Научная статья на тему 'Формирование программы комплексной застройки городских территорий на основе принципов государственно-частного партнерства'

Формирование программы комплексной застройки городских территорий на основе принципов государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
337
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ЗАСТРОЙКА / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / COMPLEX BUILDING / INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECT / DEVELOPMENT / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Поваляев В. А.

В статье представлены основные принципы и механизм формирования эффективной программы комплексной застройки городских территорий на основании принципов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PROGRAM OF COMPLEX BUILDING OF URBAN AREAS ON THE BASIS OF PRINCIPLES OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

The paper presents the basic principles and the mechanism of formation of the effective program of complex building of urban areas on the basis of principles of state-private partnership.

Текст научной работы на тему «Формирование программы комплексной застройки городских территорий на основе принципов государственно-частного партнерства»

в) Еще одним направлением развития системы коммерциализации инноваций для предприятия фармацевтической отрасли является перевод фармацевтического препарата в другую категорию

- в более высокую, либо более низкую по сравнению с изначальной. Фактом позиционирования является только стартовая цена фармацевтического препарата - цена, с которой он выходит на лонч. Дальнейшие вариации с ценами в период жизни препарата относятся к управлению сбытом. Хотя, отсутствие явных критериев не позволяет определить границу между репозиционированием по цене и вариациями ценообразования, направленными на поддержание сбыта.

г) Релонч фармацевтического препарата становится важным направлением развития системы коммерциализации инноваций для предприятия фармацевтической отрасли. Масштабы релонча находятся в прямой зависимости от того, насколько сильно он был скорректирован. Как и в случае первого знакомства рынка с препаратом, релонч характеризуется высоким уровнем затрат на маркетинг и представляет убыточную фазу жизненного цикла препарата, подчиненную увеличению эффективности продаж. Особенностью коммуникативной составляющей релонча является разрушение старого активного образа фармацевтического препарата и формирование на его руинах нового.

д) Еще одним направлением развития системы коммерциализации инноваций для предприятия фармацевтической отрасли, яв-

ляется ребрендинг фармацевтического препарата. Его можно рассматривать, как пересмотр тех элементов образа фармацевтического препарата, которые связаны с эмоциональной составляющей его дополнительных атрибутов. Ребрединг может стать логическим атрибутом продолжения репозиционирования и релонча фармацевтического препарата, но может быть и совершенно самостоятельным приложением, отражающим развитие и изменения потребностей рынка.

Таким образом, корректирующие технологии управления жизненным циклом фармацевтического препарата в рамках развития системы коммерциализации инноваций для предприятия фармацевтической отрасли применимы по отношению к любому препарату. Важно лишь, чтобы он обладал эффективностью и безопасностью. На это хотелось бы обратить особое внимание тех, кто считает главным дешевизну препарата. Эта главная потребность не всего рынка. А лишь части его потребителей, пусть и большей.

Литература:

1. Джон Тэйлор, Фармацевтическая промышленность, 2/2005;

2. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. СПб. Изд-во «Питер». 2005 г. 318 с.;

3. Пашутин С.Б. Экономика фармбизнеса или путь к успеху на рынке медикаментов//Экономический вестник фармации. — 2003. -№11 (69).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАСТРОИКИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Поваляев В.А., аспирант Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

В статье представлены основные принципы и механизм формирования эффективной программы комплексной застройки городских территорий на основании принципов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: комплексная застройка, инвестиционно-строительный проект, развитие, управление.

FORMATION OF THE PROGRAM OF COMPLEX BUILDING OF URBAN AREAS ON THE BASIS OF PRINCIPLES OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Povalyaev V., the post-graduate student of Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

The paper presents the basic principles and the mechanism of formation of the effective program of complex building of urban areas on the basis of principles of state-private partnership.

Keywords: complex building, investment and construction project, development, management.

В последние посткризисные года наблюдался восстановление рынка недвижимости крупных российских городов. При этом, необходимо отметить, что необходимость именно комплексной застройки территорий под жилищное строительство в целях улучшения социально-экономической обстановки в стране на сегодняшний день осознают все участники рынка недвижимости.

Отсутствие механизмов привлечения инвестиций в развитие городской недвижимости и эффективной реализации проектов комплексной застройки территорий является острой проблемой.

Сегодня земельные участки под осуществление проектов комплексной застройки территорий выделяются, в основном, на окраинах спальных районов. Данные земельные участки характеризуются неразвитой инженерной инфраструктурой, отсутствием возможности подключения к инженерным сетям соседних участков, а также, в большинстве случаев, наличием большого количества обременений земельного участка.

Обозначим ключевые актуальные проблемы, возникающие при реализации проектов комплексной застройки городских территорий и являющиеся институциональными по своему характеру:

1. Отсутствие действенных механизмов привлечения инвестиций в комплексное развитие городских территорий.

2. Нацеленность девелопера на получение экономического результата в кратчайшие сроки, невозможность долгосрочного планирования развития территорий.

