Научная статья на тему 'Налоговый потенциал региона: его место и функциональные границы в экономике региона'

Налоговый потенциал региона: его место и функциональные границы в экономике региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
390
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТО / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ГРАНИЦА / НАЛОГ / ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Толстая О.В.

В статье дается определение места и функциональных границ налогового потенциала в экономике региона, а следовательно, в системе потенциалов, определяющих социально-экономическое положение региона. Для этого в статье решаются следующие задачи: исследуются различные подходы к определению социально-экономического потенциала региона и определяется состав входящих в него потенциалов; даются определение и раскрываются общие точки соприкосновения налогового потенциала региона с каждым из исследуемых потенциалов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал региона: его место и функциональные границы в экономике региона»

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА: ЕГО МЕСТО И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

В современной литературе встречается различная классификация понятия «потенциал»: экономический потенциал, финансовый потенциал, природно-ресурсный потенциал, налоговый потенциал и пр. Отличие этих понятий друг от друга определяет исследуемая база, которая лежит в основе каждого из видов «потенциала» как экономической категории. Вместе с тем между региональной экономикой, финансовыми и налоговыми институтами существует определенная зависимость, которая определяет устойчивость социально-экономических процессов, происходящих в регионе, в том числе в области налогообложения.

В связи с этим наиболее острой проблемой в отечественной литературе является установление данной зависимости, а следовательно, определение места и функциональных границ (функциональной роли) налогового потенциала региона в системе указанных потенциалов экономической сферы деятельности, выявление которых позволит в дальнейшем обосновать существование некоторых из основных факторов формирования и развития налогового потенциала региона. Данный вопрос имеет особое значение еще и потому, что определение взаимосвязи указанных категорий помогает всесторонне раскрыть сущностную характеристику налогового потенциала региона, поскольку развитие экономических, финансовых, налоговых и прочих отношений является предпосылкой разработки методологической основы для определения экономической сущности понятия налоговый потенциал.

В связи с этим рассмотрим место и функциональные границы налогового потенциала региона в экономике региона, а следовательно, в системе потенциалов, определяющих социально-экономическое положение региона.

Для начала рассмотрим совокупность наиболее часто встречающихся в отечественной литературе потенциалов, присущих социально-экономической сфере деятельности. Так, в различных литературных источниках наиболее часто встречаются:

О.В. ТОЛСТАЯ

Финансовая академия при Правительстве РФ

• экономический потенциал;

• финансовый или фискальный потенциал;

• бюджетный или бюджетно-налоговый потенциал;

• налоговый потенциал.

Наиболее общей из перечисленных категорий является экономический потенциал территории, под которым в общем смысле понимается способность обеспечить максимально возможный уровень производства товаров и услуг, т. е. совокупность экономических ресурсов региона1.

Вместе с тем однозначной трактовки данного понятия в отечественных научных трудах не дается. Так, по мнению автора, следует выделять четыре основных подхода, к которым склоняются различные авторы при раскрытии термина «экономический потенциал».

Представители первого подхода рассматривают экономический потенциал как способность определенной системы достигать определенных целей. В частности, некоторые ученые данного направления определяют экономический потенциал как способность хозяйственной системы осваивать, перерабатывать народное богатство для удовлетворения общественных потребностей2.

Исследователи второго направления используют ресурсный подход к определению экономического потенциала. В этом случае под экономическим потенциалом региона понимаются все ресурсы, источники, средства, запасы территории (региона), а также механизмы (пути и формы) их вовлечения в хозяйственный оборот в настоящее время и в предстоящий период для достижения поставленных конкретных целей3.

И.Н. Шапкиным был предложен третий подход, который, по сути, сводил понятие экономи-

1 Гришанова О. А. Сбалансированность бюджета субъекта РФ и пути повышения его доходов. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. - С. 41.

2 Калинина О. В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — С. 31.

3 Там же.

ческого потенциала к совокупности различных потенциалов определенной территории. Так, экономический потенциал, являющийся материальной основой регионального хозяйства, — это ресурсный, производственный, интеллектуальный потенциал и т. п. Чем выше экономический потенциал региона, тем шире возможности его социально-экономического развития, и наоборот— недостаточный потенциал создает предпосылки для депрессивного регионального состояния4.

