^. 5 <^илимонов, Щ. <^. Левин
Псковский педагог Л. Л. Беке
К славной плеяде педагогических работников Пскова, составлявших в 1920-1930-е годы самую многочисленную группу интеллигенции города, принадлежал и Людвиг Людвигович Беке.
Родился он в Пскове 15 января 1885 года. В метрической книге псковской лютеранской кирхи святого Иакова приведено его полное имя, данное при крещении 17 февраля 1885 года: Людвиг Эрнст Бенвенуто, а родителями названы Людвин Август фон Беке и Ида Маргарита, урождённая Гитц1.
«Сословие затрудняюсь указать, - писал Л.Л.Беке в анкете 1928 года при оформлении допуска к секретной переписке, - т.к. дед был иностранным (шведским) подданным и состоял на частной службе (лесничий), отец - фармацевт, усыновивший меня отчим
- врач...». 2 А в 1935 году, когда псковские власти заинтересовались его дворянским происхождением, уточнил: «Первый предок мой, появившийся в России, был пленный шведский поручик из дворян (к своей фамилии прибавлял частицу «фон», обозначающую принадлежность к дворянству). Его потомки все люди служащие: мой прадед был управляющим, дед лесничим. Все они дворянскими правами в России не пользовались... Частицы фон я не прибавлял к своей фамилии с 1914 г.»3.
Его близкие родственники пользовались известностью в губернском Пскове. Отец Людвиг Августович, родившийся в 1846 году, звание провизора получил по окончании Императорского Дерптского университета в 1872 году. К участию в русско-турецкой войне 1877-1878 годов военное ведомство привлекло его, как аптекаря. Он
Филимонов Анатолий Васильевич - кандидат исторических наук, профессор кафедры русской истории Псковского госпедуниверситета им. С. М. Кирова
Левин Натан Феликсович - псковский краевед, Почетный гражданин г. Пскова.
был награждён орденом святого Станислава 3 степени и памятной тёмно-бронзовой медалью, но подхватил за границей болотную лихорадку и после излечения уволен от службы 21 января 1879 года. В следующем году Беке открыл аптеку в центре города Пскова, рядом с Гостиным двором, в начале Великолуцкой улицы.
В городе тогда уже была вольная аптека Густава Ивановича Зоргенфрея, которую ещё в 1860-е годы называли «Старой». Поэтому аптеку Людвига Беке стали именовать «Новой». В октябре 1883 года его назначили фармацевтом врачебного отделения губернского правления. А для работы в своей аптеке он пригласил Иоганна (Ивана Ивановича) Гитца-младшего, родившегося в Пскове в 1857 году и получившего такое же образование в том же университете. Он был сыном швейцарского подданного Иоганна Гитца-
старшего, содержавшего здесь гостиницу «Санкт-Петербург». (Сведения о нём и его гостинице имеются в «Псковской правде» от о7.12.1991 г. и в книге «Из истории псковских немцев» (Псков, 2007, с. 10-11). Беке обратил внимание на сестру своего помощника Иду Ивановну Гитц, родившуюся 16 ноября 1865 года и окончившую в 1883 году 8-ой дополнительный педагогический класс Псковской Мариинской женской гимназии со званием домашней учительницы. Вскоре состоялось их бракосочетание и, как отмечено выше, 15 января 1885 года у них родился сын, основным именем которого стало «Людвиг».
Этот брак оказался несчастным. Муж увлекался спиртным и уже 31 марта 1886 года, сорока лет от роду, умер в петербургской больнице от воспаления лёгких. Его отпевали в Пскове и похоронили на лютеранском кладбище. Расхворавшуюся от переживаний Иду Ивановну лечил вольно практикующийся врач Вильгельм-Эдуард Августович Пихлау. (Заметку о нём «Псковский врач Яна Райниса», содержавшую и сведения о 22-летней службе здесь его отца управляющим акцизными сборами, «Псковская правда» напечатала 8 сентября 1990 г.). Для полного излечения он возил пациентку на кумысолечение, а 14 декабря 1889 года они поженились, и отчим усыновил маленького Людвига.
В приготовительный класс Псковской мужской гимназии его приняли в 1893 году. Однако в мае следующего года по болезни он не смог сдавать переводные экзамены, и по просьбе отчима был оставлен на второй год. Зато в 1896 году 1-й класс Людвиг окончил по первому разряду и получил в награду «Детские рассказы». Из 2-го в 3-ий класс его перевели без экзаменов, в 4-ый - по экзамену. А с 4-го класса у него по некоторым предметам появились двойки, причём, как отмечалось в протоколах Педсовета, «исключительно по лености»4. Так что в 4-м и в 5-м классах ему пришлось отсидеть по два года. По семейным преданиям, в 6-м классе, в конце второй четверти, он стал спорить с учителем математики Д. М.Ляпуновым. Конфликт удалось замять без обсуждения на Педсовете, а в документах гимназии появилась запись о выбытии 5 января 1903 года ученика 6-а класса Людвига Беке «по прошению родителей для
поступления в С.-Петербургскую гимназию Императорского Человеколюбивого обще-ства»5.
Эту гимназию он благополучно окончил в 1905 году, а затем, в 1909 году, и Петербургский университет по историко-филологическому факультету (историческое и романо-германское отделение). Стремясь основательнее подготовится к будущей работе, он занимался также в археологическом институте и на годичных педагогических курсах; позднее окончил и двухгодичную педагогическую академию. По словам дочери, поначалу посещал и занятия в консерватории. Родным языком Беке считал русский, но сумел освоить и несколько иностранных языков: свободно говорил на немецком и французском, мог читать на английском, итальянском, испанском, северных диалектах и древних языках (латинском и греческом). Ни к каким политическим партиям не принадлежал.
