Применение метода Scrum в обучении студентов: организация командной работы
Гороховская Надежда Анатольевна,
ст. преподаватель, Бурятский институт инфокоммуникаций (филиал), «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме виртуального командного взаимодействия. Обоснована актуальность формирования у студентов навыков работы в удаленной команде. Автором предложено использование обучения в сотрудничестве в электронной информационно-образовательной среды. Рассмотрена гибкая методология Agile, которая является одной из эффективных стратегий планирования и организации командной работы. Описаны ее ключевые ценности: люди и их коммуникации важнее процессов и инструментов; работающий продукт важнее комплексной документации; сотрудничество с клиентом важнее обсуждений условий контракта; реагирование на изменения важнее максимально чёткого следования плану. Адаптированы принципы Agile применительно к организации командной работы в образовательном процессе. Описан метод «Scrum», этапы спринта. Приведены примеры международных IT компаний использующих методологию Agile, метод «Scrum» в своей деятельности. Представлено соотношение этапов сотрудничества в Scrum и eduScrum. Рассмотрены возможности использования метода «Scrum» в образовательном процессе. Приведен опыт использования методология Agile, метода Scrum при формирования социально-коммуникативной компетентности будущих программистов. Эксперимент осуществлен в процессе преподавания спецкурса «Сотрудничество в профессиональной деятельности» и производственной практики профессионального модуля 03 «Участие в интеграции программных модулей» для специальности 090203 «Программирование в компьютерных системах».
Ключевые слова: методология Agile, метод Scrum, обучение в сотрудничестве, виртуальное командное взаимодействие.
Введение
Большинство российских электронных информационно-образовательных сред используют платформу электронного обучения Moodle как удобную систему управления электронными курсами и учебной деятельностью обучающихся. Курсы, разработанные в Moodle, включают информационно-образовательные ресурсы, элементы для проверки сформированности знаний (задания, тесты) и организации интерактивного общения (чат, форум, вики). Хорошим средством для учебной аналитики являются отчёты о деятельности участников курса (посещаемости, выполнении заданий) и многое другое.
Однако современные требования к организации образовательного процесса, которые подверглись значительной коррекции в условиях панде-мии-2020, требуют поиска дополнительных мер повышения качества преподавания.
Ожидания работодателей обусловлены необходимостью быстрой адаптации работника к постоянно меняющимся внешним условиям, прежде всего технологиям производства. Уже в начале 2000-х годов ожидаемыми компетенциями работников были [1]: умение работать в команде и на благо команды, умение решать нестандартные задачи, умение брать на себя ответственность, умение и желание учиться, работоспособность.
Методология Agile для организации командной работы в образовательном процессе
В условиях цифровой трансформации социально-экономических сфер жизнедеятельности важно уметь взаимодействовать, сотрудничать в виртуальной глобальной сети. С 1 января 2021 г. законодательно закреплена возможность дистанционной (удаленной) работы [2] не только посредством информационно-телекоммуникационных сетей (Интернета), но и сетей общего пользования. Таким образом, к дистанционной работе теперь относится и взаимодействие с персоналом по телефону, мессенджерам, с помощью SMS и др.
Учёные-экономисты активно разрабатывают проблему управления удаленной командой [3] -группой профессионалов из разных часовых поясов, с разными навыками и различной культурой, работающих вместе над единым проектом. Исследователи отмечают [4], что отсутствие тесного контакта с остальными сотрудниками препятствует формированию доверия и взаимной целеустремленности, поэтому удалённый (дистанционный) работник иногда не чувствует себя частью
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U со
команды. Таким образом, в вузе или техникуме должны быть созданы условия для формирования у студентов навыков работы в удаленной команде.
