Научная статья на тему 'Проблема правопонимания при рассмотрении феномена развития права'

Проблема правопонимания при рассмотрении феномена развития права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
995
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / РАЗВИТИЕ ПРАВА / ПРАВОПОНИМАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА / ТЕОРИЯ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / LAW / DEVELOPMENT OF LAW / LEGAL SENSE / NATURAL-LEGAL DOCTRINE / THEORY OF POSITIVE LAW / SOCIOLOGICAL CONCEPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранова О. В.

Статья посвящена одной из наиболее дискуссионных тем, касающейся проблемы правового развития с точки зрения основных концепций правопонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LAW WHEN CONSIDERING PHENOMENON OF DEVELOPMENT RIGHTS

The article deals with one of the most controversial topics concerning the problems of legal development in terms of the basic concepts of law.

Текст научной работы на тему «Проблема правопонимания при рассмотрении феномена развития права»

зационно-педагогические меры и положения. Только тогда будет возможно реальное включение человека с особыми образовательными нуждами в обычные условия.

Развивая инклюзивное образование в Российской Федерации, усилия государства должны быть

направлены на то, чтобы в рамках российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех инвалидов, как детей, так и взрослых, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

ПРОБЛЕМА ПРАВОПОНИМАНИЯ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ФЕНОМЕНА РАЗВИТИЯ ПРАВА

О.В. БАРАНОВА,

адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве E-mail: bubochka@nm.ru

Аннотация. Статья посвящена одной из наиболее дискуссионных тем, касающейся проблемы правового развития с точки зрения основных концепций правопонимания.

Ключевые слова: право, развитие права, правопонимание, естественно-правовая доктрина, теория позитивного права, социологическая концепция.

THE PROBLEM OF LAW WHEN CONSIDERING PHENOMENON OF DEVELOPMENT RIGHTS

O.V. BARANOVA,

lecturer of the Department of State and Law Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article deals with one of the most controversial topics concerning the problems of legal development in terms of the basic concepts of law.

Keywords: law, development of law, legal sense, natural-legal doctrine, theory of positive law, sociological concept.

Рассматривая процесс развития права, перед исследователем неизбежно встает вопрос: о развитии какого права идет речь? Правопонимание играет важную роль в нашей проблематике и тесным образом связано с разработкой многочисленных концепций по развитию современного права. В этой связи одной из центральных задач современной науки о праве является создание такой парадигмы знаний, в соответствии с которой устоявшееся представление о праве как инструменте государства уступает место более широкому пониманию права в контексте цивили-зационного подхода. Каждая концепция обязательно обращена на развитие права, всячески способствует его расширению и совершенствова-

нию. Такое широкое понимание права свойственно, в частности, социологической концепции, ориентированной на «право в действии», «живую практику» и развитие права в целом.

Рассмотрим проблему развития права с точки зрения классических концепций правопонимания.

Право в нормативном правопонимании является совокупностью охраняемых государством норм, т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Г. Кельзен подчеркивал, что чистая теория «не отрицает того, что содержание любого позитивного порядка, будь то право международное или национальное, обусловлено историче-

скими, экономическими, моральными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении»1. Нормативизм развивает тезис о том, что право следует познавать лишь из самого права, и подкрепляет его ссылкой на постулат, согласно которому «должное» — это особая, доопытная сфера, создаваемая человеческим разумом и независимая от природы и общества. Поскольку право представляет систему правил должного поведения, оно лежит в сфере «должного» и, следовательно, независимо от сущего2. Развитие права в данном контексте является ни чем иным как развитием государственного права, его техническим совершенствованием. Развитие права — это те процессы, которые происходят с правом по воле государства, с помощью государства и отражают, прежде всего, развитие самой государственности. От нормативного правопони-мания плавно переходим к философскому.

