Научная статья на тему 'Определение функционального состояния организма юных футболистов'

Определение функционального состояния организма юных футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
243
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANAEROBIC POWER / FATIGUE INDEX / HEART RATE / FUNCTIONAL BODY SYSTEMS / PLAYING ROLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бондаренко К.К., Чахов К.В., Бондаренко А.Е.

Рассматриваются вопросы влияния тренировочной деятельности на функциональное состояние организма юных футболистов, в зависимости от их игрового амплуа. Представлены результаты определения мощности энергетической системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бондаренко К.К., Чахов К.В., Бондаренко А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE FUNCTIONAL STATE OF ORGANIZERS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

The questions of the influence of training activity on the functional state of the organism of young football players are considered, depending on their game role. The results of determining the power of the energy system are presented

Текст научной работы на тему «Определение функционального состояния организма юных футболистов»

PEDAGOGICAL SCIENCES

DETERMINATION OF THE FUNCTIONAL STATE OF ORGANIZERS OF YOUNG FOOTBALL

PLAYERS

Bondarenko K.

Ph.D., associate professor, Head of the Department of FViS Gomel State University named after F. Skorina, Gomel

Chakhov K.

The head coach of the soccer team «Sputnik», Rechitsa

Bondarenko A.

Ph.D., associate professor, Deputy Dean of the Faculty of Physical Culture Gomel State University named after F. Skorina, Gomel

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЮНЫХ

ФУТБОЛИСТОВ

Бондаренко К.К.

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой ФВиС, УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», Гомель

Чахов К.В.

Главный тренер футбольной команды «Спутник», Речица

Бондаренко А.Е.

кандидат педагогических наук, доцент заместитель декана факультета физической культуры, УО «Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины», Гомель

Abstract

The questions of the influence of training activity on the functional state of the organism of young football players are considered, depending on their game role. The results of determining the power of the energy system are presented.

Аннотация

Рассматриваются вопросы влияния тренировочной деятельности на функциональное состояние организма юных футболистов, в зависимости от их игрового амплуа. Представлены результаты определения мощности энергетической системы.

Keywords: anaerobic power, fatigue index, heart rate, functional body systems, playing role.

Ключевые слова: анаэробная мощность, индекс утомления, частота сердечных сокращений, функциональные системы организма, игровое амплуа.

Игровая деятельность в футболе предъявляет высокие требования к работе скелетных мышц, к их силовому потенциалу, экономичности работы, способности противостоять утомлению. Кроме того, игровая деятельность предъявляет к игроку требования по высокому уровню проявления быстроты, силы и выносливости.

В настоящее время имеются данные о функциональном состоянии нервно-мышечного аппарата спортсменов различной квалификации, осуществляется направленная коррекция нагрузочной деятельности на основании диагностики скелетных мышц и оперативного контроля тренировочных компонентов [1,6].

Вместе с тем, без привлечения систематизированных экспериментальных данных в игровых видах спорта по определению функционального состояния анаэробной работоспособности невозможно дать рекомендации по оптимизации

индивидуальных и командных тренировочных программ.

Адаптация к физическим нагрузкам и повышения уровня развития скоростно-силовой выносливости футболистов в соревновательной деятельности относятся к числу наиболее актуальных вопросов тренировочной деятельности юных футболистов. Наиболее актуальными является определения уровня физической подготовленности и функционального состояния различных систем организма юных игроков различного амплуа [2,3,4]. Ранее проведенные исследования позволили выявить механизмы адаптации футболистов по лабильным компонентам массы тела [5]. Это позволило не только контролировать состояние юных спортсменов при напряженной нагрузочной деятельности, но и обеспечить взаимосвязь тренировочного процесса со становлением спортивной формы.

Таким образом, детальное исследование функционального состояния и механизмов энергообеспечения юных футболистов в ответ на нагрузки различной направленности является актуальным.

Исследование проводилось в период с 13.03.2017 по 31.03.2017 г в научно-исследовательской лаборатории физической культуры и спорта учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины», в рамках государственной программы научных исследований «Конвергенция - 2020»

Целью работы явилось исследование анаэробной мощности и емкости юных футболистов в возрасте 15-16 лет.

Контроль анаэробной мощности и емкости организма юных футболистов осуществлялся в лабораторных условиях по результатам максимального тридцатисекундного велоэргометрического теста Wingate.

