Ларина Татьяна Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков ФГКВОУ ВПО В«Военный авиационный инженерный университетВ» Министерства обороны Российской Федерации, г. Воронеж.
394077, г. Воронеж, Московский проспект, д.104б, кв.37. Тел.: (473) 233-08-63. E-mail: [email protected]
Ларина Т.В.
ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА Одним из важнейших направлений современной дидактики является педагогический контроль, позволяющий производить сбор и обработку оперативной информации о результатах учебной деятельности и качестве усвоения знаний в целях улучшения образовательного процесса. Следует заметить, что, несмотря на продолжающийся научный интерес к проблеме усовершенствования качества образования, и в связи с многообразием научных исследований в данной област, задача по исследованию проблем педагогического контроля на совершенно новой результативно-целевой основе, предполагающая объективную оценку интегративных результатов образования и компетенций выпускников, ещё недостаточно разработана и научно обоснована.
В творческом поиске различных исследовательских педагогических коллективов можно выделить две основные тенденции, к которым относятся:
- усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной) системы контроля;
- перестройка процесса обучения и, соответственно, контроля за результатами обучающихся на принципиально новой концептуальной основе, в рамках новой образовательной парадигмы.
Предлагается подробнее остановиться на второй тенденции, т.к. она находится в сфере научных интересов автора.
Обзор научно-педагогической литературы показал, что в настоящее время существует множество методологических подходов, которые базируются на гуманистических традициях отечественной педагогики и становятся ведущими в воспитании и обучении, что дает возможность вести речь о полипарадигмальности современного образования. Многими учёными - И.Г. Фомичевой, И.А. Колесниковой, О.Г. Прикот, Г.Б. Корнетовым -полипарадигмальность трактуется как совместное существование нескольких методологических подходов, в результате которых создаются новые, целостные модели образовательного процесса, впоследствии формулируемые в педагогические теории,
технологии, системы обучения и воспитания.
Новейший философский словарь трактует понятие В«подходВ» как комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Подход в педагогике связан с методологической ориентацией преподавателя, побуждающей его к использованию определённых взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности. В настоящий момент, в связи с политическим, социальным, экономическим и культурным развитием общества нашей страны, количество гуманистических подходов, направленных, в первую очередь, на развитие личности человека значительно возрастает.
Анализ работ в данном направлении позволил выделить такие подходы, как: личностный (А.В. Мудрик и др.), индивидуально-личностный (А.С. Белкин, И.А. Колесникова и др.), личностно-деятельностный (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.), личностно-ориентированный (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, В.И. Загвязинский и др.), культурологический (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, А.П. Валицкая и др.), системно-деятельностный (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев и др.), субъектно-деятельностный (В.А. Сластёнин и др.), акмеологический (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.), контекстный (А.А. Вербицкий и др.), компетентностный (А.В. Хуторской, О.Е. Лебедев и др.) и многие другие.
Так, личностные подходы ориентированы на развитие личности, в выявлении, раскрытии и развитии её возможностей; в становлении самосознания; в осуществлении субъективно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. Рассматривая обучающегося как активного строителя собственной жизни, сторонники личностного подхода видят человека как главную ценность и цель воспитания, поддерживают и развивают его субъектные свойства и индивидуальность, вводят его в мир культуры, пробуждают творческий потенциал личности, стимулируют его к самостоятельности.
Контекстный и компетентностный подходы ориентированы в основном на профессиональную подготовку и направленность обучающихся к практическим навыкам, на способность применять знания в профессиональной деятельности, реализовывая при этом как собственные, так и другие проекты.
Модель компетентностно-контекстного профессионального образования на полипарадигмальной основе представляет вид развивающей профессиональной
образовательной системы и заключается в одновременном применении когнитивно-ориентированного, личностно-деятельностного и профессионально развивающего типов обучения, основанных на означенных парадигмах.
Анализируя лишь некоторые методологические подходы как классиков педагогического образования, так и современные исследования в данном направлении, следует отметить, что на данном этапе, этапе модернизации образования, происходит интеграция различных подходов или их отдельных элементов в современном образовании, что оказывает соответствующее влияние на организацию педагогического контроля в процессе достижения адекватных результатов образования.
