Научная статья на тему 'ПРЕДЫСТОРИЯ БРЕНДОВОГО ОПЕРНОГО ФЕСТИВАЛЯ ИМЕНИ Ф.И. ШАЛЯПИНА В КАЗАНИ'

ПРЕДЫСТОРИЯ БРЕНДОВОГО ОПЕРНОГО ФЕСТИВАЛЯ ИМЕНИ Ф.И. ШАЛЯПИНА В КАЗАНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперный фестиваль / интерес к классической опере / репертуар Ф.И. Шаляпина / режиссура оперного спектакля / статус международного фестиваля / opera festival / interest in classical opera / the repertoire of F.I. Chaliapin / directing of an opera performance / the status of the international festival

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Файзулаева Маргарита Павловна

В статье прослеживаются истоки зарождения в Казани уникального фестиваля, посвященного Памяти гениального русского баса Ф.И. Шаляпина. Рассматривается понятие современного оперного фестиваля как формы коммуникации с многообразием творческих составляющих, привлекающих представителей современного оперного сообщества. Выстраивается цепь наиболее интересных событий в рамках оперных фестивалей-премьер с участием в них зарубежных и российских исполнителей конкурсов имени знаменитого оперного певца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND OF THE BRAND OPERA FESTIVAL NAMED AFTER F.I. CHALIAPIN IN KAZAN

The article traces the origins of the birth of a unique festival in Kazan dedicated to the Memory of the brilliant Russian bass F.I. Chaliapin. The concept of a modern opera festival is considered as a form of communication with a variety of creative components that attract representatives of the modern opera community. A chain of the most interesting events is being built within the framework of opera festivals-premieres with the participation of foreign and Russian performers of competitions named after the famous opera singer.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЫСТОРИЯ БРЕНДОВОГО ОПЕРНОГО ФЕСТИВАЛЯ ИМЕНИ Ф.И. ШАЛЯПИНА В КАЗАНИ»

даже предлагал назвать оперу «Наташа Ро- ность обвинений целого ряда произведений в стова» [4, с.40]. И все же в анализе спектакля формализме. Изменяется и сам взгляд на сце-неизменно возникает мотив сравнения с ро- нический текст: возникает разговор и о ре-маном Толстого, последовательно акцентиру- жиссуре, и об организации сценического дей-ется внимание на «удачи» и «промахи» ком- ствия и пространства, и о вкладе дирижера в позитора в части его воплощения. музыкальный спектакль. Несмотря на то, что

Заключение оперной критикой занимаются по-прежнему в

Вслед за историческими и политическими подавляющем большинстве музыковеды, но-изменениями, чутко следовала и социальная вая волна авторов, пришедших в конце 1940-х сфера жизни общества, которая отражалась в годов, в 1950-е, осознает оперный спектакль движении критической мысли. Постепенно как произведение театральное. Также целая меняется общее настроение и стилистика плеяда критиков, прошедших становление в статей и отзывов критиков. Многое, о чем в 1920-х - 1930-х годах, и в 1940-е из-за оказы-40-е нельзя было даже помыслить, в 50-е ши- ваемого идеологического давления и пере-роко обсуждается: звучат категоричные суж- ставшая печататься, возвращается в профес-дения о невозможности оценивать искусство сию. «меркам» Постановлений, а также абсурд-

Литература:

1. [Редакционная статья - Н.С.] // Правда. - 1953. - 27 нояб.

2. Гершзон, М. М. Закат Сталина и Оттепель. Управление культурой в СССР в 1950-х - начале 1960-х гг. / М.М. Гершензон.- Москва : Модест Колеров, 2018. - 392 с.

3. Давыдов, Р. «Война и мир»/ Р. Давыдов // Вечерний Ленинград. - 1946. - 13 июня, №137.

4. Келдыш, Ю. Еще об «Войне и мире» / Ю. Келдыш //Советская музыка. - 1955. - №7. - С. 40.

5. Корев, С. «Война и мир» / С. Корев // Московский большевик. - 1945. - 30 июня.

6. Литвин, А.Л. Российская историография государственного террора в стране, 1917-1953. - Москва : Собрание, 2019. - 366 с.

