Научная статья на тему 'Факторы формирования и развития налогового потенциала региона'

Факторы формирования и развития налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1134
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / НАЛОГ / ПОТЕНЦИАЛ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстая О.В.

На сегодняшний день в отечественной научной литературе отсутствует какая-либо единая классификация факторов формирования и развития налогового потенциала региона. Вместе с тем, изучение таких факторов является отправной точкой в поиске путей развития налогового потенциала конкретного региона. В связи с этим, в данной статье приводится наиболее полная классификация факторов формирования и развития налогового потенциала региона, основанная на анализе существующих классификаций факторов, предложенных рядом отечественных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования и развития налогового потенциала региона»

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

о. в. толстая

Финансовая академия при Правительстве РФ

Согласно одному из общепринятых подходов под налоговым потенциалом региона в широком смысле понимается совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом смысле, он представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства [1].

Как известно, налоговый потенциал не имеет четких границ своего развития, несмотря на то, что он реализуется в доходах бюджета. Поэтому на сегодняшний день основополагающим вопросом является вопрос о том, в какой мере реализовы-вается налоговый потенциал региона и что непосредственно влияет на его реализацию.

Такой движущей силой, несомненно, являются различные факторы формирования и реализации налогового потенциала региона. При этом стоит отметить, что влияние этих факторов на процессы реализации налогового потенциала не всегда имеет силу прямого действия, поскольку частично они влияют на налоговый потенциал региона опосредованно, то есть через финансовую, денежную, кредитную, банковскую, инвестиционную политики государства.

Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) представляет собой существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе или явлении [2].

Классифицировать факторы можно по разным классификационным признакам и тем самым можно разделить факторы на основные и второстепенные, объективные и субъективные, общие и частные, внутренние и внешние, постоянные и переменные, количественные и качественные и проч. Вместе с тем наиболее распространено деление факторов на внешние и внутренние.

Проведенный нами анализ подходов различных авторов к классификации, составу факторов формирования и развития налогового потенциала региона показал, что некоторые внешние и внут-

ренние факторы, описанные данными авторами, были схожими по своей сути. Другие — описаны в трудах лишь одного автора, а третьи — лишь вскользь упомянуты, хотя, по нашему мнению, заслуживают более пристального внимания.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что на сегодняшний день в отечественной научной литературе отсутствует какая-либо единая классификация факторов формирования и развития (реализации) налогового потенциала региона, а системы классификаций таких факторов, приведенные рядом авторов, на наш взгляд, требуют уточнений или дополнений. Вместе с тем изучение факторов формирования и развития налогового потенциала региона является отправной точкой в поиске путей развития налогового потенциала региона [3].

В связи с этим, целью данной статьи является анализ существующих классификаций факторов, предложенных рядом отечественных авторов, и на основании данного анализа—построение наиболее полной классификации факторов формирования и развития (реализации) налогового потенциала региона. С учетом выявленных факторов, входящих в такую классификацию, в дальнейшем можно будет разрабатывать новые пути развития налогового потенциала регионов России. В процессе нашего анализа мы также постараемся определить возможную степень воздействия того или иного фактора на изменение величины налогового потенциала региона.

Внешние факторы формирования и развития налогового потенциала региона. К внешним факторам формирования и развития налогового потенциала региона относятся факторы, которые задаются извне по отношению к конкретному региону, т. е. оказывают влияние на региональный налоговый потенциал через федеральные механизмы воздействия или обусловлены изначально определенными особенностями региона. В свою очередь конкретный регион не может оказывать какого-либо влия-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

37

ния на внешние факторы. Вместе с тем, учитывая, что данные факторы образуют базис для формирования величины налогового потенциала региона, их роль в данном процессе является очень существенной. Данной позиции к определению внешних факторов формирования налогового потенциала региона придерживаются все авторы, исследовавшие данный вопрос, анализ работ которых лежит в основе нашего исследования.

Представим классификацию внешних факторов формирования и развития налогового потенциала региона, которая, по нашему мнению, является наиболее полной:

♦ федеральный законодательный фактор;

♦ географические факторы;

♦ природно-климатический фактор;

♦ природно-ресурсный фактор;

♦ геополитические факторы;

♦ инфляционный фактор;

♦ нормативный фактор;

♦ методический фактор.

Рассмотрим подробно каждую из представленных групп внешних факторов формирования и развития налогового потенциала региона.

1. Федеральный законодательный фактор. Данный фактор выделяется в качестве основного внешнего фактора формирования налогового потенциала региона большинством авторов, исследовавших данный вопрос, анализ работ которых лежит в основе нашего исследования, и включает федеральные нормативно-правовые акты о налогах и сборах. Под влиянием этого фактора налоговый потенциал региона может уменьшаться или увеличиваться, а само влияние может быть прямым или косвенным.

