Н.И. Буковцова, Л.А. Ремезова
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...
- усиление нормативно-правовой базы через утверждение положений о штатном расписании, финансировании, условиях организации инклюзивного образования;
- совершенствование научно-методического обеспечения в со-провождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов на разных ступенях их обучения;
- решение кадровых проблем в общеобразовательных учреждениях города и особо в сельской местности, реализующих инклюзивную практику;
- установление прочного межведомственного, социально-профессионального партнерства на разных уровнях реализации задач инклюзивного образования;
- усиление деятельности экспериментальных площадок ВУЗов по проблеме инклюзивной практики;
- создание стажировочных площадок ВУЗов на базе общеобразовательных учреждений для повышения качества инклюзивного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехина, В.К. Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в проектной инициативе «Наша новая школа»// Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» : сборник материалов VI всероссийской научной конференции 14-16.12.2010 / ред. В.В. Рубцов. М.: ООО ФПОР, 2010. С. 104-116.
2. Буковцова Н.И., Ремезова Л.А. Деятельность факультета специального образования в модернизации региональной системы специального и интегрированного образования // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. М., 2012. №2(3). C. 108-114
3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость
перемен. // Дефектология. 2008. №2. С. 86-94.
THE REGIONAL MODEL OF INCLUSIVE EDUCATION: THE CONSTRUCTION, ANALYSIS, OPTIMIZATION
©2013
N.I. Bukovtsova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the Faculty of Special Education L.A. Remezova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of «Special Education and Special Psychology» Faculty Special Education
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: This paper presents a regional model of inclusive education. ITATION-designated priority areas of the Faculty of Special Education Povolzhskaya of state social and humanitarian academy in its optimization in line with the main objectives of a regional educational policy in the context of the modernization of Russian education.
Keywords: inclusive education, the regional model, people with disabilities are health, psychological and educational support, accessible environment, Faculty of special education, internship site.
УДК 373.2
ОППОЗИЦИИ В ТЕКСТАХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
© 2013
Е.А. Гаранина, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык, литература, художественно-эстетические дисциплины и методика их преподавания»
И.В. Филатова, студентка 5 курса факультета начального образования, воспитатель «Студии
Вундеркинд» г.о. Самара
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Сказки по содержанию многомерны, но их восприятие соответствует уровню сознания читателя и может быть линейным, плоскостным или сферическим (целостным). Рассмотрение оппозиций в текстах сказок способствует формированию у детей нового тысячелетия целостного, объемного восприятия реальности, в том числе и сказочной, обогащает словарный запас дошкольников.
Ключевые слова: оппозиции в лексике, обогащение словаря дошкольников, формирование понятий, анализ текста.
Ребенок познаёт окружающий мир, воспринимая целостность и разделённость его явлений через слова. Слова могут сопоставляться или противопоставляться как по форме (звучанию и написанию), так и по содержанию (значению слов).
Во второй половине XX века в языкознании для обозначения сопоставляемых явлений стал применяться термин «оппозиция» (от лат. оppositio - противоположение). Понятие «оппозиция» используется для противопоставления двух или нескольких однородных единиц языка с целью выявления различий между ними. Французский лингвист Ш. Балли говорил о том, что абстрактные понятия в нашем сознании заложены парами; каждое из слов, так или иначе, вызывает представление о другом.
Тексты сказок всегда были источником познания мира детьми. Образы, которые в них заложены, отражают пространственные и временные, качественные и количественные оппозиции: долго ли, коротко ли; между небом и землей; в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; чудо чудное, диво дивное.
Сказки, с одной стороны, представляют собой богатый оппозициями материал, с другой стороны, имеют форму, приемлемую для восприятия лексических понятий детьми дошкольного возраста. Более того, сказки по
своему содержанию всегда объемны; одна и та же ситуация, сюжет, образ воспринимаются человеком в соответствии с уровнем его сознания и осведомленности. Например, оппозиты «черное» и «белое» для кого-то не имеют промежуточных вариантов, словно маски в древнем театре. Для другого уровня сознания очевидна градация «серый» с его оттенками: светло-серый, темно-серый. Но человеческое сознание не сразу воспринимает факт, что между черным и белым может быть радуга (гармоничное соединение) или хаотичное многоцветье.
Уровни восприятия слов-оппозиций в языке можно сопоставить с геометрическими понятиями:
- первый вариант (черный - белый) - линейный;
- следующий (черный, темно-серый, серый, светлосерый, белый) - плоскостной,
- третий (многоцветье) - сферический.