7. Розинер, Ф. Соцреализм в советской музыке / Ф. Розинер // Соцреалистический канон. - СПб., 2000.- С. 166-179.

8. Сокольский, М. К спорам об опере / М. Сокольский, М. Гринберг // Советская музыка. - 1952. - №5. - С. 32-38.

9. Сутоцкий, С.Б. Театральная рецензия и кинорецензия / С.Б. Сутоцкий. - Москва, 1951. - 31 с.

10. Сутоцкий, С.Б. Театральная рецензия и кинорецензия/ С.Б. Сутоцкий. - Москва, 1953. - 31 с.

References

1. [Redakcionnaya stafya - N.S.] // Pravda. 1953. 27 noyabrya. S.3.

2. Gershzon M. M. Zakat Stalina i OttepeF. Upravlenie kuFturoj v SSSR v 1950-x - nachale 1960-x gg. M: Modest Kolerov, 2018. 392 s.

3. Davy'dov R. «Vojna i mir» // Vechernij Leningrad. 1946. 13 iyunya. №137. S. 2.

4. Keldy'sh Yu. Eshhe ob «Vojne i mire» //Sovetskaya muzy'ka. 1955. №7. S. 40.

5. Korev S. «Vojna i mir» // Moskovskij boFshevik. 1945. 30 iyunya. S. 2.

6. Litvin A.L. Rossijskaya istoriografiya gosudarstvennogo terrora v strane, 1917-1953. M: Sobranie, 2019. 366 s.

7. Roziner F. Soczrealizm v sovetskoj muzy'ke // Soczrealisticheskij kanon. SPb., 2000. S. 166-179.

8. SokoFskij M. [Grinberg M.]. K sporam ob opere // Sovetskaya muzy'ka. 1952. №5. S. 32-38.

9. Sutoczkij S.B. TeatraFnaya recenziya i kinorecenziya. M., 1951. 31 s.

10. Sutoczkij S.B. TeatraFnaya recenziya i kinorecenziya. M., 1953. 31 s.

УДК 78.07

М.П. Файзулаева

ПРЕДЫСТОРИЯ БРЕНДОВОГО ОПЕРНОГО ФЕСТИВАЛЯ ИМЕНИ Ф.И. ШАЛЯПИНА В КАЗАНИ

В статье прослеживаются истоки зарождения в Казани уникального фестиваля, посвященного Памяти гениального русского баса Ф.И. Шаляпина. Рассматривается понятие современного оперного фестиваля как формы коммуникации с многообразием творческих составляющих, привлекающих представителей современного оперного сообщества. Выстраивается цепь наиболее интересных событий в рамках оперных фестивалей-премьер с участием в них зарубежных и российских исполнителей конкурсов имени знаменитого оперного певца.

Ключевые слова: оперный фестиваль, интерес к классической опере, репертуар Ф.И. Шаляпина, режиссура оперного спектакля, статус международного фестиваля

Margarita P. Fayzulaeva BACKGROUND OF THE BRAND OPERA FESTIVAL NAMED AFTER F.I. CHALIA-PIN IN KAZAN

The article traces the origins of the birth of a unique festival in Kazan dedicated to the Memory of the brilliant Russian bass F.I. Chaliapin. The concept of a modern opera festival is considered as a form of communication with a variety of creative components that attract representatives of the modern opera community. A chain of the most interesting events is being built within the framework of opera festivals-premieres with the participation of foreign and Russian performers of competitions named after the famous opera singer.

Key words: opera festival, interest in classical opera, the repertoire of F.I. Chaliapin, directing of an opera performance, the status of the international festival

Введение

Цель исследования - показать сложный путь становления оперного фестиваля в Татарстане как одного из показательных форумов России, демонстрирующего новации в области оперного искусства нашей страны и за рубежом.

Задачи, поставленные в статье, связаны с анализом наиболее интересных премьер оперного фестиваля имени Ф.И. Шаляпина в его период зарождения.

Новизна работы определяется постановкой проблемы изучения брендового музыкального фестиваля в Татарстане, оказавшего положительное влияние на динамичное развитие оперной труппы ТАГТОБ имени М. Джалиля с момента появления знакового оперного фестиваля в 80-ые годы XX века.

