Е.А. Гаранина, И.В. Филатова ОППОЗИЦИИ В ТЕКСТАХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ...
пары картинок общим словом. Объясните значение каждого слова (например, игла - предмет для шитья, иглы - «колючие листочки» на ёлке).
Игра «Размышляйка» стимулирует мыслительный процесс, использование предыдущего опыта ребёнка.
Наша путешественница отправилась в путь и оказалась в саду у Королевы. Там было очень много гостей, и они решили поиграть.
- Как можно узнать...
Холодно ли на улице? (посмотреть на градусник) Сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой) Высохла ли рубашка? (потрогать)
Сладкий ли чай? (попробовать)
Пишет фломастер или нет? (порисовать им на бумаге)
Есть ли кто-нибудь дома? (позвонить, постучать) Работает ли пылесос? (включить)
Мягкий ли хлеб? (пощупать)
«Назови число» обогащает словарь детей новыми словами «последующее», «предыдущее», понятиями категории количества, сравнения.
- Встаньте в круг и, перебрасывая мяч друг другу, поймавший его должен назвать число на 1 больше или меньше названного, последующее, предыдущее, больше пяти или меньше семи и т.д.
Разминка «Запрещённое движение» направлена на развитие чувства ритма, рифмы, активизации памяти и координации движений.
- Дети повторяют все движения за педагогом, кроме запрещённого. Например, нельзя топать.
Задание «Сравни числа» формирует умение правильно произносить числительные в косвенных падежах, называть разряды чисел, правильно подбирать и записывать знаки.
У Королевы были подчинённые - карты. И они всё время спорили, кто из них старше. Помогите им в этом споре (на доске изображены числа, дети должны их сравнить и поставить знак «>», «<» или «=»).
25.36 123.129
49.95 568.570
83.83 397.397
56.78 245.445
Игра «Объясни паронимы (парономазы)» акцентирует внимание на семантических различиях созвучных слов.
Вот путешествие нашей Алисы подошло к концу, но чтобы ей вернуться домой, надо сделать последнее задание.
Каждому ребёнку педагог зачитывает отрывок из сказки «Алиса в стране чудес», содержащий паронимы. Ребёнку надо их объяснить.
- Если вы не будете путать присяжных (заседателей) и пристяжных (лошадей).
- Как ни бегай - на дистанцию или по инстанциям,-скорее взмокнешь.
- Питались одним сиропом, и поэтому жилось им несладко! Их все так и звали: Бедные Сиропки!
Таким образом, работа над оппозициями на материале сказок позволяет эффективно расширять и совершенствовать словарный запас дошкольников, а составленный нами комплекс материалов показал положительную динамику в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста на практике. Кроме того, на кафедре русского языка и методики его преподавания ФНО прослеживается тенденция к изучению всех лингвистических явлений и формированию понятийного аппарата студентов на основе оппозиционного принципа. Этой теме посвящены публикации Сидоровой Н.Н. [3, 4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кэррол Л. Приключения Алисы в стране чудес. Пер. Б.В. Заходера. М.: Детская литература, 1974. 215с.
2. Остер Г. Сказки для мультфильмов. М.: РОСМЭН, 1994. 159с.
3. Сидорова Н.Н. Оппозитивный принцип и сфера его применения в обучении // Вестник: Актуальные проблемы дошкольного и начального образования Института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Челябинск. 2004,
4. Сидорова Н.Н.Формирование научных понятий у младших школьников (на материале синтаксиса)// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара. 2003. С. 82-89.
5. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Иностранная литература, 1955. 416 с.
6. Словарь лексикологических и фразеологических терминов: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Авторы - составители .Сидорова
Н.Н, Иванова А.Б., Гаранина Е.А. Самара: Изд - во СГПУ, 2004. 96 с.
OPPOSITIONS IN THE TEXTS OF THE TALES AS A MEANS OF ENRICHMENT OF CHILDREN’S UNDER SCHOOL AGE VOCABULARY
© 2013
E.A.Garanina, candidate of philological sciences, senior lecturer of the department of «Russian language, literature, artistic and aesthetic disciplines and methods of their teaching» (department of primary education)
I.V.Philatova, student of the fith’s course of department of primary education
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: Tales are multimeasured in content, but their perception corresponds to the reader’s consciousness level and can be line, plane or spherical (integral). The oppositions’ in the texts of the tales examination assists children of new generation in forming integral volumetric perception of reality including fairy-tale, enriches of children’s under school age vocabulary.
Keywords: oppositions in vocabulary, enrichment of children’s under school age vocabulary, forming of notions, analysis the of the text.
УДК 372.851
КУРСОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПЕДВУЗА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
© 2013
Л.Н. Евелина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Математика и методика обучения» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Курсовая работа является важнейшей формой самостоятельной работы студентов. Это одно из первых исследований, в котором студенты в полной мере проявляют и развивают свои творческие способности, изучая определенную тему. Курсовые работы по методике обучения могут быть связаны как с общими вопросами методики, так и с частными.
Ключевые слова: профессиональная компетентность будущего учителя, курсовая работа по методике обучения математике, творческая деятельность студента.