По окончании университета, приехав на лето в Псков, Людвиг Беке женился на красивой 19-летней землячке Софье Константиновне Филимоновой. Она была дочерью владельца шапочной мастерской, размещавшейся в собственном доме на Образской (Первомайской) улице Запсковья, и магазина в центре города, на Торговой площади. Дочь молодых супругов Надежда Людвиговна родилась в Петербурге 12 марта 1910 года. Немного раньше, 28 января, туда же на постоянное жительство перебрались из Пскова Ида Ивановна с мужем - доктором Пихлау, перешедшим на пенсию.
Основным местом службы Л.Л.Беке после окончания учёбы стало 2-е реальное училище в Петербурге, хотя преподавательскую работу он вёл и в других учебных заведениях. Живя в столице, он не порывал связей и с родным городом. В частности, 15 сентября 1911 года его избрали действительным членом Псковского археологического общества.6
После Октябрьской революции, в отличие от многих питерских учителей, саботировавших занятия, Беке продолжал заведовать реальным училищем, преобразованным в августе 1918 года в единую трудовую школу II ступени (4-ю школу Нарвско-Петергоф-ского района). Одновременно он преподавал
на Петроградских коммунальных курсах для взрослых, читая историю. Но в начале 1920 года по рекомендации врачей переехал с семьей в Псков и был принят инструктором внешкольного образования Псковского объединённого городского и уездного ОНО. Затем Л.Л.Беке заведовал там внешкольным подотделом, а 9 апреля 1920 года был приглашён в губОНО, где заведовал секциями
- национальных меньшинств и научно-методической, потом подотделом единой школы, сектором социального воспитания, был также помощником и заместителем заведующего губОНО7.
Там же с 20 июля 1920 года работала секретарём его жена Софья Константиновна. Впрочем вскоре она навсегда оставила дочку с мужем и уехала из Пскова. Людвигу Людвиговичу пришлось обзаводиться новой семьёй. Его вторую жену тоже звали Софьей. Она была дочерью псковского купца Герасима Ивановича Смирнова. (При строительстве офиса Псковского отделения Сбербанка от его двухэтажного дома на Кахановском бульваре оставили кирпичную фасадную стену). Софья Герасимовна окончила до революции частную женскую гимназию М.И.Агаповой, затем губернские драматические курсы, в голодный 1920 г. помогала семье заработками от уроков музыки, после окончания гражданской войны ездила по губернии на гастроли с псковским театром, а затем работала в Центральной библиотеке на ул.Некрасова. Их дочь Наталья Людвиговна родилась в Пскове 8 июня 1922 года.
Но сугубо административная работа, надо полагать, привлекала Л.Л.Беке меньше всего, он в гораздо большей степени считал и ощущал себя преподавателем. «Могу быть лектором, преподавателем, руководителем кружков по обществоведению и истории культуры» - отмечал он в анкете, а на другой вопрос той же анкеты - «Какую работу считаете наиболее подходящей для себя?»
- ответил: «Преподавательскую и административную в учреждениях, ведущих непосредственную работу».8 И Л.Л.Беке старался использовать всякую возможность для ведения таковой, - не обязательно даже в учебных заведениях. Так, когда в мае 1920 г. при УОНО открылась губернская театрально-му-
зыкальная студия, он читал там курс истории культуры, а в сентябре начал преподавать и в открывшейся «мастерской народной драмы».9
В октябре 1919 г. в Пскове начало действовать первое высшее педагогическое учебное заведение - Институт народного образования (ИНО), и Л.Л.Беке уже с мая 1920 г. начал вести в нем преподавательскую деятельность: сначала по совместительству (на вечерних занятиях), а в апреле 1921 г. перешел в штат института. Сначала он заведовал там отделением, а вскоре вошел в руководящие органы вуза. 10 апреля 1922 г. по решению губОНО были проведены перевыборы Правления ИНО, в результате которых ректором был рекомендован В.К.Гринкевич, а проректором (заведующим учебной частью) - Л.Л.Беке.10 «Хороший преподаватель, свободно владеющий своим предметом (историей) и гибко приспосабливающийся к аудитории. Администратор осторожный и вполне добросовестный», - отзывался о нем В.К.Гринкевич.11
Помимо ИНО Л.Л.Беке преподавал на 74-х пехотных курсах и курсах школьных работников, где также «зарекомендовал себя чрезвычайно добросовестным, ответственным, более чем доброжелательным к Советской власти, стойким защитником всех мероприятий Советской власти в области народного образования».12 Принял он не только новую власть, но и мероприятия ее по строительству новой школы, принимая в их проведении посильное и деятельное участие. На вопрос анкеты - «Каковы, по Вашему мнению, первоначальные задачи в области народного образования, политико-просветительской работы в настоящий момент и основные недостатки такой работы в прошлом?», - он ответил: «Полагаю, что в прошлом было обращено недостаточное внимание на политическое воспитание учащихся. Считаю необходимым в данный момент эту работу усилить путем организации политических кружков, вовлекая в работу ячейки РКСМ и обращая усиленное внимание на общественные науки».13
В Пскове семья Л.Л.Беке проживала первоначально по адресу «Поганкин переулок, д.1, кв.3», а с окончательным переходом
на работу в ИНО они переселились в «преподавательское крыло» института - ул. К. Либ-кнехта, д.6, кв.3».14
История Псковского ИНО оказалась короткой: в 1923 г. он сделал свой первый и единственный выпуск, и в августе того же года по решению Наркомпроса был преобразован в учебное заведение пониженного типа
- педагогический техникум. Реорганизация повлекла сокращение численности преподавательского состава: часть преподавателей переводилась в Тверь, несколько профессоров уехали в Петроград. К началу первого учебного года в техникуме осталось только 12 штатных преподавателей, заведующим стал В.К. Гринкевич, а его заместителем -Л.Л. Беке. Но летом следующего, 1924 года В.К. Гринкевич уехал в Ленинград, и 22 июля губОНО назначил заведующим техникумом Л.Л.Беке.15 А через несколько месяцев, в октябре 1924 г. резким диссонансом этому назначению прозвучал вывод, сделанный заведующим учетом губисполкома Желниным и направленный в губком РКП(б): «Беке.
