Определение личностных качеств человека посредством использования графологического метода исследования
Барабанов Р. Е.
Письмо — привычное для каждого из нас действие, которому мы начинаем обучаться с первых лет жизни. Выводя на листе бумаги незамысловатые линии, каждый из нас формирует свой индивидуальный, непохожий на всё остальное почерк. Когда происходит акт написания, далеко не все задумываются над тем, что представляет собой этот процесс и какие скрытые особенности он в себе несет.
Люди издавна начали подмечать интересную и в то же время загадочную связь между личностными качествами человека и его почерком. Только с начала двадцатого столетия ряд крупных европейских ученых обратил внимание на несомненный и неопровержимый факт связи между почерком и личностью, выделяя в письме тончайшее орудие определения внутреннего состояния человека.
Как бы то ни было, но почерк является неким зеркалом, отражением нашего скрытого в глубинах подсознания «Я». Функцию проецирования всех переживаний, состояний и психических аспектов нашего разума на реальную действительность выполняет процесс письма. Учитывая тот факт, что в работу включаются различные анатомо-физиологические системы нашего организма, такие как опорно-двигательная, зрительная, нервная и другие, можно с уверенностью сказать —акт письма один из самых сложных в реализации психомоторной деятельности человека. Ведь только человек наделен способностью к воспроизведению речи и отражению звукобуквенного состава на письме, посредством определенных символов и знаков.
Считаясь с задачами современности, в представленной работе я обращаю главное внимание на отражение в почерке работоспособности человека и самого процесса его психической деятельности. Основная роль отводится определению главных принципов, по которым можно судить о целостности и системности полученных данных.
В настоящее время нам известен ряд научных дисциплин, предметом изучения которых является человек, его психические, психологические и личностные особенности, проявление которых зависит от степени социализации и индивидуального развития в онтогенезе. Одно из видных мест в этом ряду научных знаний занимает графология.
Чтобы лучше понять специфику данного метода исследования, необходимо обратиться к истории самого понятия. Первые попытки сбора информации в этой области относятся к семнадцатому веку, но основоположником данного направления считается аббат Мишон (род. 1806 г., ум. 1881 г.); по его инициативе в конце девятнадцатого столетия были созданы графологические общества, написано несколько сочинений по этому предмету и возникли специальные журналы.
Продолжателем дела Мишона в этой области стал его ученик Адриан Варинар. Он возглавил графологическое движение, написал учебник по графологии,
который впоследствии был переведен на различные иностранные языки, в том числе и на русский. Вари-нар принял на себя обязанности президента Графологического Общества и стал редактором журналов. Исследования, проводимые им и рядом других крупных европейских ученых, таких как Лангебрух, Швид-ланд, были единичны в своем исполнении и не имели четкого определения. В основу научного знания по графологии были положены тогда не систематизированные, случайные и маловажные признаки. Мнения и наблюдения в большинстве своем различались и зависели от субъективного подхода каждого из исследователей этой области знаний.
Огромный и неоспоримый вклад в изучение проблем графологии как науки внес Крепье-Жамэн. Его усилиями была опубликована статья «Почерк и характер», в которой он дает вполне научное обоснование графологических законов, поднимая авторитет графологии в глазах мировой общественности.
Графология на протяжении долгого времени оставалась в тени научных знаний, поскольку её основные положения не были подтверждены практическими данными. В конце девятнадцатого столетия широкое развитие получила экспериментальная психопатология. Как раз она то и пришла на помощь, при проверке графологических положений путем гипнотических опытов, которые являются прикладной областью патопсихологии.
В 90-ых годах девятнадцатого века ряд европейских ученых, независимо друг от друга, подошли к проверке графологических данных с точки зрения гипнотического внушения своим пациентам. Посредством этих опытов были выявлены и описаны основные графологические законы. Результаты последовательного внушения различных признаков личности оказались разноплановыми и характерными исключительно для отдельных признаков.
Интересной областью для изучения является изменение почерка в возрастном аспекте, его динамика на протяжении всего периода онтогенеза. Доказанным фактом является то, что способ письма и сама фактура начертания имеет свойство изменяться в зависимости от возраста, соответствующего настроения, психологического состояния и факторов среды, влияющих на человека.
