УДК 378.091.398+371.314.6
Опережающее повышение квалификации педагогов: эджайл- и скрам-методологии
Т. Б. Волобуева
кандидат педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0001 -6809-8962 [email protected]
Advanced professional training for teachers: Agile and Scrum methodologies
T. B. Volobueva
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Статья посвящена использованию гибких методологий в системе дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Образование не всегда быстро реагирует на изменчивые требования рынка труда, общества, новые запросы молодежи. Scrum и Agile популярны во многих сферах деятельности благодаря современным инструментам и новаторским подходам. Востребованность проектной деятельности и командной работы в обучении диктует спрос на соответствующую подготовку педагогов. Гибкие методологии усиливают эффективность управления проектами. Цель исследования заключается в выявлении потенциала эджайл- и скрам-методологий для повышения квалификации педагогов. Методология (материалы и методы). Теоретической и методологической базой достижения цели стали теоретический анализ информации (научных статей, сайтов крупных фирм, баз данных), уточнение понятий и разграничений разных подходов, осмысление Scrum и Agile в контексте обучения педагогов и учащихся, апробация их, опросы, наблюдения, беседы. Результаты. Анализируются стержневые составляющие эджайл- и скрам-методологий. Адаптируются к образовательным целям ценности и принципы Agile. Аргументируются отличия Agile, Scrum, Kanban. Выделены и охарактеризованы ритуалы скрам (митинги планирования, стар-тапы, демонстрация продукта, ретроспекти-
ва), роли (владелец продукта, scrum-мастер, члены команды), спринты, артефакты (диаграммы сгорания, списки, продукт, scrum-доски). Отобраны сервисы, поддерживающие гибкие методологии. Обосновывается специфика и продуктивность Agile и Scrum в процессе освоения дополнительных профессиональных программ. Анализируются сильные и слабые стороны эджайл и скрам, потенциальные возможности и риски для педагогических кадров. Обобщаются результаты опросов слушателей. Теоретическая значимость состоит в обогащении андрагогики новейшими методологиями. Научная новизна исследования представлена методической характеристикой процесса применения Agile и Scrum в повышении квалификации педагогов. Практическая значимость статьи заключается в возможности применения предложенных подходов в системе дополнительного профессионального образования педагогических кадров. Заключение. Подтверждена целесообразность повышения квалификации с использованием Agile и Scrum. Доказана перспективность и высокий развивающий потенциал этого нововведения.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. The article is devoted to the use of flexible methodologies in the system of additional professional education for teachers. Education does not always respond quickly to the changing demands of the labor market, society, and new demands of young people. Scrum and Agile are popular in many industries because of their modern
tools and innovative approaches. The demand for project activities and teamwork in training dictates the demand for appropriate training of teachers. Flexible methodologies enhance the effectiveness of project management. The goal of research is to identify the potential of Agile and Scrum methodologies for advanced training for teachers. Methodology (materials and methods). The theoretical and methodological basis for achieving the goal was the theoretical analysis of information (scientific articles, websites of large companies, databases), clarification of concepts and distinctions of different approaches, understanding Scrum and Agile in the context of teaching teachers and schoolchildren, testing them, surveys, observations, conversations.
Results. The core components of the Agile and Scrum methodologies are analyzed. Agile values and principles are adapted to educational goals. The differences between Agile, Scrum, Kanban are argued. Scrum rituals (planning meetings, startups, product demonstration, retrospective), roles (product owner, scrum-master, team members), sprints, artifacts (combustion diagrams, lists, product, scrum-boards) highlighted and characterized. Services that support flexible methodologies have been selected. The specifics and productivity of Agile and Scrum in the process of mastering additional professional programs are justified.
The strengths and weaknesses of Agile and Scrum, potential opportunities and risks for teaching staff are analyzed. The results of the audience surveys are summarized. The theoretical significance consists in enriching andragogy with the latest methodologies. The scientific novelty of the study is represented by the methodological characteristics of the process of using Agile and Scrum in the advanced training for teachers. The practical significance of the article lies in the possibility of applying the proposed approaches in the system of additional professional education of teaching staff. Conclusion. The expediency of professional development using Agile and Scrum has been confirmed. The prospects and high developing potential of this innovation have been proven.
Ключевые слова: повышение квалификации, проект, команда, эджайл, скрам, педагог, гибкие методологии, инструмент.
