Научная статья на тему 'ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО И ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАХИЛИ МИФТАХОВОЙ'

ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО И ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАХИЛИ МИФТАХОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперное искусство / репертуар лирико-драматического сопрано / певческая индивидуальность / вокальная техника / методика вокала / кафедра сольного пения Казанского университета культуры и искусств / opera art / repertoire of lyric-dramatic soprano / singing personality / vocal technique / vocal technique / Department of solo Singing of Kazan University of Culture and Arts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Файзулаева Маргарита Павловна, Кустяева Альбина Растямовна, Бабаева Гюльмира Билаловна

В статье рассматривается весомый вклад замечательной солистки ТАГТОБ им. Мусы Джалиля Рахили Мифтаховой в национально-оперное искусство Татарстана. Раскрываются редкие свойства её таланта в различных направлениях вокального искусства – как оперного, так и в области камерного пения. Авторы поставили перед собой задачу оценить вклад одной из самых ярких фигур в области оперного и концертного исполнительства Татарстана второй половины XX века Рахили Хайдаровны Мифтаховой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERA ART AND VOCAL PEDAGOGY IN THE CREATIVE ACTIVITY OF RACHEL MIFTAKHOVA

The article examines the significant contribution of the remarkable soloist TAGTOB im. Musa Jalil Rakhili Miftakhova in the national opera art of Tatarstan. The rare properties of her talent in various areas of vocal art – both opera and chamber singing – are revealed. The authors set themselves the task of evaluating the contribution of one of the brightest figures in the field of opera and concert performance of Tatarstan in the second half of the XX century, Rachel Haidarovna Miftakhova.

Текст научной работы на тему «ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО И ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАХИЛИ МИФТАХОВОЙ»

5. Blagov Yu.A. V sodruzhestve s Mel'pomenoj. Kazanskij universitet i teatr: k istorii vzaimosvyazej. - Kazan': Izd-vo KGU, 2003. - 88 s.

6. Blagov Yu.A. Kazanskij Bol'shoj dramaticheskij teatr imeni V.I. Kachalova: kratkij istoricheskij ocherk. -Kazan', 2012. - 127 s.

7. Blagov Yu.A. Ocherki istorii Kazanskogo russkogo dramaticheskogo teatra XX v. / red. kol. D.V.Rodionov i dr. - M.: GCzTM im. A.A. Baxrushina, 2019. - 332 s.

8. Zagoskin N.P. Sputnik po Kazani. - Kazan', 1895. - 691 s.

9. Ingvar I.G. Russkij teatr v Kazani: sovetskij period. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1991. - 287 s.

10. Kazanskie gubernskie vedomosti. chast' neoficial'naya. - 1849. - № 40. - S.379-384.

11. Kazanskie vesti. - 1891. - №349. - S. 356.

12. Kruti I. Russkij teatr v Kazani. - M.: Iskusstvo, 1958. - 396 s.

13. Prikazy' po KBDT // Teatral'ny'j muzej KABDT im. V.I. Kachalova.- F.5. - Ar. 3. - Ed.xr. 1. - L. 1-15.

УДК 784.3

М.П. Файзулаева, А.Р. Кустяева, Г.Б. Бабаева

ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО И ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАХИЛИ МИФТАХОВОЙ

В статье рассматривается весомый вклад замечательной солистки ТАГТОБ им. Мусы Джалиля Рахили Мифтаховой в национально-оперное искусство Татарстана. Раскрываются редкие свойства её таланта в различных направлениях вокального искусства - как оперного, так и в области камерного пения. Авторы поставили перед собой задачу оценить вклад одной из самых ярких фигур в области оперного и концертного исполнительства Татарстана второй половины XX века Рахили Хайдаровны Мифтаховой.