И, наконец, четвертый подход заключается в рассмотрении не потенциала или совокупности потенциалов вообще, а потенциала исторически конкретного общества или страны. В силу этого сущность и содержание экономического потенциала являются отражением не только определенных материально-вещественных и природно-естествен-ных условий общества, но и системы конкретных социально-экономических отношений5.

На взгляд автора, последние два подхода являются наиболее точными с точки зрения конкретизации экономического потенциала как экономической категории, поскольку они оба учитывают совокупность составляющих экономического потенциала, при этом третий подход дает более детальное описание таких составляющих экономического потенциала, а четвертый подход указывает, помимо прочего, на необходимость связать данные составляющие при помощи системы социально-экономических отношений.

Вместе с тем стоит отметить, что ни один из описанных выше подходов не указывает на тот факт, что экономический потенциал страны, по сути, начинает формироваться в регионе.

Однако в дальнейшем О. С. Кириллова в своей публикации указывает на то, что экономический потенциал государства формируется не на уровне центральной власти, а создается в регионах. От того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной финансовой политики экономические механизмы бюджетного федерализма, во многом зависит реальный баланс общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность состояния общества6.

4 Шапкин И. Н. Управление региональным хозяйством: Учеб. пособие / И. Н. Шапкин, А. О. Блинов, Я. М. Кестер. — М.: КНОРУС, 2008. - С. 30.

5 Экономический потенциал Республики Башкортостан: Монография / Под ред. А. В. Янгирова. — Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2008. — С. 11.

6 Кириллова О. С. Экономический потенциал как база оценки

налогового потенциала региона // Финансы и кредит. — 2005. —

№ 6.

На взгляд автора статьи, данная формулировка имеет под собой определенное экономическое обоснование, поскольку все экономические процессы охватывают страну в целом, однако их источником является не что иное, как отдельно взятые регионы. Однако данная формулировка содержит некоторую неточность, и, по мнению автора, должна звучать следующим образом: «Экономический потенциал государства формируется как на уровне центральной, так и региональной власти и представляет собой совокупность региональных экономических потенциалов».

Суммируя сказанное, автор полагает, что все приведенные формулировки экономического потенциала в равной степени могут относиться как к определению экономического потенциала государства, так и к определению экономического потенциала региона.

Принимая все приведенные определения, можно было бы сделать вывод о том, что экономический потенциал региона действительно является наиболее общей экономической категорией при изучении региональной экономики. Однако следует отметить, что учитывая природу экономического потенциала, в некоторых литературных источниках также встречается понятие социально-экономического потенциала региона (СЭПР), под которым авторы понимают совокупность собственно региональных и привлеченных регионом ресурсов, а также научно-технических и организационно-административных факторов и условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию возможностей региона и их качественное совершенствование в социально-экономической сфере7.

При более широком рассмотрении данного определения действительно можно подумать, что между социально-экономическим потенциалом региона и экономическим потенциалом региона не существует какой-либо разницы. Однако при ближайшем рассмотрении, по мнению автора, социально-экономический потенциал региона следует считать несколько более широким понятием, нежели экономический потенциал региона, поскольку социально-экономический потенциал региона включает в себя не только экономическую составляющую, но также учитывает социальные факторы, в числе которых можно выделить социально-психологический климат в стране. При

7 Нестеров В. В. Межбюджетные отношения как механизм формирования социально-экономического потенциала региона (на материалах Чувашской Республики): Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, Чебоксары, 2004. — С. 12.

этом в свою очередь социально-психологический климат напрямую зависит от экономических факторов, которые лежат в основе непосредственно экономического потенциала региона.

Принимая во внимание данный факт, в нашем дальнейшем анализе будем исходить из того, что наиболее общей экономической категорией является именно социально-экономический потенциал региона. При этом для обеспечения стабильного и динамичного социально-экономического развития регион должен знать свои основные конкурентные преимущества, т. е. факторы, лежащие в основе социально-экономического потенциала. В связи с этим обратим внимание на комплекс факторов, которые лежат в основе социально-экономического потенциала региона и вместе с тем составляют систему связанных между собой потенциалов конкретного региона как составляющих социально-экономического потенциала региона.