Согласно рассуждениям Сократа, искусство диалектического спора состоит именно в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина.
Несмотря на различие в трактовке некоторых положений каждого из подходов, всех их объединяет ценностное отношение к личности обучающегося, признание развития его способностей; создание условий для В«свободного развития человекаВ», творческой инициативы, самостоятельности; конкурентоспособности, мобильности будущего специалиста, а также необходимости формирования у обучающегося способности к активной профессиональной деятельности.
В соответствии с тем, что современные подходы, применяемые в высшей школе, акцентируют внимание на результате образования, а в качестве результата рассматривают не сумму усвоенной информации, а способность обучающегося действовать в различных проблемных ситуациях, становится очевидным, что одним из главных критериев оценки обучающихся становится образованность, проявляющаяся в компетентности выпускников. Классификация ключевых компетенций, предложенная И.А. Зимней [3] и анализ современных методологических подходов образования, нацеленных на личностное развитие, социальное становление и профессиональную деятельность обучающихся, позволили обратиться к основным группам компетенций, которые будут являться наиболее существенными при осуществлении интегративного педагогического контроля:
- компетенции, относящие к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (личностные компетенции);
- компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (социальные компетенции);
- компетенции, относящиеся к деятельности человека (профессиональные компетенции). Одной из главных задач, стоящих перед военным образованием на современном этапе, является формирование мыслящей личности, гражданина своей страны и мира, понимающей
своё место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей. Согласно закону В«О высшем и послевузовском профессиональном образованииВ», основными задачами высшего учебного заведения в формировании обучающегося как личности являются интеллектуальное, культурное и нравственное развитие, развитие гражданской позиции обучающихся, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. В В«Национальной доктрине образования в Российской Федерации» также говорится о необходимости формирования у современной молодёжи гуманистических ценностей, уважения к национальной культуре и развития интегрально-креативного стиля мышления.
Таким образом, образовательный процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности. В связи с этим возникает потребность в разработке относительно нового интегративного подхода к исследованию проблем педагогического контроля. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Это позволяет сделать вывод о том, что понятие «личность обучающегося» характеризует его общественную сущность и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые у него формируются в процессе обучения. Вполне понятно, что у одних обучающихся они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встаёт вопрос: по каким критериям можно судить о мере личностного развития обучающегося? Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.
Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности. Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность. Существенной характеристикой личности человека является также его общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных принципов и т.д.
Анализ педагогических исследований, посвящённых изучению личностных компетенций, которыми должны обладать выпускники высших военных учебных заведений, свидетельствуют о том, что в сфере образования проблема определения как содержания данного понятия, так и объёма входящих в них компонентов и процедур оценки личностных компетенций до сих пор остаётся нерешённой.
Так, личностная компетенция рассматривается Н.В. Уваровой как набор психологических качеств, обеспечивающих эффективное поведение человека в определённой деловой ситуации (например, «лидерство», «стрессоустойчивость» и т.п.).
По мнению Т.Ю. Колясевой, личностные компетенции - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых обучающимся в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые, в свою очередь, определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни. В общем виде личностная компетенция включает: принятие решений, установление контактов, уверенность в себе, коммуникативность, установка на обучение, ориентация на результат.
Рассматривая методологические подходы на полипарадигмальной основе, следует отметить, что при исследовании проблем интегративного педагогического контроля необходимо учитывать и то, что развитие личностной компетенции обучающегося направлено на подготовку личности к участию в общественной и культурной жизни, в его социальном становлении. Являясь субъектом образовательного процесса военного вуза, курсант оказывается под воздействием общества педагогов, товарищей, родителей, которые должны развивать в нем, посредством различных видов и уровней образования и воспитания, именно те качества, с помощью которых он может стать членом коллектива и проявлять себя как личность, способная производить.
Поэтому, наряду с оценкой сформированности личностной компетентности курсанта, следует учитывать социальность, которая отражает включённость его в социальный коллектив. Коллектив оказывает большое влияние на развитие направленности личности будущего офицера. В совместной организованной деятельности у курсантов развиваются близкие по содержанию стремления, интересы, мотивы поведения, усиливается профессиональная направленность. Если курсант не проявляет настойчивости в достижении поставленной цели, не добивается высоких результатов в своей деятельности, то коллектив, как правило, силой общественного мнения побуждает его ставить высокие цели и добиваться их осуществления. От сплочённости коллектива может зависеть уровень достижений представителей этого коллектива.