Одним из эффективных способов достижения этой цели является использование возможностей обучения через сотрудничество в электронной информационно-образовательной среде. Согласно определению, сформулированному Дж.Т. Мак Грегором [5], обучение в сотрудничестве - подход к обучению, в котором участвуют группы студентов, работающих над решением поставленной задачи или над созданием проекта [6]. В практике обучения в сотрудничестве для выполнения образовательных проектов активно используются веб-инструменты [7]: блоги, вебинары, ментальные карты, чаты, телеконференции, видеоконференции, онлайн-встречи, мгновенные сообщения, группы новостей, социальные сети, виртуальные доски.
Уже много лет одной из эффективных стратегий планирования и организации командной работы, основанной на сотрудничестве, является гибкая методология Agile. Понятие Agile отражает способность быстро и успешно реагировать на новые ситуации или изменения [8]. Появление данной методологии связано с кризисом в разработке программного обеспечения в 1990-х годах, когда технические задания к программному продукту устаревали уже на этапе его разработки из-за изменений в бизнес-процессах, запросах клиентов.
Основные идеи Agile-манифеста (совместная работа, частое общение, адаптация к изменениям и принятие решений в текущих проектах) реализуют ключевые ценности сотрудничества: люди и их коммуникации важнее процессов и инструментов; работающий продукт важнее комплексной документации; сотрудничество с клиентом важнее обсуждений условий контракта; реагирование на изменения важнее максимально чёткого следования плану [9].
Манифест Agile, разработанный для организации командной работы в IT-профессиях, содержит двенадцать принципов, согласно которым [10]:
- главным показателем эффективности труда программистов является удовлетворенность клиентов;
- требования к продукту меняются на всех стадиях проекта, что усиливает конкурентное преимущество заказа;
- программный продукт представляется заказчику как можно чаще;
- заказчик и разработчики должны работать вместе в течение всего периода исполнения заказа;
- работу должны выполнять мотивированные специалисты, собранные в команде, готовые поддерживать постоянный темп работы на неопределённый срок;
- необходимо живое общение команды;
- основным показателем эффективности является непрерывная работоспособность разработанного продукта;
- предпочтительными являются гибкие процессы, способствующие устойчивому развитию проекта;
- важно постоянное внимание к проектированию и техническому совершенству;
- стремление к простоте позволяет минимизировать объем незавершенной работы;
- следует стимулировать самоорганизацию команды;
- условием эффективности командного взаимодействия является системный анализ.
Эти правила характеризуют самоорганизующиеся команды [11], которые способны разрабатывать лучшие архитектурные и технические решения на основе систематического поиска путей повышения эффективности командной работы, постоянной корректировки своей работы.
Учитывая актуальность методологии Agile в быстроменяющихся технологических процессах, к которым должны быть готовы студенты - будущие программисты, мы адаптировали вышеназванные принципы применительно к организации командной работы в образовательном процессе:
1) студент показывает результаты выполненных заданий преподавателю как можно чаще;
2) преподаватель создает условия для мотивированной работы над проектом;
3) студентам предоставляется возможность самостоятельно планировать процесс работы над проектом;
4) для организации проектного взаимодействия использовать приемы и сервисы живого общения;
5) основным показателем эффективности командной работы является качество проекта, отвечающее требованиям преподавателя;
6) студенты должны поддерживать высокий темп работы над проектом;
7) целесообразно проводить системный и систематический анализ командного взаимодействия.
Метод Scrum для организации командного взаимодействия.
Для реализации сформулированных принципов командной работы студентов мы выбрали метод Scrum, основанный на принципах и ценностях Agile, как средство гибкой разработки проектов и внедрения инноваций.
Термин «Scrum» был введён Н. Икуджиро и Х. Такеучи (1986 г.) для нетрадиционного управления проектами: за ограниченный промежуток времени (спринт) предоставить заказчику готовый программный продукт. Суть метода состоит в том, что разработка продукта осуществляется в тесном сотрудничестве команды разработчиков и заказчика. Процесс разработки включает несколько спринтов, в ходе каждого из которых заказчик получает всё более качественный и усовершенствованный программный продукт. Итоговую стадию завершенности программного продукта определяет заказчик, но и в последующем программный продукт может дорабатываться до новой версии.
