также тот факт, что более 70% потерпевших подверглись насилию в районе собственного места жительства, свидетельствуют о совместном времяпровождении преступника и потерпевшей в день совершенного посягательства.
Как видно из приведенных данных, следователям следует учитывать этих обстоятельства при выдвижении версий и розыске преступника.
Большинство сексуальных посягательств на несовершеннолетних было совершено: в летнее время — 36,4%, осенью — 28,2, весной — 25,3, зимой — 10,1% общего числа изученных дел. Снижение количества сексуальных преступлений приходится на зимнее время.
Динамика исследуемых преступлений зависит и от времени суток. Основная масса сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних совершена в вечернее и ночное время (67,7%). Так, с 18 до 0 ч совершается 36,9% изнасилований (насильственных действий сексуального характера), на ночное время (с 0 до 6 ч) приходится 30,8%. Наибольшее число (36,8%) сексуальных посягательств на несовершеннолетних совершено после 20 ч в весенне-летний период.
Интересные данные приводят А.П. Чуприков и Б.М. Цупрык, ссылаясь на статистические данные, представленные московскими исследователями. Так, максимальное количество противоправных действий приходилось на пятницу и субботу, минимальное — на четверг. Что касается частоты преступлений по ме-
сяцам, то в январе их число вдвое превосходило таковые за декабрь, а в последующие месяцы наблюдалось четкое чередование спада (по четным) и подъема (по нечетным месяцам) количества правонарушений со стабилизацией на относительно низком уровне в ноябре и декабре.
Отмечены также сезонные колебания количества сексуальных правонарушений: максимальный подъем приходится на весеннее время, минимум на осень, а зимой и летом эти цифры занимают среднее положение. Колебания, вероятно, отображают связь сексуальных преступлений с биоритмами сексуальной активности, отмечая социально-биологический аспект этого вида преступной деятельности.
Таким образом, наибольший объем исходной информации, способствующий поисковой и розыскной деятельности следователя, может быть получен как от потерпевшей и свидетелей, так и в результате качественно проведенного осмотра места происшествия и предварительного исследования обнаруженных следов, логического анализа всех обстоятельств, имеющих место в результате действий насильника по подготовке, совершению и сокрытию преступления. Кроме того, изучение обстановки совершения насильственных половых преступлений в отношении несовершеннолетних будет способствовать своевременному предупреждению подобного рода преступлений.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
В.В. ШУЛЕНИН,
член Московской городской избирательной комиссии
Аннотация. Автором на основе анализа норм действующего законодательства, сложившейся избирательной практики и организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации предлагаются направления по оптимизации численности депутатов законодательных органов в субъектах РФ.
Ключевые слова: численность депутатов, законодательные органы, субъекты РФ.
DETERMINING THE OPTIMUM NUMBER OF DEPUTIES OF LEGISLATIVE BODIES OF THE AUTHORITIES OF SUBDIVISIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF MODERN FEDERALISM
V.V. SHULENIN
member of the Moscow City Election Commission
Annotation. The author based on an analysis of legislation in the current election practices and organization of the organs of the authorities of Subdivisions of the Russian Federation offered directions to optimize the number of legislators in the authorities of Subdivisions of the Russian Federation, Key words: the number of deputies, legislative bodies, authorities of Subdivisions of the Russian Federation.
В своем послании Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев озвучил необходимость введения единого критерия установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Федерации. При этом Президент РФ обозначил два критерия для установления численности депутатов: 1) количество населения; 2) экономическое развитие региона.
Видимо, если первый критерий связан с необходимостью обеспечения разумного представительства в законодательном собрании, то второй — скорее с расходами региональных бюджетов на содержание органов государственной власти. Безусловно, можно согласиться с тезисами, которые привел Президент РФ в обоснование своего предложения. Однако на практике возможно возникновение определенных трудностей при реализации этого предложения.
Во-первых, введение единого критерия в виде количества населения не всегда сможет учесть особенности и специфику конкретных регионов (количество муниципальных образований, размер территории, национальный состав и т.д.).
Во-вторых, это будет вводить определенные ограничения для субъектов Федерации в организации государственной власти.