Keywords: advanced training, project, team, Agile, Scrum, teacher, flexible methodologies, tool.
Введение. Основными характеристиками современного социума являются постоянные изменения, цифровизация, глобализация, экологизация. Работодатели усложнили требования к потенциальным работникам. Чтобы выпускник владел актуальными компетенциями, был конкурентоспособным на рынке труда, нужно перестраивать образовательный процесс. Традиционные уроки, лекции, семинары для нового поколения малоэффективны. Педагогам следует осваивать новейшие техники, использовать экономические и IT-инструменты для решения педагогических задач, владеть современной терминологией, без традиционных оправданий. Аргументация, что новое - это хорошо забытое старое, что нужно бороться с иностранными словами в речи, не работает сегодня. Практически все новейшие технологии не имеют старых аналогов. Словарь русского языка официально пополняется.
Метод проектов отмечен в государственных образовательных стандартах как наиболее продуктивный для реализации системно-деятельностного и метапредметного подходов. Интересным ответом на вызовы времени стало применение Scrum (скрам) и Agile (эджайл) в общеобразовательных организациях и высших учебных заведениях. Это гибкие методологии, которые используют в управлении IT-проектами, а сейчас интегрируются во многие отрасли, в том числе и образование. Они не противоречат требованиям государственных ведомств, подходят для решения задач в условиях неопределенности, поиска новых путей педагогического воздействия, могут внедряться частично или с полным погружением. Принципы и ценности эджайл хорошо воспринимаются участниками образовательного процесса. В приоритет выставляются взаимоотношение людей, не процессов, фокус на результате, а не на инструкциях, эксперименты и изменения, а не жесткое соблюдение алгоритма, сотрудничество с учениками, а не согласование планов.
Скрам - результативный подход к организации работы команды над проектом с определенными ролями, инструментами и встречами, акцентированием на гибкости и коммуникациях. Применяя его, педагоги готовят обучающихся не только к активной социализации, самореализации в профессии, но и к повышению личной эффективности.
Целью исследования является обоснование целесообразности использования эджайл-и скрам-методологий в повышении квалификации педагогических кадров.
Обзор литературы. Термин "Scrum" появился раньше, чем "Agile" и использовался в контексте нового похода к разработке продукта на предприятиях копировальной и автомобильной промышленности. Скорость и гибкость подавались как главные его преимущества. Проводились параллели с командной игрой регби [1]. Agile - манифест - стал основным документов гибких подходов, закрепив правила и философию создания продукта. Подробные планы - не главная опора для команды разработчиков. Важнее отслеживать постоянные внутренние и внешние изменения, поддерживать постоянную связь с заказчиками и пользователями. Эджайл мотивирует поиск новых решений, экспериментирование [2].
Scrum и Agile практикуют преимущественно в IT-сфере. С 1991 по 2022 г. появилось значительное число публикаций по данной теме. Большая часть из них относиться к практическим руководствам или описаниям с элементами прикладных исследований. В зарубежных научных и научно-практических трудах [3; 4] эджайл- и скрам-методологии анализируются как эффективные инструменты для следующих целей:
- разработка и оптимизация продукции;
- частый выпуск, ежедневное обновление изделий;
- поиск новых технологий;
- маркетинг;
- исследование возможностей и преимуществ продукта;
- формирование E-рассылок;
- продвижение товара.
Scrum и Agile высоко результативны в любой проектной деятельности, а также в командной работе различного направления. Авторы считают Scrum секретом успеха Google и Amazon.
В русскоязычной литературе рассматриваемые методологии пишутся как английскими, так и русскими литерами. Российские исследователи посвятили свои работы адаптации эджайл- и скрам-методологий в банковской сфере [5], экономике [6], менеджменте [7]. Значительное число работ посвящено нововведе-
ниям в управление проектами [8; 9] и разработке программных продуктов [10; 11].
Широкое применение Scrum и Agile получили в образовании после создания eduScrum, в котором участвовал и школьный учитель. Обучающее пространство стало более современным, увлекательным, нацеленным на получение школьниками навыков, которые будут полезны им во взрослой жизни. Первая партия педагогов прошла целевое обучение в Москве в 2018 году на авторском семинаре разработчика eduScrum. Сеченовский университет стал пионером в использовании Agile. Пользуются популярностью корпоративные обучающие семинары по эджайл- и скрам-технологиям. Исследователи посвятили свои публикации использованию гибких методологий в учреждениях высшего и среднего профессионального образования [12], в общеобразовательных организациях [13; 14], в дошкольных учреждениях [15].
