Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
747
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ / КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЗНАЧИМОСТЬЮ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / VALUES / VALUE SPHERE / PERSONAL SIGNIFICANCE OF VALUES / CONFLICT BETWEEN SIGNIFICANCE AND REALIZATION OF VALUES / VALUE IDEAS / CONTENT OF VALUES / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесин Александр Михайлович

В данной статье обозначена проблема, связанная с трудностями изучения и выявления мотивационного потенциала ценностной сферы, а также несовпадением содержания одних и тех же ценностей у разных людей или у одних и тех же, но в разное время. Описаны результаты теоретического поиска, связанного с различными подходами к пониманию и изучению ценностей в разных науках и научных школах. Также определены основные варианты классификаций ценностей и пути их формирования в направленности личности в процессе онтогенеза. Описаны сложности, связанные с изучением ценностей с помощью тестов с учетом социальной желаемости и ожидаемости ответов или недостаточной способности к саморефлексии респондентов. Проанализированы современные нетестовые методы и подходы к изучению ценностной сферы, которые позволяют выявить собственно личностно значимые ценности и уровень их мотивационного потенциала. Предложен способ определения личностной значимости ценностей, в противовес их рефлексивной представленности, с помощью величины конфликта между значимостью и осуществлением ценностей. Описан многолетний опыт применения этого метода среди различных респондентов. Продемонстрированы варианты деструктивного уровня личностной значимости некоторых ценностей. Показаны возможности и примеры исследования ценностей во взаимосвязи с психологической структурой инициативности. Проиллюстрированы возможности контент-анализа в определении содержания, приведены примеры разного смыслового наполнения одних и тех же ценностей. Сделан вывод о необходимости применения помимо классических тестовых методик также таких методов, которые помогут разграничить ценностные представления и собственно личностные ценности, а также определить их содержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF PERSONAL SIGNIFICANCE AND CONTENT OF VALUES

This article poses a problem associated with the difficulties of studying and identifying the motivational potential of the value sphere, as well as the discrepancy between the content of the same values in different people or in the same, but at different times. The article describes the results of a theoretical search associated with different approaches to understanding and studying values in different sciences and scientific schools. Also, the main variants of classifications of values and the ways of their formation in the direction of the personality in the process of ontogenesis are determined. The difficulties associated with the study of values with the help of tests, taking into account the social desirability and expectation of answers or the lack of self-reflection ability of the respondents, are described. The modern non-test methods and approaches to the study of the value sphere are analyzed, which make it possible to identify personally significant values and the level of their motivational potential. A method is proposed for determining the personal significance of values, as opposed to their reflective representation, using the magnitude of the conflict between the significance and the implementation of values. The long-term experience of using this method among various respondents is described. Variants of the destructive level of personal significance of some values are demonstrated. The possibilities and examples of the study of values in relation to the psychological structure of initiative are shown. The possibilities of content analysis in determining the content are illustrated, examples of different semantic content of the same values are given. It is concluded that, in addition to classical test methods, it is necessary to apply such methods as well, which will help to distinguish between value ideas and personal values proper, as well as to determine their content.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ»

DOI:10.23888/humJ20204445-455

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

DETERMINATION OF PERSONAL SIGNIFICANCE AND CONTENT OF VALUES

Лесин А.М.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация:

В данной статье обозначена проблема, связанная с трудностями изучения и выявления мотиваци-онного потенциала ценностной сферы, а также несовпадением содержания одних и тех же ценностей у разных людей или у одних и тех же, но в разное время. Описаны результаты теоретического поиска, связанного с различными подходами к пониманию и изучению ценностей в разных науках и научных школах. Также определены основные варианты классификаций ценностей и пути их формирования в направленности личности в процессе онтогенеза. Описаны сложности, связанные с изучением ценностей с помощью тестов с учетом социальной желаемости и ожидаемости ответов или недостаточной способности к саморефлексии респондентов. Проанализированы современные нетестовые методы и подходы к изучению ценностной сферы, которые позволяют выявить собственно личностно значимые ценности и уровень их мотивационного потенциала. Предложен способ определения личностной значимости ценностей, в противовес их рефлексивной представленности, с помощью величины конфликта между значимостью и осуществлением ценностей. Описан многолетний опыт применения этого метода среди различных респондентов. Продемонстрированы варианты деструктивного уровня личностной значимости некоторых ценностей. Показаны возможности и примеры исследования ценностей во взаимосвя-

Lesin A.M.