Данное выше положение было подтверждено при помощи испытуемых, которых под действием гипнотического состояния возвращали в различные периоды их жизни. Почерк развертывался, как кинолента, и точно соответствовал почерку того периода жизни, в который был возвращен автор. Так же реагировал почерк и на последовательное (внушенное) повышение возраста, письмо становилось увереннее, рисунок принимал уже более определенный характер. Все проведенные опыты заставили учёных прийти к выводу, что графология имеет реальное основание и, несомненно, должна получить статус науки как отдельной
области знаний. Одной из приоритетных задач графологии стало этологическое изучение почерка.
Так что же такое представляет собой графология? Графология —это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Не стоит путать графологию с общим понятием «почерковедение», так как оно включает в себя ряд научных дисциплин, связанных с изучением почерка. Графология же в большинстве своем является наукой узкого круга специализации, что дает ей право более детально и точно подходить к изучению тех или иных вопросов почерка.
Наш почерк неразрывно связан с письмом. Давать определение этому понятию весьма сложно, так как оно расценивается в разных научных источниках по разному, но применительно к данной области можно воспользоваться тем определением, которое дают психофизиологи, то есть письмо —есть проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений. Все наше внутреннее состояние, хотим мы того или нет, передается посредством письма и реализуется в действительности в качестве почерка, который носит индивидуальный характер для каждого из нас.
Весьма опрометчиво считать, что почерк —это явление одномоментное, непереходящее. Он не возник в одночасье, а развивался и эволюционировал наравне с человеческим обществом. Ему, так же как и живому организму присущи как филогенез, так и онтогенез. Проявлением филогенеза в почерке можно считать его тысячелетнее эволюционное развитие, переход от наскальной живописи к скорописи. Выявление этих данных потребовало долгих лет изучения, наблюдения и опыта. Под понятием «онтогенез» возможно подразумевать развитие почерка на различных возрастных этапах человеческого взросления. Почерк, являясь рефлекторным актом, содержит в себе не только особенности характера индивида, но и отражает его психические особенности. Он определяет все то латентное, что скрывает психическое развитие человека. Посредством почерка нетрудно выявить психоневрологические аспекты человеческой психики в общем и его индивидов в частности. В силу определенных причин, мы не имеем возможности наблюдать и фиксировать психические процессы непосредственно, а лишь способны познавать их через органические движения. Таким образом, все письменные движения являются воплощением мозговой деятельности человека. Долгое время исследованиями пишущего аппарата занимался профессор Прейер, доказавший в своих работах, что какой бы частью тела ни писал человек, образ начертаний букв, формирующийся у него в мозгу, будет всегда одинаков. Развитие почерка во многом связано с повышением психического уровня человека.
Графология весьма тесно связана с медициной, в частности, нельзя не сказать о невропатологии и психиатрии. Давно установленный факт свидетельствует о том, что раньше всех в почерке начинают
проявляться признаки расстройств нервной системы, проявляющиеся в почерке как укрупнения (или преуменьшения) отдельных элементов, дрожащая манера письма и т.п. Исходя из этого, можно сделать вывод: графология играет важную роль в вопросах профилактики мозгового и физического труда. При диагностических мероприятиях в этих областях нелишним станет применение графологических характеристик почерка пациентов психоневрологических диспансеров, поскольку начертания рисунков букв больных шизофренией и душевной манией резко отличаются от почерка психически здорового человека.
Невозможно не сказать о том, что профессия также откладывает свой отпечаток на почерк. Самый яркий пример тому почерк врачей. Но и определяя отдельные характеристики в почерке, можно судить о пред-расположенностях человека. Таким образом, графологические данные могут служить ценным подсобным материалом, при определении склонности к той или иной профессии, или выборе лиц на соответствующие должности.
Необходимо при этом отметить, что мужской и женский почерки различны. На первый взгляд, провести тонкую разграничительную черту между ними невозможно. Во многом это связано с продолжительным эмансипационным процессом. Однако, при тщательном изучении начинает ярко проявляться гендер-ная дифференциация.
