УДК 371.8
ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Ребикова Ю.В.
Аннотация. В статье рассматривается возможная структура программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО и даются методические рекомендации по содержанию каждого ее структурного компонента во взаимосвязи друг с другом.
In the article the possible structure of the program of after-hour activity according to FSES of PGE is considered and methodical recommendations about the maintenance of its structural components in correlation with each other are made.
Ключевые слова: ФГОС НОО, внеурочная деятельность, программа курса внеурочной деятельности, структура программы.
FSES of PGE, after-hour activity, the program of a course of after-hour activity, program structure.
В школах России началось введение нового Федерального государственного образовательного стандарта, который предполагает введение внеурочной деятельности школьников. Сегодня перед педагогами образовательных учреждений очень часто встают вопросы: «Какими должны быть программы внеурочки? Что они должны содержать?».
Программа курса внеурочной деятельности. При рассмотрении данного вопроса важно отметить, что в соответствии с ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения. В условиях введения ФГОС возможно выделить два вида программ. Это программа педагога дополнительного образования (разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению программ дополнительного образования детей) и программа внеурочной деятельности, которая по данным анализа нормативно-методических документов о введении ФГО НОО не имеет четких представлений о структуре.
Говоря о программах дополнительного образования, мы напоминаем разъяснения по от-
дельным вопросам введения ФГОС, данные МОиН РФ 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении ФГОС общего образования»: внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, учебные курсы и т.д. В зависимости от целей и задач их можно отнести к той или другой сфере образо -вательного процесса, но прежде всего - это дополнительная образовательная программа.
При рассмотрении вопроса о структуре программы внеурочной деятельности педагогов первоначально нами были изучены методические рекомендации к программам, авторами которых являются Д.В. Григорьев, П.В. Степанов И.В. Степанова [1; 2], далее проведено сопоставление данных рекомендаций с требованиями к программам отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с ФГОС НОО [4]. На основе анализа нами был сделан вывод, что структура рабочей программы внеурочной деятельности может содержать: титульный лист; пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, мониторинговую карту определения личностных, метапредмет-ных результатов освоения курса, описание методического и (или) материально-технического обеспечения образовательного процесса (УМК), список литературы, приложения.
Рассмотрим содержание структурных компонентов во взаимосвязи друг с другом.
На титульном листе может быть отображена следующая информация: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена данная программа; название программы; направленность программы; возраст детей, на которых рассчитана составленная программа; сроки ее реализации; Ф.И.О., долж-
Научно-методическое и организационное обеспечение введения и реализации 0ТОС
ЧИППКРО
ность её автора (авторов); название населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы.
Пояснительная записка может включать обоснование направленности программы и её актуальности (государственный заказ - ФГОС, социальный заказ родителей и пожелания детей на основе проведенного анкетирования); цель и задачи программы (одна цель и не более 3-5 задач); указание возраста детей; сроки реализации программы (общая продолжительность, этапы); краткое обоснование ценностных ориентиров содержания курса, логики формирования содержания курса, форм и режима занятий (дел); результаты (личностные, метапредмет-ные, возможно предметные) и способы их проверки, формы подведения итогов реализации программы: выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).
При разработке программы наибольшее количество затруднений возникает при формулировании цели и задач. Поэтому имеет смысл уточнить определения.
Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а по возможности и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого воспитанник реально может достичь к четко определенному моменту времени.
Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, полной и логически корректной. Ее назначение - определить стратегию и тактику образовательного процесса. Однако точно поставить цель без предварительного анализа образовательного уровня детей группы, всего детского объединения, особенностей вашего региона затруднительно. Чем объемнее программа, тем глубже должен быть анализ. Как правило, цели могут соответствовать следующей проблематике:
— развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основа формирования образовательных запросов и потребностей детей в саморазвитии;
— развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
— коррекция психофизического и умственного развития детей;
— формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их ин-
дивидуально-личностные позиции, и основ гражданской идентичности;
— формирование социальных компетенций; профилактика асоциального поведения детей;
— повышение занятости детей в свободное время;
— физическое развитие и оздоровление детей.
Конкретизация целей в тексте программы проходит в ходе определения задач — путей достижения цели. При формировании задач С.В. Тетерский [3] рекомендует воспользоваться следующей классификацией:
— познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность);
— развивающая (развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения);
— мотивационная (создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха);
— социально-педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме и др.);
— обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей);
— эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту);
— оздоровительная (формирование здорового образа жизни).
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать).
Основная трудность, которая может возникнуть у педагога, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель образовательной программы курса внеурочной деятельности — это, образно говоря, её стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат.
Задачи есть результаты тех конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. Задачи — это конкретные пролонгированные
Выпуску 3(8) • 2011 Новой Школе — Новые Стандарты
результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.