Следует отметить, что разные авторы включают разные потенциалы в состав социально-экономического потенциала региона, среди которых: налоговый потенциал, инвестиционный потенциал, природно-ресурсный и природно-экологический потенциал, инновационный или научно-инновационный потенциал, ресурсный и производственный (ресурсно-производственный) потенциал, предпринимательский потенциал, экспортный потенциал, трудовой потенциал, а также страховой потенциал региона. Кроме того, некоторые авторы выделяют воспроизводственный, образовательный потенциал, объем производственных мощностей и строительных организаций, потенциал лесного хозяйства, потенциал непроизводственной сферы, протяженность транспортных магистралей, ресурсы полезных ископаемых, потенциал инфраструктуры, а также потенциал малого предпринимательства.

Таким образом, налоговый потенциал региона, наряду с некоторыми другими видами потенциалов, является неотъемлемой частью социально-экономического потенциала региона. При этом согласно одному из общепринятых подходов под налоговым потенциалом региона в широком смысле понимается совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом смысле, он представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства8.

8 Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и крдит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И. А. Майбуров и др.]; под. ред. И.А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — С. 147.

Однако, чтобы понять место налогового потенциала региона в социально-экономическом потенциале и системе иных потенциалов региона, а также его функциональные границы в социальной сфере и экономике региона, изначально необходимо выделить основную систему потенциалов региона и дать определение каждому из таких потенциалов. Так, помимо налогового потенциала региона, основными составляющими социально-экономического потенциала региона, по мнению автора, являются:

• природно-ресурсный (или ресурсно-сырьевой) потенциал;

• транспортно-инфраструктурный потенциал;

• производственный потенциал;

• инновационный (или научно-инновационный) потенциал;

• предпринимательский потенциал;

• трудовой потенциал;

• экспортный потенциал;

• финансовый потенциал;

• бюджетный потенциал;

• инвестиционный потенциал.

Под природно-ресурсным потенциалом региона (ПРПР), или ресурсно-сырьевым потенциалом региона, большинство авторов понимают экономическую категорию, характеризующую совокупность разного рода ресурсов, образующих взаимосвязанную систему9. При этом природно-ресурсный потенциал определяется количеством, качеством и сочетанием всех ресурсов конкретного региона10.

Однако при рассмотрении природно-ресурс-ного потенциала региона следует учитывать также ограничения по использованию имеющегося природно-ресурсного потенциала, накладываемые экологическими факторами. Иногда эти факторы рассматриваются как одна из разновидностей потенциала, входящего в состав природно-ресурсного потенциала. Для их учета вводится специальный параметр, характеризующий потенциальные возможности региона с точки зрения сохранения окружающей среды, — экологическая емкость территории, т. е. способность природной среды безотказно выполнять свои функции (обеспечивать возможность развития жизнедеятельности

9 Калинина О. В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — С. 31.

10 Маушева З. А. Организация эффективной системы ис-

пользования природно-ресурсного потенциала региона (на

материалах Кабардино-Балкарской Республики): Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, Нальчик, 2003. — С. 11.

человека, сохранение функции воспроизводства ресурсов и необходимых условий) п. По мнению автора, учитывая приведенную формулировку, данный показатель является ни чем иным, как понятием экологического потенциала региона, который является не только частью социально-экономического потенциала региона, но и частью природно-ресурсного потенциала региона.

Непосредственно с природно-ресурсным потенциалом региона связаны транспортно-ин-фраструктурный потенциал региона и производственный потенциал региона.

Очевидно, что под транспортно-инфраструк-турным потенциалом региона (ТИПР) следует понимать всю совокупность транспортно-инфра-структурной составляющей конкретного региона, которая позволила бы оптимально функционировать производственному, а также потребительскому сектору, т. е. удовлетворению потребностей общества в продукции, а также в проезде и обеспечении нормального функционирования жизнедеятельности населения региона.

Под производственным потенциалом региона (ППР) следует понимать максимально возможную способность хозяйственной системы осуществлять созидательную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей общества в продукции путем интеграции трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов. Степень реализации такой возможности и будет характеризовать эффективность использования производственного потенциала12.

В свою очередь с производственным потенциалом региона тесно связаны научно-инновационный потенциал региона и предпринимательский потенциал региона.