У разных групп людей мы можем наблюдать сходные (похожие), родственные почерки, но в точности одинаковых никогда не найдем, так же как не найдем людей с одним и тем же набором психических реакций и комплексом чувствований.
Фундаментальной задачей, которую ставит перед собой графология, является определение и выявление особенностей высшей мозговой деятельности человека, проявляющейся в почерке. При этом, необходимо учитывать, что одни и те же характеристики могут быть следствием различных воздействующих факторов на особенности характера. Следовательно, мы можем наблюдать два вида почерка: обыденный и парадный. В своем общем построении они безусловно будут одинаковыми.
Помимо своего научного значения графология имеет практическую значимость во многих областях нашей повседневной жизни. В педагогической практике она может сыграть роль решающего диагноста, как определителя задатков и способностей ребенка в зоне актуального и ближайшего развития. Медицинское значение определяется выявлением связи между нервно-мозговыми заболеваниями и нарушением обычного вида письма. Графология несомненно является объективным методом в самопознании человеческой сущности.
Если глаза —это зеркало души, то почерк —это зеркало психического равновесия человека, своеобразное увеличительное стекло, через которое мы можем
наблюдать все тонкости и механизмы индивидуального развития личности.
В настоящее время к приоритетным задачам графологии можно отнести классификацию личностей не только в психологическом аспекте, но и в психосоциальном. Значимость этого положения будет более подробно раскрыта в ходе предоставленной работы.
Необходимо заметить, что почерк не представляет собой что-то искусственное, застывшее во времени, а имеет тенденцию к различного рода изменениям и развитию. Если же мы наблюдаем обратную картину, то данный факт можно отнести к патологическим явлениям. Я обозначил их как графологическая дизонтогения —общее нарушение индивидуального развития почерка вследствие влияния каких-либо вредоносных факторов. В данной классификации возможно выделить два вида графологической дизон-тогении: социодизонтогению и органическую дизон-тогению. Социодизонтогения —это общее недоразвитие почерка вследствие влияния каких-либо социальных факторов. Примером тому может послужить обучение в школе всех единому каллиграфическому образцу, отодвигающему проявление индивидуальных задатков личности на второй план, а зачастую и вовсе сводящему их на нет. При этом обезличивается человеческая индивидуальность, становится некоммуникабельной. Поэтому, я считаю недопустимым обучение в школах и дошкольных учреждениях детей каллиграфии. Органическая же дизонтогения —это комплексное, патологическое изменение уже сформировавшегося почерка вследствие нарушения мозговой и нервной деятельности. Примером является почерк шизофреников, больных душевными маниями или неврологическими расстройствами, наркозависимые люди. Далее следует отметить такое явление как графологическая депривация —полное или частичное отсутствие способности и навыка письма. Ему могут соответствовать участившиеся случаи педагогической запущенности, в том числе синдром Маугли.
Все приведенные выше аспекты имеют практическое значение и являются одними из приоритетных. Данная значимость подтверждается полученными результатами в ходе проведенных исследований в этой области, которые будут описаны далее.
Стоит также разграничить изменение признаков почерка на письме и нарушение самого письма, поскольку последнее относится к области изучения логопедии и является нарушением письменной речи.
В проведенном мной исследовании принимало участие 74 (семьдесят четыре) человека, в возрасте от 18 (восемнадцати) до 23 (двадцати трех) лет. Все эти люди, за исключением пяти человек, состоят студентами Московского Педагогического Государственного Университета. Что касается оставшейся пятерки, то четверо из них являются работниками ВУЗа, а один воспитателем детского сада. Упор и главный акцент был сделан на то, чтобы выявить зависимость между
лицами с одинаковыми именами и присущими им характеристиками почерка. То есть выяснить, являются ли люди с одним и тем же именем носителями одинакового набора личностных качеств.