Следует отметить, что изначально налоговым законодательством установлены обязательные и дополнительные элементы налогообложения. При этом налоговый потенциал довольно тесно связан с большинством элементов налогообложения, а именно: объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой, налоговым периодом, налоговой льготой и источником налога, который в некоторых литературных источниках приравнивается к налоговой базе. Причем налоговая база, объект налогообложения и источник налога оказывают влияние на объем налогового потенциала, а при воздействии на налоговую ставку, налоговую льготу и налоговый период можно оказывать влияние на реализацию налогового потенциала.

При этом наиболее важную роль в формировании и развитии (реализации) налогового потенциала региона играют такие элементы зако-

нодательства, как налоговые ставки и налоговые льготы. Налоговые ставки оказывают общее прямое стимулирующее действие на экономику, в то время как налоговые льготы — целевое действие и имеют косвенный характер, то есть не имеют прямого стимулирующего влияния на расширение и реализацию налогового потенциала региона.

Одним из наиболее ярких примеров воздействия данного фактора как рычага налогового регулирования является уменьшение ставки по налогу на прибыль с 24 % до 20 % с 1 января 2009 г. за счет сокращения ставки налога, по которой налог зачисляется в федеральный бюджет. В условиях экономического роста подобное уменьшение ставки по налогу на прибыль потенциально могло дать возможность для расширения производства за счет того, что у предприятий появиласи бы возможность оставить большую часть прибыли в своем распоряжении.

Однако, по нашему мнению, в условиях кризиса большинство предприятий не будет иметь возможности для расширения производства, в связи с чем подобная мера носит более психологический характер, нежели дает возможность для расширения производства.

Как уже отмечалось ранее, примером косвенного влияния на налоговый потенциал региона являются льготы. В данном случае развитию налогового потенциала региона могут способствовать, например, следующие положения главы 25 Налогового кодекса РФ [4]:

♦ применение механизма ускоренной амортизации;

♦ включение процентов по долговым обязательствам инвестиционного характера в состав внереализационных расходов;

♦ единовременное включение в состав расходов текущего периода расходов на капитальные вложения в размере не более 10 % (а с 1 января 2009 года — до 30 % для определенных амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств;

♦ включение расходов на НИОКР в состав прочих расходов текущего налогового периода, а с 1 января 2009 года — включение расходов на НИОКР по определенному перечню, установленному Правительством РФ, в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5;

♦ перенос убытков на будущее в течение 10 лет и проч.

2. Географические факторы, которые многие авторы не выделяют в отдельный вид внешних факто-

ров формирования налогового потенциала региона, характеризуют географическое местоположение региона и его территориальные размеры.

3. Природно-климатический фактор, характеризующий климатические условия в регионе.

Географический и природно-климатический факторы необходимо учитывать при формировании налогового потенциала каждого конкретного региона, однако они не могут влиять на увеличение налогового потенциала региона, поскольку данные факторы определяют исходные характеристики региона.

4. Природно-ресурсный фактор характеризует изначальное состояние всех природных ресурсов региона (как доступных, так и недоступных для последующей разработки).

Некоторые авторы, например О. В. Калинина и Р. В. Окороков, относят данный фактор к группе внешних факторов, указывая на то, что данный фактор учитывается при формировании налогового потенциала каждого конкретного региона, однако он не может влиять на увеличение налогового потенциала региона, поскольку определяет исходные характеристики региона [5].

Однако другие авторы, например П. Д. Баки-нов, относят фактор наличия природных ресурсов в регионе не к внешним факторам, а выделяют его в составе внутренних факторов формирования и развития налогового потенциала региона, поскольку регион имеет определенную степень воздействия на данный фактор. В связи с этим возникает вопрос, насколько правомерным является отнесение данного фактора к внешним или внутренним факторам формирования налогового потенциала региона.

По нашему мнению, фактор наличия в регионе определенных природных ресурсов (доступных и недоступных для разработки) может относиться как к внешним факторам, так и к внутренним факторам. Таким образом, данный фактор будет называться природно-ресурсным и будет оставаться внешним фактором, поскольку в действительности является базисной составляющей для развития региона, но только до тех пор пока природные ресурсы не станут потенциально возможным сырьем в процессе их добычи для последующей продажи, переработки или использования в производстве. В тот момент, когда имеющиеся природные ресурсы можно будет расценивать как потенциально возможное сырье, рассматриваемый фактор в определенной его части перестанет входить в группу внешних факторов, и его необходимо будет называть ресурсно-сырьевым внутренним фактором формирования налогового потенциала региона, поскольку регион имеет воз-

можность расширять использование своей ресурсно-сырьевой базы.

Таким образом, на наш взгляд, факт наличия в регионе природных ресурсов, которые потенциально могут стать сырьем, следует относить не только к внешним, но и к внутренним факторам формирования и реализации налогового потенциала региона, которые более подробно будут рассмотрены в нашем дальнейшем анализе.

