Culture. No. 1, pp. 22-26.
2. Boreysha, T.I. (1997), Formation of interest of high school students in independent exercises with weights, dissertation, St. Petersburg.
3. Vasilev, V.N. and Chugunov V.S. (1986), Your physical education regime, Knowledge, Moscow.
4. Volkova, M.A. (2007), "Building of a value attitude to health among students of the technical faculty of the university", Bulletin of the South Ural State University, No. 26 (98), pp. 108-114.
5. Myasishchev, V.N. and Bodalev, A.A. (1995), Relationship Psychology, Institute of practical psychology Moscow, MODEK, Voronezh.
6. Pashin, A.A. (2011), Formation of a value attitude to health in the physical education of schoolchildren, monograph, Penza.
7. Golovey, L.A. and Rybalko, E.F. (2002), Workshop on Developmental Psychology, Rech, St. Petersburg.
8. Strizhkov, A.P. Dergachev, V.B. (2020), "Pedagogical conditions of formation of motivation-al-valte attitude to health among university students in physical education", Proceedings of the Russian Military Medical Academy, Vol. 39, No. 2S, pp. 232-234.
9. Tsyganovsky, A.M., Tsybina, E.A. and Peshkova, N.V. (2020), "Research of the characteristics of attitude toward health and healthy lifestyle among the students of the faculty of physical education", Modern Humanities Success, No. 6, pp. 58-64.
Контактная информация: len-czibinabgy@yandex
Статья поступила в редакцию 14.11.2022
УДК 796.342.082.1
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ (10-13 ЛЕТ) ВЫБОРУ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ДЛЯ УДАРА ПО МЯЧУ, ДВИЖУЩЕМУСЯ В КОРПУС ИГРОКА
Андрей Викторович Чеботарев, кандидат педагогических наук, директор института физической культуры и спорта, Анастасия Павловна Бочарова, студентка, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк
Аннотация
В статье представлены результаты внедрения экспериментальной методики обучения юных теннисистов (10-13 лет) выбору рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока. Рассмотрены принципиальные вопросы содержания занятий, направленных на устранение ошибок при выборе позиции при ударе по мячу, движущемуся в корпус игрока. Исследование проводилось на базе спортивно-развлекательного комплекса «Romanovo Sport & Spa» города Липецка. В исследовании приняло участие 15 спортсменов в возрасте от 10 до 13 лет. Полученные в ходе исследования результаты указывают на положительное влияние разработанной методики на техническую и тактическую подготовленность юных теннисистов.
Ключевые слова: методика обучения, юные теннисисты, рациональная позиция для удара.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p593-598
RESULTS OF INTRODUCING THE METHODOLOGY FOR TEACHING YOUNG TENNIS PLAYERS (10-13 YEARS) TO CHOICE A RATIONAL POSITION FOR HITTING THE BALL MOVING INTO THE PLAYER'S BODY
Andrei Viktorovich Chebotarev, the candidate of pedagogical sciences, Director of Institute of Physical Culture and Sports, Anastasia Pavlovna Bocharova, the student, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky
Abstract
The article presents the results of the introduction of the experimental methodology for teaching young tennis players (10-13 years old) how to choose the rational position for hitting the ball moving into the player's body. The fundamental issues of the content of classes aimed at eliminating errors in choosing a position when hitting a ball moving into the player's body were considered. The study was conducted on the basis of the sports and entertainment complex "Romanovo Sport & Spa" in the city of Lipetsk. The study involved 15 athletes aged 10 to 13 years. The results obtained in the course of the study indicate the positive impact of the developed methodology on the technical and tactical preparedness of young tennis players.
Keywords: teaching methodology, young tennis players, rational position for hitting.
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом все больше детей школьного возраста приходят в секции тенниса. Для них теннис является увлекательным видом спорта, который интересен занимательной и разнообразной игровой деятельностью. За один матч юный игрок испытывает и радость успеха, и горечь неудач, т. е. те события, которые характерны для жизнедеятельности современного человека. Наблюдая за игровой деятельностью юных теннисистов 10-13 лет, мы обратили внимание на тот факт, что большинство детей сталкиваются с такой проблемой на корте - выбор рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока. Отсутствие навыка поведения при данной ситуации приводит к излишней потере очков во время игры.
