Том I
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И 1970
№ 3
УДК 629.7.015.7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АМПЛИТУДЫ КОЛЕБАНИЙ ОСЕСИММЕТРИЧНОГО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ПРИ НЕУПРАВЛЯЕМОМ СПУСКЕ В АТМОСФЕРЕ
В. В. Воейков, В. А. Ярошевский
Рассматриваются особенности неуправляемого движения космического аппарата около центра масс при спуске в атмосфере. Основное внимание уделено определению возможных амплитуд колебаний и поперечных перегрузок на траектории спуска при малых значениях начальной угловой скорости. Приведены формулы и графики, позволяющие определить указанные параметры.
Рассматривается задача об определении амплитуды колебаний неуправляемого космического аппарата, входящего в атмосферу планеты. Предполагается, что аппарат является осесимметричным телом, угол атаки а определяется как угол между вектором скорости и продольной осью аппарата.
В работе [1] показано, что характер движения неуправляемого космического аппарата около центра масс определяется безразмерным параметром
21^>1 1к У01 вш 601 ’
где Л^0— начальный кинетический момент в безатмосферном пространстве;
X -— логарифмический градиент плотности атмосферы (р=р0е~хн); /—экваториальный момент инерции;
У0 и 60 — скорость входа и угол входа в атмосферу.
При больших значениях ц движение аппарата является квазипе-риодическим на всей траектории, исключая, может быть, участок небольшой протяженности в окрестности границы атмосферы (в случае плоского движения — участок перехода от вращательного движения к колебательному). Поэтому при [х^>1 амплитуда колебаний аппарата по углу атаки аш может быть определена с помощью асимптотического метода или метода усреднения [2] —[5]. При умеренных значениях |х, соизмеримых с единицей, асимптотический метод применим лишь в достаточно плотных слоях атмосфры. При малых [х (|х<С^1) малая начальная энергия вращательного движения аппарата практически не влияет на его движение в плотных слоях атмосферы. Определяющим параметром становится угол атаки аппарата на границе атмосферы сю, который, как правило, является случайной величиной. Поэтому задача приобретает вероятностный характер. В настоящей работе при-
водятся результаты, которые позволяют определить ряд параметров, представляющих практический интерес, в случае малых (х.
Известно, что осесимметричное тело в пустоте совершает движение типа регулярной прецессии. Определим начальные условия на границе атмосферы через углы <рь ф2 и ф3 (фиг. 1), характеризующие конус прецессии и кинетический момент Ы0; ф! — угол между вектором
скорости аппарата и вектором начального кинетического момента (осью конуса); ф2— угол нутации (полуугол раствора конуса); ф3 — угол прецессии аппарата (положение оси аппарата на конусе прецессии) .
В достаточно плотных слоях атмосферы, где колебания по углу атаки невелики, изменение амплитуды колебаний определяется с помощью асимптотического метода [2] — [5] по формуле
С ехр
1
21V 2т V
ат = -------------------------------------------------------(1)
тг дБ1
где/и“г — производная коэффициента демпфирующего момента по безразмерной угловой скорости сог = ;
с“ и т* -- производные коэффициента подъемной силы и продольного момента по углу атаки а (все производные вычисляются для а = 0);
5, /, т — характерные площадь, длина и масса аппарата;
V — скорость; рУ2
Я~~2-----скоростной напор;
С — константа.
В случае больших [а, когда асимптотический метод применим на всей траектории спуска [1], константа может быть выражена
непосредственно через углы <р, и <р2 и
Nn
С =
T + cosf
С, cos
при
при
?1 + ?2 <
?1 + ?2>Т=,
(2)
где
с1= т/ л/і
У sin ф, V
Nn
Sin <Р2
(m0э— начальная экваториальная угловая скорость).
В частности, для плоского движения, когда <р, = <р2
С=2]Аи0э.
