Научная статья на тему 'Определение основных факторов налогового потенциала'

Определение основных факторов налогового потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исхакова Ф.С., Горобец Ю.С.

Для России проблема оценки возможности уровня аккумулирования налоговых ресурсов является актуальной. Практический интерес налоговых органов к исследованию налогового потенциала территории понятен: важно знать, какими доходами обладает субъект при прогнозе финансовых поступлений в бюджет. В связи с этим необходимо, прежде всего, выявление факторов, влияющих на налоговый потенциал региона, а также характер и степень их влияния. По источнику возникновения всю совокупность факторов можно разделить на внешние и внутренние. К внешним следует относить факторы, которые оказывают влияние на региональный налоговый потенциал через федеральные механизмы воздействия или включают в себя определенные исходные условия развития того или иного региона. Их особенность состоит в том, что региональные органы власти не могут значительным образом повлиять на изменение этих факторов. Под внутренними понимаются такие факторы, которые подвержены влиянию региональных и муниципальных органов власти, чьи усилия должны быть направлены на преимущественное использование таких факторов. Они играют определяющую роль в формировании налогового потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение основных факторов налогового потенциала»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Ф.С. ИСХАКОВА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и налогообложения, декан экономического факультета

Ю.С. ГОРОБЕЦ

Башкирский государственный университет

Для России проблема оценки уровня аккумулирования налоговых ресурсов не нова. Практический интерес налоговых органов к исследованию налогового потенциала территории обусловлен необходимостью достоверно знать, какими доходами обладает субъект при прогнозе финансовых поступлений в бюджет. В связи с этим, прежде всего следует выявить факторы, влияющие на налоговый потенциал региона, а также характер и степень их влияния.

По источнику возникновения всю совокупность факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним следует относить факторы, которые оказывают влияние на региональный налоговый потенциал через федеральные механизмы воздействия или включают в себя определенные исходные условия развития того или иного региона. Их особенность состоит в том, что региональные органы власти не могут значительным образом повлиять на изменение этих факторов. Под внутренними понимаются такие факторы, которые подвержены влиянию региональных и муниципальных органов власти, чьи усилия должны быть направлены на преимущественное использование таких факторов. Они играют определяющую роль в формировании налогового потенциала региона.

Внешние факторы. Федеральные законодательные факторы представляют собой налоговое законодательство федерального уровня, включающее нормативно-правовые акты о налогах и сборах. Под влиянием этих факторов налоговый потенциал региона может сужаться или расширяться, а само влияние может быть прямым или косвенным.

Примером прямого влияния является отмененный налог с продаж. С его введением налоговая база региона расширяется на сумму выручки

от реализации товаров, работ, услуг за наличный расчет. Примером косвенного влияния является отмененный с 01.01.2007 г. налоговый контроль за расходами физических лиц. При совершении крупных покупок физические лица должны были доказать легальность средств и факт уплаты налогов с суммы, истраченной ими при покупке. В данном случае государство, не вводя в действие новых налогов и не расширяя налоговую базу, увеличивало поступления налога на доходы с физических лиц во внебюджетные фонды.

Эффективность налоговой политики во многом зависит и от того, насколько обоснованно разграничены по уровням власти функции и ресурсы, и одновременно от того, насколько четко организовано согласование интересов и конструктивное взаимодействие между ветвями и уровнями власти. Политический фактор реализуется через оптимизацию отношений между федеральным, региональным и местным бюджетами, последовательной работой с федеральными органами власти и органами, представляющими интересы субъектов Федерации, по устранению сложившихся диспропорций в межбюджетных отношениях, получению дополнительных трансфертов и субсидий.

Инфляционные факторы подтачивают экономику всей страны посредством дополнительной денежной эмиссии. Инфляция проявляется в общем повышении уровня всех цен. Под воздействием инфляции налоговая база всех регионов страны, являясь основой налогового потенциала, расширяется. Но это увеличение является мнимым (инфляционное «вздутие»), и для достоверной оценки налоговой базы региона за определенный временной период необходима ее корректировка на коэффициент инфляции, призванный нивелировать воздействие инфляции на размер налоговой

базы региона. В настоящий момент инфляционный фактор оказывает большее воздействие на структуру налоговой базы региона, чем на ее размер. Под влиянием инфляционных ожиданий капитал, который должен быть в реальном секторе экономики при нормализации макроэкономических показателей, остается в финансовом секторе.

Процессы глобализации экономики оказывают существенное влияние на характер и последствия действия традиционных налоговых механизмов. Проигрыш в налоговой конкуренции может иметь крайне тяжелые последствия для любой страны в силу постоянно возрастающей мобильности капитала и опережающего развития информационных технологий, принципиально меняющих представление о динамичности факторов производства (например, рабочей силы). В этих условиях проводимые мероприятия налоговой реформы должны учитывать как фактор налоговой конкуренции, так и необходимость налоговой гармонизации в качестве инструмента предотвращения негативных последствий конкуренции.

