Научная статья на тему 'ОПОРНЫЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КАРКАС РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ'

ОПОРНЫЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КАРКАС РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
271
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КАРКАС (ОТРК) / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / ЭЛЕМЕНТЫ ОТРК / ТИПЫ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ОТРК / УРОВНИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Дирин Денис Александрович

В статье рассматривается и детализируется концепция опорного туристскорекреационного каркаса (ОТРК) территории как линейно-узловой системы пространственной организации туризма. Характеризуются основные элементы ОТРК: ареалы, узлы, оси и локусы. Определяется роль и функции каждого из элементов, а также особенности их взаимодействия. На основе анализа различных вариантов взаиморасположения элементов опорного туристскорекреационного каркаса, а также влияния значимых географических объектов (морское побережье, крупная река и т.п.) обосновывается выделение семи его типов (радиально-лучевой, радиально-кольцевой, решетчатый, линейный, бассейновый, фасадный, очаговый). Кроме того, в статье на примере России анализируются особенности организации и функционирования ОТРК разного иерархического уровня (локального, регионального, национального). Характеризуются их достоинства и недостатки. Описывается общая конфигурация современного опорного туристско-рекреационного каркаса России, а также его основные элементы на национальном и региональном уровнях. Делаются выводы о том, что в глобальном (планетарном) ОТРК Россия в настоящее время представлена лишь двумя «узлами» - Московским и Санкт-Петербургским. Национальные узлы первого порядка: «Золотое кольцо России», «Серебряное ожерелье России», «Калининградский полуэксклав», «Русский Север», «Среднее Поволжье», «Азово-Черноморское побережье Кавказа», «Крым», «Горный Кавказ», «Горный Алтай», «Южный Байкал» и «Южное Приморье». Узлы национального ОТРК России второго порядка включают «Русскую Арктику», «Таймыр», «Саяны», «Камчатку», «Сахалин и Курильские острова». Пока только к региональному уровню могут быть отнесены такие узлы ОТРК как «Самарский», «Волгоградский», «Астраханский», «Пермский», «Башкирский», «Тюменский», «Равнинно-Алтайский», «Кемеровский», «Красноярский». В развитии ОТРК России выявлена очевидная территориальная диспропорция, которая может быть несколько сокращена, прежде всего, благодаря развитию транспортной инфраструктуры и диверсификации осей опорного туристскорекреационного каркаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Дирин Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC TOURIST AND RECREATIONAL FRAMEWORK OF RUSSIA AND THE PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT

The article discusses and details the concept of the support tourist and recreational framework (STRF) of the territory as a linear-nodal system of tourism' spatial organization. The article characterizes the main elements of STRF are: areas, nodes, axes and loci and determines the role and functions of each of the elements, as well as the features of their interaction. An analysis of variants of the mutual arrangement of the elements of the STRF and the influence of significant geographical objects (seashore, large river, etc.), gives the possibility to identify seven types of it (radial-ray, radial-ring, lattice, linear, basin, facade, focal). In addition, the article analyzes the features of the organization and functioning of the STRF at different hierarchical levels (local, regional, national) through the example of Russia and characterizes their advantages and disadvantages. The general configuration of the modern basic tourist and recreational framework of Russia, as well as its main elements at the national and regional levels, is described. We can conclude that in the global (planetary) STRF, Russia is currently represented by only two "nodes" - Moscow and St. Petersburg. National nodes of the first order: "Golden Ring of Russia", "Silver Necklace of Russia", "Kaliningrad semi-enclave", "Russian North", "Middle Volga region", "Azov-Black Sea coast of the Caucasus", "Crimea", "Mountain Caucasus", "Mountain Altai", "Southern Baikal" and "Southern Primorye". The nodes of the second-order national STRF of Russia include the "Russian Arctic", "Taimyr", "Sayans", "Kamchatka", "Sakhalin and the Kuril Islands". So far, such STRF nodes as "Samara", "Volgograd", "Astrakhan", "Perm", "Bashkir", "Tyumen", "Plain-Altai", "Kemerovo", and "Krasnoyarsk" can only be attributed to the regional level. An obvious territorial disproportion has been revealed in the development of the Russian STRF, which can be somewhat reduced, primarily due to the development of transport infrastructure and the diversification of the axes of the support tourist and recreational framework.

Текст научной работы на тему «ОПОРНЫЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КАРКАС РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ»

УДК 911.3:33; 383.483.1 EDN: FPQEKS

DOI: 10.5281/zenodo.7933481

ДИРИН Денис Александрович

Тюменский государственный университет (Тюмень, РФ) кандидат географических наук, доцент; e-mail: denis_dirin@mail.ru

ОПОРНЫЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КАРКАС РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается и детализируется концепция опорного туристско-рекреационного каркаса (ОТРК) территории как линейно-узловой системы пространственной организации туризма. Характеризуются основные элементы ОТРК: ареалы, узлы, оси и локусы. Определяется роль и функции каждого из элементов, а также особенности их взаимодействия. На основе анализа различных вариантов взаиморасположения элементов опорного туристско-рекреационного каркаса, а также влияния значимых географических объектов (морское побережье, крупная река и т.п.) обосновывается выделение семи его типов (радиально-лучевой, радиально-кольцевой, решетчатый, линейный, бассейновый, фасадный, очаговый). Кроме того, в статье на примере России анализируются особенности организации и функционирования ОТРК разного иерархического уровня (локального, регионального, национального). Характеризуются их достоинства и недостатки. Описывается общая конфигурация современного опорного туристско-рекреационного каркаса России, а также его основные элементы на национальном и региональном уровнях. Делаются выводы о том, что в глобальном (планетарном) ОТРК Россия в настоящее время представлена лишь двумя «узлами» - Московским и Санкт-Петербургским. Национальные узлы первого порядка: «Золотое кольцо России», «Серебряное ожерелье России», «Калининградский полуэксклав», «Русский Север», «Среднее Поволжье», «Азово-Черноморское побережье Кавказа», «Крым», «Горный Кавказ», «Горный Алтай», «Южный Байкал» и «Южное Приморье». Узлы национального ОТРК России второго порядка включают «Русскую Арктику», «Таймыр», «Саяны», «Камчатку», «Сахалин и Курильские острова». Пока только к региональному уровню могут быть отнесены такие узлы ОТРК как «Самарский», «Волгоградский», «Астраханский», «Пермский», «Башкирский», «Тюменский», «Равнинно-Алтайский», «Кемеровский», «Красноярский». В развитии ОТРК России выявлена очевидная территориальная диспропорция, которая может быть несколько сокращена, прежде всего, благодаря развитию транспортной инфраструктуры и диверсификации осей опорного туристско-рекреационного каркаса.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тюменской области в рамках научного проекта № 20-45-720014.

