Научная статья на тему 'К вопросу о направлениях развития налогового потенциала региона'

К вопросу о направлениях развития налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / ORENBURG REGION / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / REGION / РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / DEVELOPMENT OF THE TAXABLE CAPACITY / ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / TAXABLE CAPACITY / ASSESSMENT OF TAXABLE CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрина Юлия Габдрашитовна

статье представлена обобщенная классификация факторов, определяющих развитие и укрепление налогового потенциала региона. Раскрыто влияние внешних и внутренних факторов на развитие налогового потенциала Оренбургской области. Поставлена задача системного решения проблемы укрепления налогового потенциала регионов Российской Федерации. Предложены направления совершенствования методического и информационного обеспечения оценки налогового потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisited the growth directions of the taxable capacity of the region

The article presents a generalized classification of the factors that determine the development and strengthening of the taxable capacity of the region. The influence of external and internal factors on the development of the taxable capacity of Orenburg Region has been revealed. The task to solve the problem of strengthening the system of taxable capacity of the regions of the Russian Federation has been set. The directions of improvement of methodological and information support of assessment of the taxable capacity of the region have been offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о направлениях развития налогового потенциала региона»

к вопросу о направлениях развития налогового

потенциала региона1

__Аннотация

В статье представлена обобщенная классификация факторов, определяющих развитие и укрепление налогового потенциала региона. Раскрыто влияние внешних и внутренних факторов на развитие налогового потенциала Оренбургской области. Поставлена задача системного решения проблемы укрепления налогового потенциала регионов Российской Федерации. Предложены направления совершенствования методического и информационного обеспечения оценки налогового потенциала региона.

_Ключевые слова: Оренбургская область, налоговый потенциал, реги-

_он, развитие налогового потенциала, оценка налогового потенциала

Стремление государства достигнуть устойчивого экономического роста, направленного на реализацию приоритетных направлений государственной политики, включая укрепление человеческого капитала и справедливое распределение доходов, стабильность развития и поддержание экономической безопасности, требует решения проблем обеспечения полноты и своевременности поступлений в бюджеты разных уровней, ожидаемый уровень аккумулирования которых можно оценить по величине налогового потенциала.

Тюрина Юлия Габдрашитовна

канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет u turina@mail.ru

Факторы, влияющие на величину налогового потенциала

Налоговый потенциал представляет собой одну из ключевых характеристик, отражающих уровень регионального развития. В условиях современных социально-экономических преобразований возрастает потребность в разработке научных подхо-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке ргнф. грант № 14-12-56003а(р).

дов по более точной оценке налогового потенциала региона.

Анализ зарубежной практики показал, что укрепление налогового потенциала в федеративных государствах связано с развитием межбюджетных отношений, в рамках которых соблюдается баланс государственных и региональных интересов. Субфедеральные органы власти имеют реальную налоговую автономию, которая выражается в наличии надежных налоговых источников бюджетных поступлений.

Авторы, классифицируя факторы формирования налогового потенциала, выделяют основные и второстепенные; внешние и внутренние; общие, частные и специфические; постоянные и переменные; экстенсивные и интенсивные; количественные и качественные; измеряемые и неизмеряемые [5, 6]. По источнику возникновения всю совокупность факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние (см. рис. 1) [1]. Таким образом, к числу основных внешних факторов можно отнести следующие: изменение налогового законодательства, политическая обстановка в государстве, внешнеэкономическая деятельность, инфляция; к внутренним факторам причисляют следующие: экономическое развитие региона, особенности налогового федерализма, природно-ресурсный потенциал, инвестиционный климат, промышленную политику, наличие «теневого сектора экономики», качество налогового администрирования и др.

Эффективность налоговой политики зависит от того, насколько четко организовано согласование интересов государства и регионов. Политический фактор реализуется через оптимизацию отношений между федеральным, региональными, местными бюджетами.

Инфляционные факторы подтачивают экономику всей страны посредством дополнительной денежной эмиссии. Под влиянием инфляционных ожиданий капитал, который должен быть в реальном секторе экономики при нормализации макроэкономических показателей, остается в финансовом секторе.

Оценка влияния внутренних факторов на формирование налогового потенциала региона приме-

трудовой фактор_

оказывает влияние_

на налоговый потенциал

региона через доходы_

граждан, потребление, накопление капитала_

Рис. 1. Факторы, влияющие на величину налогового потенциала территории

нительно к Оренбургской области показала следующее.

