ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
izvestia
penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta
imeni V. G. BELINSKoGo
public sciences
№ 24 2011
УДК 336.71(075.8)
ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CASE-ТЕХНОЛОГИИ
© В. П. ЛИНЬКОВА, А. В. ЛИНЬКОВА, И. В. КЛИКУНОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра вычислительных систем и моделирования e-mail: [email protected]
Линькова В. П., Линькова А. В., Кликунова И. В. - Описание процесса оценки кредитоспособности юридических лиц коммерческим банком с использованием CASE-технологии // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.
2011. № 24. С. 340-346. - Рассмотрен вопрос, посвященный процессу оценки кредитоспособности юридических лиц в коммерческом банке. Показано, каким образом осуществляется моделирование бизнес-процесса с помощью IDEFO-модели. Сделан вывод о том, что разработанная IDEFO-модель позволяет документировать важные аспекты любых бизнес-процессов.
Ключевые слова: кредитование, коммерческий банк, IDEFO-модель.
Linkova V. P., Linkova A. V., Klikunova I. V. - Description of the credit ratings of organizations in a commercial bank using CASE technology // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 340-346. -
The article considers the question of the process of evaluating the creditworthiness of legal entities with a commercial bank. The 1DEF0 model describes these business process. In conclusion the article says that the 1DEF0 method facilitates the modeling of the business as a complex system so it can be understood and improved.
Keywords: to obtain loans, commercial bank, IDEF0 - model.
Процесс кредитования юридических лиц ком-мерческогобанкавстатьерассматриваетсянапримере ВТБ24 (ЗАО).
Для того, чтобы разработать функциональную модель кредитования клиента-заемщика необходимо описатьработукредитногоотделабанка.деятельность кредитного отдела рассматривается с точки зрения сотрудника кредитного отдела.
Работа сотрудника кредитного отдела заключается в том, что кредитные консультанты помогают клиентам определиться с программой кредитования, подобрать ее оптимальный вариант, правильно заполнить необходимые документы. Кредитный инспектор проверяет предоставленный заемщиком пакет документов, рассчитывает сумму и срок ссуды, определяет необходимость обеспечения и удостоверяется в наличии подтверждающих его документов.
рассмотрение кредитной заявки начинается с оформлениякредитногоделазаемщика,котороезатем передаетсявслужбубезопасности.Вэтомотделедоку-ментыи данные, предоставленные клиентом, проходят тщательную проверку на подлинность и соответствие действительности. После полного оформления досье клиента передается на проверку начальнику кредитного отдела, а далее секретарю кредитного комитета для включения его в реестр дел на рассмотрение. После принятия кредитным комитетом положительного
решения инспектор извещает об этом заемщика, назначает ему дату выдачи ссуды и приступает к подго-товкенеобходимыхдокументов(кредитногодоговора, договора залога или поручительства и прочих).
Процесс анализа кредита заключается в определении цели финансирования, источника погашения кредита, оценки рисков, присущих данной организации, которые могут затруднить процесс погашения кредита. После анализа цели кредита и качественных рисков переходят к анализу количественных рисков или к анализу финансовой отчетности. Желательно провести анализ денежных потоков и возможностей роста организации в будущем.
В день выдачи кредита происходит подписание договора.После выдачикредита кредитныйинспектор передает сведения о заемщике в бюро кредитных историй и осуществляется последующий мониторинг. Он представляетсобойсистематическийсбориобработку информации с целью контроля за своевременным исполнением обязательств по предоставленному кредиту, состояниембизнесаклиента, состоянием залогового обеспечения.
Мониторинг подразделяется на:
• Текущий мониторинг (состоящий из мониторинга платежей и мониторинга других обязательств по сделке);
• Мониторингфинансовогосостояниязаемщика;
• Мониторинг залога.
Кредитный процесс завершается погашением и закрытием кредита [1].
Одним из самых важных этапов в процессе кредитования юридического лица является оценка его кредитоспособности и платежеспособности. От правильной оценки часто зависит жизнеспособность банка. Неправильная оценка может привести к не возврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и в конечном счете привести к банкротству кредитной организации. Поэтому уделяется огромноезначениеразработкесовременнойметодоло-гической базы оценки кредитоспособности, тестированию квалификации кредитных работников, а также совершенствованию системы контроля и оценки кредитных рисков.
