Научная статья на тему 'Определение методологии познания правомерного поведения'

Определение методологии познания правомерного поведения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
346
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПОЗНАНИЕ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / LAWFUL BEHAVIOR / METHODOLOGY / KNOWLEDGE / DIALECTIC METHOD / SOCIOLOGICAL METHOD / CULTUROLOGICAL METHOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конарев С. В.

Рассматриваются методы исследования правомерного поведения, что позволяет выйти на содержательный уровень рассмотрения данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF METHODOLOGY OF KNOWLEDGE OF LAWFUL BEHAVIOR

In article methods of research of lawful behavior that allows to leave on substantial level of consideration of the given phenomenon are considered.

Текст научной работы на тему «Определение методологии познания правомерного поведения»

зультат отражения и социально-субъективной интерпретации реально существующих социальных закономерностей, тенденций, связей, отношений, противоречий и т.п. Между тем основное практическое и теоретическое значение правопонимания состоит не в том, что это одна из форм отражения и выражения реально существующих явлений, вещей (этот аспект смело можно называть второстепенным, предпосылочным), а именно в том, что наше сознание в данном случае в форме правосознания не только отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его9. Следовательно, правопонимание идет бок о бок с правовым развитием.

Плюрализм правопонимания современной юридической науки предлагает новые горизонты рассмотрения всех процессов, происходящих с правом, придавая ему черты законченности, определенности. Поэтому концепция широкого правопонимания, занимающая на современном этапе главенствующее место в юридической науке, является тем необходимым инструментом, позволяющим по-новому посмотреть не только на право в целом, но и на его развитие и функционирование как сложной самоорганизующейся системы.

9 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2002. С. 342.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

С.В.КОНАРЕВ,

соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве E-mail: konsisplus@rambler.ru

Аннотация. Рассматриваются методы исследования правомерного поведения, что позволяет выйти на содержательный уровень рассмотрения данного феномена.

Ключевые слова: правомерное поведение, методология, познание, диалектический метод, социологический метод, культурологический метод.

DEFINITION OF METHODOLOGY OF KNOWLEDGE

OF LAWFUL BEHAVIOR

S.V. KONAREV,

competitor of the Department of State and Law Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article methods of research of lawful behavior that allows to leave on substantial level of consideration of the given phenomenon are considered.

Keywords: lawful behavior, methodology, knowledge, dialectic method, sociological method, culturological method.

На протяжении многих столетий проблема правомерного поведения выходит на первый план. Это обусловливается, прежде всего, необходимостью исследования данного феномена в силу того, что право, как и общество, развивается, меняя свои содержательные особенности. Другим фактором обращения к проблеме правомерного поведения являются новые возможности исследования этого феномена, которые кроются, прежде всего, в методологии познания правовой действи-

тельности. Наука тоже не стоит на месте. С одной стороны, необходимо обращаться к методам, которые ранее считались неприемлемыми для исследования правовых явлений в силу идеологических причин или недостаточности научного знания, с другой стороны, открываются новые горизонты, исследователь вооружается новыми приемами и способами изучения правовых реалий.

Большинство работ, посвященных данной проблематике, основывается на использовании

формально-логических и диалектических приемов научного познания. Попробуем определить — насколько данные методы адекватны выбранному исследованию и что нового они могут привнести в научный потенциал юридического метода при изучении правомерного поведения.

Как верно отмечает современный отечественный философ, юрист В.П. Малахов: «Традиционно к методам научного познания относят методы индуктивного и аналогического (сравнительного) логического мышления, которые позволяют получать выводы вероятностного характера, а качество получаемых результатов связывают со степенью вероятности (обоснованности) выводов. Эти методы составляют основу эмпирической теории, оперирующей конкретными свойствами, явлениями и т.п. Более того, в эмпирической науке они фактически выступают в роли общих принципов, формальных матриц познания. Но поскольку, эмпирическая теория не может опираться на формальный анализ, так как она содержательна, постольку формальные структуры в ней имеют лишь узкопознавательное значение»1.

Оперируя методами формальной логики, мы обращаем внимание на форму в отвлечении от содержания, что, с одной стороны, дает нам матрицу познания правомерного поведения в рамках нормативного правопонимания, но отрывает юридическое знание от содержательных компонентов правомерности. Данный аспект существенно умаляет исследование и без обращения к другим методам не может использоваться как единственно возможный при анализе исследуемого феномена.

Правомерное поведение — это, прежде всего, само право в действии. Поэтому мы не можем обойти вопрос о тех факторах, которые его обусловливают, о тех процессах, которые так или иначе способны воздействовать на его содержательные особенности. Применительно к данному кругу вопросов необходимо применить методы диалектического познания. Наиболее удачное применение данной методологии касается вопросов объяснения аспектов соотношения ценностных и нормативных начал содержания правомерного поведения в различных сферах правового регулирования.