Ключевые слова: опорный туристско-рекреационный каркас (ОТРК), территориальное планирование в сфере туризма, элементы ОТРК, Типы планировочной структуры ОТРК, уровни пространственной организации туризма, Россия

Для цитирования: Дирин Д.А. Опорный туристско-рекреационный каркас России и перспективы его развития // Современные проблемы сервиса и туризма. 2023. Т.17. №1. С. 49-63. DOI: 10.5281/zenodo.7933481.

Дата поступления в редакцию: 30 июня 2022 г. Дата утверждения в печать: 2 мая 2023 г.

UDC 911.3:33; 383.483.1 EDN: FPQEKS

DOI: 10.5281/zenodo.7933481

Denis A. DIRIN

University of Tyumen (Tyumen, Russia)

PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: denis_dirin@mail.ru

THE BASIC TOURIST AND RECREATIONAL FRAMEWORK OF RUSSIA AND THE PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT

Abstract. The article discusses and details the concept of the support tourist and recreational framework (STRF) of the territory as a linear-nodal system of tourism' spatial organization. The article characterizes the main elements of STRF are: areas, nodes, axes and loci and determines the role and functions of each of the elements, as well as the features of their interaction. An analysis of variants of the mutual arrangement of the elements of the STRF and the influence of significant geographical objects (seashore, large river, etc.), gives the possibility to identify seven types of it (radial-ray, radial-ring, lattice, linear, basin, facade, focal). In addition, the article analyzes the features of the organization and functioning of the STRF at different hierarchical levels (local, regional, national) through the example of Russia and characterizes their advantages and disadvantages. The general configuration of the modern basic tourist and recreational framework of Russia, as well as its main elements at the national and regional levels, is described. We can conclude that in the global (planetary) STRF, Russia is currently represented by only two "nodes" - Moscow and St. Petersburg. National nodes of the first order: "Golden Ring of Russia", "Silver Necklace of Russia", "Kaliningrad semi-enclave", "Russian North", "Middle Volga region", "Azov-Black Sea coast of the Caucasus", "Crimea", "Mountain Caucasus", "Mountain Altai", "Southern Baikal" and "Southern Primorye". The nodes of the second-order national STRF of Russia include the "Russian Arctic", "Taimyr", "Sayans", "Kamchatka", "Sakhalin and the Kuril Islands". So far, such STRF nodes as "Samara", "Volgograd", "Astrakhan", "Perm", "Bashkir", "Tyumen", "Plain-Altai", "Kemerovo", and "Krasnoyarsk" can only be attributed to the regional level. An obvious territorial disproportion has been revealed in the development of the Russian STRF, which can be somewhat reduced, primarily due to the development of transport infrastructure and the diversification of the axes of the support tourist and recreational framework.

The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Tyumen Region within the framework of the scientific project No. 20-45-720014.

Keywords: support tourist and recreational framework (STRF), territorial planning of tourism, STRF elements, Types of STRF planning structure, levels of spatial organization of tourism, Russia

Citation: Dirin, D. A. (2023). The basic tourist and recreational framework of Russia and the prospects of its development. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 17(1), 49-63. doi: 10.5281/zenodo.7933481. (In Russ.).

Article History

Received 30 June 2022 Accepted 2 May 2023

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2023 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

Концептуальные основы эффективного размещения хозяйства и населения в географическом пространстве были заложены в трудах классиков штандортных теорий: И. Тюннена, В. Лаундхардта, А. Вебера, А. Лёша, В. Кристаллера.

Теория центральных мест В. Кристал-лера обосновала оптимальную каркасно-сетевую структуру размещения населённых пунктов, способствующую эффективному управлению территорией и обеспечению доступа населения к объектам сферы услуг, а также улучшающую экономическое взаимодействие между производственными объектами за счёт оптимизации транспортных коммуникаций. Важным элементом этой теории было положение о иерархичности «кристалеровской решётки», предполагающее наличие нескольких соподчинённых уровней каркасно-сетевой структуры территории [1].

Развитие штандортных теорий в советской географии привело к появлению концепции опорного каркаса территории, которая в настоящее время является теоретическим базисом территориального планирования. В самом обобщённом виде, «опорный каркас территории представляет собой линейно-узловую систему, состоящую из городов (узлы) и связывающих их магистралей (линии), образующих в совокупности своего рода остов, скелет, на котором все держится и который формирует территорию, придавая ей определённую конфигурацию» [3, с. 176]. Опорный каркас обеспечивает целостность территории, её эффективное функционирование, управляемость.

В дальнейшем данная концепция получила значительное развитие в работах многих известных экономико-географов, среди которых Н.Н. Колосовский, Ю.Г. Са-ушкин, И.М. Майергойз, В.П. Максаков-ский, Г.М. Лаппо, Б.Б. Родоман.

Помимо общего социально-экономического опорного каркаса территории, в настоящее время выделяют также и частные, отражающие пространственную ор-

ганизацию и особенности функционирования отдельных производственных отраслей и сфер общественной деятельности (демоэкономический, экологический, транспортный, историко-культурный и др.). Одной из таких частных каркасных систем является опорный туристско-рекреационный каркас(ОТРК) территории. В настоящее время концепция опорного туристско-рекреационного каркаса (то есть выделение ключевых ареалов концентрации туристских ресурсов и инфраструктуры, а также создание коммуникаций между ними) активно применяется при пространственном планировании туризма за рубежом [2, 3, 4 и др.].

Целью статьи является анализ особенностей пространственной организации опорного туристско-рекреационного каркаса территории на примере России.

Опорный туристско-рекреационный каркас и его элементы

Под опорным туристско-рекреацион-ным каркасом территории понимается линейно-узловая система пространственной организации туристско-рекреацион-ной деятельности, в которой узлы представлены развитыми туристскими дести-нациями (туристские центры и кластеры) с относительно устойчивым и регулярным туристским потоком, функционально и транспортно-коммуникационно связанные между собой. Таким образом, основные элементы ОТРК, как и в любой каркасной системе - узлы и линии связей между ними.

Как отмечают А.Ю. Александрова и Д.П. Сорокин (2019), опорный туристско-рекреационный каркас территории представляет собой её наиболее устойчивую часть, обеспечивает связность и целостность туристского пространства. «От конструкции опорного каркаса во многом зависит доступность туризма и степень вовлеченности населения в туристскую деятельность, конкурентоспособность туристской дестинации на внутреннем и международном рынках» [2, С. 116].

Туристско-рекреационный каркас представляет собой иерархичную систему

пространственной организации туризма и отдыха. Можно выделить следующие основные иерархические уровни: глобальный, национальный, региональный, местный, локальный.