Метод Scrum применяют многие международные IT компании (Google, Amazon, Apple, Siemens, Ericsson, CiscoSystems и др.), а также известные медиакомпании (NationalPublicRadio, ChicagoTrib-une, NewYorkTimes, WashingtonPost, ProPublica) [12].
Интерес к данному методу вызван тем, что в его основе заложено четкое структурирование процесса управления проектом. Управление развитием проекта на основе Scrum включает следующие этапы спринта:
1 этап - заказчик определяет концепцию продукта;
2 этап - формируется команда, способная выполнить работу на высоком профессиональном уровне;
3 этап - команда выбирает Scrum-мастера;
4 этап - создаётся ранжированный список требований к проекту, который может меняться на протяжении всего производственного процесса;
5 этап - определяются время и необходимые ресурсы для выполнения каждого требования;
6 этап - формируется бэклог - список требований, которые необходимо реализовать в спринте;
7 этап - планируются задачи спринта: на основе требований формулируются задачи, определяется время на их выполнение в человека/часах;
8 этап - в процессе выполнения проекта на доске отражается выполнение задач («Разработка», «Тестирование», «Релиз»), что позволяет увидеть текущее состояние спринта.
На протяжении всего спринта проводятся ежедневные 15-минутные встречи. После завершения спринта демонстрируется готовый проект, проводится ретроспективное собрание, на котором обсуждаются итоги спринта, эффективность командного взаимодействия, принимаются решения о мерах улучшения работы команды; вносятся изменения в список требований к проекту.
По мнению А. Герреро-Ролдан, И. Ногера, Р. Мас [13] применение Agile и Scrum в образовании значительно улучшают командную работу студентов за счёт более чёткого распределения ролей и обязанностей, визуализации рабочего процесса, ежедневных встреч участников проекта, высокой ответственности участников за выполненную работу. Исследователи считают, что Scrum представляет собой эффективную стратегию подготовки обучающихся к решению проблем в реальных ситуациях [14]. По мнению Йох. Фо-гельзанг, У. Адмирал, Я. Дриэль использование метода Scrum стимулирует сотрудничество, самостоятельную работу и поощряет обратную связь [15].
Метод Scrum помогает выстроить оперативную обратную связь в командной работе, позволяет анализировать опыт предыдущих действий и улучшать повторяющиеся действия, поэтому данный подход применяется как для подготовки будущих программистов, так и для обучающихся по гуманитарным дисциплинам [13].
Используя Scrum, преподаватель может организовать сотрудничество обучающихся, освобождаясь от традиционного менторского влияния. Зарубежные коллеги [13] считают, что этот метод позволяет развивать навыки командного взаимодействия. Р. Дж. Прието [9] отмечает эффективную систему вознаграждения в Agile: обучающиеся зарабатывают очки за выполнение определённых видов деятельности (чем лучше выполнил, тем больше получил), за выдающуюся работу (высокие результаты в определённых областях).
Таким образом, основываясь на отмеченных выше исследованиях об эффективности использования Scrum в образовательном процессе, мы считаем возможным его внедрение в процесс формирования навыков коммуникации и командного взаимодействия.
Подтверждением тому является методика ed-uScrum, разработанная авторским коллективом из Нидерландов (В. Вейнандс, А. Делий, Р. Золин-ген) [16] для работы со школьниками и активно используемая в Германии [17]. Данная методика основана на принципах прозрачности (рабочий процесс должен быть наглядным, понятным для всех участников), текущей проверки (сопоставление накопленных материалов и отслеживание прогресса относительно целей обучения); адаптивности (пересмотр плана или подхода в случае необходимости). В eduScrum предусмотрены роли: владелец продукта, eduScrum-мастер, команда участников.
