Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ГРУППЕ ТЕННИСИСТОВ 9-10 ЛЕТ В ТЕЧЕНИЕ ГОДИЧНОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ГРУППЕ ТЕННИСИСТОВ 9-10 ЛЕТ В ТЕЧЕНИЕ ГОДИЧНОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕННИС / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна

Целью исследования было определить изменение физической результативности в течение годичного курса тренировок и ее связь со специальной результативностью. Исследование проводилось в группе из 30 мужского пола в возрасте 9 и 10 лет, которые тренировались в клубах Астраханской области. Испытуемые были разделены на две группы в соответствии с возрастной категорией. Уровень двигательных способностей и специальной работоспособности оценивался дважды в течение годичного курса обучения в февраль и август 2022 г. Во всех испытаниях наблюдалась статистически значимая разница средних результатов между первым и вторым сроком исследования в группе мальчиков 9 и 10 лет. Проведен корреляционный анализ результатов попыток двигательных способностей и результатов специальной работоспособности, оцененных по на основе Теста 100 мячей показано, что статистически значимые корреляции существуют. Статистически значимые корреляции между результатами бега на 20 м, теста простой реакции и результатов теста, оценивающего эффективность специальной подготовленности - теста «100 мячей», позволяют предположить, что скорость оказывает важное влияние на специальную подготовленность в теннисе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF CHANGES IN PHYSICAL WORKABILITY IN THE GROUP OF 9-10 YEARS OLD TENNIS PLAYERS DURING THE ONE-YEAR TRAINING COURSE

The purpose of the study was to determine the change in physical performance during a one-year training course and its relationship with special performance. The study was conducted in a group of 30 males aged 9 and 10 years who trained in clubs in the Astrakhan region. The subjects were divided into two groups according to their age category. The level of motor abilities and special working capacity was assessed twice during the one-year course of study in February and August 2022. In all trials, there was a statistically significant difference in the average results between the first and second term of the study in the group of boys aged 9 and 10 years. A correlation analysis of the results of attempts of motor abilities and the results of special performance, evaluated by the 100 balls Test, was carried out. It is shown that statistically significant correlations exist. Statistically significant correlations between the results of the 20 m run, the simple reaction test and the results of the test evaluating the effectiveness of special fitness -the "100 balls" test, suggest that speed has an important influence on special fitness in tennis.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ГРУППЕ ТЕННИСИСТОВ 9-10 ЛЕТ В ТЕЧЕНИЕ ГОДИЧНОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ»

ory and practice ofphysical culture, № 2, pp. 40-42.

11. Ashkinazi, S., Zhang, X., Bavykin, E. and Klimov, K. (2016), "Effects of Interval Training Modes on Development of Special Physical Qualities of Athletes Involved in Mixed Martial Arts", Archives of Budo Science of Martial Arts and Extreme Sports, No. 1, pp. 131-138.

12. Sytnik, G. (2021), "Socio-psychological training as an innovative form of psychological and pedagogical support in the preparation of sports reserves", The place and role of physical culture in the modern world, St. Petersburg, pp. 181-186.

Контактная информация: galya2828@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2022

УДК 796.342

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В

ГРУППЕ ТЕННИСИСТОВ 9-10 ЛЕТ В ТЕЧЕНИЕ ГОДИЧНОГО КУРСА

ОБУЧЕНИЯ

Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель, Астраханский Государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация

Целью исследования было определить изменение физической результативности в течение годичного курса тренировок и ее связь со специальной результативностью. Исследование проводилось в группе из 30 мужского пола в возрасте 9 и 10 лет, которые тренировались в клубах Астраханской области. Испытуемые были разделены на две группы в соответствии с возрастной категорией. Уровень двигательных способностей и специальной работоспособности оценивался дважды в течение годичного курса обучения в февраль и август 2022 г. Во всех испытаниях наблюдалась статистически значимая разница средних результатов между первым и вторым сроком исследования в группе мальчиков 9 и 10 лет. Проведен корреляционный анализ результатов попыток двигательных способностей и результатов специальной работоспособности, оцененных по на основе Теста 100 мячей показано, что статистически значимые корреляции существуют. Статистически значимые корреляции между результатами бега на 20 м, теста простой реакции и результатов теста, оценивающего эффективность специальной подготовленности - теста «100 мячей», позволяют предположить, что скорость оказывает важное влияние на специальную подготовленность в теннисе.

