3 rpärnoTQ
Манускрипт • Manuscript
ISSN 2618-9690 (print)
2023. Том 16. Выпуск 2. С. 116-120 | 2023. Volume 16. Issue 2. P. 116-120
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Опера «Алеко» С. В. Рахманинова: краеведческий аспект
Казьмина Е. О.
Аннотация. В работе освещается история постановок первой оперы выдающегося русского композитора С. В. Рахманинова в краеведческом аспекте. Цель исследования - раскрыть особенности постановок произведения, осуществленных на Тамбовщине. Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нём дана хронология, отражающая особенности исполнения оперы «Алеко» (в формате спектаклей и отдельных концертных номеров) в тамбовском регионе. В результате исследования был охарактеризован исторический контекст основных постановок «Алеко» (премьерные спектакли в Большом театре, постановки в Киеве, Петербурге, Тбилиси), а также особенности спектаклей и концертных исполнений, представленных тамбовскому зрителю (1915-2017).
EN
Opera "Aleko" by S. V. Rachmaninoff: The local history aspect
Kaz'mina E. O.
Abstract. The work provides insight into the history of the productions of the first opera by the outstanding Russian composer S. V. Rachmaninoff in the local history aspect. The aim of the study is to reveal the features of the productions of the opera made in the Tambov region. The scientific novelty of the study lies in the fact that it provides a chronology reflecting the peculiarities of the performance of the opera "Aleko" (in the format of performances and individual concert numbers) in the Tambov region. As a result of the study, the historical context of the main productions of "Aleko" (premiere performances at the Bolshoi Theater, productions in Kiev, St. Petersburg, Tbilisi), as well as the features of opera and concert performances presented to the Tambov audience (1915-2017) were characterized.
Введение
Для всех, кто любит академическое музыкальное искусство, 2023 год связан со 150-летним юбилеем величайшего русского композитора, пианиста и дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова. Но это и юбилейный год произведения, с которым Рахманинов просто ворвался в профессиональный художественный мир, - опера «Алеко». Она была поставлена 130 лет тому назад, 27 апреля 1893 года, на сцене Большого театра, и с тех пор её знает весь мир. Знают её и тамбовчане, и не только благодаря спектаклям гастролирующих артистов.
Задачи исследования: реконструировать исторический контекст основных постановок оперы «Алеко» С. В. Рахманинова; рассмотреть особенности тамбовских постановок произведения.
Теоретическая база исследования представлена работами, связанными с изучением творчества С. В. Рахманинова (Емельянова, 1977; Келдыш, 1973; Киракосова, 2003; Михеева, 2012). Также использовались источники, отражающие рецепцию постановок оперы «Алеко» (Иволгин, 1973; ИН, 1893; Калашников, 1973; К-ин Н., 1893; Кругликов, 1893), и воспоминания самого композитора (Рахманинов, 1978; 1992).
Обсуждение и результаты
Прежде чем перейти к освещению краеведческого аспекта темы, «реконструируем» исторический контекст.
Московская премьера оперы «Алеко» восемнадцатилетнего выпускника Московской консерватории, который только год назад представил это сочинение в качестве дипломной работы, затянулась, хотя присутствовавший на экзамене дирижёр Большого театра И. К. Альтани обмолвился о возможности постановки оперы С. В. Рахманинова в театре, и она была «принята на большую сцену в Москве», как следует из письма С. В. Рахманинова (1978, с. 191) к Н. Д. Скалон от 10 июня 1892 года. Осенью в издательстве А. Б. Гутхейля увидел свет клавир «Алеко», он хорошо раскупался, о чём с радостью поделился автор 15 октября 1892 года
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20230028
© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
в письме к Л. Д. Скалон: «...Гутхейль мне передаёт, что моя опера идёт очень хорошо в продаже в особенности в Киеве (как, почему и зачем, не понимаю!), где очень заинтересовались этим замечательным произведением. Покупают больше всего: рассказ старика, каватину Алеко, романс молодого цыгана. Между прочим, Гутхейль хочет печатать оркестровую партитуру оперы...» (Рахманинов, 1978, с. 203). Клавир «Алеко» купил и П. И. Чайковский. Он написал из Клина 23 октября 1892 года А. И. Зилоти: «Опера Рахманинова, которую я себе приобрёл, мне очень нравится. У него есть настоящая, композиторская жилка, почище, чем хвалёная гениальность Корещенки» (Александр Ильич., 1963, с. 139).