Владелец продукта (учитель) отвечает за выбор темы для изучения и ожидаемые результаты обучения, а также осуществляет мониторинг в целях улучшения качества учебных процессов на основе критериев соответствия, оценивает учебные материалы. Один из учеников назначается или избирается eduScrum-мастером. Его функции состоят в том, чтобы обеспечить прозрачность рабочего учебного процесса, точность реализации принципов eduScrum в команде и тем самым поддерживать эффективное командное взаимодействие.
Спринтом здесь является период, во время которого изучается учебный материал (не больше двух месяцев). Спринт состоит из нескольких сессий: планирование скрипта и формирование команд; «планерка» (ежедневное короткое утреннее собрание); выполнение задач в течение скрипта; ретроспективное собрание и личная рефлексия. Одним из важных этапов скрипта является «ретроспективное собрание», цель которого повысить эффективность командного взаимодействия. Во время ретроспективного собрания обучающиеся обсуждают результаты скрипта с нескольких позиций: взаимоотношения, продуктивность командных процессов, эффективность используемых инструментов, трудности и успехи, что требует улучшения; составление плана по внесению изменений, меры для улучшения командной работы.
Считаем, что успешное использование метода eduScrum в формировании навыков коммуникации и командного взаимодействия определяется
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
вниманием к организации, управлению и рефлексии командной деятельности с последующим принятием плана улучшения командного взаимодействия.
Далее в таблице представим соотношение этапов сотрудничества в Scrum при разработке программного обеспечения и в школьном обучении (табл. 1).
Таблица 1. Этапы сотрудничества в Scrum и eduScrum
Этапы Scrum eduScrum
1 этап определение концепции продукта, формирование бэклога будущего продукта (при участии заказчика) определение тем, задач, результатов обучения, педагог разрабатывает бэклог ожидаемых учебных результатов
2 этап организация команды, определение ролей организация команды, определение ролей
3 этап ранжирование списка требований к проекту, определение сложности выполнения каждого требования, формирование бэклога (участвуют все члены команды), распределение задач бэклога внутри команды планирование спринта, распределение задач между участниками
4 этап выполнение проекта, отражение хода проекта на доске, ежедневные короткие встречи выполнение проекта, отражение хода проекта на доске, ежедневные короткие встречи
5 этап демонстрация готового проекта оценивание итогов работы
6 этап ретроспективное собрание ретроспективное собрание, личная рефлексия
о с
U со
Сравнение этапов сотрудничества позволило
выявить различия и сходства: А) различия:
- на первоначальном этапе в методе Scrum команда разработчиков совместно с владельцем разрабатывает бэклог, а в eduScrum педагог определяет цели, задачи и результаты обучения;
- Scrum предполагает демонстрирование готового проекта, а eduScrum - проверку учебных результатов;
Б) сходства:
- организуется командное взаимодействие путём распределения ролей среди участников;
- предусматривается этап ознакомления с материалом, на этом этапе осуществляется подробное планирование спринта на основании поставленных целей и задач, распределение задач между участниками;
- предполагается детальное отслеживание проекта с помощью доски и ежедневных коротких встреч;
- наиболее важным является проведение ретроспективного собрания, так как на данном этапе принимаются решения, позволяющие команде
повысить эффективность командного взаимодействия и индивидуальной работы.
Таким образом, метод Scrum целесообразно применять в производственном процессе и образовательной деятельности для организации командного взаимодействия. Однако, если метод Scrum предполагает свободную самостоятельную работу участников команды, то в eduScrum преподаватель определяет цели, задачи проекта, отслеживает ход его выполнения и оценивает результаты.
Для эффективной командной работы необходимо проводить «демонстрацию готового проекта». В eduScrum этот этап не обозначен, между тем именно презентация продукта, результата позволяет приобретать опыт коммуникации. Не случайно в последние годы стали популярными демонстрационные экзамены в качестве итоговой аттестации выпускников [18]. Поэтому считаем, что демонстрационный этап важно включать в командной работе обучающихся.