Ryazan State Medical University Abstract:

This article poses a problem associated with the difficulties of studying and identifying the motivational potential of the value sphere, as well as the discrepancy between the content of the same values in different people or in the same, but at different times. The article describes the results of a theoretical search associated with different approaches to understanding and studying values in different sciences and scientific schools. Also, the main variants of classifications of values and the ways of their formation in the direction of the personality in the process of ontogenesis are determined. The difficulties associated with the study of values with the help of tests, taking into account the social desirability and expectation of answers or the lack of self-reflection ability of the respondents, are described. The modern non-test methods and approaches to the study of the value sphere are analyzed, which make it possible to identify personally significant values and the level of their motivational potential. A method is proposed for determining the personal significance of values, as opposed to their reflective representation, using the magnitude of the conflict between the significance and the implementation of values. The long-term experience of using this method among various respondents is described. Variants of the destructive level of personal significance of some values are demonstrated. The possibilities and examples of the study of values in relation to the psychological structure of initiative

зи с психологической структурой инициатив- are shown. The possibilities of content analysis in

ности. Проиллюстрированы возможности determining the content are illustrated, examples of

контент-анализа в определении содержания, different semantic content of the same values are

приведены примеры разного смыслового given. It is concluded that, in addition to classical

наполнения одних и тех же ценностей. Сделан test methods, it is necessary to apply such methods

вывод о необходимости применения помимо as well, which will help to distinguish between value

классических тестовых методик также таких ideas and personal values proper, as well as to

методов, которые помогут разграничить ценнос- determine their content.

тные представления и собственно личностные ценности, а также определить их содержание.

Ключевые слова:

Keywords:

ценности, ценностная сфера, личностная значимость ценностей, конфликт между значимостью и осуществлением ценностей, ценностные представления, содержание ценностей, терми-

values, value sphere, personal significance of values, conflict between significance and realization of values, value ideas, content of values, terminal values, instrumental values.

нальные ценности, инструментальные ценности.

Проблема формирования ценностной сферы личности часто интересует ученых с позиций философских, социологических, психологических и других наук. Это связано с тем, что именно ценности во многом определяют человеческое существование, его смыслы, мотивы, являясь фактически и сжатой программой жизни [1], главной производной отношения человека с миром и источниками активности, идеальными воплощениями представлений о прекрасном [2]. Однако, многими исследователями давно было замечено, что сами по себе рефлексивные, осознаваемые и принимаемые личностью ценности у одних людей могут быть активными источниками мотивов и смыслов, а у других - практически не влиять на жизнедеятельность [3]. К тому же есть исследования, в которых описываются случаи, когда ценности могут быть даже не представлены в сознании, по причине слабой рефлексии или работы механизмов психологических защит, однако обладают достаточно стойким мотивационным потенциалом [4]. Очевидно, что такое богатое поле разных феноменов и взглядов на проблему ценностей определяет актуальность исследования, изучения и выявления практических механизмов определения мотивационного насыщения и содержания ценностной структуры личности.

Целью данной работы является описание возможности изучения собственно личностных ценностей личности с помощью конфликта между значимостью и осуществлением ценностей и их содержания посредством контент-анализа, во взаимосвязи с психологической структурой инициативности.

Для реализации поставленной цели нами был применен теоретико-аналитический метод, т.е. проведен анализ работ, посвященных заявленной теме, а также синтезирование и аннотирование собственного опыта исследований по данной проблеме.

Переходя к результатам, начиная с вопроса определения круга дефиниций, мы, как и все исследователи ценностей, неминуемо столкнемся с проблемой невозможности дать одно конкретное определение.

Ценности можно рассматривать как некоторые общественные идеалы, которые имеют универсальный характер для людей; как непосредственные воплощения этих идеалов в их деяниях; как сами действия по этому воплощению; как мотивообразующие элементы структуры личности; как характеристику отношения к себе и окружающему мира [4]; как нравственную позицию и критерии моральной оценки [5]; как духовые начала [6]; как меру значимости объектов и совокупность оценок [7]; как многомерное пространство измерений атрибутивности [8], предметности и индивидуальности [9]; как набор целей и определенных одобряемых способов поведения [10]; как всеобщая категория, которая позволяет связать временной континуум и смысловое поле личности [11]; как смысловые универсалии; как способ удовлетворения потребностей [12]; и даже как потусторонняя сущность [13]. Мы все же сторонники того, чтобы описывать ценности как смыслопорождающие и мотивообразующие элементы структуры направленности личности, которые могут иметь разный потенциал [1].

При этом существует большое количество подходов к классификации различных групп ценностей. Одно из самых общих делений - на биологические, межличностные и групповые [14]. Также можно выделять теоретические, экономические, социальные, политические, религиозные, эстетические [15] и профессиональные ценности [16]. В психологической науке традиционно принято выделять терминальные ценности-цели и инструментальные ценности-средства [17], а также их подгруппы: конкретные, абстрактные, ценности профессиональной самореализации, личной жизни, этические, индивидуалистические, конформистские, альтруистические, самоутверждения, принятия других, а также ценности общения и дела [18]. Существует еще большое количество классификаций, однако, в соответствии с логикой нашего дальнейшего изложения, необходимо выделить внутренние (связанные с личностным ростом и заботой о других людях и окружающей среде) и внешние (связанные с необходимостью внешней демонстрации своего благополучия другим людям) ценности [19].