Осуществление мечты молодого композитора о постановке своей оперы на императорской сцене ускорил счастливый случай. Из воспоминаний С. В. Рахманинова, записанных О. Риземаном, известно, что композитор благодаря стараниям петербургского родственника из «высоких сфер» принял участие в музыкальном вечере в доме «директора важного департамента и правой руки всесильного министра двора» (Рахманинов, 1992, с. 81). На этом вечере в Красном Селе под Петербургом Сергей Васильевич исполнил два танца из «Алеко», а во время аплодисментов жена этого «важного» человека подошла к присутствовавшему начальнику канцелярии императорских театров Его Превосходительству господину П. и «с очаровательной улыбкой сказала:
- Согласитесь, какая прелестная музыка! Вы ведь поставите оперу в Москве, не правда ли? Я обещаю Вам приехать на премьеру.
Об отказе не могло быть и речи. Это была её благодарность» (Рахманинов, 1992, с. 82).
При таких обстоятельствах опера «Алеко» С. В. Рахманинова получила «пропуск» на сцену как Большого театра, так и других театров Российской империи.
После премьеры первый отзыв публикует Н. Д. Кашкин в «Московских ведомостях» (29 апреля) (ИН, 1893) и «Русских ведомостях» (5 мая) (К-ин Н., 1893). Не остался в стороне С. Н. Кругликов, рецензия которого появилась в приложении «Дневник "Артиста"» к журналу «Артист» (№ 6). Не забыли написать о спектакле Большого театра в обозрении деятельности императорских сцен сезона 1892/1893 года, опубликованном в Ежегоднике императорских театров за 1893 год.
Приведём несколько выдержек из рецензий Н. Д. Кашкина и С. Н. Кругликова.
Н. Д. Кашкин: «Исполнение "Алеко" было очень хорошее во всех отношениях; талантливость композиции, очевидно, снискала симпатии исполнителей и воодушевляла их... В особенности хороши были г-жа Дейша-Сионицкая и г. Корсов, партии Земфиры и Алеко должны быть причислены к лучшим в их обширном репертуаре» (ИН, 1893). Тот же критик о вокальном номере «Рассказ Старика»: «Уже по этому номеру видно, что молодой, едва ли не юный композитор, обладает несомненным дарованием для драматической музыки» (ИН, 1893).
С. Н. Кругликов: «...г. Рахманинов - талантливый человек с хорошими знаниями и отличным вкусом. Он может быть хорошим оперным композитором, потому что чувствует сцену, имеет почти уже верное понятие о человеческом голосе и наделён счастливым даром мелодиста» (1893, с. 26). Характеризуя номера оперы, критик назвал, например, оркестровое Интермеццо «тонкой, поэтической музыкальной картинкой», в которой «есть вдохновение, и выписана она с любовью, с большим запасом художественно развитого вкуса». По мнению С. Н. Кругликова, Интермеццо - это «место в "Алеко", наиболее удавшееся автору по инструментовке». О вокальных номерах написал следующее: «В рассказе Старика есть ширина и цельность»; «Любовное дуэттино Земфиры и Молодого цыгана очаровательно с начала до конца»; «Много увлечения и правды вложено автором в сцену, где Земфира поёт при Алеко "Старый муж, грозный муж"; эта сцена положительно производит впечатление»; «Романс Молодого цыгана за сценой - непритязательно певуч, мелодически благороден, гармонически прост»; «Финал построен с талантом человека, чующего сцену» (Кругликов, 1893, с. 24-25). То есть из приведённых цитат вывод можно сделать один - премьерные спектакли «Алеко» в Большом театре (второй -29 апреля) имели успех у публики и у критиков.