Дети нового тысячелетия способны к целостному, объемному восприятию реальности, в том числе и сказочной. Подсознание дошкольников впитывает информацию окружающего мира, не фильтруя ее. А информация с рекламных щитов и экранов телевизора подается в соответствии с планом Аллена Даллеса. Если мы не заложим в сознание детей правильные ориентиры, неизвестно, какое будущее нас ожидает. Именно сказки всегда выполняли в воспитательном процессе роль ука-
зателя пути: на право пойдешь, налево пойдешь ...
Мы проанализировали программы, по которым работают в настоящее время дошкольные образовательные учреждения. Единого перечня сказок, рекомендованного для чтения старшим дошкольникам, не существует. Мы сочли возможным и необходимым дополнить список произведениями, в которых словесные оппозиции проявляются наиболее ярко, в частности, сказками Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» в переводе Б. Заходера [1], «Сказками для мультфильмов» Г. Остера [2].
Анализ исследований по обогащению словаря детей 5 - 6 лет показал, что специфических работ, подробно и структурно описывающих методику работы над оппозициями, на данный момент не существует. Мы считаем, что изучение слов и явлений окружающего мира через понятие оппозиции представляет собой благоприятную возможность для расширения мировоззрения и словарного запаса дошкольника, видим актуальность создания теоретических и практических материалов по этой теме.
В связи со спецификой возраста детей мы опираемся на классификацию оппозиций, предложенную в «Словаре лексикологических и фразеологических терминов», который разработан членами кафедры русского языка и методики его преподавания факультета начального образования ПГСГА под руководством
Н.Н.Сидоровой. Выделяют следующие виды оппозиций:
1. Явная оппозиция;
2. Бинарная оппозиция (двучленная);
3. Многомерная оппозиция;
4. Привативная оппозиция (член оппозиционной пары относится к производному члену с отрицательным значением: свободное словосочетание / несвободное словосочетание);
5. Непривативная оппозиция (разнокорневые члены оппозиционной пары: лексическое значение/грамматическое значение).
В качестве оппозиций в нашей работе мы отобрали слова, относящиеся к синонимам, антонимам, паронимам, омонимам. Контекст сказки позволяет увидеть многоплановость оппозиций на лексическом уровне. Так, например, синонимы в тексте могут выполнять функцию противопоставления, антонимы - совмещения. Паронимы и парономазы, многозначные слова и омонимы создают игру слов за счет одновременной актуализации разных смыслов. Замечено, что дети, воспринявшие в дошкольном возрасте игру слов в процессе чтения сказок, вырастая, владеют тонкостями языка лучше своих сверстников.
Словарная работа в ДОУ занимает важное место в развитии речи. Своевременное развитие словаря - это важное условие умственного развития ребёнка (т.к. бедность словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребёнка), один из важных факторов подготовки ребёнка к школе, влияние на эмоциональное, нравственное и духовое развитие ребёнка.
Благоприятную возможность для расширения словарного запаса дошкольника представляет собой изучение слов и явлений окружающего мира через понятие оппозиции, так как оппозиция проявляет и демонстрирует системные связи, существующие в природе, обществе, мышлении, языке, речи. Оппозиты являются необходимым средством классификации знаний человека о мире. Пытаясь разобраться в явлениях окружающего мира, ребёнок стремится всё классифицировать. Чувствуется стремление ребёнка к симметричности, к такой классификации явлений мира, где каждому явлению есть противоположная пара.
Оппозиции в системе русского языка отображаются через явления многозначности (полисемии) и омонимии, наблюдаются в синонимических рядах, антонимических парах и паронимах. Существуют более тонкие аспекты восприятия оппозиции в языке, но на уровне речевого развития дошкольников мы их не рассматриваем.
В словарной работе с дошкольниками выделяют два аспекта: 1) освоение ребёнком значения слова, соотне-
сённости слова с предметом или явлением реального мира; 2) усвоение слова как единицы лексической системы, его связи с другими лексическими единицами. Бедность словаря мешает полноценному общению и развитию ребёнка. С методической точки зрения, словарная работа - один из важных факторов подготовки ребёнка к школе.
Мы считаем, что сказка - наиболее благоприятный материал для освоения понятия оппозиция, позволяющий расширить словарный запас детей и упорядочить их представление об окружающем мире. Этому способствуют как народные, так и авторские сказки.