Рассматриваемый регион ввиду благоприятного природно-климатического расположения является крупным производителем и, одновременно, потребителем газа, нефти. По добыче основных видов полезных ископаемых Оренбуржье занимает в России высокое место, так, ежегодно на территории области добывается свыше 3% нефти, газа и газового конденсата от общероссийского уровня, производится свыше 16% медного и 24% цинкового концентрата [4]. Производственный фактор представляет собой результат деятельности в основных сферах развития региона, включая состояние производственных мощностей. Основным ограничением, формирующим исходную величину налогового потенциала региона, является суммарная налоговая база. Именно налоговая база служит тем базисом, на основе которого осуществляется процесс трансформации налоговых обязательств в фактические налоговые платежи, текущие недоимки и неуплаченные налоги по причине уклонений.

Решающее воздействие на величину суммарной налоговой базы региона оказывает структура

____трудовой

-потенциалрегиона -

_один из ключевых

факторов налогового _потенциала

экономики, которая характеризуется преобладающим развитием одних отраслей, комплексов, секторов над другими. Различаясь по ряду макроэкономических показателей, финансовой обеспеченности, структуре доходов и расходов, и многим другим важнейшим характеристикам, такие превалирующие в структуре экономики отрасли, комплексы и сектора формируют высокую или низкую величину налогового потенциала. В конечном итоге, структура экономики представляет собой основное ограничение (фактор), формирующее исходную величину налогового потенциала региона. Эффективно сформированная структура экономики способствует получению высокого валового регионального продукта, увеличению доходов хозяйствующих субъектов и населения, расширению производства, стабилизации социально-экономической обстановки в обществе и, соответственно, повышению уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Анализ текущего состояния Оренбургской области

Основные отрасли экономики Оренбургской области: газовый, нефтяной, энергетический, металлургический, машиностроительный комплексы. Экономика области включена в систему внешнеэкономических связей с десятками стран. Природно-климатические условия хозяйствования предопределили развитие сельского хозяйства, в связи с чем регион занимает 14-15-е место в России по объему производства валовой продукции сельского хозяйства.

Состояние и эффективность использования трудового фактора региона предопределяют реальное состояние экономики региона, перспективы повышения уровня жизни населения. Трудовой фактор оказывает влияние на налоговый потенциал региона через доходы граждан, потребление, накопление капитала.

Основная проблема, к сожалению, характерная и для других регионов, - это естественная убыль населения. Согласно статистическим данным, население Оренбургской области постоян-

одним из возможных путей повышения уровня собираемости

налогов и сборов_

может быть совершенствование системы налогового консультирования

ма1

ала м

ще

„от эффективности

_контрольной

_работы налоговых

_органов зависит

величина налогового потенциала региона

но сокращается, с 2001-го по 2012 гг. население области сократилось на 180 тыс. человек или на 8,9%. При этом наблюдается не только естественное сокращение населения, но и миграционное. Следует учитывать, что трудовой потенциал региона - один из ключевых факторов налогового потенциала, поскольку развитие любой территории зависит в первую очередь от количества и качества человеческого капитала, которым она располагает.

Региональный законодательный фактор отражает возможности и способности органов власти субъектов федерации осуществлять комплекс действий по принятию и изданию нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с осуществлением региональной налоговой политики. Компетенция законодательной власти субъектов Федерации закреплена в Налоговом Кодексе Российской Федерации (НК РФ), в част-ти, при установлении региональных налогов онодательными органами субъектов определяются такие элементы налога, как налоговые тавки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их едоставления налогоплательщикам. силу значительного разнообразия и асиммет-ии стартовых условий для развития субъектов Российской Федерации особая роль в осуществлении налоговой политики принадлежит именно региональному уровню государственного и муниципального управления. В частности, в НК РФ закреплены положения, расширяющие полномочия субъекта Российской Федерации по налогу на прибыль организаций. На территории Оренбургской области пониженная ставка по налогу на прибыль организаций (14,0%) предоставляется субъектам инвестиционной деятельности, заключившим «договор о реализации инвестиционного проекта или инвестиционной программы». Рассматриваемая льгота носит непосредственно инвестиционный характер и является на настоящий момент одной из наиболее часто встречающихся в практике регионов. Таким образом, с помощью инструментов налогового

воздействия (налоговые льготы, ставки и др.) органы власти субъекта Российской Федерации могут влиять на налоговые поступления в бюджет и на налоговый климат региона. Немаловажное значение в системе налогового потенциала имеет организационно-управленческий фактор. Одним из возможных путей повышения уровня собираемости налогов и сборов может быть совершенствование системы налогового консультирования со стороны налоговых органов, к примеру, в таких ситуациях, когда налогоплательщик обращается к налоговому инспектору с вопросами относительно того, где можно получить дополнительную информацию о порядке взимания того или иного налога, пытается уточнить, что необходимо делать в той или иной ситуации для того, чтобы правильно заполнить налоговую декларацию и т.д.