5. Геополитические факторы раскрывают местоположение региона в государстве, защищенность региона от внешних воздействий и угроз, состояние национальных отношений, а также межрегиональные взаимоотношения. Данная группа факторов также выделяется как отдельная группа внешних факторов формирования налогового потенциала региона И. В. Вачуговым.

6. Инфляционный фактор. Под воздействием инфляции налоговая база и, соответственно, налоговый потенциал всех регионов страны увеличивается, однако следует учитывать, что это увеличение является мнимым (инфляционным).

7. Нормативный фактор, заключающийся в перераспределении налоговых платежей через нормативы зачисления налогов в те или иные уровни бюджетной системы. Закономерно, что чем больше регион должен перечислять в федеральный бюджет, тем меньше будет налоговый потенциал региона, в то время как налоговый потенциал консолидированного бюджета страны не изменится.

На наш взгляд, изучение нормативного фактора может в перспективе стать одним из наиболее приоритетных направлений при поиске резервов роста налогового потенциала страны в целом, а также каждого региона в отдельности. В данном случае речь идет о том, что в настоящее время для успешного формирования налогового потенциала регионов страны необходимо прежде всего искать пути бюджетного и налогового выравнивания регионов, а также усиления принципа саморазвития и самообеспечения регионов и предоставления региональным властям возможности саморегулирования налогового законодательства на региональном уровне. Вместе с тем для решения данной задачи необходимо будет внести существенные изменения как в бюджетное, так и в налоговое законодательство, причем в последнем случае это необходимо будет сделать не только на федеральном, но и на региональном уровне.

При этом, если данные меры будут приняты, то на самообеспечение и саморазвитие региона будет оказывать влияние также внутренний, так называемый бюджетный (бюджетно-налоговый)

региональная экономикА: теория и практика

39

фактор, поскольку региональные власти получат возможность саморегулирования налогового законодательства на региональном уровне, учитывая бюджетные потребности региона.

8. Методический фактор. Методика исчисления и уплаты налогов в настоящее время имеет пробелы, существенно сужающие налоговый потенциал как страны в целом, так и отдельно взятого региона. Особенно сильно это проявляется в сфере действия косвенных налогов, в частности ввиду того, что существует разрыв между суммой НДС по экспорту, планируемого к возмещению, и суммой фактически возмещенного из бюджета налога.

Следует отметить, что инфляционный, нормативный и методический факторы как отдельные группы внешних факторов формирования налогового потенциала региона также выделяют в своих работах О. В. Калинина и П. Д. Бакинов.

Внутренние факторы формирования и развития налогового потенциала региона. Под внутренними факторами понимаются такие факторы, которые подвержены влиянию региональной и муниципальной исполнительной и законодательной власти. Подобное определение внутренних факторов приводится также практически всеми авторами, исследовавшими данный вопрос, анализ работ которых лежит в основе нашего исследования.

Следует отметить, что поскольку регион не может оказывать влияние на действие внешних факторов, особое внимание следует уделять именно внутренним факторам формирования и реализации налогового потенциала региона, воздействуя на которые можно добиться увеличения налогового потенциала региона. Таким образом, при исследовании налогового потенциала региона внутренние факторы представляют больший интерес, чем внешние, так как их состояние и влияние могут корректироваться региональными органами власти.

Представим классификацию внутренних факторов формирования и развития налогового потенциала региона, которая, по нашему мнению, является наиболее полной:

♦ региональные законодательные факторы;

♦ социально-экономические факторы;

♦ факторы налогового администрирования;

♦ управленческие факторы;

♦ региональная налоговая политика и в рамках

нее региональное налоговое планирование и

прогнозирование;

♦ социально-политические факторы;

♦ человеческий фактор.

Рассмотрим подробно каждую из представленных групп внутренних факторов формирования и развития налогового потенциала региона.

1. Региональные законодательные факторы. Данная группа факторов выделяется как отдельная группа внутренних факторов формирования и развития налогового потенциала региона большинством авторов, исследовавших данный вопрос, анализ работ которых лежит в основе нашего исследования. Действие данного фактора сводится к следующему. К компетенции органов региональной власти отнесены такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Законодательными органами государственной власти субъектов РФ могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. С помощью указанных элементов налогообложения законодательная и исполнительная власти субъекта РФ могут оказывать существенное влияние на налоговый потенциал региона.

1.1. Увеличение ставок налогов. Это может быть увеличение ставок налогов, по которым региональные органы власти или органы местного самоуправления имеют возможность изменять ставку (например, по налогу на имущество физических лиц и проч.). Достоинством данного инструмента является быстрый эффект, а недостатком — увеличение налогового бремени. Кроме того, эффект в виде увеличения поступлений, который быстро возникает при повышении ставок налога, в дальнейшем уменьшается.

