Научная статья на тему 'Психографологические и личностные особенности старших подростков'

Психографологические и личностные особенности старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1010
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОГРАФОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухортова Д.Д.

В статье рассматривается психографология как исследовательский подход и описываются результаты исследования на выявление психографологических и личностных особенностей детей старшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психографологические и личностные особенности старших подростков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

преобразование Фишера не показал значимых различий. Если одноклассники мало доверяют сверстникам, то вне зависимости от того в какой ситуации - достижений или неудач осуществляется атрибуция, чаще всего используется личностная атрибуция (71%), а объектная и обстоятельственная используются гораздо реже 14% и 15%, соответственно. Выводы.

1. Вне зависимости от уровня доверия к одноклассникам старшеклассники при атрибутировании, как в области достижений, так и в области неудач выражено чаще используют личностную атрибуцию, что, по мнению Г. Келли, не способствует эффективной (полной) атрибуции. Но при этом доверие проявляется в соотношении между личностной обстоятельственной и объектной атрибуцией - чем выше доверие, тем ниже личностная и выше - обстоятельственная и объектная.

2. Только высокий уровень доверия к одноклассникам проявляется в выраженности разных типов каузальной атрибуции относительно ситуации успеха или неудачи: а) в ситуации успеха взрастает роль личностной атрибуции и снижается обстоятельственной и объектной; б) в ситуации неудачи снижается роль личностной атрибуции и повышается обстоятельственной и объектной.

Список использованной литературы:

1 Дорофеев В.А. Взаимосвязь доверия и понимания участников образовательного процесса школы //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. №3. С.163-168.

2 Дорофеев В.А. Доверие в системе «учитель-ученик» при разных стилях педагогического взаимодействия. //Известия высших учебных заведений. Северо - Кавказский регион. Общественные Науки. 2005. Приложение №7. С. 112-116.

3 Яковенко, С.И. Психологические условия формирования у трудновоспитуемых подростков доверия к педагогам: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: Киев, 1983. 20 с.

4 Далгатов М.М. Каузальные атрибуции достижений как фактор эффективности учебной и педагогической деятельности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 Москва, 2006 385 с

5 Онучин А.Н. Каузальная атрибуция в построении образа сверстника у старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: Москва, 1999 168 с.

6 Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М., 1984 С. 127-138

© Мочалова Ю.А., Макриди Э.Н., 2015

УДК 159.925.6-05

Д.Д.Мухортова

студентка 3 курса Психолого-педагогического института Мурманский Арктический Гуманитарный Университет Научный руководитель: Т.Д.Барышева магистр психологии, ст. преп. кафедры психологии Мурманский Арктический Гуманитарный Университет г. Мурманск, Российская Федерация

ПСИХОГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье рассматривается психографология как исследовательский подход и описываются результаты исследования на выявление психографологических и личностных особенностей детей старшего школьного возраста.

Ключевые слова

Психографология, индивидуально-психологические особенности личности, старший школьный возраст, подростки.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Психологи, изучающие развитие личности в старшем школьном возрасте, имеют возможность использовать множество методов и техник для выявления каких-либо индивидуально-психологических особенностей. Применять можно методы и техники, которые известны уже давно или которые появились довольно недавно. А также можно использовать методы, которые на какой-то период времени ушли из научного оборота, а сейчас снова возрождаются как научные инструменты. К таким методам относится, например, графология (или анализ психологических особенностей почерка человека).

Графология - это учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека [9, с.134]. Психографология считается удобным исследовательским приемом [1;4;10]. Через почерк мы можем выявить определенные поведенческие тенденции, индивидуально-типологические особенности и даже некоторые характеристики личности испытуемого.

У графологического исследования много плюсов. Вот некоторые из них:

• легкая организация;

• экономия времени;

• низкая стоимость;

• относительно высокая объективность;

• многоаспектность.

Также следует учитывать, что графологический анализ все же имеет пределы, как, в общем-то, и все науки, граничащие с искусством. Например, по мнению Е.Л.Исаевой [5], по почерку нельзя предсказать будущее, очень сложно определить профессию и талант испытуемого. Графологический анализ дает представления о природных способностях, но нельзя сказать, пользуется ли человек ими в профессиональном плане.