Следует вспомнить и тот факт, что с этого же 1893 года опера «Алеко» начала «кочевать» по российской провинции, а отправным пунктом стал Киев. Постановку осуществили артисты Русской оперы, руководителем которой был И. Я. Сетов (Рахманинов, 1978, с. 523). Двумя первыми представлениями - 18 и 21 октября -дирижировал сам автор музыки. «Успех был полный. Автор был несколько раз вызван на сцену и горячо приветствуем публикой, артистами и оркестром. Пляска мужчин, интермеццо и романс Молодого цыгана удостоились шумных одобрений публики и исполнялись два раза» (Цит. по: Келдыш, 1973, с. 87).
В январе 1894 года планировалось исполнение «Алеко» в Одессе, дирижировать спектаклем тоже должен был С. В. Рахманинов (1978, с. 227). К столетнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина (1899) оперу поставили в Петербурге в Таврическом дворце в рамках торжеств. Партию Алеко впервые исполнил Ф. И. Шаляпин. Он «от первой до последней ноты пел великолепно», - мнение С. В. Рахманинова (1978, с. 290). В письме к М. А. Слонову (18 июля 1899 г.) есть и такие строки: «Вообще из всей этой поездки я вынес большое удовольствие...» (Рахманинов, 1978, с. 290).
Войдя сразу в репертуар отечественных театров, опера С. В. Рахманинова тем не менее не получила «ранга» постоянного репертуарного произведения, в первую очередь в силу своей одноактной композиции. Для полноценного театрального вечера одного оперного спектакля такого вида было недостаточно. Поэтому только в 1903 году вместе с операми «Рафаэль» С. Аренского и «Сельская честь» П. Масканьи «Алеко» вновь прозвучал на сцене Большого театра, а также в Новом театре (филиале Большого и Малого театров).
О премьере «Алеко» в Тифлисе (после 1936 г. - Тбилиси) М. А. Киракосова написала следующее: «В сезон 1904/1905 гг. опера Рахманинова была представлена трижды - 19 ноября, между "Сельской честью" Масканьи
и "Мадам Фифи" Кюи (последняя шла в Тифлисе под названием "Мадемуазель Фиори"), а также в числе спектаклей масленичного репертуара одновременно с "Сыном мандарина" Кюи и дивертисментом "Цыганские песни в лицах"» (2003, с. 238). Из статьи М. А. Киракосовой любопытно было узнать, что партию Алеко исполнил наш земляк Николай Иванович Сперанский (1877-1952), родившийся в Тамбове в семье земского врача. Талант Николая Ивановича раскрылся и в качестве оперного и камерного певца, а также режиссёра, дирижёра и педагога.
В 10-х годах ХХ столетия постановку оперы «Алеко» осуществил Мариинский театр (28 ноября 1914 г.). Из афиши, опубликованной в «Обозрении театров», известны исполнители: П. З. Андреев (Алеко), М. Г. Валицкая (Земфира), К. И. Пиотровский (Молодой цыган), Г. А. Боссе (Старый цыган), А. И. Панина (Старая цыганка). Танцы поставил Б. Г. Романов, сценическую постановку осуществил режиссёр Боголюбов, дирижёром был Н. А. Малько. В этот музыкальный вечер «Алеко» шёл вместе с комической оперой в двух действиях «Пан сотник» петербургского композитора и дирижёра Г. А. Казаченко (Михеева, 2012, с. 92-93). Отзывы об этом театральном вечере разместили «Русская музыкальная газета», «Театр и искусство», газеты «Биржевые ведомости», «День», «Речь». Оперу «Алеко» исполняли и для публики демократического толка - в 1912 году в Народном доме. Благодаря исследованиям М. В. Михеевой (2012, с. 94) в XXI столетии в научный оборот введены документы, рассказывающие о других постановках «Алеко» в Мариинском театре сезона 1914-1915 года: 11 и 18 декабря 1914 года, 31 января 1915-го. Кроме того, сохранилась рукописная копия партитуры оперы.
Но если целиком музыка «Алеко» звучала сравнительно редко, то её отдельные номера прочно вошли в репертуар певцов, оркестров, хоров. Примечательно, что первым фрагментом из оперы, который в публичном концерте московская музыкальная общественность услышала до премьерного спектакля, были танцы (пляска мужчин и пляска женщин). Они прозвучали 19 февраля 1893 года в программе симфонического собрания под управлением В. И. Сафонова Московского отделения Русского музыкального общества.