- никчемный человек, пьяница, но хорошо говорит, и отчего ценится в губоно, хотя административную должность доверять ему нельзя - пропьет казенные деньги».16 Чем был обусловлен подобный вывод, остается неясным, хотя он мог стать приговором и поставить крест на всей дальнейшей карьере Л.Л.Беке. Но к счастью, «хода» ему не дали, и Л.Л.Беке остался на своем посту. В дальнейшем ничего подобного в адрес его не звучало, а деятельность Л.Л.Беке почти всегда однозначно характеризовалась положительно. Не имел на первых порах никаких претензий к беспартийному заведующему и губком РКП(б). Так, когда 2 июня 1926 г. в очередной раз рассматривался вопрос «О заведующем Псковским педтехникумом и его заместителях», губком без всяких оговорок поддержал кандидатуру Л.Л.Беке и вновь рекомендовал его на должность заведующего.17
В течение шести лет, когда Л.Л.Беке руководил техникумом, произошло становление его как среднего педагогического учебного заведения, значительно возросла роль в образовательном пространстве и культурной жизни города и края. В соответствии с должностной инструкцией в обязанности за-
ведующего входили: «1)контроль за работой педагогического и административно-хозяйственного персонала, 2)наблюдение за выполнением работ группами, 3)председатель Совета, 4)представление на утверждение лиц преподавательского персонала, 5)на-значение и увольнение лиц административно-хозяйственного персонала».18 Однако в действительности повседневные дела и заботы у заведующего были гораздо шире этих инструктивных обязанностей: ему приходилось, по существу, вникать во все стороны учебной и внеаудиторной жизни техникума.
О работе учебного заведения он регулярно докладывал на заседаниях его педагогического совета, месткома профсоюза, не оставляли без внимания техникум партийные и советские органы. Особенно частыми были отчеты и доклады Л.Л.Беке о работе в 19251926 гг.
В 1925 г. Псковскому педтехникуму по решению Главпрофобра было придано областное значение, он стал иметь три отделения - школьное, дошкольное и политикопросветительское, и готовил, таким образом, не только учителей, но и политпросветорга-низаторов, избачей, работников клубов и дошкольных учреждений. Имелась в техникуме и подготовительная группа. Педтехникумов с тремя отделениями в стране стало теперь только два - в Пскове и в Воронеже. В связи с возраставшими потребностями в кадрах учителей с 1926 г. школьное отделение стало развертываться в двухкомплектное, т.е. все его курсы становились параллельными, а прием был увеличен до 120 человек. В 1926/27 учебном году здесь обучалось 255 учащихся, а в следующем, 1927/28 учебном году в техникуме имелось 9 групп по школьному, две группы по дошкольному и две по политикопросветительскому отделению. В 1928/29 г. школьное отделение по плану Ленинградского облоно становилось трехкомплектным, а контингент учащихся увеличивался на 47%. В 1929/30 учебном году численность обучавшихся достигла 458 человек.19 Возрастали в связи с этим, соответственно, и заботы заведующего.
В течение 1926/27 г. проводился капитальный ремонт здания, и техникуму пришлось временно работать в наемном помещении. Но зато после завершения ремонта
появилась возможность наладить нормальный учебный процесс, шире внедрять новые методы обучения и воспитания, которые начали применяться с середины 1920-х гг. Так, уже с 1925 г. техникум стал переходить на кабинетную систему преподавания, соединенную с методами самостоятельной работы; начал внедряться новый метод оценки работы учащихся, позволяющий с помощью комплекса предметных карточек приблизить их к самооценке своей деятельности. «В этом году в преподавании не заметно прежнего академизма, - докладывал 6 апреля 1925 г. Л.Л.Беке, - уже перешли к новым методам и новым учебным планам. Лекции не читаются, а учащиеся работают более самостоятельно». А в ноябре того же года он добавил, что «метод преподавания перекрывается групповой проработкой вопросов и лабораторным путем».20 Для оценки уровня подготовки выпускников в 1926 г. впервые была создана квалификационная комиссия, отчеты учащихся стали напоминать защиту дипломных работ. Тогда же стали практиковаться конференции выпускников, которые становились не только средством выявления готовности их к работе в школе, но и обмена опытом, средством повышения квалификации (перед выпускниками выступали с лекциями преподаватели техникума). В 1926 г. начал работать семинар по педологии, в работе которого принимали участие и преподаватели ФЗУ. В техникуме был оборудован педологический кабинет с приборами по изучению ребенка. Имевшиеся ранее мастерские в 1927 г. были объединены в единую учебно-показательную мастерскую, а после ремонта здания оборудован клуб учащихся, где имелись газеты, журналы, игры. 26 февраля 1927 г. здесь впервые прошел литературный вечер, стали регулярно проводиться громкие читки. В том же году в стенах техникума был оборудован окружной кабинет культпросветработы, куда поступала литература из агитпропа окруж-кома ВКП(б); работа кабинета была тесно связана с деятельностью политико-просветительского отделения техникума. Особое внимание обращалось на политическое воспитание учащихся, введены были специальные предметы по пионерскому, юношескому и профсоюзному движению.21