Учебно-тематический план включает в себя перечень разделов, тем программы, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Но при этом необходимо помнить, что внеурочная деятель -ность, являясь деятельностной и практико- ориентированной, не должна подразумевать большого количества лекционных занятий. Необхо-
димо внимание обратить и на формы внеурочной деятельности (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция, выставка и т.д, но не лекция в начальной школе). УТП составляется в соответствии с продолжительностью реализации программы. Каникулярное время планируется в соответствии с положениями Устава образовательного учреждения. Для программ, рассчитанных более чем на год, УТП разрабатывается отдельно на каждый год. Оформлять УТП рекомендуем в виде таблицы 1 и 2.
Таблица 1
Оформление УТП
№ Тема за- Количество В том числе Формы организации внеурочной
нятия часов Теория Практика деятельности
Таблица 2
Оформление УТП (рекомендуется для программ проектной деятельности)
№ Тема, содержание Количество Формы организации внеурочной дея-
курса по направлени- часов тельности
ям проектной дея-
тельности
Содержание изучаемого курса дает краткое описание материала при изучении детьми тем, включенных в учебно-тематический план программы. Но при этом хотелось бы напомнить о «бумаготворчестве». Педагог должен достаточ -ное время проводить с ребенком, а не с бумагой. Если программа подразумевает 1 час реализации в неделю, возможно данный пункт опустить, а содержание расширить либо в УТП, либо в пояснительной записке.
Мониторинговая карта определения личностных, возможно метапредметных результатов освоения конкретного курса. Хочется напом-
нить, что стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. При составлении программы курса внеурочной деятельности педагог должен четко представлять результаты реализации намеченной деятельности. Данная проблема рассматривается в исследовании Л.Н. Чипышевой [5]. Личностные результаты развития учащихся, выделенные в стандарте возможно оформить в виде мониторинговой карты представленной в форме таблицы 3:
Таблица 3
Мониторинг эффективности реализации программы внеурочной деятельности
Критерии (выбираются из перечня планируемых результатов ФГОС НОО, на формирование Показатели Диагностические средства, инструментарий (могут совпадать с общешкольными диагно- Год реализации программы (если программа на несколь-ко лет обучения) Сроки проведения (могут совпадать с общешкольными диагностическими мероприятиями
Научно-методическое и организационное обеспечение введения и реализации 0ТОС
ЧИППКРО
которых данная программа может оказать воздействие) стическими мероприятиями по определению достижения результатов освоения основной образовательной программы) по определению достижения результатов освоения основной образовательной программы)
Личностные
Источники контрольно-измерительных материалов (список литературы, содержащей контрольно-измерительные материалы) возможно также оформить в виде произвольной таблицы, удобной для составителя программы.
Структура методического обеспечения курса (УМК) может предполагать совокупность дидактических единиц, отражающих логически законченный объем образовательного материала и дополненных рекомендациями по эффективному внедрению курса.
В самом общем виде комплексное учебно-методическое (методическое) обеспечение может быть представлено тремя компонентами:
1) информационное обеспечение: учебники (если таковые будут в дальнейшем разработаны), учебные пособия, учебно-методические (методические) рекомендации к курсу, рабочие тетради, справочники, словари, кино и видео фрагменты;
2) алгоритмы деятельности: инструкционные карты, лабораторно практические задания, задачники, демонстрационные и раздаточные материалы;
3) контрольно-измерительные материалы: сборники контрольных заданий, методики контроля, тестовые задания, анкеты и др.
Помимо этого необходимо описать техническое оснащение, требующееся для реализации программы курса внеурочной деятельности. Оформление учебно-методического и материально-технического обеспечения программы внеурочной деятельности возможно в виде произвольной таблицы.
Список литературы включает перечень публикаций и электронных источников, в которых содержится важная, полезная и интересная информация как для педагога, организующего внеурочную деятельность учащихся, так и для
детей и их родителей, участвующих в реализации избранного курса.
В качестве дополнения уместным считаем напомнить, что направления и содержание внеурочной деятельности определяются конкретным образовательным учреждением и утверждаются в плане внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования.
Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности исходя из запросов участников образовательного процесса, но в соответствии с ФГОС НОО.
Кроме того, разрабатывая программу, педагог обязан помнить, что программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН.
Результаты проведенного исследования и разработанная на их основе структура курса внеурочной деятельности позволяют нам гово -рить о том, что данная программа, с одной стороны, это нормативный документ образовательного учреждения, который должен иметь определенную структуру, а с другой — это результат творческого подхода педагога к реализации ФГОС НОО в рамках воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Литература
1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
2. Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования [Текст] / П.В.Степанов, И.В.
Выпуску 3(8) • 2011 Новой Школе — Новые Стандарты
Степанова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. - 96 с.
3. Тетерский, С.В. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие [Текст]: практическое пособие / С. В. Тетерский, И.И. Фришман. - М.: АРКТИ, 2007. - 100 с.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвеще-
ние, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
5. Чипышева, Л.Н. Феномен понятия «контроль и «оцека» в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] / Л.Н. Чипышева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск, ООО «Пронто», 2009. - № 2 -С. 110-114.