Причина обозначенной проблемы, на наш взгляд, кроется в том, что в учебно-тренировочном процессе с юными теннисистами данному элементу игры не уделяется должного внимания. Как показывает практика, в работе с юными теннисистами тренер при проведении учебно-тренировочного процесса, опирается на программы по теннису, в которых отсутствует материал и методика обучения выбору рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока. В тренировочном процессе, если и создаются условия, когда мяч движется в корпус игрока, то они случайны, а теннисисты, в силу отсутствия умений в данный обстоятельствах, не могут выполнить качественный удар или вовсе допускают ошибку выбора рациональной позиции.
Актуальность обозначенной проблемы указывает на необходимость создания для юных теннисистов методики обучения выбору рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока.
Цель исследования - создание и апробация методики обучения юных теннисистов (10-13 лет) рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе организации и проведения научно-исследовательской работы использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- математико-статистические методы обработки полученных данных.
В ходе изучения доступных нам научно-методических литературных источников было установлено, что под рациональной позицией для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока в теннисе, понимается обеспечение свободного и быстрого «выхода» из удара и своевременное занятие новой тактически правильной позиции, позволяющей подготовиться к последующим действиям [2, 3]. Передвижения начинаются из динамически устойчивого исходного положения и содержат [1]:
- старт из исходного положения;
- движение к мячу до удара;
- перемещение тела непосредственно в процессе удара;
- «выход» из удара и повторный старт для занятия новой позиции.
Причинами неэффективных действий юных теннисистов 10-13 лет во время выбора рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока, в теннисе являются [4]:
- непонимание как выполнить тот или иной удар в данной игровой ситуации;
- отсутствие стабильного успешного игрового опыта у юных теннисистов 10-13 лет в данной игровой ситуации;
- отсутствие практики использования данного игрового приема в учебно-тренировочном процессе у юных теннисистов 10-13 лет.
Анализ литературных источников и собственный многолетний опыт обучения выбору рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока, позволил нам разработать для юных теннисистов 10-13 лет экспериментальную методику обучения выбору рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока.
Цель методики - обучение юных теннисистов 10-13 лет выбору рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока.
В основу разработанной методики были положены следующие педагогические принципы: принцип сознательности и активности; принцип систематичности; принцип доступности; принцип наглядности.
Принцип сознательности и активности находил свое практическое воплощение в том, что перед началом обучения юным спортсменам в обязательном порядке объясняли, в чем заключается суть данного упражнения, зачем необходимо изучать и отрабатывать данные виды приемов в теннисе, и какую пользу они принесут в будущем юным теннисистам. Результатом проводимой работы стало наличие у юных теннисистов устойчивого интереса к предлагаемой работе на тренировках, осознанное отношение к выполнению каждого тренировочного задания.
Реализация принципа систематичности реализовывалось в четкой организации и выполнении плана учебно-тренировочных занятий, постепенном усложнении тренировочных заданий, а также рациональном распределении тренировочной нагрузки и отдыха.
Принцип доступности в нашей работе проявлялся в том, что мы оптимально подбирали методы, средства и задачи для юных теннисистов, обеспечивали для каждого спортсмена наиболее оптимальные условия для формирования двигательных действий, которые необходимы для выполнения технических приемов, что поспособствовало улучшению технических аспектов у юных теннисистов при выполнении различных упражнений из нашей методики.
Важное значение в практической работе при обучении юных теннисистов рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока, мы уделяли максимальной реализации принципа наглядности. Перед началом процесса обучения мы на компьютере (планшете, смартфоне) показывали им, как действуют ведущие теннисисты мира в игровых ситуация, когда мяч движется им в корпус. Разбирали движение звеньев тела в замедленном просмотре. При необходимости тренер лично показывал особенности техники и передвижений детям. В ходе выполнения тренировочных заданий тренер снимал на смартфон действия юных теннисистов, впоследствии разбирая в замедленном просмотре ошибки и успешные действия юного спортсмена.
При обучении юных теннисистов (10-13 лет) рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока, использовались следующие методы обучения: метод расчлененного обучения; игровой метод.
Метод расчлененного упражнения проявлялся в том, что предлагаемые упражнения были разбиты на несколько технических элементов, двигательных фаз, которые изучались до стабильно правильного исполнения, а затем соединялись в единое целое.
Для совершенствования техники изучаемых движений активно использовался игровой метод. Вначале дети соревновались, кто правильнее выполнит задание, получая
оценки от тренера. Затем соревнования проводились на наименьшее время, затраченное на правильное выполнение задания. В основу игровых взаимодействий было положено правило, в первую очередь, правильного выполнения предложенного задания.
Методика обучения юных теннисистов 10-13 лет выбору рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока в теннисе, включала в себя 20 упражнений, которые были разбиты на 5 блоков:
1. «Имитационный блок».