Под научно-инновационным потенциалом региона (НИПР) обычно понимают способность научно-инновационного комплекса создавать, аккумулировать и использовать кадровые, материально-технические, финансовые, информационные, организационно-управленческие ресурсы, включая научные школы и объекты интеллектуальной собственности для достижения целей по получению, накоплению и применению научных знаний, а также превращению их в новые или усовершенствованные продукты, которые могут быть

11 Шапкин И. Н. Управление региональным хозяйством: Учеб. пособие / И. Н. Шапкин, А. О. Блинов, Я. М. Кестер. — М.: КНОРУС, 2008. — С. 30.

12 Голышева Е. Е. Производственный потенциал региона: проблемы оценки и развития: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, Иваново, 2006. — С. 9.

реализованы в целях получения прибыли или иной выгоды на региональном или глобальном рынках инноваций13.

От того, насколько эффективно реализуются производственный и научно-инновационный потенциалы региона, напрямую зависит реализация предпринимательского потенциала региона (ПППР). Следует отметить, что для российской экономической науки исследования данного потенциала являются довольно новыми, так как в период советской власти существование предпринимательского потенциала как отдельной экономической категории не признавалось, поскольку предпринимательский потенциал приравнивался к производственному потенциалу.

Однако в работах современных экономистов можно найти следующее определение: предпринимательский потенциал — это детерминированные рыночными условиями, конкурентными силами и уникальными личностными качествами интегральные предпринимательские способности носителей предпринимательской деятельности, направленные на определение, поиск, формирование и удовлетворение потребностей в пользующихся предпринимательским спросом покупателей товарах и получение предпринимательского дохода14.

На взгляд автора статьи, формирование предпринимательского потенциала является важной составляющей при обосновании направлений развития хозяйственной деятельности региона. Являясь неотъемлемой частью экономического потенциала региона, в котором они функционируют, региональные формы предпринимательства активно воздействуют на развитие экономики региона. В соответствии с этим предпринимательский потенциал может влиять на формирование тенденций роста регионального экономического потенциала, а также играть важную роль в решении проблем социально-экономического развития региона.

В рамках предпринимательского потенциала региона следует особенно выделить потенциал малого и среднего предпринимательства региона (ПМП), поскольку эта форма предпринимательства способствует достижению оптимальной структуры экономики, высокому качеству принимаемых решений, развитию мотивации и ответственности за результаты труда. Кроме того, в отношении

13 Коробейников Д. А. Стратегическое управление формированием научно-инновационного потенциала региона: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, Екатеринбург, 2002. — С. 11.

14 Гусейнова А. И. Стратегия развития предпринимательского

потенциала региона: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, Москва, 2005. — С. 9.

субъектов малого бизнеса также выделяют налоговый потенциал малого бизнеса региона (НПМБР), который в свою очередь является одним из видов налогового потенциала региона.

В реализации предпринимательского потенциала активно задействованы трудовые ресурсы, которые следует выделить в отдельный вид потенциала — трудовой потенциал региона (ТПР).

Трудовой потенциал в самом общем виде может быть определен как совокупность способностей и возможностей трудоспособного населения к осуществлению целесообразной деятельности по созданию материальных и духовных благ15. Важнейшей особенностью трудового потенциала в современных условиях является то, что его воспроизводство в значительной мере реализуется через рынок труда, через занятость. Учитывая то, что трудовой потенциал является неотъемлемой и составной частью экономического потенциала, целесообразно применять данное понятие только к тем структурным звеньям, которые обладают экономическим потенциалом. Одним из таких звеньев является регион, именно поэтому можно отдельно выделить трудовой потенциал региона как составляющую экономического потенциала региона.

Следующим видом потенциала, входящего в состав социально-экономического потенциала региона, является экспортный потенциал региона (ЭкспПР).

В отечественной научной литературе данный потенциал довольно редко выделяют как отдельный вид потенциала. Однако согласно авторам, занимающимся изучением данного потенциала, «под экспортным потенциалом следует понимать способность всего общественного производства (предприятий, отраслей в экономике в целом), расположенного в пределах данной территории, производить и реализовывать на конкретных зарубежных рынках в перспективе конкурентоспособные товары и услуги при достигнутом уровне развития экономических факторов и системы организационно-экономической поддержки экспорта. Под экономическими факторами следует понимать основные структурные элементы экспортного потенциала, определяющие преимущества и недостатки территориального хозяйства: трудовые ресурсы, уровень развития науки, природные и финансовые ресурсы, потенциал рыночной и про-

15 Экономический потенциал Республики Башкортостан: Монография / Под ред. А. В. Янгирова. — Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2008. — С. 115.