3. Отсутствие налаженного механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов комплексной застройки

городских территорий.

4. Нацеленность девелопера на получение максимальной прибыли без учета целей города в отношении:

- пространственного развития территории и ее интеграции в существующую систему территориального развития;

- создания комплексной инженерно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей полноценное, эффективное развитие территории и её интеграцию в общую систему инженерных и транспортных коммуникаций [1];

- формирования и развития новой однородной среды (жилой, общественно-деловой, производственной).

Для решения выявленных проблем необходим стратегический подход, который позволит учесть перспективы развития города и создать комфортную среду обитания для нынешнего и будущих поколений горожан. При этом стратегия развития комплексной застройки городских территорий должна обладать следующими особенностями:

- соответствовать целям развития города в долгосрочной перспективе и положительно влиять не только на развитие конкретных городских территорий, но и города в целом, обеспечивая формирование благоприятной городской среды и улучшение условий жизни горожан;

- обеспечивать комплексную застройку городских территорий путем объединения усилий частных инвесторов и государства;

- использовать действенные механизмы регулирования проблем, возникающих у государства и инвесторов при совместной реализа-

ции проектов комплексной застройки территорий.

Проекты комплексной застройки городских территорий характеризуются сложностью, большой инвестиционной емкостью и высокими рисками. С учетом этого важной задачей является выработка таких схем и инструментов государственного регулирования процессов комплексной застройки, которые бы обеспечили успешную реализацию проектов развития городских территорий с учетом соблюдения интересов города, девелоперов и общества в целом. Перспективной организационно-экономической схемой, отвечающей данной задаче, является модель государственно-частное партнёрство (ГЧП). Использование механизма ГЧП, с точки зрения автора, является важнейшим компонентом стратегического управления комплексной застройки городских территорий [2].

Для обеспечения социально-экономической эффективности комплексного строительства необходимы действия, объединенные общей стратегией развития города. Для комплексного развития городских территорий необходима разработка и реализация комплексных инвестиционных проектов, которые должны стать неотъемлемым компонентом стратегического управления. Основное назначение таких проектов - развитие территорий путем объединения инвестиционных проектов по созданию жилых, производственных и инфраструктурных комплексов. Реализация комплексных проектов должна осуществляться с использованием механизма государственно-частного партнерства. При этом на этапе выбора варианта застройки необходимо обеспечить гармоничное сочетание интересов девелопера и города в процессе освоения земельных участков

под комплексную застройку, учесть приоритетность функций использования земельного участка при его комплексной застройке [4].

Еще одним компонентом стратегического управления является формирование программ комплексной застройки городских территорий. Необходимость таких программ обусловлена существующими проблемами в нормативно-правовой базе, а также информационными и организационными проблемами взаимодействия девелоперов со структурами государственной власти в процессе формирования и дальнейшей реализации проектов комплексной застройки территорий [3].

С учетом существующей нормативно-правовой базы, проблем реализации проектов комплексной застройки городских территорий, предлагается механизм формирования программы комплексной застройки городских территорий на основе взаимодействия девелопера (инвестора) со структурами государственной власти (рис. 1).

Согласно представленному механизму, формирование программы осуществляется в несколько этапов.

Формирование ответственным органом исполнительной власти перечня территорий, планируемых для включения в программу комплексной застройки, с учетом анализа существующего состояния городских территорий и сформированных долгосрочных стратегий развития этих территорий и городской среды в целом. На данном этапе для устранения информационных барьеров органы власти предоставляют доступ к информации по объектам, определенным в вышеуказанном перечне. После появления информации о

Анализ существующего развития городских территорий, формирование долгосрочных стратегий развития городских территорий и городской среды в целом

_________________________I________________________

Формирования перечня территорий, планируемых для включения в программу комплексной застройки городских территорий

Формирование и предоставление органами государственной власти всей необходимой информации о территориях из сформированного перечня

Определение перечня потенциальных инвесторов

_____5______

Учет потребностей города при формировании ожиданий инвесторов от участия в программе

Подготовка и согласование проекта программы комплексной застройки городских территорий

Согласование проекта программы комплексной застройки городских территорий с государственными органами исполнительной власти

Согласование условий программы с участниками процесса комплексного развития территорий города и общественностью

Согласие участников в Отказ участников в

осуществлении программы на осуществлении программы на

утвержденных условиях утвержденных условиях

Утверждение проекта программы комплексной застройки городских территорий органами власти города, принятие программы к исполнению

Не утверждение проекта программы комплексной застройки городских территорий органами власти города, корректирование программы

Рис. 1. Механизм формирования программы комплексной застройки городских территорий

планируемых к застройке территориях определяется список заинтересованных лиц, с которыми в том числе определяются особые условия застройки территорий, включающие реализацию потребностей в развитии городской инфраструктуры.

Подготовка и согласование проекта программы комплексной застройки городских территорий должна включать помимо согласования проекта программы государственными органами исполнительной власти также согласование условий данной программы с городской общественностью на основе проведения общественных слушаний, вовлечения объединений предпринимателей и т.д.