2. «Имитационный блок + работа с мячом».
3. «Имитационный блок в полной координации».
4. «Выбор рациональной позиции при выполнении ударов на минимальной скорости».
5. «Выбор рациональной позиции при выполнении ударов в игровых ситуациях».
Каждый блок включает в себя определенное количество упражнений, позволяющих качественно отрабатывать удары по мячу, движущемуся в корпус игрока в теннисе, а также повысить стабильность ударов теннисистов и улучшить работу ног во время передвижений по корту. Изучение блоков происходило последовательно. Основанием для перехода к следующему блоку являлось полное и качественное освоение юными теннисистами всех упражнений, включенных для изучения на данном уровне сложности.
Апробация разработанной методики проводилась на базе спортивно-развлекательного комплекса «Romanovo Sport&Spa» города Липецка, который располагает тремя теннисными кортами с грунтовым покрытием. В исследовании приняло участие 15 спортсменов в возрасте от 10 до 13 лет, из них 10 девочек и 5 мальчиков. Практическая часть исследования проводилась с мая по сентябрь 2022 года. Спортсмены тренировались 3 раза в неделю по 90 минут. На обучение и отработку упражнений, направленных на выбор рациональной позиции при ударе по мячу, движущемуся в корпус игрока, отводилось на каждой тренировке 20-30 минут.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для определения эффективности методики нами были выбраны следующие контрольные испытания:
Тест №1 «1-й квадрат». Теннисист находится в первом квадрате на приеме, на задней линии в исходном положении (стойка теннисиста), где выполняется прием мяча. Тренер начинает выполнять подачу с противоположной стороны, направляя мяч в корпус теннисисту. Спортсмен, наблюдая за полетом мяча, быстро принимает решение для того, чтобы выполнить работу ногами (выбрать ударную позицию) для приема мяча и выбрать какой удар он будет выполнять в данной ситуации (прием мяча справа или слева).
Тест №2 «центр корта». Теннисист находится в центре корта на задней линии в исходном положении (стойка теннисиста). Тренер начинает набрасывать теннисные мячи в корпус спортсмену с противоположной стороны, тем самым создавая игровую ситуацию. Теннисист, наблюдая за полетом мяча, быстро принимает решение для того, чтобы выполнить работу ногами (выбрать ударную позицию) и выбрать какой удар он будет выполнять в данной ситуации (удар справа или удар слева).
Тест №3 «2-ой квадрат». Теннисист находится во втором квадрате на приеме, на задней линии в исходном положении (стойка теннисиста), где выполняется прием мяча. Тренер начинает выполнять подачу с противоположной стороны, направляя мяч в корпус теннисисту. Спортсмен, наблюдая за полетом мяча, быстро принимает решение для того, чтобы выполнить работу ногами (выбрать ударную позицию) для приема мяча и выбрать какой удар он будет выполнять в данной ситуации (прием мяча справа или слева).
Тест №4 «игра с лета». Теннисист располагается у сетки по центру корта в одном метре от сетки. Принимает исходное положение (стойка теннисиста). Тренер начинает вводить мячи в игру с противоположной стороны, направляя их в корпус теннисисту.
Спортсмен, наблюдая за полетом мяча, быстро принимает решение для того, чтобы выполнить работу ногами (выбрать ударную позицию) и выбрать какой удар при игре с лета он будет выполнять в данной ситуации (игра с лета справа или слева).
В результате проведенной апробации разработанной методики были получены результаты, которые представлены в таблице.
Таблица - Результаты тестов, характеризующих рациональный выбор позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока_
Тест До эксперимента (раз) После эксперимента (раз) Достоверность
«1-й квадрат» 2,73±0,53 6,20±0,43 р<0,05
«Центр корта» 3,20±0,66 6,73±0,43 р<0,05
«2-ой квадрат» 2,93±0,53 6,47±0,54 р<0,05
«Игра с лета» 3,33±0,53 7,33±0,43 р<0,05
Сравнительный анализ результатов, представленный на рисунке 1, указывает на положительную динамику во всех тестах.
Так в тесте «1-й квадрат» в ходе исследовательской работы показатели улучшились на 127,1%, в тесте «центр корта» улучшения составили 110,3%. Анализ результатов в тестах «2-ой квадрат» и «игра с лета) позволяет констатировать, что результаты тестирования улучшились на 120,8% и 120,1% соответственно. При этом стоит отметить, что согласно ^критерия Стьюдента для зависимых выборок, по окончании исследования, различия результатов по всем тестам стали носить достоверный характер (р<0,05).
