Научная статья на тему 'Опочецкая электромеханическая школа и ее судьба'

Опочецкая электромеханическая школа и ее судьба Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опочецкая электромеханическая школа и ее судьба»

Социально-политическая история XX в.

А. В. Филимонов

Опочецкая электромеханическая школа и ее судьба

Не много найдется в нынешней Псковской области учебных заведений, ведущих свою историю с дореволюционных времен. В Пскове, например, таковым является сельскохозяйственный техникум, предшественником которого было сельскохозяйственное училище, в Великих Луках - железнодорожный техникум (до революции - железнодорожное училище), хотя сегодня уже мало что напоминает в них о дореволюционных временах. Гораздо больше средних специальных учебных заведений исчезло, оставив о себе напоминание лишь в архивных документах: реальные и технические училища, гимназии и прогимназии, духовные училища и др. Некоторые перестали существовать уже в годы революции, другие действовали в реорганизованном виде в течение 1920-х гг, сливаясь друг с другом, и постепенно ликвидировались. К числу последних относится Опочецкая электромеханическая школа. 1

Создана она была в 1919 г. на основе бывшей ремесленной школы2 и на двух отделениях - механическом и электромеханическом - готовила техников и механиков, в том числе масте-

Филимонов Анатолий Васильевич - кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой отечественной истории и музееведения Псковского госпед-университета им. С. М. Кирова

ров по электричеству. Срок обучения в школе длился 4 года, из которых первый год был общеобразовательным, а три оставшиеся - специальными. Из специальных предметов изучались технология материалов, машиноведение, машиностроение (в том числе сельскохозяйственное), электротехника, электромеханика, организация производства, из общеобразовательных - обществоведение, химия, математика, рисование, черчение, родной и иностранный языки. При школе имелись несколько мастерских - столярно-токарная, слесарная, кузнечная, механическая, лаборатории - химическая, электротехническая, физический кабинет и собственная электростанция.3

С 5 сентября 1919 г. и в течение шести лет заведующим школой работал Николай Евгеньевич Бахмутов - "опытный администратор, отличный хозяйственник и высококвалифицированный работник по индивидуально-техническому образованию", - как отмечалось в его характеристике. - "Благодаря его энергии, знаниям и умению профтехшкола поставлена на должную высоту".

Н. Е. Бахмутов родился в 1875 г. в д.Кула-ково Новоладожского уезда Петербургской губернии в семье чиновника, в 1898 г. окончил Петербургский университет, продолжил обра-

зование за границей: в 1904 г. окончил электрохимическое отделение Парижского политехникума, хорошо изучив электротехнику и химическое производство (духов, мыла, сахара, стекла), затем работал в различных городах и местностях России - на Кавказе, в Крыму, на Урале, в Тамбове, Полтавской губернии, бывал в зарубежных странах - во Франции, Германии, Швейцарии, Англии, хорошо знал несколько иностранных языков - французский, немецкий, английский, отчасти латинский и греческий. Словом, возглавлял Опочецкую электромеханическую школу поистине незаурядный человек, каких в Псковской губернии было очень немного. Помимотого, что был заведующим, он преподавал в школе математику, физику и электротехнику. Эти же дисциплины он вел од -новременно в школе II ступени. 4

Осенью 1923 г. школа постановлением Президиума губисполкома была переведена на хоз-расчет,5 что сильно осложнило ее существование, поэтому впоследствии содержание ее передали на местный бюджет Опочецкого уезда. На 1925/26 г., например, сумма на содержание школы была определена в размере 11385 руб .31 коп.6 На конец 1925/26 г. в школе числилось 147 учеников (по социальному положению - дети рабочих, крестьян, служащих, ремесленников и кустарей), работали 13 преподавателей, 5 технических служащих и 4 рабочих.7 Учебными пособиями она была обеспечена не более чем на 20%,8 т.к. средств остро не хватало, как и на содержание и обслуживание помещений.