В-третьих, представляется затруднительным равномерно разделить 83 субъекта Федерации на группы в зависимости от количества населения, так как между регионами существует огромный дисбаланс. Так, в самом маленьком субъекте Федерации по числу избирателей — Чукотском автономном округе — число избирателей в 191 раз меньше, чем в самом большом по числу избирателей регионе — Москве.
В-четвертых, введение унифицированной численности депутатов законодательных собраний приведет к значительным, а в ряде случаев даже кардинальным преобразованиям законодательных органов.
Математические просчеты показывают, что при решении этой проблемы нельзя воспользоваться калькой федерального соотношения голосов избирателей и численности депутатского корпуса Государственной Думы, что на первый взгляд было бы справедливо, представив это федеральное соотношение как некую идеальную пропорцию. Однако расчеты показывают, что невозможно усреднить обеспечение голосами избирателей одного мандата на уровне федеральном и региональном. Нельзя автоматически применить и процентную наполняемость мандата на региональном уровне исходя из федеральной обеспеченности мандата депутата Государственной Думы. Иначе получается в каждом субъекте или те же 450 членов парламента, или, наоборот, ни одно-
го целого числа, во всяком случае в малочисленных субъектах.
Если исходить из математической пропорции, учитывающей совокупный электорат всех субъектов Федерации, а это 106 805 066 избирателей и реальное количество депутатских мандатов в региональных парламентах, то с полученным коэффициентом наполняемость мандата депутата регионального парламента составит 26 122. Соблюдая эту пропорцию, применяя ее, допустим к Москве, мы получим московский парламент на уровне 269 депутатов, в то время как на Чукотке — всего 1,5 мандата. Отсюда простая математическая пропорция не может обеспечить реального представительства в региональном парламенте. Даже если брать соотношение числа избирателей к числу депутатов региональных парламентов, то избирательное частное не даст приемлемого результата для полноценной наполняемости регионального парламента. Необходимо исходить из рациональной составляющей минимальной и максимальной сетки депутатских мест в рамках неких условных групп избирателей, совокупного электората России, реально представленных в субъектах Федерации.
В настоящее время общее число депутатов региональных законодательных собраний составляет 4075, что в среднем по 49 депутатов на субъект. При этом минимальное число депутатов законодательного органа — в Ненецком автономном округе (11), а максимальное — в Республике Тыва (162). На последних федеральных выборах число избирателей, включенных в списки избирателей, на момент окончания голосования было 106 805 066, а средняя норма представительства составляет 26 210 избирателей. При этом минимальное представительство получается в Республике Тыве (1013 избирателей на один депутатский мандат), а максимальное — в Москве (199 944 избирателя). Представительство избирателей на один депутатский мандат в Москве незначительно отличается от представительства на один мандат депутата Государственной Думы (237 345 избирателей).
В настоящее время практика законодательного регламентирования числа депутатов представительных органов в зависимости от количества населения существует на местном уровне. В соответствии с ч. 6 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, не может быть менее:
Ф семи человек — при численности населения менее 1 тыс. человек;
Ф 10 человек — при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;
Ф 15 человек — при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;
Ф 20 человек — при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;
Ф 25 человек — при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;
Ф 35 человек — при численности населения свыше 500 тыс. человек.
Законодательное регулирование предполагает установление только минимальной численности депутатов, что также может приводить к дисбалансу между числом избирателей и количеством депутатов, так как не ограничивается максимальное число депутатов. При этом установить закономерность, которой руководствовался законодатель при разделении муниципальных образований на шесть групп в зависимости от количества населения, невозможно.
В федеральных законах, регулирующих конституционные правоотношения, содержится только один пример разделения субъектов Федерации на группы в зависимости от количества населения. В ч. 5 ст. 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено разделение всех субъектов Федерации на следующие пять групп: 1) не более 100 тыс. избирателей; 2) свыше 100 тыс. избирателей, но не более 500 тыс. избирателей; 3) свыше 500 тыс. избирателей, но не более 1 млн избирателей; 4) свыше 1 млн избирателей, но не более 3 млн избирателей; 5) свыше 3 млн избирателей.
Однако применять эту градацию субъектов Федерации при определении числа депутатов нецелесообразно, так как получится негибкая система. Так, к первой группе будет относиться два субъекта, ко второй — 13, к третьей — 28, к четвертой — 34, к пятой — 6.