Ключевые слова: оперное искусство, репертуар лирико-драматического сопрано, певческая индивидуальность, вокальная техника, методика вокала, кафедра сольного пения Казанского университета культуры и искусств

Margarita P. Fayzulaeva, Albina R. Kustyaeva, Gulmira B. Babayeva OPERA ART AND VOCAL PEDAGOGY IN THE CREATIVE ACTIVITY OF RACHEL MIFTAKHOVA

The article examines the significant contribution of the remarkable soloist TAGTOB im. Musa Jalil Rakhili Miftakhova in the national opera art of Tatarstan. The rare properties of her talent in various areas of vocal art -both opera and chamber singing - are revealed. The authors set themselves the task of evaluating the contribution of one of the brightest figures in the field of opera and concert performance of Tatarstan in the second half of the XX century, Rachel Haidarovna Miftakhova.

Key words: opera art, repertoire of lyric-dramatic soprano, singing personality, vocal technique, vocal technique, Department of solo Singing of Kazan University of Culture and Arts

Введение

В Татарском оперном театре имени Мусы Джалиля прошли лучшие годы знаковой оперной певицы Рахили Хайдаровны Мифтаховой. Путь её становления в Казанской опере длился около 35 лет, начиная с 1963 по 1999гг.

Для неё театр был источником вдохновения и смыслом существования. Она прошла разные периоды творческой зрелости - минуты озарения, неудачи и кризисные моменты с их преодолением и восхождением на новую творческую высоту. В театре она сформировалась как оперная дива, создавшая идеал художественной красоты, который сочетал одухотворённость актёрского исполнения, осмысленность пения с превосходной вокальной техникой. Чарующей красоты голос, выразительная сценическая пластика, богатый художественный вкус, женственность и

красота облика помогли артистке подняться на Олимп большого искусства.

Материалы и методы

Исследование построено на основе методологических осмыслений явлений, исторического подхода и музыковедческого анализа. В работе отчасти использовались периодические издания газет и журналов второй половины ХХ века. Данные методы позволили установить причинно-следственную связь, найти истоки исследуемого явления.

Литературный обзор

Крупных монографических работ о творческой деятельности Рахили Хайдаровны Мифтаховой не имеется в татарском музыкознании, а материалов в периодической печати, в основном казанской, о работе певицы над созданием многих ролей в оперном театре достаточно в СМИ, начиная с семидесятых годов ХХ-го века.

Стоит отметить также сборник «Воспоминания, отклики, признания» составителя М.П. Файзулаевой, появившийся в Казани в начале ХХ1-го тысячелетия.

Результаты

Творчество Рахили Мифтаховой - это богатейший мир незабываемых оперных образов с удивительной судьбой и драматическими жизненными коллизиями. Её пение было наполнено богатством чувств, слушателей поражала яркая экспрессия и психологическая глубина в обрисовке таких характеров, как Татьяны, Лизы, Ярославны, а также Джильды, Маргариты, Аиды, Мими и Мадам Баттерфляй. Её необыкновенная природная сценическая красота, тонкая музыкальность, огромная любовь к оперному пению и редчайшая работоспособность помогли певице занять достойное место примы в оперной труппе Казанского театра оперы и балета имени М. Джалиля.

Обсуждение

По воле судьбы становление Рахили Миф-таховой проходило под руководством талантливого режиссёра 70-80-х годов XX века Нияза Курамшевича Даутова, который умел разглядеть в молодых солистах ещё нераскрытое природное дарование и последовательно вёл их от роли к роли до полного раскрытия таланта. Это была яркая группа неординарных исполнителей восьмидесятых годов прошлого века, в которую входили Лариса Башкиро-ва, Юрий Борисенко, Геннадий Васько, Хайдар Бигичев, Рафаэль Сахабиев, Зуля Сунгатулли-на, а также позже появившиеся Венера Ганее-ва, Айдар Файзрахманов и многие другие. Публика приходила на спектакли, чтобы увидеть этих любимых артистов [8, с.70].