Анализ работ по данному направлению выявил ряд противоречий между:
- активным внедрением Agile и Scrum в различные сферы деятельности и неподготовленностью специалистов к новому формату работы в командах;
- популярностью гибких методологий на производстве и слабым представлением о них выпускников;
- интересом школьников к новейшим технологиям и медленным внедрением их в образовательный процесс;
- преимуществами обучения с применением Agile и Scrum и неготовностью педагогов к их использованию;
- обязательной проектной деятельностью школьников и невладением ими техниками управления проектами;
- богатым потенциалом эджайл- и скрам-методологий и отсутствием дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров по этой проблеме.
Методология (материалы и методы).
В качестве методологической основы исследования были использованы методы приоритетов, сравнительного, вариантного анализа, системный подход к изучаемым процессам, статистические методы сбора и анализа данных. Применялись общие научные методы познания, индуктивной логики выявления и очерчивания
проблемной области, анализа и синтеза, дедуктивного подхода к поиску решений поставленных задач. Теоретической базой исследования стали работы ведущих отечественных и зарубежных авторов в сфере управления проектами, развития и обучения коллектива, концепции непрерывного образования.
Методы исследования включали также теоретический анализ источников научной информации, данных международной статистики, корпоративных отчетов по изучаемой проблематике, наблюдения, беседы, опросы педагогов, экспертизу качества продукта.
Результаты и их описание. Для освоения и принятия гибких методологий педагогам в процессе повышения квалификации нужно сначала уяснить понятия, концептуальные подходы и особенности нововведений. Поэтому специальный целевой курс начинается с проблемной лекции. Далее идет практическое применение полученных знаний через командную работу в проекте. Agile (гибкий, проворный) -это итеративный структурированный гибкий подход к управлению проектами. Эджайл -мышление базируется на четырех ценностях:
- На первом месте люди и взаимодействия между ними, а не процессы.
- Акцент на продукте, а не на регламентах и документах.
- Тесное взаимодействие с заказчиком, а не бесконечные согласования по факту.
- Постоянные эксперименты и изменения в процессе, а не строгое следование плану.
Их суть, в преломлении к образованию, заключается в следующем:
- неформальные беседы с обучающимися важнее детализации плана работы;
- непосредственное общение важнее оборудования;
- бессмысленно следовать начальному плану, нужно быть готовым к изменениям требований, событий;
- разработка с реальной практической значимостью важнее ее подробного описания.
У Agile 12 принципов. Среди них царят две главные позиции. Во-первых, важно быть гибким, динамичным, готовым к быстрым реакциям, так как изменения происходят часто, иногда непредсказуемо. Во-вторых, грамотная коммуникация положительно влияет на процесс работы и конечный результат. Короткие, конструк-
тивные ежедневные совещания позволяют сделать блиц-анализ успехов и проблем, дисциплинируют и мотивируют участников. Команда меняет свое отношение к итоговой ценности. Но это происходит не быстро. Скрам усиливает преимущества эджайл. В его основе будут те же принципы, непрерывное обучение, получение и использование нового опыта, готовность приспосабливаться к изменениям, командное развитие. По сути, он является эвристической методикой. Если Agile можно назвать инструкцией пользователя, то Scrum - набором инструментов.
Scrum (толкучка, схватка мяча в виде спорта регби) - это один из самых популярных подходов Agile-методологии. К его ценностям относятся уважение, открытость, сфокусированность, смелость, преданность. Добавляются такие важные принципы как адаптация, инспекция, прозрачность. На этом основывается общее доверие к изменениям требований, хода событий. Его структурированность и гибкость не противоречат друг другу, адаптируются под образовательные задачи. В Scrum прописаны роли, процессы и артефакты.