Когда мы рассматриваем описание в научной литературе процесса формирования ценностной сферы в онтогенезе, то тоже сталкиваемся с различными подходами. С одной стороны, этот процесс связан с формированием и усвоением на первых этапах развития определенных установок [20], которые в последствии станут ценностями, с другой - важным определяющим моментом является тот или иной акт морального выбора, с которым неизбежно сталкивается подросток в процессе взросления [7]. Кроме того, ценности могут усваиваться и теряться личностью в процессе интериоризации и экстериоризации [13] при тесном взаимодействии ребенка с социальными институтами [21], продуктами культуры [22] и художественными произведениями [23]. В качестве основы для формирования ценностей могут выступать интересы, поиски смысла [5] и проявления духовности [24]. Ценности формируются также в процессе поступательного интеллектуального, эмоционального [25] и физического развития [26], а также могут быть результатом актуализации дремлющих у каждого человека ценностных представлений [27]. Ценности могут быть результатом внутренней субъективной работы, вне зависимости от внешних условий [28] или, наоборот, результатом включения в коллективную деятельность и ориентации на ценности референтной группы. Кроме

этого, есть описание пошагового формирования ценностей путем превращения общественных идеалов в личностные «модели должного», затем в усилия по их реализации, затем в новые общественные идеалы, и так по бесконечному кругу [29].

Исходя из анализа заявленных выше подходов к описанию процесса формирования личностной значимости ценностей, возникает закономерный вопрос, связанный с различием между ценностными представлениями и собственно личностно значимыми ценностями [4]. Первые представляют собой рефлексивное сознательное социально одобряемое понимание важности тех или иных ценностей, а вторые -ценности, глубоко интериоризированные личностью, которые имеют большой мотивационный потенциал и которые могут быть представлены в сознании или даже вытеснены из него [1]. С этим различием неразрывно связана трудность в психодиагностике ценностной сферы, поскольку высока вероятность социально одобряемых ответов в обычных тестовых методиках, а также с возможными трудностями в рефлексии и демаркации людьми собственно личностных ценностей и рефлексивных ценностных представлений [3] или так называемых «назывных ценностей», лишенных смыслового отношения к жизни [30]. Другая проблема, которую достаточно сложно решить прямыми тестовыми методами, заключается в том, что одни и те же ценности могут иметь разное содержательное и смысловое наполнение [31].

Существуют варианты решения описанных выше проблем. Например, возможно исследовать ценности через актуальные страхи, связанные с личностью, другими, природой, культурой, технологиями, мистикой [32]. Есть групповые игровые методики определения значимости ценностей, в которых участники «меняют» «валюту» (время) на те или иные ценности [33]. Предпринимаются попытки изучения ценностной сферы с помощью анализа выбора тех или иных популярных сериалов для просмотра молодыми людьми [34]. Возможно изучение ценностной сферы посредством метафор, которые позволяют одновременно оценить и эмоциональную, и смысловую ее составляющую [35], а также с помощью анализа переживаний респондентами ценности ассоциируемых «других» и себя [36]. Описаны возможности применения проективных рисуночных методик для детей, которым не подходят обычные тесты [37]. Широко известны методы контент-анализа речевых высказываний, позволяющие выделить структуру ценностной сферы и имеющие большой научный потенциал при изучении ценностей с помощью социальных сетей и при работе с большими объемами данных [31].

Нами также предложен способ выявления значимости собственно личностных ценностей, который связан с известным положением о том, что ценности сами по себе могут выступать мотивообразующими элементами наряду с потребностями [38]. Однако, не все ценности в равной степени могут являться источниками мотивов. Некоторые ценности могут быть репрезентированы только в сознании как рефлексивные ценностные представления, которые не обладают мотивационным потенциалом. Для того чтобы оценить степень этого потенциала, необходимо обратиться к основным характеристикам личностных ценностей: они должны быть достаточно устойчивы и универсальны, неситуативны, социальны по своему происхождению, и самое, на наш взгляд, главное -должны быть априорно недостижимы и неудовлетворимы. Если ту или иную

декларируемую ценность можно реализовать в полном объеме даже на небольшой период времени, то такую ценность скорее можно отнести или к потребности [29], или к ценностному представлению без существенного мотивационного потенциала. Они могут краткосрочно «толкать» человека к их осуществлению по мере необходимости, но не способны постоянно «притягивать», как маяки в смысловом поле личности. В результате нам представляется возможным использование разрыва или конфликта между значимостью и осуществлением ценностей [39] для определения их личностной значимости.