Экспериментальная работа в этом направлении была проведена на базе «Студии Вундеркинд» в Самаре. В эксперименте участвовали «обычные» дети без специальной подготовки, но проведенное исследование привело к положительным результатам, главный из которых - внимательное отношение детей к словам, которые они слышат и произносят. Работа строилась по схеме:
1) комментированное чтение сказки;
2) образ (персонаж) сказки переводится в реальность непосредственной образовательной деятельности и становится помощником в проведении занятия;
3) игровая деятельность, направленная на обогащение словарного запаса дошкольников.
Все найденные оппозиции мы включили в разработанные нами конспекты непосредственной образовательной деятельности, фрагменты которых предлагаем вашему вниманию.
Фрагмент № 1 НОД (непосредственной образовательной деятельности):
Игра «Лабиринт» направлена на развитие внимания, мышления путём включения мелкой моторики.
Алиса сидела на берегу реки, и от жары её клонило в сон. Вдруг мимо неё пробежал Белый Кролик. Кролик юркнул в нору, и Алиса бросилась за ним следом. Нора оказалась настоящим лабиринтом.
- Помогите Алисе быстрее пробежать по этому лабиринту (перед детьми расположен рисунок, с изображением лабиринта, на котором надо найти дорогу до выхода)
Игра «Назови антонимы» развивает умение находить слова с противоположными значениями, т.е. оппозиты.
Последний поворот - и Алиса оказалась в большом зале. На противоположном конце зала была маленькая дверь, в неё - то проскользнул Кролик, да ещё захлопнул за собой дверь на замок.
- Но в эту дверь не прошла бы даже одна Алисина голова. Вот если бы вы помогли Алисе стать маленькой... Для этого необходимо подобрать антонимы к словам:
Ненавижу - люблю Вверх - вниз
Дети - взрослые Высоко - низко
Начало - конец Плохой - хороший
Справа - слева Кислый - сладкий
День - ночь Горячий - холодный
Слушать - смотреть Обман - честность
Руки - ноги Король - королева
Много - мало Сильный - слабый
Быстро - медленно Съесть - выпить
Злой - добрый Увеличивалась - умень-
шалась
Игра «Четвёртый лишний» развивает образно-логическое мышление, умение соотносить слова с семантической группой по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые» и т.д.
Молодцы! Войдя в эту маленькую дверь, Алиса попала в сад.
-Чтобы выбраться из этого сада, надо помочь нашей героине найти на картинках лишний предмет.
Загадки способствуют соотнесению предмета или явления с его образом, признаками и функциями.
И с этим заданием вы справились! Пройдя через сад, Алису отвлек сильный плеск воды. Кто-то бултыхнулся в пруд неподалеку от нее и зашлёпал по воде так громко,
что сперва она было подумала, что это морж, а то и бегемот, и даже чуточку испугалась, но потом вспомнила, какая она сейчас маленькая, успокоилась, подошла поближе и увидела, что это всего-навсего мышка.
- Надо помочь Мышке выбраться из пруда, для этого отгадаем загадки:
5 братьев, годами равные, ростом разные (пальцы).
Я над речкой лежу, оба берега держу (мост).
Ворует крошки, боится кошки (мышь).
Физминутка направлена на развитие чувства ритма, рифмы, активизации памяти и координации движений.
Посмотреть на спасение Мышки пришли Утка и Попугай, Стреляный Воробей и Орленок Цып-Цып, и даже вымершая птица Додо, он же Ископаемый Дронт. Нашей героине необходимо было обсохнуть, и они решили немного поиграть (все движения дети повторяют за педагогом).
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись.
И обратно возвращались.
Разлетелись комары...
Все остались без еды!
Работа со счётными палочками развивает мелкую моторику, воображение, формирование понятий «сходство» и «смежность» в качестве пропедевтической работы для определения понятий «метафора» и «метонимия».
Мимо Алисы снова пробежал Белый Кролик, что-то бормоча себе под нос.
Мышка в благодарность за своё спасение, показала кратчайшую дорогу до домика Кролика. Но она откроется, если разобрать головоломку со счётными палочками.
- Сложи из шести палочек два треугольника (работа над понятием «сходство»);
- Сложи из пяти палочек два треугольника (работа над понятием «смежность»);
- Сложи два квадрата из семи палочек (работа над понятием «смежность»);
- Сложи из шести палочек домик. Переложи две палочки так, чтобы получился флажок (работа над понятиями «сходство» и «различие»).
Добравшись до домика первой, Алиса прилегла отдохнуть. На сегодня её и наши приключения закончились.
Фрагмент № 2 НОД (непосредственной образовательной деятельности):
Игра «Путаница» направлена на развитие внимания, постановки руки, способности видеть перспективу собственных действий.