7Г
Т
(3)
Если параметр а мал, то картина существенно изменяется. Рассмотрим для примера плоское движение, когда в безатмосфер-ном пространстве аппарат вращается в плоскости траектории с постоянной угловой скоростью ш0. Асимптотический метод неприменим на участке перехода от вращательного движения к колебательному—в окрестности границы атмосферы. На этом интервале движения можно считать, что скорость и угол наклона траектории практически совпадают со скоростью входа К0 и углом входа 60, и пренебречь влиянием демпфирования (членами, пропорциональными и Су). Тогда уравнение движения
й2а тг(а)д81
учетом
dt2
зависимости
(4)
■ р0е
-\н
путем
подстановки
X —
2/Иг рSI Гк2 sin2
может быть преобразовано к следующему виду:
d2o.
где
dh
da.
h( e) =
ОТ, (а)
т.
dx'2
нормированная
-4?- + Л(“) = о,
xdx '
(5)
моментная характеристика
(0) == 1 (подобное уравнение для линейного случая рассматри-
валось в работе [6]).
Начальные условия можно зафиксировать для малого значения х0 (малые значения р):
а(х0) = а0;
da
dx
(х0)-
2а)„
1
'IV0\sin Є01 x0
xn
При больших х, когда амплитуда колебаний становится невелика, можно считать, что к (а) ^ а и представить решение уравнения (5) через функции Бесселя:
а = С110{х) + СгУ0(х), (6)
сивным колебаниям. Увеличение «полноты» [fh(a) da] моментной
о
характеристики также приводит к возрастанию максимальных вероятных амплитуд колебаний.
Таким образом, при ц<С11 достаточно найти распределение вероятных значений ао на границе атмосферы. Этот вывод справедлив как для плоского, так и для пространственного движения аппарата около центра масс. Поскольку движение аппарата в предельном случае при ш0 = 0 является плоским, пространственное движение аппарата при р- -» 0 становится близким к плоскому в том смысле, что отношение минимального пространственного угла атаки к максимальному, взятое для одного периода колебаний, стремится к нулю.
Рассмотрим различные варианты распределения начальных углов атаки осесимметричного аппарата на границе атмосферы.
1Z
1. Плоское движение; «*0 = 0, ?i = ®2 =. ?з=яо- В этом случае значения а0 равновероятны:
р(а0) = ±, Р (а0 < а) = — . (10)
2. Все направления начального кинетического момента в пространстве равновероятны. В этом случае ни одно из направлений продольной оси аппарата в пространстве не является преимущественным, если отсутствует корреляция между значениями <pt и ф2. Отсюда нетрудно получить:
/ . 1 . г>/ ^ \ 1 — cos а /1 1 \
Р К) = ~2 sin а0. -Р(аоО) =---------2---- •
3. Пусть в момент, предшествующий отделению спускаемого аппарата от космического корабля, корабль стабилизирован по вектору скорости и обладает очень малой или нулевой угловой скоростью. После отделения ось симметрии аппарата совершает регулярную прецессию относительно оси N, положение этой оси можно охарактеризовать углами ф2 и г]) (см. фиг. 1). Угол г]; можно считать равновероятной случайной величиной в диапазоне 0—2я (достаточно ограничиться интервалом 0—я), он определяется углом между плоскостями (N, V) и (г, V), где г — вектор местной вертикали.
Для определения угла ф4 в момент входа в атмосферу можно использовать соотношение
COS = COS $ COS 'f2 -{- sin Р sin ср2 COS 'i>, (12)
где р — угол между векторами скорости в момент отделения и в момент входа в атмосферу (см. фиг. 1).
Угол атаки опускаемого аппарата на границе атмосферы ао определяется по формуле
cosa0 = coscp1cos<f2 — sin <рг sin <р2 cos <р3. (13)
Зная распределения р(<?2) и = можно найти распреде-
7Г
TZ
ление Если ср2 = (сох 0 = 0), то tpj = arccos (sin р cos ф),
Р Ы = 4:-■" • . ,S‘n ?1 ==- при |costp1|<|sinp|; 1
Vsin2[3—COS cpj I (14)
1Z
p{9i)~ 0 при | coscp! | > | sin p |.