Кроме показателей отражающих уровень общей и специальной работоспособности и анаэробной производительности, определялись энергетические возможности спортсменов по уровню креа-тинфосфатной, гликолитической и аэробной емкости организма.

Энергетическая емкость организма юных футболистов определялась по общему количеству энергии, доступной для выполнения работы в данной энергетической системе. Кроме анаэробной емкости при оценке рабочей производительности проводилось определение мощности энергетической

системы, выраженное в максимальном количестве энергии, генерируемом при максимальной нагрузке за единицу времени.

Для проведения нашего исследования использовался модифицированный велоэргометр фирмы «Monarck» с расчетной мощностью нагрузки Monark и приложенное к нему программное обеспечение. Нагрузка рассчитывалась каждому испытуемому в зависимости от его веса и составляла 0,075 килограмма отягощения на килограмм массы тела спортсмена.

Непосредственно перед выполнением теста проводилась разминка в течении 10-15 минут, после чего небольшой отдых 1-2 минуты, и, непосредственно выполнение теста. Результат теста характеризует ряд показателей представленных в таблице.

Необходимую информацию для оценки анаэробной производительности даёт анализ параметров времени достижения максимума мощности и его удержания, а также, степени снижения мощности от наибольшей до наименьшей величины в условиях тридцати секундного теста Wingate. На рисунке 1 показано достижение максимальной скорости и удержание ее на протяжении тридцати секунд юными футболистами различного игрового амплуа. Из рисунка видно, что игроки нападения уже к третьей секунде работы достигают максимальной скорости, защитники - к пятой секунде, а полузащитники - к восьмой секунде.

Таблица 1

Анаэробная производительность юных футболистов по показателям тестирования Wingate теста

Показатели нападающие X ± 8 полузащитники Х ± 5 защитники Х ± 5 t - критерий Стьюдента

V (max), км/ч 65,8±1,23 57,9±2,13 61,1±2,41 2,576 1,95 0,37

V (min), км/ч 37,3±1,21 29,7±0,89 32,8±1,51 0,114 1,86 0,52

Инд. зап., % 20,28±5,67 14,53±3,64 18,4±3,51 2,731 1,76 0,25

Пик. мощ., Вт 1211,11±183,36 1039,07±115,12 1113,17±32,97 0,122 0,21 1,35

Отн. мощ., Вт/кг 21,65±2,37 19,68±0,89 19,96±1,35 2,974 2,07 1,81

Полученные данные свидетельствуют о том, что скорость достижения пиковой мощности после начала выполнения анаэробного теста не имеет достоверных различий у игроков различного амплуа (См. таблицу). Однако, выявленная способность к удержанию достигнутого в этих условиях максимума мощности, была более низкой у полузащитников, по отношению к нападающим и защитникам, что свидетельствует о том, что адаптация к анаэробной работе в учебно-тренировочной деятельности у игроков данного амплуа развита лучше.

Во всех рассчитанных показателях теста было отмечено заметное превосходство нападающих по величине максимальной анаэробной мощности.

Эту особенность можно объяснить тем, что действия нападающих сопряжены, главным образом, с максимальными мышечными усилиями «взрывного» характера (ускорения, финты, дриблинг, разнообразные удары по воротам).

И защитники, и нападающие обладают фактически одинаковыми анаэробными алактатными возможностями, в то время как полузащитники в этом отношении отстают от них. Причина отставания кроется в том, что соревновательная деятельность требует от полузащитников проявления более высокого уровня выносливости, чем от игроков других амплуа. Возможно, что энергетические способности полузащитников «сдвинуты» в сторону аэробной производительности.

70

60

a

^ 50 я

35 «

§ 40 a

S

1 30

a

л

£ 20

a о

Si U

10

012345678 9 101112131415161718192021222324252627282930

Время Wingаte теста (с )

■Нападающие (км/ч).........Полузащитники (км/ч)-----Защитники (км/ч)

Рисунок 1 - Изменение скорости педалирования при выполнении Wingate теста

На основании полученных данных те-

ста определялось состояние анаэробной системы юных футболистов - одно из основных показателей скоростно-силовой выносливости, а так же, проводилась коррекция физических нагрузок в ходе тренировок. Этот контроль позволил решить такие частные задачи, как выявление реакции организма на физические нагрузки, оценка уровня тренированности, адекватности применения восстанавливающих средств.