Мы продемонстрировали возможности данного способа на ряде исследований. Так, в 2019 году нами было показано, что среди студентов-медиков внутренняя социально одобряемая ценность саморазвития обычно имела высокие показатели значимости и конфликта между значимостью и реализацией этой ценности, в то время как внешние и не всегда общественно одобряемые ценности высокого социально положения и материального благополучия обладали высокими показателями такого конфликта, что говорит об их недекларируемой личностной значимости. А, например, одобряемая ценность помощи к людям, имеющая высокий показатель декларируемой значимости, при этом имела низкий показатель такого конфликта, что характеризовало ее как социально положительное ценностное представление [3]. Это соотносится и с исследованиями 2017 года, когда у студентов гуманитарных специальностей мы выявили наибольший конфликт между значимостью и осуществлением ценностей материального благополучия и роскошной жизни. При этом первая, как более социально одобряемая ценность, обладала высокой декларируемой значимостью, а вторая, как социально порицаемая - низкой [40]. Однако в 2014 году нами было показано, что чрезмерное увеличение такого конфликта может нарушать принцип оптимума мотивации. Слишком высокая мотивированность способна фрустрировать человека, что было более свойственно лицам, направленным на себя, в то время как люди, направленные на дело рационально и осмысленно, подходили к процессу сознательного использования и конструирования конфликта между значимостью и реализацией ценностей для эффективной самомотивации и самореализации [41]. Кроме конкретных ценностей с помощью данного метода можно выявлять и ведущие группы ценностей: внутренние или внешние. Так, в 2015 году мы определили, что в целом группа внешних ценностей студентов обладала более высоким уровнем конфликта между значимостью и реализацией, что говорило об их большей ориентированности в своей жизни на ценности видимого благополучия [42].

Для более точного анализа личностной значимости ценностей, учитывая их мотивообразующую роль, целесообразно изучать взаимосвязи ценностной сферы с активностью человека [43]. Как известно, наиболее обобщенной полимодальной характеристикой активности, пронизывающей все слои личности, фактически выступая в качестве «активности в чистом виде», является инициативность [44]. В этой связи есть смысл рассматривать инициативность с позиций системно-функционального подхода к изучению свойств личности [45], который позволяет выделить различные психологические переменные этого свойства [46]. Анализируя взаимосвязи значимости ценностей и инициативности, удалось выяснить, какие именно ценности определяют активность и

деятельность человека, в частности, в нашем случае конкретные ценности способствовали эгоцентризму и экстернальности, а абстрактные - интернальности [47] в осуществлении инициативности, а также определить различные ценностные и психологические факторы, которые могут характеризовать инициативность и субъектность личности [48].

Нами были описаны ситуации, когда одни и те же ценности у разных людей или у одних и тех же людей, но в разное время, имели разное содержание, часто противоположное по смысловому наполнению. Так, например, важность терминальной ценности семьи у некоторых студентов могла быть взаимосвязана в основном с инструментальными ценностями честности, верности, уважения, чуткости, ответственности и приятия, а у других - с терминальными ценностями материально обеспеченной и роскошной жизни [31]. При традиционно высокой популярности ценности семьи у большинства людей ее восприятие неоднозначно [49]. Для определения смыслового содержания таких ценностей мы предложили использование различных модификаций контент-анализа речевых высказываний респондентов на тему «Что для вас самое ценное в жизни?» [31] или составление так называемого понятийного словаря [50], что дает возможность изучить с разных позиций ценностную сферу личности. Ведь, как известно, в речевой деятельности, как и в других, отражаются различные грани личности, в том числе и ценностная сфера [51].

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема определения личностной значимости ценностей стоит достаточно остро при исследовании ценностной сферы, для преодоления которой нами был предложен метод изучения уровня конфликта между значимостью и осуществлением ценностей, как показателя их мотивационного потенциала, по аналогии с разностью потенциалов в физике. Мы полагаем, что данный разрыв обуславливает и характеризует собственно личностные ценности, которые не всегда могут быть декларируемы по тем или иным причинам. Кроме того, для более точного анализа необходимо проводить исследование ценностной сферы во взаимосвязи с психологической структурой основной характеристики активности - инициативности, что позволит определить, какие ценности могут мотивировать человека на ту или иную деятельность. При этом важно соотносить между собой терминальные и инструментальные ценности с помощью контент-анализа речевых высказываний, поскольку это может помочь определить их смысловое содержание и истинное наполнение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лесин А.М. Особенности ценностных ориентаций студентов-первокурсников // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, №4 (23). С. 672-682. Доступно по: http://humjoumal. rzgmu.ru/art&id=347. Ссылка активна на 06 ноября 2020. doi:10.23888/ humJ20184672-682

2. Тарасьян Н.А. Проблема ценностной сферы личности в психологии и социологии // Гумани-

REFERENCES:

1. Lesin AM Peculiarities of first-year students' value orientations. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2018;6(4):672-682. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=347. Accessed: 06 Nov 2020. (In Russ). doi:10.23888/humJ20184672-682

2. Tarasian NA Problem of valuable sphere of the person in psychology and sociology. Humanities,

450

тарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №3. С. 72-76.