С середины 1920-х гг. начало улучшаться и материальное положение учащихся. В октябре 1926 г. в здании расположенной неподалеку 1-й школы II ступени открылась столовая, которая начала обслуживать не только школьников, но и учащихся педагогического и землеустроительного техникумов. Столовая могла обслужить ежедневно более 200 человек, давая возможность учащейся молодежи, приехавшей почти исключительно из деревни, получать дешевые обеды (по 20 коп.). Позднее в большую перемену в техникуме было налажено приготовление чая.22 Слушатели техникума получили право на льготный проезд по железной дороге - со скидкой 50%. В июле 1926 г. после очередного доклада Л.Л.Беке о работе техникума на заседании агитколлегии губкома ВКП(б) последняя постановила установить для учащихся «50 местных стипендий не ниже по размеру государственных». В 1927 г. стипендии получала примерно половина всех учащихся, с начала 1928 г. количество стипендиатов еще больше увеличилось, а размер стипендии поднялся с 10 до 15 руб. в месяц. В 1927 г. была учреждена специальная стипендия (в количестве трех) имени 10-летия Октября размером в 240 руб.23 8 апреля 1927 г. общее собрание месткома профсоюза заслушало в очередной раз доклад Л.Л.Беке о работе техникума, признало ее удовлетворительной, но посчитало необходимым «стремиться к дальнейшему улучшению материального положения учащихся».24
«Больной» оставалась проблема студенческого общежития, где в 1926/27 учебном году проживало 35% всех учащихся. Общежитие было перегружено в полтора-два раза: в комнатах, где по норме должны были размещаться 6-7 чел., проживали по 10-12; одолевал «дровяной» кризис. В 1928 г. в обоих общежитиях был проведен ремонт: перекрыты кровли, произведен ремонт печей, окон, дверей, полов, кухонных плит и др. - всего на сумму 2276 руб. Техникуму под общежитие предоставили еще один дом на ул.Калинина, начались переговоры с артелью «Красный электрик» о передаче под общежитие двух флигелей, расположенных на этой же улице. Последняя дала на это согласие, в результате в трех вновь полученных помещениях можно
было разместить до 200 чел., что почти решало проблему полного обеспечения нуждавшихся (нуждались в общежитии 240 чел.).25
Техникум под руководством Л.Л.Беке продолжал традиции ИНО в плане практической направленности обучения. В 1925 г. при нем была открыта опытная школа из четырех групп учащихся, практика проводилась и в двух группах подшефной Подвишенской школы, в работу техникума были вовлечены и учителя школ. Это сотрудничество шло в направлениях: психологическое обследование учащихся, режима школьного дня и внутреннего распорядка школы. Итоги этих совместных работ подводились на специальных конференциях. Слушатели дошкольного отделения работали в детских комнатах городских клубов и воспитателями детских домов, обучавшихся на политико-просветительском отделении с 1927 г. стали направлять на практику в сельские избы-читальни, ликпункты и клубы. Вносил техникум и посильный вклад в культурное шефство над деревней. 5 января 1925 г. Л.Л.Беке выступил на заседании месткома профсоюза с докладом «О задачах общественной работы учителя в деревне», где говорил об организации кружков, смычке с «красной казармой», рабочими клубами, и добавил, что такая работа уже ведется. На это выступавшие в прениях заметили, что работа действительно ведется, «но не планомерная» и рекомендовали искать новые ее формы.26
Осенью 1925 г. техникум принял шефство над деревней Поле Образа (ныне в черте Пскова), а в зимнем сезоне развернул здесь систематическую культпросветработу: от-
крыл избу-читальню, обеспечил ее литературой, прислал избача - выпускника полит-просветотделения. Постепенно основным объектом шефской помощи стала для техникума деревня Любятово (близ Пскова). 14 октября 1925 г. здесь в присутствии представителей местной ячейки, делегаток женотдела, учащихся местной школы и населения состоялось торжественное открытие избы-читальни. В последующем сюда осуществлялись регулярные выезды с концертами, спектаклями и беседами, здесь проходили практику слушатели политпросветотделения.27 В мае 1929 г. коллектив техникума вызвал на соревнование землеустроительный и льноводный
техникумы, а также Ленинградский и Новгородский педтехникумы на лучшее проведение общественно-полезной работы в деревне во время летних каникул (с 15 июня по 1 сентября). Взятые на себя обязательства Псковский педтехникум перевыполнил, а опыт его благодаря преподавателю В.В.Грабовскому был обобщен в специальной брошюре, изданной в Москве, и стал достоянием других учебных заведений. В январе 1930 г. силами педтехникума и рабочей бригады в Любятове был организован колхоз «Путь Ленина», над которым он продолжал шефство.28
Коллектив техникума не оставался в стороне и от других явлений общественной и культурной жизни города. При техникуме действовала ячейка МОПРа, объединявшая в
1925 г. 174 членов, проводилась шефская работа и в красноармейских частях, а учащиеся охватывались военной подготовкой.