Правильное и рациональное использование физических упражнений вызывает существенные положительные сдвиги в морфологии и функционировании сердечнососудистой системы. Очень важно оценить нагрузку, адекватность ее состоянию занимающегося, а также, его тренированность. Для этого определяется исходное состояние тренирующегося, предстартовые реакции, реакцию на нагрузку и течение процессов восстановления.

Изучение реакции на нагрузку проводится как во время выполнения упражнений, так и на различных этапах занятия - после наиболее интенсивных упражнений или после основных этапов, а также, непосредственно после окончания занятия. Наиболее полную характеристику состояния спортсмена в ходе занятий, не мешая нормальному его проведению, можно получить с помощью телеметрических методов исследования. Состояние физиологических функций в момент перехода от покоя к работе, на высоте нагрузки, при изменении ее темпа и перехода от работы к покою, в наибольшей степени характеризует функциональные возможности организма, работоспособность, а также переносимость

нагрузки. На основании исследований, проведенных в ходе занятий, составлялась так называемая «физиологическая кривая», отражающая как общую нагрузку, так и ее распределение в ходе занятия. Для этого, исследования проводились до занятия, по ходу занятия на основных его этапах, после занятия и в периодах его восстановления.

Высокое функциональное состояние - это результат долговременной адаптации к регулярным тренировкам. Для определения адаптационных изменений, происходящих в организме спортсменов, проводился системный контроль за состоянием спортивной формы.

Одним из способов контроля за характером восприятия организма тренировочных воздействий являлась частота сердечных сокращений (ЧСС).

Частота сердечных сокращений наиболее информативный показатель, по которому можно оценить реакцию организма юного спортсмена на нагрузку. Нагрузка максимальной анаэробной мощности по разному отражается на частоте сердечных сокращений у игроков разного амплуа.

Средние значения ЧСС у нападающих составляет 163 уд/мин, у полузащитников 165 уд/мин, а у игроков защиты этот показатель значительно выше 183 уд/мин, восстановление (снижение пульса) наиболее плавно и равномерно происходит у игроков нападения (рисунок 2). Этот факт и может свидетельствовать о том, что игроки этого амплуа наиболее адаптированы к нагрузкам анаэробного характера, то есть, они могут выполнять работу такой направленности более рационально, с наимень-

0

шими энергетическими затратами. Уже к пятой минуте восстановления их пульс возвращается к исходным значениям. Что касается защитников, то их ЧСС значительно выше и, как видно из этого же рисунка, процесс восстановления проходит не равномерно. К пятой минуте восстановления их пульс не

Время восстановления

приходит к значениям, которые были до выполнения теста. По характеру изменения ЧСС после выполнения теста у полузащитников пульс несколько сходен с игроками нападения.

-нападающие -----полузащитники — • • защитники

Рисунок 2 - Восстановление ЧСС после анаэробной нагрузки

Подытожив полученные данные можно говорить о том, что реакция ЧСС на стандартную анаэробную нагрузку у игроков разного амплуа неодинакова. Она сформировалась в ходе длительного тренировочного процесса. Учитывая этот факт, следует планировать нагрузку исходя из индивидуальных особенностей игроков.

Проведенное исследование свидетельствует о различном восприятии спортсменами одинаковых физических нагрузок. Оценка реакции организма на физическую нагрузку позволяет не только определить уровень функциональной подготовленности, но и выявить реализационные возможности энергетического потенциала юных футболистов.

Контроль за процессами утомления и восстановления в ходе выполнения анаэробной мышечной работы являются неотъемлемыми компонентами спортивной деятельности, необходимыми для оценки переносимости физической нагрузки и выявления перетренированности.

В ходе проведенных нами лабораторных исследований у юных футболистов различного амплуа были выявлены различия в физиологических реакциях на нагрузки скоростно-силового характера. Различия в полученных данных, объясняются особенностями двигательной деятельности футболистов различных амплуа. Это дает дополнитель-

ные возможности при разработке учебно-тренировочных программ по подготовке футболистов в условиях детско-юношеских спортивных школ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бондаренко К.К., Черноус Д.А., Шилько С.В. Биомеханическая интерпретация данных миометрии скелетных мышц спортсменов // Российский журнал биомеханики. - Пермь, Т. 13 №1 (43), 2009. - С 7-17.