3. Лесин А.М. К вопросу о ценностных представлениях студентов. В сб.: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского «Социальная психология и общество: история и современность»; 15-16 Октября 2019. М.; 2019. С. 144-146.

4. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 13-25.

5. Уталиева Ж.Т., Айжанова Г.К. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в кросс-культурных исследованиях. In: International Scientific Conference «Global Challenges - Scientific Solutions»; 12 May 2020; Varna, Bulgaria; 2020. P. 209-212.

6. Романов И.А., Каплина С.Е. Архитектоника ценностных ориентиров студентов, обучающихся по направлению «Русский язык и литература» // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №3 (30). C. 349357. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=448. Ссылка активна на 06 ноября 2020. doi:10.23888/humJ20203349-357

7. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Системообразующие компоненты ценностной ориентации личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. Доступно по: http://sdence-education.ru/ru/ artic-le/view?id=16886. Ссылка активна на 06 ноября 2020.

8. Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. О соотношении понятий «ценности», «духовные ценности» и «культурные ценности» // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №5 (39). С. 38-44.

9. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. №4. С. 15-26.

10. Ярина Е.В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. №5 (61). С. 160-162.

11. Тазов П.Ю. Временная перспектива в нравственном воспитании студентов // Современные проблемы науки и образования. 2020. №1. Доступно по: http:// science-education.ru/ru/ article/view?id=29585. Ссылка доступна на 07 ноября 2020. doi: 10.17513/spno.29585

12. Сизганова Е.Ю., Кайдашова А.К., Чикова И.В. Анализ ценностных ориентаций студентов -

social-economic and social sciences. 2016;(3):72-6. (In Russ).

3. Lesin AM K voprosu o tsennostnykh predstavleniyakh studentov. In: Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem pamyati akademika RAO A.V. Petrovskogo "Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo: istoriya i sovremennost'"; 15-16 Oct 2019. Moscow; 2019. P. 144-6. (In Russ).

4. Leont'ev DA Tsennostnye predstavleniya v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determi-nanty i izmeneniya vo vremeni. Psikhologicheskoe obozrenie. 1998;(1):13-25. (In Russ).

5. Utalieva ZhT., Ayzhanova GK. Problema tsennostey i tsennostnykh orientatsiy v kross-kul'turnykh issledovaniyakh. In: International Scientific Conference "Global Challenges - Scientific Solutions"; 12 May 2020; Varna, Bulgaria; 2020. P. 209-212. (In Russ).

6. Romanov IA, Kaplina SE. The architectonics of values of the students learning Russian language and literature. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(3):349-357. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=448. Accessed: 2020 November 06. (In Russ). doi:10.23888/humJ 20203349-357

7. Askarova GB, Sabekiya RB Systemically important components of value orientations of the personality. Modern Problems of Science and Education. 2014;6. Available at: htt p ://s cience-education.ru/ru/article/view?id=16886. Accessed: 06 Nov 2020. (In Russ).

8. Gryaznova EV, Afanas'ev SV O sootnoshenii ponyatiy "tsennosti", "dukhovnye tsennosti" i "kul'turnye tsennosti". Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019;(5):38-44. (In Russ).

9. Leont'ev DA Tsennost' kak mezhdistsiplinarnoe ponyatie: opyt mnogomernoy rekonstruktsii. Voprosy Filosofii. 1996;(4):15-26. (In Russ).

10. Yarina EV The oretical analysis of "values" and "valuable orientations" concepts. Scientific notes of Orel State University. 2014;(5):160-2. (In Russ).

11. Tazov PYu Temporary perspective in moral education of students. Modern Problems of Science and Education. 2020;1. Available at: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=29585. Accessed: 07 Nov 2020. (In Russ). doi: 10.17513/ spno.29585

12. Sizganova EYu, Kaydashova AK, Chikova IV

451

будущих государственных и муниципальных служащих в контексте вызовов современности // Перспективы науки и образования. 2020. №1 (43). С. 258-270. doi:10.32744/pse.2020.1.18

13. Федосова И.В. Проблема ценностных ориента-ций в научной литературе // Ценности и смыслы. 2009. №2 (2). С. 75-92.

14. Schwartz S., Bilsky W. Toward A Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. №58. P. 878-891.

15. Oles Piotr K., Hermans Hubert J.M. Allport-Vernon Study of Values. In: Corsini Encyclopedia of Psychology; 30 Jan 2010. P. 67-68. doi:10.1002/9780470479216.corp sy0038

16. Жданко Т.А., Ларионова Л.А. Результаты исследования эффективности формирования профессиональных ценностей студентов в «профессиональном инкубаторе» // Современные проблемы науки и образования. 2020. №1. Доступно по: http://science-education.ru/ru/article/view7id =29563. Ссылка доступна на 07 ноября 2020. doi:10.17513/spno.29563

17. Леонов Г.А., Соломатина А.С. Исследование ценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, №4 (23). С. 683-695. Доступно по: http://humjoumal. rzgmu.ru/art&id=348. Ссылка доступна на 07 ноября 2020. doi:10.23888/humJ20184683-695

18. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл; 1992.