Объектом исследования стали оперные спектакли классического направления Шаляпинского фестиваля, среди которых демонстрировались и любимые Фёдором Ивановичем спектакли, принесшие ему всемирную славу.

Материалы и методы

Главный метод исследования - исторический, способный восстановить картину жизнедеятельности Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля в 80-е годы, подготовившие почву для рождения фестиваля оперы имени Ф.И. Шаляпина на родине гениального оперного артиста.

Методологическое осмысление данного явления проведено на уровне музыковедческого анализа, позволившего ощутить творческий рост оперного фестиваля в результате его исторической трансформации.

Литературный обзор

За долгие годы существования оперного фестиваля в региональных и российских СМИ регулярно появлялись рецензии, эссе на тему Шаляпинского фестиваля, которые освещали столичные и местные критики, журналисты. Также много интересных сведений о премьерах, о режиссёрской работе, о художественном

оформлении спектаклей публиковались в театральных буклетах в Казани.

Но объёмных изданий, в том числе монографий, сборников статей о брендовом фестивале пока ещё не создано. Думаю, что это дело времени, так как к самой теме международного оперного форума интерес огромен.

Результаты

В 1981 году вышло Постановление Министерства культуры ТАССР о проведении в Казани, на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля фестиваля имени Фёдора Шаляпина. Столица Республики Татарстан имела на это неотъемлемое право: здесь родился будущий гениальный артист, здесь определилась его любовь к театру, здесь он сделал первые шаги на сцене...

Для жизнедеятельности оперного театра Казани фестиваль им. Ф.И. Шаляпина был крайне необходим. Он появился вовремя и стал мотивацией, импульсом к реорганизации театрального процесса в области оперного искусства Татарстана. Фактически, фестиваль дал шанс на выживание оперной труппы и сохранение оперного репертуара театра в застойные 70-е годы.

Открытие 1-го оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина состоялось 8 февраля 1982 года, где были озвучены цели и задачи фестиваля. Главная из них гласила о необходимости сохранения Шаляпинского репертуара в Казанском театре и популяризации лучших образцов русского и зарубежного оперного искусства в Казани. Организаторы уникального события понимали непревзойдённое значение искусства Шаляпина.

Афиша 1-го фестиваля включала спектакли Шаляпинского репертуара: «Борис Годунов», «Русалка», «Фауст», «Севильский цирюльник», «Князь Игорь», «Евгений Онегин». В театре длительное время шла работа над подготовкой оперных шедевров Шаляпинского репертуара.

Для участия в них были приглашены нар. и засл. артисты, лауреаты Всероссийского. кон-

курса им. М. Глинки из Москвы, Киева, Минска, Фрунзе, Риги, Саратова, Улан-Удэ и других городов нашей страны. Среди них были известные в Татарстане и не знакомые широкой публике.

Спектакли под управлением засл. деят. искусств МАССР Виталия Куценко показали вполне приличный уровень для такого масштабного, знакового события, как фестиваль выдающегося оперного певца и личности редкого таланта Ф.И. Шаляпина.

Со временем программа фестиваля обновляется новыми оперными шедеврами, например, на II-м фестивале (08.02.83-17.02.83) включены «Кармен» Бизе и «Алеко» Рахманинова. Фурор произвели спектакли с появлением знаменитого баса Александра Ведерникова в партии Кончака в «Князе Игоре», Базилио в «Севильском цирюльнике» и Мельника в «Русалке».

III фестиваль (09.02.84-16.02.84) вызвал ажиотаж в рядах казанской публики появлением звёзд меццо-сопранового репертуара нар. арт. СССР Тамары Синявской и нар. арт. СССР Людмилы Филатовой в оперном шлягере «Кармен». С ними на равных конкурировал уникальный тенор Хайдар Бигичев в партии Хозе, составивший со временем славу национальную оперного искусства РТ (но, к сожалению, безвременно ушедшего...).

В 1986 году V-му фестивалю им. Ф.И. Шаляпина был присвоен статус Всероссийского. Российские и зарубежные вокалисты считают за честь принять участие в Шаляпинском оперном фестивале, пройтись по памятным местам, связанным с именем Фёдора Ивановича Шаляпина.