2. Бондаренко К.К., Чахов К.В., Сабодаш С.А. Отбор юных футболистов как необходимое условие для достижения высоких спортивных результатов. / Проблеми формування здорового способу життя: матер. V Всеукр. наук.-практ. конф. студенлв, мапстранлв та асшранлв ; тд заг. ред. Сренко Р.Р. - Л. : Видавничий центр ЛНУ iменi 1вана франка, 2015. - С. 185 - 189.

3. Бондаренко К.К., Чахов К.В. Определение игрового амплуа юных футболистов на основе учета ведущего фактора физического развития. / Здоровье для всех: материалы VI Международной научно-практической конференции, УО "Полесский государственный университет", г. Пинск, 23 -24 апреля 2015 г.: в 2 ч. Ч. 1/ Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К.

Шебеко [и др.]. - Пинск: ПолесГУ, 2015. - С.363-365

4. Бондаренко К.К., Бондаренко А.Е., Чахов К.В. Развитие аэробной системы энергообеспечения организма юных футболистов различного амплуа (Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 85-летию Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины : материалы в 4-х частях. - Гомель, ГГУ. - Ч.1 - С. 228-231.

5. Бондаренко К.К., Чахов К.В., Бондаренко А.Е. Соломенник Т.В. Контроль механизмов адаптации футболистов по лабильным компонентам массы тела / Восток-Россия-Запад. Физическая

культура, спорт и здоровый образ жизни в XXI веке: материалы XIX Международного симпозиума, проведенного факультетом физической культуры и спорта Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева / под. общ. ред. В. А. Кузьмина; отв. за вып. Т. Г. Арутюнян; Сибирский государственный аэрокосмический университет. - Красноярск, 2016. -206-209

6. S.V.ShiFko, D.A.Chernous, and K.K.Bondarenko. "Generalized model of a skeletal muscle" Mechanics of composite materials, vol. 51, #6, January, 789-800, (2016)

LEARNING SCHOOL AS THE ENVIRONMENT FOR THE TEACHER'S PROFESSIONAL

DEVELOPEMNT

Taranenko G.

Graduate student, Institute of Public Administration and Civil Service, RANEPA, Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ШКОЛА КАК СРЕДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГА

Тараненко Г.В.

Студент магистратуры Института государственной службы и управления РАНХиГС, г. Москва

Abstract

The article deals with the concept and characteristics of the learning organization, defines opportunities and conditions of the use of this organizational model in general education school as advantageous environment for the teachers' professional development.

Аннотация

В статье рассматриваются понятие и свойства самообучающейся организации, определяются возможности и условия применения данной модели в общеобразовательной школе как благоприятной среды для профессионального развития педагогов.

Keywords: education, school, teacher's professional development, learning organization.

Ключевые слова: образование, школа, профессиональное развитие педагога, самообучающаяся организация.

Многочисленные изменения в российской системе образования на рубеже Х1Х-ХХ веков оказали значительное влияние на требования к школьному учителю. На смену знаниевой пришла компе-тентностная модель образования, предполагающая развитие у учеников таких умений и навыков, которые позволили бы им самостоятельно добывать, анализировать и усваивать новую информацию. Современный учитель должен уметь оценивать ме-тапредметные компетенции обучающихся, владеть основами поликультурного образования, методами проведения коррекционно-развивающей работы, использовать специальные подходы в работе с детьми, для которых русский язык не является родным, быть знакомым с особенностями поведения детей в виртуальной среде [1].

Обширный перечень новых компетенций, которыми должен овладеть учитель, ставит как перед системой образования в целом, так и перед каждым руководителем школы задачу обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогогиче-ских работников. Кадровый потенциал общеобразовательной организации как совокупность всех

возможностей и способностей ее педагогов является важнейшим ресурсом школы, а его развитие предполагает комплекс управленчексих мер по обеспечению профессионального роста каждого учителя.

В традиционной системе управления существуют определенные структурные единицы и должностные обязанности, превалируют командно-административные методы управления и контроля, в которых главенствующую роль играют руководитель общеобразовательной организации и его заместители. Изменение традиционной модели предполагает рассматривать школу как сложную «развивающую и развивающуюся динамическую систему с расширенным субъектом управления» [7, с. 22]. Простое функционирование организации предполагает стабилизацию и четкое определение организационных процессов, в то время как режим развития, напротив, требует их дестабилизации и постоянной корректировки. Режим развития предполагает формирование инновационной деятельности в рамках школы, что, в свою очередь,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.