19. Мотков О.И. Как устроена личность. М.: Издательство Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ; 2005.

20. Пухарева Т.С. Взаимосвязь ценностных установок и доверия к себе у студенческой молодежи // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, №3 (22). С. 541-552. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=338. Ссылка доступна на 07 ноября 2020. doi:10.23888/humJ20183541-552

21. Тувышева Д.А., Атаманова Г.И. Эмпирическое исследование взаимосвязи качеств жизнестойкости и ценностно-смысловых ориентиров личности // Ярославский педагогический вестник. 2020. №1 (112). С. 155-163. doi:10.20323/1813-145X-2020-1-112-155-163

22. Бужор Е.С. Значение ценностей высокой культуры в процессе формирования глобального общества // Манускрипт. 2020. Т. 13, №2. С. 131137. doi:10.30853/manuscript.2020.2.23

Analysis of the value orientations of students -future state and municipal employees in terms of modern challenges. Perspectives of Science & Education. 2020;(1):258-70. (In Russ). doi:10.32744/ pse.2020.1.18

13. Fedosova IV The problem of axiological orientations in science literature. Tsennosti i smysly. 2009;(2):75-92. (In Russ).

14. Schwartz S, Bilsky W Toward A Universal Psychological Structure of Human Values. Journal of Personality and Social Psychology. 1990;(58):878-91.

15. Oles Piotr K, Hermans Hubert JM Allport-Vernon Study of Values. In: Corsini Encyclopedia of Psychology; 30 Jan 2010. 2010. P. 67-68. doi:10.1002/9780470479216.corpsy0038

16. Zhdanko TA, Larionova LA. Results of research of efficiency of formation of professional values of students in the "professional incubator". Modern Problems of Science and Education. 2020; (1). Available at: http://science-education.ru/ru/ article/view?id = 29563. Accessed: 2020 November 07. (In Russ). doi:10.17513/spno.29563

17. Leonov GA, Solomatina AS Study of value orientations of students of the 6th course in Ryazan Statemedical University. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2018;6(4):683-695. Available at: http://hum journal. rzgmu.ru/art&id=348. Accessed: 2020 November 07. (In Russ). doi:10.23888/humJ 20184683-695

18. Leont'ev DA. Metodika izucheniya tsennostnykh orientatsiy. Moscow: Smysl; 1992. (In Russ).

19. Motkov OI. Kak ustroena lichnost'. Moscow: Izdatel'stvo Instituta psikhologii im. L.S. Vygotskogo RGGU; 2005. (In Russ).

20. Pukhareva TS The relationship of values and confidence in students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2018;6(3):541-52. Available at: http://hum journal.rzgmu.ru/art&id=338. Accessed: 2020 November 07. (In Russ). doi :10.23888/humJ 20183541-552

21. Tuvysheva DA, Atamanova GI. Empirical study of relationship between quality of life-resistance and value-sense orientations of the person. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020;(1):155-63. (In Russ). doi:10.20323/1813-145X-2020-1-112-155-163

22. Buzhor ES. Role of High Culture Values in the Process of Global Community Formation. Manuscript. 2020;13(2):131-7. (In Russ). doi:10.30853/manu-script.2020.2.23

452

23. Кулешов В.Е., Царева Н.А. Художественная литература как фактор социализации человека // Манускрипт. 2020. Т. 13, №1. С. 144-149. doi:10.30853/manuscript.2020.1.29

24. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия ТРТУ. 2005. №7(51). С. 16-21.

25. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат; 2000.

26. Усольцева С.Л. Формирование нравственности студентов средствами физической культуры (методология, теория, методы и средства) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. №4(182). С. 474-478. doi:10.34835/ issn.2308-1961.2020.4.p474-479

27. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер; 1997.

28. Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб.: Ювента; 1998.

29. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1996. №4. С. 35-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль; 1988.

31. Лесин А.М. Соотношение инициативности и ценностной сферы личности студентов гуманитарных специальностей. Дис. ... канд. психол. наук. М.; 2018.

32. Пищик В.И. Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, №2. С. 6781. doi:10.17759/sps.2019100206

33. Тихомиров М.Ю. Опыт применения активных групповых методов в изучении и развитии ценностных ориентаций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, №3 (15). 247-250. doi:10.18500/2304-9790-2015-4-3-247-250

34. Шадров К.Н., Попова (Смолик) С.Ю. Апробация методики изучения ценностных ориентаций популярных молодёжных сериалов. В сб.: Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы модернизации науки»; 22 Мая 2014. Уфа; 2014. С. 237-238.