Е.Ю. Колбовский [4] выделяет элементы пространственной структуры туристско-рекреационного пространства, которые хорошо укладываются в концепцию ОТРК:

- ареалы - районы сосредоточения туристско-рекреационных и санаторно-курортных ресурсов. Именно ареалы являются целью поездок туристов и служат основой для развития туризма. Ареалы выступают узлами ОТРК на верхних уровнях иерархии. Так, на национальном уровне, в качестве узлов ОТРК могут рассматриваться довольно обширные ареалы концентрации туристско-рекреационных ресурсов и специальной инфраструктуры (гостиницы, турбазы, рестораны, маркированные туристские маршруты и пр.), охватывающие значительную часть территории регионов или даже нескольких смежных административных субъектов. В ОТРК регионального уровня ареалы охватывают территории в пределах одного или нескольких смежных административных районов;

- ядра - функциональные центры ареалов различной иерархии. Это объекты максимальной концентрации туристско-рекреационного потенциала внутри ареалов, организующие распределение туристских потоков. Ядрами являются центральные части городов с градостроительной средой высокой архитектурно-исторической и эстетической ценности, малые исторические города и села, города-курорты. Ядра обеспечивают туристско-рекреационную деятельность трудовыми ресурсами и объектами специальной инфраструктуры. В зависимости от величины и выраженности туристско-рекреационных ресурсов, насыщенности объектами туристской инфраструктуры, ядра могут быть ранжировать на 1-й, 2-й, 3-й ранги;

- оси - транспортно-маршрутные коридоры, связывающие между собой

ареалы, а также ядра внутри них, в единый территориальный каркас. Оси определяют транспортную доступность и возможности использования имеющихся ареалов, освоение новых. В зависимости от рассматриваемого иерархического уровня в качестве осей ОТРК будут преобладать разные его типы: транзитные оси - туристские трассы общенационального или международного значения (международные и федеральные автомобильные и железные дороги, кру-изные линии), основные региональные оси (маршруты водного, конного, пешего туризма большой протяжённости, а также многодневные автомобильные маршруты); местные оси - маршруты местного значения, небольшой протяжённости;

- локусы - точечные элементы в ОТРК, представленные отдельными памятниками, природными достопримечательностями, санаториями, турбазами, домами отдыха, сюжетами маршрутных сценариев (остановки во время экскурсий) и т.п.

Типы планировочной структуры опорного туристско-рекреационного каркаса

Все разновидности опорных каркасов территории по особенностям конфигурации своих ключевых элементов могут быть отнесены к одному из типов планировочной структуры, описанных Г.М. Лаппо [5]. Дадим им краткую характеристику применительно к ОТРК (рис. 1).

1. Моноцентрический радиально-лучевой тип ОТРК характерен для регионов с ярко выраженным административным центром, в котором сконцентрирована значительная часть туристских ресурсов и туристской инфраструктуры. Линии транспортно-инфраструктурных связей данного типа имеют радиальный характер, направлены от главного центра к центрам меньшего порядка. Размещение турист-ско-рекреационных центров второго и третьего порядка (ядер 2-го и 3-го рангов) вокруг главного центра осуществляется на определённом расстоянии, на главных транспортных магистралях, формируя, ра-диально-лучевую форму.

Рис. 1 - Типы пространственной структуры опорного туристско-рекреационного каркаса территории [5] (a - радиально-лучевой; b - радиально-кольцевой; c - решетчатый; d - линейный; e - бассейновый; f - фасадный; g - очаговый)

Fig. 1 - Types of spatial structure of the support tourist and recreational framework (a - radial-ray; b - radial-ring; c - lattice; d - linear; e - basin; f - facade; g - focal)

2. Моноцентрический радиально-кольцевой тип ОТРК представляет собой результат эволюции радиально-лучевого типа, когда между самими центрами второго и третьего порядков возникают транспортные оси, перпендикулярные основным радиусам. Они формируют транспортные кольца вокруг главного центра.

3. Полицентрический решетчатый тип ОТРК характерен для хорошо освоенных и плотно населённых равнинных регионов, в которых выделяется несколько условно сопоставимых по значимости ту-ристско-рекреационных центров (наряду с менее значимыми). Транспортные связи межу ними формируют решетчатую структуру, более эффективную с точки зрения организации транспортных потоков, по сравнению с предыдущим типом. Этот тип территориальной структуры не вызывает катастрофической концентрации турпотока и способствует более равномерному турист-ско-рекреационному освоению территории.

4. Полицентрический линейный тип ОТРК характерен для регионов, в пределах которых имеется мощная экономическая ось транспортного или географического характера, на которую «нанизаны» все основные туристско-рекреационные центры. Туристско-рекреационные потоки при данном типе ОТРК организованы вдоль данной оси. Типичным примером этого

типа является Поволжье.

5. Полицентрический бассейновый тип ОТРК характерен для горных регионов, в которых туристско-рекреационное пространство структурировано системой горных хребтов и речных долин. При этом долины основных рек становятся осями развития, на которых формируются туристско-рекреационные центры (как правило, на слиянии основной реки с крупными её притоками). Транспортные магистрали также пролегают вдоль основных рек. Долины притоков при этом становятся осями освоения нового туристского пространства, на которых появляются ядра второго и третьего порядка, локусы, прокладываются экскурсионные и туристические маршруты. Типичный пример такого типа ОТРК - Алтай.

6. Полицентрический фасадный тип ОТРК характерен для приморских регионов, основные туристско-рекреационные центры которых размещаются вдоль морского побережья. Вокруг каждого такого турцентра формируются туристско-рекреационные ареалы, ресурсы которых используются для удовлетворения потребностей рекреантов, концентрирующихся в этом центре. Главная транспортная ось пролегает, как правило, вдоль побережья и связывает основные центры ОТРК между собой. По ним движется основной турпоток. Поперечные магистрали

(от главных центров к ядрам меньшего порядка или локусам в ареалах тяготения центров), идущие вглубь территории региона, менее загружены и, соответственно, менее мощные.

7. Очаговый тип ОТРК характеризуется оторванностью от основного каркаса страны (региона) и отсутствием устойчивых наземных коммуникаций с ним. Такой тип наблюдается в районах пионерного освоения и отличается локализацией ту-ристско-рекреационной деятельности в отдельных небольших пунктах, где присутствуют зачатки туристкой инфраструктуры (турбазы, туристские приюты, охотничьи и рыболовные базы и т.п.). В данных ОТРК преобладают активные природоориенти-рованные формы туризма. В России, к районам с таким типом ОТРК можно отнести Камчатку, Таймыр, Ямал.

Пространственная организация ОТРК на разных уровнях иерархии

Как уже упоминалось, опорный ту-ристско-рекреационный каркас представляет собой иерархичную систему пространственной организации туризма и отдыха. Можно выделить следующие иерархические уровни пространственной организации туризма: глобальный, национальный, региональный, местный, локальный. Одни и те же объекты ОТРК при рассмотрении на разных пространственных уровнях участвуют в формировании соответствующих каркасов, но меняют свои функционально-статусные характеристики. Так, объекты, выступающие локусами или ядрами 2-го и 3-го рангов в ОТРК национального уровня, становятся ядрами 1-го ранга на региональном уровне; региональные локусы превращаются в ядра местного уровня и т.д. Такая же закономерность характерна и для осей ОТРК разного масштаба: в национальном ОТРК в качестве осей выступают только железные дороги и автомагистрали федерального значения, важнейшие речные транспортные артерии с регулярными круизными маршрутами, а также международные аэропорты; на региональном же и особенно местном уров-

нях осями ОТРК являются уже все дороги регионального и местного значения, даже грунтовые автодороги. В локальном ОТРК вообще не обязательны транспортные пути в полном смысле этого слова. Достаточно пешеходных троп.