У Рахили были замечательные учителя -это Наталья Николаевна Лучинина, культивировавшая мягкое, «округлое» пение, а также певица совершенствовала свою вокальную технику у известного в Казани педагога Клавдии Захаровны Щербининой. И всё же главным учителем Рахили стал её супруг Вахит Тагиев - дирижёр и широко образованный музыкант. В начале семидесятых годов он приехал в Казань из Ленинграда и был вторым дирижёром в Казанской опере. Это был человек, серьёзно интересовавшийся историей российского общества, философией, политикой, увлекавшийся живописью, музыкой, литературой и поэзией. Вахит Тагиев стал для Рахили духовным наставником. Он открыл ей богатства мирового вокального искусства, он учил молодую певицу творчески подходить к

роли, анализировать замысел композитора и драматургическую логику оперного действия. К примеру, в процессе работы над партией донны Анны в «Дон Жуане» они обратились к интерпретации этого образа у Мольера, Пушкина, Толстого и Гофмана [3].

К созданию каждого образа Рахиля Мифта-хова подходила основательно, знакомясь с конкретной исторической эпохой, а также прослушивая исполнение данной партии самыми известными певцами и стараясь вникнуть в глубину осмысления данного образа [4].

Названные нами партии Розины, Джильды - это партии колоратурного сопрано. Тесси-турные возможности голоса певицы позволяли справляться с колоратурой. А с течением времени, в зрелый период, в голосе Мифтаховой появился тёплый средний регистр (медиум), окраска звука стала густой, плотной, а голос сочным по звучанию. В её репертуаре появились роли Татьяны, Виолетты, Лизы, Дездемоны, Аиды.

Постепенно у Рахили Мифтаховой сформировался интерес к камерному исполнительству. В камерной музыке певица добивалась тонкой декламационной выразительности, отточенной фразировки и особой тембровой окраски звука. Её камерное исполнительство раскрылось в блестящем дуэте с пианистом Вахитом Тагиевым на концертах, которые проходили на разных площадках города и, в частности, в Доме актёра. В афишу концертов входили сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Листа и Шумана.

В середине восьмидесятых годов руководство Казанского института культуры пригласило Рахилю Хайдаровну Мифтахову на педагогическую работу, которая стала для неё непосредственным продолжением артистической деятельности в театре. Жизнь певицы наполнилась новым смыслом. По складу характера, темпераменту она была превосходным педагогом. Мифтахова убеждала руководство вуза в необходимости создания вокальной кафедры и подготовки национальных кадров в сфере вокального исполнительства. В 1997 году её усилиями и была открыта кафедра сольного народного пения [2, с.17]. Ей удалось создать свою школу пения и прекрасный педагогический коллектив, развивающий ныне и её традиции в воспитании талантливой молодёжи. Данная статья создана коллективом авторов, в который входят коллеги и ученики прославленной певицы Рахили Хайдаровны Мифтаховой. Это профес-

сор Казанского государственного института культуры Маргарита Павловна Файзулаева и лучшие ученики Рахили Хайдаровны, доценты кафедры сольного народного пения Гюль-мира Билаловна Бабаева и Альбина Растя-мовна Кинжалиева (Кустяева).

Татарское вокальное искусство гордится не только выдающимися оперными певцами, но и педагогами по вокалу - лучшими замечательными мастерами сложного искусства. Имя заслуженной артистки РСФСР, народной артистки РТ, блестящей оперной певицы, профессора Казанского Государственного института культуры Мифтаховой Рахили Хайдаровны широко известно и часто вспоминается её благодарными учениками. Авторитет Рахили Хайдаровны как педагога - вокалиста и музыканта был заслуженно велик. Окончив Казанскую консерваторию в 1968 году и работая в Татарском театре оперы и балета, она уже с 1971 по 1978 годы начала заниматься педагогической деятельностью в Казанском музыкальном училище им. И.В. Аухадеева, а с 1985 по 1999 годы в Казанском университете (академии) культуры и искусств открыла и возглавила кафедру сольного народного пения, которая на сегодняшний день воспитала целую плеяду заслуженных артистов, заслуженных работников культуры РТ, занимающих ведущие роли в филармониях, образовательных учреждениях и других концертных организациях нашей республики. Среди учеников Мифтаховой Рахили Хайдаровны народные и заслуженные артисты Татарского Государственного Академического Театра им. Г.Камала: Радик Бариев, Ильтазар Мухаматга-лиев, Фанис Зиганшин, Люция Хамитова и др. Народные артисты РТ Ания Туишева и Римма Ибрагимова. Популярные певцы татарской эстрады Санифа Рангулова, Айгуль Бариева, автор - исполнитель Ильназар Хакимов и многие другие. В своих воспоминаниях о педагоге народная артистка Татарской АССР, лауреат премии комсомола Татарии им. М. Джалиля Римма Ибрагимова отмечает: «Рахи-ля Хайдаровна для меня была самым великолепным педагогом и певицей. Мои годы учёбы в музыкальном училище совпали с её активным и бурным формированием вокального и сценического мастерства в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля. Конечно, я очень гордилась, что попала к самой Мифтаховой и на каждое занятие шла с чувством волнения, навстречу новым знаниям. С Рахилей Хайдаровной мы были соседями по дому, а это означало, что доступ к консультациям и

