Научная статья на тему 'Определение перспективных направлений развития системы коммерциализации инноваций для фармацевтических предприятий'

Определение перспективных направлений развития системы коммерциализации инноваций для фармацевтических предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОГО ПРОФИЛЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INNOVATION / COMMERCIALIZATION / LIFE CYCLE / INNOVATION POTENTIAL / MARKET PROFILE / INNOVATIVE TECHNOLOGY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислицина А. В.

В статье рассмотрены вопросы выбора направлений развития системы коммерциализации инноваций для современных фармацевтических предприятий. Показаны условий и возможности повышения эффективности коммерциализации инноваций исходя из стадии жизненного цикла фармацевтического продукта. Дана характеристика основным направлениям развития системы коммерциализации инноваций для фармацевтического предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кислицина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS FOR PHARMACEUTICAL ENTERPRISES

In the article the questions of choice of the development of commercialization of innovations for modern pharmaceutical companies. Showing the conditions and possibilities of enhancing the commercialization of innovations based on the stage in the life cycle of a pharmaceutical product. The characteristic of the basic directions of development of system of commercialization of innovations for pharmaceutical companies.

Текст научной работы на тему «Определение перспективных направлений развития системы коммерциализации инноваций для фармацевтических предприятий»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Кислицина А.В., соискатель Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

В статье рассмотрены вопросы выбора направлений развития системы коммерциализации инноваций для современных фармацевтических предприятий. Показаны условий и возможности повышения эффективности коммерциализации инноваций исходя из стадии жизненного цикла фармацевтического продукта. Дана характеристика основным направлениям развития системы коммерциализации инноваций для фармацевтического предприятия.

Ключевые слова: инновация, коммерциализация, жизненный цикл, инновационный потенциал, изменение рыночного профиля, инновационная технология, эффективность.

DEFINITION OF PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS FOR PHARMACEUTICAL ENTERPRISES

Kislitsina A., the applicant of Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

In the article the questions of choice of the development of commercialization of innovations for modern pharmaceutical companies. Showing the conditions and possibilities of enhancing the commercialization of innovations based on the stage in the life cycle of a pharmaceutical product. The characteristic of the basic directions of development of system of commercialization of innovations for pharmaceutical companies.

Keywords: innovation, commercialization, life cycle, innovation potential, market profile, innovative technology, efficiency.

С нашей точки зрения определение перспективных направлений развития системы коммерциализации инноваций для предприятий фармацевтической промышленности связано с разрабатываемыми на предприятиях инновационными технологиями фармацевтического производства.

Большинство инновационных технологий фармацевтического производства на различных этапах разработки, производства и маркетинга являются коммерческой тайной инновационных и джене-риковых предприятий фармацевтической промышленности, но, тем не менее, существует возможность обозначить основные тенден-

ции того или иного направления развития системы коммерциализации инноваций для исследуемого предприятия.

Краткое пояснение основных направлений развития системы коммерциализации инноваций для предприятия фармацевтической отрасли на базе разработки инновационных технологий фармацевтического производства прилагается ниже (табл. 1).

Основополагающий принцип развития системы коммерциализации инноваций для предприятия фармацевтической отрасли -соблюдение высочайших стандартов при производстве, контроле качества и дистрибуции фармацевтических препаратов. Достиже-

Таблица 1. Основные тенденции развития системы коммерциализации инноваций для предприятия фармацевтической отрасли на базе разработки инновационных технологий фармацевтического производства

Производственный этап Направления традиционных технологий фармацевтического производства Направления инновационных и экстремальных технологий фармацевтического производства

НИОКР Традиционные методы органического синтеза Традиционные методы биотехнологии Применение компьютерных методов конструирование фармацевтических препаратов Применение методов геномики и протеомики Препараты, полученные в результате современных биотехнологических методов Разработка новых платформенных технологий доставки препаратов Использование фармакогенетических подходов

Производство Использование устаревших технологий и оборудования у многих российских фармпроизводителей Переход производства на европейский стандарт GMP - минимизация человеческого фактора

Дистрибьюция Поставки национальным дистрибьюторам Формирование эффективных и развитых длинных прямых каналов сбыта Использование стандартов GDP всеми российскими дистрибьюторами фармацевтических препаратов

Государственное регулирование Ответственность за качество препаратов возлагается на компанию дистрибьютора Совершенствование в системе патентования, льготного распределения препаратов

Маркетинг Использование традиционной продуктовой технологии при продвижении препаратов Технология управления жизненным циклом препарата в рамках продуктовой стратегии: ре-(лонч), ре-(брендинг), ре-(позиционирование), ре-(прайсинг), ре-(формуляция) Применения стратегического маркетинга как основного инструмента, а так же элементов аналитического маркетинга

ние указанных стандартов основано на существовании всеобъемлющей и жесткой системы обеспечения качества на каждом производственном участке, где изготавливаются фармацевтические препараты и происходит их обработка, включая этапы поступления в больницы, аптеки и к конечным потребителям - пациентам.