Отсюда, учитывая, что (?з)"2~ > соза0 — эт ^ соэ <р8, и вычисляя распределение функции по распределению аргументов [7], получим:
Р («о):
2 КГ
эт р \ віп Р
1 при
эт а0 віп а0
вШ а0
эт
К
г
к
эт а,
віп р
Л
при
віп I
єіп а,
<1;
> 1.
(15)
Здесь К (к) — полный эллиптический интеграл первого рода. Интересно отметить, что при а0 = р и а0 = тс — (3 плотность распределения р (а0) обращается в бесконечность. Если шх0ф 0, необходимо учитывать распределение р(?2).
Предположим, что начальная угловая скорость возникает вследствие воздействия возмущающего импульса N=(NxNy Мг)
N..
К,
в момент отделения, так что шх0 = -у-, ш^0 ==—т~, шго = —]~> а ве-
‘х
личина каждой составляющей импульса распределена по нормальному закону с дисперсиями а2х и — 02 = а2.
Тогда
р№ = -
р№ =
2о>
(16)
где - экваториальный импульс.
Поскольку ^дг = ^ ?2> то Р (?г) = Р ^ аг^ .
Вычисляя распределение функции по распределениям аргументов, получим:
, ч й ( 1 Р (?8) = -
гіф.
'Р(9а<т) = 1 —
1 +
•ІЄ9»
(17)
Поскольку с помощью соотношений (12) и (13) можно выразить значение а0 через значения углов ср2, <[> и ср3, распределения которых известны, можно вычислить распределения вероятностей /?(«0) и интегральные вероятности Р(а0 < а) для различных значений
угла р и параметра 9 = —. Результаты численных расчетов при-
О
ведены на фиг. 4—7. Отметим, что по мере увеличения параметра 2, начиная от нуля, пик функции р(а0) при <*0 = тг — р
исчезает, но другой пик при а0
Р возрастает. При р> значе-
ния р(а0) в окрестности а0=7г вначале возрастают, что свидетельствует об увеличении вероятности появления режимов зависания, а при дальнейшем увеличении 2 все значения а0 стягиваются к углу р, распределение /?(ао) вырождается в дельта-функцию
Р
0,9
0,8 0.7 О,В 0.5 0,4 0,3 0,2 0.1
О 10° 20° 30° 40° 50°ВО" 70° 80° 90° 100° 110° 120°130°Щ°150°160°170°и.
Фиг. 4
Р О,'9
0.8
0.7
0,6
0.5
0,4
0.3
0.2
0.1
О 10° 20° 30° 40’ 500 60’ 70° 80’ 50? 100410° 120430°Щ° 150’ 160°170‘а.
Фиг. 5
8(я0 — Р), и значения р{а0) при а0-/Р, в том числе и в окрестности
а0 = те, стремятся к нулю. Необходимо отметить, что при фиксиро-
ванном 2
(ао> Р) = — “о, * — Р).
Р (а, Р) = 1 — Р(тс — а, 7Г — Р),
7Г
поэтому приводятся результаты лишь для р^-^-.
Определим амплитуду колебаний угла атаки ат и максимальную поперечную перегрузку «„шах с помощью формул (1) и (8). Ограничиваясь случаем р-»0, получим:
О 10° 20° 30" W° 50° 60° 70° 80° 30° 100° 110°t20‘130°140°150°160‘170‘u.
Фиг. 6
О 10° 20° 30° 40° 50° 50’ 70°.80° 90° 100° 110° 120° 130°ПО'150° 160470°и.