занятиям я могла получить в любое свободное её время. И самыми запоминающимися событиями в моём становлении как певицы, были творческие встречи Рустема Яхина, Рахили Мифтаховой, где я буквально впитывала как губка каждое слово, каждую фразу по рекомендациям исполнения романсов великого композитора» [6].

Альбина Кинжалиева (Кустяева), певица, заслуженная артистка Республики Татарстан, доцент кафедры сольного народного пения Казанского государственного института культуры вспоминает, что познакомилась с Рахилей Хайдаровной на международном конкурсе «Татар ж;ыры», а через год поступила в Казанскую государственную академию культуры и искусств в класс Рахили Хайда-ровны Мифтаховой. Первая встреча с Рахилей Хайдаровной состоялась в театре оперы и балета им. М. Джалиля и произвела неизгладимое впечатление. Она выглядела безупречно и изысканно. Черная шляпа навевала ореол таинственности, строгой элегантности и деловитости.

Многие вокалисты-первокурсники переживали переломный момент в обучении. Во-первых, это было связано со сменой вокального педагога, во-вторых, перемена места жительства, отрыв от семьи, смена климата, бытовые неурядицы. Однако вскоре все страхи рассеялись, студенты поняли, что в надёжных руках опытного педагога, строгого, сильного.

Студентов всегда поражала её жизнерадостность и умение держать себя. Рахиля Хайдаровна и в жизни была настоящей актрисой. Что бы ни произошло у неё дома: семейные неурядицы, бессонная ночь или болезнь -неважно. Ровно в назначенное время красивая и спокойная Рахиля Хайдаровна входила в аудиторию с лёгкой улыбкой, а в глазах - огонёк с долей лукавства.

Как-то на одном занятии Рахиля Хайдаровна пожаловалась студентам на боль в спине, подобное от неё можно было услышать очень редко. Вечером поняли, в чём дело. Оказывается, Рахиля Хайдаровна танцевала на сцене канкан. Альбина Кинжалиева вспоминает: «Мы пошли в оперный театр на «Сильву». Рахиля Хайдаровна поразила меня: до сих пор стоит перед глазами ослепительная актриса в чёрном блестящем платье, с чудными выразительными глазами и чарующей улыбкой. Я и не подозревала, что она может так блестяще танцевать. И именно после этого знакомства с новой Мифтаховой я ещё больше стала понимать её и ещё сильнее привязалась

к ней. Быть певицей - это похвально, а быть ещё и актрисой достойно уважения!»

Педагогическая, наставническая деятельность Мифтаховой Р.Х. заслуживает особого внимания. Рахиля Хайдаровна, являясь первой заведующей, стоит у истоков зарождения вокальной кафедры Казанского института культуры. В институте к Рахиле Хайдаровне относились с глубоким пиететом. За студентов она всегда стояла горой. По любому вопросу, с любой проблемой можно было подойти к ней, она помогала всем и словом, и делом [7].