Ключевые слова: теннис, физическая работоспособность, специальная работоспособность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p350-355

DETERMINATION OF CHANGES IN PHYSICAL WORKABILITY IN THE GROUP OF 9-10 YEARS OLD TENNIS PLAYERS DURING THE ONE-YEAR TRAINING

COURSE

Maria Olegovna Odintsova, the senior teacher, Astrakhan State Medical University

Abstract

The purpose of the study was to determine the change in physical performance during a one-year training course and its relationship with special performance. The study was conducted in a group of 30 males aged 9 and 10 years who trained in clubs in the Astrakhan region. The subjects were divided into two groups according to their age category. The level of motor abilities and special working capacity was assessed twice during the one-year course of study in February and August 2022. In all trials, there was a statistically significant difference in the average results between the first and second term of the study in the group of boys aged 9 and 10 years. A correlation analysis of the results of attempts of motor abilities and the results of special performance, evaluated by the 100 balls Test, was carried out. It is shown that statistically significant correlations exist. Statistically significant correlations between the results of the 20 m run, the simple reaction test and the results of the test evaluating the effectiveness of special fitness -the "100 balls" test, suggest that speed has an important influence on special fitness in tennis.

Keywords: tennis, physical performance, special performance.

ВВЕДЕНИЕ

Теннис считается самой популярной спортивной дисциплиной, которая динамично развивается в мире. Некоторые исследователи, такие как Ковач [2], Ковальчик [2], Крамер [3], подчеркивают, что, помимо волевых качеств соперников, соматических характеристик и работоспособности, к факторам, определяющим устойчивый рост спортивного уровня в теннисе, относятся двигательные способности. Систематические наблюдения за уровнем развития скоростных качеств, мышечной силы и выносливости координационных способностей в процессе становления спортивной карьеры теннисиста на этапе базовой подготовки позволяют планировать оптимальную тренировочную нагрузку с учетом возраста и индивидуальные, психологические и физические предрасположенности. За последние несколько лет сила и скорость игры значительно выросли благодаря более качественной и всесторонней подготовке теннисистов. Темп игры становится динамичным благодаря наступательному и, действительно, агрессивному стилю игры. По общей оценке, прогресс связан с планомерным ростом скорости, точности и сложности частей игры, влияющих на тактические построения [4, 5]. В расписании тренировочного курса юные игроки должны обучаться не только техническим знаниям и тактике тенниса, но и физической работоспособности. Эффективность игры на теннисном корте во многом зависит от двигательных возможностей и физической работоспособности спортсмена [5]. Аналогичного мнения придерживаются Созанский, Коханович, Рачек [6]. Они утверждают, что степень использования спортсменами технико-тактических способностей пропорциональна уровню физической силы и общему двигательному потенциалу, который приписывается базовым двигательным способностям, таким как: скорость, координация, сила и выносливость. Приведенные выше мнения аналогичны исследованиям ПакПомар-наки [7], который утверждает, что двигательная подготовка влияет на эффективное соперничество. Однако, чтобы быть полезным, необходимо поддерживать особую эффективность. Поэтому использование наиболее развитых условных, а также координационных качеств теннисиста возможно благодаря высокому уровню владения техникой. Несмотря на большое количество научных публикаций и обширные знания в области развития, проблема взаимосвязи двигательных способностей и специальной работоспособности по-прежнему актуальна. Поэтому целью исследования было определить изменение физической результативности в течение годичного курса тренировок и ее связь со специальной результативностью.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в группе из 30 игроков мужского пола в возрасте 9 и 10 лет, которые тренировались в клубах Астраханской области. Испытуемые были разделены на две группы в соответствии с возрастной категорией. Мальчики были на разном уровне спортивной подготовки. Оценка уровня двигательных способностей и специальной результативности проводилась дважды в течение годичного курса обучения в феврале и августе 2022 г. Для оценки уровня двигательных навыков использовались, как захват динамометра, бег на 20 м, тест Купера, тест простого и сложного реакции. Особую эффективность проверяли с помощью теста 100 мячей (скорость, рекомендованная ^ТА) и Шефке и Зелинского.