Алиса проснулась от шума. Белый Кролик искал веер и бальные перчатки и, как девочка очень добрая, немедленно тоже принялась за поиски.
- Помогите Алисе найти эти вещи в путанице (перед детьми расположен лист бумаги, на котором дорожка до веера и бальных перчаток запутана).
Задание «Назови синонимы, т.е. слова с одинаковым значением» учит детей подбирать оппозиции по сходству, расширяет словарный запас.
Наша помощница решила продолжить свой путь. Услышав лай доносившийся с улицы, Алиса решила посмотреть на щенка. Как только она покинула пределы домика, снова стала расти. Щенок ей подсказал, если она правильно подберёт синонимы к его словам, то снова станет маленькой.
- Нужно слушать внимательно и не торопиться с ответом, прежде обдумайте его.
Растолковывают - объясняют Бугры - кочки
Читал - перечитывал Рытвины - ямы
Приветливая - вежливая Скандалили - спорили Сюрпризы - чудеса Питон - удав
Мягкая - пушистая Объяснила - растолковала
Писк - визг Тесно - неудобно
Юркнула - забежала Собирайтесь - снаряжайтесь
Ни вздумать - ни взгадать Ела - кушала
Сияет - сверкает Путь - дорога
Закричали - зашумели
Игра «Найди письмо» отражает пространственные оппозиции и развивает координацию движений.
Алиса поблагодарила щенка за помощь и отправилась в путь. Она проголодалась, но кругом была одна трава и цветы. Рос, правда, неподалеку большой гриб, размером никак не меньше самой Алисы. Алиса встала на цыпочки, вытянула шею и, заглянув через край, встретилась взглядом с большим, синим червяком - гусеницей какой-то бабочки. Гусеница попросила Алису найти письмо, которое он уронил в траву, взамен, он угостит её грибом.
- Кто из вас самый смелый и сможет найти письмо? Повернись направо, сделай 6 шагов, проползи под столом, повернись налево, сделай 5 шагов, обойди стул, прыгни 10 раз на ножках и возьми письмо.
Физминутка направлена на развитие чувства ритма, рифмы, активизации памяти и координации движений.
Наша отважная героиня продолжала свой путь. Ей стало скучно, и решила она себя развеселить песенкой (все движения дети повторяют за педагогом; хоровод движется по кругу).
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, покачаем, покачаем И снова начинаем, начинаем, начинаем.
Игра «Угадай число» обогащает словарь детей новыми словами «последующее», «предыдущее», понятиями категории количества, сравнения.
Алиса даже не заметила, как вышла к дому Герцогини. Войдя в дом, она услышала, плачь ребёнка и решила с ним поиграть.
-Я задумала число, его соседи 3 и 5. Какое число я задумала?
-Я задумала число. Следующее за ним число 20. Какое число я задумала?
-Я задумала число. Предыдущее число 35. Какое число я задумала?
-Назови число, которое больше 50.
-Назови число, которое меньше 66.
Решение арифметических примеров обогащает словарь дошкольников понятиями математических операций, стимулирует использование оппозитов типа «больше - меньше», «плюс - минус».
Поиграв с ребёнком, Алиса снова отправилась в путь. В лесу она встретила Чеширского Кота. Кот подсказал ей дорогу к Шляпе и Очумелому Зайцу. И решил её немного проводить. По дороге Алиса учила Чеширского Кота решать примы.
1+1= 2-2=
2+0= 3-1=
3-3= 0+9=
7+0= 3-2=
2-1= 1-1=
В гостях у Шляпы и Очумелого Кролика Алиса пила чай и решила передохнуть. На сегодня её и наши приключения закончены.
Фрагмент № 3 НОД (непосредственной образовательной деятельности):
Игры с омонимами и многозначными словами направлены на развитие внимания к семантике (значению) слов.
За столом Алиса веселилась со Шляпой и Очумелым Кроликом. Шляпа предложил им сыграть в игру.
-На листе изображены предметы, к которым надо найти пару на противоположной стороне. Назовите
пары картинок общим словом. Объясните значение каждого слова (например, игла - предмет для шитья, иглы - «колючие листочки» на ёлке).
Игра «Размышляйка» стимулирует мыслительный процесс, использование предыдущего опыта ребёнка.
Наша путешественница отправилась в путь и оказалась в саду у Королевы. Там было очень много гостей, и они решили поиграть.
- Как можно узнать.