Говоря о педагогической деятельности профессора Р.Х. Мифтаховой, надо сказать о том, что она опиралась на основополагающие принципы советской вокальной педагогики. Доминирующей в классе Рахили Хайдаровны являлась практика единства художественного и вокально-технического развития певца [1]. Это было заметно даже на обычных переводных зачётах и экзаменах, где все ученики выступали как артисты в меру своей подготовки, переживая на творческом испытании свой мир образов. Методика вокальной педагогической деятельности профессора Мифтаховой представляла чёткую и последовательную систему. Например, при подборе учебного репертуара она исходила от индивидуальной природы начинающего певца. Причем, голос был не определяющим фактором, на первое место педагог ставила музыкально - артистические способности ученика. Рахиля Хайда-ровна всесторонне воспитывала и держала под контролем своих студентов: успеваемость, дисциплину и даже личную жизнь. Для развития общей культуры требовала чтения художественной литературы, посещения театров, концертов, оставляя на кассах театров проходные билеты. На её уроки все шли, как на праздник. В классе всегда было много народу, так как Рахиля Хайдаровна обязывала присутствовать на уроках вокала своих сокурсников, советовала слушать друг друга. Всё это создавало атмосферу дисциплины,

строгая, а внутренне добрая, она всегда помогала своим ученикам. Именно такой вспоминает своего наставника заслуженный работник культуры Республики Татарстан - Гюль-мира Билаловна Бабаева

Профессор Рахиля Хайдаровна Мифтахова вела большую общественную работу, являлась членом жюри многих значимых конкурсов.

Вся жизнь Р.Х. Мифтаховой была и будет примером беззаветной преданности татарскому искусству, народу и своей стране.

Заключение

После внезапной трагической кончины Р.Х. Мифтаховой на 60-м году жизни бразды правления кафедрой перешли известной певице Народной артистке Российской Федерации и Республики Татарстан Венере Ахатовне Ганеевой, которая вместе с учениками Рахили Мифтаховой продолжила её ценные традиции в деле воспитания талантливой интернациональной молодёжи в области вокального искусства Татарстана.

Роль личности и творчества Рахили Хайдаровны Мифтаховой в исполнительском искусстве Татарстана огромна. В плеяде оперных артистов второй половины 20 века (70-80 гг.) она занимала ведущее место. Ее творческая индивидуальность преломлялась в контексте истории и художественных идей глубокого пытливого режиссера Нияза Курамшевича Даутова.

Зрители запомнили ее блистательной примой Татарского оперного театра им. Мусы Джалиля, освоившей более 50 сложнейших партий зарубежного и отечественного оперного репертуара. Она была уникальной исполнительницей классического и национального оперно-концертного репертуара, отражающего творческие явления музыкального искусства Татарстана конца 20 столетия.

Искусство и вокальная школа Рахили Миф-таховой давно стали живым наследием, которое надлежит изучать и развивать ее коллегам и ученикам для передачи будущим поколениям.

творческого вдохновения и развития. Внешне

Литература:

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2002. - 675 с.

2. Казанский государственный институт культуры (1969-2019). - Казань: Астор и Я, 2019. - С.17.

3. Клокова Э.Этюд о любимой певице // Сов. Татария. - 1975.- 6 апр.

4. Кудрецкая ^.Очарованная сценой // Сов. Татария. - 1987.- 6 дек.

5. Она предрекала мировую славу Анне Нетребко [Электронный ресурс] // Вечерняя Казань.- 2010.-№ 143 (4103).- URL: http://old.evening-kazan.ru (дата обращения 07.09.2022).

6. Такташ Р. Рахиля Мифтахова: биография [Электронный ресурс] // Кино-театр.ру: сайт. - URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/sov/387127/bio/_(дата обращения 07.09.2022).

7. Талантами славен Университет / Казанский гос. ун-т культуры и искусств; [под ред. П. П. Терехова]. - Казань: Казан. гос. ун-т культуры и искусств, 2009. - 167 с

B. Театр Даутова | Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля; под общ. ред. Г.М. Кантора. - Казань,1994. - С.70.