Все эти достижения, несомненно, самым прямым образом были связаны с усилиями заведующего техникумом и руководимого им коллектива, хотя Л.Л.Беке вовсе не считал это чем-то необычным, а рассматривал как само собой разумеющееся. Показателен его вывод, сделанный в докладе о работе техникума его педагогическому совету 19 июня
1926 г.: «Ничего выдающегося в жизни пед-техникума не произошло, а шла обыденная текущая работа», хотя при этом он и привел немало примеров конкретных достижений.29
Улучшения в работе учебного заведения постоянно отмечали различные инстанции, которым Л.Л.Беке постоянно докладывал о состоянии дел. Например, общее собрание месткома профсоюза уже 6 апреля 1925 г. «с удовольствием отметило, что педтехникум, являясь тем учреждением, на которое должны равняться, встал на определенные рель-сы».30 В ноябре того же года аналогичное собрание, заслушав доклад Л.Л.Беке, констатировало, что «за истекший период техникум имеет достижения в смысле приближения его к советской общественности».31 Через год собрание вновь подчеркнуло, что «объективные условия работы техникума в нынешнем году значительно благоприятнее прошлогодних», т.к. «хозяйственные расходы приняты на госбюджет, значительно улучшилось материальное положение учащихся, осенью проведен
ремонт здания, в классовом составе тоже наблюдаются улучшения (в этом году принято 85% рабочих, крестьян и семей просвещенцев, 30% - комсомольцы), значительно поднялась работа самоуправления, преподавательский состав обновлен и улучшен..., учебный план новый, разработанный Главпрофобром. Особенность его - более ярко выраженный сельскохозяйственный и педагогический уклон.. .Налажена связь с педвузами Москвы и Ленинграда». Отмечалась по сравнению с предыдущим годом и «значительная активизация методов преподавания».32
В начале 1929 г. в техникуме побывал прибывший в Псков с инспекторской проверкой начальник Главпрофобра А.Я.Вышинский. «Из осмотренных мною трех техникумов наиболее благоприятный отзыв я мог бы сейчас дать о педагогическом техникуме, - сказал он в беседе, - где сравнительно благополучно обстоит дело с учебными пособиями и оборудованием учебно-вспомогательных учреждений (кабинеты: естествознания, физический, педагогический и др.).».33
В октябре того же 1929 г. техникум с учетом нескольких лет работы своего предшественника - ИНО отметил 10-летие существования, и Президиум окрисполкома в связи с этим принял 29 октября специальное постановление «О 10-летней годовщине Псковского педтехникума». «Отмечая имеющиеся достижения в работе педтехникума,
- говорилось в нем, - с удовлетворением констатируя заслуги руководящего и педагогического состава и учащихся в деле культурного строительства в округе, и в ознаменование 10-летнего юбилея плодотворной деятельности техникума - отпустить из п.11 сметы окрисполкома 1000 руб. на улучшение кулу-турно-бытового положения учащихся».34
Констатируя достижения в работе техникума, руководящие органы неоднократно отмечали и личные заслуги его заведующего, который, оставаясь беспартийным, тем не менее пользовался доверием властей. Советскую власть со всеми ее достоинствами и издержками он воспринимал как данность, в которой предстоит жить и работать. В одной из анкет 1924 г. на вопрос «Ваш взгляд на современную эпоху» он ответил: «Считаю не-
обходимым движением проведение в жизнь диктатуры пролетариата под руководством РКП(б) во имя осуществления идеалов мировой социальной революции».35 Власти в свою очередь считали его «благонадежным», в характеристике 1927 г. записав: «Политическая подготовка удовлетворительная. Отклонений от правильной линии не замечалось. Со служебной работой справляется и активно участвует в общественной деятельности. Поддерживает нормальную связь с организациями, авторитет имеет».36
Среди учащихся техникума преобладали дети крестьян, на втором плане - рабочих и сельских просвещенцев. В 1927 г., например, рабочие и крестьяне составляли около 65% всех принятых, а в подготовительную группу принимались исключительно дети крестьян-бедняков и батраков. Для усиления притока в техникум батраков, сельскохрозяйственных рабочих и беднейшего крестьянства в августе 1929 г. на станции Елизаветино были открыты двухгодичные курсы, на которые приглашались лица с образованием в объеме школы I ступени. Успешно окончившие их могли без экзаменов поступать в любой педтехникум области. Как правило, Псковский педтехни-кум ежегодно выполнял план приема слушателей, т.к. желание учиться у молодежи было большим. В 1929 г. пришлось открыть даже одну дополнительную группу, в противном случае десятки крестьянских детей остались бы за порогом. С другой стороны, это приводило к зачислению учащихся со слабой подготовкой, и как результат - невысокой оставалась успеваемость и наблюдался значительный отсев.37
Выпуск специалистов из техникума был небольшим: за 1923-1925 гг. он выпустил 81 учителя и 61 политпросветработника, в 1926 и 1927 гг. выпуск по всем специальностям составлял по 49 чел., в 1929 г. - 60, в 1930 г. - 71.38 Этого было явно недостаточно для постоянно расширявшейся сети школ. Окружные плановые органы, составляя пятилетний план профессионального образования в округе (1928 г.), прямо отмечали, что возможности техникума позволят обеспечить потребности школ в учителях к концу пятилетки лишь на 25%. Несколько лучше обстояло дело с обеспечением кадрами дошкольных и культпросветучреждений.39
И в этих условиях в конце 1920-х гг. развернулась, как и в других учебных заведениях, чистка техникума от «классовочуждого элемента». Началась она в феврале 1929 г. «По имеющимся у нас сведениям в Псковском педтехникуме с 21 февраля началась чистка слушателей - детей попов, кулаков, торговцев и прочего антисоветского элемента, - отмечалось в специальной сводке.