V фестиваль посетили звёздные солисты Ленинграда, нар. артисты СССР Ирина Богачё-ва, Владимир Морозов, народный артист РСФСР Юрий Марусин, а также Николай Охотников (Москва) и другие не менее яркие солисты из Красноярска и других городов. Ирина Богачёва покорила сердца любителей оперы в партиях Марины («Борис Годунов») и Кармен, Владимир Морозов в партии Варлаама в «Борисе Годунове» и Юрий Марусин в партии Рудольфа в «Богеме».

VI фестиваль (06.02.1987-17.02.1987) запомнился участием оперных звёзд в спектаклях «Чио-Чио-сан» Мария Биешу в титульной партии (Кишинёв), Вячеслав Гринченко - Дон Базилио (Москва) и Леонид Сметанников -Фигаро (Саратов).

Постепенно вошло в традицию проведение сольных концертов в рамках Шаляпинского

фестиваля. Публика с восторгом встречала любимых артистов на концертах Артура Эй-зена, Вячеслава Гринченко, Леонида Сметан-никова и Булата Минжилкиева.

VII Всероссийский оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина состоялся 6-17 февраля 1988 года. Со временем фестиваль приобретал всё большую известность.

Программа фестиваля включала 9 спектаклей, 9 концертов оперных артистов.

Новыми красками заискрились спектакли с участием Ирины Богачёвой в «Борисе Годунове», «Кармен» и «Пиковой даме» с партией Графини, А. Ведерникова (Пимен в «Борисе Годунове») и Ану Кааль из Таллина с титульной партией в «Травиате», давно признанной лучшей исполнительницей этой роли в мире во второй половине XX в.

VIII Всероссийский фестиваль им. Ф.И. Шаляпина проходил с 8 по 19 февраля 1989 года, и на этот раз он подтвердил репутацию одного из интереснейших праздников оперного искусства в стране.

VIII фестиваль, в основном, сохранил свои структурные особенности. В его афише 8 оперных, 2 балетного спектакля, а также 3 концерта крупных мастеров оперной сцены. Среди них 2 сольника, концерт восходящей звезды в то время Дмитрия Хворостовского и солиста театра «Эстония» народного артиста ЭССР бас-баритона Мати Пальма.

А Х фестиваль знаменит тем, что ему присвоен международный статус. Это был самый большой фестиваль. В 12 спектаклях и гала-концерте выступили 40 исполнителей из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и других городов страны. На фестивале зрители увидели созвездие имён: Ирины Архиповой, Юрия Марусина, Алексея Стеблянко, Булата Мин-жилкиева, Ларисы Шевченко, Владимира Степанова и др.

Каждая встреча с Ириной Архиповой приносит истинное наслаждение, в своём сольном концерте выдающаяся певица исполнила вокальные сочинения Глинки, Чайковского и Рахманинова.

Впервые на оперном фестивале им. Ф.И. Шаляпина публика познакомилась с зарубежными гостями из США и Швейцарии. Это Би-верли Хилл (сопрано) в партии Виолетты, Лесли Макивен (сопрано) в партии Дездемоны, и два тенора Р. Кейпер (в партии Фауста) и Франко Манзони (Герцог в «Риголетто»). Это молодые одарённые певцы в начале своей творческой карьеры, в их активе по 6-8 сложных партий оперного репертуара.

XI фестиваль им. Ф.И. Шаляпина (8-20 февраля 1992) открылся премьерой вагнеровской оперы «Летучий голландец» режиссёра Валерия Раку.

Постановка «Летучего голландца» - безусловное достижение театра и одна из лучших работ В. Раку. Её можно назвать художественным прорывом новой музыкальной сферы в иную оперную стилистику. Спектакль масштабен, романтичен, в нём есть органическая связь музыки и пластического действия, он был восторженно принят публикой [2, с. 80].

XI фестиваль собрал мощный дирижёрский корпус из шести достойных музыкантов. Среди них Игорь Головчин (Москва), Брайен Да-венворт (США), Фоат Мансуров (Москва), Игорь Лазания (Львов), Владимир Васильев и Наум Русин (Казань).