Также необходимо отметить, что ОТРК любого уровня - довольно динамичное образование. Он может меняться как в сторону развития, так и в сторону деградации. Самым типичным фактором развития является улучшение экономико-географического положения территории за счёт улучшения транспортной доступности (например, строительство новой дороги или аэропорта). Также возможна реализация целевых усилий по формированию или развитию туристско-рекреационного кластера, как узла ОТРК. Деградация элементов ОТРК происходит чаще всего при нерациональном использовании туристско-рекреацион-ного потенциала и исчерпании критически важных ресурсов. Негативное влияние могут оказывать социально-экономические, политические и экологические явления и процессы.

Глобальный уровень ОТРК характеризует общие пространственные закономерности функционирования мировой индустрии туризма. Узлами ОТРК глобального уровня являются ключевые туристские дестинации, представляющие собой крупные туристские регионы, иногда охватывающие несколько стран (например, Альпы, Карибские острова, Юго-Восточная Азия и т.д.). Узлами могут выступать также отдельные страны, как правило, островные (например, Новая Зеландия, Япония) или существенно выделяющиеся туристским потенциалом и развитостью туристской инфраструктуры на фоне своих соседей (ЮАР, Узбекистан); и даже крупные регионы стран-гигантов (например, Калифорния и Флорида в США). Условно линейные элементы глобального ОТРК составляют сложившиеся направления мировых туристских потоков, представленных, прежде всего, воздушными маршрутами и в меньшей степени, морскими, же-

лезнодорожными, автомобильными.

Россия в глобальном ОТРК мира представлена пока лишь двумя узлами -Московским и Санкт-Петербургским, связанными фактически лишь авиационными коммуникациями с основными туристскими пассажиропотоками (доля сухопутного и морского международного пассажирского трафика в Россию ничтожна).

Национальный уровень ОТРК предполагает выделение в качестве узлов -главных ареалов туристско-рекреацион-ной деятельности, «стягивающих» на себя большую часть внутреннего турпотока страны и практически весь турпоток из-за рубежа. Таким образом, узлы ОТРК национального уровня имеют общегосударственную известность и популярность, а линии связей между ними образованы магистралями общегосударственного значения и регулярными маршрутами между крупными аэропортами, морскими и речными портами.

Национальный ОТРК России складывается на протяжении чуть более 150 лет и имеет ряд очевидных особенностей, а именно: территориальную диспропорциональность развития, пространственную разорванность, разновременность формирования.

Общая схема ОТРК России представлена на рис. 2. Узлы национального опорного туристско-рекреационного каркаса России по особенностям их сформированности и функционирования можно разделить на два типа (порядка). Узлы первого порядка - основа современного ОТРК России. Это ареалы с высокими показателями туристско-рекреационного потенциала, развитой туристской инфраструктурой и сформировавшимся устойчивым турпотоком.

Узлы второго порядка - ареалы с объективно высоким туристско-рекреацион-ным потенциалом (международного значения), пока слабо реализуемым из-за неразвитости инфраструктуры или иных негативных факторов (например, внутриполитическая нестабильность, сложная криминогенная обстановка и пр.). Турпоток на эти территории пока незначителен и неста-

билен. Зачастую, эти направления пока довольно дорогостоящие и относятся к разряду «элитного» или «экстремального туризма».

Узлы первого порядка в национальном ОТРК России

Ключевым узловым элементом национального ОТРК является расположенный в историческом центре формирования российской государственности, а также современном социально-экономическом и политическом центре страны туристский ареал, условно именуемый «Золотое кольцо России» (по названию популярного туристского маршрута). Территориально охватывает город Москву, части Московской, Ярославской, Владимирской, Ивановской и Костромской областей. Его главным ядром является столица России - город Москва, являющийся одновременно и самым посещаемым городом страны. Другими ядрами данного ареала являются историческое города России - Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов Великий, Кострома, Иваново, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Углич, Плес, Мышкин. Основа их туристско-рекреационного потенциала - культурно-историческое наследие (прежде всего, объекты городской и усадебной архитектуры XII—XIX веков). Природная рекреация также представлена в данном ареале, в частности, такими объектами как озеро Селегер, Рыбинское, Горьковское, Клязьминское водохранилища, национальные парки «Лосиный остров», «Завидово», «Угра», «Плещеево озеро», «Мещёра» и «Мещёрский». Турпо-ток в данном узле в 2019 г. составил более 50 млн. чел.

Вторым по значимости узлом ОТРК России является так называемое «Серебряное ожерелье России», включающее исторические города в регионах северозападной части страны (Ленинградская, Новгородская, Псковская области). Главным ядром в этом ареале является, безусловно, Санкт-Петербург с его дворцово-парковыми пригородами (Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов). Другие ядра этого узла - исторические города Псков, Изборск, Порхов, Печеры, Великие

Луки, Старая Русса, Новгород, Старая Ладога, Ивангород, Выборг. В этих городах сохраняется уникальное архитектурное наследие древнерусских городов, а также редкое для России наследие западноевропейской цивилизации (Выборг). Природные туристско-рекреационные объекты здесь: озёра Ладожское, Псковско-Чудское, Ильмень и др., Валдайский и Се-бежский национальные парки. Турпоток в 2019 г. составил 16,5 млн. чел.

Пространственно оторванным от основной территории России, но всё же благодаря устойчивой авиасвязи, важным уз-

лом ОТРК является «Калининградский полуэксклав». Данная территория, имеющая выход к Балтийскому морю с его песчаными пляжами, сохранившиеся (хоть и в основном в плохом состоянии) историко-культурное наследие Восточной Пруссии формирует устойчивый туристский поток, в том числе из зарубежных стран. Основные ядра в данном узловом туристско-рекреационном ареале - Калининград, Зе-леноградск, Светлогорск, Янтарный. Национальный парк «Куршская коса» имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Турпоток в 2019 г. составил 1,74 млн. чел.

Рис. 2 - Карта-схема опорного туристско-р

Fig. 2 - Map of the Цифрами на карте обозначены: Узлы ОТРК национального уровня первого порядка: I -«Золотое кольцо России»; II - «Серебряное ожерелье России»; III - «Калининградский полуэксклав»; IV - «Русский Север»; V - «Среднее Поволжье»; VI - «Азовско-Черноморское побережье Кавказа»; VII - «Горный Кавказ»; VIII -«Горный Алтай»; IX - «Южный Байкал»; X -«Южное Приморье». Узлы ОТРК национального уровня первого порядка: XI' - «Русская Арктика»; XII' - «Таймыр»; XIII' - «Саяны»; XIV' -«Камчатка»; XV' - «Сахалин и Курильские острова». Узлы ОТРК регионального уровня: 1 - «Самарский»; 2 - «Саратовско-Волгоградский»; 3 - «Астраханский»; 4 -«Пермский»; 5 - «Башкирский»; 6 - «Тюменский»; 7 - «Равнинно-Алтайский»; 8 - «Кемеровский»; 9 - «Красноярский».