Холодно ли на улице? (посмотреть на градусник) Сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой) Высохла ли рубашка? (потрогать)
Сладкий ли чай? (попробовать)
Пишет фломастер или нет? (порисовать им на бумаге)
Есть ли кто-нибудь дома? (позвонить, постучать) Работает ли пылесос? (включить)
Мягкий ли хлеб? (пощупать)
«Назови число» обогащает словарь детей новыми словами «последующее», «предыдущее», понятиями категории количества, сравнения.
- Встаньте в круг и, перебрасывая мяч друг другу, поймавший его должен назвать число на 1 больше или меньше названного, последующее, предыдущее, больше пяти или меньше семи и т.д.
Разминка «Запрещённое движение» направлена на развитие чувства ритма, рифмы, активизации памяти и координации движений.
- Дети повторяют все движения за педагогом, кроме запрещённого. Например, нельзя топать.
Задание «Сравни числа» формирует умение правильно произносить числительные в косвенных падежах, называть разряды чисел, правильно подбирать и записывать знаки.
У Королевы были подчинённые - карты. И они всё время спорили, кто из них старше. Помогите им в этом споре (на доске изображены числа, дети должны их сравнить и поставить знак «>», «<» или «=»).
25.36 123.129
49.95 568.570
83.83 397.397
56.78 245.445
Игра «Объясни паронимы (парономазы)» акцентирует внимание на семантических различиях созвучных слов.
Вот путешествие нашей Алисы подошло к концу, но чтобы ей вернуться домой, надо сделать последнее задание.
Каждому ребёнку педагог зачитывает отрывок из сказки «Алиса в стране чудес», содержащий паронимы. Ребёнку надо их объяснить.
- Если вы не будете путать присяжных (заседателей) и пристяжных (лошадей).
- Как ни бегай - на дистанцию или по инстанциям,-скорее взмокнешь.
- Питались одним сиропом, и поэтому жилось им несладко! Их все так и звали: Бедные Сиропки!
Таким образом, работа над оппозициями на материале сказок позволяет эффективно расширять и совершенствовать словарный запас дошкольников, а составленный нами комплекс материалов показал положительную динамику в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста на практике. Кроме того, на кафедре русского языка и методики его преподавания ФНО прослеживается тенденция к изучению всех лингвистических явлений и формированию понятийного аппарата студентов на основе оппозиционного принципа. Этой теме посвящены публикации Сидоровой Н.Н. [3, 4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кэррол Л. Приключения Алисы в стране чудес. Пер. Б.В. Заходера. М.: Детская литература, 1974. 215с.
2. Остер Г. Сказки для мультфильмов. М.: РОСМЭН, 1994. 159с.
3. Сидорова Н.Н. Оппозитивный принцип и сфера его применения в обучении // Вестник: Актуальные проблемы дошкольного и начального образования Института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Челябинск. 2004,
4. Сидорова Н.Н.Формирование научных понятий у младших школьников (на материале синтаксиса)// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара. 2003. С. 82-89.
5. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Иностранная литература, 1955. 416 с.
6. Словарь лексикологических и фразеологических терминов: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Авторы - составители .Сидорова
Н.Н, Иванова А.Б., Гаранина Е.А. Самара: Изд - во СГПУ, 2004. 96 с.
OPPOSITIONS IN THE TEXTS OF THE TALES AS A MEANS OF ENRICHMENT OF CHILDREN’S UNDER SCHOOL AGE VOCABULARY
© 2013
E.A.Garanina, candidate of philological sciences, senior lecturer of the department of «Russian language, literature, artistic and aesthetic disciplines and methods of their teaching» (department of primary education)
I.V.Philatova, student of the fith’s course of department of primary education
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: Tales are multimeasured in content, but their perception corresponds to the reader’s consciousness level and can be line, plane or spherical (integral). The oppositions’ in the texts of the tales examination assists children of new generation in forming integral volumetric perception of reality including fairy-tale, enriches of children’s under school age vocabulary.
Keywords: oppositions in vocabulary, enrichment of children’s under school age vocabulary, forming of notions, analysis the of the text.
УДК 372.851
КУРСОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПЕДВУЗА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
© 2013
Л.Н. Евелина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Математика и методика обучения» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Курсовая работа является важнейшей формой самостоятельной работы студентов. Это одно из первых исследований, в котором студенты в полной мере проявляют и развивают свои творческие способности, изучая определенную тему. Курсовые работы по методике обучения могут быть связаны как с общими вопросами методики, так и с частными.
Ключевые слова: профессиональная компетентность будущего учителя, курсовая работа по методике обучения математике, творческая деятельность студента.
Среди профессионально значимых качеств учителя математики основными являются: хорошее знание пред-
мета, владение различными методами преподавания, умение творчески переосмыслить передовой педагоги-