Право в философском правопонимании — это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих непосредственно. Как можно охарактеризовать развитие естественного права? Скорее всего, это развитие его содержания, или, точнее, развитие представлений о его содержании. Так как, те представления об абсолютном, должном порядке не нуждаются в развитии, а скорее лишь в обеспечении их действенности, в мере признания их государством.

Концепции естественного права довольно разнообразны. Одним из сторонников естественной концепции являлся Т. Гоббс. В своей теории он исходит из посылок о естественном состоянии, естественных (природных) правах человека и об общественном договоре, породившем положительное право. Основу естественного состояния, по Т. Гоббсу, составляет природное равенство людей в отношении физических и умственных способностей. Из равенства способностей следует равенство надежд на достижение целей. Поэтому если у двух людей есть одна цель, которую они могут достичь только по отдельности, они становятся врагами. Таким образом, равенство порождает взаимное не-

доверие, следствием которого является война. «Отсюда видно, — пишет мыслитель, — что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной всех против всех»3. В этом состоянии действует естественное право, интерпретируемое философом как «свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого»4. Дабы предотвратить состояние «войны всех против всех», люди заключают общественный договор и таким образом создают государство, выступающее гарантом мира и реализации естественных законов. Развитие права есть развитие человека и в этом состоит смысл рассмотрения данного явления.

Современные естественно-правовые теории, опираясь на классические учения XVII—XVIII вв., признают существование наряду с позитивным правом идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву. Современное понимание естественного права существенно отличается от вышеизложенных трактовок. По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились, прежде всего, взгляды на человека как носителя естественных прав. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлении об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных определений как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии

1 КельзенГ. Чистое учение о праве. Вып. 1. М., 1987. С. 12.

2 Байтин М.И. Сущность права: современное нормативное правопонимание на грани двух веков. Саратов, 2001. С. 39.

3 Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского: соч. в 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 95.

4 Там же. С. 99.

и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства и т.п.)5. Новейшие естественно-правовые учения смыкаются с теориями социального государства и плюралистической демократии. В современном понимании естественное право не рассматривается как совокупность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний. Иначе говоря, естественно-правовые воззрения в современной юриспруденции сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов.

При рассмотрении права в социологическом правопонимании необходимо принимать реальное поведение людей с их потребностями и интересами, считаться с ними и фактически закреплять в законах их реальное содержание для удобства и удовлетворения потребностей. Формирование и изменение права происходит в рамках развития общественной системы. В ходе социокультурной эволюции право приспосабливается к складывающимся или уже установившимся формам жизни и поведения. При этом юридические нормы возникают не столько как рациональные умозаключения, сколько как результат не вполне осознаваемых социально-исторических процессов, которые нельзя выразить искусственным путем и можно лишь отчасти смоделировать. Развитие права необходимо рассматривать как развитие самоорганизующейся системы, которая эволюционирует в рамках большей системы — общества, сообразуясь и с ее внутренними законами развития. Это, с одной стороны, с другой стороны, при рассмотрении развития права необходимо учитывать не только воздействие этой системы на право, но и обратные связи, которые, так или иначе, предопределяют и изменение самого права, а также правопонимания вместе с историческим процессом.

Каждой исторической эпохе свойственно свое правопонимание. Г.Ф. Шершеневич писал: «Вниманию исследователя принадлежит только то право, которое действует, но не то право, которое должно бы действовать. Этим ограничением избегается при определении понятия опасность смешения права с правовым идеалом, со справед-ливостью»6. Еще в конце XIX в. С.А. Муромцев

критиковал отождествление законов развития права с общими юридическими принципами, предлагая понимать под законами «постоянство, которое существует в силу природы вещей в отношениях между явлениями, или явлениями и их условиями и последствиями»7. Рассматривая и ныне юридические принципы как некоторые совокупности субъективно обусловленных историко-юридических явлений, следует тем не менее констатировать, что, пройдя по спирали социального развития, человечество на более высоком уровне все же вернулось к пониманию развития права как постепенного осуществления высших принципов справедливости. Поэтому мы и признаем, что право — это не только позитивное право, не только законодательство, оно «выше» законодательства, оно — «исторически сложившаяся мудрость человечества»8.