екреационного каркаса России Russia's support tourist and recreational framework The numbers on the map indicate:

Nodes of the national level of the first order: I - "Golden Ring of Russia"; II - "Silver Necklace of Russia"; III - "Kaliningrad semi-enclave"; IV- "Russian North"; V- "Middle Volga region"; VI- "Azov-Black Sea coast of the Caucasus"; VII - "Mountain Caucasus"; VIII - "Mountain Altai"; IX - "Southern Baikal"; X - "Southern Primorye". Nodes of the national level of the second order: XI' - "Russian Arctic"; XII' - "Taimyr"; XIII' - "Sa-yans"; XIV' - "Kamchatka"; XV' - "Sakhalin and the Kuril Islands".

Regional level STRF nodes: 1 - "Samara"; 2 - "Saratov-Volgograd"; 3 - "Astrakhan"; 4 - "Perm"; 5 -"Bashkir"; 6 - "Tyumen"; 7 - "Plain-Altai"; 8 -"Kemerovo"; 9- "Krasnoyarsk".

К северо-востоку от «Серебряного ожерелья» и к северу от «Золотого кольца», в пределах Республики Карелия, Архангельской и Вологодской областей, находится ещё один сложившийся, хотя и гораздо менее инфраструктурно развитый узел ОТРК -«Русский Север». Он имеет преимущественно природно-экологическую, этнокультурную и религиозно-паломническую специализацию туристско-рекреационной деятельности. Основу туристско-рекреаци-онного потенциала здесь составляют сохранившиеся коренные ландшафты северной тайги, многочисленные озера, преимущественно ледникового происхождения, а также уникальные традиционные культурные ландшафты северорусских, карельских и поморских деревень, мало изменившихся с XVIII века. Также в данном ареале представлены уникальные объекты культовой архитектуры (Соловецкий, Валаамский, Го-рицкий, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский монастыри, Погост Кижи), интересные исто-рико-археологические объекты (Соловецкие лабиринты, Беломорские и Онежские петроглифы и др.). Основные природные объекты и достопримечательности: озёра Ладожское, Онежское, Выгозеро, Топозеро, Сегозеро, Кенозеро и др., национальные парки Ладожские шхеры, Калевальский, Паанаярви, Водлозёрский, Онежское Поморье, Кенозёрский, Русский Север. Основные ядра в данном ареале: Петрозаводск, Архангельск, Вологда, Череповец, Великий Устюг, Кириллов. Совокупный турпоток в данный узел ОТРК превышает 4 млн чел./год (2019).

На юг от «Золотого кольца России» расположен узел ОТРК «Среднее Поволжье», охватывающий довольно обширную территорию Нижегородской области, республик Чувашия, Марий-Эл и Татарстан. Основные ядра в данном узле - Нижний Новгород, Казань, Йошкар-Ола, Чебоксары, яркие локусы, являющиеся центрами притяжения туристов - село (исторический город) Свияжск, Булгарский историко-архео-логический комплекс. Главным связующим элементом этого туристско-рекреацион-ного ареала является река Волга. Почти все

рекреационные ядра приурочены к её берегам. Этнокультурное разнообразие и впечатляющая история данной территории предопределяет её основную туристскую специализацию - историко-культурный, этнографический туризм. Крупные развитые города (прежде всего, Казань и Нижний Новгород) также способствуют развитию событийного и делового туризма, а река Волга - круизного. Экологический туризм присутствует в национальных парках «Чаваш Вармане», «Марий Чодра», «Нижняя Кама», природном парке «Заволжье». Турпоток составляет 5,2 млн чел./год.

На крайнем юго-западе России, в пределах приморской части Краснодарского края, расположен узел ОТРК «Азово-Черноморское побережье Кавказа». Это важнейший рекреационный ареал страны, специализирующийся преимущественно на пляжно-купальном отдыхе и санаторном лечении. Важнейшие ядра внутри данного узла ОТРК - города-курорты черноморского побережья Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик, а также курортный посёлок Красная Поляна с горнолыжной и горно-туристской специализацией. На азовском побережье основными объектами рекреации являются Ейск, Кучугуры, Голубицкая. В настоящее время данный узел является лидером по количеству принимаемых рекреантов в стране, а по совокупному турпотоку (17 млн. чел./год) уступает только «Золотому кольцу России».

Ещё один узел ОТРК России с пляжно-купальной и санаторно-курортной специализацией - «Крым». Он охватывает практически всю береговую линию, а также центральную часть Крымского полуострова. Ядрами выступают Симферополь как главный транспортный узел, а также курортные города и посёлки Ялта, Алушта, Алупка, Гурзуф, Евпатория, Судак, Коктебель, Феодосия. Кроме того, значимыми экскурсионными центрами являются города Севастополь и Бахчисарай. Помимо рекреационных ресурсов морского побережья, данный узел ОТРК обладает значительным историко-культурным наследием, здесь находятся важные мемориальные объекты. Турпоток

в данный узел ОТРК составляет 7,5 млн. чел./год с тенденцией его увеличения.

Узел «Горный Кавказ», расположен на северном макросклоне Большого Кавказа, а также на Каспийском побережье Дагестана. В административном отношении это Ставропольский и Краснодарский края, республики Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия (Алания), Дагестан, Чечня, Ингушетия, Адыгея. Разнообразные природные и этнокультурные ландшафты Кавказа обеспечивают условия для горного туризма и альпинизма,рафтин-га, спелеотуризма, горнолыжного туризма, экологического туризма, этнографического и культурно-познавательного туризма; а уникальные запасы минеральных вод -бальнеологического. Главные ядра в пределах данного узла ОТРК сформированы городами-курортами района Кавказских минеральных вод (Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Лермонтов, Минеральные Воды). В высокогорных долинах расположено множество альплагерей и горнолыжных курортов, также являющихся ядрами данного узла ОТРК (Архыз, Теберда, Домбай, Цей и др.). На побережье Каспийского моря начинает развиваться пляжный туризм (Махачкала, Избербаш, Каспийск), а многие исторические села и города (Дербент, Кубачи, Гуниба и др.) становятся объектами культурно-познавательного и этнографического туризма. Важнейшими объектами экологического туризма являются заповедники Тебердинский, Кавказский, Кабардино-Балкарский высокогорный, национальные парки «Приэльбрусье», «Алания». Турпоток на данной территории составляет порядка 5 млн чел./год.

В азиатской части России ОТРК крайне разрежен и порой разорван: в настоящее время здесь можно выделить лишь три узла первого порядка.