И тамбовская публика впервые услышала об «Алеко» С. В. Рахманинова из «уст» студента вокального отделения Музыкального училища Венедикта Кузичева (класс преподавателя М. Ф. Салтыкова), исполнившего Ариозо главного героя на ученическом вечере 19 ноября 1915 года. Через 10 дней номер был повторен в более ответственном концерте учащихся, половина сбора от которого «поступила в распоряжение Тамбовского общественного комитета для покупки Рождественских подарков нижним чинам действующей армии» (Отчёт Тамбовского отделения., 1917, с. 28). Справедливости ради стоит сказать, что раньше данного музыкального фрагмента в Тамбове прозвучало Ариозо Ланчото из другой оперы С. В. Рахманинова - «Франческа да Рими-ни». Ариозо представил учащийся Владимир Романов, воспитанник преподавателя Л. С. Когана. К слову, В. Романова слышал сам С. В. Рахманинов во время «ревизии» Тамбовского музыкального училища в 1909 году и охарактеризовал его голос как «недурный».
Что касается постановки полного спектакля «Алеко», то это произошло только в 1955 году. Коллективом Музыкального училища была поддержана инициатива своего директора С. М. Глаголева по возрождению традиции постановок оперных спектаклей. «Пригласили бывших учеников училища - певцов и оркестрантов. Общими силами образовали танцевальную группу, подкрепили ученический хор мужскими голосами» (Емельянова, 1977, с. 127). И первой работой стала опера «Алеко». Её премьера состоялась 9 мая 1955 года в драматическом театре им. А. В. Луначарского, в тот же вечер зрители увидели ещё и Сцену в корчме из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского. Дирижёром постановки был С. М. Глаголев, хор готовил И. Я. Дёмин, руководителем балетной группы являлся Ф. И. Полуянов. Главными исполнителями сольных партий были певцы-любители: художник Н. Макаров (Алеко), руководитель самодеятельного хора вагоноремонтного завода А. Вилкова (Земфира), инженер теплоэлектроцентрали А. Бочаров (Старый цыган), учащиеся музыкального училища В. Горин (Молодой цыган) и М. Суркова (Старая цыганка) (Емельянова, 1977, с. 127). Поэтому оценка исполнения музыковедом Н. Н. Емельяновой такова: «Успех был большим. Но исполнение нельзя было назвать профессиональным. Многие из участников не только первый раз пели в опере, но и никогда раньше не выходили на сцену» (1977, с. 127). По прошествии пяти лет уже сложившийся при Музыкальном училище оперный коллектив восстановил «Алеко» и 23 мая 1960 года вместе со сценами из «Черевичек» П. И. Чайковского представил свою работу на суд тамбовского зрителя. Но главной целью артистов было познакомить с этим шедевром русской музыки жителей районов области. Коллективу в составе 95 человек «предоставили два специальных вагона. <...> За шесть дней в Сампуре, Чакино, Ржаксе, Уварове, в Мучкапе прошло восемь спектаклей... <...> Всюду залы были переполнены. Слушатели стояли даже на улице у открытых дверей и окон.
Жители районов и сёл тепло встречали артистов. Многие сцены в "Алеко" сопровождались дружными аплодисментами. Большим успехом пользовались Ю. Морозов (Алеко) и Л. Севастьянова (Земфира) - обладатели красивых и сильных голосов» (Емельянова, 1977, с. 128-129). Заметим, что и Ю. Морозов, и. Л. Севастьянова ещё были учащимися вокального отделения Тамбовского музыкального училища.
Последующая хронология связана с концертными исполнениями произведения. В 1973 году Тамбовское музыкальное училище торжественно отметило 100-летие со дня рождения С. В. Рахманинова. Памятной дате учебное заведение посвятило цикл мероприятий, проходивших в течение месяца. Они логично завершились концертным исполнением оперы «Алеко». Это была большая работа дирижёрско-хорового, оркестрового и вокального отделений, а также артистов филармонии, привлечённых в качестве солистов. На юбилейном вечере 14 апреля исполнителями были преподаватель Г. Трифонов (Алеко), певцы филармонии Н. Землянская (Земфира) и Н. Самодуров (Старый цыган), учащиеся вокального отделения В. Солодовников (Молодой цыган), В. Керосинская (Старая цыганка). Рецензенты Д. Калашников и А. Иволгин в областных газетах «Тамбовская правда» и «Комсомольское знамя» соответственно дали высокую оценку профессиональному мастерству солистов.