Существуют различные методики, которые используются в психографологическом обследовании как вспомогательные для выявления эмоционального состояния испытуемого. Например, это рисуночный тест Вартегга [6] и графический тест «Звезды и волны» [11]. При этом основными в психографологии будут методики «Расшифруй свой рисунок» (в ней исследуются рисунки на полях); Метод графологической психодиагностики личности (все внимание уделяется письму, письменным навыкам). Можно назвать и такие исследовательские приемы, как «Тайны характера человека по рисунку дома», «Я» - мое второе «Я», «Нарисуй себя собственным почерком», «О чем расскажет цифра 7», «Знаете ли вы себя?» [8].

Изучив методические подходы, которые предлагаются для современной психографологии, нами было принято решение опробовать некоторые из них и провести исследование детей старшего школьного возраста.

В качестве гипотезы исследования было введено предположение о том, что существуют общие особенности почерка, которые присущи старшим подросткам. С помощью психографологического анализа появится возможность установить индивидуальные особенности почерка школьника.

Перед тем как приступить к исследовательской работе, была поставлена цель - изучить психографологические особенности подростков старшего школьного возраста для выявления характеристик их личности и трудностей эмоционального характера.

Для получения необходимого опытного материала мы воспользовались следующими методиками: «Нарисуй себя собственным почерком», «О чем расскажет цифра 7», «Знаете ли вы себя?» [8].

Данное исследование проводилось с учениками 9 класса в количестве 23 человек. Среди них четырнадцать человек было мужского пола и девять человек женского. Возраст испытуемых - от 14 до 17 лет.

Обработав и проанализировав весь полученный диагностический материал, мы сделали главные выводы по всему эмпирическому исследованию, обобщающие и подтверждающие мероприятия, которые проводились:

1. Использование теоретических методов (анализ, сравнение, обобщение литературы по проблеме)

2. Применение эмпирических методов; методы количественной обработки данных, интерпретационные методы (качественный анализ - описание результатов исследования).

Применив методику «Нарисуй себя собственным почерком» [8, с. 8], мы выявили, что эти подростки на момент исследования были немного неуравновешенны, утомленны (вероятно, сказалось влияние приближающихся экзаменов). В этом классе преобладает эгоцентризм; ответственность не на самом высоком

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

уровне; класс коммуникабельный, у школьников определен хороший уровень доверия к окружающим людям. Большая часть испытуемых облает творческими способностями, четко прослеживается мужской и женский почерк.

Следующая методика «О чем расскажет цифра 7» [8, с. 54] показала нам, что настроение человека отражается не только в почерке, то есть в буквах, но и в написании цифр, и особенно в штрихах самой семерки. Штрих, которым перечеркивают цифру «7», может показаться незначительной мелочью, но на самом деле он является важным элементом в анализе почерка, особенно для оценки силы воли у человека. Все участники написали одинаково цифру семь (рисунок 1). Этот штрих у них соответствует размерам цифры. Он пересекает семерку ровно и как раз посередине. Такой вариант показывает хороший самоконтроль и полное владение своими эмоциями. У такого человека не бывает ни неожиданных отсрочек в выполнении намеченного дела, ни внезапных взрывов энтузиазма.

Рисунок 1 - «О чем расскажет цифра 7»

Последняя методика «Знаете ли вы себя?» [8, с. 26] помогла выявить, что большинству обследованных нами подростков свойственны сложности в отказе от своих взглядов и принципов, или, другими словами, чем больше кто-то влияет на них, тем больше они сопротивляются.

Подводя итоги тестирований, можно отметить, что было выявлено несколько характерных особенностей для большинства испытуемых:

1) Высокая степень притязаний, желание самореализации, реализации своих потенциальных возможностей, потребность в достижениях.

2) Высокая степень эгоцентризма.

3) Большое внимание подростками уделяется общению с людьми своего круга, однако присутствует также и степень недоверия к людям, стоящим за этим кругом.

4) Многие испытывают чувство одиночества, несмотря на внешние проявления общительности и коммуникабельности.

5) Критичность по отношению к себе, своей внешности и деятельности.

6) Сохраняется сопротивление влиянию извне; отмечена скрытая протестность.

