Научная статья на тему '«Оправдание добра» Вл. Соловьёва и проблема нравственного обновления России'

«Оправдание добра» Вл. Соловьёва и проблема нравственного обновления России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Оправдание добра» Вл. Соловьёва и проблема нравственного обновления России»

A.A. ИВАНОВА

д-р филос. наук, профессор кафедры философии Московской академиии тонкой химической технологии В.К. ПУХЛИКОВ д-р филос. наук, профессор кафедры философии ИФ РАН

«ОПРАВДАНИЕ ДОБРА» ВЛ. СОЛОВЬЁВА И ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ РОССИИ

В философском творчестве Вл. Соловьёва книга «Оправдание добра. Нравственная философия» занимает важное место.

Как известно, его философия всеединства должна была по замыслу включать в себя обоснование учения о нравственности (категория Добра), учение о знании (категория Истины) и учение об искусстве (категория Прекрасного). В силу ряда обстоятельств наиболее полно и систематически осуществить свой замысел он смог только относительно этического учения, поэтому именно «Оправдание добра» дает адекватное изложение его основных идей и является концентрированным выражением особенностей его философии в целом.

На наш взгляд, можно сказать, что сущность подхода философа к нравственности составляет стремление обоснования абсолютности (в частности, неизменности, постоянства и преемственности в различных исторических ситуациях и в различных областях общественной жизни) основных нравственных ценностей.

При построении своей философской системы Вл. Соловьёв как религиозный философ ее исходным моментом делает абсолютное бытие или самобытную действительность («Сущее» в его терминологии), т. е. Бога. Далее следует идеальная действительность, или идея («Сущность»), наконец, завершается система реальной действительностью, куда входят природа и человек («Бытие»). И если Сущее он характеризует как триединство (единство Добра, Истины и Красоты), то Сущность раскрывается в первую очередь через «добро» или «благо», а в Бытии ему соответствует воля, направленная на благо. Эта направленность воли на благо позволяет охарактеризовать реальную историю как «богоматери-альный» процесс, который, по убеждению философа, приведет человечество к Царству Божиему, являющемуся воплощением

безусловной нравственности. Таким образом, смысл истории состоит в единении с Абсолютом через восхождение от природного к духовному. История в этом случае выступает как богочеловеческий процесс, как осуществление замысла Бога в реальной судьбе народов.

В своих историософских построениях, которым в той или иной степени всегда присуща мистика, Вл. Соловьёв выдвигал разные философско-религиозные гипотезы. Мы видим у него и размышления по поводу Русской идеи (см., например, «Русскую идею», «Три речи в память Достоевского» и др.), и образы-видения мистического характера, посвященные будущему человечества («Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории»), и, наконец, попытку создания концепции истории человечества через борение добра и зла («Оправдание добра»). Вот на этом мы и хотели бы остановиться, поскольку, по нашему мнению, эта концепция и в наши дни представляет большой интерес.

Дело в том, что всю концепцию нравственности Вл. Соловьёва пронизывает идея абсолютности Добра и, следовательно, абсолютности нравственных принципов. Эту абсолютность философ стремится обосновать разными путями.

Восприняв (по-видимому, от Канта) принцип автономии нравственности по отношению к религии, Вл. Соловьёв, вводит постулат абсолютности Добра в рамках своего этического учения. В предисловии к первому изданию книги «Оправдание добра» Вл. Соловьёв пишет: «Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обусловливает и через все осуществляется. То, что оно ничем не обусловлено, составляет его чистоту; то, что оно все собою обусловливает, есть его полнота, а что оно через все осуществляется, есть его сила, или действенность»1. При этом Вл. Соловьёв указывает, что для того, чтобы идея добра получила «форму должного», необходимо соединение двух факторов: сама идея добра должна обладать полнотой и ясностью, с одной стороны, а с другой, необходима «нравственная восприимчивость в натуре субъекта», стремящегося к добру.