1.2. Применение налоговых льгот. Для стимулирования производства и социальной поддержки региональные законодательные органы могут представлять льготы посредством снижения ставок налогов, если региональные и местные ставки установлены на максимально разрешенном уровне. В данном случае в краткосрочной перспективе происходит уменьшение налогового потенциала региона. Вместе с тем данный механизм позволяет производствам, находящимся на стартовом этапе, набирать рост более быстрыми темпами и, следовательно, в долгосрочной перспективе дает возможность привести к существенному росту налогового потенциала региона.

Кроме того, с нашей точки зрения, довольно важным механизмом могло бы стать предоставление региональным органам власти возможности снижать региональную ставку налога на прибыль ниже установленного минимального уровня, а также устанавливать нулевую ставку по ряду региональных

налогов для определенных сфер деятельности и на определенный период. Это могло бы способствовать более быстрому росту производства и в долгосрочной перспективе обеспечить устойчивый рост налогового потенциала региона. Вместе с тем в настоящее время российское налоговое законодательство не предоставляет региональным законодательным органам власти такой возможности.

Помимо предоставления льгот в виде понижения налоговых ставок региональные законодательные власти вправе предоставлять налогоплательщикам иные налоговые льготы (например, льготы по налогу на имущество, которые могут предусматриваться законами субъектов РФ), что соответствующим образом отражается на налоговом потенциале региона. Однако чаще всего механизмы предоставления льгот, по сути, не применяются на практике, поскольку не имеют под собой достаточного экономического обоснования.

1.3. Изменение порядка и сроков уплаты налогов. Помимо изменения налоговых ставок и введения налоговых льгот, региональные законодательные власти имеют право изменять порядок и сроки уплаты налогов, в том числе предоставлять отсрочки по налоговым платежам.

1.4. Введение на территории региона в ряде муниципальных образований системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Введение возможности использовать данный специальный налоговый режим в ряде муниципальных образований может повысить налоговый потенциал региона в целом, поскольку основная часть налоговых доходов при использовании данного режимы зачисляется в консолидированный бюджет субъекта РФ. Вместе с тем со стороны налоговых органов необходимо вести контроль за тем, чтобы уплата налога на основании данного налогового режима производилась только теми налогоплательщиками, которые удовлетворяют законодательно установленным требованиям для данного режима.

1.5. Применение финансовых санкций за нарушение налогового законодательства. Российское законодательство об ответственности за налоговые преступления содержит малозначительные санкции в отличие, например, от санкций за нарушение норм таможенного законодательства. Поэтому большинству налогоплательщиков в настоящее время выгоднее заплатить штраф за налоговое правонарушение, чем исправно платить все налоги в бюджет.

2. Социально-экономические факторы. Данная группа факторов является основополагающей сре-

ди внутренних факторов формирования и реализации налогового потенциала региона, поскольку определяет социально-экономическое состояние региона.

В рамках социально-экономических факторов можно выделить следующие подгруппы факторов, в той или иной степени характеризующих состояние региональной экономики: ресурсно-сырьевые, транспортно-инфраструктурные, производственные, трудовые, финансовые, инвестиционные, бюджетные, экспортные, инновационные, экологические, предпринимательские факторы и наличие «теневого сектора» как один из экономических факторов. Рассмотрим каждую из указанных подгрупп факторов более подробно.

2.1. Ресурсно-сырьевые, или геоэкономические факторы представляют собой природно-ресурсный потенциал региона в той его части, в которой существует возможность использования существующих в регионе природных ресурсов в качестве сырья.

Как отмечалось ранее, при рассмотрении внешних факторов различные авторы относят данную подгруппу факторов либо к внешним, либо к внутренним факторам формирования налогового потенциала региона. Однако, по нашему мнению, фактор наличия в регионе определенных природных ресурсов может относиться как к внешним, так и к внутренним факторам. Причем на этапе, когда становится возможным расценивать находящиеся на территории региона природные ресурсы как потенциально возможное сырье для его последующей продажи, переработки или использования в производстве, внешний природно-ресурсный фактор становится внутренним ресурсно-сырьевым фактором формирования налогового потенциала региона, поскольку регион получает возможность расширять использование своей ресурсно-сырьевой базы.

В свою очередь, расширение использования ресурсно-сырьевой базы региона дает возможность экстенсивно увеличивать налоговую базу региона без какого-либо усиления налоговой нагрузки. Кроме того, этот фактор также оказывает большое влияние и на структуру налоговой базы, поскольку возрастает доля косвенных налогов в совокупности налоговых поступлений.

Следует также отметить, что наличие необходимых природных ресурсов на территории региона и их эффективное использование может снизить себестоимость продукции, производимой предприятиями региона, за счет отсутствия необходимости ввозить необходимые ресурсы из других регионов или импортировать их из других стран и, следо-

вательно, оплачивать существенные транспортные расходы. Данный факт может также оказать существенное влияние на увеличение налогового потенциала региона.

