Научная статья на тему 'Описание модели развития политической культуры будущих офицеров на основе ресурсов внеучебной деятельности военного вуза'

Описание модели развития политической культуры будущих офицеров на основе ресурсов внеучебной деятельности военного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
37
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аксютина З. А., Гусев И. В.

В статье раскрываются аспекты разработки модели развития политической культуры будущих офицеров на основе ресурсов внеучебной деятельности военного вуза. Дан анализ представленной модели. Представлен ее компонентный состав. Приведены критерии и показатели оценки результативности реализации модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Описание модели развития политической культуры будущих офицеров на основе ресурсов внеучебной деятельности военного вуза»

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ВУЗА

© Аксютина З.А.*, Гусев И.В.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск Филиал Военной академии материально-технического обеспечения, г. Омск

В статье раскрываются аспекты разработки модели развития политической культуры будущих офицеров на основе ресурсов внеучебной деятельности военного вуза. Дан анализ представленной модели. Представлен ее компонентный состав. Приведены критерии и показатели оценки результативности реализации модели.

В данном исследовании применялось моделирование. «Моделирование -представление процесса или ситуации с помощью модели. Применяется для исследования и/или управления. Процедуры моделирования используются как в чисто теоретических (математика, логика), так и в прикладных сферах» [1, с. 596]. В процессе моделирования была построена модель развития политической культуры будущих офицеров на основе ресурсов внеучебной деятельности военного вуза. Под моделью нами понимается «конструкция, изоморфная моделируемой системе. При ... моделировании каждому объекту системы ставится в соответствие определенный элемент моделирующей конструкции, а свойствам и отношениям объектов соответствуют свойства и отношения элементов» [1, с. 596]. При моделировании мы исходили из теоретических и экспериментальных разработок сущности ресурсного подхода, особенностей внеучебной деятельности, особенностей процесса развития политической культуры, а также из представлений о том, что это управляемый процесс.

Ресурсный подход в педагогической работе с курсантами является новым. Его сущность, по мнению М.В. Колесниковой и И.А. Мавриной, можно представить как совокупность средств и технологий социальной деятельности, которые определяют характер ресурсных потенциалов молодежи, способствующих самодостаточности, развитию физического и духовного состояния с целью большей интегрированности в современную социальную жизнь, на основе активизации собственных ресурсов, с использованием институционального и общественного потенциалов [2].

* Доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета.

* Преподаватель кафедры «Техническое обеспечение (и тактика)» Филиала Военной академии материально-технического обеспечения.

Маврина И.А. разработала классификацию на основе отношения ресурса к субъекту, разделив их на три группы:

- внутренний ресурс личности, т.е. индивидуальный, личностный ресурс субъекта, обеспечивающий его жизнедеятельность, мотивацию деятельности, жизненные выборы, направленность индивидуальной активности, а также решение возникающих проблем;

- внешний ресурс (или ресурс ближайшего окружения): семья, друзья, сослуживцы, сверстники, знакомые, используемые в качестве дополнительных, а иногда и основных резервов в достижении человеком жизненных целей или решении проблем;

- институциональный ресурс, т.е. ресурс специальных или специализированных учреждений или структур (учреждения направленной социальной, психологической, медицинской, образовательной поддержки и помощи, а также специалисты по социальной работе, врачи, психологи [3].

Данная классификация была взята за основу в разработке ресурсного компонента модели.

В своем исследовании мы изучаем политическую культуру курсантов. Данное понятие сформулировано О.Н. Монаховым. Он пишет: «политическая культура курсанта военного вуза - это совокупность знаний, ценностных ориентаций, убеждений, которые проявляются в ответственном выполнении воинского долга, обязанностей по защите Отечества и участии в общественно-политической жизни страны» [4]. Анализ данного понятия позволяет утверждать, что в политической культуре отражается специфика профессиональной деятельности субъекта политики, что является важным положением для разработки модели.