изводственной инфраструктуры и т. д.» 16 При этом, учитывая приведенное определение, по мнению автора, можно выделить как экспортный потенциал страны в целом, так и экспортный потенциал конкретного региона.

Исходя из приведенной формулировки, на экспортный потенциал региона оказывает влияние большинство из перечисленных видов потенциалов, т. е. производственный, предпринимательский, научно-инновационный, природно-ресур-сный, транспортно-инфраструктурный, трудовой потенциалы, а также финансовый потенциал.

Кроме того, анализируя все перечисленные определения различных потенциалов региона, можно однозначно сказать, что все описанные потенциалы так или иначе зависят друг от друга и оказывают непосредственное влияние на формирование налогового потенциала региона, поскольку при воздействии на каждый из таких потенциалов регион получает возможность изменять величину налогового потенциала региона. Однако следует отметить, что несмотря на общие точки соприкосновения, ни один из рассмотренных видов потенциалов, входящих в состав социально-экономического потенциала региона, никоим образом не пересекается с налоговым потенциалом региона. Вместе с тем виды потенциалов, о которых пойдет речь в дальнейшем анализе, в большинстве своем имеют не только общие точки соприкосновения с налоговым потенциалом региона, но также в определенных моментах пересекаются с ним.

Наиболее емким понятием из подобных потенциалов является финансовый потенциал региона (ФПР), который также довольно тесно связан со всеми перечисленными видами потенциалов, оказывающих непосредственное влияние на социально-экономическое развитие региона. Данный потенциал наиболее часто исследуется в научных трудах экономистов с точки зрения конкретизации его определения, а также отношения к экономическому и налоговому потенциалам региона.

Так, за последние годы литературные источники не давали однозначного понимания термину «финансовый потенциал региона». Некоторые источники даже ставили знак равенства между финансовым и налоговым потенциалами. Однако этот подход, скорее всего, обусловлен спецификой рассмотрения данной проблемы в странах с развитой рыночной экономикой, в которых практически

16 Асаилов А. А. Экспортный потенциал региона и механизм его развития (на примере Республики Дагестан): Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, Махачкала, 2001. — С. 7.

отсутствует государственная собственность, и спецификой перевода на русский язык соответствующего англоязычного термина, который довольно широко применяется в зарубежной практике.

Вместе с тем в российских литературных источниках, начиная с 2000 г., финансовый потенциал и налоговый потенциал имеют принципиально разное значение.

Так, в своих научных публикациях А. Л. Коло-миец отмечает, что «если финансовый потенциал включает совокупность всех финансовых ресурсов того или иного региона, то налоговый потенциал является лишь частью этих ресурсов... При этом в состав финансового потенциала могут входить финансовые ресурсы, которые либо вообще не составляют объекта налогообложения в рамках принятой в государстве налоговой системы, либо подпадают под налогообложение частично» 17.

Понятия финансового и налогового потенциалов отличаются друг от друга также с точки зрения их влияния на формирование доходной части бюджетной системы. Так, если налоговый потенциал является основой для формирования базы исключительно налоговых доходов бюджета, то финансовый потенциал отражает как формирование базы налоговых, так и неналоговых доходов бюджета. В связи с этим, как отмечает А. Л. Коломиец, валовой региональный продукт (ВРП), произведенный на территории региона, может рассматриваться в двух основных качествах. Во-первых, ВРП характеризует состояние налогового потенциала субъекта РФ. Во-вторых, ВРП региона может рассматриваться и как текущий финансовый потенциал18.

Учитывая приведенные выше определения можно сказать, что в большинстве литературных источников финансовый потенциал региона рассматривается как совокупность финансовых ресурсов на территории того или иного субъекта РФ. При этом в зависимости от характера собственности в состав финансового потенциала региона могут включаться следующие компоненты19:

• финансовый потенциал юридических лиц на территории субъекта Федерации независимо от того, являются они резидентами на данной территории или нет;

• финансовый потенциал населения, который может быть оценен исходя из рыночной стои-

17 Коломиец А. Л. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона // Налоговый вестник. — 2000. — № 1.

18 Коломиец А. Л., Новикова А. Н. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе // Налоговый вестник. — 2000. — № 3. — С. 5 — 8.