2.2. Транспортно-инфраструктурные факторы, которые включают в себя транспортно-географи-ческое положение региона и его инфраструктурную обеспеченность. Хорошая инфраструктурная и транспортная обеспеченность региона может оказать существенное влияние на рост налогового потенциала данного региона, поскольку позволит доставлять необходимые ресурсы до места назначения без особых проблем. В связи с этим необходимо уделять большее внимание развитию авто-, авиа-и железнодорожных путей сообщения, трубопроводного транспорта, портового сообщения, особенно в наиболее удаленных от центра регионах страны.

2.3. Производственные факторы определяют производственный потенциал региона и позволяют оценить результаты деятельности в основных сферах хозяйства региона, состояние производственных мощностей. Одним из направлений по увеличению налогового потенциала путем воздействия на производственные факторы может быть принятие мер по восстановлению и вводу в эксплуатацию бездействующих основных производственных фондов на отстающих или убыточных предприятиях.

2.4. Трудовые (демографические) факторы определяют трудовой потенциал региона и характеризуют степень обеспеченности региона трудовыми ресурсами, их интеллектуальный (образовательный) уровень, возрастную структуру кадров и уровень квалификации работников. Одним из показателей, отражающих уровень использования трудовых ресурсов в регионе, является уровень занятости и безработицы. Трудовые факторы влияют на налоговую базу региона через доходы граждан, потребление продуктов питания и других необходимых товаров и услуг. Кроме того, от наличия трудовых ресурсов с соответствующим уровнем образования, в определенной возрастной группе и с необходимой квалификацией зависит качество производственного процесса, а следовательно, появляется возможность для изыскания дополнительных резервов роста налогового потенциала региона.

2.5. Финансовые факторы. Данные факторы выделяются в отдельную группу внутренних факторов формирования и развития налогового потенциала региона также в работе О. В. Калининой и Р. В. Окорокова.

Финансовые факторы определяют финансовый потенциал региона и учитывают обеспеченность региона собственными и привлеченными финансовыми ресурсами. При рассмотрении финансовых факторов следует учитывать состояние финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, ведущих деятельность в производственной и непроизводственной сферах, а также состояние региональной банковской системы, наличие страховых организаций и биржевых институтов, текущие денежные доходы и осуществленные накопления населения, средства финансирования региональных программ, а также дотации, субвенции и проч.

2.6. Инвестиционные факторы. Данные факторы находятся в прямой зависимости от производственного потенциала региона, а также от уровня инвестиций. В том случае если в регионе существует благоприятный инвестиционный климат, то приток инвестиций как внутренних, так и внешних в финансовый и реальный секторы будет способствовать расширению налоговой базы. Такое расширение будет происходить за счет создания в регионе новых производств, применения на предприятиях современных технологий и, следовательно, увеличения объемов производства, роста товарооборота и проч.

2.7. Предпринимательский фактор. Проведенный нами анализ отечественных литературных источников, в которых проводится анализ классификации факторов формирования налогового потенциала региона, показал, что ни один из авторов не выделяет возможности региона в области предпринимательской деятельности в качестве отдельного фактора формирования и развития налогового потенциала региона. В то же время, на наш взгляд, предпринимательский фактор является довольно важным фактором в процессе формирования налогового потенциала региона, так как он определяет предпринимательский потенциал региона и характеризует способности предприятий, направленные на поиск, формирование и удовлетворение потребностей покупателей в товарах, пользующихся предпринимательским спросом, и получение предпринимательского дохода.

Полноценное развитие любого региона в значительной степени зависит от качества функционирования предприятий региона. При этом, на наш взгляд, при поиске путей увеличения налогового потенциала региона особое внимание следует уделять развитию предприятий малого и среднего бизнеса в конкретном регионе, поскольку в ряде регионов в особенности малый бизнес способен

играть немалую роль экономического и социального характера.

Эта сфера предпринимательской деятельности сосредоточивает в себе огромный налоговый потенциал. Причем роль малого бизнеса в формировании налогового потенциала региона двоякая. Во-первых, рост количества малых предприятий и их эффективное функционирование в регионе могут внести огромный вклад в пополнение бюджета субъекта РФ. В частности, ввиду того, что, поскольку в основном субъекты малого предпринимательства имеют право применять такие специальные налоговые режимы, как упрощенная система налогообложения и уплата единого налога на вмененный доход, основная часть налоговых доходов от которых поступает в консолидированный бюджет субъекта РФ [8], регион может напрямую получать существенную часть налоговых доходов от субъектов малого бизнеса, т. е. минуя распределение налоговых доходов через федеральный бюджет.

Во-вторых, развитие малого бизнеса косвенно оказывает влияние на формирование социально-экономического потенциала региона, поскольку способствует обеспечению прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса, обеспечивает рабочими местами существенную часть трудового населения региона, способствует сглаживанию социальных конфликтов и даже в ряде случаев выживанию отдельных слоев общества. Однако ввиду наличия сложностей в организации малого бизнеса (в частности при регистрации такого предприятия) в настоящее время в нашей стране налоговый потенциал этой сферы предпринимательской деятельности, к сожалению, практически не используется.