Диалектика приводит нас к знанию о закономерностях в поведении, обусловленных правовой формой последнего. Выявление закономерностей

правомерного поведения обращает внимание, прежде всего, на процесс превращения внутреннего мира субъекта права во внешние акты реализации права.

Закономерность правомерного поведения—это объективное развитие связи между правом, внутренним состоянием адресата норм, его внешними поступками и иными факторами, воздействующими на превращение субъективного состояния в правомерные действия. Она устойчиво и существенно обусловливает количественное и качественное соответствие содержания и направленности поведенческого акта требованиям правовых норм2.

Правовые нормы, прежде чем выполнить регулирующую функцию, опосредуются сложным комплексом отношений между многообразными элементами нескольких подсистем психической целостности. Последние находятся в постоянном прямом и опосредованном взаимодействии с внешними факторами, которые остаются практически безжизненными, если они не интегрированы субъектом действия. С другой стороны, закономерным является замещение информации

0 внешних факторах ее суррогатом в случаях недостаточной информированности субъекта. Начало «приспособляемости» — существенная черта сей сферы реализации права3.

Диалектическая методология раскрывает связь формы и содержания правомерного поведения, а также взаимовлияние и единство нормативного и ценностного элементов его содержания.

Правомерное поведение — это интеллектуальный процесс, требующийся для осуществления права4, в ходе которого происходит превращение внутреннего состояния человека в действия по отношению к правозначимым субъектам. Такое превращение возможно на основе внутреннего согласия субъекта с требованиями нормы права, опосредованное различными мотивами. Используя психологический подход, можно выйти на понятие «психологическая детерминация законопослушного поведения», гораздо более глубокого и действенного, чем нормы государственной власти.

1 Малахов В.П., ЭриашвилиН.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории: моногр. М., 2011. С.15.

2 Лазарев В.В. Выявление закономерностей правомерного поведения // Советское государство и право. М., 1983. N° 11. С. 21.

3 Там же. С. 24.

4 Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Харьков, 2000.

Способность правового мышления к интуитивному самоопределению в нормативно-ценностных контекстах социально-правовой реальности во многом опирается на бессознательные элементы психической саморегуляции.

С помощью рассматриваемого метода можно вывести право за рамки интеллектуальной стороны, сосредоточив внимание на психологической стороне формирования правомерного поведения, а также на его психологических признаках. По верному замечанию О. Шпенглера: «...право обращено к людям, а люди и помимо статутов внутренним образом понимают то, о чем нет нужды говорить, понимают именно в силу этого и прекрасно себе представляют, как им пользоваться»5.

Правомерное поведение — это и форма жизнедеятельности в сфере социально-правового регулирования, основанная на реализации требований права в форме их соблюдения, исполнения, использования и применения6. В данном случае, уместно использовать социологическую методологию. Последняя раскрывает нам поведение не только с точки зрения результата, но и с точки зрения функциональных особенностей данного явления. Наиболее значимыми исследованиями в этой области является теория действия.

Правомерное поведение личности является одним из компонентов механизма действия права. Если под действием права понимать сложную динамичную систему, рассматриваемую в единстве структурного содержания нормативных регуляторов общественных отношений и их функционирования, направленного на перевод правовых предписаний в социальное поведение, то правомерное поведение является следствием лишь существования норм права. Следовательно, источники, собственно движущие силы действия права, всецело заключаются в государственных установлениях. Такая формула действия права не отражает его сущности, всего многообразия, которое содержит в себе данный феномен.

Право в действии — это поведение людей, соответствующее по своим результатам объективному значению требованиям права и продиктованное правомерными мотивами7.

К социальному механизму действия права следует причислить социальные факторы, информационную и социально-психологическую системы

восприятия личностью права, его норм, институтов, влияющих на формирование правомерного поведения8.

Отдельное действие всегда вторично по отношению к социальной реальности, элементом которой являются правовые нормы. В поведении первичным всегда оказываются внутренние побудительные силы человека, т.е. то, что свидетельствует об активном отношении человека к обществу, его ценностям, к праву и т.д. В рамках простого, выполняемого элементарно логическими средствами сравнения действий с существующими на их счет нормами права проблему правомерности поведения решить полностью нельзя. Поэтому не только правомерное поведение, но и само действие права необходимо рассматривать с учетом ценностной основы правового регулирования. Наиболее приемлемым тогда будет определение действия права как способности права в определенной среде оказывать информативное и ценностно-мотива-ционное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно целям, принципам и предписаниям права правомерный характер их деятельности и поступков, достижение цивилизованными средствами фактических результатов и на этой основе способствовать утверждению реального господства права в общественных отношениях.

