И.Г. Гутиева
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКА «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ» ПРИ НЕИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего считается нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, а чаще всего преднамеренно неполное их осуществление. Следует особо отметить, что неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является преступлением только в том случае, если оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Само по себе жестокое обращение состава преступления в настоящее время не образует, и уголовному преследованию обычно подвергаются лица, действия которых содержат еще и признаки других составов преступлений (например, ст. 115, 116, 117 УК РФ).
При расследовании уголовных дел, возбужденных по ст. 156, возникают трудности, связанные с необходимостью установления признака жестокого обращения с несовершеннолетними. В ряде регионов суды указывают на необходимость установления не менее трех фактов причинения именно телесных повреждений, а также установления дат их причинения, что не всегда возможно сделать.
В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» жестокое обращение - это, прежде всего, физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т.п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды). Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, уничижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).
В юридической литературе, посвященной этой проблеме, а также на практике виды жестокого обращения объединяются в три большие группы: физическое насилие, отсутствие заботы и сексуальное насилие.
Так, под жестоким обращением понимается причинение ребенку особых физических или психических страданий путем побоев, лишения пищи и воды (истязание голодом), крова, одежды (в холодное время года) и тому подобное. При этом авторами указано, что данный признак по своему содержанию аналогичен понятию жестокости в составе доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ) [1, с. 237].
Физическое насилие включает в себя различные действия, в том числе и причинение вреда здоровью. Так, анализ изученных некоторыми учеными материалов показал, что физическое насилие в отношении несовершеннолетних проявляется в следующем:
1) удары, оставляющие раны на теле, составляют наибольший процент - 72 %;
2) сознательное введение ребенку веществ в таких количествах и с такой частотой, которые могут вызвать болезнь ребенка, - 1 %;
3) условия жизни, ставящие под угрозу безопасность или даже жизнь ребенка, например, когда в качестве наказания ребенка запирают в шкафу, - 27 %;
4) насильственные действия сексуального характера - 2 % [2, с. 62].
Все, что имеет отношение к физическому насилию, долгое время было окружено тайной. Это связано, в частности, с распространенным представлением о воспитании детей. Родители имели «право» воспитывать своих детей так, как они считали нужным.
Жестокое обращение как характеристика объективной стороны встречается и в ряде других составов преступлений (см. ст. 110, 245, 356 УК РФ). Применительно к ст. 156 УК РФ А.Н. Игнатов определяет жестокость через «непредоставление несовершеннолетнему питания, в запирании в помещении одного на долгое время, в систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев и т.п.» [3]. Аналогичным образом судит о жестоком обращении с несовершеннолетним С.А. Разумов: «...избиение, издевательство, унижение человеческого достоинства, отказ в питании, ограничение в свободе передвижения и т.д.» [3].
Судебная практика, испытывая трудности в связи с неопределенностью понятия жестокого обращения с несовершеннолетним, исходит из того, что оно должно свидетельствовать об определенной системе, линии поведения виновного. Поэтому единичные случаи физического насилия, имевшие место в отношении детей со стороны родителей, педагогов и иных лиц, на которых
возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, не признаются в качестве преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.
При анализе уголовных дел по преступлению, предусмотренному ст. 156 УК РФ, рассмотренных мировыми судьями КБР, нами установлено, что жестокость обращения с несовершеннолетним выразилась:
- в непредоставлении питания - 16 %;
- в запирании в помещении одного на длительное время - 19 %;
- в систематическом унижении достоинства несовершеннолетнего - 54 %;
- в издевательствах - 11 %.