Узел «Горный Алтай» охватывает южную часть Алтайского края и Республику Алтай. Колоссальное природное и этнокультурное разнообразие наряду с высокой сохранностью природных и культурных ландшафтов Алтая делают эту терри-

торию чрезвычайно привлекательной для развития различных видов активного туризма (пешеходный, водный, конный, велосипедный, спелеологический и др.), альпинизма. Также наличие минеральных лечебных вод способствует развитию санаторно-курортной рекреации. Основные ядра данного узла ОТРК - город-курорт Белокуриха, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», туристские кластеры «Ая», «Манжерок», села Чемал, Артыбаш. После реконструкции аэропорта одним из ядер можно считать Горно-Алтайск как важный транспортный узел. Ядрами второго ранга являются населённые пункты, из которых начинаются многодневные активные походы по Алтайскому высокогорью: Усть-Кокса, Мульта, Тюнгур, Акташ, Курай. Наиболее популярными природными объектами у туристов являются гора Белуха, озера Телецкое, Кучерлинское, Мультин-ские, Каракольские, долины рек Актру, Маашей, Аккем, Кучерла, Чулышман, плато Укок и пр. Организованный экотуризм развивается в Алтайском, Катунском и Тигирекском заповедниках, национальном парке Сайлюгемский. Турпоток составляет порядка 3,5 млн. чел./год.

Узел «Южный Байкал» расположен в Иркутской области и Республике Бурятия на территории, прилегающей к южной части озера Байкал. Главный объект рекреации -Байкал - с его уникальной природой, предопределяет основную туристско-рекреаци-онную специализацию данного ареала: экотуризм, лечебно-оздоровительный туризм (на базе месторождений минеральных вод), круизный туризм по озеру Байкал, рыболовный туризм, спортивный туризм (водные сплавы, конные и пешие походы, горнолыжный туризм). Ядрами в данном ареале являются Иркутск; расположенные на берегу Байкала Листвянка, Слюдянка, Байкальск, Выдрино, Бабушкин, Хужир; бальнеологический курорт Аршан. В приделах данного узла ОТРК расположены Байкальский заповедник, Прибайкальский и Тункинский национальные парки. Турпо-

ток составляет около 3 млн. чел./год.

Узел «Южное Приморье» находится в южной части Приморского края вокруг Владивостока от залива Посьета на юге до залива Ольги на Севере, и берега озера Ханка не западе. Скалистые берега и пляжи Японского моря, богатейшая уссурийская тайга с её богатым растительным и животным миром предоставляют великолепные возможности для пляжного, экологического, приключенческого туризма. Развитым ядром в данном узле ОТРК является лишь Владивосток. Некоторые функции по распределению турпотока выполняют Уссурийск, посёлки Лазо, Горные ключи, Преображение. Значимыми туристскими локусами выступают туристские зоны особо охраняемых природных территорий: Уссурийского, Лазовского, Ханкай-ского, «Кедровая падь», Сихотэ-Алинского, Дальневосточного морского заповедников, национальных парков «Зов тигра», «Земля леопарда». Турпоток в 2019 г. достигал 5 млн. чел./год (во многом, за счёт туристов из Китая), однако в период пандемии снизился почти в 5 раз.

Узлы национального ОТРК России второго порядка

Узлы второго порядка пока не могут реализовать в полной мере имеющийся, подчас колоссальный, туристско-рекре-ационный потенциал. Основная причина подобной ситуации - удалённость от основных центров расселения и неразвитость транспортной и специальной туристской инфраструктуры.

Русская Арктика - перспективный узел ОТРК, локализованный в Мурманской области. Это наиболее доступная часть российского Заполярья, к тому же имеющая транспортные связи с Финляндией и Норвегией. Регион имеет устойчивое железнодорожное и автомобильное сообщение с центральной частью России, а также международный аэропорт в Мурманске. Суровая арктическая природа Кольского полуострова и побережье Баренцева моря обладает высокой привлекательностью для туристов. Здесь имеется

потенциал для этнокультурного (традиционный быт саамов), экологического (заповедники Лапландский, Кандалакшский, Пасвик, национальный парк «Хибины», природный парк «Полуострова Рыбачий и Средний»), горнолыжный (Кировск), событийный (например, наблюдение Северного сияния) туризм. Турпоток в настоящее время составляет порядка 400 тыс. чел./год.

Таймыр - ещё один перспективный узел ОТРК России, расположенный в Заполярье, на севере Красноярского края. Главным объектом притяжения является Плато Путорана, обладающее высочайшим сосредоточением природных достопримечательностей (геологических объектов, озёр, водопадов и пр.) при высокой сохранности природных ландшафтов. Данная территория характеризуется труднодоступностью (отсутствие регулярного транспортного сообщения, доставка туристов осуществляется наёмным водным транспортом по Енисею или вертолётом из Норильска) и фактическим отсутствием какой-либо туристской инфраструктуры. Туры на плато Путорана сейчас можно отнести к элитному или экстремальному, причём весьма дорогостоящему виду путешествий. Годовой турпоток, видимо, пока не превышает 2-3 тыс. чел.

Саяны - красивейшая горная страна, располагающаяся в пределах республик Хакасия, Тыва, Бурятия, а также Иркутской области и Красноярского края. Обладает высочайшим туристско-ресурсным потенциалом (высокое биологическое, ландшафтное и этнокультурное разнообразие, высокая сохранность природных и традиционных культурных ландшафтов), но очень слабо развитой инфраструктурой и плохой транспортной доступностью. В настоящее время здесь относительно развиты активные виды самодеятельного туризма (горный, пеший, конный, водный), промысловый туризм, а также некоторое распространение имеет посещение минеральных источников в бальнеологических целях. Вероятно, в будущем здесь должны выделиться два узла ОТРК: Западно-Саянский с ориентацией преимущественно

на экологический туризм и Природным парком Ергаки в качестве основного ядра; и Восточно-Саянский с ориентацией на этнографический и экологический туризм. Вероятно, здесь наиболее привлекательными ядрами могут стать Горная Тофала-рия (в Иркутской области) и Тоджинская котловина (в Тыве), как уникальные ареалы сохранившихся традиционных систем природопользования горно-таёжных оленеводов. Также большой интерес экотури-стов вызывает объект Всемирного наследия ЮНЕСКО - Убсунурская котловина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Камчатка - пожалуй самый перспективный и быстроразвивающийся узел второго порядка в национальном ОТРК России. Уникальный природно-рекреаци-онный потенциал этой территории (вулканы, гейзеры, водопады, ледники, бурные реки, разнообразие дикой фауны и пр.) делают её очень привлекательной как для внутреннего, так и для международного туризма. В настоящее время турпоток на Камчатку растёт, но в основном это самодеятельные группы. Туристская инфраструктура на очень низком уровне, а оказываемые туристом услуги чрезвычайно дороги.

Сахалин и Курильские острова - эти острова Японского моря также привлекают многих любителей туризма и имеют все шансы стать крупным центром российского и международного туризма благодаря своей экзотичной дикой природе. Но для этого требуется создание туристской инфраструктуры и кардинальное улучшение транспортной логистики для посещения данных территорий.