В скрам-команде выполняются три отдельные роли: члены команды разработчиков, владелец продукта, scrum-мастер. Владельцем продукта целесообразно назначить преподавателя кафедры института дополнительного профессионального образования. Он заинтересован в высоком качестве результата, понимает требования образовательных стандартов, заказчиков образовательных услуг, ожидания педагогов, вызовы времени. Соответственно им он выстраивает иерархию приоритетов заданий для выполнения командой. Кроме этого, владелец продукта постоянно участвует в работе таким образом:
- крупные задачи каскадирует в подзадачи, управляет изменениями в приоритетах и задачах;
- объясняет членам команды значение заданий для конечного продукта;
- постоянно сотрудничает с сотрудниками профильной кафедры, командой;
- дает понятные указания по работе, консультирует, помогает максимально использовать свой потенциал;
- помогает найти дополнительные материалы для создания продукта.
Некоторые функции менеджера проекта он делит со scrum-мастером. На эту роль выбирается методист института или слушатель. Как правило, сотрудник институт знает свою категорию педагогов. Из группы слушателей он выделяет подходящую кандидатуру (лидерство, гибкость, опыт и пр.). Scrum-мастер обучает команду тонкостям методологии, следит за выполнением принципов Scrum, оптимизирует рекомендации и практику, мотивирует коллег. Он назначает и проводит митинги, распределяет ресурсы, направляет команду, ликвидирует противоречия, анализирует и оптимизирует процессы. Команда разработчиков состоит, как правило, из 5-7 человек, функционирует по принципам самоуправления, взаимообучения, взаимопомощи и командной ответственности за результат проекта. Компетенции членов команды дополняют друг друга.
Процесс выполнения проекта делится на равные промежутки времени, которые называются спринты. Их продолжительность зависит от сложности планируемых работ. При реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации спринты короче, а процессы гибче. Это достигается за счет коррекций требований на основе обратной связи от заказчика, а значит, уменьшаются риски работы в неправильном направлении. В межкурсовой период спринты длиннее, т. к. проекты реализуются без отрыва команды от работы в образовательных организациях. Их преимущество состоит в том, что совещания проводятся, частично, в онлайн режиме, на решение задач остается больше времени. В исключительных случаях (потеря актуальности заданий, невозможность их выполнения по каким-либо причинам) спринт может быть остановлен раньше запланированного срока. Решение об остановке принимает владелец продукта или команда. Новый спринт начинается безотлагательно.
Результат разработки, главный список задач, список рабочих задач, диаграмма сгорания именуются артефактами Scrum. Первый список (бэклог продукта) ведет владелец. Он представляет собой перечень требований к продукту, его функциональных возможностей, которые могут часто меняться для улучшения и актуализации результата. Требования ранжированы по приоритетности, трансформируются в зада-
чи и получают оценку. Второй список (бэклог-спринта) - перечисление рабочих заданий, изменений, уточнений для реализации в течение спринта. Он тоже не является фиксированным и упорядочен по степени важности. Для наглядности заданий используются доски (настенные, электронные). Целевое оформление спринта способствует принятию командой оптимальных решений. Данный артефакт особенно полезен, если команда нашла альтернативные пути выполнения задания и самостоятельно приняла решение их использовать.
Диаграмма сгорания (Sprint Burndown Chart) иллюстрирует темпы продвижения команды к цели. Она обновляется при завершении каждой задачи. Предусмотрены два вида диаграмм: для спринта и для проекта. Демонстрация объемов выполненной и оставшейся работы стимулирует активность команды.
Результат проекта - готовый продукт (инкремент). В рамках формального повышения квалификации продуктом может быть дидактический кейс, полностью обеспечивающий раздел учебной программы, пакет развернутых планов-конспектов уроков (предмет и класс определяется по контингенту слушателей), набор цифровой визуализации сложного учебного материала: плакатов с инфографикой, скрабинг-демонстраций, анимационных фильмов и др. В ходе неформального повышения квалификации всегда работали творческие группы по созданию учебных комплексов или отдельных изданий учебно-методического сопровождения: пособий, атласов, сборников задач и пр. Их работа стала активнее, эффективнее, с возросшим обучающим эффектом, когда была организована в формате проектной деятельности с использованием эджайл- и скрам-методологий.