Обеспечение качества - понятие широкое и оно включает все моменты, которые влияют на качество фармацевтического препарата, начиная от стадии его разработки и производства и заканчивая дистрибуцией. Правила производства фармацевтических препаратов (GMP) представляют собой незаменимый элемент в системе обеспечения качества, который гарантирует, что фармацевтические препараты, производимые от партии к партии, из года в год, отвечают соответствующим стандартам и выпущены согласно действующим лицензиям на производство и регистрационным удостоверениям фармацевтических препаратов.

В Европе фармацевтические препараты контролируются посредством системы их лицензирования, а также лицензирования их производителей и дистрибьюторов. Ни один фармацевтический препарат не может поступить на рынок до тех пор пока не получит в конкретном государстве Европейского союза регистрационные удостоверения. Для того чтобы это удостоверение получить, заявителю необходимо предоставить данные, касающиеся безопасности, качества и эффективности фармацевтического препарата. Безопасность и эффективность оценивается по научным и клиническим данным, представляемым для подтверждения заявляемых фармацевтических характеристик, таких как стабильность, биоэквивалентность и гарантия качества, что, в свою очередь, тоже необходимы и должны быть оценены. Производить фармацевтические препараты должен только держатель соответствующей лицензии на такое производство, а продавать их оптом - держатель лицензии на оптовую дистрибуцию препарата, который он производит (правила производства (GMP) и дистрибьюции (GDP) фармацевтических препаратов) [1].

Основные требования GMP направлены на то, чтобы производственные процессы были четко определены и неизменно обеспечивали изготовление фармацевтических препаратов заданного качества, отвечающего требованиям, изложенным в регистрационных удостоверениях. Соответствующие производственные объекты должны быть пригодными для работы, причем подходящие помещения должны быть спроектированы так, чтобы потоки сырья и готового препарата, обучающийся персонал, оборудование и технические службы и проведение всевозможных измерений не допуская смешивания фармацевтического препарата и перекрестного загрязнения.

Контроль качества является составной частью GMP и связан с проведением проб и тестов. Основные требования со стороны контроля качества касаются производственных объектов, профессиональной пригодности персонала, наличия утвержденных методик проведения отбора проб и тестов для сырья, промежуточных и конечных препаратов, а также для упаковочных компонентов. В конечном счете, ни одна партия фармацевтических препаратов не может быть выпущена, если она не сертифицирована, то есть не была произведена и испытана в соответствии с GMP и с соблюдением условий, изложенных в регистрационном удостоверении.

Для российских предприятий фармацевтической промышленности одним их основных аспектов для производства и последующей коммерциализации качественных фармацевтических препаратов является грамотное и всестороннее внедрение стандартов хорошей производственной практики (GMP) [2].

Применение предприятиями фармацевтической промышленности правил организации производства и контроля качества продукции, утверждаемых Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере обращения фармацевтических препаратов и национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52249 - 2004 становится необходимым условием лицензирования соответствующей деятельности.

При анализе возможностей российских фармацевтических препаратов и фармацевтических препаратов иностранного производства на российском рынке приходится учитывать разницу как в бюджетах на промоцию аналогичных препаратов российскими и зарубежными предприятиями фармацевтической отрасли, так и большей степени вовлечения инновационных технологий фармацевтического производства иностранными производителям препаратов.

Необходимо отметить, что все подходы, обеспечивающие повышение результативности коммерциализации результатов инновационной деятельности предприятий фармацевтической промышленности, пришли в Россию из зарубежья. Поэтому для успешной коммерциализации российских препаратов российским предприятиям фармацевтической промышленности необходимо реализовывать одно из следующих направлений развития системы коммерциализации инноваций с точки зрения сокращения цикла производства и продвижения нового фармацевтического препарата.