Согласование проекта программы с государственными органами исполнительной власти и частными компаниями, которое в том числе может включать анализ возможности обеспечения эффективной комплексной застройки и развития территорий.

Утверждение проекта программы комплексной застройки городских территорий органами власти города, принятие программы к исполнению. При невозможности утверждения программы органами власти она направляется на корректировку.

Отличительной особенностью предлагаемого механизма формирования программы комплексной застройки городских территорий является учет целей и потребностей города в развитии территорий и городской среды на каждом этапе программы, который основан на проведенном предварительном анализе, а также соответ-

ствие долгосрочным планам развития городских территории и города в целом.

Таким образом, реализация инвестиционно-строительных проектов комплекснои застроики городских территории на основании предлагаемого механизма позволит обеспечить согласование стратегических интересов участников программы, а также реализовать пространственное развитие городских территории и улучшить качество городскои среды.

Литература:

1. Воронин A.B. Совершенствование системы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом. СПб., 2007.

— С. 170.

2. Квасов И.Н. Модель государственно-частного партнерства в регионе // Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношении: Матер, междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Потуданская В.Ф. — Омск: ОмГТУ, 2007.

3. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии / Науч.ред.О.П.Литов-ка, СПб.: Наука, 2004.

4. Платонов A.M., Малышев П.А. Выработка механизма развития строительного кластера через реализацию проектов комплекс-нои застроики городских территории // Проблемы современнои экономики. 2008. № 1. — С. 312-315.

МОДЕЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Шашова А.В., аспирант Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

В статье представлены основные элементы и принципы модели перспективного развития инновационной инфраструктуры промышленного комплекса.

Ключевые слова: промышленный комплекс, инновационная инфраструктура, развитие, управление.

MODEL OF THE FUTURE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE INDUSTRIAL COMPLEX

Shashova A., the post-graduate student of Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering The paper presents the basic elements and principles ofperspective development of innovation infrastructure model industrial complex. Keywords: industrial complex, innovative infrastructure, development, management.

Модель перспективного развития инновационной инфраструктуры промышленного комплекса направлена, прежде всего, на повышение отраслевой, территориальной и корпоративной координации объектов инфраструктуры для адаптации исследуемого комплекса к быстро меняющимся условиям в мировой и российской экономике в отношении кризисных угроз, возникающих в результате нарастания явлений, вызванных модернизационными преобразованиями промышленности на новой инновационно-технологической базе.

Построение модели перспективного развития инновационной инфраструктуры промышленного комплекса достигается на основе координации инновационно-технологической активности партнеров комплекса различных форм собственности, осуществляющих целенаправленную деятельность по разработке и коммерциализации новых технологий для исследуемого комплекса, соответствующих наилучшим в заданном системном смысле вариантам его отраслевой организации с учетом существующих возможностей совершенствования состава и структуры объектов инновационной инфраструктуры, сегментированных в рамках технологических платформ, необходимых для реализации стратегии инновационной модернизации экономики России.

В основу построения модели перспективного развития инновационной инфраструктуры промышленного комплекса должен был положен ситуационный анализ, который должен находить свое отображение в построении матрицы SWOT-анализа. Далее в таблице 1 приведен SWOT-анализ развития инновационной инфраструктуры современного отечественного промышленного комплекса.

Приведенный SWOT-анализ развития инновационной инфраструктуры промышленного комплекса показывает, что в настоящее время ресурсные вложения в развитие объектов инфраструктуры

исследуемого комплекса подчинены требованиям устаревшей управленческой парадигмы, определяются взаимоотношениями комплекса с собственниками и крупнейшими клиентами комплекса, что на данном этапе позволяет исследуемым комплексам получать основную прибыль практически без внедрения и сопровождения инноваций. Все это делает второстепенным необходимость ускоренного развития объектов инновационной инфраструктуры промышленного комплекса. В результате вектор управления объектами инновационной инфраструктуры промышленного комплекса должен быть изменен на базе построения рассматриваемой нами модели (рис. 1).

Подобное отображение модели перспективного развития инновационной инфраструктуры показывает, что структурирование консультационно-информационной, организационной и правовой поддержки деятельности промышленного комплекса в кардинальном повышении производительности использования всех факторов его производства должно осуществляться по горизонтальному и вертикальному принципам, с учетом того, что инновационная деятельность исследуемых комплексов ведется в четко ограниченных пространственных границах и видах экономической активности.

В свою очередь, каждый блок модели перспективного развития инновационной инфраструктуры промышленного комплекса представляет собой совокупность определенных производственнотехнологических, ресурсных и информационно-консультационных элементов, взаимодействующих между собой, основной целью которых является компенсация нестационарности экономических условий интеграции и координации инновационно-технологической деятельности объектов инфраструктуры и партнеров исследуемого комплекса.

При построении модели перспективного развития инновационной инфраструктуры промышленного комплекса следует также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.