Помимо этого, одним из дополнительных направлений развития налогового потенциала региона может стать поиск путей роста среднего бизнеса, который на протяжении многих лет играет существенную роль в экономике страны в целом и каждого региона в отдельности. Кроме того, одним из основных моментов может стать проработка отдельного режима налогообложения непосредственно для предприятий среднего бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.8. Бюджетный (бюджетно-налоговый) фактор. Данный фактор также отдельно не выделяется авторами, исследующими проблему формирования и реализации налогового потенциала региона. Вместе с тем, по нашему мнению, данный фактор необходимо выделять отдельно в системе социально-экономических факторов, поскольку фактически бюджетный фактор определяет

бюджетный потенциал региона и характеризует объем запланированных налоговых поступлений в составе утвержденного бюджета на определенной территории и при достижении им определенных параметров хозяйственной деятельности.

Регион может косвенным образом воздействовать на данный фактор посредством изменения ряда других факторов, тем самым изменяя действие бюджетного фактора на налоговый потенциал региона, например, уделяя большее внимание развитию тех областей, в которых доля поступлений в бюджет субъекта РФ и консолидированный бюджет субъекта РФ будет наибольшей.

Одним из таких направлений может быть разработка путей роста малого и среднего бизнеса в конкретном регионе, что, как отмечалось ранее при рассмотрении предпринимательского фактора, может увеличить планируемый (ожидаемый) уровень налоговых поступлений в бюджет субъекта РФ. При этом воздействие на данный фактор будет осуществляться посредством манипулирования производственным и предпринимательским факторами.

2.9. Инновационные факторы определяют степень развития НИОКР и их финансирование в регионе, а также внедрение в конкретном регионе различных достижений научно-технического прогресса. При наличии достаточного федерального или регионального финансирования использование данных факторов могло бы способствовать стабильному росту налогового потенциала региона в долгосрочной перспективе. Однако ввиду того, что регион не может получить быстрой отдачи от данных факторов в виде поступлений в бюджет в кратчайшие сроки, в настоящее время при недостатке средств их финансирование обычно прекращается в первую очередь.

2.10. Экспортный фактор, который, как и предпринимательский, и бюджетный факторы, многие авторы также не выделяют в отдельный вид внутренних факторов формирования налогового потенциала региона, определяет экспортный потенциал региона и учитывает способность всего общественного производства, расположенного в пределах конкретного региона, производить и реализовывать на зарубежных рынках конкурентоспособные в перспективе товары и услуги при достигнутом уровне системы поддержки экспорта в стране, в целом и в регионе в частности.

Эффективное воздействие на данный фактор может привести к существенному росту налогового потенциала не только конкретного региона, но и страны в целом. При этом наибольшего эффекта

от данного фактора можно добиться не столько увеличивая экспорт сырья, добываемого в регионе, сколько путем воздействия на производственные и предпринимательские факторы, налаживая производство товаров из экспортируемого в настоящее время сырья, спрос на которые на зарубежных рынках довольно велик.

Так, развитие подобного производства и реализация готовой продукции, произведенной из экспортируемого сырья (а не самого сырья), позволит не только увеличить стоимость продаваемой на экспорт продукции, а следовательно, и налоговые поступления в бюджет, но и позволит обеспечить российский рынок данной продукцией, а также предоставить дополнительные рабочие места населению региона, что в конечном счете благоприятно отразится на социально-экономическом развитии региона.

2.11. Экологические факторы. Данную группу факторов также выделяют как отдельную группу внутренних факторов формирования и развития налогового потенциала региона в своих работах О. В. Калинина и О. В. Бакинов. Экологические факторы характеризуют состояние окружающей среды региона. Налоговой базой при определении налогового потенциала в данном случае является величина ущерба, причиненного природе, а налоговые платежи носят скорее компенсационный характер, поскольку экологический налог, который мог бы обеспечить значительные поступления в бюджет, так и не был введен, поэтому в большинстве случаев рассматривать возможность увеличения налоговой базы за счет этих факторов было бы неправильно. Вместе с тем существует возможность повысить налоговый потенциал аграрной сферы региона путем расширения налоговой базы посредством введения в хозяйственный оборот большего количества земель и освоения новых ландшафтных территорий.

2.12. Наличие «теневого сектора» как один из экономических факторов оказывает все большее влияние на формирование налогового потенциала региона. В настоящее время информация о налоговом потенциале регионов России не может быть достоверной, поскольку налогооблагаемая база, которую показывает большинство предприятий, является не до конца достоверной, поскольку некоторая ее часть уходит из-под налогообложения.

Под теневой экономикой понимают всю совокупность экономической деятельности, которую не учитывает официальная статистика и которая не включается в валовой внутренний продукт (ВВП) страны [9]. В настоящее время в России, по

различным источникам, доля теневой экономики от ВВП варьируется от 20 до 50 %, что неблагоприятным образом отражается как на экономическом, так и на налоговом потенциале страны и каждого конкретного региона [10].

