Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОМАНДЕ СТАРТАПА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОМАНДЕ СТАРТАПА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРТАП / КОМАНДА / ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ганбаров А.Т., Евдошенко О.И.

В статье автор рассказывает о методологии изучения отношений в команде. Автор предлагает провести социометрический опрос для формирования социограммы, с помощью которой можно наглядно продемонстрировать внутренние отношения между членами команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОМАНДЕ СТАРТАПА»

УДК 65.014.12

Ганбаров А.Т.

студент 4 курса факультета цифровых технологий и кибербезопасности АГУ, кафедра информационных технологий.

Астраханский государственный университет (Россия, г. Астрахань)

Евдошенко О.И.

кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий.

Астраханский государственный университет (Россия, г. Астрахань)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОМАНДЕ СТАРТАПА

Аннотация: в статье автор рассказывает о методологии изучения отношений в команде. Автор предлагает провести социометрический опрос для формирования социограммы, с помощью которой можно наглядно продемонстрировать внутренние отношения между членами команды.

Ключевые слова: стартап, команда, отношения, социометрия.

Актуальность

Стартап — это компания, созданная для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Воспроизводимость — это возможность многократно продать полученное решение. Масштабируемость — возможность существенного роста проекта. Помимо этого, важной отличительной особенностью стартапов является технологичность.

Стартапы призваны решать проблемы и задачи, которые со временем становится возможным решить благодаря использованию результатов технического прогресса. Или, как говорил основатель Twitter'a Исаак "Биз" Стоун, современные

высокотехнологичные проекты должны служить одной цели: упрощать пользователям любые действия в их повседневной жизни.

Началом работы над любым стартапом является поиск идеи, формирование команды и создание его прототипа.

Далее прототип превращается в полноценный продукт, трансформируется и развивается, многократно масштабируясь. В течение всего этого времени стартап несколько раз привлекает инвестиции, команда стартапа растет, а сложность продукта увеличивается.

В конечном счете, целью создания стартапа является его продажа крупной корпорации либо вывод его акций на биржу и продолжение работы в качестве отдельной компании.

Но не все стартапы доходят этот путь до конца.Около 90% стартап проектов терпят крах[1]. Частой проблемой является недопонимание между членами команды. Основную роль в решении данной проблемы играет лидер - создатель стартап-проекта. Данная статья посвящена методике, позволяющей выявить симпатии и антипатии между членами команды, а также определение формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Цель

Провести обзор метода, позволяющего выявить симпатии и антипатии внутри команды для последующего применения результатов и правильного структурирования мини-групп.

Обзор

Социометрическая техника нужна для исследования межличностных отношений в группе в целях их изменения и улучшения. Слово "социометрия" означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Социометрическая процедура - метод получения эмпирической (чувственные

ощущения) информации, используемый в социологии и социальной психологии с

9

целью изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) социальных группах.

Основными целями социометрической процедуры являются[2]:

1. Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе

2. Выявление симпатий и антипатий

3. обнаружение внутригрупповых подсистем (сплоченных образований), во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая процедура представляется собой опросник, дающий возможность выявить симпатии и антипатии между членами группы. Социометрический опрос должен проводиться сторонними лицами для соблюдения анонимности внутри команды.

Для составления опроса необходимо создать список критериев и список вопросов по этим критериям. Примеры критериев и вопросов:

Критерий Вопрос

Компетентность Если бы команда распалась, с кем бы вы продолжили разработку продукта? Если бы команда распалась, с кем бы вы ни за что не продолжили бы разработку продукта?

Взаимная поддержка и доверие С кем бы вы никогда не отправились в кругосветное путешествие?

Определение лидера Кто из вашей команды является примером для подражания и мотивирует вас на усердную работу?

После подготовки вопросов и критериев они заносятся на карточку.

Пример карточки:

№ Критерий Вопрос Выборы

(Фамилии)

1 Компетентность а) Если бы команда распалась, 1) ...

с кем бы вы продолжили 2) ...

разработку продукта? 3) .

б) Если бы команда распалась, 1) ...

с кем бы вы ни за что не 2) ...

продолжили бы разработку 3) ...

продукта?