Методика оценки кредитоспособности заемщика, применяющаяся в ВТБ24 (ЗАО), предполагает проверку и анализ данных на основе полученной бухгалтерской отчетности организации, пакета документов предоставленных для получения кредита, а также на основе субъективных данных, которыми уже располагает банк.
Основной целью анализа документов заемщика на получение кредита является определение его способности и готовности вернуть испрашиваемую ссуду в установленный срок и в полном объеме.
Чтобы провести анализ данных о заемщике он предоставляет банку следующие документы:
1. Юридические документы:
а) регистрационные документы: устав организации; учредительный договор; решение (свидетельство) о регистрации (нотариально заверенные копии);
б) карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариально (первый экземпляр);
в) документ о назначении на должность лица, имеющего право действовать от имени организации при ведении переговоров и подписании договоров, или соответствующаядоверенность(нотариальнозаверен-ная копия);
г) справка о паспортных данных, прописке и местожительстве руководителя и главного бухгалтера организации-заемщика.
2. Бухгалтерскую отчетность в полном объеме, заверенную налоговой инспекцией, по состоянию на три последние отчетные даты, с расшифровками следующих статей баланса ( на последнюю отчетную дату):основныесредства,производственныезапасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и затраты, дебиторы и кредиторы (по наиболее крупным суммам);
3. Копии выписок из расчетного и валютных счетов трех последних месяцев и по крупнейшим поступлениям в течение указанных месяцев.
4. Справка о полученных кредитах с приложением копий кредитных договоров по состоянию на дату поступления запроса на кредит.
5. Письмо - ходатайство о предоставлении кредита (на бланке организации с исходящим номером)
с краткой информацией об организации и ее деятельности, основных партнерах и перспективах развития.
регистрационные документы подтверждают состоятельность заемщика как юридического лица. Принципиальным моментом является определение прав лица, ведущего переговоры и подписывающего кредитный договор с банком, на совершение действий от имени организации. Эти права устанавливаются на основании соответствующего положения устава заемщика и документа о назначении на должность согласно процедуре, изложенной в уставе.
Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализироватьфинансовоесостояниезаемщикана конкретную дату.
для проведения анализа финансового состояния организации используются данные следующих форм финансовой отчетности: «Бухгалтерский баланс» (форма № 1) и «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
Важнейшей информационной базой анализа является бухгалтерский баланс. При работе с активом баланса необходимо обратить внимание на то, что: вслучаеоформлениязалогаосновныхсредств(здания, оборудование идр.), производственныхзапасов, готовой продукции, товаров, прочихзапасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей. Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату.
При анализе дебиторской задолженности обращается внимание на сроки ее погашения, поскольку поступление долгов может стать для заемщика одним из источников возврата испрашиваемого кредита.
При рассмотрении пассивной части баланса особое внимание уделяется изучению разделов, где отражаются кредиты и прочие заемные средства: необходимо потребовать кредитные договора по тем ссудам, задолженность по которым отражена в балансе и не погашена на дату запроса о кредите, и убедиться, что онанеявляетсяпросроченной. Наличиепросроченной задолженности по кредитам других банков является негативным фактором и свидетельствует о явных просчетах и срывах в деятельности заемщика, которые, возможно, планируется временно компенсировать при помощи кредита. Если задолженность не является просроченной, необходимо по возможности обеспечить, чтобы срок погашения кредита наступал раньше погашения других кредитов. Кроме того, необходимо проконтролировать, чтобы предлагаемый в качестве обеспечения залог по испрашиваемому кредиту не заложен другому банку.
При оценке состояния кредиторской задолженности необходимо убедиться, что заемщик в состоянии вовремя расплатиться с теми, чьими средствами в том или ином виде пользуется: в виде товаров или услуг, авансов и т. д. в данном разделе отражаются также средства, полученные заемщиком от партнеров по договорам займов. Эти договора должны быть рас-
смотреныаналогичнокредитным договорамзаемщика с банками.