В целях увеличения социально-экономического, а соответственно, и налогового потенциала региона на сегодняшний день одной из наиболее актуальных задач налоговой политики должна стать борьба с теневой экономикой в целях улучшения политической, экономической и социальной обстановки в стране в целом и в каждом регионе в частности.

Следует отметить, что данный фактор выделяют все авторы, исследовавшие факторы формирования и развития налогового потенциала региона, анализ работ которых лежит в основе нашего исследования. Однако некоторые из них, например О. В. Калинина и Р. В. Окороков, относят данный фактор к группе экономических факторов формирования и развития налогового потенциала региона, а иные, например П. Д. Бакинов, выделяют данный фактор в отдельную группу внутренних факторов формирования и развития налогового потенциала региона.

3. Факторы налогового администрирования. На реализацию налогового потенциала региона в настоящее время все большее влияние оказывает налоговое администрирование, под которым следует понимать динамически развивающуюся систему управления налоговыми отношениями, координирующую деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики.

Следует отметить, что данный фактор выделялся многими авторами, исследовавшими факторы формирования и развития налогового потенциала региона, анализ работ которых лежит в основе нашего исследования. В научных трудах некоторых авторов он указан как фактор налогового администрирования [11], в других — как один из факторов состояния налоговых институтов [12], в-третьих — как организационный фактор [13]. Однако, по нашему мнению, данную группу факторов в условиях действующего законодательства следует называть именно факторами налогового администрирования.

К приоритетным задачам налогового администрирования можно отнести обеспечение роста налоговых поступлений, повышение уровня собираемости налогов и сборов для своевременного пополнения бюджета и обеспечения финансирования федеральных и региональных программ, сокращение недоимки, сложившейся в предыдущие

годы, а также контроль за соблюдением налогового законодательства.

Так, например, одним из возможных путей повышения уровня собираемости налогов и сборов может быть совершенствование системы налогового консультирования со стороны налоговых органов, в частности, в таких ситуациях, когда налогоплательщик обращается к налоговому инспектору с вопросами относительно того, где можно получить дополнительную информацию о порядке взимания того или иного налога, пытается уточнить, что необходимо делать в той или иной ситуации для того, чтобы правильно заполнить налоговую декларацию, и проч.

В связи с этим при поиске путей развития налогового потенциала региона необходимо уделять внимание таким факторам, как статус налоговой службы и финансовых органов в регионе, уровень постановки налоговой работы в регионе, качество работы налоговых инспекторов и эффективность функционирования налоговых органов и пр.

Эффективность работы налоговых органов не влияет на формальный размер налоговой базы региона, но грамотно организованная система налогового администрирования может оказаться одним из основополагающих факторов повышения налогового потенциала региона, например ввиду того, что эффективная система налогового администрирования будет противодействовать активному вовлечению средств в «теневую экономику».

4. Управленческие факторы характеризуют уровень и качество работы региональных институтов власти, включая законодательную, исполнительную, судебную и иные институты власти. К данной группе факторов относят структуру органов управления в регионе, качество и стабильность управленческих кадров, техническое оснащение органов управления, степень коррумпированности органов власти, построение отношений с федеральным центром.

Следует отметить, что данные факторы также выделяются О. В. Калининой и И. В. Вачуговым. При этом И. В. Вачугов относит к данной группе факторов также региональную налоговую политику и региональное планирование, что, на наш взгляд, является не совсем корректным.

5. Региональная налоговая политика и в ее рамках региональное налоговое планирование и прогнозирование, которые следует выделить как отдельный фактор формирования налогового потенциала региона. Следует отметить, что региональная налоговая политика, а в ее рамках региональное налоговое планирование и прогно-

зирование как отдельный фактор формирования налогового потенциала региона также выделяются О. В. Калининой и Л. В. Улыбиной.

Как известно, в рамках региональной налоговой политики выделяются региональное налоговое планирование и прогнозирование, которые, на наш взгляд, являются одной из немаловажных частей функционирования налоговой системы на уровне региона и могут оказывать существенное влияние на развитие налогового потенциала региона. Налоговое планирование в регионе — это комплекс мер по определению объемов, структуры и этапов мобилизации налоговых изъятий в региональный бюджет в соответствии с программами экономического, политического и социального развития региона [14].

С точки зрения развития налогового потенциала региона налоговое планирование важно прежде всего тем, что посредством него осуществляется оценка существующего экономического развития страны и конкретного региона, использование имеющегося опыта в правильной оценке налогового потенциала региона, а также выявление резервов его развития. Одним из таких направлений в рамках проведения регионального налогового планирования может быть, например, определение изменения объема налоговых поступлений в бюджет субъекта РФ в том случае, если в последующем периоде предполагается изменение применяемой ставки по тому или иному региональному налогу, введение новой налоговой льготы и проч.