Фиг. 7
Если сделать допущение j sin 6 | то последний сомножи-
тель упрощается:
Ч Л2 sin2 60
2тг oSlХ (“о) V V,
VJ
т z г
2 \ с„
(19)
где 1Э =
ml2
Имея зависимость плотности от скорости, можно определить закон изменения амплитуды вдоль траектории спуска.
Если считать, что 0 = const (это допущение выполняется при больших 6), р = р0 е~хн, то на основании [8]
Vss V0exp
2trik | sin 0|
(20)
откуда следует, что
/
Г Л2 sin2 6 ат ~ У -■ X К) ехр
-2ml РSI
cl « . , mzz
pS -су -г- сх +
4mX \ sin 6 I
Максимальная поперечная перегрузка пп = '^ опреде-
ляется формулой
хК) с„ XE/‘l sin 6 !5/* /V,
/ />“ » \и
I Су TYl z \
(‘-+-S—з£-) (—Э"
(22>
Здесь gз — земное ускорение силы тяжести, в единицах которого» измеряется перегрузка.
Отдельные группы сомножителей характеризует влияние аэродинамических характеристик аппарата, условий входа, геометрических и весовых характеристик аппарата.
В заключение отметим, что граница атмосферы Ни с которой начинается заметное влияние аэродинамических моментов на движение около центра масс, располагается выше границы атмосферы #2, начиная с которой траектория аппарата отличается от кеплеровой. Действительно, высота #2 может быть определена с помощью соотношения
(20) из условия, что скорость уменьшается по сравнению со скоростью,
входа, например, на 0,1%:
/ z-г \ кт | sin 6 | /оп\
Р (Нг) = —5'oo^Js- ‘ <23>
Высоту Нх можно определить при условии, что начальное значение угла атаки уменьшается, например, на 1%. В соответствии: с формулой (6) при р. = 0 для малых а справедлива формула
а = а0/0(л)^а0 ^1 — .
Отсюда
Да sin2 0 ,0 .
Р(Я')" мТ^ьГ' <24)'
н, — Н,= -г1“Е7&1 = Т,пйЭТГГ¥|—• <25)'
1 X р (Иj) К 10/А | sin 0 | (7^
Разность Hi — #2 может достигать нескольких десятков километров. Отметим, что угол входа в атмосферу 0О в формуле (18) следует ВЫЧИСЛЯТЬ именно ДЛЯ ВЫСОТЫ Я1.
Авторы выражают благодарность А. И. Курьянову за помощь к постановке задачи и ценные замечания по результатам работы.
1. К u z m а к G. Е., Yaroshevsky -V. A. Application of the asymptotic methods to some problems of the re-entry vehicles dynamics. Proceedings of the XIV International Astronautical Congress, Paris, 1963, p. 273—291.
2. К у з м а к Г. Е. Асимптотические решения некоторых нелинейных дифференциальных уравнений второго порядка с переменными коэффициентами. Труды III Всесоюзного матем. съезда, т. 1, изд-во АН СССР, 1956.
3. Волосов В. М. Дифференциальные уравнения движений, содержащие параметр медленности. ДАН СССР, 1956, т. 106, № 1, стр. 7—10.
4. К у з м а к Г. Е. К вопросу о пространственном движении осесимметричного твердого тела около неподвижной точки под воздействием моментов, медленно изменяющихся во времени. ДАН, 1960, т. 132, № 3, стр. 549—552.
5. Ярошевский В. А. Применение асимптотического метода к некоторым задачам динамики летательных аппаратов. Инженерный журнал, 1962, т. 2, № 2.
6. Аллен X. Гиперзвуковые полеты и проблема возвращения. Сб. «Проблемы движения головной части ракет дальнего действия», Изд. иностр. лит., 1959.
7. Вентце ль Е. С. Теория вероятностей. Физматгиз, 1958.
8. Allen Н. J., Eggers А. Т. A study of the motion and aerodynamic heating of ballistic missiles entering te earth’s atmosphere at high supersonic speeds. NACA Report 1381, 1958.
Рукопись поступила 8/VII 1969