В Scrum предусмотрены ритуалы. Scrum-совещания называются митингами. На первом митинге формулируется цель спринта, обсуждаются задачи, владелец продукта отвечает на все вопросы. Далее идут обязательные ежедневные короткие совещания, называемые стендапами. Рекомендуется проводить их стоя, не более 15 минут. Каждый член команды кратко рапортует о результатах вчерашней работы, планах на сегодня, препятствиях и трудностях. На этих встречах проблемы озвучивают, но не решают. Важно, чтобы стендапы про-
ЧИППКРО
ходили в одно и то же время. Демонстрация результата (Sprint Review) - проводится по окончании спринта. Даже очень плохой результат презентуется на общем митинге. В неформальной обстановке обсуждаются итоги спринта, владелец продукта вносит изменения в его бэклог. Наиболее ценимый педагогами ритуал - ретроспектива (Retrospective). Члены команды со скрам-мастером обмениваются опытом, конструктивно обсуждают сильные и слабые стороны отработанного спринта, взаимоотношения, качество взаимодействия, инструменты, потенциальные возможности улучшения процессов, прогнозируют риски. Здесь должны быть найдены и озвучены ответы на ряд вопросов:
- Какие ошибки совершила команда и почему?
- Можно ли их исправить и как?
- Как можно оптимизировать работу?
- Что тормозит достижение цели?
- Какие решения нужно принять для усиления прогнозированности процесса?
Владелец продукта может не приходить на этот ритуал, но, обычно, участвует в обсуждении. Kanban (канбан от японского «рекламный щит, вывеска») - еще один популярный подход Agile-методологии, очень близкий к Scrum. В нем нет ролей, меньше предписаний, спринтов (задача разрабатывается столько, сколько нужно). Приоритеты расставляет команда. В проекте могут работать несколько узкопрофильных или универсальных команд. Ключевая цель - быстрое продвижение задач по стадиям «Планирование», «В разработке», «На тестировании», «Завершено».
В Kanban визуализация играет большую роль. В скрам доску очищают после каждого спритна, а в Канбан - доска постоянно заполнена. Чаще используют электронную доску, но применяются и обычные, исписанные фломастерами, маркерами, заклеенные стикерами. В карточках на досках указаны приоритеты и отражены переходы задач в другие колонки. В разных проектах могут быть как основные, так и договорные колонки. Статусы отражают этапы выполнения задачи, число которых ограничено и определяется «весом», т. е. затратами времени. Команда сама определяет временные рамки задач на начальном этапе. Статусы обеспечивают прозрачность работы, ограничивают
«зависание» в задании. Kanban демократичнее Scrum, в нем меньше директив. Возможна комбинация этих подходов.
Использовать вышеописанные методологии помогают ряд сервисов:
- Atlassian. Поддерживаются ценности и принципы Agile. Удобен для Scrum, Kanban, смешанных методологий. Есть большой выбор инструментов, Scrum-доски, бесплатный период. Можно отслеживать ход работы на смартфоне.
- Scrum-Time. Русскоязычная платформа для управления проектами по методологиям Agile, Scrum, Kanban. Предоставляет доски со всеми инструментами, функции менеджера задач. Есть бесплатный период, платные тарифы очень демократичные.
При освоении дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагоги вовлекаются в проектную деятельность по эджайл- и скрам-методологиям. После проблемной лекции совместно составляется чек-лист методологий и сравнительная таблица (табл. 1).
Чек-лист может выглядеть таким образом:
Я хочу научиться:
- правильно расставлять приоритеты;
- вести бэклог;
- проводить спринты;
- формировать эффективную команду;
- быстро и четко анализировать и прогнозировать выполнение задач;
- пользоваться scrum-доской, составлять диаграммы сгорания;
- грамотно проводить ретроспективу;
- новым методам оптимизации, моделирования и проектирования;
- продуктивной демонстрации результатов в конце каждого спринта;
- растить scrum-мастера внутри команды;
- выбирать самые удобные инструменты.
