Научная статья на тему 'Информационно-аналитическое обеспечение оценки кредитоспособности организаций малого бизнеса'

Информационно-аналитическое обеспечение оценки кредитоспособности организаций малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
600
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кемаева С. А., Козлова Е. Е., Ионова Е. С.

В статье представлены теоретические и практические аспекты взаимодействия субъектов малого бизнеса с банковской системой, проблемы оценки реальной кредитоспособности малого бизнеса, а также проблемы достоверности и полноты информационно-аналитического обеспечения для оценки кредитоспособности малых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическое обеспечение оценки кредитоспособности организаций малого бизнеса»

7(358) - 2014

Анализ финансовой отчетности finutysis offfinanciaCstatements

УДК 338.1

информационно-аналитическое обеспечение

оценки кредитоспособности организаций

малого бизнеса*

information and analytical provision of the assessment of the creditworthiness

of small businesses*

Светлана Анатольевна КЕМАЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет E-mail: [email protected] Екатерина Евгеньевна КОЗЛОВА, ассистент кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет E-mail: [email protected] Елена Сергеевна ИОНОВА, аспирантка кафедры финансов и бухгалтерского учета, Нижегородский

государственный университет им. Н. И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет E-mail: [email protected]

Svetlana A. KEMAEVA,

PhD of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Economical Analysis and Audit, Lobachevsky State University

of Nizhniy Novgorod E-mail: [email protected] Ekaterina E. KOZLOVA, Assistant of the Department of Accounting, Economical Analysis and Audit, Lobachevsky State University

of Nizhni Novgorod E-mail: [email protected] Elena S. IONOVA, Graduate Student of the Department of Finance and Accounting, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod E-mail: [email protected]

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.

* Article is provided by Information center of «FINANCE and CREDIT» Publishing house at the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod.

В статье представлены теоретические и практические аспекты взаимодействия субъектов малого бизнеса с банковской системой, проблемы оценки реальной кредитоспособности малого бизнеса, а также проблемы достоверности и полноты информационно-аналитического обеспечения для оценки кредитоспособности малых компаний.

Ключевые слова: оценка кредитоспособности, малый бизнес, информационно-аналитическое обеспечение.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности субъекты малого бизнеса имеют возможность привлекать кредитные ресурсы, но только после предварительной оценки и анализа их кредитоспособности со стороны соответствующего банка. Малый бизнес в настоящее время при получении кредитных продуктов находится в более трудном положении, чем крупные организации. Это связано с ограниченностью финансовых и человеческих ресурсов, ощутимой налоговой нагрузкой, сложностями в обеспечении залога и гарантий, высокими процентными ставками и иными обстоятельствами.

Еще в 2003 г. Ассоциация российских банков обратилась в Банк России с предложением об установлении особых условий для банков, кредитующих предприятия малого бизнеса, в том числе о применении льготного режима регулирования, создании обязательных резервов и резервов на возможные потери по ссудам. Банк России не отрицал необходимости упрощения процесса кредитования в этой области, тем не менее расценил подобные меры как создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства РФ (письмо Банка России от 23.01.2003 № 04-15-5/257 «О рассмотрении предложений по вопросам кредитования малого бизнеса»). Поэтому оказание поддержки субъектам малого бизнеса в получении кредита законодательно возложено

Theoretical and practical aspects of interaction of subjects of small business are presented in article with a banking system in the conditions of modern Russian economy, a problem of an assessment of real solvency of small business, and also a problem of reliability and completeness of information and analytical providing for an assessment of solvency of the small companies.

Keywords: solvency, small business, solvency, information and analytical providing, solvency assessment.

только на региональные и местные органы власти. Банки же могут предоставлять кредиты на особых условиях по своей инициативе, не рассчитывая на гарантированную компенсацию рисков со стороны государства.

Статистика Банка России по объему кредитов, выданных 30 крупнейшими банками субъектам малого и среднего бизнеса, ведется с апреля 2009 г. [6]. По статистическим данным (табл. 1), динамика объемов кредитования малого и среднего предпринимательства показывает постепенный рост [1].

В целом объемы кредитования малого и среднего бизнеса выросли за анализируемый период почти в 2,5 раза. При этом потребность малого и среднего секторов экономики в заемных средствах удовлетворяется не более чем на 15-17 % [6].

Безусловно, банковские кредиты позволяют организациям малого бизнеса за счет дополнительных средств расширить производственную или иную коммерческую деятельность, увеличить свои материальные и денежные ресурсы, ускорить достижение различных предпринимательских целей.