Таким образом, от эффективности контрольной работы налоговых органов по мобилизации налогов и сборов в бюджеты всех уровней в значительной мере зависит величина налогового потенциала региона. Отлаженная работа налоговых органов во взаимодействии с иными государственными контролирующими органами в регионе вполне может повысить эффективность их функционирования. Немаловажное значение также приобретает одно из направлений работы налоговых органов Оренбургской области, такое как легализация «теневой» заработной платы. В связи с этим руководители организаций и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату в размерах ниже среднего уровня по видам экономической деятельности, заслушиваются на комиссиях по легализации «теневой» заработной платы. Нередки случаи после подобных «слушаний» повышения заработной платы до среднеотраслевого уровня [3].

Основные направления механизма укрепления налогового потенциала

Инфраструктурный фактор характеризует транс-портно-географическое положение региона, что играет важную роль в повышении мобильности производственных ресурсов. Если рассматривать

...с помощью системы налогообложения государство может

влиять на объем_

финансовых ресурсов,

остающихся_

в распоряжении_

предприятий,_

доля зарубежных

на протяжении последних лет...

гхра,

ци

'ШЩ пе

но ок|

Оренбургскую область с данной точки зрения, то необходимо отметить уникальное геополитическое положение региона, поскольку он является приграничным регионом Казахстана и через него проходят транзитные грузовые и пассажирские потоки в направлении «Центр - Средняя Азия» и «Запад - Восток».

Стратегия развития региона и формирование благоприятного инвестиционного климата являются основой развития бизнеса, роста его капитализации, и как следствие, увеличения валового регионального продукта и налоговых поступлений.

Стимулирование инвестиционной активности может осуществляться различными способами, в том числе и посредством реформирования налоговой системы страны. Именно с помощью системы налогообложения государство может влиять на объем финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении предприятий, и которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве капитальных вложений в основной капитал. Если судить об инвестиционной активности Оренбургской области, то следует отметить тот факт, что на сегодняшний день несколько инвестиционных проектов Оренбургской области вошли в еречень приоритетных инвестиционных проектов, ализуемых на территории Приволжского феде-ального округа, в рамках Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.

На современном этапе, когда долгосрочные банковские кредиты остаются малодоступными и государство также не всегда осуществляет поддержку инвестиционных проектов путем предоставления бюджетных средств, самофинансирование является одной из основных форм обеспечения инвестиций. Так, в Оренбургской области преобладает инвестирование за счет собственных средств, и их доля в источниках финансирования увеличивается из года в год. Доля зарубежных инвестиций в общем объеме капиталовложений в области невелика и сокращается на протяжении последних лет, что, несомненно, является негативной тенденцией, поскольку большинство инвестиционных проектов требует относительно больших объемов

_

капиталовложений, которые могут осуществить иностранные инвесторы. Таким образом, развитие региональных инвестиционных процессов сегодня зависит от множества факторов, ключевым из которых является активное участие в этом процессе государства по вопросам использования инструментов налогового стимулирования.

Экологический фактор определяется состоянием окружающей среды региона. Существует возможность повысить налоговый потенциал аграрной сферы региона путем расширения налоговой базы посредством осуществления комплекса мероприятий. Приоритетами здесь могут быть: создание научно-производственных кластеров, стимулирование развития малого предпринимательства, сферы услуг, туристической отрасли и т.п.

Корректировка системы налогового федерализма, строящегося преимущественно на трансфертных моделях, требует анализа перспектив совершенствования показателей и методов оценки налогового потенциала территорий. Представляется целесообразным обоснование единых методических подходов к оценке налогового потенциала региона, их формализация в налоговом паспорте, что будет способствовать укреплению их финансовой самостоятельности. Именно поэтому нормативно-правовое закрепление единой методики оценки налогового потенциала для регионов и государства в целом является одним из направлений увеличения налогового потенциала на современном этапе.

Проблема укрепления налогового потенциала регионов РФ является многоаспектной и требует системного решения (см. рис. 2). На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, самостоятельность субфедеральных бюджетов необходимо обеспечивать, используя четкую систему осуществления налогового федерализма.

Во-вторых, существующая дифференциация российских регионов по природно-климатическим и географическим условиям, уровню социально-экономического развития, налоговому потенциа-

...нормативно-_

правовое закрепление единой методики

оценки налогового_

потенциала для_

регионов - одно_

из направлений_

увеличения налогового потенциала_

Развитие экономического потенциала региона

Повышение эффективности налогового администрирования

Реформирование существующей модели налогового федерализма

Рис. 2. Основные направления механизма укрепления налогового потенциала регионов РФ

лу требует внесения корректировок в планировании и прогнозировании налоговых возможностей региона.

етьих, укрепление налогового потенциала бходимо проводить с учетом разного спектра можностей и, в первую очередь, самих регио-

ци

<алщ ш

ни

Таким образом, укрепление налогового потенциала региона России связано с решением ком-екса задач, направленных на обеспечение эко-мической стабильности, совершенствование юджетно-налогового законодательства и улучшение системы и механизма налогового администрирования.