Для проектной командной работы полезны ретроспективные собрания, так как обеспечивают анализ командного взаимодействия, способствуют совершенствованию совместной работы в следующем спринте. Такие собрания позволяют обучающимся освоить новые модели межличностного общения и применять их в образовательной деятельности.
Итак, использования метода Scrum в образовательном процесс необходимо реализовать шесть обязательных этапов: 1 - формирование бэклога для конкретного спринта (преподаватель определяет тему, задачи, ожидаемые результаты обучения); 2 - формирование команды и распределение ролей (студенты); 3 - планирование спринта, распределение задач между участниками (студенты); 4 - выполнение проекта, отражение хода проекта на доске, ежедневные короткие встречи (студенты и преподаватель); 5- демонстрация готового проекта (студенты); 6 - ретроспективное собрание, личная рефлексия (студенты и преподаватель). Длительность спринта может составлять до двух месяцев, количество спринтов по конкретной дисциплине устанавливается преподавателем.
Опыт использования методология Agile, метода Scrum при формирования социально-коммуникативной компетентности будущих программистов
Опытно-экспериментальная работа данного исследования состояла в апробации методология Agile, метода Scrum при формирования социально-коммуникативной компетентности будущих программистов в условиях смешанного обучения в сотрудничестве. Базой исследования был выбран Бурятский институт инфокоммуникаций филиал Сибирского государственного университета информатики и коммуникаций. Для участия в педагогическом эксперименте были выбраны студенты, обучающиеся по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» (51 чел. вошел в экспериментальную группу, 50
чел. составила контрольная группа). Экспериментальное обучение было организовано в процессе преподавания спецкурса «Сотрудничество в профессиональной деятельности» и производственной практики профессионального модуля 03 «Участие в интеграции программных модулей» для специальности 090203 «Программирование в компьютерных системах».
На вводном занятии по данному курсу студенты экспериментальной группы знакомились с: понятием сотрудничества, и его применением в профессиональной деятельности программистов; манифестом Agile; гибким управлением проектов Scrum. На данном же занятии проводился в игровой форме спринт. Проведение его позволило обучающимся приобрести практический опыт взаимодействия по методу Scrum. Случайным образом формировались команды, которые самостоятельно выбирали скрам-мастера.
Для организации сотрудничва были использованы web-сервисы Офис 365, Trello. В начале каждого спринта команды из экспериментальной груп-
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
пы получали бэклог спринта (список задач спринта). Команды открывали доску в Тге11о, доступ к которой получали все участники команды. Каждая команда давала доступ к доске владельцу продукта, в роли которого выступал преподаватель. На основании бэклога спринта команды создавали карточки на доске. Каждая карточка представляет собой конкретную задачу спринта. В карточке приводилось описание задания, при необходимости команда составляла чек-лист, указывала сроки выполнения и участника, ответственного за выполнение данного задания.
Всего в рамках спецкурса «Сотрудничество в профессиональной деятельности» было проведено четыре спринта: личная эффективность, коммуникации, формирование команды, виртуальная командная работа. По учебной практике, так же было проведено четыре спринта. Результаты эксперимента показали, что по всем компонентам социально-коммуникативной компетентности была получена положительная динамика (см. рис. 1).
низкии средний I высокий
Рис. 1. Уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности по каждому компоненту в экспериментальной и контрольной группе после реализации модели
Выводы
Опыт использования методологии Agile, метода Scrum во время спецкурса «Сотрудничество в профессиональной деятельности» показал, что обучающиеся приобрели опыт командной деятельности. Развили знания, навыки, получили опыт: постановки цели, представления проектов, урегулирования конфликтов, образования команды, виртуальной командной работы, планирования и становления виртуальных команд, сплочения команды в условиях виртуальной работы. Мы в след за А. Маганой, Ю. Сих, П. Томасом, считаем, что ретроспективные собрания позволяют осмыслить командную работу, тайм-менеджмент, коммуникации [19]. Применение метода Scrum во время учебной практики - это практическая реализация профессиональной деятельности программиста, как с точки зрения профессиональных навыков, так и социального взаимодействия участников, что является основой для успешной профессио-
нальной деятельности. По мнению обучающихся, использование метода Scrum во время учебной практики позволило выполнить большой объем работы за короткий срок спринта. На наш взгляд методологию Agile, метод Scrum наиболее подходят при подготовке программистов, журналистов, менеджеров. А также, специалистов, использующих виртуальное командное взаимодействие.