Таблица 1 - Педагогическое тестирование для спортсменов

Тест Описание Оценка результата

Начальная скорость -бег на 20 м Тренер отмечает дистанцию 20 м. Исследуемый игрок находится в положении стоя и поворачивается на шаг вперед. Тренер измеряет время на финише, подняв руку. Участник стартует по команде «На старт, внимание, марш» и по визуальному сигналу тренера, опускающего руку. Необходимо как можно быстрее преодолеть дистанцию 20 м. Попытка выполняется трижды. Регистрируется лучшее время с точностью до 0,1 с из трех попыток

Тест Описание Оценка результата

Тест простой реакции Исследование включает реакцию обследуемого конкурента на появляющиеся раздражители. Обследуемый игрок реагирует нажатием кнопки, расположенной под каждым светящимся знаком. У детей темп составлял 60 стимулов в минуту

Тест комплексной реакции Во время теста отдельные точки света включаются в произвольном порядке. Нужно нажать правую кнопку, которая находится на пересечении между рядами и столбцами, где загораются лампочки. Задание выполняли дважды: в форсированном темпе и в темпе, заданном по сигналу света

Беговая выносливость -тест Купера Перед попыткой обследуемый игрок выполнил разминку средней интенсивности. Индивидуальный или массовый старт проводится с линии старта по команде «На старт, внимание, марш». Участник находится в постоянном беге по теннисному корту в течение 12 минут. Тренер считает круги. Пройденное расстояние указано в метрах с точностью до 10 метров

Динамометрическая сила руки - держась за динамометр Обследуемый теннисист находится в положении стоя и немного врозь; в доминирующей руке она сжимает динамометр. Динамометр плотно прилегает к пальцам руки игрока; плечо опущено вдоль верхней части тела, так что рука игрока не может коснуться тела. Обязательно сжимать рукоятку динамометра постоянно не менее 2 секунд с максимальной силой. Лучший результат фиксируется с точностью до 1 кг

Тест 100 мячей Теннисист стоит сразу за финишной линией корта, в центре между боковыми линиями, в позиции, готовой ударить по мячу справа. Тренер находится на другой стороне площадки на расстоянии примерно 3-4 м от сетки. Назначенный линейный судья, оценивающий точность удара по мячу и его силу, находится на задней линии сбоку от тренера. Тренер начинает передачу мячей теннисной ракеткой в соответствии с порядком попыток, начиная с удара справа. После окончания первой серии из 10 мячей тренер сообщает - без перерыва - об изменении зоны наведения ударов. После двух серий есть перерыв, который используется для сбора теннисных мячей. Выполнив 4 первые серии, участник из глубины корта занимает место в центре корта сразу за линией подачи и начинает первую серию ударов с лета. Выполнив 4 серии с залпа, теннисист выходит на основную линию корта, чтобы выполнить 4 серии по 5 подач Каждый бросок засчитывается вдвое, по одному баллу за точность (2 балла в основной зоне контроля, 1 балл за мяч в зоне дополнительного контроля, 0 баллов - вне мяча или в сетке) и за силу удара (2 очка за мяч, второй отскок которого будет за линией, находящейся на расстоянии 33 и 38 см от задней линии теннисного корта, 1 очко за второй отскок мяча в зоне между этой линией и линии корта и 0 очков, если мяч совершает второй отскок перед задней линией теннисного корта). Сумма баллов за точность и силу 100 ударов дает окончательный результат теста -теннисист может набрать максимум 400 баллов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОСУЖДЕНИЯ

Анализ быстроты в группе спортсменов 9-10 лет определен на основе попытки бега на 20 м, которая проводилась дважды в течение годичного курса тренировок и показала поступательное улучшение. Было замечено, что с увеличением возраста участников уменьшалось среднее время теста. Минимальный результат в группе мальчиков 9 и 10 лет был на одном уровне (4 секунды), а максимальный был ниже примерно на 0,43 и 0,58 с в группе теннисистов 10 лет. В возрасте 9 и 10 лет статистически значимое различие средних результатов отмечено в первом и втором триместре исследования. Анализ результатов простой и сложной реакции в группе спортсменов 9 и 10 лет, определяемых по приборам Пьерковского и Кшижовы.

Устройство, показало постепенное улучшение. Было замечено, что среднее значение результатов теста увеличивается с возрастом игроков. В группе испытуемых 9 и 10 лет средние результаты исследования простой реакции через год увеличились. В группе мальчиков 9 лет с 45,9% до 49,8%. Однако в группе теннисистов 10 лет с 50,8% до 51,7%. Было замечено, что время простой реакции в группе участников 9 и 10 лет было на одинаковом уровне. Тогда как результаты комплексной реакции в группе мальчиков 9 и 10 лет были на уровне 6,7% в первом семестре и 14,7% во втором. По аналогии в группе теннисистов 10 лет результаты составили 24,9% и 29,1%. Было установлено, что в обоих результатах попытки времени простой и сложной реакции, Анализ результатов исследования бега на выносливость в группе спортсменов 9 и 10 лет по тесту Купера (бег в тече-

ние 12 минут) показал прогрессирующее улучшение. Было замечено, что рост среднего значения результатов теста увеличивается с возрастом участников. Больший прогресс среднего значения наблюдался в группе участников 9 лет. В первом экзамене они набрали средний результат 1363 м, тогда как во втором семестре они преодолели среднюю дистанцию 1470 м. Однако участники в возрасте 10 лет улучшили свой средний рекорд попытки на 5 м. Установлено, что в указанной попытке в группе теннисистов 9 или 10 лет между первым и вторым сроком исследования существовали статистически значимые различия. Анализ результатов исследования динамометрической силы кисти участников соревнований, определяемой на основе захвата динамометра, показал отчетливый прогресс в течение годичного курса тренировок. Среднее значение результатов теста увеличивалось с возрастом игроков. В группе теннисистов 9 лет средние результаты указанной попытки выросли за год с 10 до 11 кг. Тогда как в группе участников 10 лет результаты выросли с 13 до 14,5 кг. В обеих возрастных группах имелись статистически значимые различия усредненных результатов между первым и вторым сроком исследования. Анализ результатов динамометрической силы кисти участников, определяемой на основе попытки выполнения теста «100 мячей», показал их неуклонное улучшение в течение годичного курса обучения. Среднее значение результатов увеличивалось с возрастом и стажем тренировок обследованных теннисистов. Отчетливое улучшение наблюдалось в группе участников 10 лет. Среднее значение попытки в первом исследовании составило 108 баллов, а во втором - 145. В указанной попытке в обеих возрастных группах участников было статистически значимые различия средних значений результатов между первым и вторым обследованием. Корреляционный анализ между результатами попыток двигательных способностей и результатами специальной работоспособности, оцениваемой на основе теста «100 мячей», показал наличие статистически значимой зависимости. В группе теннисистов 9 лет обнаружена корреляция между результатами бега на 20 м, теста комплексной реакции и теста Купера по сравнению с тестом 100 мячей. Наибольшее значение корреляции (0,616) отмечено между результатами теста Купера и теста специальной работоспособности. В тесте простой реакции и захвате динамометра корреляции с тестом на 100 мячей не выявлено.

