Научная статья на тему 'Определение источников формирования финансовых ресурсов предприятия'

Определение источников формирования финансовых ресурсов предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
финансовые ресурсы / источники формирования финансовых ресурсов / структура финансовых ресурсов предприятия / собственные и привлеченные средства / макро и микро уровень

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дилноза Бахтияровна Таджибекова

В данной статье рассматривается понятие финансовых ресурсов, виды ресурсов предприятия, различные подходы по поводу определения финансовых ресурсов предприятия, определены функции финансовых ресурсов предприятия, собственные и привлеченные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение источников формирования финансовых ресурсов предприятия»

Определение источников формирования финансовых

ресурсов предприятия

Дилноза Бахтияровна Таджибекова dilnozza1980@gmail.com Ташкентский финансовый институт

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие финансовых ресурсов, виды ресурсов предприятия, различные подходы по поводу определения финансовых ресурсов предприятия, определены функции финансовых ресурсов предприятия, собственные и привлеченные средства.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, источники формирования финансовых ресурсов, структура финансовых ресурсов предприятия, собственные и привлеченные средства, макро и микро уровень

Determination of sources of formation of financial resources of

the enterprise

Dilnoza Bakhtiyarovna Tajibekova dilnozza1980@gmail.com Tashkent Financial Institute

Abstract: This article discusses the concept of financial resources, types of enterprise resources, various approaches to determining the financial resources of an enterprise, defines the functions of financial resources of an enterprise, own and borrowed funds

Keywords: financial resources, the sources of financial resources, structure of financial resources of the enterprise, own and borrowed funds, macro- and micro-levels.

В современных условиях хозяйствования финансовые ресурсы предприятий играют важную роль, так как именно они создают условия для непрерывного процесса производства, его стабильного роста, а также определяют конкурентоспособность предприятия на рынке.

Формирование финансовых ресурсов включает формирование уставного капитала, привлечение кредитов, займов, аккумуляция денежных фондов, образуемых от выручки реализации продукции, формирование нераспределенной прибыли, привлечение специальных целевых средств.

Источники формирования финансовых ресурсов зависят от формы собственности, на основе которой создается предприятие. Так, при создании государственных предприятий финансовые ресурсы формируются за счет бюджета, средств других аналогичных предприятий при их реорганизации и т.д. При создании частных предприятий или других негосударственных предприятий, они формируются за счет частичных взносов учредителей, добровольных взносов юридических и физических лиц и т.п. Все эти взносы (средства) представляют собой уставный (первоначальный) капитал и аккумулируются в уставном фонде созданного предприятия [5].

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств - основных и оборотных - которые инвестированы в процесс производства.

Рисунок -1. Финансовые ресурсы предприятий1 Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом

1 Пласкова Н.С. Экономический анализ: учебник.- М.: Эксмо, 2016- 300с.

рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получали на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования. Для создания благоприятных экономических условий в рамках предприятия государство использует такие методы: государственный кредит, финансовую помощь, упрощенную систему налогообложения, государственный заказ, заимствуя опыт у развитых стран мира. Таким образом, любое предприятие имеет возможность формировать финансовые ресурсы как за счёт собственных, так и за счет заемных источников [4]. В современных условиях деятельности промышленных предприятий невозможно отдать преимущество какому-то одному источнику формирования финансовых ресурсов из-за негативных последствий. Так, во время использования лишь собственных средств возникает угроза ограничения роста финансового потенциала предприятий, а использования заёмных и привлеченных средств в значительных объемах, с другой стороны, действительно даёт возможность выживания и прогрессивного развития в условиях нестабильности, но и значительно повышает уровень риска в финансовой деятельности предприятий. Проблемы формирования финансовых ресурсов присутствуют практически на каждом предприятии. Они связаны с особенностями организации производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, государственной регулятивной политикой касаемо формирования финансовых ресурсов предприятий, влияние которой растет при условии государственной монополии на производство продукции. Однако в современных условиях предприятия недостаточно обеспечены финансовыми ресурсами из-за отсутствия и недостатка источников их формирования. Значительное количество пред-приятий являются убыточными, что существенно ограничивает собственные источники формирования финансовых ресурсов. Привлечение банковских кредитов сопровождается ростом платы за их использование, что приводит к увеличению операционных затрат и убыточности предприятий. Поэтому, каждому субъекту хозяйствования необходимо более рационально подходить к вопросу формирования финансовых ресурсов, уменьшать количество кредитов и обязательств. А государству, особенно в современных условиях, необходимо обеспечить постоянство экономики и улучшить нормативную базу, что позволит предприятиям быть защищенными и функционировать даже в кризисных ситуациях.