В случае, если дата поступления запроса на кредит не совпадает с датой составления финансовой отчетности, фактическая задолженность заемщика по банковским кредитам, как правило, отличается от отраженной в последнем балансе. Для точного определения задолженности требуется справка обо всех непогашенных на момент запроса банковских кредитах с приложением копии кредитных договоров.
Анализ обобщающих показателей позволяет выявить как положительные, так и существенные негативные тенденции в деятельности организации, составить общее представление об экономической ситуации.
Важным фактором является имеющийся опыт кредитованияданногозаемщикабанком,наосновании которого возможно судить о перспективах погашения запрашиваемого в настоящий момент кредита. В том случае, если запрашиваемый кредит является очередным в ряде предыдущих, своевременно погашенных кредитов, то при приеме заявки от данного заемщика он может не представлять в банк свои юридические документы, но с обязательным уведомлением банка о всех внесенных в них изменениях. Оценка финансового состояния заемщика производится с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения.
С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой политики организации.
К основнымобобщающим показателям деятельности клиента банка относятся: балансовая прибыль; прибыль от реализации; выручка от реализации; рен-табельностьпродукции;среднесписочнаячисленность работников организации; среднегодовая производительность труда одного работника; среднегодовая стоимость активов; рентабельность организации; де-биторскаязадолженность ,втомчислеипросроченная; кредиторская задолженность, в том числе и просроченная; долгосрочные и краткосрочные кредиты банка, в том числе не погашенные в срок, экономические санкции по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
Оценка кредитоспособности заемщика выполняется в три этапа.
На первом этапе выполняется расчет основных (объективных) показателей, которые характеризуют финансовоесостояниезаемщика.Осуществляетсявы-числение основных (объективных) показателей, которые характеризуют финансовое состояние заемщика и оценка с точки зрения его платёжеспособности, финансовой устойчивости, и рентабельности, так же в этом разделе оценивается обеспечение кредита. Оценивая показатели платежеспособности, выявляется, на что может рассчитывать банк в случае непогаше-ния клиентом долгового обязательства и определение того, достаточно ли оборотных активов для покрытия
текущих обязательств. Финансовая устойчивость характеризует степень риска, связанного со способом формирования структуры собственных и заемных средств, которые используются организацией для финансирования активов. Они дают возможность измерить степень устойчивости организации в финансовом отношении, еговозможностипродолжатьбесперебой-но работать.
С помощью показателей платежеспособности показывается, на что может рассчитывать банк в случае непогашения клиентом долгового обязательства и определяется, достаточно ли оборотных активов для покрытиятекущихобязательств.Платежеспособность заемщика определяется по следующим показателям:
• коэффициентубыстройликвидности, который характеризуетнасколькообъемтекущихобязательств по кредитам и расчетам может быть погашен за счет высоколиквидных активов. Коэффициент определяется как отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам.
• коэффициенту текущей ликвидности, харак-теризующеговозможностьпогашениякраткосрочных обязательств в установленные сроки. Этот коэффициент используется для оценки рискованности предоставления кредита на основе данных баланса. Он сравнивает текущие активы фирмы с ее краткосрочными обязательствами и показывает, насколько кредитор застрахован от потерь вследствие невыполнения кредитного соглашения. Рассчитывается как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам.
• коэффициенту общей ликвидности, характе-ризующегото,насколько объемкраткосрочныхобяза-тельств может быть погашен за счет всех ликвидных активов. Рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам.
Финансовая устойчивость характеризует степень риска, связанного со способом формирования структуры собственных и заемных средств, которые используются организацией для финансирования активов. Они дают возможность измерить степень устойчивости организации в финансовом отношении, его возможности дальнейшей бесперебойной работы.
Финансовая устойчивость организации оценивается рядом относительных коэффициентов:
• коэффициентомманевренностисобственных средств, который характеризует степень мобильности использования собственных средств, показы-вающего,какаячасть собственных средствзаемщика находится в мобильной форме и разрешает свободно маневрировать этими средствами. Рассчитывается как отношение разницы между собственными средствами и вне-оборотными активами к собственным средствам.