В дескриптивном аспекте правомерное поведение предстает как категория социологического плана. В данном случае правомерное поведение оказывается вообще выражением правовой значимости (позитивной или негативной) проявлений социальной активности людей, результатом правовой оценки. И тогда правомерность отличается от безразличности (нейтральности) в поведении, а вовсе не от неправомерности в поведении.

В прескриптивном аспекте правомерное поведение предстает как категория аксиологического плана. «Правомерное поведение, — справедливо отмечает В.И. Гойман, — есть качественная, аксиологическая характеристика активности участников

5 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М., 1998. Т. 2. С. 85.

6 Безруков А.В. Правосознание как фактор мотивации правомерного поведения: моногр. Мурманск, 2009. С. 47.

7 ОксамытныйВ.В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985. С. 36.

8 Там же. С. 43.

социальных процессов, реализуемая в сфере действия права»9. Правомерное поведение в этом плане предстает как требуемое и признаваемое обществом проявление социальной активности человека, принципиально отличное от неправомерного поведения как поведения нежелательного и вредного.

Интересна в этом отношении позиция отечественного философа А.А. Ивина, построившего собственную аксиологическую концепцию. Он характеризует соотношение дескриптивного и пре-скрептивного подходов как оппозицию между истинностным и ценностным отношением человека как субъекта познания к объекту восприятия: «Истинностный и ценностный подходы к вещам не тождественны друг другу. Они имеют противоположную направленность и уже поэтому не могут совпадать. В случае истинностного подхода движение направлено от действительности к мысли. В качестве исходной точки выступает действительность, а задача заключается в том, чтобы дать ее адекватное описание. При ценностном подходе движение осуществляется от мысли к действительности. Исходной является оценка существующего положения вещей, и речь идет о том, чтобы преобразовать его в соответствии с этой оценкой или представить в абстракции такое преобразование10.

Помимо этого, другим аспектом будет проблема места и роли «оценки» в правомерном поведении. С одной стороны, нормы — это частный случай ценностного отношения между мыслью и действительностью11. Правовая норма — это социально навязанная и социально закрепленная оценка. С другой стороны, помимо нормы мышление индивида оценивает действительность, определяя приемлемые, удобные, разумные и т.д. варианты, способы поведения. Рассматривать правомерное поведение вне оценок невозможно. Само слово «правомерное» указывает на необходимость оценочных суждений при определении критериев такой правомерности.

Правомерное поведение, являясь разновидностью социального поведения, имеет коммуникативную направленность, представляя собой определенный смысл, и этот смысл соотносится с существующими социальными ценностями. Поведенческие акты возникают на основе социальных и биологических предпосылок, могут носить творческий характер, быть результатом сознательного

целеполагания на основе определенных нормативно-ценностных установок. Мы уже отмечали, что правомерное поведение как социально-правовое явление можно понимать как интеллектуальный процесс, требующийся для осуществления права. В ходе указанного процесса происходит превращение внутреннего состояния человека в действия по отношению к социально-значимым явлениям. Выделяя смыслообразующие характеристики правомерности, мы обращаемся к феноменологическому методу, способному объяснить, что является результатирующим фоном правомерного поведения, где кристаллизуется знание о праве и определяются тенденции, ложащиеся в основу ценностных ориентаций и правовых установок лица.

Феноменологический анализ тесно переплетается с культурологической и антропологической методологиями.

Практически все, что делает человек, приобретается, поскольку он является членом общества и находится под воздействием социокультурных факторов. Культура относится к деятельности, мыслям и ощущениям, и артефактам, которые человек приобретает как член общества. По определению любая деятельность, идея или артефакт являются социально стандартизированными, если они соотносятся с членством в некоторой человеческой совокупности.

Соотнося свое поведение с мифами и архетипами, индивиды сознательно используют последние для организации и нормализации собственной жизнедеятельности. Эти явления показывают, что культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития и, по мысли А. Шюца, организует процессы, протекающие в жизненном мире — сфере человеческих взаимоотношений12.

Множественность подходов к исследованию правомерного поведения необходима и целесообразна на современном этапе развития права. В силу этого и ряда других не менее актуальных задач при исследовании правомерного поведения необходимо самое непосредственное внимание уделять проблемам адекватной методологии.

9 ГойманВ.И. Действие права: метод. анализ. М., 1992. С. 62.

10 Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000. С. 180.

11 Ивин А.А. Аксиология. М., 2006. С. 156.

12 ИонинЛ.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. пособие; 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 45—49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.