Сконструированная нами модель (рис. 1) развития политической культуры будущих офицеров на основе ресурсов внеучебной деятельности военного вуза включает следующие компоненты: целевой компонент (системообразующий компонент, который обеспечивает направленность реализуемых мер на развитие политической культуры); ресурсный компонент (базовый для нашего исследования, включает внутренние ресурсы личности курсанта; внешний ресурс - ресурс ближайшего окружения курсанта; конституциональный ресурс); организационный компонент (включает законодательную и правовую базу образовательного процесса военного вуза; требования ФГОС к уровню подготовки; повседневную жизнедеятельность; социально-воспитательную работу); функционально-деятельностный компонент (системообразующий компонент, который определяет основные направления деятельности по развитию политической культуры); результативный компонент (позволяет использовать комплекс диагностических методик, критерии и показатели оценки уровня развития политической культуры; оценивать результативность принимаемых мер; осуществлять анализ результатов и вырабатывать необходимые меры по их улучшению).

68

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

Целевой компонент

Формирование политической культуры у курсантов

И

и

15

И

Ресурсный компонент

Внутренние ресурсы личности курсанта Ресурс ближайшего окружения курсанта Институциональный ресурс

Политически социализированный офицер

И

Организационный компонент

Нормативно-правовые средства Требования к военному образованию Повседневная жизнедеятельность Социальное воспитание курсантов

Функционально-деятельностный компонент

Создание условий для развития политической культуры Реализация системы развития политической культуры Коррекция системы развития политической культуры

Результативный компонент

Показатели развития политической культуры Мониторинг системы развития политической культуры в ВВУЗе

Рис. 1. Модель развития политической культуры будущих офицеров на основе ресурсов внеучебной деятельности военного вуза

Критериями и показателями сформированной политической культуры курсантов являются следующие: когнитивный критерий - предполагает выявление уровня политических знаний курсантов, информированности о политических событиях и явлениях; ценностно-мотивационный критерий - показывает отношение (интерес) курсантов к политической и военно-политической проблематике, ориентации, характеризующие отношение курсантов к социально-политическим ценностям военной службы, наличие у них убеждений, необходимых для обеспечения политического выбора; операционно-деятельностный критерий - характеризуется сформированностью умений применять полученные знания в профессиональной и общественной деятельности, правильно выбрать модель поведения в служебных и социально-политических ситуациях, степень участия в общественной работе подразделения.

Анализ основных подходов к проблеме развития политической культуры офицера Российской армии и особенностей внеучебной деятельности в

вузе МО РФ дал нам возможность выделить организационно-педагогические условия успешности реализации разработанной педагогической системы:

1. Осуществление развития политической культуры офицера в профессионально ориентированной обучающей среде военного вуза.

2. Высокий уровень политической культуры достигается, если обеспечиваются профессиональная направленность внеучебной деятельности и субъектная позиция курсанта в процессе ее осуществления, а также включение курсантов в активную общественную деятельность.

3. Эффективными педагогическими средствами формирования политической культуры являются дискуссии, дебаты, имитационные игры, которые обеспечивают проблемность, дискуссионность, диало-гичность в процессе внеучебной деятельности и формирование субъектной позиции курсанта.

Список литературы:

1. Гутнер Г.Б. Моделирование // Новая философская энциклопедия. В IV т. Т. 2. Е-М. - М.: Мысль, 2010. - 640 с.

2. Колесникова М.В., Маврина И.А. Ресурсное обеспечение развития социальной активности молодежи в системе социальной работы: монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. - 88 с.

3. Маврина И.А. Социальность современного образования: монография. -Омск, 2000. - 181 с.

4. Монахов О.Н. Формирование политической культуры у курсантов военных вузов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2004. - 23 с.

РОССИЯ И ЗАПАД: КАРТИНА БУДУЩЕГО В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫЗОВОВ УПРАВЛЯЕМОГО ПСЕВДОМОРФОЗА

© Балагуров О.А.*

Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя

Статья посвящена проблеме прогнозирования картины будущего Запада и России в контексте вызовов фаустовской цивилизации Запада традиционной культуре России. Решение видится в обращении к святоотеческой традиции, имманентно присущей фундирующим основам русской культуры.

Современное человечество, развивающееся в контексте интеграционных процессов, тем не менее, не преодолело конфронтацию, а потому, с тре-

* Аспирант кафедры Культурологии и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.