• коэффициентом финансовой независимости, который характеризует размер привлеченных средств на 1 рубль собственных средств организации. Рассчитывается как отношение привлеченных средств (долгосрочная и краткосрочная кредиторская задолженность) к собственным средствам заемщика.
Рентабельность организации характеризует результативность ее хозяйственной деятельности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет хозяйствующий субъект с каждого рубля средств, вложенных в активы. Этот коэффициент - один из наиболее содержательных с точки зрения анализа. Рентабельность активов отражает, насколько удачно заемщик размещает свои средства. Этот показатель выражает отдачу, которая приходится на единицу активов заемщика. Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
Залоговое обеспечение кредита должно быть не меньше суммы предмета кредитного договора (сумма кредита и проценты за пользование им). Залоговое имущество включает в себя недвижимость (торговое здание) и товар в обороте, рассчитанный по залоговой стоимости,в суммепревышающеепредметкредитного договора.
На втором этапе определяются дополнительные (субъективные) показатели, которые определяют рыночную позицию заемщика, характеризуют его отношения с банком ранее, дают возможность реально оценить возможности заемщика. Выделены следующие субъективные показатели, которые окажут влияниена решение о выдаче кредита:
1. Срок деятельности организации (не менее 6 месяцев);
2. Отсутствие (наличие) просроченной задолженности по обязательствам, связанным с уплатой основного долга, процентов по нему, комиссий и прочих обязательств перед банком или другими лицами по привлеченным кредитам и займам, полученным гарантиям/контргарантиям, открытым аккредитивам или выданным поручительствам;
3. Анализ кредитной истории. Возвращение (полностью или частично, своевременно или нет) взятых ранее кредитов;
4. Данные о деловой репутации организации и ее руководителе;
5. Зависимость (независимость) работы организации от сезонных продаж;
6. Наличие(отсутствие) узаемщика постоянных партнеров в бизнесе.
На третьем этапе проводится анализ кредитоспособности заёмщика. На данном этапе осуществляется анализ основных и дополнительных показателей и принимается решение о целесообразности в выдаче кредита или отказе в нем.
Для того чтобы автоматизировать процесс оценки кредитоспособности юридических лиц в банке необходимо построить модель, которая была бы адекватна рассматриваемой предметной области. Построение функциональной модели по данной предметной области позволит детально изучить процесс оценки кредитоспособности клиента в банке и выработать меры для повышения эффективности процесса и его автоматизации.
Одним из языков моделирования бизнес-процессов является IDEF0-технология. Результатом применения IDEF0-технологии к некоторой системе
является модель этой системы, состоящая из иерархически упорядоченного набора диаграмм, текста документации и словарей, связанных друг с другом с помо-щьюперекрестныхссылок.Диаграммы IDEF0состоят из двух наиболее важных компонент: бизнес-функций или работ (представленные на диаграммах в виде прямоугольников) и данных (изображаемые в виде стрелок), связывающие между собой работы [2, 3].
CASE-средство AllFusion Process Modeler 7 поддерживает создание IDEF0-модели.
Построенная IDEF0-модель состоит из контекстной диаграммы «Кредитование клиента в коммерческом банке» (А-0) (рис.1).
Затем осуществляется декомпозиция функции (рис.2). В свою очередь функции, расположенные на диаграмме декомпозиции также декомпозируются.
Диаграммадекомпозициифункции«Кредитова-ние клиента в коммерческом банке» состоит из следующих функций: «Прием и оформление кредитной заявки», «Рассмотрение заявления и принятие решения по нему», «Подписание кредитного договора и выдача кредита», « Контроль за погашением кредита и уплаты процентов», «Погашение и закрытие кредита» (рис.2).
На данной диаграмме отображен процесс прохождения кредитной документации клиента от входных документов клиента- заемщика (кредитная заявка, финансовый отчет, бизнес- план, договор о залоге) до получения конечного результата (информации об отказе предоставления кредита, график погашения кредита, получение суммы кредита, справка о погашении кредита).
