Научная статья на тему 'Описание как объект изучения лингвистики и методики русского языка'

Описание как объект изучения лингвистики и методики русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
807
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПИСАНИЕ / ТИП РЕЧИ / DESCRIPTION / TYPE OF SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подосинникова Анастасия Николаевна

Несмотря на то что исследованием описания ученые-методисты и лингвисты занимаются очень давно, в лингвистике и методике русского языка нет единого и общепринятого определения понятия «описание». В статье проведена попытка обозначить основные подходы к определению содержания данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Подосинникова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Description as an Object of Study in Linguistics and Methodology of Teaching Russian

In spite of the fact that scholars have been studying the description for a long time, there is no uniform, standard definition of the concept "description" in linguistics and methodology of teaching Russian. In the article an attempt is carried out to designate the basic approaches to defining the contents of the given concept.

Текст научной работы на тему «Описание как объект изучения лингвистики и методики русского языка»

Методика русского языка. Вопросы преподавания русского языка как иностранного

УДК 81:372.8

А. Н. Подосинникова

ОПИСАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ И МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Несмотря на то что исследованием описания ученые-методисты и лингвисты занимаются очень давно, в лингвистике и методике русского языка нет единого и общепринятого определения понятия «описание». В статье проведена попытка обозначить основные подходы к определению содержания данного понятия.

In spite of the fact that scholars have been studying the description for a long time, there is no uniform, standard definition of the concept "description" in linguistics and methodology of teaching Russian. In the article an attempt is carried out to designate the basic approaches to defining the contents of the given concept.

Ключевые слова: описание, тип речи.

Keywords: description, type of speech.

Вопрос об описании как типе речи, его структурных и языковых особенностях является довольно спорным и рассматривается в многочисленных научно-методических, лингвистических исследованиях и трудах по риторике. Среди ученых нет единого и общепринятого подхода к определению понятия «описание», в понимании сущности которого можно выделить несколько точек зрения.

Становление и развитие проблемы описания в лингвистике связано с появлением филологических трудов М. В. Ломоносова, который рассматривал описание как один из «родов говоров» и который одним из первых обобщил и систематизировал сведения об описании в лингвистической литературе. В своей работе «Краткое руководство к красноречию» он помещает главу «О расположении описаний», в которой дает понятие об описании: «Описанием называется слово или часть оного, где представляется вещь или деяние» [1].

М. В. Ломоносов подчеркивает, что описание занимает большое место в поэзии и прозе, поэтому считает необходимым предложить общие правила в «расположении и составлении оных». Ученый выделяет два вида описаний (правдивые

© Подосинникова А. Н., 2010

и вымышленные) и указывает на составляющие его части:

1) «действительные» части описываемой вещи;

2) «материальные действительные» или «вымышленные»;

3) «жизненные свойства»;

4) «действия или страдания»;

5) время;

6) место;

7) «предыдущие или последующие» [2].

Кроме того, в трудах М. В. Ломоносова содержится и определенный план работы над описанием. Так, для описания неживой природы, вещей он рекомендует следующий порядок: «начинать с описания места, потом описать целое и части и материальные их свойства и к ним присовокупить иных действия или страдания...» [3]

Таким образом, М. В. Ломоносов одним из первых в лингвистической литературе дал определение понятия «описание» и указал на его функциональные особенности в речи и сформулировал основные правила составления текстов типа рассуждения.

В начале XIX в. появляется новая точка зрения на описание, одним из родоначальников которой был Ф. И. Буслаев: описание - вид ученических сочинений. В своем труде «О преподавании отечественного языка» в разделе «Собственные сочинения» он рекомендует следующие темы сочинений-описаний: «О Ломоносове», «О Кантемире», «Жизнеописание некоторых преподобных писателей древних», «Характеристика князей и царей русских», «Описание народных праздников, обрядов, игр» и т. д. Не характеризуя данный тип сочинения, Ф. И. Буслаев частично раскрывает «технику» его составления, говоря о том, что в сочинении главное внимание следует обращать на расположение не только главных частей плана, но и подробностей, то есть необходимо следить за течением мысли и за логическим переходом от одного предложения к другому.