35. Сорокоумова Е.А., Фадеев Д.С. Изучение ценностных ориентаций посредством метафоры // Известия самарского научного центра российской академии наук. 2015. Т. 17, №1-1. С. 106-109.

23. Kuleshov VE, Tsareva NA. Fiction as a Factor of Individual's Socialization. Manuscript. 2020; 13(1):144-9. (In Russ). doi:10.30853/manuscript. 2020.1.29

24. Leont'ev DA. Dukhovnost', samoregulyatsiya i tsennosti. Izvestiya TRTU. 2005;(7):16-21. (In Russ).

25. Yanitskiy MS. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo: Kuzbas -svuzizdat; 2000. (In Russ).

26. Usoltseva SL. Formation of morality of students by means of physical culture (methodology, theory, methods and means). Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020;(4): 474-8. (In Russ). doi:10.34835/issn.2308-1961. 2020.4.p474-479

27. Maslow A. Psikhologiya bytiya. Moscow: Refl-buk; Kiev: Vakler; 1997. (In Russ).

28. Allport G. Lichnost' v psikhologii. Moscow: KSP+; Saint Petersburg: Yuventa; 1998. (In Russ).

29. Leont'ev DA. Ot sotsial'nykh tsennostey k lichnostnym: sotsiogenez i fenomenologiya tsennostnoy regulyatsii deyatel'nosti. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology. 1996;(4):35-44. (In Russ).

30. Bratus' BS. Anomalii lichnosti. Moscow: Mysl'; 1988. (In Russ).

31. Lesin AM. Sootnoshenie initsiativnosti i tsennostnoy sfery lichnosti studentov gumanitarnykh spetsial'nostey [dissertation]. Moscow; 2018. (In Russ).

32. Pishchik VI Value measurements of generations through actualized fears. Social psychology and society. 2019;10(2):67-81. (In Russ). doi:10.17759/ sps.2019100206

33. Tikhomirov MYu Experience of Application of Active Group Methods in Studying and Development of Valuable Orientations. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2015;4(3):247-250. (In Russ). doi:10.18500/2304-9790-2015-4-3-247-250

34. Shadrov KN, Popova (Smolik) SYu Aprobatsiya metodiki izucheniya tsennostnykh orientatsiy populyarnykh molodezhnykh serialov. In: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Aktual'nye voprosy modernizatsiinauki"; 22 May 2014. Ufa; 2014. P. 237-8. (In Russ).

35. Sorokoumova EA, Fadeev DS The study of value orientations by means of metaphors. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015;17(1-1):106-109. (In Russ).

453

36. Николаева И.А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть I. Изучение содержания личностных ценностей // Сибирский психологический журнал. 2010. №38. С. 70-76.

37. Валявко С.М., Аверьянова Е.В. Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5, №2. С. 83-95.

38. Патяева Е.Ю. Культурно-исторический анализ развития мотивации личности. Дис. ... канд. психол. наук. М.; 2010.

39. Мотков О.И., Огнева Т.А. Методика «Ценностные ориентации». М.; 2006. Доступно по: https://www.psychology-onlme.net/articles/doc-1128.html. Ссылка активна на 07 ноября 2020.

40. Фомина Н.А., Лесин А.М. Значимость различных терминальных ценностей для современных студентов и их осуществление // Психолого-педагогический поиск. 2017. №2 (42). С. 109-119.

41. Лесин А.М., Фомина Н.А. Типы направленности личности и особенности ценностных ориентаций студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. №4. С. 34-38.

42. Гребенкина Л.К., Лесин А.М. Некоторые особенности направленности и ценностной сферы личности студентов-первокурсников высшей школы // Российский научный журнал. 2015. №1(44). С. 88-94.

43. Лесин А.М., Фомина Н.А. Связь между особенностями инициативности и различными ценностями студентов. В кн.: Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН. М.: РУДН; 2014. С. 276-280.

44. Лесин А.М. Психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, №1(24). С. 111-129. Доступно по: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=365. С. 111-129. Ссылка доступна на 06 ноября 2020. doi:10.23888/humJ20191111-129

45. Фомина Н.А., Лесин А.М. К 80-летию А.И. Крупнова - основателя системно-функционального подхода к изучению свойств личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, №3(26). С. 446-458. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=386. Ссылка активна на 06 ноябр я 2020. doi:10.23888/humJ20193446-458

36. Nikolaeva IA New method for the person's values investigation. Siberian journal of psychology. 2010;(38):70-6. (In Russ).

37. Valyavko SM. Methodology of the study of value orientations of pre-school children: the experience of designing. Experimental Psychology. 2012;5(2):83-95. (In Russ).