127,1
733-
-333
«1-й «Центр квадрат» корта» ■ До эксперимента
«2-ой «Игра с квадрат» лета» После эксперимента
140 120 100 80 60 40 20 0
120,8
120,1
«1-й
квадрат»
«Центр корта»
«2-ой «Игра квадрат» лета»
Рисунок 1 - Динамика изменений результатов тестирования, (раз)
Рисунок 2 - Динамика изменений результатов тестирования, (%)
Анализ динамики изменений результатов в процентах (рисунок 2) показывает, что по каждому тесту прирост результатов составил более 100%. При этом стоит обратить внимание на то, что в тесте «центр корта» произошел наименьший прирост результата среди всех тестов. Данный факт указывает на то, что данному элементу при обучении стоит в дальнейшем уделить чуть больше времени, соответственно внести коррективы в разработанную методику, добавить в нее больше новых упражнений, которые позволят нам улучшить показатели по данному тесту.
ВЫВОД
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты подтвердили правильность выбора принципов, методов и средств обучения, которые положены в основу методики обучения юных теннисистов (10-13 лет) рациональной позиции для удара по мячу, движущемуся в корпус игрока.
Применение разработанной методики в учебно-тренировочном процессе с юными теннисистами 10-13 лет позволяет не только значительно улучшить их уровень технической и тактической подготовленности в различных игровых ситуациях, когда мяч движется в корпус игрока, но и уверенно себя чувствовать в других игровых ситуациях.
с
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьева С.Е. Анализ и определение компонентов подготовленности спортсменов, влияющих на надежность ударных действий в теннисе / С.Е. Воробьева, Б.П. Сокур // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2019. - № 1. - С. 70-72.
2. Иванова Г.П. Современный теннис: биомеханика, эргономика, техника игры / Г.П. Иванова. - 2019. - // Спортивная энциклопедия : [сайт]. - URL: https://sportguardian.ru/article/5468/tennis (дата обращения: 19.11.2022).
3. Техника выполнения основных ударов // Теннисная энциклопедия Игоря Ивицкого : [сайт]. -URL: https://tennis-i.com/ [Электронный ресурс]. URL: https://tennis-i.com/tennisnaya-entsiklopediya/sovety-nachinayushchim/tekhnika-vypolneniya-osnovnykh-udarov.html (дата обращения 19.11.2022).
4. Удары справа // Tennis Juniors : [сайт]. - URL: https://juniortennis.ru/technique/detail.php?ID=30320 (дата обращения 19.11.2022).
REFERENCES
1. Vorobieva, S.E. and Sokur, B.P. (2019), "Analysis and determination of the components of the preparedness of athletes influencing the reliability of shock actions in tennis", Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of implementation, Vol. 1, pp. 70-72.
2. Ivanova, G.P. (2019), "Modern tennis: biomechanics, ergonomics, game technique", Sports Encyclopedia of Life Support Systems, available at: https://sportguardian.ru/article/5468/tennis (accessed 11 November 2022).
3. Tennis Encyclopedia of Ivitsky I, (2022), Technique for performing the main blows, available at: https://tennis-i.com/tennisnaya-entsiklopediya/sovety-nachinayushchim/tekhnika-vypolneniya-osnovnykh-udarov.html (accessed 11 November 2022).
4. Tennis in Russia (2022), Right punches, available at: https://juniortennis.ru/technique/detail.php?ID=30320 (accessed 11 November 2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.11.2022
УДК 796.92
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ
Эдуард Алексеевич Чибриков, старший преподаватель, Сергей Александрович Якушин,
старший преподаватель, Екатерина Сергеевна Лифанова, старший преподаватель, Виктория Николаевна Никитинская, доцент, Александр Петрович Дидрих, старший
преподаватель, Московский государственный областной университет, Москва; Анастасия Владимировна Воронина, преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва
Аннотация
Введение - в лыжной подготовке юных спортсменов занимает игровой метод. Использование подвижных игр в большей степени способствует развитию физических и психологических способностей. Методика: проведение подвижных игр, для подготовки лыжников - это сложный процесс, направленный не только на развитие физических способностей, но и на совершенствование техники передвижения на лыжах. Полученные результаты: в ходе исследования выявилось положительное влияние использования игрового метода, на занятиях лыжными гонками, на развитие технической подготовки. Выводы - правильно построенный процесс использования игрового метода способствует не только развитию ловкости и координации, но и дает возможность корректировать отдельные элементы техники передвижения на лыжах.
Ключевые слова: лыжные гонки, спорт, физическая культура, игровой метод.