а) Репозиционирование фармацевтического препарата предполагает придание ему нового или обновленного профиля и доведение знаний о нем до рынка средствами коммуникации. В результате применения этой технологии коммерциализации у рынка формируется уточненный активный образ фармацевтического препарата, который может существенно отличаться от первоначального. Репозиционирование может производиться в любое время, как на стадиях, предшествующих лончу, так и в коммерческий период жизни фармацевтического препарата. В практике современной фармацевтической промышленности репозиционирование фармацевтического препарата производится по следующим направлениям: а) через изменение/расширение/ сужение показаний к применению (рефокусирование, refocusing, б) через модификацию препарата (реформуляция, reformulation), с) через изменение цены (репрайсинг, re-pricing).

Предприятия фармацевтической промышленности репозицио-нируют свой препарат через рефокусирование либо вследствие неудовлетворительной их позиции на рынке, характеризующейся недостижением целевых отметок продаж и / или прибыли или их снижением в результате конкурентной турбулентности, либо в результате эволюционной потребности в качественном изменении препарата. Первая причина, безусловно, не вызывает вопросов. Что же касается второго, то, можно вспомнить, что предприятия Большой Фармы никогда не прекращают исследований. Следствием этой работы становятся новые знания о фармацевтических препаратах, об их эффективности и безопасности. Некоторые результаты исследований предоставляются в регуляторные органы с целью разрешения на применение по новым показаниям. Когда у фармацевтического препарата слишком много применений, это вызывает настороженность у целевых потребителей и их представителей или начинает их путать, тем самым, снижая дифференцирующую силу профиля препарата. Для предупреждения такого рода проблем предприятия фармацевтической промышленности иногда принимают решение о качественном изменении профиля и запускают программы изменения его рыночной позиции [3].

Репозиционирование может представлять собой весьма перспективное направление развития системы коммерциализации инноваций для предприятий фармацевтической промышленности, производящих симилаты. Конечно, с точки зрения маркетинга, это вряд ли можно считать репозиционированием, скорее - первичным позиционированием. Симилаты характеризуются отсутствием значительным отличий между собой и, как следствие, конкуренция между ними происходит только по цене. Для того чтобы репозици-онировать такой фармацевтический препарат, ему нужно придать дифференцирующие свойства путем символизации и создания нового профиля. Это может дать возможность установить такому препарату новую цену и получать больше прибыли.

б) Чрезвычайно распространено и имеет важную роль для предприятий фармацевтической отрасли при развитии системы коммерциализации инноваций реформуляция фармацевтического препарата. Под реформуляцией подразумевается модификация фармацевтического препарата путем использования иного средства доставки, изменения дозировки и / или упаковки. Реформуляция, в особенности связанная с использованием нового средства доставки, является превосходным инструментом продления апогейных значений жизненного цикла фармацевтического препарата. Такое решение позволяет небольшими инвестициями (по сравнению с разработкой нового фармацевтического препарата) получить преимущества старого препарата и добавить к этому хорошо воспринимаемые рынком атрибут «новизны» или «улучшенных свойств». Пролонгированные формы, более высокая активность, меньший уровень побочных эффектов, легкость использования, доброжелательный интерфейс нового фармацевтического препарата - это еще не все возможности, которые предоставляет реформуляция. Очень часто фармацевтические препараты, подвергшиеся реформуляции, являются патентноспособными, и это дает дополнительные преимущества эксклюзивности.

в) Еще одним направлением развития системы коммерциализации инноваций для предприятия фармацевтической отрасли является перевод фармацевтического препарата в другую категорию

- в более высокую, либо более низкую по сравнению с изначальной. Фактом позиционирования является только стартовая цена фармацевтического препарата - цена, с которой он выходит на лонч. Дальнейшие вариации с ценами в период жизни препарата относятся к управлению сбытом. Хотя, отсутствие явных критериев не позволяет определить границу между репозиционированием по цене и вариациями ценообразования, направленными на поддержание сбыта.

г) Релонч фармацевтического препарата становится важным направлением развития системы коммерциализации инноваций для предприятия фармацевтической отрасли. Масштабы релонча находятся в прямой зависимости от того, насколько сильно он был скорректирован. Как и в случае первого знакомства рынка с препаратом, релонч характеризуется высоким уровнем затрат на маркетинг и представляет убыточную фазу жизненного цикла препарата, подчиненную увеличению эффективности продаж. Особенностью коммуникативной составляющей релонча является разрушение старого активного образа фармацевтического препарата и формирование на его руинах нового.