Сильное воздействие оказывает на курсантов уставная организация службы, соблюдение ритуалов. Ежедневные построения, поднятие флага, ношение формы вызывают у курсантов положительные эмоциональные переживания, формируют чувство принадлежности к коллективу. Государство, общественные и политические организации, а также родители и
педагогический коллектив формируют и развивают у курсантов патриотические знания, убеждения, чувства, сознание, высокие патриотические качества гражданина России, выражающиеся в добросовестном выполнении воинского долга.
Происходящие в мире и в России изменения в области целей образования, соотносимые, в части, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в этом мире, вызывают необходимость обеспечения образованием более полного, личностно- и социально-интегрированного результата. Переход от знаниевого подхода к компетентностному подходу, при котором выпускник должен быть способен реализовать свои знания, умения, опыт, личностные качества для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сферах, определение результата образования является основополагающим фактором эффективности образовательного процесса. Важным аспектом социальной компетентности будущего офицера является его подготовка к общим профессиональным и военно-профессиональным умениям. Одной из главных задач военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации является подготовка офицеров, способных эффективно исполнять свои обязанности как по гражданской, так и по военной составляющей. Таким образом, выпускник военного вуза должен также обладать необходимыми военно-профессиональными компетенциями. Формирование требуемых военно-профессиональных компетенций у выпускников военного вуза и оценка их сформированности, является наиболее важным звеном в ходе решения данной задачи и отвечает потребностям образовательного процесса военного вуза на основе реализации квалификационных требований, учебных планов и программ.
Исследование современных методологических подходов и выявление соответствующих компетенций связаны с поиском и осуществлением стратегии развития интегративного педагогического контроля на основе методологии полипарадигмального подхода как стратегического инструмента создания инновационных проектов в высшем военном образовании.
1. Белошицкий А.В. Становление субъектности офицеров в образовательном процессе военного вуза. Воронеж: Изд-во НПО В«МОДЭКВ», 2006. 232 с.
2. Военная дидактика: учебник / под ред. В.Г. Михайловского; 2-е изд., переработ. М.: ИД «Куприянова», 2010. 503 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: ИЦ ПКПС, 2004.
4. Колясева Т.Ю. Формирование личностных компетенций школьника, как одно из условий современного образования [Электронный ресурс] // Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 г. Норильска: [сайт]. URL: http://www.moy20.ru/forum/viewthread. php?thread_id=16 (дата обращения: 20.02.2012).
5. Львов Л.В. Полипарадигмальность как теоретико-методологический аспект модернизации профессионального образования// Труды СГА. 2009. № 5 [Электронный ресурс] // Издательство СГУ: [сайт]. URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/05_2009/06.
pdf (дата обращения: 1.03.2012).
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина; 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании В«Консультант ПлюсВ»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/popular/education/ (дата обращения: 20.02.2012).
8. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 [Электронный ресурс]
// Военное право: [сайт]. URL: http://voenprav.ru/doc-1329-1.htm (дата обращения: 20.02.2012)
9. Подход // Новейший философский словарь [Электронный ресурс] //Словопедия: [сайт]. URL: http://www.slovopedia.com/6/207/770959.html (дата обращения: 29.02.2012).
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Изд-во В«ПитерВ», 2000. 712 с. (Серия «Мастера психологии»).
11. Сократ // Философский словарь [Электронный ресурс] //Мир словарей: [сайт]. URL: http://mirslovarei.com/content_fi l/sokrat-okolo-470-399-do-n-je-1692.html (дата обращения: 20.02.2012).
12. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1988.
13. Уварова Н.В. Развитие профессиональных и личностных компетенций как фактор повышения конкурентоспособности молодого специалиста [Электронный ресурс] // Библиофонд [некоммерческий информационный портал]. URL: http://bibliofond.ru/view. aspx?id=489850 (дата обращения: 29.02.2012).
14. Уткин В.Е. Проектирование и реализация системы подготовки будущих офицеров к военно-патриотическому воспитанию военнослужащих: автореф. дис. ... д-ра педаг. наук. Казань, 2010.