Среди дефектологического факультета было исследовано 24 (двадцать четыре) женских имени, среди которых: Александра —2 лица; Алена — 1 лицо; Алина — 1 лицо; Алсу — 1 лицо; Анастасия —6 лиц; Анна —5 лиц; Вероника —2 лица; Виктория —2 лица; Екатерина —4 лица; Ирина — 1 лицо; Карина — 1 лицо; Кристина — 1 лицо; Ксения —5 лиц; Лана — 1 лицо; Лейла — 1 лицо; Лидия —2 лица; Мария —6 лиц; Марина — 1 лицо; Наталия —2 лица; Ольга — 1 лицо; Светлана —2 лица; Татьяна — 1 лицо; Элеонора — 1 лицо; Юлия — 1 лицо. Всего: 52 (пятьдесят два) лица. На той же базе, среди дефектологического факультета было исследовано 1 (одно) мужское имя: Кирилл — 1 лицо. Всего на дефектологическом факультете было исследовано 53 (пятьдесят три) лица.
Среди исторического факультета было исследовано 4 (четыре) женских имени, среди которых: Дарья— 1 лицо; Кира — 1 лицо; Татьяна — 1 лицо; Арина —2 лица. Всего: 5 (пять) лиц. Далее среди исторического факультета было исследовано 9 (девять) мужских имен, среди которых: Андрей — 1 лицо; Василий — 1 лицо; Георгий — 1 лицо; Денис — 1 лицо; Дмитрий — 1 лицо; Иван — 1 лицо; Илья — 1 лицо; Николай — 1 лицо; Павел — 1 лицо. Всего: 9 (девять) лиц. Следовательно, на историческом факультете было исследовано 14 (четырнадцать) лиц.
Среди факультета иностранных языков было исследовано 3 (три) женских имени, среди которых: Анастасия — 1 лицо; Полина — 1 лицо; Юлия — 1 лицо. Всего: 3 (три) лица.
Среди СЭПа было исследовано 2 (два) женских имени, среди которых: Татьяна — 1 лицо; Евгения — 1 лицо.
Среди мужских имен СЭПа было исследовано 1 (одно) имя: Андрей — 1 лицо. Всего на СЭПе было исследовано 3 (три) лица.
На филологическом факультете было исследовано 1 (одно) мужское имя: Кирилл — 1 лицо.
Среди работников МПГУ было исследовано 4 (четыре) женских имени, среди которых: дефектологический факультет —Елена — 1 лицо; Людмила — 1 лицо; факультет иностранных языков —Люба — 1 лицо; Наталья —1 лицо. Всего: 4 (четыре) лица.
Среди работников ОУ (образовательных учреждений) было исследовано 1 (одно) женское имя: Юлия —1 лицо.
Переходя к общей статистике, необходимо сказать, что среди всех испытуемых было исследовано 33 (тридцать три) женских имени, среди которых: Александра —2 лица; Алена — 1 лицо; Алина — 1 лицо; Алсу — 1 лицо; Анастасия —7 лиц; Анна —5 лиц; Арина —2 лица; Вероника —2 лица; Виктория —2 лица; Дарья —1 лицо; Кира —1 лицо; Екатерина —4 лица;
Елена — 1 лицо; Евгения — 1 лицо; Ирина — 1 лицо; Карина — 1 лицо; Кристина — 1 лицо; Ксения —5 лиц; Лана — 1 лицо; Лейла — 1 лицо; Лидия —2 лица; Люба — 1 лицо; Людмила — 1 лицо; Мария —6 лиц; Марина — 1 лицо; Наталья —3 лица; Ольга — 1 лицо; Полина —2 лица; Светлана —2 лица; Татьяна —3 лица; Элеонора — 1 лицо; Юлия —3 лица. Всего: 67 (шестьдесят семь) лиц.
Также из общего ряда испытуемых было исследовано 10 (десять) мужских имен, среди которых: Кирилл —2 лица; Андрей —2 лица; Василий — 1 лицо; Георгий — 1 лицо; Денис — 1 лицо; Дмитрий — 1 лицо; Иван — 1 лицо; Илья — 1 лицо; Николай — 1 лицо; Павел — 1 лицо. Всего: 12 (двенадцать) лиц.