д) Еще одним направлением развития системы коммерциализации инноваций для предприятия фармацевтической отрасли, яв-

ляется ребрендинг фармацевтического препарата. Его можно рассматривать, как пересмотр тех элементов образа фармацевтического препарата, которые связаны с эмоциональной составляющей его дополнительных атрибутов. Ребрединг может стать логическим атрибутом продолжения репозиционирования и релонча фармацевтического препарата, но может быть и совершенно самостоятельным приложением, отражающим развитие и изменения потребностей рынка.

Таким образом, корректирующие технологии управления жизненным циклом фармацевтического препарата в рамках развития системы коммерциализации инноваций для предприятия фармацевтической отрасли применимы по отношению к любому препарату. Важно лишь, чтобы он обладал эффективностью и безопасностью. На это хотелось бы обратить особое внимание тех, кто считает главным дешевизну препарата. Эта главная потребность не всего рынка. А лишь части его потребителей, пусть и большей.

Литература:

1. Джон Тэйлор, Фармацевтическая промышленность, 2/2005;

2. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. СПб. Изд-во «Питер». 2005 г. 318 с.;

3. Пашутин С.Б. Экономика фармбизнеса или путь к успеху на рынке медикаментов//Экономический вестник фармации. — 2003. -№11 (69).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Поваляев В.А., аспирант Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

В статье представлены основные принципы и механизм формирования эффективной программы комплексной застройки городских территорий на основании принципов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: комплексная застройка, инвестиционно-строительный проект, развитие, управление.

FORMATION OF THE PROGRAM OF COMPLEX BUILDING OF URBAN AREAS ON THE BASIS OF PRINCIPLES OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Povalyaev V., the post-graduate student of Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

The paper presents the basic principles and the mechanism of formation of the effective program of complex building of urban areas on the basis of principles of state-private partnership.

Keywords: complex building, investment and construction project, development, management.

В последние посткризисные года наблюдался восстановление рынка недвижимости крупных российских городов. При этом, необходимо отметить, что необходимость именно комплексной застройки территорий под жилищное строительство в целях улучшения социально-экономической обстановки в стране на сегодняшний день осознают все участники рынка недвижимости.

Отсутствие механизмов привлечения инвестиций в развитие городской недвижимости и эффективной реализации проектов комплексной застройки территорий является острой проблемой.

Сегодня земельные участки под осуществление проектов комплексной застройки территорий выделяются, в основном, на окраинах спальных районов. Данные земельные участки характеризуются неразвитой инженерной инфраструктурой, отсутствием возможности подключения к инженерным сетям соседних участков, а также, в большинстве случаев, наличием большого количества обременений земельного участка.

Обозначим ключевые актуальные проблемы, возникающие при реализации проектов комплексной застройки городских территорий и являющиеся институциональными по своему характеру:

1. Отсутствие действенных механизмов привлечения инвестиций в комплексное развитие городских территорий.

2. Нацеленность девелопера на получение экономического результата в кратчайшие сроки, невозможность долгосрочного планирования развития территорий.

3. Отсутствие налаженного механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов комплексной застройки

городских территорий.

4. Нацеленность девелопера на получение максимальной прибыли без учета целей города в отношении:

- пространственного развития территории и ее интеграции в существующую систему территориального развития;

- создания комплексной инженерно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей полноценное, эффективное развитие территории и её интеграцию в общую систему инженерных и транспортных коммуникаций [1];

- формирования и развития новой однородной среды (жилой, общественно-деловой, производственной).

Для решения выявленных проблем необходим стратегический подход, который позволит учесть перспективы развития города и создать комфортную среду обитания для нынешнего и будущих поколений горожан. При этом стратегия развития комплексной застройки городских территорий должна обладать следующими особенностями:

- соответствовать целям развития города в долгосрочной перспективе и положительно влиять не только на развитие конкретных городских территорий, но и города в целом, обеспечивая формирование благоприятной городской среды и улучшение условий жизни горожан;

- обеспечивать комплексную застройку городских территорий путем объединения усилий частных инвесторов и государства;

- использовать действенные механизмы регулирования проблем, возникающих у государства и инвесторов при совместной реализа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.