Представляется нецелесообразным заимствование зарубежного опыта при определении числа депутатов законодательного органа. Во-первых, эта практика противоречива (можно найти примеры немногочисленных представительных органов в многомиллионных городах, и наоборот, представительных органов, число депутатов в которых составляет несколько сотен при небольшом числе населения в регионе). Во-вторых, механическое перенесение
числа депутатов без учета компетенции и функций конкретного представительного органа недопустимо. В-третьих, даже при совпадении полномочий представительных органов необходимо учитывать уровень социально-экономического развития регионов, состояние законодательной базы и степень ее проработанности и т.д.
Для создания максимальной гибкости правового регулирования следует разбить субъекты Федерации в зависимости от количества избирателей на следующие пять групп: 1) до 500 тыс. избирателей; 2) от 500 тыс. до 1 млн избирателей; 3) от 1 млн до 2 млн избирателей; 4) от 2 млн до 3 млн избирателей; 5) свыше 3 млн избирателей.
В соответствии с этой градацией можно установить следующее число депутатов для каждой группы субъектов: 1) 15 депутатов (+ 5); 2) 20 депутатов (+ 5); 3) 30 депутатов (+ 5); 4) 40 депутатов (+ 5); 5) 50 депутатов (+ 5).
Установление представленной численности депутатов приведет к тому, что в четырех субъектах число депутатов не изменится, в 16 — изменится менее чем на 10, в 19 — изменится в пределах 10—19, в 20 — в пределах 20—29 и в 24 субъектах изменится более чем на 30 депутатов.
Если предоставить возможность законодательным собраниям отклоняться на пять депутатских мандатов от установленной численности в сторону увеличения (+ 5), то это позволит самим субъектам Федерации устанавливать оптимальный состав своих парламентов, не меняя существенных условий формирования регионального представительного органа, предусмотренного федеральным законодательством.
Таким образом, общее число депутатов региональных законодательных органов уменьшится на 1880 и составит 2195, средняя норма представительства составит 48 658 избирателей на один депутатский мандат. Все это приведет к некой усредненной оптимальной модели регионального парламента и позволит избежать значительной его количественной расба-лансировки, на которую было указано Президентом РФ Д.А. Медведевым в его послании Федеральному Собранию РФ.
В сравнительной таблице распределения депутатских мандатов в региональных парламентах курсивом выделены парламенты, имеющие двупалатную структуру.
Распределение депутатских мандатов в регионалънъх парламентах
Субъект Федерации Число избирателей Число депутатов в настоящее время Предлагаемое число депутатов Предполагаемое изменение числа депутатов Норма представительства существующая Норма представительства предполагаемая
Москва 6 998 056 35 50 + 15 199 944 139961
Московская область 5 447 571 50 50 0 108 951 108951
Краснодарский край 3 556 142 70 50 -20 50 802 71123
Свердловская область 3 523 318 49 50 + 1 71 904 70466
Санкт-Петербург 3 357 847 50 50 0 67 157 67157
Ростовская область 3 299 852 50 50 0 65 997 65997
Республика Башкортостан 2 922 491 120 40 -80 24 354 73062
Республика Татарстан 2 831 072 100 40 -60 28 311 70777
Нижегородская область 2 742 532 50 40 -10 54 851 68563
Челябинская область 2 720 320 60 40 -20 45 339 68008
Самарская область 2 491 299 50 40 -10 49 826 62282
Красноярский край 2 129 015 52 40 -12 40 943 53225
Пермский край 2 106 200 60 40 -20 35 103 52655
Кемеровская область 2 099 066 36 40 +4 58 307 52477
Новосибирская область 2 039 733 98 40 -58 20 814 50993