Примечательно, однако, то, что вместе с тем через понятие «естественной религии» он все-таки связывает абсолютность добра с Богом как абсолютом. Он пишет: «Совершенство в идее доступно и самому человеку. Но человек бессилен дать своему совершенству действительность, сделать свое добро настоящим

благом. Здесь глубочайшее основание зависимости его от того, в ком абсолютное совершенство дано как вечная действительность и кто есть нераздельное и неизменное тождество Добра, Блага и Блаженства»2. Если через стыд и жалость добро осуществляется в действительности, то через религиозное чувство или благоговение связь добра и Бога «дает о себе знать как высшее или совершенное добро, не осуществляющееся только, а безусловно и всецело осуществленное, вечно-сущее»3.

Следует отметить, что абсолютность нравственных принципов является характерной чертой русской классической философии. Достаточно сослаться на Н.О. Лосского («Условия абсолютного добра»), С. Л. Франка («Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии»), И.А. Ильина («Общее учение о праве и государстве»), и, конечно, Ф.М Достоевского.

Несомненно, на наш взгляд, что этот двойной, если так можно выразиться, подход к обоснованию абсолютности нравственных ценностей свидетельствует о том значении, которое философ придавал самой идее абсолютности добра, и именно она, по нашему мнению, является самой сильной стороной соловьёвского учения о добре, имеющей весьма актуальное значение и в наши дни.

Особенное звучание эта идея приобретает в силу особенностей развития духовной культуры в нашей стране. Марксизм, ставший в ней официальной идеологией, с самого начала заключал в себе идею нравственного релятивизма в силу утверждения классового характера моральных принципов. В рамках русского марксизма эта идея не только получила подтверждение, но и была развита и усилена. Так, например, В.И. Ленин специально подчеркивал относительность нравственных норм. Он писал: «Всякую ... нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. ... Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата»4. И далее он формулирует критерий нравственности, который является полностью несовместимым с идеей абсолютности нравственных норм: «.Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, создающего новое общество коммунистов»5.

Показательно, что идея нравственного релятивизма настолько укоренилась в сознании нашего современного общества (по крайней мере той его части, которая определяет государственную политику в области культуры и реализацию этой политики в таких средствах массовой информации, как радио и телевидение), что говоря о дальнейших перспективах страны, сплошь и рядом говорят об экономике, о совершенствовании армии, об изменениях в социальной сфере, о развитии спорта и т. д. и т.п., что же касается проблемы нравственного обновления России, то о ней молчат, она даже и не упоминается, ее как бы и не существует.

Справедливости ради следует признать, что именно абсолютный характер нравственных ценностей стал объектом открытого или завуалированного отрицания и в западноевропейской культуре. В XIX и XX веках свой вклад внесли в это такие получившие широкую популярность философские концепции, как прогрессизм в его различных формах (например, позитивизм), как «имморализм» Ф. Ницше, коммунистические и социалистические учения, психологический релятивизм 3. Фрейда и т.п. В наше время наиболее яркой формой отрицания абсолютности нравственности выступают такие влиятельные идеологические течения, претендующие на глубокие философские обобщения, как мультикультурализм, универсальный эволюционизм, концепция глобализации.

Думается, что критика этического релятивизма и обоснование необходимости дальнейшей разработки проблемы абсолютности нравственных принципов является необходимой предпосылкой защиты общества от моральной деградации. И такая разработка должна учитывать идеи Вл. Соловьёва, получившие развитие в его замечательной работе «Оправдание добра».