Литература
1. Авраамова Е.М., Гурков И.Б., Карпухина Г.Ю., Левинсон А.Г., Михайлюк М.В., Полушки-на Е.А., Стучевская О.И. Требования работодателей к системе профессионального образования // Управление. Финансы. Образование. / Под ред.: Т.Л. Клячко, Г.А. Краснова. М.: МАКС Пресс, 2006
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
4.
5.
о с
U со
в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» от 08.12.2020 N 407-ФЗ. http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_370070/ Иконников С.В. Управление удаленными командами // Московский экономический журнал. 2020. № 9. С. 255-259. D0I:10.24411/2413-046X-2020-10606
Рафикова З.Р., Растегаева Ф.С. Основные правила эффективного управления удаленной командой // Современные технологии управления. 2021. № 1 (94). DOI:10.24412/2226-9339-2021-194-1; Вишнетская И.В. Управление удаленным персоналом: принципы организации дистанционного менеджмента // Научный журнал. 2021. № 1. С. 49-51.; Савельев М.А. Проблема поддержания эффективности команд разработчиков информационных систем в период массового перехода на удаленный режим работы // // Универсум: технические науки. 2021. № 1-1 (82).
MacGregor, J.T. Collaborative learning: Shared inquiry as a process of reform / J.T. MacGregor // New Directions for Teaching and Learning. - 1990. - № 42. - P. 19-30. DOI: 10.1002/ tl.37219904204.
Laal, M, Laal, M. Collaborative learning: what is it? / M. Laal, M. Laal // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. -№ 31. - P. 491-495. DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.12.092. Артеменко В.Б. Организация сотрудничества в электронном обучении на основе проектного подхода и веб-инструментов // ОТО. 2013. № 2. С.489-504.
Kombly, R. Cambridge Business English Dictionary / R. Kombly. Cambridge: Cambridge ELT, 2011.-966 p.
Rodulfo J. Prieto The Agile Classroom: Embracing an Agile Mindset In Education [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/laboratoria/the-agile-classroom-embracing-an-agile-mindset-in-education-ae0f19e801f3 (дата обращения: 22.09.2016)
10. Noguera I., Guerrero, A., Mas, R., Collaborative agile learning in online environments: Strategies for improving team regulation and project management / I. Noguera, A. Guerrero, R. Mas // Computers & Education. - 2017. - № 116. - Р. 110-129.
11. Haunts, S. A Gentle Introduction to Agile Software Development / S. Haunts. - London: Stephen Haunts Ltd, 2017. - 86 p.
12. Сазерленд, Дж. Scrum. Революционный метод управления проектами / Дж Сазерленд; пер. с англ. Марии Гескиной. - Москва: Манн, Иванов и Фербер. - 2016. - 272 с.
13. Noguera I., Guerrero, A., Mas, R., Collaborative agile learning in online environments: Strategies for improving team regulation and project management / I. Noguera, A. Guerrero, R. Mas // Computers & Education. - 2017. - № 116. - Р. 110-129.
6.
7.
8.
9.
14. Scott, E., Rodriguez, G., Soria, A., Campo, M. Are learning styles useful indicators to discover how students use Scrum for the first time?/ E. Scott, G. Rodriguez, A. Soria, M. Campo // Computers in Human Behavior. - 2014. - Vol. 36. - Р. 56-64.
