. СПб.: Питер, 2011. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Nayan A.Ya., Umetbayev Z.M. Pedagogical experiment: technique and its organization: a manual. Magnitogorsk: MASU publishing house, 2002. 127 pp.

2. Semyonova L.M. Formation of readiness for self-presentation of future specialists in public relations: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. Chelyabinsk, 2006. 194 pp.

3. Dekkusheva A.U., Makarova E.A. Cross-cultural communicative competence as basis of learning of foreign languages // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2014. No. 1(132). P. 66-72.

4. Seitel Fraiser P. The Practice of Public Relations. Oxford: butter worth/ Heinman, 1995. 143 p.

5. Dyomin Yu.M. Business PR. M.: Berator-Press, 2003. 336 pp.

6. Rebrik S.B. Business-prezentation and negotiations: preparation and carrying out. 200 recommendations. M.: Eksmo, 2010. 240 pp.

7. Mamontov A.A. Practical PR. How to become a good PR-manager. Version 3.0. SPb.: Piter, 2011. 240 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.