6. Социально-политические факторы. Данные факторы раскрывают институциональные отношения, соотношение частной и государственной собственности в регионе, социально-политическую напряженность в обществе и проч.

7. Человеческий фактор, который в настоящее время приобретает все большую актуальность в процессе формирования налогового потенциала региона. Данный фактор характеризуется проблемой неуплаты налоговых платежей в бюджет, что в результате неблагоприятно сказывается на формировании налогового потенциала региона.

В свою очередь, человеческий фактор довольно тесно связан с информационным фактором, который характеризуется отсутствием достаточной информации в области налогообложения. Так, на практике может происходить не только умышленное уклонение от уплаты налогов, но также ввиду чрезмерной сложности и запутанности налогового законодательства могут происходить неумышленные ошибки и упущения со стороны налогоплательщиков, что также ведет к недоплате налогов в бюджет.

В последнем случае нарушения налогового законодательства во многом связаны с недостаточной обеспеченностью налогоплательщиков информацией о нюансах действующего налогового законодательства с учетом изменений и дополнений, постоянно принимаемых государственными органами, а также различными позициями, высказываемыми Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой РФ и судебными инстанциями в отношении спорных вопросов в области налогообложения.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что все регионы России изначально имеют разный уровень налогового потенциала. Дифференциация регионов по данному показателю обусловлена в первую очередь внешними факторами, раскрытыми в настоящей статье, на которые регион не может оказать какого-либо влияния, однако которые, в свою очередь, играют основополагающую роль в развитии региона и формировании налогового потенциала региона.

Вместе с тем наличие лишь какого-либо одного фактора либо совокупности внешних факторов без наличия достаточного количества внутренних факторов не может означать наличия в регионе низкого или высокого налогового потенциала. Таким образом, чем больше факторов вовлечено в процесс формирования налогового потенциала региона, тем выше налоговый потенциал региона. При этом полная реализация налогового потенциала региона возможна только в случае, когда задействованы все вышеперечисленные факторы.

Основываясь на данном аспекте, можно сделать вывод, что для поиска резервов роста налогового потенциала каждого конкретного региона необходимо прежде всего:

♦ всесторонне изучить всю совокупность описанных в данной статье внешних и внутренних факторов формирования и развития налогового потенциала региона;

♦ оценить наличие внешних факторов, обусловливающих исходные особенности развития каждого конкретного региона;

♦ произвести оценку внутренних факторов, воздействуя на которые можно добиться увеличения налогового потенциала данного региона;

♦ исходя из проведенного анализа имеющихся факторов формирования и развития налогового потенциала конкретного региона, разработать возможные пути такого воздействия на данные факторы, которые позволят увеличить налоговый потенциал данного региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и крдит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И. А. Майбуров и др.]; под. Ред. И. А. Май-бурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 147.

2. Улыбина Л. В. Налоговый потенциал региона: проблемы формирования и перспективы развития / Л. В. Улыбина. — Чебоксары: Новое время, 2008. С. 60.

3. При анализе подходов различных авторов к классификации и составу факторов формирования и развития налогового потенциала региона использовались следующие источники: (1) Бакинов П. Д. Внешние и внутренние факторы реализации налогового потенциала субъекта РФ: Препринт. — Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2002; (2) Вачугов И. В. Налоги и налоговый потенциал региона. — Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2003; (3) Калинина О. В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007; (4) Улыбина Л. В. Налоговый потенциал региона: проблемы формирования и перспективы развития / Л. В. Улыбина. — Чебоксары: Новое время, 2008.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Первоначальный текст документа опубликован в Парламентской газете № 151-152, 10.08.2000 г., в ред. законов, вступивших в силу с 1 января 2009 г.

5. Калинина О. В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. С. 47.

6. Бакинов П. Д. Внешние и внутренние факторы реализации налогового потенциала субъекта РФ: Препринт. — Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2002. С. 9.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // Первоначальный текст документа опубликован в Российской газете № 148-149, 06.08.1998 г., в ред. законов, вступивших в силу с 1 января 2009 г., ст. 12, п. 3.

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Первоначальный текст документа опубликован в Российской газете № 153-154, 12.08.1998 г., в ред. от 30 декабря 2008 г.

9. Калинина О. В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. С. 55.

10. Калинина О. В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. С. 57.

11. Улыбина Л. В. Налоговый потенциал региона: проблемы формирования и перспективы развития / Л. В. Улы-бина. — Чебоксары: Новое время, 2008. С. 68.

12. Вачугов И. В. Налоги и налоговый потенциал региона. — Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2003. С. 53.

13. Калинина О. В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. С. 53; Бакинов П. Д. Внешние и внутренние факторы реализации налогового потенциала субъекта РФ: Препринт. — Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2002. С. 14.

14. Вачугов И. В. Налоги и налоговый потенциал региона. — Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2003, с. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.