Открытием на фестивале стала потрясающая трактовка образа Графини Ириной Архиповой, акцентировавшей в нём черты стиля психологического триллера на грани фантастики и реальности. Ирина Архипова - певица безграничных возможностей. 45 лет творческой деятельности и неувядаемое с годами мастерство певицы - редчайшее явление в мировой исполнительской практике.

XII международный оперный фестиваль (11-21 февраля 1993) прошёл под эгидой 120-летия со дня рождения Фёдора Ивановича Шаляпина. Программу составили 10 спектаклей: «Князь Игорь», «Царская невеста», «Демон», «Пиковая дама», «Риголетто», «Отелло», «Фауст», «Летучий голландец», «Севильский цирюльник» и «Богема» в концертном исполнении. Программу украшали четыре концерта, лучшие из которых составили солисты Большого театра [5, с. 172].

Наметились новые зарубежные контакты: многогранный образ находчивого Фигаро в «Севильском цирюльнике» сумел создать Борис Стаценко из Дюссельдорфа (Германия). Дирижировал этим спектаклем Владимир Ки-раджиев из Австрии. На титульную партию Дездемоны в «Отелло» была приглашена Евангелина Колон из Пуэрто-Рико, США.

Следующий XIII оперный фестиваль (10.02.1994 - 20.02.1994) обогатился премьер-ной «Тоской», поставленной режиссёром Кристофером Гроссером из Швейцарии. Достоинство его постановки в том, что она смотрится как драматический спектакль, здесь драмы и музыка дополняют друг друга.

«Тоска» воспринимается как современная опера: её герои живут истинными страстями,

далёкими от условностей обычного оперного спектакля.

Кристофер последние 30 лет работал в различных музыкальных театрах, но в последнее время он ощущает себя драматическим режиссёром и смело претворяет принципы драматической режиссуры в оперных спектаклях.

Впечатляющим был актёрский состав «Тоски» на Шаляпинском фестивале. Елена Михайлова в партии Тоски подтвердила свой яркий вокально-сценический имидж. Её страстная, любящая, готовая к самопожертвованию, сильная духом Тоска, не может никого оставить равнодушным.

Владислава Пьявко представлять не нужно. Его имя хорошо известно любителям оперы. Судя по аплодисментам, Владислав Пьявко покорил казанскую публику. Он даёт своё прочтение образа, его Каварадосси - страстная, динамичная художественная натура с неуёмным темпераментом. Возможно, отдельные актёрские приёмы одноплановы. Но важно то, что Владислав Пьявко даёт свой образ в развитии и постепенно доводит его до роковой черты. Феноменальная вокальная техника певца помогает раскрыть созданный им образ. Уникальный тембр и красота его голоса, прекрасное ощущение стиля бельканто, предельная сценическая раскованность -всё это доставляет неизъяснимое наслаждение слушателям и подтверждает истинную ценность оперного искусства.

Культурой звука и истинным профессионализмом отличалось выступление солистов большого театра Александра Ломоносова (Отелло) и Любови Шарниной (Дездемона). Богатую палитру чувств раскрывает Александр Ломоносов в образе Отелло - свободолюбивого народного вождя и вместе с тем страдающего, любящего, глубоко несчастного Мавра. Однако не во всём был убедителен вокал солиста, лишённый блеска и яркости красок. Ему также не хватало широты оперного дыхания, присущего этой партии.

Слушатели наслаждались красивым, богатым в тембровом отношении голосом Любови Шарниной. Она мастерски использует полутона в пении, не форсирует звук даже в кульминационных моментах. Красивый матовый тембр - характерный штрих её вокала.

Римский-Корсаков называл вердиевский оркестр «драматическим», предопределяя его ансамбль с действующими лицами оперной трагедии. Таким драматическим оркестром стал оркестровый коллектив в руках Игоря

Лацанича, в большой мере способствовавшего успеху спектакля.

«Царская невеста» также поразила меломанов новыми гранями. В состав исполнителей спектакля вошли Татьяна Ерастова - Лю-баша (Москва), Зиля Сунгатуллина - Марфа (Казань), Валерий Тюменцев - Грязной (Пермь), Георгий Ковриков - Лыков (Казань), Юрий Петров - Бомелий (Казань). «Царская невеста» обрела новые качества благодаря отличному составу исполнителей из разных театров страны и дирижёру Дмитрию Хохлову из Санкт-Петербурга. В ней острее проявились конфликт и черты социальной драмы, ярче проступили психологическая окраска образов и богатый колорит русской оперы.