В 1848 г. в работе «Конспект русского языка и словесности. », представляющей собой программу обучения русскому языку в военно-учебных заведениях, Ф. И. Буслаев совместно с А. Галаховым вводит поэтапное обучение сочинению: приготовительный, первый, второй, третий общие классы - практическое ознакомление с сочинениями разных типов; четвертый общий, первый, второй специальные классы - теоретико-практическое обучение, предполагающее оз-

Лингвистика

накомление с основными понятиями из «теории слога» (стилистики).

В разделе программы «Исторические сочинения» для четвертого общего класса вводится понятие «описание». Все исторические сочинения делятся на описания и повествования. Авторы уточняют, что «описания подчинены историческим сочинениям на том основании, что описания природы принято называть также историей (история естественная)» [4], т. е. описания относятся к историческим сочинениям. Кроме этого также в четвертом классе учащимся сообщаются сведения об описании, его значениях и свойствах, отличии описаний от определений, художественных описаний от научных.

Заслуга Ф. И. Буслаева состоит в том, что он в своих исследованиях говорит о важности и необходимости развития как устной, так и письменной речи и закладывает основы методики обучения учащихся сочинению-описанию.

С. И. Абакумов в работе «Как писать сочинение...», считая описание видом сочинения, дает его определение - «это перечисление в каком-либо порядке составных частей, признаков либо свойств предмета или явления» [5]. Автор выделяет два типа описаний (поэтическое и прозаическое) и определяет план работы над описанием, уточняя, что его выбирает сам автор, который стремится к тому, чтобы «в нем была какая-нибудь система, т. е. перечисляет сначала признаки одного рода, потом - другого и т. д.» [6]

К видам ученических сочинений описание относят А. Д. Алферов, А. В. Миртов, М. А. Тю-калов, К. Б. Бархин. А. Д. Алферов утверждает, что в чистом виде описаний не существует, «они составляют отдельные стороны сочинений» [7]. А. В. Миртов считает, что описания в чистом виде - простые сочинения, а сочинения с элементами описания - сложные. М. А. Тюка-лов и К. Б. Бархин также относят описание к видам сочинений, считают его элементом повествования и выделяют следующие виды описаний: чистые (статичные, сочинения-портреты), динамические (описания движения, действия) и смешанные (описание-объяснение, описание-рассуждение). Кроме этого К. Б. Бархин выявляет особенности описания как типа речи: смысловая точность и пространственная последовательность.

Таким образом, ученые, считающие описание видом ученических сочинений, дают понятие «описание» с учетом типологических признаков текста данного типа (функции речи, характерных черт и т. д.), раскрывают особенности построения сочинений-описаний.

В 70-80-х гг. XX в. в методике распространилась точка зрения на описание, согласно которой под описанием стал подразумеваться один из жанров школьных сочинений.

Данной точки зрения придерживались методисты и учителя-практики: Т. А. Ладыженская, Г. А. Богданова, А. В. Текучев, Ю. С. Пичугов. В настоящее время ее последователями являются В. Н. Мещеряков, Л. Г. Антонова и другие. Основная идея авторов данной точки зрения состоит в том, что описание в чистом виде - жанр школьного сочинения, а разновидности описания, такие, как описание предмета, внешности человека, интерьера, природы, местности и т. п., -это виды описания. Выделяются композиционные формы описания как жанра сочинений: вступление, в котором говорится о цели описания, главная часть, где описывается последовательно то, что видит наблюдатель, и выражается его отношение к описываемому, и заключение, в котором дается оценка и подводится итог. Работа над описанием рассматривается как обучение построению текста в определенной композиционной форме, но в меньшей степени уделяется внимание типологической структуре описания и характерным для текста данного типа языковым средствам.

Наиболее распространенная точка зрения, которой придерживаются многие современные лингвисты и методисты, состоит в том, что описание - функционально-смысловой тип речи. Значительным вкладом в разработку проблемы описания стали исследования О. А. Нечаевой, которая рассматривает его как функционально-смысловой тип монологической речи, обладающий определенными стилистическими и жанровыми разновидностями: «Описание - функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру» [8].

Описание как функционально-смысловой тип речи обладает определенными признаками:

1) логическая основа описания - синхронность (одновременность) явлений;

2) функция описания - сообщение об одновременных или постоянных признаках предметов, явлений;

3) характер объекта мысли и речи - объективная речь.