Важно подчеркнуть, что также высоко был отмечен исполнительский уровень студентов. А. Иволгин (1973) написал: «Роль молодого цыгана была поручена старшекурснику В. Солодовникову, и певец справился с ней удачно. У него хорошо поставлен голос - приятного тембра тенор с широким диапазоном, чёткой дикцией, ему присуща эмоциональность. Всё это позволило создать запоминающийся образ». Хорошее впечатление произвела В. Керосинская. Из рецензий ясно следует, что её автор не остался равнодушным и к хору. «Хор учащихся показал себя с самой выгодной стороны. Все хоровые партии в спектакле исполнялись на хорошем уровне. Особенно выразительно и чисто в отношении дикции хор пел в финале. Хормейстеры - преподаватели С. П. Храмова и И. Я. Дёмин - основательно подготовили своих воспитанников», - резюмировал А. Иволгин (1973). Об оркестре своё мнение высказал Д. Калашников (1973) следующим образом: «Говоря об оркестре, следует заметить, что различная степень подготовки оркестрантов - учащиеся разных курсов - не могла не отразиться на игре. Не всё отработано, например, при смене ритмов порой доминировали группы медных и деревянных инструментов и т. д. В общем же, несомненно, передан колорит рахманиновской музыки, начиная с интродукции и далее в оркестровых фрагментах. Слушатели по достоинству оценили результаты наряжённой работы молодых оркестрантов под руководством дирижёра-преподавателя С. Ферулёва».
В статье Д. Калашникова обращает на себя внимание поставленный журналистом вопрос: сумели ли исполнители при отсутствии сценических средств раскрыть в полной мере «значимость содержания произведения, кипение пылких чувств, обаяние музыки»? Ответ дан положительный, что, в свою очередь, позволяет сделать однозначный вывод: при отсутствии возможности поставить оперный спектакль со всеми атрибутами сценического искусства, нужно использовать форму концертного воплощения. Качественное исполнение оперного произведения в этом случае оказывает на слушателей столь же благоприятное воздействие, как и восприятие его в театре.
Ту же оперу С. В. Рахманинова в концертном исполнении тамбовчане слышали в интерпретации студентов-заочников хорового отделения Тамбовского филиала Московского государственного института культуры (1990 г., руководитель курса О. Л. Городенская). Осуществили задуманное солисты М. Косякова, П. Попов, А. Александров, Ю. Козинец, хормейстер С. В. Защук, концертмейстер С. Лукашёва.
В постсоветский период сокращённым вариантом сочинения С. В. Рахманинова «Тамбовконцерт» открыл свой сезон 1994-1995 года. Без оркестровых номеров, под фортепианное сопровождение пели московские солисты и Тамбовский камерный хор, художественным руководителем которого до сегодняшнего дня является заслуженный деятель искусств РФ В. В. Козляков.
Не единожды жители областного центра были свидетелями исполнения оперы в рамках Международного музыкального фестиваля им. С. В. Рахманинова. Концертными площадками становился зал филармонии и открытая сцена в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка».
Для наглядности исполнительские составы концертных интерпретаций оперы «Алеко» в формате Рахма-ниновских фестивалей представим в виде Таблицы 1.