15. Vogelzang, J., Admiraal, W., Driel, J. Scrum Methodology as an Effective Scaffold to Promote Students' Learning and Motivation in Context-based Secondary Chemistry Education. / J. Vogelzang, W. Admiraal, J. Driel // Mathematics, Science and Technology Education. - 2019. - Vol. 15. DOI: 10.29333/ejmste/109941.
16. Stolze, A. Wijnands, W. Transforming Education with eduScrum: Bringing Methodologies from Industry to the Classroom / A. Stolze, W. Wijnands // Agile and Lean Concepts for Teaching and Learning, Luxembourg: Springer, 2019. - P. 95-114.
17. Google Trends [Электронный ресурс]. URL: https://trends.google.ru/trends/?geo=RU (дата обращения: 26.03.2020)
18. Касаткин В.О. Практика проведения демонстрационного экзамена // Решетнев-ские чтения. 2018. № 2. С. 563-564.; Иваниц-кая М.В. Демонстрационный экзамен. Плюсы и минусы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. № 2. С. 29; Горбунова Т.В., Огандеева Е.В. Демонстрационный экзамен в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2. С. 185-191.; Несына С.В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов // Образовательный вестник «Сознание». 2019. № 10. С. 23-28.
19. Magana, A., M., Seah, Y.Y. & Thomas, P. Fostering cooperative learning with Scrum in a semi-capstone systems analysis and design course. // Information Systems Education. - 2018. - Vol. 29. -P. 75-92.
APPLICATION OF THE SCRUM METHOD IN STUDENT TRAINING: ORGANIZATION OF A TEAM WORK
Gorohovskaya N.A.
Siberian state university telecommunications and informatics Buryat institute infokommunikatsy (branch)
The article is devoted to the urgent problem of virtual team interaction. The relevance of students' skills building to work in a remote team is substantiated. The author suggests applying the possibilities of collaborative learning in the electronic information and educational environment. One of the effective strategies for planning and organizing team work is flexible Agile methodology. The key values are: people and their communications are more important than processes and tools; a working product is more important than comprehensive documentation; cooperation with the client is more important than negotiation of the contract terms; responding to change is more important than clearly sticking to the plan. Agile principles have been adapted in relation to the organization of team work in the educational process. Scrum method, sprint stages are described. There are examples of IT-companies the Agile methodology and the Scrum method to be used in their activities. The ratio of the stages of collaborative interaction in Scrum and eduScrum is presented. The possibilities of application the Scrum method in the educational process are presented. The experience of using the Agile methodology, the Scrum method in the building of social and communicative competence of future programmers is described as well. The experiment was carried out during the teaching of special course "Collaboration in Professional Activity" and the work practice of the professional
module 03 "Participation in the Integration of Software Modules" for
a specialty 090203 "Programming in Computer Systems".
Keywords: Agile methodology, Scrum method, collaborative learning, virtual team interaction.
References
1. Avraamova E.M., Gurkov I.B., Karpukhina G. Yu., Levinson A.G., Mikhailyuk M.V., Polushkina E.A., Stuchevskaya O.I. Requirements of employers to the system of vocational education // Management. Finance. Education. / Ed.: T.L. Klyachko, G.A. Krasnova. Moscow: MAKS Press, 2006
2. Federal Law "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation in Regard to Regulation of Remote (Remote) Work and Temporary Transfer of an Employee to Remote (Remote) Work on the Employer's Initiative in Exceptional Cases" of December 8, 2020 N 407-FZ. http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_370070/
3. Ikonnikov S.V. Management of remote teams // Moscow Economic Journal. 2020. No. 9. S. 255-259. DOI:10.24411/2413-046X-2020-10606
4. Rafikova Z.R., Rastegaeva F.S. Basic rules for effective management of a remote team // Modern management technologies. 2021. No. 1 (94). DOI:10.24412/2226-9339-2021-194-1; Vishnetskaya I.V. Management of remote personnel: principles of organization of remote management // Scientific journal. 2021. No. 1. S. 49-51.; Saveliev M.A. The problem of maintaining the efficiency of teams of developers of information systems during the period of mass transition to a remote mode of operation // // Universum: technical sciences. 2021. No. 1-1 (82).