Развитие системы информационного взаимодействия

Целью налогового планирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях, является оценка соотношения налоговых потенциалов территорий и фактических поступлений налогов, а налогового прогнозирования - определение возможных объемов налоговых платежей в плановом и прогнозных периодах [2]. Приоритетами при осуществлении стратегического планирования развития налогового потенциала региона могут быть: создание научно-производственных кластеров, развитие сферы услуг, туристической отрасли и т.п.

>, № 17(263) / сентябрь 2014

Корректировка действующего порядка налогового федерализма требует анализа перспектив совершенствования показателей и методов оценки налогового потенциала территорий. Большинство проблем, возникающих при расчете налогового потенциала, снимаются при переходе к методу репрезентативной налоговой системы. Применение данного метода оценки приведет к упрощению расчета и повышению его адекватности. Метод репрезентативной налоговой системы является наиболее распространенным методом оценки доходных возможностей регионов в международной практике. Следует отметить, что данный метод все же обладает рядом недостатков, в ряде случаев приводящих к искажениям оценки доходных возможностей регионов, однако основные из недостатков можно устранить путем совершенствования отчетности.

На основании данных Налогового паспорта можно прогнозировать поступления налогов и сборов на перспективу с учетом вероятного изменения законодательства о налогах и сборах, но при этом следует расширить состав показателей налогового паспорта субъекта Российской Федерации и улучшить его методическое обеспечение. В связи с тем, что основными субъектами, аккумулирующими указанную информацию для рассматриваемого региона, являются Правительство Оренбургской области, налоговая служба и органы государственной статистики по Оренбургской области, целесообразно заключить между ними соглашение (договор) об обмене сведениями, необходимыми для оценки налогового потенциала и приятия решения об осуществлении дальнейших мероприятий. Причем в данном документе должны быть отражены не только объем передаваемых сведений, но и форма представления этой информации, а также способы и периодичность данного обмена информацией, ответственность сторон и ряд других ключевых вопросов. Дальнейшее развитие системы информационного взаимодействия может быть построено на основе формирования и введения единой базы данных по Оренбургской области, которая будет аккумулировать сведения от всех субъектов информационного взаимодействия.

корректировка действующего

анализа перспектив совершенствования

показателей_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оценки налогового

потенциала_

территорий_

Вывод

Можно выделить целый ряд требований как к методике планирования и прогнозирования налогового потенциала региона, так и к информационной базе данной оценки и прогноза. В их числе можно выделить следующие основные требования с учетом реальных и потенциальных факторов, динамично развивающейся экономики, постоянного внесения изменений в действующее законодательство:

- полнота, точность и своевременность учета налогов;

- учет максимального количества факторов, влияющих на формирование потенциала региона;

- оценка налогового потенциала по каждому виду налогов с учетом экономической, ресурсно-сырьевой специфики региона на основе расчета агрегированной налоговой базы;

- учет данных различных лет с дифференцированными весовыми коэффициентами (чем больше временной лаг, тем ниже вес соответствующего показателя);

- возможность моделирования и прогнозирования налогового потенциала;

закрепление электронного обмена информа-ией между госструктурами на законодательном уровне;

- ужесточение контроля над формированием информационных ресурсов регистрирующих органов и др.

Литература

1. Горобец Ю.С., Исхакова Ф.С.Определение основных факторов налогового потенциала // Региональная экономика: теория и практика. -2007. - № 7(46). - С. 88-91.

2. Миндлин Ю.Б., Шедько Ю.Н. Налоговый механизм в социально-экономической системе региона // Налоги и налогообложение. - 2012. - № 6. -С. 95-101.

3. Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.r56.nalog.ru.

4. Портал Правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.orenburg-gov.ru.

-ША-_

российское предпринимательство, № 17(263)/сентябрь 2014

5.Слепнева Л.Р., Дондоков З.Б. Налоговый потенциал региона и проблемы его оценки // Российское предпринимательство. - 2012. - № 5 (203). - с. 189196. - http://www.creativeconomy.ru/articles/21409/.

6. Слепнева Л.Р. Факторы, определяющие величину налогового потенциала Республики Бурятия // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2013. - № 6. - С. 122-136.

Yulia G. Tyurina

Candidate of Science, Economics, Associate professor of the Chair of Economics, Orenburg State University

Revisited the growth directions of the taxable capacity of the region

_Abstract

The article presents a generalized classification of the factors that determine the development and strengthening of the taxable capacity of the region. The influence of external and internalfactors on the development of the taxable capacity of Orenburg Region has been revealed. The task to solve the problem of strengthening the system of taxable capacity of the regions of the Russian Federation has been set. The directions of improvement of methodological and information support of assessment of the taxable capacity of the region have been offered.

Keywords: Orenburg region, taxable capacity, region, development of the taxable capacity, assessment of taxable capacity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.