Опорный туристско-рекреационный каркас регионального уровня

ОТРК представлен ареалами, сосредотачивающие туристско-рекреационные достопримечательности, привлекающие путешественников и отдыхающих преимущественно из близлежащих регионов и транзитных туристов. Туристский поток организован преимущественно автомобильным, реже железнодорожным транспортом. Авиатранспорт в региональном (межрегиональном) туризме практически не задействован.

Три узла ОТРК регионального уровня сформировались вдоль реки Волги, являющейся важнейшей, связывающей их осью: Самарский, Саратовско-Волгоград-ский и Астраханский.

Самарский узел привлекает жителей Самарской области и сопредельных регионов памятниками истории и культуры в Самаре и Сызрани, отдыхом на берегу Волги, природными ландшафтами Жигулёвского заповедника и национального парка Самарская Лука, а также интересными мероприятиями (например, Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, рок-фестиваль «Рок над Волгой» и др.).

Саратовско-Волгоградский узел специализируется на культурно-познавательном, мемориальном и рыболовном туризме. Главной достопримечательностью здесь является мемориальный комплекс на Мамаевом кургане с монументальной скульптурой «Родина-мать». Волго-Ахтубинская пойма привлекает рыболовов из многих регионов России.

Астраханский узел расположен в устье Волги. Главными туристскими объектами здесь является Астраханский кремль и другие культурно-исторические памятники Астрахани. Экотуристов привлекает дельта Волги, особенно в период цветения каспийского лотоса. Также здесь встречается более 300 видов птиц и находятся одни из лучших в России угодий для рыбной ловли и охоты. Озёра Баскунчак и Тинаки привлекают ре-креантов своими лечебными грязями.

Пермский узел включает культурно-исторические достопримечательности Перми, исторических городов Соликамск и Кунгур, села Чердынь, соляные шахты Березняков, Кунгурскую ледяную пещеру. Довольно популярны сплавы по рекам Урала - Вишере, Чусовой и др.

Башкирский узел также обладает значительными и разнообразными туристскими ресурсами. Это и горы-шиханы, и знаменитые пещеры (Капова, Шульган-Таш и др.), множество озёр, рек, красивые горно-лесные ландшафты и пр. Относительно хорошо развита транспортная ин-

фраструктура и инфраструктура мест размещения туристов. Помимо Уфы, Салавата как основных туристских центров, популярностью пользуются санатории «Янган-тау», «Красноусольский», «Ассы», уникальная кумысолечебница «Юматово», горнолыжный курорт Банное-Абзаково.

Тюменский узел охватывает Южную часть Тюменской области и в настоящее время связывается преимущественно с развитием так называемого термального туризма. При этом большая часть источников термальных минеральных вод региона сосредоточены непосредственно в адми-ни-стративном центре - городе Тюмени, либо недалеко от него. Также важным центром туризма является исторический город Тобольск с единственным каменным кремлём в Сибири.

Равнинно-Алтайский узел находится в равнинной части Алтайского края и имеет преимущественно рекреационно-бальнео-логическую специализацию. Большое количество из сопредельных регионов (как и из самого Алтайского края) посещают солёные озера с лечебными грязями Большое Яровое, Завьялово, Гуселетовское.

Кемеровский узел в настоящее время основу его специализации составляет горнолыжный туризм, благодаря действующему горнолыжному курорту Шерегеш. Также развивается активный горный туризм (пока самодеятельный) в Кузнецком Алатау, преимущественно на горный узел Поднебесные зубья. Есть неплохой потенциал для развития промышленного туризма, культурно-познавательного туризма (Музей-заповедник «Томская писаница»), этнографического туризма (в Горной Шории).

Красноярский узел привлекает любителей скалолазания и экотуризма скалами в заповеднике Красноярские Столбы, а спелеотуристов множеством пещер в окрестностях Красноярска (Караульная, Большая Орешная, Владимировская). Оси опорного туристско-рекреационного каркаса

Оси ОТРК, связывающие между собой его узлы, представлены многочисленными

автомобильными и железнодорожными транспортными магистралями, речными и воздушными маршрутами. Наибольшую плотность транспортных связей национальный ОТРК России имеет в Центре и на Северо-Западе европейской части. Большая часть туристских ареалов в структуре ОТРК там имеют довольно развитую и плотную туристско-рекреационную инфраструктуру. Сами ареалы хорошо связаны между собой разными видами транспорта, что позволяет иметь устойчивые связи и обмениваться туристскими потоками. При движении на юг и особенно северо-восток и восток плотность ОТРК закономерно снижается.

Главным транспортным узлом национального ОТРК России является город Москва. Здесь расположены 4 международных аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково, Жуковский) с совокупным пассажирооборотом свыше 100 млн чел./год. Также в пределах центрального узла ОТРК («Золотое кольцо России») международные аэропорты имеются в Ярославле и Калуге. От Москвы радиально расходятся автомобильные и железные дороги, связывающие «Золотое кольцо России» с «Серебряным ожерельем России», «Русским Севером», «Средним Поволжьем», «Средним Уралом», с зарубежными странами Европы. Между собой основные ядра данного узла связаны кольцевой автодорогой Р132 «Золотое кольцо» Ярославль -Кострома - Иваново - Владимир - Гусь-Хрустальный - Рязань - Тула - Калуга -Вязьма - Ржев - Тверь - Углич - Ярославль.

Основная транспортная ось Москва -Санкт-Петербург представлена федеральной автодорогой М-10 «Россия» (Москва -Тверь - Вел. Новгород - С.-Петербург) и железной дорогой Москва - С.-Петербург, а также речной круизной линией Москва - С.Петербург. Ещё одна автомагистраль между этими двумя узлами ОТРК - М9 «Балтия» Москва - Волоколамск - Рига, подъезд к Пскову. Также есть железная дорога Москва - Ржев - Вел. Луки - Вентспилс (Латвия).

«Золотое кольцо России» связано с «Русским Севером» железной дорогой

Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск и параллельной ей автомагистралью М8 «Холмогоры». Кроме того, «Русский Север» и далее «Русская Арктика» связаны с «Серебряным ожерельем России» железной дорогой Волхов - С.-Петербург - Петрозаводск -Мурманск и автодорогой М18 «Кола» -С.-Петербург - Петрозаводск - Мурманск.

От узла «Золотое кольцо России» на юго-запад идёт железная дорога Москва -Казань - Екатеринбург, а также федеральная автодорога М7 «Волга» (Москва - Владимир - Ниж. Новгород - Казань - Уфа), связывающие центральный узел ОТРК со «Средним Поволжьем» и далее с Башкирским региональным узлом. Строится скоростная автодорога М12 Москва - Ниж. Новгород - Казань. Важнейшей транспортной артерией здесь является река Волга.