Одним из наиболее важных мероприятий по повышению финансовой деятельности предприятий является поиск внутренних резервов прибыльности и

достижению безубыточной работы за счет более полного использования мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения расходов и потерь.

Подводя итог, можно отметить что финансовый рост возможен при активной реализации различных нововведений: новой продукции, новых технологий, новой техники. Предприятию необходимо проводить комплекс работ по финансовому обоснованию и определению эффективности каждого мероприятия. Реализация вышеуказанных мероприятий позволит предприятию улучшить все свои финансовые показатели и стать одним из лидеров в своей области.

Использованная литература

1. Мирзиёев Ш. Послание Президента Республики Узбекистан к Олий мажлису от 24 января 2020 года www.uza.uz

2. Jiyanova N. E. Finance of the agricultural economic sector in the conditions of market relations - Столица Науки, 2020.

3. Jumaniyazov, I. T. (2021). The Progressive Foreign Experiments in the Activity of Sovereign Wealth Funds. Annals of the Romanian Society for Cell Biology, 109116.

4. Jumaniyozov, I. (2018). Impact of Development Finance Institutions on Economic Growth: Implications for Reconstruction and Development Fund of Uzbekistan. International Journal of Management Science and Business Administration, 4(2), 84-88.

5. Jumaniyozov, I. (2020). ISSUES OF ENSURING THE TRANSPARENCY OF SOVEREIGN WEALTH FUNDS. International Finance and Accounting, 2020(5), 1.

6. Jumaniyazov, I. (2020). FOREIGN EXPERIENCE IN THE ACTIVITIES OF SOVEREIGN FUNDS. International Finance and Accounting, 2020(2), 1.

7. Jumaniyazov, I. T. (2021). Transparency Is A Key Indicator Of The Activity Of Sovereign Wealth Funds. The American Journal of Management and Economics Innovations, 3(05), 30-37.

8. Жуманиязов, И. Т. (2016). Основные задачи Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан. Наука, образование и культура, (7 (10)), 27-28.

9. Жуманиязов, И. Т. (2016). Направления использования средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан. Economics, (7 (16)), 28-29.

10. Jumaniyazov, I. T. (2022). O'zbekistonda davlat moliya tizimidagi islohotlar va rivojlantirish istiqbollari. Science and Education, 3(5), 1637-1645.

11. Inomjon Turaevich Jumaniyazov, & Bexruz Hazratov (2022). Foreign experience in the development of special economic zones in Uzbekistan. Science and Education, 3 (5), 1628-1636.

12. Jumaniyazov Inomjon Turaevich, & Juraev Maqsud Annaqulovich (2022). Korxonalarda moliyaviy qarorlar qabul qilish va risklarni baholash usullari. Science and Education, 3 (5), 1646-1654.

13. Jumaniyazov, I. T. (2019). The impact of Uzbekistan Reconstruction and development fund's expenditure on GDP growth. Science, research, development № 16. Monografiya pokonferencyjna.

14. Jumaniyazov, I., & Xaydarov, A. (2023). The importance of social insurance in social protection. Science and Education, 4(1), 1033-1043. Retrieved from https://openscience.uz/index.php/sciedu/article/view/4941

15. Самсонов, Н.Ф. Управление финансами. Финансы предприятий. Учебник / Н.Ф. Самсонов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 825 c.

16. Пласкова Н.С. Экономический анализ: учебник.- М.: Эксмо, 2016- 350с.

17. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2014. - 408с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.