16 августа 1925 г. Президиум губисполко-ма, например, рассмотрел ходатайство губоно о выделении средств на ремонт помещения Опочецкой электромеханической школы, но решил строго следовать правилу и переложил решение вопроса на Опочецкий уисполком, поручив последнему "обсудить вопрос о возможности отпуска средств на ремонт помещения электромеханической школы". 9

Дальнейшее расширение школы никогда не планировалось, т.к. специалистов по электротехнике ввиду слабого развития электрификации губернии требовалось немного. Найти работу по специальности не могли даже многие окончившие школу. Так, из окончивших ее в 1925 г. 32 выпускников только 15 поступили работать на различные предприятия губернии, а 7 устроились на заводах Ленинграда. 10 Ос-

новные плановые показатели потребности в специалистах и удовлетворения ее выпускниками Опочецкой школы до конца 1920-х гг. выглядели следующим образом:11

Годы Электротехники и электромонтеры

потребность в губернии выпуск из школы

1925/26 24 23

1926/27 28 36

1927/28 35 40

1928/29 30 38

1929/30 34 35

Но произошедшие вскоре события опрокинули все планы и в конечном итоге привели к ликвидации самой школы.

Первый ощутимый удар школа испытала в 1925 г.: 10 октября по распоряжению Псковского губотдела ОГПУ был арестован заведующий школой Н. Е. Бахмутов. Псковский губоно и губпрофобр, не находя выхода из создавшегося положения, 27 октября 1925 г. обратились в Главпрофобр. Замены Бахмутову нет, - отмечалось в письме, т.к. "в Пскове подходящих кандидатов на эту должность нет, а между тем назначение необходимо в срочном порядке, ибо в школе остаются незамещенными все предметы по электротехнике", а потому органы образования губернии просили оказать содействие "к скорейшему подысканию соответствующего кандидата на должность заведующего школой". Требования к ней были следующие: лицо с высшим образованием (инженер-электрик) и необходимый педстаж, "заведующий в то же время является и преподавателем соответствующих предметов".12

Но замены, равной Н. Е. Бахмутову, так и не нашлось, а в начале следующего, 1926 г. вообще был поднят вопрос о переводе школы из Опочки в Псков. Вопрос с такой постановкой Президиум губисполкома рассмотрел уже 24 февраля 1926 г., но "ввиду несогласия на перевод школы со стороны Опочецкого уисполко-ма, а также несогласия ГОМХа и Главпрофоб-ра" "временно" оставил его "открытым".13

5 июня того же года губисполком обсудил по этому вопросу предложение губплана и постановил "в настоящее время признать перевод

нецелесообразным",14 а 6 октября 1926 г. на письмо губоно принял решение:

1. Признать необходимым оставить школу в Опочке;

2. Поручить губоно совместно с ГубЗУ разработать вопрос о реорганизации Опочец-кой электромеханической школы применительно к условиям обслуживаемого района. 15

Следовательно, трижды рассматривавшийся в течение 1926 г. вопрос о переводе школы из Опочки в Псков остался неразрешенным, хотя окончательно с повестки дня снят не был. В январе 1927 г. он был поднят губкомом ВЛКСМ, который предложил перевести школу в Псков и слить ее со школой сельстроя,16 а через день с разъяснением такой позиции выступила газета "Псковский набат": "Необходимо объединить профшколы. Их в губернии три: Опочецкая электромеханическая - 158 учащихся, школа ФЗУ на заводе " Металлист" и школа сельстроя. Все эти школы ежегодно тратят 31 тыс.руб., а в истекшем году выпустили всего 49 человек. При выпуске обнаруживается недостаточная квалификация... Лучше объединить все эти школы в одну с тремя отделениями". 17