Каждый из исполнителей ведущих и второстепенных ролей предложил своё прочтение образа и индивидуальный рисунок роли. И всё же Татьяна Ерастова (Любаша) затмила всех своим мастерством, могучим актёрским темпераментом, шекспировским накалом страстей и роскошным уникальным голосом, звучащим широко, свободно и переливающимся множеством бархатистых оттенков [6, с. 5]. Грязной в исполнении Валерия Тюмен-цева казался несколько инертным, пассивным рядом с ней; актёру недоставало подлинной драматической страсти, глубины и яркости вокала. Необходимо отметить ещё одну яркую работу и неповторимую индивидуальность в этом спектакле - Павел Данилюк в роли купца Собакина. Он запомнился нам как яркая индивидуальность ещё в выступлениях на Шаляпинском конкурсе вокалистов 1993 года.

Зрелость мастерства и отличную вокальную форму продемонстрировала одна из ведущих солисток нашего театра Зиля Сунгатуллина в роли Марфы.

XIV Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина завершился 26 февраля 1995 года.

То, что Шаляпинский фестиваль вносит заметное оживление в культурную жизнь столицы и является событием большого политического и культурного значения - это общепризнано. На фестиваль приезжают звёзды оперной сцены, признанные отечественные и зарубежные дирижёры. Бесценные традиции шаляпинского искусства находят своё продолжение на казанской сцене, где великий певец выступал с гастрольными спектаклями Московской частной русской оперы в далёком 1899 году. А смысл этих традиций - в глубоком психологическом раскрытии образа, сценической правде, синтезе во-

кального и драматического искусства, верности реалистическим принципам русской оперной школы. На XIV фестиваль съехались дирижёры и солисты музыкальных театров России, Великобритании, Чехословакии, Грузии, Литвы и Башкортостана. Фестивальные спектакли продемонстрировали возросший уровень мастерства оркестра нашего театра, с одной стороны этому способствовали зарубежные гастроли театра, с другой - появление 12 опытных музыкантов из коллектива Государственного симфонического оркестра Татарстана.

Из созвездия певцов Шаляпинского фестиваля заметно отличались Николай Путилин («Риголетто» - Скарпиа), Татьяна Ерастова (Любаша) и Валерий Попов (самозванец). Их участие может украсить любой самый престижный европейский фестиваль. Исключительный по красоте голос Путилина обретает новые тембральные краски, певческую гибкость и свободу. Поражает высокая культура звука и его актёрское мастерство, позволяющее раскрыть внутренний мир героя во всей его многогранности. Татьяна Ерастова от природы наделена изумительным голосом -глубоким бархатным меццо-сопрано. Владение голосом её безукоризненное, глубина проникновения в образ - подлинная и впечатляющая. Ерастова - одна из лучших исполнительниц партии Любаши в стране, её искусство доставляет любителям оперы высокое эстетическое наслаждение. Имя Валерия Попова мало знакомо казанцам, он из Харькова, стал лауреатом международного конкурса вокалистов в Австрии, после чего был приглашён в Пражский оперный театр. Яркий красивый тенор Попова прекрасно звучит во всех регистрах. Особое внимание молодой певец уделяет образному смыслу вокальной интонации, отражающей душевные движения его героя. Кроме этих звёзд творческой индивидуальностью и подлинной культурой звука отличались Теймураз Гугушвили (Тбилиси), Алексей Масленников (Большой театр), Клея Примроуз (Великобритания), Эдуард Трескин (Чехословакия), Владимир Ванеев и Вячеслав Луханин из Санкт-Петербурга. Отличное владение вокалом и высокое исполнительское мастерство показали солисты татарского оперного театра Зиля Сунгатуллина, Галина Ластовка, Юрий Бори-сенко, Саид Раинбаков, Юрий Петров и другие артисты.