Обучение проходит короткими спринтами,
в начале которых слушатели ставят цели, определяют задачи и приоритеты, а в конце анализируют успехи и неудачи, ищут пути решения проблем. Благодаря быстрой обратной связи преподаватель постоянно корректирует процессы, использует адаптивные педагогические методы. Работа в команде развивает целый комплекс гибких навыков, среди которых особенно оттачиваются коммуникативные и лидерские качества,
Таблица 1
Сравнение эджайл- и скрам-методологий
Методологии Философия Методология Ритуалы Роли Артефакты
Agile Есть Нет Нет Нет Нет
Scrum Нет Есть Есть Есть Есть
Общее Прозрачность Короткие итерации Частые релизы Учет изменений Постоянное улучшение
Таблица 2
SWOT-анализ Agile- и Scrum-методологий
Сильные стороны Слабые стороны
Большая прозрачность проекта Отсутствие опытных скрам-мастеров
Высокая вовлеченность команды, универсальность навыков Выход из «зоны комфортности», непривычность работы в рамках спринта
Постоянное улучшение продукта и оптимизация работы Трудности в подборе инструментов Scrum, которые подходят к данному проекту
Повышенное чувство ответственности команды Недостаточное внимание документации в противовес требованиям привычной отчетности
Эффективное обучение и продуктивное развитие участников проекта Сложности первичной адаптации методологий к педагогической деятельности
Потенциальные возможности Потенциальные угрозы
Формирование корпуса опытных скрам-мастеров Неправильное назначение владельца продукта
Использование гибких методологий в постоянно действующих межкурсовых веб-мастерских, педагогических лабораториях, методических веб-студиях Превращение ежедневных ритуалов в рутину
Проведение мастер-классов по использованию Agile-и Scrum-методологий Возвращение к традиционным моделям работы в команде и привычному мышлению
критическое и системное мышление. Кроме того, значительно повышается познавательная и творческая активность, культура взаимодействия. Поиск нестандартных решений проходит в дискуссиях и мозговых штурмах. Оценивая промежуточные результаты, слушатели стимулируют углубление аналитико-прогностических компетенций, умений педагогического моделирования и конструирования. Опыт работы в режимах неопределенности, многозадачности, непрерывном обучении, адаптации к изменчивым факторам резко повышает конкурентоспособность специалистов.
Создавая практически значимый педагогический продукт, обучающиеся осваивают эджайл- и скрам-методологии, адаптируют их для своей педагогической практики, примеряют новые роли scrum-мастера и владельца продукта.
Обсуждение. В процессе повышения квалификации с применением Agile- и Scrum-методологий проводились открытые онлайн опросы. В них приняли участие 112 педагогов,
осваивающих дополнительные профессиональные программы и 64 участника проектных групп, функционирующих в межкурсовой период. В целом новый формат обучения, подкрепленный практической ценностью разработанного продукта, заслужил высокие баллы удовлетворенности слушателей (94%). Освоение гибких методологий не происходит быстро. Они, как показывает опыт, вызывают заинтересованность у педагогов в возрасте 25-45 лет. Главные аргументы их выбора - современность (98%), соответствие вызовам времени (94%), перспективность для старшеклассников (88%), соответствие их амбициям (80%).
Другие возрастные категории педагогов считают это нововведение сложным (82%), ломающим привычные педагогические системы (64%), сотрясающим устоявшееся мировоззрение (62%). Большинство педагогов (68%), прошедших целевое повышение квалификации, считают эджайл- и скрам-методологии полезными для них, но для школьной практики адаптируемые только частично. Они становятся ак-
ЧИППКРО
тивными членами проектных команд в межкурсовой период, шлифуя свои эджайл- и скрам-умения.
Каждый слушатель составил для себя свод-анализ работы по гибким методологиям. В таблице 2 представлен обобщенный свод-анализ четырех групп.
Педагоги отметили развивающие эффекты методологий:
- усовершенствование гибких навыков (94%);
- углубление рефлексивных умений (82%);
- повышение инновационной готовности (82%);
- осознание перспективности командной работы в педагогической практике (78%);
- стимулирование самообразования и саморазвития (66%);
- приобщение к актуальным бизнес-инструментам (64%).
- переосмысление педагогической миссии, фокусирование на подготовке конкурентного выпускника (64%).
Заключение
Agile и Scrum - современные методологии, повышающие эффективность управления процессами. Набор ценностей эджайл усиливает гибкость скрам. Идея постоянного совершенствования является ключевой в обеих методологиях. Agile можно назвать образом мышления, тогда Scrum - методика работы. Их популярность обеспечивается применимостью в любой сфере, в которой реализуются проекты, формируются команды. Стержневые составляющие Agile - принципы и ценности, Scrum - роли (владелец продукта, scrum-менеджер, члены команды), спринты, ритуалы (митинги планирования, стартапы, демонстрация результата, ретроспектива), артефакты (списки заданий, диаграммы сгорания продукт, доски). Благодаря собраниям, контактам с заказчиками, отсутствию надзора обеспечивается полная прозрачность процессов, командная мотивация и ответственность. В работе быстро прогрессируют обучение, развитие членов команды, уровень творчества. Эти методологии являются не только инструментами управления проектами, но личной эффективности.