Таблица 1. Исполнительские составы концертных интерпретаций оперы <Алеко» в формате Рахманиновских фестивалей
Год Номер фестиваля Исполнители Место исполнения
1999 XVIII Тамбовский симфонический оркестр (дирижёр Дмитрий Васильев); Тамбовский камерный хор им. С. В. Рахманинова (рук. заслуженный работник культуры РФ, профессор Владимир Козляков); Солисты ГАБТ: заслуженный артист России Юрий Нечаев (Алеко), лауреат международного конкурса им. С. В. Рахманинова Юлия Замятина (Земфира), народный артист России Виктор Таращенко (Молодой цыган), заслуженная артистка России Ольга Терюшнова (Старая цыганка), лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского Ал. Киселёв (Старый цыган) Тамбов, Ивановка
2011 XXX Тамбовский симфонический оркестр (дирижёр - лауреат международного конкурса, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных Александр Соловьёв); Тамбовский камерный хор им. С. В. Рахманинова (рук. заслуженный деятель искусств России, профессор Владимир Козляков); Солисты из Москвы: заслуженный артист России Юрий Нечаев (Алеко), лауреат международных конкурсов, обладатель приза слушательских симпатий радио «Орфей» Мария Горелова (Земфира), заслуженный артист России, солист Большого театра Роман Муравицкий (Молодой цыган), лауреат международных конкурсов, солист театра «Геликон-опера», приглашённый солист Большого театра Алексей Тихомиров (Старый цыган), Наталья Николаева (Старая цыганка) Ивановка
2017 XXXVI Тамбовский симфонический оркестр (дирижёр Роман Петров); Смешанный хор Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова (рук. профессор Ольга Немкова); Солисты: заслуженный артист России, солист театра «Новая опера» Владимир Ку-дашев (Алеко), Софья Орешко (Земфира), заслуженный деятель Казахстана, солист театра «Астана-опера» Нурлан Бекмухамбетов (Молодой цыган), лауреат международных конкурсов, солист театра «Новая опера» Сергей Шеремет (Старый цыган) Тамбов
Единственный раз в новом столетии в рамках Рахманиновского фестиваля тамбовчане видели музыкально-театральную постановку «Алеко» в исполнении Воронежского государственного театра оперы и балета (2003).
Заключение
Таким образом, благодаря инициативности тамбовских исполнителей, организаторов Рахманиновских фестивалей опера «Алеко» живёт в нашей памяти, в памяти почитателей её создателя - Сергея Васильевича Рахманинова. И каждый раз от соприкосновения с этой насыщенной эмоциями и страстями музыкой слушатели приходят в восхищение, восторгаются гениальностью истинно русского композитора С. В. Рахманинова, впитавшего в себя и соки земли тамбовской.
Источники | References
1. Александр Ильич Зилоти. 1863-1945: воспоминания и письма / сост., авт. предисл. и примеч. Л. М. Кутате-ладзе; под ред. Л. Н. Раабена. Л.: Музгиз. Ленинградское отделение, 1963.
2. Емельянова Н. Н. Музыкальные вечера: хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1977.
3. Иволгин А. В постановке молодых // Комсомольское знамя. 1973. 20 апреля.
4. ИН. «Алеко» // Московские ведомости. 1893. 29 апреля (№ 116).
5. Калашников Д. В. «Алеко» // Тамбовская правда. 1973. 22 апреля.
6. Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973.
7. К-ин Н. «Алеко» // Русские ведомости. 1893. 5 мая (№ 121).
8. Киракосова М. А. О первой постановке «Алеко» в Тбилиси (По следам русской прессы) // Творчество С. В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. Опыт и новые направления исследований на рубеже XX-XXI веков: мат. III междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 130-летию С. В. Рахманинова. Тамбов -Ивановка: Изд-во Тамбовского университета, 2003.
9. Кругликов С. «Алеко» Рахманинова // Дневник «Артиста»: приложение к журналу «Артист». 1893. № 6.
10. Михеева М. В. Архив С. В. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора. Тамбов - Ивановка, 2012.
11. Отчёт Тамбовского отделения Императорского Русского музыкального общества и учреждённого при нём музыкального училища за 1915-1916 г. Тамбов, 1917.
12. Рахманинов С. В. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном / пер. с англ. М.: Радуга, 1992.
13. Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3-х т. М.: Советский композитор, 1978. Т. 1. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма / сост.-ред., авт. вступ. ст., ком., указ. З. А. Апетян.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Казьмина Елена Олеговна1, к. иск., проф.
1 Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова Kaz'mina Elena Olegovna1, PhD
1 Tambov State Pedagogical Institute of Music named after S. V. Rachmaninoff
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 03.05.2023; опубликовано (published): 12.07.2023.
Ключевые слова (keywords): С. В. Рахманинов; опера «Алеко»; краеведческий аспект; тамбовские постановки; Рахманиновский фестиваль; S. V. Rachmaninoff; opera "Aleko"; local history aspect; Tambov productions; Rachmaninoff Festival.