Несмотря на постепенное увеличение объемов кредитования, многие представители малого бизнеса испытывают существенные затруднения в получении кредитов. На ситуацию влияют некоторые особенности действующего банковского законодательства: отсутствие отдельной методики оценки рисков, учитывающей специфику малого и среднего секторов экономики; неразвитое законодательство о

Таблица 1

Объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в 2010-2013 гг. (по состоянию на 1 января), тыс. руб.

Показатель 2010 2011 2012 2013

Кредитование в российской валюте 2 838 307 4 450 288 5 854 364 6 766 861

В том числе индивидуальных предпринимателей 207 795 410 452 552 507 650 885

Кредитование в иностранной валюте и драгоценных металлах (рублевый эквивалент) 176 265 254 427 201 380 175 664

В том числе индивидуальных предпринимателей 2 568 2 510 3 548 2 687

Всего... 3 014 572 4 704 715 6 055 744 6 942 525

секьюритизации кредитов (в том числе предоставляемых субъектам малого бизнеса) и ужесточение требований к оценке их кредитоспособности [6].

Опубликованные данные Федеральной службы государственной статистики подтверждают наличие высоких административных и финансовых барьеров, возникающих при взаимодействии субъектов малого предпринимательства с банковским сектором. Анализ данных, представленных в табл. 2, свидетельствует о росте задолженности организаций-заемщиков и несопоставимо низком уровне рентабельности организаций малого бизнеса по сравнению с величиной процентных ставок по банковским кредитам, которые в настоящее время оцениваются в 11,75-26 % годовых.

По данным Росстата, в 2011 г. 29 % субъектов малого бизнеса не имели возможности расширять свою инвестиционную деятельность путем привлечения банковских кредитов по причине высоких процентных ставок. Вместе с тем привлечение и использование кредитов является характерной чертой рыночных экономических отношений. В общем смысле понятие кредита связано с получением денежных или иных средств в долг на ограниченный срок и на определенных условиях. Общеизвестны основные принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, обеспеченность, возможное целевое использование полученных средств.

Положением Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» устанавливается порядок классификации кредитов по категории качества с учетом финансового состояния заемщика и качества обслуживания им долга, формирования резервов, в том числе на возможные потери по ссудам, а также решения других вопросов кредитной политики [4]. Решение о предоставлении кредита юридическим лицам принимается, как правило, на основании

Основные показатели деятельности су

за 2009

оценки по двум критериям: кредитоспособности и соотношению суммы кредита с доходами заемщика. Первый критерий оценивает общую кредитоспособность заемщика и гарантии кредитоспособности в будущем (оценка волатильности доходов будущего заемщика). Второй критерий оценивает разумность желаемой суммы кредита (соотношение желаемой суммы кредита с собственным капиталом). Решение принимает кредитный комитет банка и ссылается именно на эти критерии. Значимую роль при принятии решения о выдаче кредита играет кредитный эксперт, который делает заключение на основании собственной оценки кредитоспособности заемщика и будущих поступлений. Таким образом, методика оценки кредитоспособности заемщика является прерогативой соответствующей кредитной организации.

Важным фактором, который должен входить в понятие кредитоспособности, можно назвать прогнозную, перспективную платежеспособность заемщика. Именно принцип срочности, по мнению авторов, придает понятию кредитоспособности временную прогнозную характеристику. Платежеспособность в свою очередь связана с возможностью организации рассчитываться по всем видам текущих обязательств в отчетном периоде, которые погашаются, как правило, за счет выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг. Поэтому формула расчета текущей платежеспособности связана именно с этими отчетными показателями [3].

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В редакциях 1998

Таблица 2

бъектов малого предпринимательства

2011 гг.

Показатель 2009 2010 2011

Число предприятий (на конец года) 1 578 769 1 644 269 1 836 433

Средняя численность работников, тыс. чел. 11 281,7 11 149,0 11 480,5

Оборот предприятий, млрд руб. 16 443,5 18 301,3 22 613,1

Задолженность по полученным кредитам банков и займам, млрд руб. 4 833,4 5 396,5 4 883,2

Рентабельность проданных товаров, работ, услуг, % 3,6 3,4 3,7

Рентабельность активов предприятий, % 2,3 1,8 1,5

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

и 2002 гг. данный Федеральный закон изменил критерий несостоятельности «неоплатность» (1992 г.) на «платежеспособность». Тем не менее после установления платежеспособности критерием несостоятельности многие теоретики и практики продолжают отождествлять оплатность (критерии оценки - коэффициент текущей ликвидности и доля собственных оборотных средств) с платежеспособностью (критерий оценки - коэффициент текущей платежеспособности) [3].