Среди профессионально значимых качеств учителя математики основными являются: хорошее знание пред-
мета, владение различными методами преподавания, умение творчески переосмыслить передовой педагоги-
Л.И. Евелина
КУРСОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПЕДВУЗА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ .
ческий опыт, постоянный поиск новых форм и средств обучения и желание добиться высоких результатов своей деятельности. Подготовка студентов к педагогической работе складывается из нескольких этапов; при этом деятельность студентов постепенно переходит от репродуктивного к творческому уровню. Обязательным условием формирования творческой деятельности у студентов становится их самостоятельная работа, которая имеет различные виды и формы. (Ю.К. Бабанский [1], М.Н. Скаткин [2])
Одним из видов творческой самостоятельной деятельности является курсовая работа, которая становится для студентов первой научно-исследовательской работой (М.Н. Скаткин [2], И.Н. Кузнецов [3], В.В. Краевский [4]). Как правило, курсовую работу студенты математических отделений педвузов выполняют сначала по математическим, а затем по методическим и психолого-пе-дагогическим дисциплинам. Это обстоятельство создает благоприятные возможности для совершенствования профессиональной компетентности будущего учителя. Действительно, используя материалы своей курсовой работы по математике, студент может продолжить исследование по теме, рассматривая возможности ее изучения в классах с различной подготовкой учащихся и в школах разного профиля. Для организации такой работы требуется согласование тем курсовых работ преподавателями всех кафедр факультета. Тогда дипломное исследование становится естественным продолжением ранее выполненных курсовых работ и позволяет студенту раскрыть различные аспекты изучения темы с учетом результатов, полученных во время выполнения курсовых работах и на педагогической практике (Ю.К. Бабанский [1], М.Н. Скаткин [2], И.Н. Кузнецов [3], В.В. Краевский [4]).
В курсовой работе по методике обучения математике студент должен показать умение применять приобретенные им теоретические знания к решению конкретных вопросов методики преподавания математики в средней школе.
В курсовой работе необходимо раскрыть роль и значение выбранной темы в преподавании математики, показать достижение и недостатки в решении поставленной проблемы в практике преподавания.
Курсовая работа должна базироваться на анализе научно-методической и учебной литературы по избранной теме, на передовом опыте учителей, на собственном опыте наблюдения за учебным процессом в школе и опыте преподавания в период практики. Теоретические сведения, как правило, предваряют изложение методических вопросов темы. После изучения литературы по теме курсовой работы, следует окончательно сформулировать вопросы, которые нужно разрешить, и составить подробный план работы. При изложении методической части курсовой работы необходимо указать, в каком классе изучается данная тема, с какими знаниями учащиеся приступают к знакомству с ней, а также сколько времени отводится на эту тему, какие результаты ожидается получить от учащихся. Необходимо разработать собственные конкретные предложения по совершенствованию методики ее преподавания. Предложенная методика должна быть проверена в школе в период педагогической практики. В курсовой работе следует указать, какие трудности возникли при разработке и опытной проверке описанной методики, какие положительные результаты были достигнуты, после чего необходимо сделать выводы из проделанной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика. 1985.192 с.
2. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 150 с.
3. Курсовые и дипломные работы. От выбора темы до защиты. Справочное пособие. /Сост. И. Н. Кузнецов. Минск: Мисанта, 2003. 415 с.
4. Краевский В.В. Методология педагогического ис-
следования. Самара: СамГПИ, 1994. 165с.
COURSE WORK OF THE STUDENT OF PEDAGOGICAL INSTITUTE IN THE SYSTEM OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER OF MATHEMATICS
© 2013
L.N. Evelina, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, associate professor of the department
of “Mathematics and methods of teaching”
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: Course work is the most important form of the independent work of students. This is one of the first studies, in which the students entirely manifest and develop their creative abilities, studying the specific theme. Course work employing the procedure of instruction can be connected both with the questions of general procedure and with the quotients.
Keywords: the professional competence of future teacher, course work employing the procedure of instruction in mathematics, the creative activity of the student.
УДК 338.001.36
ТИПОЛОГИЯ СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПО УРОВНЮ И КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
©2013
Ю.В. Зелепухин, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономическое образование»
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
СЮ.Зелепухин, аспирант Самарский государственный экономический университет, Самара (Россия)
Аннотация: Проблема типологизации субъектов РФ по уровню и качеству жизни населения объясняется необходимостью выявления реального состояния качества жизни населения на уровне субъектов РФ.
Ключевые слова: субъект РФ, уровень и качество жизни населения, типология, кластер.
В середине XX века проблема уровня и качества жизни стала предметом исследовательского интереса многих учёных, представителей разных научных дисциплин, занимающихся целью обобщения результатов трансформационных процессов в России. Трансформационные процессы привели к дифференциации уровня и качества жизни населения субъектов Российской Федерации. Это предполагает необходимость выявления новых подхо-
дов к оптимизации уровня и качества жизни, методам оценки эффективности деятельности органов власти. Изменения, происходящие в России, повлекли за собой существенное повышение роли ее субъектов в осуществлении социально-экономической политики при внедрении механизмов обеспечения достойного уровня и качества жизни. Каждый субъект Российской Федерации, в силу своего социально-экономического потенциала име-