5. MacGregor, J.T. Collaborative learning: Shared inquiry as a process of reform / J.T. MacGregor // New Directions for Teaching and Learning. - 1990. - No. 42. - P. 19-30. DOI: 10.1002/ tl.37219904204.
6. Laal, M, Laal, M. Collaborative learning: what is it? / M. Laal, M. Laal // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. -No. 31. - P. 491-495. DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.12.092.
7. Artemenko V. B. Organization of cooperation in e-learning based on the project approach and web tools // OTO. 2013. No. 2. S. 489-504.
8. Kombly, R. Cambridge Business English Dictionary / R. Kombly. Cambridge: Cambridge ELT, 2011. -966 p.
9. Rodulfo J. Prieto The Agile Classroom: Embracing an Agile Mindset In Education [Electronic resource]. URL: https://medi-
um.com/laboratoria/the-agile-classroom-embracing-an-agile-mindset-in-education-ae0f19e801f3 (accessed 09/22/2016)
10. Noguera I., Guerrero, A., Mas, R., Collaborative agile learning in online environments: Strategies for improving team regulation and project management / I. Noguera, A. Guerrero, R. Mas // Computers & Education. - 2017. - No. 116. - P. 110-129.
11. Haunts, S. A Gentle Introduction to Agile Software Development / S. Haunts. - London: Stephen Haunts Ltd, 2017. - 86 p.
12. Sutherland, J. Scrum. Revolutionary method of project management / J. Sutherland; per. from English. Maria Geskin. - Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. - 2016. - 272 p.
13. Noguera I., Guerrero, A., Mas, R., Collaborative agile learning in online environments: Strategies for improving team regulation and project management / I. Noguera, A. Guerrero, R. Mas // Computers & Education. - 2017. - No. 116. - P. 110-129.
14. Scott, E., Rodriguez, G., Soria, A., Campo, M. Are learning styles useful indicators to discover how students use Scrum for the first time?/ E. Scott, G. Rodriguez, A. Soria, M. Campo // Computers in Human Behavior. - 2014. - Vol. 36. - R. 56-64.
15. Vogelzang, J., Admiraal, W., Driel, J. Scrum Methodology as an Effective Scaffold to Promote Students' Learning and Motivation in Context-based Secondary Chemistry Education. / J. Vogelzang, W. Admiraal, J. Driel // Mathematics, Science and Technology Education. - 2019. - Vol. 15. DOI: 10.29333/ejm-ste/109941.
16. Stolze, A. Wijnands, W. Transforming Education with edu-Scrum: Bringing Methodologies from Industry to the Classroom / A. Stolze, W. Wijnands // Agile and Lean Concepts for Teaching and Learning, Luxembourg: Springer, 2019. - P. 95-114.
17. Google Trends [Electronic resource]. URL: https://trends.goog-le.ru/trends/?geo=RU (date of access: 03/26/2020)
18. Kasatkin V.O. The practice of conducting a demonstration exam // Reshetnev readings. 2018. № 2. pp. 563-564.; Ivanit-skaya M.V. Demonstration exam. Pluses and minuses // Electronic scientific and methodological journal of the Omsk State Agrarian University. 2018. No. 2. P. 29; Gorbunova T.V., Ogan-deeva E.V. Demonstration exam in vocational education // Kazan Pedagogical Journal. 2020. No. 2. S. 185-191.; Nesi-na S.V. Demonstration exam in the preparation of future teachers // Educational Bulletin "Consciousness". 2019. No. 10. S. 23-28.
19. Magana, A., M., Seah, Y.Y. & Thomas, P. Fostering cooperative learning with Scrum in a semi-capstone systems analysis and design course. // Information Systems Education. - 2018. - Vol. 29. - P. 75-92.