Шаляпинский фестиваль - прекрасная школа для молодых певцов. Вполне возможно,

что участие в нём станет поводом для стремительного взлёта в творческой карьере молодых певцов. Среди них - Анатолий Пономарёв, Елена Брылёва и Елена Зеленская (Москва), Александр Агамирзов (Каунас), Раи-да Ермохина (Казань), Владимир Белов (Уфа).

Обсуждение

Участие в Шаляпинском оперном фестивале стало престижным в последние годы. Имена его участников говорят сами за себя. И всё же у фестиваля есть свои трудности и проблемы. Наиболее важное из них - проблемы морального старения спектаклей. Некоторые из них требуют новых постановок, а также обновления декораций и сценических костюмов.

Статус международного фестиваля обязывает к особому, исключительному отношению к шедеврам оперного искусства и их достойному исполнению [7].

Резюмируя освещение первоначального этапа становления оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина, необходимо конкретизировать некоторые моменты. Оперный фестиваль оказал огромное влияние на благотворное развитие оперной труппы и всех творческих коллективов театра, хора, оркестра, балетные труппы [1, с. 18]. Петь, исполнять музыку и танцевать, как прежде, уже было неприемлемо. У оперных солистов возросла ансамблевая культура, которую стимулировали приезжие звёзды оперной сцены. Солисты оркестра имели возможность познать разные виды дирижёрской техники в процессе музицирования с дирижёрами-гастролёрами [4, с. 5].

Зародившаяся в дни Шаляпинского фестиваля практика исполнения оперных шедевров на языке оригинала вошла впоследствии в норму и стала доминирующей в изучении партий солистов и хора. В результате частого творческого общения с яркими индивидуальностями и звёздными солистами повысился общий исполнительский уровень вокалистов и участников хора.

Театр воспитал своего зрителя - умного, тонкого, разбирающегося в богатстве и специфике оперно-балетной классики [3, с. 9].

Важно отметить то, что оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина со временем добился широкого признания мировой общественности, а по его образцу было создано ещё несколько подобных форумов в разных городах нашей страны.

Оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- это широкий показ достижений отечественной и зарубежной музыкальной культуры и современной исполнительской школы. Имя великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина накладывает особую ответственность. Ни один из современных вокалистов не может пройти в своём творчестве мимо тех достижений, которые в лице Шаляпина принесли славу русскому искусству. Фестиваль -это и лицо театра, демонстрация всего лучшего, что накоплено за долгие годы и что есть на сегодняшний день.

Заключение

Завершая обзор этапа становления оперного фестиваля Ф.И. Шаляпина, необходимо отметить несколько важных итогов. Прежде всего, оперный фестиваль оказал огромное благотворное влияние на развитие оперной труппы и всех творческих коллективов театра

- хора, оркестра, балетной труппы.

У оперных солистов возросла ансамблевая культура, которую стимулировали совместные выступления с приезжими звёздами оперной сцены. Солисты оркестра имели возможность познать разные виды дирижёрской техники в процессе музицирования с дирижёрами-гастролёрами. Зародившаяся в дни Шаляпинского фестиваля практика исполнения оперных шедевров на языке оригинала вошла в последствие в норму и стала доминирующей.

Важно отметить, что оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина со временем достиг широкого признания мировой общественности, а по его образцу было создано ещё несколько подобных форумов в разных городах России.

То, что Шаляпинский фестиваль вносит заметное оживление в культурную жизнь столицы и является событием большого политического и культурного значения - это общепризнано [3, с. 8]. На фестиваль приезжают звёзды оперной сцены, признанные отечественные и зарубежные дирижёры. Бесценные традиции шаляпинского искусства находят своё продолжение на казанской сцене, где великий певец выступал с гастрольными спектаклями Московской частной русской оперы в далёком 1899 году. А смысл этих традиций - в глубоком психологическом раскрытии образа, сценической правде, синтезе вокального и драматического искусства, верности реалистическим принципам русской оперной школы [2, с. 80].

Литература:

1. Агеева, Л. Сезон паломничества в оперу / Л. Агеева / / 40-й Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина : буклет.- Казань, 2023. - С.18.