Адаптация Agile и Scrum для повышения квалификации педагогических кадров приближает работников образования к современным
бизнес-технологиям, позволяет освоить перспективные методологии, терминологию эффективных менеджеров проектов, выйти на новый уровень профессионализма, переосмыслить свою педагогическую практику в фокусе подготовки успешного выпускника прогрессивным инструментарием. Применение эджайл и скрам в системе формального и неформального дополнительного профессионального образования показала значительную результативность нововведения.
Библиографический список:
1. Beck K. et al. The agile manifesto. 2001. URL: http://agilemanifesto.org/iso/ru/manifesto. html (дата обращения: 15.03.2022).
2. Takeuchi, H. The New New Product Development Game. 1986. URL: https://hbr.org/1986/ 01/the-new-new-product-development-game (дата обращения: 15.03.2022).
3. Moskvicheva, N. S., Svadkovski V. A. Application of Scrum for it projects. Actual Problems and Prospects of Economic Development: Russian and Foreign Experience, 2020, No. 3 (28), pp.147-149.
4. Esteki, M., Gandomani T. J., Farsani, H. K. A risk management framework for distributed Scrum using prince methodology Esteki. Bulletin of Electrical Engineering and Informatics, 2020, Vol. 9, No. 3, pp. 1299-1310.
5. Ефимова, Е. С. Scrum как метод управления проектами в банковском секторе / Е. С. Ефимова, Я. А. Колесникова. - Текст : непосредственный // Вестник современных исследований. - 2018. - № 5.2 (20). - С. 130-133.
6. Саркисян, В. Р. Проблемы внедрения Scrum (Agile) в России / В. Р. Саркисян. -Текст : непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 3 (116). -С.963-965.
7. Маланина, Ю. Н. Технология Scrum в управлении персоналом / Ю. Н. Маланина. -Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - № 6. -С. 520-526.
8. Сысоева, Л. А. Подходы к использованию методологии Scrum для управления проектами по автоматизации сквозных бизнес-процессов / Л. А. Сысоева. - Текст : непосредственный // International Journal of Advanced Studies in Computer Engineering. - 2020. - № 1. - С. 21-30.
9. Осипова, А. В. Возможности применения методологий Agile, Scrum в ИТ-проектах / А. В. Осипова, А. В. Лукьянова. - Текст : непосредственный // Modern Science. - 2021. -№ 1-2. - С. 81-91.
10. Болохнов, А. А. Описание модели внедрения программных продуктов Agile Scrum /
A. А. Болохнов. - Текст : непосредственный // Вопросы экономических наук. - 2020. -№ 1 (101). - С. 19-21.
11. Будилов, В. Н. Процесс разработки программного продукта по методологии Scrum /
B. Н. Будилов, А. А. Романов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. -№ 24 (366). - С. 13-14.
12. Лялюк, А. В. Scrum-методология обучения как фактор предупреждения рисков образовательной среды вуза / А. В. Лялюк, А. С. Мол-чан. - Текст : непосредственный // Управление образованием: теория и практика. - 2019. -№ 2 (34). - С. 68-76.
13. Милякова, И. М. Scrum как метод развития коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка в средней общеобразовательной школе / И. М. Милякова. - Текст : непосредственный // Академия педагогических идей Новация. - 2020. - № 3. - С. 3-6.
14. Иост, В. В. Scrum-технологии в образовательной деятельности школьников / В. В. Иост. - Текст : непосредственный // Общество. - 2020. - № 3 (18). - С. 58-61.
15. Жарликова, В. И. Использование Scrum доски для самоорганизации и самоуправления старших дошкольников в рамках обновленного содержания образования / В. И. Жарликова. -Текст : непосредственный // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. - 2019. -№ 4. - С. 423-432.
References:
1. Beedle, M., Beck, A., Cockbum, W. Cunningham Manifesto for Agile Software Development. 2001. Available at: http://agilemanifesto.org/ iso/ru/manifesto.html (accessed date: 03/15/2022).