То, что реорганизация профшкол губернии неизбежна, было ясно многим, вопрос заключался лишь в сроках и поиске наиболее оптимального варианта. Реорганизация, связанная, в частности, с переводом Опочецкой школы в Псков, требовала к тому же финансовых затрат и уже поэтому затягивалась. 27 июля 1927 г. президиум губисполкома, рассмотрев "ходатайство губоно об отпуске средств на расходы по переводу Опочецкой электромеханической школы в Псков", признал перевод ее в 1927 г. и выделение для этого 11 тыс.руб. невозможным.18 И в августе Губпрофобр через газету известил, что электромеханическая школа остается в Опочке, произведен прием новых учеников и 5 сентября начнутся занятия. 19

Но в том же 1927 г. положение стало меняться: в результате проведенной административной реформы Псковская губерния была упразднена, вновь образованный Опочецкий район оказался в составе Псковского округа, заняв окраинное положение на границе с Великолукским округом, что повлекло и пересмотр образовательной сети. 23 июня 1928 г. при агитпропотделе Псковского окружкома ВКП(б) состоялось специальное совещание по

вопросу "дальнейшего существования учреждений профобра", где в центре обсуждения вновь оказалась Опочецкая электромеханическая школа. Мнения присутствовавших были почти единодушными: " ФЗУ у нас карликовые, их работа не согласована между собой, их нужно упразднить", "Школу в Опочке нужно ликвидировать, создав комиссию для целесообразного использования средств", "Такая школа нам не нужна, ее нужно ликвидировать и создать одну хорошую школу. Нужно концентрировать инвентарь в одной хорошей школе, а часть их ликвидировать", "Школы, обучающие ремеслу, плохо оборудованы инвентарем. Необходимо при ликвидации Опочецкой школы сделать переброску инвентаря ФЗУ Металлиста", но нужно это сделать так, чтобы было целесообразно" и т.п. 20

Совещание лишь внесло предложения рекомендательного характера, не приняв никакого решения. 27 июля 1928 г. постановила "подтвердить прежнее постановление о сокращении Опочецкой электромеханической школы" специальная комиссия по установлению брони подростков на промышленных предприятиях округа,21 и это мнение учел 28 июля 1928 г. секретариат окружкома ВКП(б), принявший аналогичное постановление и поручивший окрисполкому провести его в жизнь.22 Последний 1 августа 1928 г. решил: "Признать необходимым электромеханическую школу в Опоч -ке с 1 октября 1928 г. закрыть".23 Но это не была еще окончательная развязка затянувшегося вопроса, в процессе которого школа, находясь в "подвешенном" состоянии и "чемоданном" настроении, была лишена возможности нормально работать.

Родители учащихся школы и группа общественности обратились в Опочецкий горсовет с просьбой ходатайствовать перед вышестоящими инстанциями об оставлении школы в Опочке хотя бы еще на год, т.к. в случае ликвидации около 150 учащихся оставались за бортом, на что 24 августа 1928 г. горсовет постановил "возбудить еще раз ходатайство перед окрисполкомом и окроно об оставлении в Опочке электромеханической школы еще на один год, в случае же отказа - просить окроно

об определении учащихся электромеханической школы в другие подобного рода школы для окончания учебы". Соответствующие

ходатайства в указанные учреждения были направлены.24

Почти одновременно (август 1928 г.) инструктором профобра Ленинградского обл-оно был составлен обстоятельный обзор состояния профшкол Псковского округа, который интересен тем, что содержит характеристику Опочецкой электромеханической школы в конце ее существования и мнение относительно ликвидации: "Всего учеников в 1927/28 г. - 117 человек, выпущено в 1928 г. - 35, осталось учеников: 3-го года обучения - 30 чел., 2-го - 31, 1го - 31, итого 92. Наличие оборудованных мастерских: 3 токарных винтовых станка, один фрезерный, два сверлильных, один наждачный круг, 30 тисков, один двигатель нефтяной, одно динамо, 5 наковален, 3 столярных верстака, 4 токарных станка по дереву, разный слесарный, кузнечный и столярный инструмент. Оборудования вполне достаточно для одновременных занятий 60 учеников и 120 учеников в две смены.