38. Patyaeva EYu. Kul'turno-istoricheskiy analiz razvitiya motivatsii lichnosti [dissertation]. Moscow; 2010. (In Russ).

39. Motkov OI, Ogneva TA. Metodika "Tsennostnye orientatsii". Moscow; 2006. Available at: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1128.html. Accessed: 2020 November 07. (In Russ).

40. Fomina NA, Lesin AM The importance of terminal values for modern students and value implementation. Psychological and Pedagogical Search. 2017;(2):109-19. (In Russ).

41. Lesin AM, Fomina NA. Tipy napravlennosti lichnosti i osobennosti tsennostnykh orientatsiy studentov. Alma Mater. 2014;(4) :34-8. (In Russ).

42. Grebyonkina LK, Lesin AM. Some peculiarities of higher school first-year students'' personality orientation and value system. Russian Scientific Journal. 2015;(1):88-94. (In Russ).

43. Lesin AM, Fomina NA. Svyaz' mezhdu osobennostyami initsiativnosti i razlichnymi tsennostyami studentov. In: Sistemnye issledo-vaniya svoystv lichnosti: k 30-letiyu nauchnoy shkoly A.I. Krupnova v RUDN. Moscow: RUDN; 2014. P. 276-280. (In Russ).

44. Lesin AM The psychological structure of humanities students' initiative. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(1):111-29. Available at: http://humjournal. rzgmu.ru/ art&id = 365. Accessed: 2020 November 0 6. (In Russ). doi:10.23888/humJ 20191111-129

45. Fomina NA, Lesin AM. To the 80th anniversary of A.I. Kroupnov - the founder of the system-functional approach to studying personality properties. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019; 7(3):446-58. Available at: http://humjournal. rzgmu.ru/ art&id=365. Accessed: 2020 November 0 6. (In Russ). doi :10.23888/ humJ20193446-458

454

46. Крупнов А.И., Новикова И.А. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности. В кн.: Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН. М.: РУДН; 2014. С. 9-30.

47. Лесин А.М. Связь ценностной сферы с психологической структурой инициативности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, №3. С. 86-90. doi:10.18500/1819-7671-2015-15-3-86-90

48. Гришина Н.В. Ценности студенческой молодежи: от выбора к активности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. №3(27). С. 140-148.

49. Говорухин Г.Э., Андросова И.С. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей студентов КнАГТУ) // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015. №3(23). С. 71-81.

50. Акимов И.Б. Изучение ориентированности учащихся на нравственные ценности с помощью метода понятийного словаря // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2014. №4. С. 264-271.

51. Фомина Н.А. Отражение в языковом сознании и речи содержательно-смысловой сферы личности. В сб.: VII Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные технологии в современном мире»; 30 мая - 01 июня 2019. Калининград; 2019. С. 166-169.

46. Krupnov AI, Novikova IA. Istoriya i kontseptual'nye osnovy sistemno-funktsional'nogo podkhoda k issledovaniyu svoystv lichnosti. In: Sistemnye issledovaniya svoystv lichnosti: k 30-letiyu nauchnoy shkoly A.I. Krupnova v RUDN. Moscow: RUDN; 2014. P. 9-30. (In Russ).

47. Lesin AM. Relationship between Value System and Psychological Structure of Students' Initiative. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2015;15(3):86-90. (In Russ). doi:10.18500/ 1819-7671-2015-15-3-86-90

48. Grishina NV. Students' value system: from choice to activity. Novoe v psikhologo-pedago-gicheskikh issledovaniyakh. 2012;(3):140-8. (In Russ).

49. Govorukhin GE, Androsova IS. Family as a value and family values in Russian society (A sociological survey of family values among the students of Komsomolsk-On-Amur State Technical University). Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University. 2015;(3):71-81. (In Russ).

50. Akimov IB. Students' attitude research towards moral values using conceptual dictionary method. Herald of Tver State University. Series: pedagogy and psychology. 2014;(4):264-71. (In Russ).

51. Fomina NA Otrazhenie v yazykovom soznanii i rechi soderzhatel'no-smyslovoy sfery lichnosti. In: VII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Gumanitarnye tekhnologii v sovremennom mire»; 30 May - 01 Jun 2019. Kaliningrad; 2019. P. 166-9. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Лесин Александр Михайлович - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. E-mail: [email protected]

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 01.10.2020. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 01.12.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Лесин А.М. Определение личностной значимости и содержания ценностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №4(31). С. 445-455. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=460. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ20204445-455

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Lesin Aleksandr M. - PhD (Psychology), Senior Lecturer of the Department of General and Special Psychology with the course of Pedagogics. Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 9 Vysokovol'tnaya street, 390026, Ryazan. E-mail: [email protected]

PAPER RECEIVED: 01.10.2020. PAPER ACCEPTED: 01.12.2020.

REFERENCE FOR CITING:

Lesin AM. Determination of personal significance and content of values. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(4):445-55. Available at: http://hum journal.rzgmu.ru/art&id=460. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ20204445-455

455

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.