2. Takeuchi, H., Nonaka, I. The New New Product Development Game. 1986. Available at: https: //hbr.org/ 1986/01/the -new-new-product-development-game_(accessed date: 03/15/2022).
3. Moskvicheva, N. S., Svadkovski, V. A. Application of Scrum for it projects. Actual Problems and Prospects of Economic Development: Russian
and Foreign Experience. 2020, No. 3 (28), pp.147-149.
4. Esteki, M., Gandomani, T. J., Farsani, H. K. A risk management framework for distributed Scrum using prince methodology Esteki. Bulletin of Electrical Engineering and Informatics, 2020, Vol. 9, No. 3, pp. 1299-1310.
5. Efimova, E. S., Kolesnikova, Ya. A. Scrum as a project management method in the banking sector [Scrum kak metod upravleniya proektami v bankovskom sektore], Bulletin of modern Research, 2018, No. 5.2 (20), pp. 130-133.
6. Sarkisyan, V. R. Problems of Scrum (Agile) implementation in Russia [Problemy vnedreniya Scrum (Agile) v Rossii], Economics and Entrepre-neurship, 2020, No. 3 (116), pp. 963-965.
7. Malanina, Yu. N. Scrum technology in personnel management [Tekhnologiya Scrum v uprav-lenii personalom], Topical issues of modern economics, 2020, No. 6, pp. 520-526.
8. Sysoeva, L. A. Approaches to the use of Scrum methodology for project management for automation of end-to-end business processes [Podhody k ispol'zovaniyu metodologii Scrum dlya upravleniya proektami po avtomatizacii skvoznyh biznes-processov], International Journal of Advanced Studies in Computer Engineering, 2020, No. 1, pp. 21-30.
9. Osipova, A.V., Lukyanova, A.V. Possibilities of using Agile, Scrum methodologies in IT projects [Vozmozhnosti primeneniya metodologij Agile, Scrum v IT-proektah], Modern Science, 2021, No. 1-2, pp. 81-91.
10. Bolokhnov, A. A. Description of the Agile Scrum software product implementation model [Opisanie modeli vnedreniya programmnyh produktov Agile Scrum], Questions of economic sciences, 2020, No. 1 (101), pp. 19-21.
11. Budilov, V. N., Romanov, A. A. The process of developing a software product using Scrum methodology [Process razrabotki programmnogo produkta po metodologii Scrum], Young scientist, 2021, No. 24 (366), pp. 13-14.
12. Lyalyuk, A. V., Molchan, A. S. Scrum-methodology of training as a risk prevention factor of the educational environment of the university [Scrum-metodologiya obucheniya kak faktor preduprezhdeniya riskov obrazovatel'noj sredy vuza], Education management: theory and practice, 2019, No. 2 (34), pp. 68-76.
13. Milyakova, I. M. Scrum as a method of developing communicative competence at a foreign
language lesson in a secondary school [Scrum, kak metod razvitiya kommunikativnoj kompetencii na uroke inostrannogo yazyka v srednej obshcheobra-zovatel'noj shkole], Academy of Pedagogical Ideas Novation, 2020, No. 3, pp. 3-6.
14. The Jost, V. V. Scrum technologies in the educational activities of students [Scrum-tekhnologii v obrazovatel'noj deyatel'nosti shkol'nikov], Society, 2020, No. 3 (18), pp. 58-61.
15. Garliava, V. I. The use of Scrum Board for self-organization and self-management of senior preschool children in the framework of the updated content of education [Ispol'zovanie Scrum doski dlya samoorganizacii i samoupravleniya starshih doshkol'nikov v ramkah obnovlennogo soderzhaniya obrazovaniya], Scientific Almanac of the Association France-Kazakhstan, 2019, No. 4, pp.423-432.
Образец для цитирования статьи:
Волобуева, Т. Б. Опережающее повышение квалификации педагогов: эджайл- и скрам-методологии / Т. Б. Волобуева. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 4 (53). - С. 77-86.
Example for article citation:
Volobueva, T. B. Advanced professional training for teachers: Agile and Scrum methodologies [Operezhayushhee povy'shenie kvalifikacii pedagogov: e'dzhajl- i skram-metodologii], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 4 (53), pp. 77-86.