Внутренние факторы. Ресурсно-сырьевой фактор представляет собой оценку территории по совокупному природно-ресурсному потенциалу с точки зрения бюджетной достаточности. Расширение использования ресурсно-сырьевой базы региона позволяет экстенсивно расширить налоговую базу региона без усиления налогового бремени. Этот фактор оказывает большое влияние и на структуру налоговой базы — возрастает доля акцизов, НДС и НДПИ в совокупности налоговых поступлений. Основным природно-ресурсным потенциалом Республики Башкортостан являются минерально-сырьевые ресурсы (около 70 % промышленной продукции приходится на топливную, химическую и нефтехимическую отрасли, машиностроение и металлообработку, черную и цветную металлургию, функционирование которых базируется на запасах месторождений различных видов полезных ископаемых) [6].

Производственный фактор представляет собой результат деятельности в основных сферах хозяйства региона, состояние производственных мощностей региона. Наибольший удельный вес в промышленном производстве Республики Башкортостан занимают предприятия топливной промышленности, машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетики [2, с. 37]. Наряду с недостаточностью, физическим и моральным износом основных средств в реальном секторе экономики

имеют место избыточные мощности предприятий, а также невостребованные специалисты в других сферах. Несмотря на то, что Республика Башкортостан входит в число лучших регионов России по динамике капитальных вложений, их объем ниже уровня, минимально необходимого для поддержания простого воспроизводства основных фондов, и не компенсирует их нарастающее выбытие.

Трудовой фактор представляет собой трудовые ресурсы и их образовательный уровень. Население Республики Башкортостан в 2006 г. составляло 4 067,0 тыс. чел. [5, с. 6], из них экономически активное составляет 2 481,5 тыс. чел. [5, с. 32]. При этом официально зарегистрировано в службах занятости 523,8 тыс. безработных [5, с. 32]. Таким образом, экономически активное население составляет примерно 61 %. Трудовой фактор характеризуется показателями роста занятости, увеличения реальных доходов населения, увеличения средней продолжительности жизни, роста численности населения, образовательным уровнем, обеспеченностью населения социальными благами и т. д. Состояние и эффективность использования трудового фактора региона предопределяют реальное состояние экономики, экономические и социальные показатели региона и перспективы его развития. Трудовой фактор влияет на налоговый потенциал региона через доходы граждан, потребление продуктов питания и других необходимых товаров и услуг, накопление капитала. Средняя зарплата в 2006 г. в Республике Башкортостан составляла 8 474,8 руб. в месяц [5, с. 69], а розничный товарооборот в расчете на душу населения составил около 58,8 тыс. руб. [5, с. 115].

Региональный законодательный фактор представляет собой законотворческий потенциал региональной власти при издании нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Региональная власть, даже действуя в рамках созданных центром ограничений, способна оказывать значительное влияние на темпы и направленность экономических процессов на подведомственной территории. Компетенция законодательной власти субъектов Федерации закреплена в Налоговом кодексе РФ. Региональными признаются налоги и сборы, вводимые в соответствии с НК РФ и законами субъектов Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Федерации. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сро-

ки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком [1, ст. 12]. Таким образом, к компетенции органов региональной власти отнесено не много элементов налогообложения. Но даже с помощью этого «набора» законодательная и исполнительная власть субъекта Федерации может достаточно сильно влиять на налоговые поступления в бюджет и на экономический климат региона.

Например, с введением единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности налоговая база региона значительным образом расширилась: наряду с добавленной стоимостью, прибылью и другими экономическими категориями к ней добавляются новые показатели, которые ранее не участвовали напрямую в налогообложении. Это площади торговых точек, количество посадочных мест в общественном питании, число работающих при оказании ряда услуг, количество заправочных пистолетов на АЗС и другие физические показатели.

Исключительно важное значение имеет организационно-управленческий фактор. Налоговое администрирование представляет собой организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений, включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечивать налоговые поступления в бюджетную систему России. Целью налогового администрирования является организация деятельности налоговых органов по обеспечению плановых налоговых поступлений в бюджетную систему.

Основным органом исполнительной власти, уполномоченным от имени государства осуществлять администрирование налоговых поступлений в бюджетную систему России, является Федеральная налоговая служба (ФНС) России. В качестве федерального органа исполнительной власти ФНС России призвана осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

В последние годы у ФНС России появились новые функции по осуществлению государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также функции по обеспечению представления в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Таким образом, от результативности действий налоговых органов по мобилизации налогов и сборов в бюджеты всех уровней в значительной мере зависит величина налогового потенциала региона.