19 Там же.

мости имущества в домашних хозяйствах населения и размеров всех видов их финансовых активов;

• собственный финансовый потенциал государства, оцениваемый исходя из рыночной стоимости активов государственных предприятий, предприятий других форм собственности, финансовых долгосрочных активов, а также стоимости природных ресурсов, находящихся в собственности данного субъекта РФ.

В дальнейших исследованиях Н. А. Колесникова выделяет уже шесть основных секторов, в которых происходит формирование финансового потенциала региона (пять внутренних и один внешний). Внешний источник аккумулирует все полученные в регионе кредиты из источников, расположенных за пределами данной территории, т. е. объединяет в отдельную группу все внешние заимствования. В то же время к внутренним источникам относятся20:

• собственные финансовые средства хозяйствующих субъектов, ведущих коммерческую деятельность в производственной и непроизводственных сферах;

• финансовые средства кредитно-финансовых региональных организаций или отделений, таких же организаций их центра или региона (как правило, банки, страховые организации и т. п.);

• финансовые средства общественных организаций и учреждений, занимающихся некоммерческой деятельностью на территории региона;

• финансовые средства населения, включая текущие денежные доходы и осуществленные в той или иной форме накопления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• финансовые средства самой региональной администрации. Причем региональные налоговые поступления в бюджет являются далеко не единственным источником финансовых ресурсов. Под контролем администрации находятся также фонды обязательного социального страхования, средства финансирования федеральных и региональных программ, дотации и субвенции и пр.

На взгляд автора, обе приведенные классификации компонентов, входящих в состав финансового потенциала региона, имеют право на сущес-

20 Колесникова Н. А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 2000. С. 41; Финансовый потенциал Республики Бурятия. Издание второе, дополненное, переработанное. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. — С. 6.

твование, поскольку содержат похожие по своей сути составляющие. В то же время классификация, приведенная Н. А. Колесниковой, представляется наиболее корректной, поскольку, помимо собственных финансовых ресурсов региона, она включает также внешние источники, т. е. привлеченные финансовые ресурсы региона.

Данного подхода придерживался также в своих работах И. И. Тимошенко, согласно которому финансовый потенциал региона понимается как совокупность всех финансовых ресурсов (как собственных, так и привлеченных), которые могут быть использованы для финансирования социально-экономического развития регионального хозяйственного комплекса21.

Однако, несмотря на то, что указанные определения содержат довольно точное описание составляющих финансового потенциала региона, их существенным недостатком является то, что они, по сути, отождествляют финансовый потенциал региона и финансовые ресурсы региона, что является не совсем корректным подходом. Следует отметить, что в дальнейших исследованиях отечественных авторов была выявлена существенная разница между финансовым потенциалом региона и понятием финансовые ресурсы региона.

Так, Н. М. Сабитова отмечает, что под финансовыми ресурсами региона понимается совокупность денежных доходов и накоплений, которые формируются на территории региона в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, это денежные средства, вовлеченные в хозяйственный оборот. Финансовый потенциал, в отличие от финансовых ресурсов, включает в себя всю совокупность денежных доходов, которые могут быть получены как от ресурсов, вовлеченных в оборот, так и тех, которые еще не используются. Поэтому финансовый потенциал можно рассматривать только как способность различных ресурсов приносить доходы. В связи с этим можно выделить понятия «используемый» и «неиспользуемый» финансовый потенциал. Используемый финансовый потенциал можно отождествлять с финансовыми ресурсами, так что понятие «финансовый потенциал» шире, чем «финансовый ресурс»22.

Вместе с тем более точное определение финансовых ресурсов и финансового потенциала региона предлагает в своей работе О. А. Гришано-

21 Тимошенко И. И. Факторы роста финансового потенциала региона: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10, Москва, 2004. — С. 11.

22 Сабитова Н. М. Бюджет и бюджетная политика субъекта РФ (на примере Республики Татарстан). — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002. — С. 94.

ва, согласно которой «финансовые ресурсы — это движущиеся денежные потоки, в то время как финансовый потенциал территории — это способность «зарабатывать» финансовые ресурсы» 23. При этом второе понятие является общим по отношению к первому.