- 21-го вечером была создана в экстренном порядке комиссия (тройка) из слушателей с представителем от ОкрОНО... и инспектором ОблОНО. Данная комиссия постановила исключить из техникума детей служителей культа - 10 чел., детей торговцев - 5 чел. и проч. - 5 чел., о которых уже вывешен список в стенах педтехникума. Кроме того, по слухам среди слушателей, той же комиссией намечено к чистке еще 25 человек. В числе вычищенных имеются лица 3 и 4 курсов, которые проучились в советских школах и пед-техникуме 7-8 лет и за все время не проявили себя в чем-либо антисоветском и зарекомендовали себя вполне лояльно выдержанными, советскими...».
Начавшаяся кампания создала нездоровую, гнетущую обстановку в стенах техникума и имела тяжелые последствия для многих, уличенных в «неблагонадежности» и «неправильном» социальном происхождении.
«В связи с чисткой среди группы вычищенных имеются лица, которые вследствие подавленного настроения могут покончить самоубийством, часть же из них собирается ехать в Москву для обжалования в ЦИКе и Наркомпросе, - продолжает та же сводка.
- Настроение среди слушателей всего техникума подавленное, замечается ожидание дальнейшей чистки, о которой среди слушателей ходят слухи, что чистка проводится без надлежащего подхода и осторожности. Настроения слушателей и быстрые действия тройки по чистке вызвали и упадническое настроение среди всего педагогического персонала данного техникума, ожидающего чистки и среди педагогов... Предложения тройки по чистке слушателей на Президиуме и Совете педтехникума проходят при боязливо-молчаливом подъеме рук педагогов. Президиум и заведующий педтехникума ходом работы тройки оттеснены в сторону от чистки, чем
умалены их прежние права. Такая обстановка педтехникума отразится вредно на общем ходе занятий слушателей и работе педагогического персонала».40
Таким образом, указанная сводка прямо указывает на позицию в момент развернувшейся кампании заведующего Л.Л.Беке: оттеснен в сторону от чистки. Впрочем, были у него основания и для более серьезных опасений. «За границей живет брат матери -не знаю точно, в Латвии или Эстонии», - отмечал Л.Л.Беке в анкете, хотя и писал, что с ним «связи не поддерживаю». Тем не менее, это обстоятельство могло быть использовано в нужный момент против него, как и «сомнительное» социальное происхождение жены. «Жена - дочь бывшего торговца (из крестьян), по профессии актриса», - указывал он в той же анкете.41 К тому же тесть его Герасим Иванович Смирнов в 1926 г. лишался избирательных прав как домовладелец, а через два года был выслан на пять лет, вернувшись по отбытию ссылки в Псков. Да и происхождение самого Людвига Людвиговича - далеко «не пролетарское» и не «рабоче-крестьянское» - тоже вызывало кое у кого недоверие.
Но больше всего власти не устраивало теперь его беспартийное состояние, с которым они до поры- до времени мирились. В обстановке развернувшихся гонений на «старую» интеллигенцию оно стало главным основанием для замены заведующего педагогическим техникумом. 20 марта 1929 г., т.е. в разгар чистки техникума, Псковский окрисполком обратился в «Комиссию по разверстке» Академии коммунистического воспитания с просьбой об откомандировании окончившего ее М.С.Степанова (бывшего заведующего Псковским УОНО) «для назначения его в качестве заведующего техникумом».
«Псков, являясь пограничным городом, ощущает весьма острую потребность в организаторах-коммунистах просвещенческой работы, - говорилось в письме. - В частности, в связи с коммунизацией аппарата педтехникума (обучается 420 человек) необходимо в педагогическом и идеологическом отношении компетентное и выдержанное коммунистическое руководство жизнью и деятельностью педтехникума. При обследо-
вании педтехникума инспектурой ОблОНО заведующего педтехникумом признана необходимой, но кандидата на эту должность в распоряжении ОкрОНО не имеется.».42
Но тогда по какой-то причине замены не состоялось, и Л.Л.Беке на своем посту остался. А в 1930 г. последовало новое заключение
0 его работе, в котором прежние однозначно положительные оценки уступили место сдержанным и даже критичным выводам: «Работу по специальности знает, в политических вопросах разбирается и в окружающей обстановке ориентируется удовлетворительно. Организаторские способности удовлетворительные, инициативу проявляет, участвует в общественной работе», но «как администратор, не обладает необходимой твердостью и настойчивостью в проведении правильной политической линии. В качестве руководителя такого крупного и ответственного учреждения, каким является техникум, оставлять нецелесообразно. Особенно необходима замена партийцем в связи с резким расширением техникума и повышением роли по руководству массовыми школами. Может успешно использован на педагогической работе по специальности».43 И к началу нового учебного года - с 1 августа 1930 г. техникум возглавил уже другой человек.44
Л.Л.Беке остался работать в педтехни-куме в качестве преподавателя и завуча, а с
1 сентября 1931 г. был назначен заведующим отделением. В то время в стране начала проводиться очередная реформа школы, в результате которой определилась новая структура школьного образования в виде начальной, семилетней и средней школы с классноурочной системой обучения. Введение тогда же всеобщего обязательного начального образования еще больше обострило проблему педагогических кадров: уже осенью 1930 г. по Псковскому округу требовалось около 900 новых учителей. В связи с этим осенний прием в техникум был определен в 500 чел., дошкольное отделение было выведено из его состава в самостоятельный дошкольный педтехникум, а политико-просветительское отделение закрыто. Теперь педагогический техникум целиком сосредоточился на подготовке учителей. В 1932 г. контингент учащихся в техникуме достиг 790 чел., а выпуск увеличился до 162 чел.45