Порой недостаточно учитывается психологический фактор. А между тем налоговая культура — это комплексная обобщающая характеристика сознания человека, выработанная в процессе обучения и воспитания, отражающая уровень развития, его меру убеждения в необходимости уплаты налогов. Определение налоговой культуры пока не нашло отражения в научной литературе. Между тем опыт работы с налогоплательщиками показывает, что только высокий уровень налоговой культуры позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, так как сознание налогоплательщиков в этом случае направлено на развитие общества и создание благополучия населения, выраженные в пополнении доходной части бюджета, а не в уклонении от уплаты налогов.

Инфраструктурный фактор представляет собой транспортно-географическое положение региона и его инфраструктурную обеспеченность. Данный фактор оказывает многостороннее влияние на экономическое и социальное развитие региона, определяя во многом эффективность функционирования экономики и качества жизни населения. Это достигается путем сокращения потерь продукции в процессе ее движения по элементам инфраструктуры. Важную роль играет повышение мобильности производственных ресурсов. Республика Башкортостан обладает развитой транспортной инфрастуктурой. Транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры Республики Башкортостан. По территории республики проходят важнейшие железнодорожные, трубопроводные и автомобильные магистрали, связывающие европейскую часть Российской Федерации с Уралом и Сибирью [7].

Инвестиционный фактор. Стратегия развития региона и формирование благоприятного инвестиционного климата в рамках этой стратегии являются основой развития бизнеса, роста его капитализации, и как следствие, увеличения валового внутреннего продукта и налоговых поступлений.

Инвестиционный фактор зависит от производственного потенциала региона, уровня прямых и портфельных инвестиций. При благоприятном инвестиционном климате приток внутренних и внешних инвестиций в реальный и финансовый секторы региона способствует расширению налоговой базы. Это происходит за счет создания новых производств, применения современных технологий и, как следствие, за счет увеличения объемов производства, товарооборота, роста реальных доходов населения и т. д. По рейтингу инвестиционной привлекательности регионов в 2005 — 2006 гг. Республика Башкортостан заняла 15-е место (в 2004 - 2005 гг. - 14-е) [4, с. 114], также входит в десятку наименее рискованных регионов России [4, с. 116]. Объем иностранных инвестиций в 2005 г. составил 51,465 млн долл. [7].

Инновационный фактор представляет собой уровень развития НИОКР и их финансирование, внедрение в регионе достижений научно-технического прогресса. Инновационная деятельность является частью национального богатства и основным фактором экономического роста. Одной из главных экономических задач Республики Башкортостан является ускоренное развитие экономики на инновационной основе. Республика накопила огромный научный и производственный потенциал, который может принести значительную выгоду государству, — это уровень технологического развития, уникальная исследовательская база, научные достижения в области фундаментальных и прикладных наук, хорошо развитая производственная база, квалифицированные кадры. Активная инновационная деятельность способствует подъему и развитию экономики. С помощью внедрения инноваций модернизируются и создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг, и как следствие, налоговые поступления в региональный бюджет.

Объем «теневого» оборота оказывает серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала региона. По данным различных источников объем «теневого» оборота в целом по России достигает от 10 до 40 % легального оборота [3, с. 34]. Проблема легализации «теневых» средств является

особо актуальной. В настоящее время она может рассматриваться как перспективный источник налогов по мере совершенствования законодательства и усиления контроля за его соблюдением.

Экологический фактор определяется состоянием окружающей среды региона. Налоговой базой является размер ущерба, причиненного природе. Платежи носят компенсационный характер. Поэтому рассматривать возможность кардинального увеличения налоговой базы за счет этого фактора было бы неправильно.

В заключение можно отметить, что управление величиной налогового потенциала региона обеспечивается посредством эффективного воздействия на факторы его формирования. Учет данных факторов, имеющих место в том или ином региона, на наш взгляд, помогает с наибольшей точностью обосновать и оценить динамику развития региона, его ресурсной базы и создать основу для прогнозирования состояния региона в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.12.06 № 268-ФЗ) — М.: Юрайт-М. 2007.

2. Доклад о социально-экономическом положении Республики Башкортостан в 2005 году. — Уфа: Мир печати. 2006. 277 с.

3. Кириллова О. С. Экономический потенциал как база оценки налогового потенциала региона// Финансы и кредит. 2005. № 6 (174). С. 32 — 37.

4. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов//Эксперт. 2006. № 44 27 ноября — 3 декабря. С. 106 — 121.

5. Статистический ежегодник Республики Башкортостан: Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Часть 1. — Уфа, 2006 г. 204 с.

6. Официальный информационный портал Республики Башкортостан http://www. bashkortostan. ги.

7. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Республики Башкортостан http://minecon. bashkortostan. ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.