2. Кантор, Г. Два экипажа - это совсем неплохо... // Кантор Г.М. Казань музыкальная : статьи, очерки, рецензии. - Казань ; Йошкар-Ола, 1994. - С. 80.

3. Мухаметзянов, Р. Шаляпинский фестиваль изменил «лицо» театра // ХХХ Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина : буклет. - Казань, 2012. - С. 8-9.

4. Потапова, Н. Как во городе было во Казани / Н. Потапова // Музыкальная жизнь. - 2008. - № 5. -С. 5.

5. Сайдашева, З. «Шаляпинские оперы» в юбилейном году / З. Сайдашева // Татарская музыка : история и современность. - Казань : Идель-Пресс, 2008. - С. 172.

6. Сметанников, Л. Фестивалю им. Ф.И. Шаляпина - больших планов и свершений / Л. Сметанников // Музыкальное обозрение. -1998. - май. - С. 5.

7. Тарлецкая, А. «ТОСКАвать» не придется : 40-й Шаляпинский фестиваль открылся римскими страстями на казанской сцене / А. Тарлецкая.- URL : https://realnoevremya.ru/articles/239653-shalyapinskiy-festival-otkrylsya-rimskimi-strastyami-na-kazanskoy-scene (дата обращения : 01.12.2022).-Текст : электронный.

References:

1. Ageeva L. The season of pilgrimage to the opera // 40 International Opera Festival named after F.I. Chalia-pin. - Booklet. - Kazan, 2023. -p.18.

2. Kantor G. Two crews are not bad at all... / / G.M. Kantor. Kazan musical: Articles, essays, reviews. - Kazan -Yoshkar-Ola, 1994. - p. 80.

3. Mukhametzyanov R. Chaliapin Festival changed the "face" of the theater // XXX International Opera Festival named after F.I. Chaliapin -Booklet. - Kazan, 2012. - pp. 8-9.

4. Potapova N. How in the city it was in Kazan // Musical life. -2008. - No. 5. - p. 5.

5. Saydasheva Z. "Chaliapin operas" in the jubilee year // Tatar music: history and modernity. - Kazan: "Idel-Press", 2008. - p. 172.

6. Smetannikov L. To the F.I. Chaliapin Festival - big plans and achievements / / Musical Review. - 1998. - May. - p. 5.

7. Tarletskaya A. "You won't have to miss": the 40th Chaliapin Festival opened with Roman passions on the Kazan stage https://realnoevremya.ru/articles/239653-shalyapinskiy-festival-otkrylsya-rimskimi-strastyami-na-kazanskoy-scene (accessed 01.12.2022).

УДК 787.1.087.1

М.В. Попова

ДОСТИЖЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

Актуальность поиска нового языка и средств адаптации сложившихся традиционных систем обучения к новым ценностям в области скрипичного искусства предполагает рассмотрение механизмов процесса воспитания и образования с позиции культурфилософского анализа, где пересмотр и оценка традиционных методик является частью аспекта культуротворчества. В данной статье обобщены результаты исследования традиционных подходов к обучению игре на скрипке в контексте национальной французской исполнительской школы рубежа XVIII-XIX вв.

Доказано, что наполнение процесса обучения игре на струнных инструментах глубоким ценностно-смысловым содержанием, определение приоритетности духовного начала над «механической частью» исполнения, обращение к вокальной природе с целью обогащения культуры звукоизвлечения определили потенциал его использования в качестве устойчивой идеи, актуальной по настоящее время. Определено, что принцип ансамблевой игры при освоении технических приёмов, реализующий коммуникативную сущностную функцию струнно-смычкового искусства, выступает в методической работе П. Роде, П. Бальо, Р. Крейцера проявлением культурно-просветительской, эстетической, антропосозидающей практики. Выявлено, что опора на педагогические принципы освоения скрипичного мастерства французской традиции выводит струнно-смычковое искусство на рубежи экстратерриториального культурного образования.

Ключевые слова: скрипичное искусство, французская скрипичная школа, педагогическая культура

Marina V. Popova ACHIEVEMENTS OF THE FRENCH VIOLIN SCHOOL IN THE PERSPECTIVE OF CULTURAL PHILOSOPHICAL ANALYSIS: UPDATING OF TRADITIONAL APPROACHES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.