Но все больше становилось ясным, что Псков нуждается в новом педагогическом учебном заведении, что разрешилось с открытием в октябре 1932 г. на базе техникума педагогического института. Педагогический техникум в течение 1932-1934 гг. входил вместе с институтом в единое «педагогическое объединение», работая в одном здании и под руководством одного директора. Л.Л.Беке в течение 1932-1933 гг. был первым в истории института заместителем его директора (проректором), а впоследствии работал просто преподавателем. Продолжал он принимать посильное участие и в общественной жизни. Так, 15 марта 1935 г. в помещении Центральной библиотеки (ул.Некрасова, 32) начались занятия университета культуры, открытого при участии преподавателей пединститута. Они же составляли и основной костяк лекторов по естественным и гуманитарным наукам. Л.Л.Беке, например, в течение марта-июня выступал трижды, а темами его были «Античная литература», «Эпоха Возрождения» и «Творчество В.Гюго».46
В том же году Л.Л.Беке ушел из пединститута и поступил на работу в Псковский краеведческий музей, но продолжалась его служба там очень недолго. 15 июля 1935 г. в газете «Псковский колхозник» была опубликована разгромная статья С.Рудина «Размышления в музее», не оставлявшая «камня на камне» ни от содержания экспозиций, ни условий хранения фондов, ни от кадрового состава сотрудников. Называлась среди них и фамилия Л.Л.Беке, главным «преступлением» которого было, оказывается, давнее членство в Псковском археологическом обществе!!!
«.Невольно возникает вопрос, какими же людьми окружил себя член партии т.Розенбек? (директор музея - Авт.) - вопрошал автор. - Вот, например, Беке, снятый на этих днях с заведования ценностями. Беке!.. Погодите, что-то очень знакомая фамилия! Не тот ли это барон фон Беке Людвиг Людвигович, который стоит рядом с императорскими именами в списке членов археологического общества? Тот самый! Только без «фона». К чему эта приставка сейчас?
Позвольте, но ведь Беке член Псковского горсовета?
Совершенно правильно - член, и мандат имеет, и в активе ходит. Подумать только: барон фон Беке заседает в Совете рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Ирония судьбы!
.Мы не можем ни на одну минуту допустить больше, чтобы в пограничном городе в музеях, имеющих всесоюзное значение, орудовали чужаки».47
А через день статью о положении в Псковском музее, ставшую продолжением разговора, начатого С.Рудиным, поместила областная газета «Ленинградская правда». Название же ее было более громким - «Враг в музее», а оценки и выводы - более жесткими.
«Руководящий и обслуживающий персонал, научные работники музея.., все как на подбор - кто из духовного звания, кто чином повыше - из потомков дворян - таковы научные сотрудники.., - писали авторы. - Свора чужаков, пробравшаяся в музей, творит свое грязное контрреволюционное дело. Кучка жуликов и чужаков, пользуясь притуплением классовой бдительности руководителей.., вершит всеми музейными делами города Пскова. Чего стоит, например, такой факт, когда до последних дней все ценности музея были доверены научному сотруднику Беке. Этот тот самый Беке, фамилию которого можно встретить в списке почетных членов Псковского археологического общества. Рядом с чинами императорских фамилий можно прочесть «фон Беке, Людвиг Людвигович». Беке, Богусевич и кампания постарались ценные документы, имеющие большое историческое значение,.. спрятать в подвалах и кладовых музея, мотивируя это тем, что, мол, нет средств для организации историкореволюционного отдела».48
Эти выступления совпали по времени с кампанией по очищению от «классово-чуждого элемента» после убийства С.М.Кирова пограничной полосы, в том числе и Пскова.
На сигналы печати отреагировал и Псковский горсовет, депутатом которого Беке избирался четыре раза. В июле 1935 года его лишили избирательных прав. Оставаться
дальше в Пскове не было смысла. Для получения другой работы он отправился в Москву и встретил там директора Томского педагогического института (по фамилии Жданов), который пригласил Беке к себе. По сведениям, имеющимся на сайте современного Томского государственного педагогического университета, в октябре 1935 года его назначили деканом литературного факультета, а с 1 сентября 1936 года на него возложили обязанности и заведующего кафедрой иностранных языков. С образованием самостоятельного факультета иностранных языков Л. Л. стал первым его деканом, причём некоторое время он руководил двумя факультетами. Его жена, окончив заочно библиотечный техникум, работала в научной библиотеке Томского государственного университета имени В.В.Куйбышева.
Беке направил в Псков ходатайство о восстановлении в избирательных правах. 17 мая 1936 года президиум Псковского горсовета отправил все дело по новому месту жительства, и 5 декабря того же года Томский горсовет восстановил Беке в избирательных правах. Более того, в 1939 году его избрали депутатом Томского горсовета по 308 округу.
Надежно обосновавшись в Томске, супруги позаботились и о родителях жены. Её отец Герасим Иванович Смирнов был в то время уже второй раз выслан из Пскова и жил у сына в Нижнем Тагиле. Затем туда же перебралась супруга Герасима Ивановича (Екатерина Михайловна). Беке забрали родителей к себе, но в сентябре 1939 года Герасим Иванович скончался.49 На этом несчастья не кончились. 5 февраля следующего года скоропостижно умер от инфаркта Людвиг Людвигович. Городская газета «Красное знамя» в нескольких номерах поместила прочувственный некролог и 15 траурных извещений и соболезнований от многих подразделений Томского педагогического института и даже от соучеников дочери Наташи. Так закончилась нелёгкий жизненный путь одного из псковских педагогов, оставивших заметный след в истории народного образования Псковской земли.