Исследование почерков осуществлялось по следующей схеме: прежде всего, почерк оценивался по трем основным графологическим категориям гармоничности, геометрической выдержанности и графологичности письма. Затем осуществлялось дальнейшее детальное исследование по четырнадцати параметрам, в число которых входили: нажим, направление строк, наклон, связь, штрихи, высота и ширина почерка, углы и дуги, буквы, конфигурация слов, отдельные знаки, знаки препинания, надстрочные конфигурации «ф», «д», в», подстрочные конфигурации «у», «з», «д», патологические явления в почерке. Все это в совокупности и дает представление об общей картине письма и личности человека как социального объекта. Я не останавливаюсь на детальном разъяснении каждого из параметров, поскольку далее будут приведены два примера практического разбора исследуемых почерков, откуда даже самый неосведомленный обыватель в этой области поймет суть каждого из положений. Чтобы сохранить конфиденциальность, я изменил лишь фамилию испытуемых, оставив возраст, пол и имя нетронутыми, так как это имеет ключевое значение.
Рисунок 1. Почерк Лапшиной Александры, 18 лет, женский пол. Деф. фак МПГУ, кафедра логопедии
Аиилр**^ манд? ш. пал, тл
НА ьм^аф, Сас
^^ й«3 и^п __ ¿/Иьи^иы^/и* сЕу ибаиовил^
^ ¡лЛилльо с ^-сро?,
фь^/гъьиоф шли>и -и
'Ж
*****
• ** Г/ ^
Рисунок 2. Почерк Николаевой Александры, 20 лет, женский пол. Деф. фак МПГУ, кафедра логопедии
Показательный разбор почерка Лапшиной Александры, 18 лет, Деф.фак.
Оценка почерка по трем основным графологическим категориям
1. Гармоничен ли почерк? —В целом, безусловно. В частности в нем мы можем встретить гармонично сделанные закругления, отличающиеся крайней простотою и вместе с тем изяществом.
2. Достаточно ли геометрически выдержано письмо? Нажим. —умеренный. Строки. —волнистые. Интервалы. —равны. Так что на поставленный вопрос я могу ответить положительно.
3. Графологичен ли почерк? —Да, графологичен. Он отличается от каллиграфического образца.
Суммируя полученные данные, мы можем прийти к следующему графологическому заключению:
1. Письмо весьма гармонично —человек с большим эстетическим вкусом, богатый внутренним содержанием.
2. Письмо геометрически выдержано —отсюда мы заключаем об устойчивости чувствований, обдуманности волевых актов, способности к систематическому труду.
3. Письмо графологично —поэтому я имею право сказать об имеющейся степени разнообразия психических проявлений личности. Человек не довольствуется одним только приспособлением к условиям своей деятельности, пытается внести что-то свое, новое и оригинальное.
Переходим к дальнейшему детальному исследованию.
1. Нажим. —ровный, умеренный по силе нажим. Уравновешенность, обдуманность волевых актов, самообладание, способность к глубоким привязанностям (исходя из степени геометрической выдержанности письма).
2. Направление строк. —волнистые. Дипломатичность, гибкость мышления, умение подмечать слабые стороны в людях (исходя из общих положений о волнистости линий).
3. Наклон. —близок к прямому, местами неровен. Сдержанность и самообладание переходящие. Отсутствие большой сердечности.
4. Связь. —беглость почерка. Предприимчивость, деятельность, умение необычайно просто подойти к решению самого сложного вопроса. Сообразительность. Умение комбинировать, энергично работать.
5. Штрихи. —отсутствуют. Основные стремления
человека основываются лишь на том, что доступно фактической проверке; тяготение к конкретным и реальным проявлениям окружающей жизни.
6. Высота и ширина почерка — относительно нормальное письмо. Общая четкость письма указывает на присущую ровность поведения, присутствие определенных стремлений и желаний, общую уравновешенность психических проявлений пишущего, постоянство в привязанностях и во взглядах, способность не выходить из норм. Мелковатое, растянутое начертание букв говорит об имеющейся расчетливости, наблюдательности, хладнокровии, быстрой восприимчивости.
7. Углы и дуги. —преимущественно отсутствие угло-ватостей. Человек склонный смягчать противоречия, отчасти идти на компромиссы. Это же свидетельствует о мягкости в обращении, миролюбии. Гирляндичность письма (пример, буква «т» начертана как «ш») указывает на то, что человек главным образом обращает внимание на внутреннее содержание, часто в ущерб внешним формам окружающего.