С южными узлами ОТРК («Азово-Чер-номорское побережье Кавказа», «Крым» и «Горный Кавказ») центр страны («Золотое кольцо России») связан с помощью железной дороги Москва - Рязань - Воронеж -Ростов-на-Дону - Владикавказ - Махачкала с ответвлениями на Симферополь (через Тамань и Керчь), Краснодар, Туапсе, Сочи. Основная автодорога в этом направлении -М4 «Дон» Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск. А между собой эти узлы связаны автотрассой М29 «Кавказ» - Краснодар - Грозный - Махачкала - Баку (подъезды к Майкопу, Ставрополю, Черкесску, Владикавказу); а также автодорогами А-290 Новороссийск - Керчь и А-291 «Таврида» Керчь - Симферополь -Севастополь. Важное значение в объединении ОТРК сыграл мост через Керченский пролив, введённый в эксплуатацию в 2018 г.

Узлы национального ОТРК, расположенные за Уралом, сильно удалены от основной полосы расселения и имеют разреженную транспортную сеть. Узел «Горный Алтай» связан с единым ОТРК всего одной транспортной осью - автодорогой Р256 «Чуйский тракт» Новосибирск - Бийск -Горно-Алтайск - граница с Монголией. В Новосибирске она стыкуется с автодорогой Р255 «Сибирь» и Транссибирской железно-

дорожной магистралью. Единственный международный аэропорт - Горно-Алтайск.

Узел «Южное Прибайкалье» находится на Транссибирской железной дороге Челябинск - Новосибирск - Красноярск -Иркутск - Хабаровск - Владивосток, а также на стыкующихся в Иркутске федеральных автотрассах Р255 «Сибирь» Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск и Р258 «Байкал» Иркутск - Улан-Удэ - Чита. Аэропорты Иркутска и Улан-Удэ обеспечивают международный турпоток.

«Южное Приморье» расположено на восточной оконечности Транссиба. Автодорогой А370 «Уссури» Хабаровск - Владивосток связано с федеральной аво-транспортной сетью страны. Владивосток имеет международный аэропорт и международный морской порт.

Заключение

Туристско-рекреационное хозяйство, как и большинство других отраслей экономики, имеет линейно-узловую форму пространственной организации. Опорный туристско-рекреационный каркас представляет собой функциональный остов любой туристской территории. Именно он организует турпоток, именно от него исходят импульсы дальнейшего развития туризма и рекреации. Само туристское освоение территории представляет собой ни что иное, как развитие ОТРК «вширь» (охват новых территорий элементами туристской инфра-структуры) и «вглубь» (улучшение имеющихся элементов опорного каркаса, насыщение их новыми объектами и т.д.).

Особенности организации туризма и отдыха, и потенциал развития и эффективность функционирования ОТРК во многом зависит от типа его планировочной структуры. В российском ОТРК национального (а тем более регионального) уровня представлены все типы планировочной структуры ОТРК. Значительное количество ОТРК линейного, бассейнового и особенно очагового типов даже при их высочайшем ре-креационно-ресурсном потенциале делают их малоэффективными. Для оптимизации их

планировочной структуры требуется создание, прежде всего, новых осевых элементов каркаса, кардинально улучшающих транспортную доступность территории. Узловые элементы при этом будут сформированы естественным путём за счёт частных инвестиций.

В настоящее время в России можно выделить 11 сложившихся узлов ОТРК национального уровня, привлекающих туристов со всей страны и замыкающих на себя большую часть международного турпотока. Ещё 5 узлов с колоссальным туристско-рекреа-ционным потенциалом (международного

значения) пока, в силу своей изолированности и слабоосвоенности территории, в крайне недостаточной мере включены в туристско-рекреационную индустрию страны. Однако, со временем, вероятно, они займут достойное место в национальном ОТРК России.

Девять сложившихся узлов ОТРК регионального уровня ориентированы преимущественно на туристов из своего и сопредельных регионов, однако часть их в дальнейшем при развитии инфраструктуры вполне могут претендовать на роль узлов ОТРК национального уровня.

Список источников

1. Christaller W. Die zentralen Orte in Süddeutschland: eine ökonomisch-geographische Untersuchung über die Gesetzmäßigkeit der Verbreitung und Entwicklung der Siedlungen mit städtischer Funktion. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Jena: Gustav Fischer, 1933. 331 p.

2. Corbaci O. The Evaluation of the Tourism and Recreational Potential of Amasra in Terms of Landscape Planning / In: Global Issues and Trends in Tourism, 2020. Pp. 632-649.

3. Kapera I. Planning as the Basic Function of Tourism and Recreation Management in Poland // Problems of Management in the 21st Century. 2012. Vol. 3. Pp. 36-42.

4. Leberman S., Mason P. Planning for recreation and tourism at the local level: Applied research in the Manawatu region of New Zealand // International Journal of Tourism Space, Place and Environment. 2010. Iss.4. Pp. 3-21. DOI: 10.1080/14616680110102166.

5. Александрова А.Ю., Сорокин Д.П. Зарождение и развитие туристского опорного каркаса Рязанской области // Вестник МГОУ. Сер.: Географическая среда и живые системы. 2019. №2. С. 115-131.

6. Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М.: Гео-графгиз, 1956. 366 с.

7. Колбовский Е.Ю. Ландшафтное планирование. М.: ИЦ «Академия», 2008. 336 с.

8. Лаппо Г.М. География городов. М.: Изд-во «Магадан», 2013. 480 с.

References

1. Christaller, W. (1933). Die zentralen Orte in Süddeutschland: eine ökonomischgeographische Untersuchung über die Gesetzmäßigkeit der Verbreitung und Entwicklung der Siedlungen mit städtischer Funktion [The central places in southern Germany: an economic-geographical study of the regularity of the spread and development of settlements with urban functions]. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Jena: Gustav Fischer.

2. Corbaci O. The Evaluation of the Tourism and Recreational Potential of Amasra in Terms of Landscape Planning / In: Global Issues and Trends in Tourism, 2020. Pp. 632-649.

3. Kapera I. Planning as the Basic Function of Tourism and Recreation Management in Poland // Problems of Management in the 21st Century. 2012. Vol. 3. Pp. 36-42.

4. Leberman S., Mason P. Planning for recreation and tourism at the local level: Applied research in the Manawatu region of New Zealand // International Journal of Tourism Space, Place and Environment. 2010. Iss.4. Pp. 3-21. DOI: 10.1080/14616680110102166.

5. Aleksandrova, A. Yu., & Sorokin, D. P. (2019). Zarozhdenie i razvitie turistskogo opor-nogo karkasa Ryazanskoj oblasti [The origin and development of the tourist support frame of the Ryazan region]. Vestnik MGOU. Seriya: Geograficheskaya sreda i zhivye sistemy, 2, 115-131. (In Russ.).

6. Baranskiy, N. N. (1956). Ekonomicheskaya geografiya. Ekonomicheskaya kartografiya [Economical geography. Economic cartography]. Moscow: Geografgiz. (In Russ.).

7. Kolbovskiy, E. Yu. (2008). Landshaftnoe planirovanie [Landscape planning]. Moscow: Akademiya Publ. House. (In Russ.).

8. Lappo, G. M. (2013). Geografiyagorodov[Geographyof cities]. Moscow: Magadan Publ. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.