2 Взаимная С кем бы вы никогда не 1) ...

поддержка и отправились в кругосветное 2) ...

доверие путешествие? 3) ...

3 Определение Кто из вашей команды 1) ...

лидера является примером для 2) ...

подражания и мотивирует вас 3) ...

на усердную работу?

Каждый член группы обязан ответить на все вопросы, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д. Ответы на вопросы позволяют обнаружить скрытые или видимые симпатии и антипатии между членами команды.

Такой способ выбора членов команды параметрической процедурой. В параметрической процедуре испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц из всех членов группы, т.е. вводится так называемое социометрическое ограничение.

Но как выбрать правильное число для ограничений в параметрической процедуре?

Число членов в группе Социометрическое ограничение

5-7 1

8-11 2

12-16 3

17-21 4

22-26 5

27-31 6

31-36 7

Пример параметрической процедуры с ограничением числа выборов в 3 человека: В карточке есть вопрос:

«Если бы команда распалась, с кем бы вы продолжили разработку продукта?» И есть инструкция с параметрической процедурой:

«Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».

Прежде чем начать обрабатывать результаты необходимо построить социоматрицу (по вертикали за номерами записываются фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер) по желаемому нам критерию:

№ Фамилия 1 2 3 4 5

1 Иванов - +1 +2

2 Петров +1 - +3 +2

3 Сидоров -1 +1 - +2 +3

4 Данилова +2 - +1

5 Яковлева +2 -

Кол-во выборов 2 4 0 2 4

Сумма баллов 0 6 0 5 8

Рейтинг Я (кол-во баллов / 3) 0 2 0 1,67 2,67

Социометрический статус (индекс 0 0,5 0 0,4175 0,6675

популярности) 8=Я/ (N-1),

где N - количество участвующих в

опросе

На соответствующих пересечениях баллы для данного члена команды обозначают, что его:

+3 (-3) - выбрали в первую очередь +2 (-2) - выбрали во вторую очередь +1 (-1) - выбрали в третью очередь

Статус - это положение человека в системе межличностных отношений и мера его психологического влияния на членов группы. Показатель статуса более 0,55 следует считать хорошим; если же он меньше 0,3, то индивиду следует пересмотреть свое поведение, выявить причины своего отторжения и поднять свой авторитет в группе. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает нам наглядную картину взаимоотношений в команде. Также можно делать суммарные социоматрицы по нескольким критериям одновременно.

На основе социоматрицы строится социограмма - графическое изображение взаимоотношений в группе.

В качестве примера нарисуем дифференциальная социограмму:

Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.

Третий круг — зона пренебрегаемых(игнорируемых), в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного

очка.

С помощью социограмм можно находить центральных, наиболее влиятельных членов команды. Также с её помощью можно находить взаимные пары и группировки (лица, которые выбирают друг друга).

Данная методика направлена на выявление структуры группы по критерию уважения, признания значимости членов группы, значимости ценности их мнения в отношении важных для группы проблем, степени авторитетности членов группы.

Социометрическая не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Вывод

Использование социометрического метода позволяет определить формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в проектах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Дифференциальная социограмма позволила выявить неформальных авторитетов. Вероятность успешно завершить проект очень сильно возрастет, если позволить данным личностям руководить определёнными структурами в проекте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Почему 90% стартапов терпят неудачу. [Электронный ресурс] URL: https://artjoker.ua/ru/blog/pochemu-90-startapov-terpyat-neudachu-chto-nuzhno-znat-ob-ostalnykh-10/ (дата обращения 16.02.2020); Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] URL:_ https://students-library.com/library/read/59633-metod-sociometriceskogo-issledovania-

mezlicnostnyh-otnosenij -v-gruppe (дата обращения 16.02. 2020);

Социограмма [Электронный ресурс] URL:_ http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/73-diagnosis-of-interpersonal/477-sociogram (дата обращения 16.02. 2020); Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] URL: https://psyfactor.org/moreno.htm (дата обращения 16.02. 2020);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социометрия [Электронный ресурс] URL:_ https://keep-sane.ru/raznoe/sociometriya-kratko-tema-8-sociometriya.html#i-5 (дата обращения 16.02. 2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.