Однако следует отдавать отчет в том, что нравственная жизнь общества, нравственные идеалы людей формируются под влиянием самых различных процессов и явлений. Никогда философские этические концепции не воплощались непосредственно в жизнь. Это происходило по самым разным причинам, связанным как с самими этими концепциями, так и с ходом общественной жизни в целом в многообразии ее составляющих, в том числе человеческих интересов. Но именно философия разрабатывала представления о духовной структуре человеческого мира, о соотношении различных граней этого мира, об альтерна-

тивах в его развитии, о свободе воли человека в нравственном выборе. Эти представления всегда были знакомы достаточно узкому кругу людей, прежде всего ввиду элитарности философского знания. Этот круг людей, как правило, по своему месту в обществе не мог непосредственно влиять на ход событий, и философские идеи оставались в рамках философии, в лучшем случае в рамках духовной культуры, далекой от массового сознания. Это относится к любому из великих философов.

К примеру, философские открытия Ф.М. Достоевского были открытиями одновременно философа и писателя. Как известно, он был властителем дум определенных, достаточно социально активных слоев общества, однако его гениальные идеи о соотношении общественного развития и нравственности, о нравственных проблемах России оказались выброшенными за борт на многие десятилетия в сумятице и утверждении именно тех явлений, от которых он предостерегал. Остается лишь констатировать поразительную точность, с которой он увидел будущие социальные, в том числе нравственные, процессы в их разрушительной реализации.

Судьба творчества Достоевского была судьбой всей нашей отечественной философии, в том числе и философских идей Вл. Соловьёва. Бессмысленно ждать, по нашему мнению, того времени, когда труды философов, в том числе наших отечественных философов станут настольными книгами для многих людей, которые проникнутся нравственными идеалами, осознанными этими мыслителями.

Как известно, наибольшая действенность во влиянии на общество присуща политике, однако, философия, как правило, далека от политики. История философии знает некоторые исключения - например, марксистская философия, которая, однако, в своем основном содержании перестала быть собственно философией, превратившись в политическую идеологию и, утратив присущую философии духовную направленность, стала выполнять совсем другие, не присущие философии, функции.

Думается, что для осознания ценности философских идей Вл. Соловьёва, необходимо учитывать, что помимо явного и видимого проявления его влияния на нравственные устои современного общества, (безусловно, не соответствующего масштабам его творчества), существует иное, главное для философии,

воздействие на духовную жизнь. Это та невидимая поступательная работа духа, в которой участвует философ.

Наша русская немарксистская философия XIX - XX вв. раскрыла важнейшие грани во влиянии нравственности на развитие общества, подняв содержание нравственности на уровень критерия истинности социальных программ преобразования общества. Именно в этом контексте идеи Вл. Соловьёва о всеединстве и едином нравственном идеале для всего человечества, несмотря на все несоответствия этих идей реальной жизни, отражают глубинную суть бытия. Семинар по изучению и профессиональной пропаганде творчества Вл. Соловьёва, существующий под руководством проф. М.В. Максимова, уже имеет свою достойную историю, которая позволяет думать о плодотворности его работы в будущем.

Вл. Соловьёв занимает особое место в нашей отечественной философии. Он относится к числу тех мыслителей, в чьих трудах отражены особенности русской философии, имеющие непреходящее значение. Исследование его творчества неизбежно обращает нас к проблемам русской философии в целом, что представляется особенно важным. Изучение взаимосвязей его идей с идеями других русских мыслителей позволяет понять многие грани отечественной философской мысли в целом, то есть приводит к глобальным для нас проблемам, в том числе проблемам современной жизни. Поэтому то, что сделано под руководством проф. М.В. Максимова должно быть не просто продолжено: оно должно утвердиться и преобразоваться в такие формы, которые имели бы серьезный институциональный научный статус. Например, на наш взгляд, можно поставить вопрос об организации финансируемого государствм постоянного научного центра по изучению наследия Вл. Соловьёва, поскольку вся проделанная в этом на-првлении работа свидетельствует о существовании реальных научных предпосылок для создания подобного научного центра.

1 Соловьёв B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв B.C. Соч. в двух томах. Т. 1. С. 96 - 97.

2 Там же. С 236

3 Там же. С. 248.

4 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 41. С.309.

5 Там же. С. 311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.