Примечания
1 ГАПО. Ф 858, оп. 1, д. 4, стр. 325, запись 124
2 ГАПО. Ф.326. оп.2. д.1. л.133
3 Гос. архив Томской области. Ф. Р-430, оп. 3, д. 1783
4 ГАПО. Ф. 8, оп. 1, д. 43
5 Там же, д. 44, л. 55 и д. 51, л. 1
6 Труды Псковского археологического общества 1911-1912 гг. Вып.8. Псков,1912. С.209,246; Тоже 1912-
1913 гг. Вып.9. Псков,1913. С.131; То же 1913-1914 гг. Вып.10. Псков,1914. С.329; То же 1914-1915 гг. Вып.11. Псков,1915. С.204; То же 1915-1916 гг. Вып.12. Псков,1916. С.77
7 ГАПО. Ф.492. оп.1. д.114. л.353; Ф.590. оп.1.д.1372.л.133
8 ГАПО. Ф.590. оп.2. д.95. л.121
9 Псковский набат. 1920. 19 мая, 11 сентября 2010 г.
10 ГАПО. Ф.590. оп.1. д.716. л.185; д.861. лл.5-6
11 ГАПО. Ф.590. оп.2. д.95. л.123
12 ГАПО. Ф.492. оп.1. д.114. л.353
13 ГАПО. Ф.590. оп.2. д.95. л.123
14 ГАПО. Ф.590. оп.1. д.1372. лл.132-133; д.663. л.121; ф.310. оп.1. д.13. л.25; ф.326. оп.2. д.1. л.133
15 ГАПО. Ф.590. оп.2. д.124. л.104; Псковский набат. 1923. 1 и 5 августа
16 ГАПО. Ф.590. оп.2. д.118. л.44
17 ГАНИПО. Ф.1. оп.3. д.567. л.214
18 ГАПО. Ф.590. оп.2. д.124. л.104
19 Псковский набат. 1926. 25 апреля
20 ГАПО. Ф.492. оп.1. д.214 а. л.58; д.219. л.187
21 Псковский набат. 1927. 26 ноября
22 Псковский набат. 1926. 21 октября; 1928. 19 января, 8 марта
23 ГАПО. Ф.310. оп.1. д.11. л.94; Псковский набат. 1927. 27 сентября, 22 октября
24 ГАПО. Ф.492. оп.1. д.365. л.107
25 ГАПО. Ф.324. оп.1. д.250. лл.20-21; Псковский набат. 1927. 1 июня; 1928. 20 января, 8 марта
26 ГАПО. Ф.492. оп.1. д.219. л.76
27 ГАПО. Ф.492. оп.1. д.214 а. л.58; Псковский набат. 1925. 20 сентября, 17 октября
28 Псковский набат. 1929. 1 сентября, 31 октября; 1930. 14 января; Грабовский В. Борьба за поднятие урожайности и коллективизацию деревни методами социалистического соревнования. М. «Рабочая провинция»,1930.
29 ГАПО. Ф.492. оп.1. д.337. л.47
30 ГАПО. Ф.492. оп.1. д.219. л.186
31 ГАПО. Ф.492. оп.1. д.214 а. л.58
32 ГАПО. Ф.492. оп.1. д.335. лл.88-89
33 Псковский набат. 1929. 6 января
34 ГАПО. Ф.324. оп.1. д.292. л.21
35 ГАПО. Ф.590. оп.2. д.95. л.123
36 ГАПО. Ф.326. оп.1. д.4. л.189; ГАНИПО. Ф.3. оп.1. д.336. л.67
37 Псковский набат. 1926. 15 сентября; 1928. 19 января; 1929. 15 и 21 августа
38 Псковский набат. 1926. 25 июля; 1929. 6 июля; 1930. 1 января; Псковский колхозник. 1930. 10 июня
39 ГАПО. Ф.324. оп.1. д.316. л.387
40 ГАНИПО. Ф.3. оп.1. д.351. л.12
41 ГАПО. Ф.326. оп.2. д.1. л.133
42 ГАПО. Ф.326. оп.1. д.3. л.83
43 ГАНИПО. Ф.3. оп.1. д.644. л.10
44 ГАНИПО. Ф.3. оп.1. д.541. лл.121, 125
45 Псковский колхозник. 1930. 1 и 23 мая; Платонов Н.И., Богусевич В.А. Современный и древний Псков. Путеводитель. Псков,1932. С.9
46 Псковский колхозник. 1935. 15 и 29 марта, 7 мая, 6 июня
47 Псковский колхозник. 1935. 15 июля
48 Ленинградская правда. 1935. 17 июля
49 Левин Н. Герасим Смирнов, из крестьянского сословия //Новости Пскова. 1995. 16 февраля
На даче в Лисьих горках под Псковом (справа налево): студент Людвиг беке, отчим Эдуард Пихлау, мать Ида Ивановна (урожд. Гитц),
её подруга
В 1920-е годы - здание педтехникума
Псковский педтехникум. Выпуск 1927 г.
Во втором ряду, начиная со второго слева, сидят преподаватели: Алексеев (пение), Львов (труд), Островский (география), Рязановский (учащийся), Малышев (литература), Беке (история), Синельников (обществоведение),
Ивосман (дошкольное дело), Гроздов (педолог), Лебедев (атеизм).