Однако, по мнению автора статьи, более полное определение финансового потенциала региона было озвучено в научных трудах О. В. Калининой и Р. В. Окорокова, согласно которым финансовый потенциал региона в целом можно определить как совокупность доходов, накоплений и поступлений, имеющихся в распоряжении региональных органов власти и управления, объективно используемых ими для выполнения функций, возложенных на региональный уровень власти, и которые могут генерироваться в определенном периоде в максимально возможном объеме, предназначенном для экономического развития и удовлетворения социальных потребностей общества24.

Особой ценностью данного определения является то, что в нем окончательно происходит разделение понятий «финансовые ресурсы региона» и «финансовый потенциал региона». Кроме того, исходя из приведенного определения, финансовый потенциал региона включает в себя не только те финансовые ресурсы, которыми располагает регион в настоящий момент, но и те, которые могут быть привлечены для выполнения функций регионального уровня власти, т. е. будущие доходы региона. При этом авторы указали дополнительно не только на определенный временной интервал, в рамках которого должен рассматриваться финансовый потенциал региона, но также на определенную концентрацию финансовых ресурсов на конкретной территории, необходимую для реализации финансового потенциала региона.

Суммируя все сказанное, можно сделать вывод о том, что финансовый потенциал региона определяет максимально возможный уровень доходов региона, которые могут аккумулироваться в регионе при оптимальном использовании финансовых ресурсов региона как собственных, так и привлеченных. При этом финансовый потенциал региона включает как налоговую базу бюджета, так и базу неналоговых доходов бюджета. Таким образом, налоговый потенциал региона является более узким

23 Гришанова О. А. Сбалансированность бюджета субъекта РФ и пути повышения его доходов. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. — С. 48.

24 Калинина О. В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал реги-

она: теория и методы оценки. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та,

2007. — С. 34.

понятием, чем финансовый потенциал региона, и следовательно, является составной частью не только социально-экономического потенциала региона, но также и финансового потенциала региона.

Помимо финансового потенциала региона, входящего в состав социально-экономического потенциала региона и включающего в себя налоговый потенциал региона, некоторые авторы выделяют также инвестиционный потенциал региона (ИПР), которому отводят особое место в системе потенциалов региона и ведут полемику относительно его взаимосвязи с налоговым потенциалом региона.

Так, О. В. Калинина и Р. В. Окороков обособляют инвестиционный потенциал от налогового, однако полностью включают его в состав финансового потенциала региона, обосновывая это тем, что инвестиционный потенциал региона характеризуется наличием возможностей привлекать дополнительные финансовые ресурсы25.

Вместе с тем несколько иной взгляд на место, занимаемое инвестиционным потенциалом в системе экономических связей в регионе, приводит в своей работе У. С. Дадаева Под инвестиционным потенциалом региона, по ее мнению, следует понимать совокупность материальных, нематериальных, финансовых и иных инвестиционных ресурсов, используемых для воспроизводства и развития субъектов экономической деятельности на территории региона, а также рыночных, социально-экономических, организационно-правовых и иных присущих региону факторов, привлекающих или отталкивающих инвесторов и обеспечивающих условия для эффективной реализации инвестиционных ресурсов26.

Согласно нашему пониманию, исходя из данного определения можно сделать вывод, что инвестиционный потенциал, с одной стороны, пересекается с финансовым потенциалом региона, а с другой — выходит за его рамки. Вместе с тем из данного определения сложно сделать вывод о том, какое место автор отводит инвестиционному потенциалу региона рядом с налоговым потенциалом региона.

По мнению автора статьи, каждое из приведенных определений в какой-то мере отражает действительную сущность инвестиционного потенциала. В связи с этим, определяя место налогового

25 Калинина О. В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — С. 36.

26 Дадаева У. С. Оценка инвестиционного потенциала региона: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, Махачкала, 2002. — С. 7.

потенциала региона по отношению к инвестиционному потенциалу региона, необходимо учитывать следующее. Сфера деятельности инвестиционного потенциала действительно находится за пределами налогового потенциала региона, хотя и оказывает на него непосредственное влияние. В то же время инвестиционный потенциал региона пересекается с финансовым потенциалом региона, однако выходит за его рамки, поскольку аккумулирует не только финансовые, но и иные экономические ресурсы.

Помимо уже указанных видов потенциалов некоторые авторы также выделяют бюджетный (БПР), или бюджетно-налоговый, потенциал региона. Однако в настоящее время не до конца определено место данного потенциала по отношению к налоговому потенциалу региона.