На практике кредитоспособность - это способность заемщика рассчитываться по кредитным обязательствам, соблюдая условия заключенного договора и график погашения платежей по основному долгу и соответствующим процентам. Так или иначе, но упомянутые платежи являются будущими расходами предприятия, и оценить возможность их поступления в кредитную организацию по данным ретроспективной бухгалтерской (финансовой) отчетности затруднительно. Следовательно, оценка финансовой деятельности заемщика должна носить прогнозный характер и охватывать предполагаемый период (срок) пользования кредитом, а предоставляемая потенциальным заемщиком информация должна отвечать требованиям достоверности, доступности и актуальности.

Банки при оценке прогнозной кредитоспособности в большинстве случаев используют средние значения за анализируемый период (чаще за год), при этом руководствуются принципом минимизации будущего дохода и максимизации расходов. Целесообразно, по мнению банка, составлять два прогноза: пессимистический и оптимистический. Это позволяет отразить риски сезонности и предложить заемщику индивидуальный график погашения кредита. Гибкость условий погашения кредита является предпосылкой успешного ведения дел с ненадежными клиентами или клиентами высокого риска.

В целом стратегия банка в области кредитования реализуется через положения кредитной политики. Особенность формирования и использования базы данных заемщика для анализа кредитоспособности, как и порядок (методику) оценки кредитоспособности клиентов, каждый банк определяет по-своему. При этом основным источником информации для анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности малых предприятий по-прежнему остается бухгалтерская (финансовая) отчетность (табл. 3).

Можно констатировать, что за последние годы в РФ произошли значительные изменения структуры и содержания форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Они связаны с изменением статей бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отдельных пояснений к ним. Одним из таких нововведений является изменение форм бухгалтерской отчетности для субъектов малого бизнеса [5]. Поскольку в бухгалтерскую (финансовую) отчетность субъекты малого предпринимательства могут включать только две основные формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах), то для анализа денежных потоков информации, содержащейся в этих формах, явно недостаточно. Именно анализ отчета о движении денежных средств содержит показатели о поступлениях и платежах организации за отчетный период и позволяет банку ответить на вопрос о достаточности денежных средств, спрогнозировать их соотношение на период кредитования.

Общий порядок формирования упрощенных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренных законодательством РФ для малых предприятий, по данным бухгалтерского учета и их информативность для различных групп заинтересованных пользователей, были рассмотрены ранее в сравнении с общепринятыми формами [2].

Зачастую в информации, предоставляемой заемщиком, можно заметить недостаточность (а иногда и недостоверность) показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности; отсутствие сведений о средних показателях по видам экономической деятельности и положении предприятия в данном секторе экономики; отсутствие информации о достоверной налоговой нагрузке, реальной ликвидности имущества организации-заемщика и др. Кроме того, в новой редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отменено требование обязательного составления и представления квартальной бухгалтерской отчетности организаций, что также может негативно сказаться на уровне достоверности отчетных показателей.

Процедура выдачи кредита включает несколько этапов.

Первый этап. Оформление документов (заявки) на получение кредита. При рассмотрении кредитной заявки проверяются:

- фактическое наличие организации по указанному юридическому адресу;

Таблица 3

Аналитические возможности форм бухгалтерской и статистической отчетности субъектов малого предпринимательства

Форма отчетности Аналитические процедуры

Бухгалтерский баланс Анализ структуры и динамики имущества, капитала и обязательств. Анализ ликвидности активов баланса. Расчет и оценка коэффициентов платежеспособности (совместно с отчетом о финансовых результатах). Анализ непрерывности деятельности и потенциального банкротства. Расчет и оценка коэффициентов финансовой устойчивости. Классификация финансового состояния организации по сводным критериям оценки бухгалтерской отчетности. Общая оценка деловой активности организации

Отчет о финансовых результатах Анализ уровня и динамики финансовых результатов. Анализ доходов и расходов организации. Анализ безубыточности. Факторный анализ прибыли. Анализ показателей рентабельности

Отчет об изменения капитала Анализ структуры и динамики собственного капитала. Анализ величины чистых активов

Отчет о движении денежных средств Анализ движения денежных средств прямым и косвенным методом. Расчет и анализ коэффициентов эффективности денежных потоков