Алтайский край 1 999 177 68 30 -38 29 400 66639
Саратовская область 1 967217 36 30 -6 54 645 65574
Ставропольский край 1 929 075 50 30 -20 38 582 64303
Воронежская область 1 910819 56 30 -26 34 122 63694
Иркутская область 1 863 300 50 30 -20 37 266 62110
Волгоградская область 1 844 337 38 30 -8 48 535 61478
Оренбургская область 1 603 049 47 30 -17 34 107 53435
Омская область 1 533 043 44 30 -14 34 842 51101
Приморский край 1 514321 40 30 -10 37 858 50477
Республика Дагестан 1 433 651 72 30 -42 19 912 47788
Тульская область 1 258 913 48 30 -18 26 227 41964
Ленинградская область 1 244 438 50 30 -20 24 889 41481
Удмуртская Республика 1 217 874 100 30 -70 12 179 40596
Владимирская область 1 217 308 38 30 -8 32 034 40577
Белгородская область 1 187 119 35 30 -5 33 918 39571
Тверская область 1 166 301 33 30 -3 35 342 38877
Кировская область 1 135 492 54 30 -24 21 028 37850
Пензенская область 1 131 242 25 30 +5 45 250 37708
Ярославская область 1 067 252 50 30 -20 21 345 35575
Ульяновская область 1 064 892 30 30 0 35 496 35496
Хабаровский край 1 046 739 26 30 +4 40 259 34891
Брянская область 1 043 197 60 30 -30 17 387 34773
Тюменская область 1 021 589 34 30 -4 30 047 34053
Ханты-Мансийский 1 008 746
автономный округ — Югра 28 30 +2 36 027 33625
Архангельская область 1 001 888 62 30 -32 16 159 33396
Вологодская область 983 232 34 20 -14 28 919 49162
Рязанская область 976 685 36 20 -16 27 130 48834
Курская область 957 465
45 20 -25 21 277 47873
Чувашская Республика 955 051 44 20 -24 21 706 47753
Липецкая область 948 315
56 20 -36 16 934 47416
Ивановская область 883 063 48 20 -28 18 397 44153
Тамбовская область 849 705 50 20 -30 16 994 42485
Продолжение таблицы
Смоленская область 830 020 48 20 -28 17 292 41501
Забайкальский край 809 100 50 20 -30 16 182 40455
Калужская область 798 678 40 20 -20 19 967 39934
Томская область 772 259 42 20 -22 18 387 38613
Курганская область 771954 34 20 -14 22 705 38598
Астраханская область 754 985 58 20 -38 13 017 37749
Республика Коми 748 397 30 20 -10 24 947 37420
Калининградская 742 480
область 40 20 -20 18 562 37124
Мурманская область 682 267 32 20 -12 21 321 34113
Республика Бурятия 678 759 66 20 -46 10 284 33938
Орловская область 660 794 50 20 -30 13 216 33040
Республика Мордовия 657 715 48 20 -28 13 702 32886
Амурская область 646 683 36 20 -16 17 963 32334
Республика Саха (Яку- 594 480
тия) 70 20 -50 8 493 29724
Псковская область 593 834 44 20 -24 13 496 29692
Чеченская Республика 587 164 41 20 -21 14 321 29358
Костромская область 571 439 36 20 -16 15 873 28572
Республика Карелия 564 678 50 20 -30 11 294 28234
Новгородская область 541 502 26 20 -6 20 827 27075
Кабардино-Балкарская 517715
Республика 72 20 -52 7 190 25886
Республика Марий Эл 510 777 52 20 -32 9 823 25539
Республика Северная 483 927
Осетия — Алания 70 15 -55 6 913 32262
Сахалинская область 404 706 28 15 -13 14 454 26980
Республика Хакасия 389 905 75 15 -60 5 199 25994
Ямало-Ненецкий 348 507
автономный округ 22 15 -7 15 841 23234
Республика Адыгея 333 887 54 15 -39 6 183 22259
Карачаево-Черкесская 302 748
Республика 73 15 -58 4 147 20183
Камчатский край 260211 50 15 -35 5 204 17347
Республика Калмыкия 211674 27 15 -12 7 840 14112
Республика Ингушетия 165 968 27 15 -12 6 147 11065
Республика Тыва 164 110 162 15 -147 1 013 10941
Республика Алтай 141 813 41 15 -26 3 459 9454
Еврейская автономная 133 887
область 16 15 -1 8 368 8926
Магаданская область 124 162 25 15 -10 4 966 8277
Ненецкий автономный 38 319
округ 11 15 +4 3 484 2555
Чукотский автономный 36 553
округ 12 15 +3 3 046 2437
106 805
Итого 066 4075 2195
Среднее 1 286 808 49 26 26 210 48658