References:

1. Dmitriev L.B. Osnovy vokal'noj metodiki. - M.: Muzyka, 2002. - 67s s.

2. Kazanskij gosudarstvennyj i nstitut kul'tury (1969-2019). - Kazan': Astor i Ya, 2019. - S.17.

3. Klokova E.Etyud o lyubimoj pevice || Sov. Tatariya. - 1975.- 6 apr.

4. Kudreckaya E.Ocharovannaya scenoj || Sov. Tatariya. - 19B7.- 6 dek.

5. Ona predrekala mirovuyu slavu Anne Netrebko [Elektronnyj resurs] || Vechernyaya Kazan'.- 2010.- № 143 (4103).- URL: http:||old.evening-kazan.ru (data obrashcheniya 07.09.2022).

6. Taktash R. Rahilya Miftahova: biografiya [Elektronnyj resurs] || Kino-teatr.ru: sajt. - URL: https:||www.kino-teatr.ru|teatr|acter|w|sov|3B7127|bio| (data obrashcheniya 07.09.2022).

7. Talantami slaven Universitet | Kazanskij gos. un-t kul'tury i iskusstv; [pod red. P. P. Terekhova]. - Kazan': Kazan. gos. un-t kul'tury i iskusstv, 2009. - 167 s

B. Teatr Dautova | Tatarskij akademicheskij teatr opery i baleta im. M. Dzhalilya; pod obshch. red. G.M. Kan-tora. - Kazan',1994. - S.70.

УДК 75.03

И.И. Халикова

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСИ РАХ В Г. КАЗАНИ ПОД РУКОВОДСТВОМ А.А. АБЗГИЛЬДИНА: СТИЛИСТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СТАЖЕРОВ (2008-2013)

В статье анализируется творчество аспирантов, прошедших стажировку с 2008 по 2013 годы в Творческой мастерской живописи РАХ под руководством Абрека Абзгильдина. Раскрываются индивидуальные особенности творчества молодых художников, преемственность традиций, постмодернистские тенденции и национальное своеобразие тем и идей их произведений.

Ключевые слова: Творческая мастерская живописи Российской академии художеств в г. Казани, стажер, искусство, художник, живопись, руководитель мастерской

Irina I. Khalikova CREATIVE PAINTING WORKSHOP OF THE RAH IN KAZAN UNDER THE LEADING OF A.A. ABZGILDIN: STYLISTIC VARIETY IN THE CREATIVITY OF INTERNS (2008-2013)

The creative painting workshop of the Russian Academy of Arts in Kazan was founded in 1977. From 2008 to 2013, the Creative Painting Workshop of the Academy of Fine Arts in Kazan was headed by Abrek Amirovich Ab-zgildin (1937 - 2013), replacing H.A. Yakupov in this post, but without violating the established traditions of leading a team of young trainees. The article analyzes the creativity of graduate students who have completed an internship under the guidance of Abrek Abzgildin.

Key words: Creative painting workshop of the Russian Academy of Arts in Kazan, trainee, art, artist, painting, head of the workshop

Введение

Новый этап в развитии искусства определялся новизной ситуации постиндустриального общества на рубеже ХХ-ХХ1 веков, когда возникали новые виды коммуникации, утверждалась новая семиотика изобразительного искусства, происходило включение искусства в сферу рыночных отношений. Для российской культуры, особенно в регионах, это было трудное время. Государство перестало патронировать деятелей искусства, а коммерциализация общества создала экономические, внешние для творчества, проблемы. Руководители творческих сообществ были лишены возможности создавать необходимые условия для реализации творческих идей своих подопечных и продвигать их произведения на арт-рынке. Эта задача легла на плечи самих художников.

Коренным образом поменялись идейно-эстетические ориентиры: «Специфические особенности изобразительного искусства в условиях постмодернизма можно определить как тенденцию стирания границ между элитарным и массовым искусством; <...> смену художественного образа симулякром; превращение модернистского стиля в постмодернистский код; господство эклектического разностилья; тенденцию к утрате целостности, глобальности, упорядоченной систематичности; взаимопроникновение традиционных видов и жанров искусства» [3, с.23].

История казанской мастерской с 2008 по 2013 годы связана с деятельностью нового руководителя - А.А. Абзгильдина. В данной статье будут рассмотрены основные тенденции развития творчества художников, проходивших стажировку в Казани в Творческой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.