Пояснения к бухгалтерскому балансу Анализ наличия и движения основных средств, их состояния и эффективности использования. Анализ наличия и движения нематериальных активов. Анализ движения заемных средств. Анализ состава, движения, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. Анализ информации о рисках организации

Форма федерального статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организации. Анализ инвестиционной активности в основной капитал. Анализ доходов и расходов от основной деятельности

- рыночная оценка залогового имущества;

- действующие контракты, необходимые для оценки текущей деятельности;

- обороты по расчетному счету предприятия и наличие счетов в других банках;

- формы и сроки расчетов с поставщиками и покупателями, включая справку о текущих обязательствах установленной формы (рис. 1);

- сведения о руководителе, учредителях (участниках, акционерах) заемщика и прочие сведения. Второй этап. Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита руководителем кредитного подразделения банка либо кредитным комитетом и заключение кредитного договора.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ч. II, гл. 42 «Заем и кредит») к кредитному договору предъявляются соответствующие требования по форме и содержанию, а также по отказу от предоставления кредита.

Третий этап. Предоставление кредита.

Четвертый этап. Текущий контроль за целевым использованием кредита, своевременностью платежей, осуществлением финансово-хозяйственной деятельности (кредитный мониторинг).

Пятый этап. Погашение кредита.

На втором и четвертом этапах у кредитной организации возникает необходимость в оценке финансового положения организации для достоверного определения уровня кредитоспособности. При этом определение кредитоспособности связано не только с ликвидностью активов, направленных на погашение обязательств, но и с рядом факторов, не зависящих от финансовых показателей деятельности малого предприятия.

К таким факторам можно отнести деловую репутацию заемщика, способность генерировать денежные средства для погашения своих обязательств, положительную кредитную историю, наличие

Справка об обязательствах

по состоянию на «_»_20 г.

Наименование Заемщика:_

__1. Кредиторская задолженность

Кредитор Сумма Дата возникновения Вид задолженности (авансы полученные, счета к оплате)

В случае наличия просроченной кредиторской задолженности укажите общую сумму и кредиторов. Просроченной кредиторской задолженности всего:_

_2. Задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами

Налог (сбор, взнос, госпошлина) Сумма Дата возникновения Характер задолженности (срочная, просроченная, реструктуризированная)

Наименование кредитора и реквизиты соглашения Сумма и валюта обязательства Дата выдачи Дата (график) погашения Остаток долга

4. Задолженность по выданным векселям

Дата выдачи Сумма и валюта Срок платежа Векселедержатель

5. Задолженность по забалансовым обязательствам (поручительствам, гарантиям)

Вид обязательства Наименование лица, за которого предоставлено поручительство (гарантия) Сумма обязательства Срок действия

Рис. 1. Форма справки об обязательствах (фрагмент)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечения кредита, качество управления, развитие рынков сбыта, общие позиции предприятия в конкурентной борьбе в его секторе или отрасли и другие качественные характеристики финансово-хозяйственной и управленческой деятельности. Перечень документов, необходимых для оформления кредита, может включать:

- кредитную заявку по форме, разработанной банком;

- анкету заемщика (может быть совмещена с кредитной заявкой);

- выписку об отсутствии обременения при залоге недвижимости;

- план доходов и расходов (рис. 2);

- прогноз движения денежных средств на период пользования кредитом (рис. 3) и др.

Кроме того, организация-заемщик должна подготовить (по требованию банка):

- учредительные документы (в том числе устав организации);

- протокол об избрании единоличного исполнительного органа, приказы о назначении лиц, указанных в банковской карточке, протокол о намерении получить кредит;

- копии лицензий на занятие отдельными видами деятельности;

- свидетельство о государственной регистрации (записи в ЕГРЮЛ);

- официальную бухгалтерскую отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств (по возможности);

_¡7

рис. 2. Форма плана доходов и расходов (фрагмент)

Фрагмент плана доходов и расходов

(на текущий финансовый год или на период пользования кредитом) Наименование Заемщика:_

20 г.