Одним из этапов в процессе кредитования является рассмотрение заявки и принятие решение по нему. На этом этапе осуществляется выполнение следующих функций: «Подготовка и оформление кредитного дела», «Осуществление запроса в бюро кредитных историй», «Проверка службой безопасности кредитного дела клиента», «Включение кредитного дела в реестр дел на рассмотрение», «Принятие решения о предоставлении(отказе)кредитаиизвещениеклиента о решении банка» (рис.3).
Процессоценки кредитоспособностии платеже -способности клиента осуществляется на стадии подготовки и оформления кредитного дела.
Функция «Подготовка и оформление кредитного дела», состоит из следующих этапов: «Оценка кредитоспособности клиента», «Расчет суммы и сро-кассуды»,«Проверкаподтверждающихдокументов», «Оформление кредитного дела» (рис.4).
Функция «Оценка кредитоспособности клиента», состоит из следующих этапов: «Расчет основных (объективных) показателей», «Расчет дополнительных (субъективных) показателей», «Анализ кредитоспособности клиента» (рис.5).
На рис. 6-7 приведены диаграммы дерева узлов функций «Расчет основных (объективных) показателей» и «Расчет дополнительных (субъективных) по-казателей».Данныедиаграммыпоказываютиерархию функций в модели.
AllFusion Process Modeler 7 повышает бизнес-эффективность ИТ-решений, позволяя аналитикам и
Рис. 1. Контекстная диаграмма «Кредитование клиента в коммерческом банке» (А-0)
тччтчети .п'тлачгтг
.■г-пти.ч'ч
Уимпт .111' I
Рис. 2. Диаграмма декомпозиции функции «Кредитование клиента в коммерческом банке» (А0)
Рис. 3. Диаграмма декомпозиции функции «Рассмотрение заявления и принятие решения по нему» (А2)
а."."
Т I_____I____
"*14".'
1И£ЮОО№ЙХЕП
ГПЧ»П
_л_
(.зі. ;і;.іпн |:иииль:
т т
Р*>Г Г%!: 'Л Л I “ Ч^.' 14
І-я;и-:лтхгич^-5і
и .1— .г
~і--------------Г-
І_Іі>:сср:«.:втЕ;
ьліїким
, -i.4ii.Lt Г1'?
и^ділкі
ІГ*, II 4 I 1 .ли
Iі гу: V г- ттгтч И
1-4? ЛЗГОС-ЛХЭ
. і-і 11 11:^ т-1 : : 1ч. і 1-НІ.- —|-
Рис. 4. Диаграмма декомпозиции функции «Подготовка и оформление кредитного дела» (А21)
Рис.5. Диаграмма декомпозиции функции «Оценка кредитоспособности клиента» (А211)
□ Аеедиї
И0£ффщїе:-:тз
Еынрей лиешш» пи
□ Аеедкз-И05ффіще:-:гз НК5РИ&
ЛИЕШШ» пи
□ АяадіЕ :-;о5 ф: дшвнта : ощ=й лпыидно пн
° А>:аог:. ° Анализ-
Еііффзіщсїша рентабельно пн
ьіангкирозаі-інекк азливсв
ССбСТЕ ВДХЬЕ 2р*ДС73 а А>;&"ЗГ:
“ А>:аот:. решай альнв пи
Еиффпщсеша прсдах
финїшс:мй нєізб::снмо пи
Рис.6. Диаграмма дерева узлов функции «Расчет основных (объективных) показателей»
Рис.7. Диаграмма дерева узлов функции «Расчет дополнительных (субъективных) показателей»
проектировщикам моделей соотносить корпоративные инициативы и задачи с бизнес-требованиями и процессами информационной архитектуры и проектирования приложений. Данный программный продукт помогает четко документировать важные аспекты лю-быхбизнес-процессов:действия,которыенеобходимо предпринять, способы их осуществления и контроля, требующиесядля этого ресурсы,а такжевизуализиро-вать получаемые от этих действий результаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жуков Е.Ф., Эрнашвили Н.Д. Банковское дело: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 575 с.
2. ЧеремныхС.В.,СеменовИ.О.,РучкинВ.С.Структур-ный анализ систем: IDEF-технологии. М.: Финансы и статистика, 2003. 208 с.
3. ГринбергА.С., Король И.А. Информационныйменед-жмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.