В группе теннисистов 10 лет выявлена статистически значимая зависимость между всеми попытками двигательных способностей и результатами теста «100 мячей». Так было и в группе испытуемых 9 лет, в которой корреляция на самом высоком уровне была отмечена между тестом Купера и результатами специальной работоспособности - тестом 100 мячей. Корреляция находилась на уровне 0,548.

Таблица 2 - Средние значения и дисперсия тестов физической работоспособности теннисистов в возрасте 9 лет_

Название теста Февраль Август Р

20-метровый бег 4,8±0,3 4,5±0,3 р<0,001

Простая реакция тест 45,9±3,1 49,8±1,7 р<0,01

Сложная реакция 6,7±1,8 14,7±5,5 р<0,001

тест Купера 1363±164 1470±139 р<0,001

100 мячей 80,7±18,4 107,4±1 р<0,001

Динамометр 10,0±1,0 11,0±1,5 р<0,01

Таблица 3 - Средние значения и дисперсия тестов физической работоспособности теннисистов в возрасте 10 лет_

Название теста Февраль Август Р

20-метровый бег 4,4±0,4 4,1±0,2 р<0,001

Простая реакция тест 50,8±2 51,7±1,3 р<0,05

Сложная реакция 24,9±8,1 29,1±6,2 р<0,05

тест Купера 1600±55 1605±25 р<0,01

100 мячей 108±6 145±15 р<0,001

Динамометр 13±2,7 14,5±2,6 р<0,001

Таблица 4 - Среднее значение коэффициента корреляции и тестовой вероятности (р) в тесте значимости корреляции между результатами результативных попыток теннисистов 9 и 10 лет в соответствующие сроки исследования_

Название теста Игроки 9 лет Р Игроки 10 лет Р

20-метровый бег -0,461 Р=0,010 -0,51 Р=0,003

Простая реакция тест 0,0748 Р=0,814 0,391 Р=0,031

Сложная реакция 0,391 Р=0,031 0,427 Р=0,022

тест Купера 0,616 Р=0,000 0,548 Р=0,002

Динамометр 0,3512 Р=0,199 0,478 Р=0,047

Движение подчеркивает деятельность человека, которая включает в себя большое разнообразие его личностных особенностей, здоровья, физического и психического состояния. Развитие двигательных навыков зависит от множества факторов, влияющих друг на друга и исходящих из двух основных источников, обусловленных генетикой и фоном. Многолетний процесс спортивной подготовки требует постоянного поступления информации по вопросам биологического развития людей, занимающихся спортом, их физической работоспособности, тренировочной нагрузки и реакции организма человека на физическую работоспособность во время тренировок и теннисных турниров. Представленное исследование затрагивает весьма существенную для детско-юношеского спорта проблему соотношения комплексной (общей) двигательной ловкости и специальной ловкости (тенниса), двух основных форм, отражающих двигательные способности человека. Анализируя и сравнивая результаты исследования выносливости теннисистов 9-10 лет Астраханских клубов, оцененных на основе теста Купера с привязкой к системе подсчета очков, отмечается, что теннисистов из Астраханских клубов набрало 30 баллов из 100, что ниже среднего уровня. Применительно к этой шкале результаты бега на 20 м в группе теннисистов показывают, что в ранние периоды исследований результаты находились на крайне низком уровне. Из 10 баллов они едва ли набрали 1 балл; средний результат по тесту составил 4,8 и 4,4 с, тогда как на втором этапе исследования они набрали 6 баллов за 4,5 и 4,1 с.

Корреляционный анализ в группе теннисистов 9-10 лет показал наличие статистически значимых зависимостей между результатами бега на 20 м, временем простой и сложной реакции и результатами теста специальной ловкости, определенными на основе теста 100 мячей. Многие специалисты, интересующиеся теннисом, подтверждают мнение, что именно скорость реакции выделяет выдающихся теннисистов среди лучших. Это связано со значительным ростом скорости и силы игры за счет лучшего освоения технико-тактических возможностей и комплексной физической подготовки теннисистов. Процесс турнирных действий набирает скорость и динамичность благодаря наступательному и агрессивному стилю игры.