Соответственно правовое развитие идет параллельно с обществом, сопутствуя ему, обновляя нормы закона, поведения и т.п., но при этом всегда придерживается тех или иных критериев и, развиваясь, всегда опирается на свою историю и прецеденты прошлых лет и даже веков, хотя это не мешает и не ограничивает развитие права в целом, а всего лишь дает ему возможность не совершать прежних ошибок и двигаться вперед.

В отечественной теории права преобладает позитивистское правопонимание, что затрудняет его интеграцию с теорией социальных систем. Юридический позитивизм ограничивает понятие права формально корректно установленной нормой, сводит правовую систему к системе таких норм, а систему научного знания о праве — к системе высказывания о нормах. Подобный подход препятствует уяснению зависимости права от социальных факторов, восприятию правовой системы в качестве элемента общественной системы, отрицает ценность социологического познания права и социологического правопонимания.

В заключение можно сделать вывод, что пра-вопонимание есть продукт нашего сознания, ре-

5 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. М., 2004. С. 166.

6 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. М., 2010. С. 273.

7 Муромцев С.А. Определение и основное разделение права; 2-е изд. СПБ., 2004. С. 28, 29.

8 Керимов Д.А. Избранные произведения: в 3 т. М., 2007. Т. 1. С. 109.

зультат отражения и социально-субъективной интерпретации реально существующих социальных закономерностей, тенденций, связей, отношений, противоречий и т.п. Между тем основное практическое и теоретическое значение правопонимания состоит не в том, что это одна из форм отражения и выражения реально существующих явлений, вещей (этот аспект смело можно называть второстепенным, предпосылочным), а именно в том, что наше сознание в данном случае в форме правосознания не только отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его9. Следовательно, правопонимание идет бок о бок с правовым развитием.

Плюрализм правопонимания современной юридической науки предлагает новые горизонты рассмотрения всех процессов, происходящих с правом, придавая ему черты законченности, определенности. Поэтому концепция широкого правопонимания, занимающая на современном этапе главенствующее место в юридической науке, является тем необходимым инструментом, позволяющим по-новому посмотреть не только на право в целом, но и на его развитие и функционирование как сложной самоорганизующейся системы.

9 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2002. С. 342.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

С.В.КОНАРЕВ,

соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве E-mail: konsisplus@rambler.ru

Аннотация. Рассматриваются методы исследования правомерного поведения, что позволяет выйти на содержательный уровень рассмотрения данного феномена.

Ключевые слова: правомерное поведение, методология, познание, диалектический метод, социологический метод, культурологический метод.

DEFINITION OF METHODOLOGY OF KNOWLEDGE

OF LAWFUL BEHAVIOR

S.V. KONAREV,

competitor of the Department of State and Law Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article methods of research of lawful behavior that allows to leave on substantial level of consideration of the given phenomenon are considered.

Keywords: lawful behavior, methodology, knowledge, dialectic method, sociological method, culturological method.

На протяжении многих столетий проблема правомерного поведения выходит на первый план. Это обусловливается, прежде всего, необходимостью исследования данного феномена в силу того, что право, как и общество, развивается, меняя свои содержательные особенности. Другим фактором обращения к проблеме правомерного поведения являются новые возможности исследования этого феномена, которые кроются, прежде всего, в методологии познания правовой действи-

тельности. Наука тоже не стоит на месте. С одной стороны, необходимо обращаться к методам, которые ранее считались неприемлемыми для исследования правовых явлений в силу идеологических причин или недостаточности научного знания, с другой стороны, открываются новые горизонты, исследователь вооружается новыми приемами и способами изучения правовых реалий.

Большинство работ, посвященных данной проблематике, основывается на использовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.