Примером жестокого обращения с несовершеннолетними может быть решение по уголовному делу, вынесенное мировым судьей судебного участка № 22 Чегемского района КБР Ю.А. Кулиевым. Кукуран Т.Г., являясь матерью малолетних детей Кукуран Т.Р. 2002 года рождения и Кукуран И.Р. 2004 года рождения и будучи обязанной по закону заниматься надлежащим воспитанием названных детей, с октября 2006 года по октябрь 2007 года не исполняла свои обязанности, предусмотренные ст. 63 Семейного кодекса РФ, по воспитанию несовершеннолетних детей, проявляя жестокое обращение с ними, то есть не проявляла заботу о здоровье детей, физическом, психическом, духовном и нравственном их развитии. Так, в нарушение требований ст. 63 Семейного кодекса РФ она в июле 2007 года, умышленно проявляя жестокость, оставила своих детей, Кукуран Т.Р. и Кукуран И.Р., одних без присмотра и пищи, в результате чего дети, будучи голодными, вынуждены были искать пищу в отходах продуктов питания, предназначенных для собак, которые находились около дома № 23 по ул. Шахтерская, в с. Нартан Чегемского района КБР, и в мусорных контейнерах, расположенных там же. В конце сентября 2007 года Кукуран Т.Г., находясь у себя дома по адресу: КБР, Чегемский район, с. Нартан, ул. Шахтерская, 3/8, избила Кукуран Т.Р. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 1440-А от 14.11.2007 года, ребенку были причинены телесные повреждения в виде кровоподтеков грудной клетки, обеих ягодичных областей, обеих нижних конечностей, ссадины с отшелушившейся корочкой. Учитывая вышеизложенное, суд признал Кукуран Т.Г. виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей*.
Необходимо, прежде всего, отметить, что жестокое обращение с несовершеннолетним является одним из оснований для лишения родительских прав (ст. 69 СК). К числу случаев жестокого обращения с ребенком Семейный кодекс относит, в частности, физическое или психическое насилие над ребенком, покушение на его половую неприкосновенность. Разъясняя это положение, вышеуказанное постановление Пленума Верховного суда РФ перечисляет и другие случаи: грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, оскорбление или эксплуатация ребенка.
Некоторые формы жестокого обращения в силу повышенной общественной опасности содеянного могут выходить за рамки анализируемого преступления и требуют дополнительной квалификации. Например, если в результате жестокого с ним обращения несовершеннолетний погибает или ему причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью, то содеянное должно квалифицироваться не только по ст. 156, но и по статьям УК, предусматривающим ответственность, соответственно, за убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112 УК РФ). Квалификация по совокупности имеет место также в случае, когда жестокое обращение с несовершеннолетним выражалось в его истязании (ст. 117 УК РФ). Жестокое обращение с ребенком иногда выражается и в бездействии. Так, встречаются случаи оставления без ухода детей в возрасте до одного месяца. В таких ситуациях применима ст. 125 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за оставление в опасности.
Анализ конструкции нормы статьи 156 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что для оконченного состава преступления достаточно одного-единственного акта жестокого обращения с ребенком, связанного с родительским или педагогическим произволом, переходом границ допустимых методов воспитания. И, напротив, по отношению ко второму обязательному признаку объективной стороны рассматриваемого вида преступления - неисполнению (ненадлежащему исполнению) субъектом своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - характерен признак систематичности. При этом следует иметь в виду, что само по себе неисполнение (ненадлежащее исполнение) субъектом своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего как разновидность жестокого обращения, как правило, воплощается в форму продолжаемого преступления.
Таким образом, по нашему мнению, существует реальная, практическая необходимость в изменении диспозиции имеющейся статьи 156 УК РФ, которая бы четко формулировала общественно опасные деяния, совершенные родителями и иными лицами, на которых возложена обязанность по воспитанию детей.
Прежде всего, представляется, что такая статья должна иметь более конкретное название, например, «Жестокое обращение с несовершеннолетними», а в примечании к статье 156 УК РФ следует дать понятие жестокого обращения. Считаем, что такое понятие должно выглядеть следующим образом: под жестоким обращением следует понимать постоянное травмирующее воздействие на несовершеннолетнего, выражающееся в применении физического или психического насилия, а также совершении иных недопустимых способов воспитания, если эти деяния не относятся к преступлениям, предусмотренным главами 16, 17 и 18 настоящего Кодекса.
Литература
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко. М.: Вердикт, 2002.
2. Веред Е.Б. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 3-е, изм. и доп. / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 2004.