Так, некоторые специалисты рассматривают бюджетный потенциал региона как элемент финансового потенциала региона и определяют его как потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджетной системе, другие — относят данное понятие в рамки налогового потенциала региона и определяют его как налогово-бюджетный потенциал региона, под которым понимается объем запланированных налоговых поступлений в составе утвержденного бюджета на определенной территории и при достижении им определенных параметров хозяйственной эконо-

мики27.

Иные авторы, например Гришанова О. А., указывают на то, что бюджетный потенциал представляет собой максимально возможные расходы, которые может позволить себе бюджет, исходя из доходных поступлений28. В других научных публикациях, наоборот, бюджетный потенциал определяется как реально возможный объем дохода, как источник ресурсов бюджета и который может быть получен с действующих хозяйствующих субъектов29.

По мнению автора статьи, каждое из приведенных определений в какой-то мере раскрывает понятие бюджетного потенциала региона. В связи с этим, учитывая совокупность приведенных оп-

27 Калинина О. В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — С. 37.

28 Гришанова О. А. Сбалансированность бюджета субъекта РФ и пути повышения его доходов. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. — С. 57.

29 Воробьева В. Проблемы формирования бюджетного потенциала муниципалитетов в реализации финансовой политики региона // Управленческое консультирование. — 2002. — № 2. — С. 58 — 62.

Финансовые

ресурсы

региона

Собственные финансовые ресурсы региона

Привлеченные финансовые ресурсы региона

Место и функциональные границы налогового потенциала региона в экономике региона

Доходы

регионального

бюджета

Налоговые доходы регионального бюджета

Неналоговые доходы регионального бюджета

где СЭПР — социально-экономический потенциал региона

ПРПР — природно-ресурсный потенциал региона

ЭПР — экологический потенциал региона

ППР — производственный потенциал региона

ТИПР — транспортно-инфраструктурный потенциал региона

ПППР — предпринимательский потенциал региона

ПМП — потенциал малого предпринимательства

ЭкспПР — экспортный потенциал региона

НИПР — научно-инновационный потенциал региона

ТПР — трудовой потенциал региона

ИПР — инвестиционный потенциал региона

БПР — бюджетный потенциал региона

ФПР — финансовый потенциал региона

НПР — налоговый потенциал региона

НПМБР — налоговый потенциал малого бизнеса региона

ределений, бюджетный потенциал следует считать составной частью финансового потенциала региона и в то же время налогового потенциала региона как его составляющей, поскольку доходы бюджета представляют собой не только неналоговые, но и налоговые поступления в региональный бюджет.

Суммируя все сказанное, отметим, что наиболее полно место и функциональная роль налогового потенциала региона в системе финансовых отношений были представлены О. В. Калининой и Р. В. Окороковым в издании «Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки»30.

Вместе с тем, учитывая описанные в настоящей работе виды потенциалов, составляющих основу социально-экономического потенциала региона, по мнению автора статьи, схема, предложенная О. В. Калининой и Р. В. Окороковым, требует некоторых уточнений и дополнений, в связи с которыми

30 Калинина О. В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — С. 37.

представим место и функциональные границы налогового потенциала региона в экономике региона на рисунке.

Принимая во внимание взаимосвязь потенциалов, изображенных на рисунке, можно сделать следующие выводы:

• налоговый потенциал региона занимает одно из ведущих мест в социальной сфере и в экономике региона и является неотъемлемой частью социально-экономического потенциала региона наряду с ресурсно-сырьевым, транспорт-но-инфраструктурным, производственным, научно-инновационным, предпринимательским, трудовым, экспортным, финансовым, бюджетным и инвестиционным потенциалами региона;

• налоговый потенциал региона не только является составной частью социально-экономического потенциала региона, но и полностью включается в финансовый потенциал региона, а также в некоторых аспектах пересекается с бюджетным потенциалом региона;

• помимо потенциалов, с которыми налоговый потенциал так или иначе пересекается, налоговый потенциал региона также имеет общие точки соприкосновения со всеми основными видами потенциалов, определяющих социально-экономическое положение региона, что определяет некоторые из основных факторов формирования и развития налогового потенциала региона, воздействуя на которые регион может получить возможность увеличивать свой налоговый потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.