В результате исследований были установлены взаимосвязи, позволяющие создать некую целостную структуру восприятия полученных данных. Опираясь на данную структуру, мы определили возрастную специфичность явления, что является ключевым моментом всего исследования. Таким образом, метод психографологии может использоваться при изучении индивидуальных характеристик подростков. Список использованной литературы:

1. Белов Н.В. Секреты почерка. 20 типов личности. 20 типов почерка - Мн.: Харвест, 2007. - 64 с.

2. Бобров А. И. Язык почерка. Как понять себя и других - М.: ЗАО Центр Полиграф, 2006. - 192 с.

3. Гольдберг И. Графология шаг за шагом. Как расшифровать почерк - М.: У-Фактория, АСТ, 2008. - 224 с.

4. Гольдберг И. Психология почерка - М.: У-Фактория, АСТ, 2008. - 256 с.

5. Исаева Е.Л. Практическая графология - Рипол Классик, 2010. - 256 с.

6. Калиненко В.К. Рисуночный тест Вартегга. Практическое руководство - 2 изд - Смысл, 2013. - 240с.

7. Кон И. С.Психология ранней юности - М.: АСТ, 2008.

8. Кравченко В.И. Графология: характер по почерку - СПб.: ГУАП, 2006. - 92 с.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений - М.: ООО «А Темп». - 2006. - 877 с.

10. Сара, Д. Тайны почерка - М.: Вече, Персей, АСТ, 1996. -200 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

ISSN 2410-6070

№11/2015

11.Урсула Аве-Лаллемант. Графический тест Звезды и Волны - СПб.: "Речь" совместно с издательством "Семантика-С", 2002. - 240 с.

© Мухортова Д.Д., Барышева Т.Д., 2015

УДК 159.9.072

Е.А. Петрова

К.псих.н., доцент Психолого -педагогический факультет Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого Великий Новгород, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МЮРРЕЙ В РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕТСКИХ ПСИХОТРАВМ НА ЛИЧНОСТЬ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье анализируется проблема влияния детской психотравматизации на дальнейшее формирование личности взрослого человека. Рассматривается феномен расщепления личности во время переживания психотравмирующих событий. Описывается работа по преодолению последствий детских психотравм с помощью метода Мюррей.

Ключевые слова

Детские психотравмы, психотерапевтические техники работы с психотравмами, метод Мюррей

Понятие «психотравма» впервые появилось в научной литературе в конце XIX века. З. Фрейд в 1892 году писал: «Травматическое воздействие может оказать любое событие, которое вызывает мучительное чувство ужаса, страха, стыда, душевной боли; и, разумеется, от восприимчивости пострадавшего (равно как и от условий, указанных ниже) зависит вероятность того, что это происшествие приобретет характер травмы» [1]. Современный подход к «психотравме» говорит о том, что это нарушение нормального функционирования психики в результате воздействия на нее неблагоприятных факторов среды или стресса, которое вполне поддается коррекции, как и любое другое нарушение в организме. К сожалению, практически каждый человек в детстве переживал психотравмы, но не все из этих травм были проработаны вовремя и надлежащим образом. Следовательно, большинство взрослых людей несут в себе болезненные воспоминания о психотравмирующих ситуациях детства. Самая частая реакция на болезненные переживания в прошлом - это подавление. Таким образом, люди живут с подавленными болезненными переживаниями, которые часто бессознательно определяют их реакции, поступки, выборы. Надо помнить, что всегда существует эмоциональный отклик личности на травму. Реакция на травмирующее событие может наступить не сразу, а через несколько лет или даже десятилетий. При этом каждый человек травмирующие события и воспоминания о них переживает по-своему. Насколько разрушительной окажется психическая травма, зависит от индивидуального восприятия человека, его защищенности в психологическом плане, устойчивости к стрессам. Непроработанные психотравмы могут являться фундаментом психологически нездоровой личности взрослого. Поэтому актуальным остается поиск эффективных форм работы с детскими психотравмами у взрослых людей.

Одним из апробированных методов является метод Мюррей, этот метод создан одним из ведущих специалистов по детским травмам, американским психологом Мэрилин Мюррей. В основе метода Мюррей лежит представление о синдроме сциндо (от латинского «разделять», разрывать), т.е. теория о том, что в качестве защитного механизма при психической травме или насилии происходит как бы разделение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.