Целевая установка, безусловно, была взята неверная, т.к. такого количества электромехаников и электромонтеров округ использовать не может и в будущем также никаких перспектив нет. Закрыть профшколу нельзя, т.к. вышестоящие организации на это согласия не дают. Выход из создавшегося положения может быть найден путем реорганизации профшколы в учебные мастерские со слесарно-кузнечной и столярно-плотницкой специальностями. Подобного рода школа должна обслуживать нужды крестьян в области указанных специальнос-

тей, и в теоретическом курсе должно быть уделено внимание биологическим курсам применительно к сельскому хозяйству. Ученикам электромеханической школы необходимо предоставить по возможности продолжить свое обучение в других школах округа".25

И тем не менее окрисполком был неумолим: 31 августа 1928 г. он сообщил, что "ходатайство Опочецкого горсовета об оставлении в Опочке электромеханической школы удовлетворено быть не может". 26 Не возымело действия и обращение опочан в Наркомпрос. Псковский окружком ВКП(б), заслушав 5 октября 1928 г. "предложение Наркомпроса о приостановке ликвидации Опочецкой электромеханической школы",27 вопреки ему "еще раз" подтвердил "необходимым ликвидацию Опо-чецкой электромеханической школы" и поручил окрисполкому дать ответ Наркомпросу "о невозможности приостановки ликвидации школы". 31 октября 1928 г. окружком ВКП(б) принял по данному вопросу последнее постановление - "об имуществе ликвидированной Опо-чецкой электромеханической школы", подтвердив " необходимость передачи всего имущества ликвидированной школы Псковской райшколе фабзавуча "Металлист" за исключением двигателя со шкивом, который оставить для Опо-чецкого промкомбината".28

Так закончилось 10-летнее существование единственной в губернии школы электромеханического профиля, как и затянувшиеся почти на три года попытки ее сохранения.

Примечания

1. Документальный фонд Опочецкой электромеханической школы из 150 дел хранится в госархиве г.Вели-кие Луки (ГАВЛ, ф.Р-622). В настоящей статье использованы разрозненные сведения из фондов псковских архивов, поэтому она не может претендовать на исчерпывающее освещение вопроса.

2. Псковский набат. 1925. 8 июля.

3. ГАПО, ф.481, оп.1, д.94, л.137.

4. ГАПО, ф.590, оп.2, д.122, лл.426-428.

5. ГАПО, ф.590, оп.1, д.977, л.139.

6. ГАПО, ф.590, оп.1, д.1815, л.39.

7. ГАПО, ф.590, оп.1, д.1824, л.1128.

8. ГАПО, ф.590, оп.1, д.1815, л.39.

9. ГАПО, ф.590, оп.1, д.1628, л.335.

10. ГАПО, ф. 590, оп.1, д.1685,. л.547.

11. ГАПО, ф.590, оп.1, д.1815, л.40.

12. ГАПО, ф.310, оп.1, д.7, л.145.

13. ГАПО, ф.590, оп.1, д.1506, л.431.

14. ГАПО, ф.590, оп.1, д.1764, л.99.

15. ГАПО, ф.590, оп.1, д.1628, л.402; д.1764, л.224.

16. ГАНИПО, ф.2496, оп.1, д.284, л.140.

17. Псковский набат. 1927. 28 января.

18. ГАПО, ф.590, оп.1, д.1895, л.159.

19. Псковский набат. 1927. 11 августа.

20. ГАНИПО, ф.3, оп.1, д.143, л.47.

21. Там же.

22. ГАНИПО, ф.3, оп.1, д.140, л.38.

23. ГАПО, ф.324, оп.1-а, д.12, л.202.

24. ГАПО, ф.324, оп.1, д.250, лл.276-277.

25. Там же, л.289.

26. Там же, л.275.

27. ГАПО, ф.326, оп.1, д.4, л.14; ГАНИПО, ф.3, оп.1, д.140,. л.103.

28. ГАПО, ф.326, оп.1, д.4, л.58; ГАНИПО, ф.3, оп.1, д.140, л.133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.