№ Наименование графы Период 1 месяцы)

1 Реализация продукции (товаров, работ, услуг)

2 В том числе НДС полученный

3 Чистый объем продаж (гр. 1 - гр. 2)

4 Расходы на сырье и материалы

5 Расходы на топливо

6 Расходы на энергию

7 Расходы на оплату труда

8 Начисления на зарплату, включаемые в себестоимость

9 Административные расходы

10 Коммерческие расходы

11 Прочие расходы

12 Операционные затраты

13 Налоги в себестоимости

14 Амортизация

15 Себестоимость

16 Прибыль от реализации

17 Прочие доходы

18 Прочие расходы

19 Налоги, не включенные в себестоимость и уменьшающие налогооблагаемую базу налога на прибыль

20 Прибыль до налогообложения

21 Налог на прибыль

22 Чистая прибыль

23 Использование прибыли

24 Нераспределенная прибыль текущего периода

25 Справочно: сумма процентов за кредит

- расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности с указанием дат возникновения и погашения за отчетный период;

- внутреннюю (управленческую) отчетность;

- прогнозные финансовые отчеты (по возможности);

- копии договоров поставки, купли-продажи, аренды, для финансирования которых могут привлекаться заемные средства;

- сведения о кредитах, полученных в других банках (с копиями кредитных договоров, графиков погашения, договоров залога или поручительства);

- справки о счетах, открытых в других банках, отсутствие (наличие) претензий по счетам;

- справки об отсутствии задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами;

- аудиторское заключение по итогам отчетных периодов, за которые представлена отчетность, если организация подлежит обязательному аудиту;

- перечень имущества, передаваемого в залог, с подтверждающими право собственности юридическими и первичными учетными документами и пр. Для получения дополнительных сведений о

заемщике кредитные организации разрабатывают

различные анкеты (рис.4).

Прогноз движения денежных средств на текущий финансовый год или на период пользования кредитом

(платежный календарь) Наименование Заемщика:_

Наименование графы 20_г. Период (число, месяц)

Остаток денежных средств на начало периода

№ ПРИХОД

1 Внесение денежных средств в оплату уставного капитала

2 Привлечение кредитов финансово-кредитных учреждений, займов (в том числе государственных), финансирование (в том числе государственное) и др. аналогичные поступления

2.1 В том числе запрашиваемая в Сбербанке России сумма кредита

3 Поступления денежных средств от реализации продукции и авансовые платежи

4 Поступления от продажи прочих активов

5 Прочие

ИТОГО ПРИХОД

РАСХОД

6 Оплата приобретения внеоборотных активов

6.1 Из них Основные средства

6.2 Нематериальные активы

6.3 Долгосрочные финансовые вложения

7 Выплаты по кредитам

7.1 Из них Проценты

В том числе по запрашиваемому в Сбербанке России кредиту

7.2 Основная сумма

В том числе по запрашиваемому в Сбербанке России кредиту

8 Денежные выплаты, относимые на себестоимость продукции, в том числе приобретение товарно-материальных запасов (с НДС)

9 НДС, уплаченный бюджету

10 Выплаты налогов в себестоимости и налогов, уплачиваемых из балансовой прибыли

11 Выплаты, включаемые в прочие расходы

12 Уплата налога на прибыль

13 Выплаты и отчисления из прибыли (штрафы, пени, выплаты через фонды и пр.)

14 Прочие

ИТОГО РАСХОД

Остаток денежных средств на конец периода

Рис. 3. Форма прогноза движения денежных средств (фрагмент)

1. Заемщик Наименование Организационно-правовая форма

2. Размер уставного капитала

3. Основные акционеры (учредители)

4. Участие в других организациях Наименование Вид деятельности Доля участия

5. Основные виды деятельности С указанием лицензий

6. Номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг) Указать объемы выпуска в натуральном выражении и в процентах

7. Система сбыта продукции (товаров) Доля в реализации

8. Основные поставщики (наименование) Условия оплаты (формы расчетов)

Предоплата Отсрочка платежа Иные формы расчетов (последующая оплата, зачет, др.)

9. Основные покупатели (наименование) Условия оплаты (формы расчетов)

Предоплата Отсрочка платежа Иные формы расчетов (последующая оплата, зачет, др.)

10. Среднесписочная численность работников

11. Предлагаемое обеспечение по кредиту

12. Основные реквизиты заемщика а) местонахождение; б) юридический адрес; в) фактический адрес; г) телефон (факс); д) банковские реквизиты; е) наличие счетов в других банках; ж) ИНН/ОКПО; з) данные о государственной регистрации, в том числе в инспекции ФНС России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рис. 4. Вариант анкеты заемщика - юридического лица (фрагмент)

Проведенный анализ показывает, что оценка кредитоспособности организаций малого бизнеса может включать в себя не только анализ всей представленной бухгалтерской отчетности, но и обработку дополнительной информации о клиенте. При формальном подходе к составлению официальной бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитному эксперту следует оценить целесообразность анализа показателей такой отчетности. Следовательно, руководителю и главному бухгалтеру малого предприятия, претендующего на получение кредита, важно владеть информацией о составе необходимого пакета документов, предоставляемого в кредитную организацию.