8. Буквы —закрытые гласные. Замкнутость.
9. Конфигурация слов. —отдельные элементы отсутствуют.
10. Отдельные знаки. —пояснительные штрихи над и под буквами. Размашистые, резко оборванные. Характеризуют человека, склонного к энергичным действиям, нетерпеливого.
11. Знаки препинания. —аккуратно поставленные. Указывают на точность и осмотрительность.
12. Надстрочные конфигурации «ф», «д», в». —хорошо выражены. Достаточно неплохой уровень интеллекта.
13. Подстрочные конфигурации «у», «з», «д». —так же выражены. Хороший уровень проявления собственной сексуальности, склонность к её демонстрации.
14. Патологические явления в почерке. —не выявлены. Показательный разбор почерка Николаевой Александры. 20 лет. Деф.фак.
Оценка почерка по трем основным графологическим категориям
1. Гармоничен ли почерк? —В целом, безусловно. В частности в нем мы можем встретить гармонично сделанные закругления, отличающиеся крайней простотою и вместе с тем изяществом.
2. Достаточно ли геометрически выдержано письмо? Нажим. —сильный. Строки. —ровные. Интервалы. —равны. Так что на поставленный вопрос я могу ответить положительно.
3. Графологичен ли почерк? —Да, графологичен. Он отличается от каллиграфического образца.
Суммируя полученные данные, мы можем прийти к следующему графологическому заключению: 1. Письмо весьма гармонично —человек с большим
эстетическим вкусом, богатый внутренним содержанием, весьма одаренный.
2. Письмо геометрически выдержано —отсюда мы заключаем об устойчивости чувствований, обдуманности волевых актов, способности к систематическому труду.
3. Письмо графологично —поэтому я имею право сказать об имеющейся степени разнообразия и сложности психических проявлений личности. Человек не довольствуется одним только приспособлением к условиям своей деятельности, пытается внести что-то свое, новое и оригинальное.
Переходим к дальнейшему детальному исследованию.
1. Нажим. —интенсивный. Развитость материально-чувственных влечений.
2. Направление строк. —относительно прямые. Уравновешенность, сдержанность, последовательность, самообладание (исходя из степени геометрической выдержанности письма).
3. Наклон. —прямой. Сдержанность, самообладание, выносливость, замкнутость.
4. Связь. —сплошная связность. Предприимчивость, логика, умение критически подойти к решению вопроса.
5. Штрихи. —поднимающийся над словом. Развитость воображения.
6. Высота и ширина почерка. —нормальное письмо. Общая четкость письма указывает на присущую ровность поведения, присутствие определенных стремлений и желаний, общую уравновешенность психических проявлений пишущего, постоянство в привязанностях и во взглядах, способность не выходить из норм. Растянутое начертание букв говорит об имеющейся расчетливости, наблюдательности, хладнокровии, быстрой восприимчивости.
7. Углы и дуги. —отсутствие угловатостей. Человек склонный смягчать противоречия, отчасти идти на компромиссы. Это же свидетельствует о мягкости в обращении, миролюбии.
8. Буквы —закрытые гласные. Замкнутость.
9. Конфигурация слов. —присутствуют завитки. Изворотливость в области мысли.
10. Отдельные знаки. —отсутствуют.
11. Знаки препинания. —аккуратно поставленные. Указывают на аккуратность, точность и осмотрительность.
12. Надстрочные конфигурации «ф», «д», в». —хорошо выражены. Достаточно высокий уровень интеллекта.
13. Подстрочные конфигурации «у», «з», «д». —так же выражены. Хороший уровень проявления собственной сексуальности.
14. Патологические явления в почерке. —не выявлены.