ВЫВОДЫ

1. Наблюдается огромный разброс среди обследованных теннисистов по уровню общей и специальной работоспособности в группе теннисистов 9 и 10 лет.

2. Существенные статистические различия между средними результатами первого и второго семестра исследования отмечены во всех попытках оценки двигательных способностей и специальной работоспособности. Это свидетельствует о том, что тренировки влияют на уровень физической работоспособности.

3. В группе теннисистов 9 и 10 лет выявлена статистически значимая зависимость между результатами попыток оценки скорости и выносливости в беге на 20 м, тестом простой реакции, тестом комплексной реакции и тестом Купера и результаты теста по оценке специальной работоспособности в тесте 100 мячей. Это говорит о том, что скорость оказывает существенное влияние на специальную результативность в теннисе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Граевская Н.Д. Спорт и здоровье / Н. Д. Граевская // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 4. - С. 49-54.

2. Губа В.П. Особенности подготовки юных теннисистов / В.П. Губа, Ш.А. Тарпищев, А.Б. Самойлов. - Москва : Физкультура и спорт, 2006. - 180 с.

3. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. физ. культуры, воспитателей и родителей / О.В. Козырева. - Москва : Просвещение, 2003. - 112 с.

4. Маркс В.О. Ортопедическая диагностика / В.О. Маркс. - Минск : Наука и техника, 1978. - 453 с.

5. Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries / V.Yu. .Karpov, V. Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, D.A. Ivanov // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Vol. 10, No. 10. - С. 2723-2728.

6. Одинцова М.О. Формирование физического самосовершенствования подростков на внеурочных занятиях по физической культуре / М.О. Одинцова, И.Е. Янкевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 253-258.

7. Шишонин, А.Ю. Кинезиотерапия в лечении плоскостопия / А.Ю. ТТТитттонин // «Кине-зиотерапия в практическом здравоохранении и спортивной медицине» : материалы I-ой Всероссийской научно-практической конференции. - Москва, 2002. - С. 88-95.

8. Cousteau J.P. Medicine du tennis / J.P. Cousteau. - Paris: Masson Ed, 1999. - 288 p.

9. Goetghebuer, G. Traumatismes / G. Goetghebuer // Sport & Vie, hors-serie. - 1995. - № 28. -P. 73-82.

REFERENCES

1. Graevskaya, N.D. (1996), "Sport and Health", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 49-54.

2. Gyba, V.P. Tarpishev, S.A. and Samoilov A.B. (2006), Features of training of young tennis players, Physical Education and Sport, Moscow.

3. Kozyreva, O.V. (2003), Therapeutic exercise for preschoolers (in violation of the musculoskeletal system), Therapeutic benefit for instructors, physical education teachers and parents, Enlightenment, Moscow.

4. Marks, V.O. (1978), Orthopedic diagnosis, publishing house "Science and Technology", Minsk, Belarus.

5. Kazankova, O.S. (2017), "The endurance education in the process of crossfit training", Scientific almanac, No. 5-2 (31), рр. 48-51

6. Odintsova, M.O and Yankevich I.E (2021), "Formation of physical self-improvement of adolescents at extracurricular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10(200), pp. 253-258.

7. Shyshonin, A.Y. (2002), "Kinesiotherapy treatment of flatfoot", Proceedings of 1st All-Russian Scientific Conference kinesitherapy in medical practice and sports medicine, Moscow, pp. 88-95.

8. Cousteau, J.P. (1999), Medicine du tennis, Masson Ed, Paris.

9. Goetghebuer, G. (1995), "Traumatismes", Sport & Vie, hors-serie, No. 28, pp. 73-82.

Контактная информация: knopka55555@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2022

УДК 373.1

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

Евгения Олеговна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Викторовна Валкина, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Дмитриевна Хайруллова, ассистент, Дмитрий Владимирович Семенцов, старший преподаватель, Андрей Николаевич Катенков, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.