К языковым средствам описания относятся:

1) абсолютные видовременные формы глагола, передающие статичность описания;

2) изъявительное наклонение глагола;

3) глаголы несовершенного вида:

4) глаголы одного временного плана;

5) качественные наречия;

6) односоставные предложения (безличные и номинативные);

7) двусоставные предложения (полные, распространенные, с однородными членами);

8) двусоставные предложения с составными именными сказуемыми;

9) сложные предложения (бессоюзные и сложноподчиненные с придаточными изъяснительными и определительными);

10) вводные слова со значением последовательности мыслей и оценки;

11) эмоционально-оценочная лексика.

К функционально-смысловому типу речи описание относят Г. Я. Солганик, А. И. Горшков, А. И. Мамалыга и другие. Г. Я. Солганик считает, что данный тип речи - один из самых распространенных компонентов монологической авторской речи и что в логическом плане описать предмет, явление — значит перечислить его признаки.

Среди ученых-методистов, чьи исследования посвящены проблеме обучения школьников сочинению как тексту определенного функционально-смыслового типа речи, следует назвать имена таких ученых, как С. А. Арефьева, Т. А. Калга-нова, М. Р. Львов и другие. Описание с точки зрения ученых-методистов - это функционально-смысловой тип речи, обладающий определенными типологическими признаками и языковыми средствами. Так, С. А. Арефьева дает следующее определение понятию «описание»: «Описание - функционально-смысловой тип речи, по своей логической основе и грамматическим признакам противопоставленный повествованию <...> с функцией перечисления постоянных или временных признаков предметов, явлений, действий; с констатирующим характером речи и статичным содержанием» [9].

М. Р. Львов относит описание к функционально-смысловому типу речи на основе следующих признаков: функция - «образ, картины, признаки»; сфера применения - «поэзия, отчасти -проза, реже - наука»; жанры - «пейзажная лирика, пейзаж в повести»; сюжет, действие - отсутствует; размеры - «малые»; структура, композиция - «изобразительная, реже логическая»; смешение типов речи - «низкий уровень смешения» [10].

Так как описание противопоставлено повествованию, то, согласно точке зрения ученых-методистов, необходимо обучать детей в школе описанию в сопоставлении и противопоставле-

нии с повествованием, что позволит учащимся наиболее успешно усвоить признаки, структуру и особенности данного типа речи.

Таким образом, исследователи, считающие описание функционально-смысловым типом речи, определили логико-смысловую и лингвистическую основу описания как типа речи, раскрыли его во всей полноте свойственных ему характеристик: типологической структуры, композиционной формы, языковых особенностей. Взгляд на описание как функционально-смысловой тип речи в настоящее время широко распространен, является наиболее приемлемым для школы и методики обучения связному высказыванию и представлен во всех действующих учебниках по русскому языку для школы, так как позволяет организовать обучение описанию на понятийно-терминологической основе: отбор необходимых понятий, относящихся к типологической структуре, композиционной форме и языковым средствам описания; формирование речевых умений и навыков путем сообщения учащимся теоретических сведений и выполнения практических заданий по стилистике текста.

Примечания

1. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М.; Л.: АН СССР, 1952. Т. 7. Труды по филологии. С. 347.

2. Там же. С. 348.

3. Там же.

4. Галахов А. Д, Буслаев Ф. И. Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях, составленный А. Галаховым и Ф. Буслаевым на основании наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений, высочайше утвержденного 24 декабря 1848 года. СПб., 1852. С. 75.

5. Абакумов С. И., Шапиро А. Б. Как писать сочинение: пособие для учащихся и самообразования. С литературными образцами, практическими упражнениями и примерными планами для сочинений. Изд. 2-е, испр. и доп. [Л]. Брокгауз-Эфрон гос. тип. им. Евг. Соколовой, 1930. С. 37.

6. Там же. С. 37.

7. Алферов А. Д. Родной язык в средней школе. М., 1911. С. 189.

8. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. С. 94.

9. Арефьева С. А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: монография. М.: Прометей, 1998. С. 64.

10. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. М., 2002. С. 164-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.