В последнее время для оценки кредитоспособности малых предприятий достаточно широко используются следующие подходы:

- проведение анализа финансового состояния заемщика на основании управленческого баланса (рис. 5), отчетов о финансовых результатах, движении денежных средств;

- сопоставление заемщика с другими аналогичными по виду деятельности организациями;

- анализ всех видов деятельности заемщика, в том числе маркетинговые исследования выпуска и продажи продукции (товаров, работ, услуг);

- анализ платежной дисциплины заемщика (работа с бюджетом, внебюджетными фондами, выплата сотрудникам заработной платы);

- оценка опыта сотрудничества банка с заемщиком;

- использование информации из открытых внешних источников (картотека арбитражных дел, информация из налоговых органов, информация специальных служб банка, Internet, информация независимых агентств и иных источников). Формирование форм внешней и внутренней

(управленческой) отчетности осуществляется, как правило, с использованием современных информационных технологий, без которых ведение отдельных участков бухгалтерского учета становится практически невозможным. Состав, содержание и качество информации, используемой для анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, определяют его результативность.

АКТИВ На конец отчетного периода

Всего текущие (оборотные) активы

Ликвидные оборотные активы

В том числе:

- денежные средства на банковских счетах

- краткосрочные финансовые вложения

Краткосрочная дебиторская задолженность

В том числе:

- покупатели и заказчики

- авансы выданные

- прочие дебиторы

Материально-производственные запасы

В том числе:

- сырье и материалы

- готовая продукция и товары

- прочие оборотные активы

Всего постоянные (внеоборотные) активы

В том числе:

- оборудование

- транспортные средства

- незавершенное строительство

- недвижимое имущество

- прочие внеоборотные активы

ВАЛЮТА БАЛАНСА

ПАССИВ

Всего текущая задолженность

В том числе:

- задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами

- задолженность перед персоналом

- аренда и коммунальные платежи

- прочая краткосрочная задолженность

Расчеты с контрагентами

В том числе:

- счета к оплате

- авансы полученные

Краткосрочные кредиты и займы

Долгосрочные обязательства

В том числе долгосрочные кредиты

Собственный капитал

ВАЛЮТА БАЛАНСА

_V

Рис. 5. Форма бухгалтерского баланса (фрагмент)

При вынесении решения о выдаче кредита малым предприятиям банки руководствуются множеством различных факторов, как правило, не разглашая причину отказа от перечисления кредитных средств. С точки зрения потенциального заемщика выходом из данной ситуации является предоставление досто-

верной аналитической информации о показателях финансово-хозяйственной деятельности, финансовых результатах, денежных потоках за соответствующий отчетный период, а также за прогнозный период кредитования, что важно для реальной оценки кредитоспособности организации.

Список литературы

1. Девятаева Н. В., Трифонова И. В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 317-320.

2. Кемаева С. А., Бондаренко В. В. Анализ упрощенных форм бухгалтерской отчетности малых предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 26.

3. Любушин Н. П. Экономический анализ: учебник. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 575 с.

List of references

1. Deviataeva N. V., Trifonova I. V. Century Problems of lending to small and medium-sized businesses in Russia [Problemy kreditovaniia malogo i srednego biznesa v Rossii], Molodoi uchenyi - Young scientist, 2013, no. 6, pp. 317-320.

2. Kemaeva S. A., Bondarenko V. V. Analysis of simplified forms of the accounting reporting of small enterprises [Analiz uproshchennykh form bukhgalter-skoi otchetnosti malykh predpriiatii], Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 26.

3. Liubushin N. P. Economic analysis [Ekonom-

4. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности: положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П.

5. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

6. Сложно ли малому и среднему бизнесу получить кредит в банке? // Гарант. URL: http://www. garant. ru/article/480455.

icheskii analiz]: textbook. Moscow: M.: IUNITI-DANA, 2010, 575 p.

4. About an order of formation by the credit organizations of reserves on possible losses according to loans, the debt loan and equated to it: position of Bank of Russia of 26.03.2004 no. 254-P.

5. About forms of accounting reports of the organizations: order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 02.07.2010 no. 66n.

6. Whether difficult to small and medium business to obtain the credit in bank? [Slozhno li malomu i srednemu biznesu poluchit' kredit v banke?], Garant, Available at: http://www. garant. ru/article/480455.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.