В результате проведенного исследования были
получены данные, которые послужили основой для
следующего заключения: среди женской половины,
носительницы одного и того же имени имеют разные
характерологические признаки в почерке. Хотя невозможно не оговориться, что отдельные признаки все-таки совпадают (это возможно видеть в предоставленных выше примерах). Было замечено, что выявленные в почерке характерные особенности соответствовали проявлениям личности и в обычной, повседневной жизни. Также, отличительной чертой явилось то, что девушки, независимо от имени, но с одинаковым набором определенных качеств, образовывали различного рода связи, будь то дружественные, деловые или товарищеские. Точно такую же аналогию возможно провести и среди парней. На данном основании можно ввести такое понятие, как социоевгеника и определить её следующим образом: социоевгени-ка —прикладная отрасль графологии, занимающаяся изучением, систематизацией и отбором наиболее подходящих кандидатов по тем или иным критериям для осуществления совместной деятельности. Предложенная область графологии имеет незаменимое практическое значение для педагогики. На основе со-циоевгеники возможно осуществление отбора детей в начальные классы общеобразовательных учреждений по принципу разности или схожести отдельных графологических признаков почерка. Ведь не секрет, что педагогу будет легче найти пути педагогического воздействия на коллектив, если он будет отобран по единому признаку и являться носителем определенных, свойственных только ему, характерологических качеств. Используя графологический метод исследования для данных целей, особое внимание стоит уделять тем пунктам исследования, которые определяют свойства темперамента, психологического развития, поведения и коммуникабельности, интеллекта, нервно-психического состояния. Я повторюсь, если скажу о том, что недопустимым является обучение детей в младших классах каллиграфическому образцу написания. Это подавляет развитие личностных особенностей в подрастающем человеке, подвергая его опасности действовать в жизни согласно предложенному кем-то образцу. Учитывая все эти аспекты, педагог ещё на раннем этапе формирования личности сможет выработать такие приемы и методы обучения, которые способствовали бы дальнейшей социализации объекта в современном обществе.
Социоевгеника может найти себя и в области гендерной психологии. Необходимо помнить, что мужской и женский почерки различны. На первый взгляд между ними мало отличительных черт, но при более подробном изучении это отличие становится явным. Не смотря на это, они могут явиться носителями схожих или одинаковых признаков, что способствует установлению контакта между ними. Брачные агентства, отбирающие кандидатов для совместного проживания, точно таким же образом могут руководствоваться результатами графологического метода исследования для определения соответствия мужчины и женщины друг другу по тем или иным характерным
критериям почерка. Это дает объективный подход к данной проблеме, учитывая, что не всегда брачные агентства срабатывают на сто процентов.
На этом же основании можно сделать вывод о неоспоримой пользе социоевгеники для гендерной психологии как диагноста сексуальной дезориентации личности. В почерке раньше всего проявляются признаки, указывающие либо на оженствление личности (признаки гомосексуализма или пассивного типа мужчины), либо дающие обратный эффект (в почерке девушки весьма сильно проявляются черты мужского характера).
Социоевгеника может сыграть решающую роль при определении предрасположенностей человека к той или иной профессии, согласно графологическим показателям.
Переходя уже к самой графологии нельзя не отметить её важность для клинической медицины. Так, при диагностировании нервно-психических заболеваний, почерк может многое рассказать о том, когда произошел сбой и какова динамика течения заболевания: положительна она, либо отрицательна. Большую пользу графологический метод исследования принесет при его использовании в целях профилактики этих заболеваний, став своеобразным валеологистом в данной области.
Подводя итог, конечно хочется сказать о том, что все эти исследования должен проводить опытный эксперт-графолог, который будет подходить к заданной проблеме с наибольшим багажом знаний и объективной точкой зрения. Графология сравнительно молодая наука, которая в полной мере еще не успела себя реализовать как потенциально мощное средство в борьбе за изучение человека как биолого-социального существа. Считаю, что дальнейшее её развитие откроет новые перспективные возможности в реализации познания человеческой сущности и его бытия.
Список использованных источников
1. Зуев-Инсаров Д.М., Почерк и личность, Киев, 1992.
2. J. Crepieux—Jamin, L'écriture a le caracfere, Paris. 1895.
3. Зуев-Инсаров Д.М., Почерк и личность. Определение характера по почерку, М., 1993.
4. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологии, М., 2001.
Информация об авторе
• Барабанов Р. Е. // студент 1-ого курса Московского Педагогического Государственного Университета, г Москва.